Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предистория социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.04.13. Год: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
     Введение……………………………………………………………………3
      Предыстория развития  социологии…………………………..4
       2.  Социально - философские предпосылки становления социо-
             логии как науки……………………………………………………..9
           2.1Социологическая концепция Огюста Конта………….10
     Заключение………………………………………………………………..20
     Список  литературы……………………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Социология - молодая наука, которая активно  развивается, в ней появляются все  новые направления. Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. У социологии свой предмет исследований.
     Термин "социология" ввел в научный  оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это  было время крупных открытий в  области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался  принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с  физикой как симметричность и  уравновешенность всех структурных  элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая  необходима, прежде всего, для оптимизации  отношений между людьми. О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать  общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно  исследовать с точки зрения общественного  блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику  и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был  характерен эмпирический подход к социологическому знанию.
     Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла  Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой  точкой зрения согласны представители  практически всех основных направлений  современной социологии. В настоящее  время социология - одна из самых  быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Социология - наука  о закономерностях становления  и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает  социальную специфику развития общества. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. 
 

     1. Предыстория  развития социологии
       Аристотель и Платон. Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.).
     Социальные  взгляды Платона заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
     Общество  пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты  до тех пор, пока в нем не устанавливается  твердый порядок, при котором  каждый гражданин занимается своим  делом (разделение труда), но не вмешивается  в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует  считать общество, поделенное на три  класса (сословия): высший, состоящий  из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и  крестьян.
     Принадлежность  к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением.
     У Аристотеля опорой порядка выступает  зажиточное среднее сословие. Кроме  него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство  лучше всего управляется в  том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические  интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
     Аристотель  учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.
     Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они  есть, люди не ропщут друг на друга, так  как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. При коллективной собственности все или большинство  бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие.
     Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.
     В его главном произведении “Государь” описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда  в народе не развиты гражданские  добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении  политического лидера. Макиавелли сформулировал  законы поведения правителя, желающего  добиться успеха.
     Закон первый: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у  них нет. Оба мотива одинаково  разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.
     Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с  выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать  обещания, но, придя к ней, не обязательно  их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.
     Закон третий: творить зло надо сразу, а  добро – постепенно. Наградами  люди дорожат, когда они редки, наказания  же нужно производить сразу и  в больших дозах.
     Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: “Как возможно общество? ” – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу,– это “война всех против всех”, абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворения такой потребности.
     Гражданское общество – высший этап развития; оно  покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. В гражданском обществе возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия. В результате общественного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно  ограничивают личную свободу, получая  взамен надежную защиту.
     Джамбаттиста Вико (1668-1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания “гражданского мира”, полностью сотворенного людьми. По Вико, происхождение всех общественных учреждений следует искать в “модификациях сознания” людей, а не в какой-либо внешней силе, управляющей людьми как марионетками. Причем социальный порядок возникает и развивается “естественным путем... при известных обстоятельствах человеческой необходимости или пользы”. Поскольку история, гражданский мир полностью сотворены людьми по их разумению, то подлежат систематизации, а если создать соответствующий метод, можно и историю превратить в науку, не менее точную, чем геометрия. Вико предложил ряд правил: если периоды в истории тождественны, то можно говорить об аналогии одного периода другому, но не следует распространять на отдельные эпохи представления и категории современности; сходные периоды чередуются примерно в одном и том же порядке; история движется по спирали, а не по кругу, вступая в традиционную фазу в новой форме (закон циклической эволюции).
     Шарль Луи Монтескье сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов определенный порядок. За цепью событий, кажущихся случайными, он пытается увидеть закономерности, которым эти события подвластны. Многие вещи, отмечал он, управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуется общий дух народа.
     В своих произведениях Монтескье  уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Особый интерес представляют его идеи о  разделении властей и трех видах  правления (демократия, аристократия, деспотия), которые впоследствии были положены в основу политического  устройства современных буржуазно-демократических  государств.
     С именем Монтескье во многом связано  возникновение теории географического  детерминизма. Он изучал влияние климата, географической среды, численности  населения на различные аспекты  социально-политической и экономической  жизни. По его мнению, характер политического  режима зависит от размеров территории, занимаемой государством. Например, Монтескье  считал, что республика по своей  природе требует небольшой территории, монархическое государство должно быть средней величины, а обширные размеры империи – предпосылка  для деспотического управления.
     Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” (“порядок позитивный”). В отличие от Гоббса Руссо не считает, что люди от природы враждебны друг другу. В его понимании человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится существом общественным, представлялся ему самой счастливой эпохой – “золотым веком”. Дальнейшие беды человечества возникают по мере усиления социального неравенства. Вследствие разделения труда происходит присвоение всего немногими, которые заключают с неимущими общественный договор, основанный на неравенстве и несвободе неимущих. Так с помощью договора закрепляется неравенство. Оно может быть устранено только путем передачи прав всех отдельных людей обществу в ходе процесса голосования, когда интересы отдельных лиц нейтрализуются и обосновывается общая воля. В этом общественном договоре положение людей двояко: с одной стороны, они независимы как части суверена, а с другой – как подданные вынуждены подчиниться общей воле. Руссо обосновывает законность революционного переворота: народ имеет право “сбросить с себя ярмо” и “вернуть себе свободу”, поскольку рабство противно самому естеству человека. Основой политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Она в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Социально – философские предпосылки становления социологии как науки
     Политические  революции, начавшиеся с Французской  революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего XIX в., послужили  импульсом для социологических  разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.
     Промышленная  революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что  толпы людей из аграрных районов  хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические  структуры, необходимые для существования  зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что  некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.
     Представим  “социологические портреты” ученых, заложивших основы социологии и внесших  наибольший вклад в ее развитие.
     История социологии – это рефлексия социологии на саму себя, ее самосознание. Традиционно история социологии излагается от Огюста  Конта (1798-1857), заложившего ее основное направление – позитивизм. Долгое время позитивизм монопольно определял развитие социологии, методологию и технику социологических исследований. Однако в конце 19 века произошел кризис позитивизма, появилось множество новых теорий.
     С точки зрения позитивизма, социология должна строиться по образу и подобию  естественных наук. Позитивисты выделяют три фундаментальные предпосылки  позитивизма:
      социальные явления с точки зрения любой альтернативной задачи качественно те же ,что и природные явления ( Э.Дюркгейм «Социальные факты должны изучаться как вещи»,т.е. как природные явления )
      методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы в социальных исследованиях.
      задача социологии, по Конту, состоит в разработке системы эмпирических обоснований теоретических обобщений для прогнозирования социальных явлений.
 
     2.1 Социологическая концепция Огюста Конта
     1814 год - О. Конт поступает в Высшую Политехническую школу, где изучает математику и точные науки
     1816 год - отчислен и отправлен  под надзор полиции.
     1817 год – Становится секретарем  Сен-Симона, однако в скором времени из-за разногласий в вопросах авторства и выдвижения концепций, прекращает сотрудничество с Сен-Симоном.
     Давал частные уроки, репетиторствовал, жил  на средства меценатов, занимался научной  деятельностью. Все его попытки  получить преподавательскую должность  в университетах не увенчались успехом.
     В 30 -40 е годы был написан шеститомный «Курс позитивной философии». Последние тома посвящены структуре социологии.
     В 40 е годы занимается организаторской  и проповеднической деятельностью, проповедуя позитивизм как моральное, религиозное общественное учение. В 1851-1854 годах пишет работу «Система позитивной политики или социальный трактат об основах религии человечества»
     Предшественником  О. Конта можно назвать Аристотеля с его ориентацией на эмпирические исследования, наблюдения. Большое влияние на Конта оказал либеральный дух в политэкономии, однако Конт не был никогда либералом, относился критически к либеральным ценностям.
     На  представления Конта о прогрессе  повлиял Жак Тюрго - французский  экономист, общественный деятель. Он предвосхитил разделение Контом культуры на три фазы:
      спекулятивная
      религиозная
      научная
     Конт  ценил Ж.де Местра и Ж. Кондорсе. Ж.де Местр - сторонник королевской власти, мыслитель консервативных, традиционалистских взглядов. Во время революции во Франции был советником русского императора Александра I. Ж. Кондорсе – сторонник революции, прогресса, гражданских свобод. Несмотря на эту противоположность, Огюст Конт рассматривал их как взаимодополняющих, его лозунг – «Порядок и прогресс». И, конечно же, большое влияние на О. Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт отрицал это влияние.
О. Конт многое у него заимствовал: даже выражение «позитивная философия» использовалось Сен-Симоном. У Сен-Симона также можно найти тезисы, близкие Конту:
      Наука о человеке - социальная физика, базирующаяся на наблюдении.
      Ее методы сходны с естественными науками.
      Общество как социальная система
     Но  Огюст Конт - не просто продолжатель идей Сен-Симона. Между ними есть теоретические  и социально-практические расхождения, видение будущего развития науки и человека:
     Сен-Симон  делает акцент на проблемах социального  прогресса, но придает большое значение социальному порядку;
     Огюст Конт – сторонник жесткой социальной иерархии, субординации в обществе, в то время как Сен-Симон обосновал  исчезновение государства со временем.
     Конт  стремился объединить противоречивые традиции своего времени - идею прогресса (свобода, равенство, братство) и идею традиционализма, рационализм Просвещения со средневековым католицизмом и его ролью в жизни европейцев. Религия по Конту вечна как сам человек. Человек - существо не сколько рациональное, сколько эмоциональное и верующее. Конт считал, что для обновления религии нужны новые интеллектуальные обоснования.
     Стремление  создать новую науку об обществе- один из симптомов недовольства философией эпохи Просвещения .Но если одни мыслители  противопоставляли рационализму старые религиозные догмы (как Де Местр), то другие искали выход в научном исследовании социальных явлений. Конт и Сен-Симон встали на позиции «научной реакции» против политической метафизики. Они разработали новую религию человечества. Они хотели вывести Западную Европу из состояния умственной анархии после революции.
     Важный  момент, определивший понимание Контом общественной жизни-отторжение рационалистской философии 18 века, которая рассматривала социальную жизнь, социальные институты как продукт осознанной деятельности людей (Ж.Ж.Руссо, теория общественного договора). Он считал такие идеи опасными для государства. Парадокс состоял в том, что воспитавшись под влиянием Просвещения, он не мог всецело встать на теологические позиции. Поэтому в социологии Конта нашла отражение следующая мысль о происхождении государства: общественные явления естественны, возникают и развиваются подобно естественным организмам. Признание общества частью природы приводило к идее закономерности общественного развития. Человек не может изменить общественную жизнь по своему произволу. Конт противопоставляет духу отрицания созидательный и позитивный дух. «Категория позитивного» становится наиболее общей и главной в мировоззрении Конта. Основное достижение Конта - «Закон трех стадий развития человечества». Конт исходил из трех состояний нашего знания:
     1) Теологическая (фиктивная) стадия. На ней человек объясняет процессы, происходящие в жизни, действием  сверхъестественных сил. 
     2) Метафизическая (абстрактная ) стадия. Представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных идеях.
     3) Научная (позитивная) стадия. Человечество, признав невозможность полного  познания мира, отказывается от  решения глобальных проблем. Люди стали исследовать вещи, которые находятся в пределах их досягаемости.
     Огюст Конт хотел ответить не на вопрос «почему?» а на вопрос «как?» происходят явления. Хотя многие его последователи пытались ответить на вопрос «почему?».
     Суть  позитивной науки – рассматривать  все явления как подчиненные  естественным наукам. Первые и конечные причины не познаваемы. Когда проблемы в социальном знании будут ликвидированы, социальная физика может повести  человечество к прогрессу. Закон  трех стадий Конт хотел сделать основополагающим в социологии. Закон трех стадий противостоял теологическим и спекулятивным  подходам к пониманию истории. 

     Иерархия  положительных знаний и роль социологии
     Огюст Конт пытался определить место и  роль социологии в системе естественных наук. Все науки он разделил на теоретические и практические. Социология по Конту – теоретическая, прикладная наука.
     Теоретические ,в свою очередь, делятся на абстрактные (их цель- открытие законов, которые управляют явлениями –например, Всемирный закон тяготения ) и конкретные (их цель – применение этих законов к действительности ). Абстрактные науки – основные. У Конта получился ряд наук , расположенных по убывающей значимости и возрастающей сложности. Социология при этом получает свое обоснование в биологии. Конт отрицал роль психологии. Рассматривал социальную физику как подвид физики органической, занимающейся феноменами организованных тел. 

     Применение  позитивного метода в жизни
     Развитие  общества подчиняется природным законам. Социология – часть естествознания.
     1879 год - Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология». Это было связано с тем, что бельгийский исследователь А. Кетле свел социальную физику к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология теоретическая наука.
     Конт  придавал большое значение сравнительному методу. Сравнительный метод можно  использовать только подчиняя теории развития человечества. Поэтому более надежен метод исторического сравнения (историко-сравнительный метод) Этот метод оставался господствующим вплоть до 30х годов 20го века (Вебер, Ковалевский и др.).
     В своем понимании исторического  развития человечества, которое составляет основу его социального учения, Конт основывался на работах Шарля Монтескье «Дух законов» и Жака Кондорсе «Эскиз исторической картины и духа человеческого разума. У первого почерпнул – законы - суть необходимое отношение ,вытекающее из природы вещей ,у второго – прогресс разума человека – суть изменений общества. В итоге, соединяя идеи Монтескье и Кондорсе, Конт формирует основной смысл своего учения – неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества.
     Основной  смысл социального учения Огюста Конта – развитие исторического  разума – исходный источник всех преобразований социально-исторической жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному  познанию, связанному с освоением  природы. Возникает вопрос: если история  человеческого разума едина, то как это согласуется с фактом исторического разнообразия народов? Конт искал аргументы для осмысления данного вопроса. Он анализировал историческую культуру через три движущие силы:
     1) Раса. Конт считал, что каждая  раса имеет свои склонности  к тому или иному виду деятельности. Например, черная раса имеет склонность  к эмоциональной, чувственной  деятельности. Это представляется  Конту моральным превосходством. Разные народы не развивались  одинаково, ибо имели разные  предпосылки к освоению своей  социокультурной среды. 
     2) Климат. Различие предпосылок к  освоению природы Конт связывал  с разным климатом и географической  средой. Климат - это совокупность  естественных условий, в которых  оказался народ. Через преодоление  климата, народ двигается к  прогрессу. В этом смысле Конт  продолжает линию географического  детерминизма.
     3) Политическая деятельность. При  рассмотрении политической деятельности, Конт стремится показать, что  реформы, революции, не могут  изменить ход исторических событий.  В качестве примера – политическая  деятельность Наполеона, который  не понял смысла истории. Его  попытка реставрировать военный  режим потерпела фиаско, т. к.  он ошибся в определении характера  эпохи. Теория Конта, утверждавшая, что человек не может изменить  ход событий, была направлена  против реформаторов, революционеров, утопистов, всех – кто хотел  изменить общество. По Конту, общественная  жизнь может лишь немного видоизменяться, а не спонтанно управляться  человеком. 

     Учение  Конта о социальной статике и социальной динамике
     Основная  мысль – деление социологии как  науки на две части – статику  и динамику. Эти термины Конт взял из биологической науки, где статика  – структура, организация организма, а динамика – сам процесс жизни.
     Задача  социальной статики – изучение взаимодействия между сторонами, частями общественной жизни – духовной, экономической, правовой и т. д. Задача социальной динамики – изучение законов социальной жизни.
     Концепция статики направлена против индивидуалистических теорий, а также против попыток  рассматривать общество как продукт  общественного договора.
     Исследование  принципов, определяющих структуру, характер взаимодействия общества, обеспечивает гармонию и порядок.
     В качестве основных социальных институтов, Конт выделял:
      Семью
      Государство
      Религию
     Как видно из этого, взгляды Конта  были крайне консервативны, а будущее  виделось ему как романтически идеализированное прошлое.
     Касаясь социальной статики, нельзя не заметить один важный момент – отдельные  социальные элементы не имеют независимого существования, а связаны между  собой неразрывно. В этом отношении  принцип солидарности и гармонии есть основной закон статики. Конт считал всякое изолированное изучение исторического  бытия бесполезным и порочным занятием.
     Социальный  организм совершеннее любого индивидуального. Таким образом, эта концепция  антииндивидуалистична по духу.
     Статика является наименее разработанной частью социальной концепции Огюста Конта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.