Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фонодокументирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                           Введение
           Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация, т.е. общение с другими людьми посредством определённых знаков или символов. Первоначально информацию об окружающем мире человек передавал с помощью жестов, мимики, крика, прикосновений и т.п. простейших средств зрительной, слуховой, осязательной коммуникации. Возникновение осмысленной речи и языка ознаменовало, по мнению ряда учёных, появление первой информационной технологии в истории человеческого общения.
                Появление письменности ознаменовало переход человечества к новой информационной технологии. С помощью графических знаковых систем стало возможным отделить информацию от субъекта и зафиксировать её на каком-либо материале с целью последующей передачи во времени и пространстве. В результате появилась документированная информация, т.е. документ. Документ – это информация, закреплённая на материальном носителе в стабильной знаковой форме, созданным человеком способом для её передачи в пространстве и времени. Из определения следует, что документ не существует в готовом виде. Его нужно создать, т.е. зафиксировать необходимую информацию в стабильной форме.
    Звукозапись позволяет во многом ускорить процесс документирования. Например, для записи одной страницы рукописным способом требуется не менее 9 минут, тогда как диктофон позволяет это сделать всего лишь за 3 минуты. Кроме того, даже самые лучшие стенограммы не в состоянии в точности передать сказанное в речи, выступлении и т. п., хотя бы потому, чтозначительная доля информации (по некоторым данным, до 40%) заключена в интонации говорящего.1
Звукозапись – процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения. Иногда звукозаписью называют записанную звуковую информацию, т.е. фонодокумент.
      Фонодокумент представляет собой результат закрепления звуковой информации о явлении или процессе действительности посредством какой-либо системы звукозаписи. Предложенное определение учитывает основные особенности этого документа: возможности отражения тех или иных сторон общественной деятельности, получения информации в звуковой форме и характер ее закрепления на различных носителях. Исходя из этого, создание фонодокументов рассматривается как особый процесс документирования в звуке (фонодокументирования).2
        Актуальность данной  работы в настоящее время определяется тем, что фонодокументы выступают в качестве одной из основных форм распространения информации, форме соучастия общества в событиях современной мировой истории. Использование фонодокументов в сравнении с возможностями восприятия сознанием печатного текста значительно повышает перспективы управления общественными процессами.
           Степень изученности темы: История отечественного фонодокументирования длина и многообразна.
       Фонодокументы относятся к числу слабо изученных исторических источников, что затрудняет их широкое использование в научных и других исследованиях. Проведенный A.A. Кузиным3 анализ фонодокументов и процесса их изготовления позволил также уточнить и дополнить критерии ценности этих документов (среди них - авторство, художественная ценность исполнения, оригинальность и новизна произведения, техническая особенность записи), выделить основные группы фонодокументов, подлежащих постоянному хранению, и организаций, выступающих в качестве источников комплектования государственных архивов фонодокументами, осветить важнейшие   вехи в истории складывания сети государственных архивов, комплектующихся фонодокументами, и современное ее состояние .
   В источниковедческой литературе, вышедшей в свет в начале 1960-х годов, уже можно встретить упоминания о фонодокументах как самостоятельном историческом источнике. Так, академик М.Н.Тихомиров 4говорил о появлении в новейшее время новых источников, среди которых он, наряду с фотографиями и кинофильмами, выделял звуковые записи. Правда, в последующие годы многие источниковеды не считали целесообразным рассматривать фонодокументы в качестве самостоятельного источника, осуществляя их анализ в комплексе с кино-фото-документами. В своем учебном пособии М.Н,Черноморский 5попытался выявить специфические черты кино-фото-фоно-документов в сравнении с другими историческими источниками. Способность кинофотофонодокументов отражать действительность в о динамике М.Н. Черноморский связывал с развитием науки и техники .
          Объектом исследования выступает фонодокументирование, предметом исследования– фонодокумент
        Целью курсовой работы является рассмотрение фонодокументирования, его возникновение, развитие и области применения. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
    рассмотреть вопросы возникновения и развития фонодокументирования;
    изучить фонодокументирование как один из способов документирования;
    выявить материальные носители фонодокументирования
    
 
  Методы:
    изучение, накопление исторической и нормативно-методической литературы по теме;
    анализ и систематизация полученной информации.
     Структура курсовой работы:
    введение - обоснование актуальности темы работы, постановка целей, задач исследования, определение степени изученности темы, предмета и объекта исследования, используемых методов;
    три главы, в которых последовательно раскрывается возникновение фонодокументирования, характеристика материальных носителей, область применения и организацию хранения фонодокументов.
    заключение – подведение итогов исследования;
    библиографический список;
    приложения иллюстрируют работу с нормативными актами и методическими рекомендациями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ    ФОНОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ  
                Человек с давних пор пытался зафиксировать на материальном носителе свою речь, создавая приборы для записи и воспроизведения звуков. В наше время такие приборы выступают в качестве одной из основных форм распространения информации, форме соучастия общества в событиях современной мировой истории.6     

            § 1.    Появление фонодокументирования 
          Попытки создания аппаратов, которые могли бы воспроизводить звуки, предпринимались еще в Древней Греции. В IV-II веках до н. э. там существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии.
             В эпоху Возрождения был создан целый ряд различных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок.
            В Средние века были созданы куранты - башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом, издающие бой в определенной мелодической последовательности тонов или исполняющие небольшие музыкальные пьесы. Таковы Кремлевские куранты и Биг Бен в Лондоне.7
В 1807 г. физик Т. Юнг сумел впервые закрепить следы колебаний звука на закопченной бумаге.
            В 1857 г. Скотт создал фоноутограф – аппарат для записи звуковых колебаний, передаваемых через воздух. И только в 1877 г., т.е. спустя 70 лет, американскому изобретателю Т.А.Эдисону удалось создать аппарат, получивший название фонограф, с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение звука, сначала на валике с оловянной фольгой, а затем на восковом валике. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В частности, француз Ш. Кро предложил идею, а немец Э. Берлинер осуществил на практике запись звука не на вращающийся цилиндрический валик, а на цинковый диск. Так в 1888 г. был изобретён граммофон. В отличие от восковых валиков, с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном.8
Впоследствии  на смену граммофонам пришли электропроигрыватели, где вращение пластинки с заданной скоростью осуществлялось с помощью небольшого электродвигателя. Существенно улучшилось также качество записи и воспроизведения звука.9 

           

§ 2.   Развитие отечественного фонодокументирования
          Теоретически, способ механической фиксации звуковых колебаний был известен давно, однако, только в последней четверти XIX века удалось реально создать прибор, позволяющий не только зафиксировать, но и воспроизвести живой звук. Практически, одновременно, это сделали французский изобретатель Шарль Кро и уже упоминавшийся Томас Эдисон. И тот и другой использовали носитель из мягкого материала (воск, фольга) и мембраны с металлическими иглами. Приоритет Т.Эдисона в том, что он сумел не только создать действующий фонограф, но и наладить его промышленное производство, что способствовало массовому распространению этого способа записи звука.
      Фонограф довольно быстро завоевал популярность, особенно среди специалистов, заинтересованных в фиксации живого звука - этнографов, фольклористов, искусствоведов.  Вместе с тем, на фоновалики были записаны голоса известных политиков, общественных деятелей, видных и популярных представителей литературы и искусства.
       Появление фонографа в нашей стране датируется 1878 годом, когда компания Т.Эдисона организовала показательные записи и фонографические концерты в Политехническом музее в Москве.10
        Первоначально изобретение Эдисона воспринималось с недоверием. В России первого владельца фонографа осудили на 3 месяца тюрьмы за демонстрацию «механического зверя». Однако уже вскоре преимущества и выгоды нового способа документирования проявились в полной мере. Одними из первых пользу звукозаписи увидели коммерсанты. Они, к примеру, рекомендовали приобретать фонографы завещателям наследства, которые бы высказывали с его помощью свою предсмертную волю без оформления письменных заверенных завещаний. При многих достоинствах (компактность, сравнительная простота пользования) фонограф имел и серьезный недостаток - невозможность тиражирования фоноваликов из-за резкой потери уровня звучания при их перезаписи. Этот фактор серьезно сдерживал распространение звукозаписи.11
          Указанный недостаток был преодолен с изобретением граммофона и грампластинки. Эта разработка ганноверского инженера Эмиля Берлинера явилась серьезнейшим скачком в истории звукозаписи. Суть ее заключалась в использовании более совершенного и стойкого носителя - металлического граморигинала, получаемого путем гальванической обработки воскового диска, на котором механическим путем фиксировалась звуковая информация. С граморигинала также гальваническим способом изготавливались матрицы, служившие для печатания тиражей грампластинок. Появилась возможность массового выпуска звуковых записей. Технологическая сложность производства грампластинок компенсировалась простотой эксплуатации звуковоспроизводящего прибора - граммофона. 12С появлением грампластинок и граммофонов началось массовое распространение звукозаписей, в первую очередь в сферу бытовую. Это предопределило характер записей - подавляющее большинство среди них составили музыкальные и эстрадные произведения различных жанров. Граммофоны на первых порах охотно приобретали владельцы трактиров, привлекавшие с их помощью в свои заведения посетителей.13
      Трудно переоценить значение изобретения звукозаписи для развития культуры. Уже впервые десятилетия существования отечественной грамзаписи, начало которой в России было положено в 1899г., удалось записать и тем самым сохранить для потомков голоса многих выдающихся деятелей культуры, искусства, политиков, учёных и т.д. На фоновалики в начале века были записаны, в частности, голоса Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, ряда известных артистов, а на Западе – выступления рейхсканцлера Германской империи О. Бисмарка, английского премьер-министра У. Гладстона, молитвы папы Римского Льва XIII.14
      Фонограф также довольно быстро завоевал популярность, особенно среди специалистов, заинтересованных в фиксации живого звука - этнографов, фольклористов, искусствоведов. При многих достоинствах (компактность, сравнительная простота пользования) фонограф имел и серьезный недостаток - невозможность тиражирования фоноваликов из-за резкой потери уровня звучания при их перезаписи. Этот фактор серьезно сдерживал распространение звукозаписи. Указанный недостаток был преодолен с изобретением граммофона и грампластинки. Эта разработка ганноверского инженера Эмиля Берлинера явилась серьезнейшим скачком в истории звукозаписи.15
           С появлением грампластинок и граммофонов началось массовое распространение звукозаписей, в первую очередь в сферу бытовую. Это предопределило характер записей - подавляющее большинство среди них составили музыкальные и эстрадные произведения различных жанров.16
           Впервые граммофон был продан в России еще в 1895 году и очень быстро завоевал широкую популярность. Зарубежные производители увидели в этом удобную возможность проникновения на российский рынок. Он быстро и прочно оказался захваченным ими. В страну хлынул поток пластинок, что привело к очень жесткой конкурентной борьбе. Чтобы привлечь российского потребителя фирмы шли на различные ухищрения: в рекламных целях всячески расширялся репертуарный диапазон записей, велась борьба за увеличение длительности звучания дисков за счет увеличения их диаметров, использовалась откровенная фальсификация и т.д. В конечном итоге, побеждали те фирмы, которые отказались от ввоза пластинок из-за рубежа, перенеся свои производственные базы непосредственно в Россию и наладив выпуск граммофонных пластинок с российским репертуаром. Наиболее крупными из них были фирмы “Граммофон”, “Пате”, “Экстрафон”, “Сирена Рекорд” и др.17
          В России первый граммофон фабричного производства был изготовлен в 1897 году.
         Есть сведения о том, что первые записи русских артистов были осуществлены в Германии компанией "Эмиль Берлинер Граммофон" в 1898 году, когда были выпущены грампластинки исполнителей цыганских романсов и народного хора под управлением С.Медведевой.
          К рубежу веков грампластиночное производство оформилось в специфическую отрасль промышленности, при удачной постановке дела приносящей немалые прибыли. Сложился определенный рынок грамзаписей со своими приоритетами и спецификой. В общественную жизнь вошло явление, получившее название "граммофонный мир".18
           В нашей стране производство отечественных грампластинок началось в 1902 году с пуском в Риге заводов "Граммофон" и "Зонофон". Вскоре компания "Граммофон" поглотила конкурента, оставив, однако в производстве грампластинки с этикеткой "Зонофон", на которую записывался "второстепенный" по сравнению с "Граммофоном" репертуар.
         Являясь по сути своей транснациональной фирмой, акционерное общество "Граммофон" было наиболее мощным и по техническому оснащению, и по финансовым возможностям производителем грампластинок и граммофонов в России.19
         Появлялись и первые робкие ростки отечественного граммофонного бизнеса. Война 1914—1918 гг. способствовала укреплению позиций российских фирм, так как производственные базы, принадлежавшие компаниям с немецким капиталом были конфискованы в пользу российских владельцев.
        Октябрьская революция 1917 года положила конец деятельности всех частных граммофонных компаний в России, заводы и фабрики по производству пластинок были национализированы. Впоследствии на смену граммофонам пришли электропроигрыватели, где вращение пластинки с заданной скоростью осуществлялось с помощью небольшого электродвигателя. Что существенно увеличило качество записи и воспроизведения звука.
         Первоначально, немногие действующие граммофонные фабрики были подчинены Наркомпроду, но уже в 1919 году они передаются в ведение Центрального управления учета, распределения и распространения произведений печати (Центропечать), в котором создается специальный отдел "Советская пластинка". В сложных экономических условиях начала 20-х годов производство пластинок шло в весьма ограниченных объемах, причем приоритетными были записи политического, агитационного характера.
         С 1922 года граммофонным делом ведало объединение "Грампластинка" в системе Наркомпроса, которое занималось не только производством, но распределением и сбытом звуковой продукции.20
        В 1924 году эти функции были переданы Музпреду Наркомпроса, а вскоре в составе ВСНХ был создан Музтрест, одной из задач которого являлось руководство грампластиночным производством.
         В связи с реорганизацией управления хозяйством страны в 1933 году при Наркомтяжпроме создается Государственный трест граммофонно-пластиночной промышленности (Грампласттрест), на который специальным постановлением Совнаркома СССР были возложены задачи реконструкции и развития всей этой отрасли.
          В этот период значительно возрастают общественные потребности в звуковой информации, что предъявляет новые требования и к технической и к организационной стороне дела. На рубеже 20-х - 30-х годов было обращено внимание и на проблему сохранения звукового исторического наследия, хотя с решением ее все обстояло весьма неоднозначно.
           В 1930-е гг. А.Ф. Шориным был сконструирован аппарат для механической записи звука на киноплёнку, получивший название «шоринофон».Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи.21
           Историю отечественной магнитной записи звука, вероятно, надо писать с 1942 г., когда Н.Рабинович разработал наш первый ленточный магнитофон. В нем использовалась четырехголовочная строчная запись, в определенном смысле предвосхитившая первый формат магнитной видеозаписи. Уже в 1944 г. под руководством И. Горона началось конструирование устройств профессиональной магнитной записи. Были созданы два магнитофона: МАГ-1 с подмагничиванием постоянным током и МАГ-2 с высокочастотным подмагничиванием. Эти разработки вели А. Вроблевский и В. Пархоменко. Московский экспериментальный завод выпустил более 70 магнитофонов МАГ-2. Ими оснащались радиодома нашей страны. Позже на смену пришли усовершенствованные аппараты МАГ-3 (разработчик И. Морев) и МАГ-4 (Э. Дыскин).22
       В 1945 г. Н.Рабинович разрабатывает первый отечественный студийный магнитофон СМ-45. Образец этого устройства был изготовлен в 1948 г. Почти до конца сороковых годов радиовещание в нашей стране использовало механическую запись звука и тонфильмы (запись на фотопленки, аналогичная используемой в звуковом кинематографе тех лет).
      Первым отечественным профессиональным стереомагнитофоном была модель МЭЗ-41. Затем появился переносной аппарат МЭЗ-29, стереомагнитофоны для передвижных записывающих станций и репортажный магнитофон МЭЗ-60. Модели МЭЗ-101, 102, 109 появлялись по мере совершенствования конструкции. Все они - аппараты воспроизведения. Модель МЭЗ-115 была специально предназначена для реставрации записей, а МЭЗ-205 с головкой предварительного считывания для монтажа. Магнитофоны МЭЗ поставлялись в Болгарию, Ирак, Румынию, Северную Корею, Монголию, Афганистан, на Кубу, во Вьетнам и другие страны.
      Первый массовый бытовой магнитофон, точнее приставка, МП-1 был разработан в 1954 г. С.Шифриным и В.Островским. Промышленность выпустила около 60 тыс. таких аппаратов. Основной проблемой магнитной записи оставался износ магнитных головок. Срок службы сердечников магнитных головок составлял всего150-200 часов.23
       Первые профессиональные многодорожечные магнитофоны появились в семидесятые годы. Они позволяли одновременно записывать на магнитную ленту большое число (до 24 и более) сигналов на ленту шириной в один или два дюйма. Такая система произвела подлинную революцию в записи и обработке музыкальных произведений с большим числом исполнителей. Стало возможным записывать отдельно инструменты и инструментальные группы больших симфонических оркестров, вокалистов, и т. п.24
       В 1979 году создали совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинку, - оптический диск для записи и воспроизведения звука.
       По сравнению с механической звукозаписью он имеет целый ряд преимуществ - очень высокую плотность записи и полное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством в процессе записи и воспроизведения. С помощью лазерного луча сигналы записываются на вращающийся оптический диск цифровым методом.25 В результате записи на диске образуется спиральная дорожка, состоящая из впадин и гладких участков. В режиме воспроизведения лазерный луч, сфокусированный на дорожку, перемещается по поверхности вращающегося оптического диска и считывает записанную информацию. При этом впадины считываются как нули, а ровно отражающие свет участки - как единицы. Цифровой метод записи обеспечивает практически полное отсутствие помех и высокое качество звучания. Высокая плотность записи достигнута благодаря возможности сфокусировать лазерный луч в пятно размером менее 1 мкм. Это обеспечивает большое время записи и воспроизведения.26
      Хранить звуковые записи в цифровой форме на оптических дисках гораздо лучше, чем в аналоговой форме на грампластинках или магнитофонных кассетах. Прежде всего, несоизмеримо повышается долговечность записей.27Ведь оптические диски практически вечны - они не боятся мелких царапин, лазерный луч не повреждает их при воспроизведении записей. Так, фирма Sony дает 50-летнюю гарантию хранения данных на дисках. Кроме того, на них не действуют помехи, характерные для механической и магнитной записи, поэтому качество звучания цифровых оптических дисков несоизмеримо лучше. К тому же при цифровой записи появляется возможность компьютерной обработки звука, позволяющей, например, восстановить первоначальное звучание старых монофонических записей, убрать с них шумы и искажения и даже превратить их в стереофонические. Цифровой метод записи сделал возможным объединить на персональном компьютере текст и графику со звуком и движущимися изображениями. Такая технология получила название "мультимедиа".28
         На смену существующим компакт-дискам приходит новый стандарт носителей информации - DVD. На вид они ничем не отличаются от компакт-дисков. Их геометрические размеры одинаковы. Основное отличие DVD-диска - гораздо более высокая плотность записи информации. Он вмещает в 7-26 раз больше информации. Новый стандарт DVD определен таким образом, что будущие модели будут разрабатываться с учетом возможности воспроизведения всех предыдущих поколений компакт-дисков, т.е. с соблюдением принципа "обратной совместимости"
         CD- и DVD-оптические диски стали первыми цифровыми носителями и накопителями информации для записи и воспроизведения звука и изображения.29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОНОДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФОНОДОКУМЕНТОВ
         Документ – это информация, закреплённая на материальном носителе с реквизитами, в стабильной знаковой форме, созданным человеком способом для её передачи в пространстве и времени.30
         Процесс закрепления (фиксации) информации на материальном носителе называется документированием.
       Способ документирования?это действие или совокупность действий, которые применяются для записи информации. По мере развития человеческого общества количество этих способов постоянно увеличивалось и становилось всё более разнообразным. Используемые в настоящее время способы документирования можно условно разделить на две большие группы:
       1. традиционные (начертание, высекание, выжигание, резьба, тиснение, выдавливание и т. п.). В большинстве своём они появились в глубокой древности;
        2. технотронные (от англ. texnotronic) – осуществляемые исключительно с помощью техники и определяемые её развитием, в особенности ЭВМ и связи (механический, фотохимический, электромагнитный, оптический, магнитооптический, электростатический и некоторые другие). Использование этих способов относится к XIX– XXI столетиям.31
        В зависимости от выбранного способа документирования используются соответствующие орудия, инструменты, приспособления, т.е. средства документирования. В свою очередь, способы и средства документирования обусловлены физическими характеристиками и формой материального носителя информации, а также особенностями используемых знаков. Всё это вместе взятое определяет характер той или иной системы документирования.
           Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал ещё в 1870 г. Смит. Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Его изобрёл и построил датский инженер В. Поульсен, использовавший для записи звука остаточное намагничивание стальной проволоки или ленты. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трёх десятков лет. Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 1930-х годов, после того как были изобретены порошковая магнитная лента и электронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловившие появление магнитофона. Электромагнитная запись звука дала возможность не только документировать человеческую речь, но и корректировать записи. В дальнейшем происходило непрерывное совершенствование магнитной записи, а также соответствующей аппаратуры и материальных носителей.32
         Кроме механического и магнитного, был изобретён также фотографический способ записи звука, до 1950-х годов использовавшийся в кинематографе. Этот способ основан на изменении яркости или ширины светового луча, направленного на движущуюся киноплёнку, в зависимости от изменения звуковых колебаний. После соответствующей обработки на киноплёнке образуется звуковая дорожка (фотографическая фонограмма).33
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.