Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность национальной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
 
Кафедра Экономической теории
 
 
Курсовая работа
По теме: «Конкурентоспособность национальной экономики»
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка –  заочница
3 курса факультета заочного обучения
экономического отделения
специальность: экономист
шифр: 917026
Соколова С. С.
 
Проверил:___________________
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург, Пушкин 2011
 
Оглавление
 
Введение 3
1. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности 5
2. Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики 8
3. Оценка конкурентоспособности национальной экономики 9
4. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных экономических агентов. 12
4.1 Детерминанты национальных конкурентных преимуществ 12
4.2 Региональные детерминанты конкурентных преимуществ 16
5. Потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации. 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение

Первые теоретические  исследования, посвященные конкуренции, появились в трудах классиков  экономической теории еще в середине XVIII века. Труды таких выдающихся исследователей как А. Смита, Э. Чемберлина и многих других ученых до сих пор формируют наше представление о сущности, разновидности и движущих силах конкурентной борьбы.
Способность страны в условиях конкуренции производить товары и услуги, которые удовлетворяют  требованиям мирового рынка и  при реализации которых улучшается состояние экономики, государства  и граждан называется конкурентоспособностью страны.
«Конкурентоспособность — вот чем в первую очередь озабочены правительства и промышленные круги любой страны». В этом высказывании известного экономиста Майкла Портера в концентрированном виде сформулирована основная цель анализа экономической деятельности в масштабах страны.
Отсюда следует, что уровень  развития национальной экономики должен оцениваться такими показателями, которые позволят ответить на вопрос, насколько национальная экономика страны конкурентоспособнее других, развитых стран мира.
Проблема конкурентоспособности  сегодня актуальна, как для национальной экономики в целом, так и для  субъектов хозяйствования в отдельности.
Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность  страны, которая является показателем  состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для  участия в международном разделении труда и торговле.
Понятие “конкурентоспособность”  может быть проанализировано на различных  уровнях: товара, фирмы или отрасли, национальной экономики в целом.
Конкурентоспособность национальной экономики - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния  важнейших показателей экономики  относительно внешних параметров, в  силу этого конкурентоспособность  национальной экономики проявляется  в международной конкуренции.
Опыт развитых западных стран  в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы  создания новых конкурентоспособных  отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Для нашей  страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рывке стоит  особенно остро, так как в современных  условиях в значительной степени  утрачиваются те факторы, которые могли  бы обеспечить рост конкурентоспособности  в будущем. В связи с этим, еще  большее значение приобретает та государственная политика, целью  которой является наращивание конкурентоспособных  отраслей экономики.
Целью написания данной курсовой работы является изучение конкурентоспособности национальной экономики, ее основных элементов  и потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации.
Общей цели подчиняются следующие  задачи:
    изучение теоретических аспектов конкурентоспособности;
    изучение стадий развития конкурентоспособности;
    оценка конкурентоспособности национальной экономики;
    исследование предпосылок конкурентоспособности национальной экономики.
Так же в данной работе рассматривается потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации.
 
 


    Понятие конкурентоспособности  экономической деятельности


Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента. В широком  смысле слова это понятие, казалось бы, общеизвестно, оно не вызывает необходимости особых разъяснений: тот или иной хозяйствующий субъект, который лучше других удовлетворяет спрос на результаты своей деятельности и за этот счет обеспечивает себе длительное процветание, является конкурентоспособным. Аналогично можно судить о конкурентоспособности всей национальной экономики.
Однако эта простота всего лишь кажущаяся. Возникает множество вопросов: что значит лучше других? Насколько лучше? Каких других: прогрессивных или отсталых? Какой спрос: стабильный или динамичный, требовательный или любой? Что такое процветание и насколько длительным оно должно быть? Каким образом это процветание можно оценить? Наконец, какие факторы определяют конкурентоспособность?
Ответы на все эти вопросы  являются предметом общей теории конкурентных преимуществ, которая вырабатывает критерии оценки конкурентоспособности экономических агентов. Обратимся к истории возникновения понятия «конкурентное преимущество».
В своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г., Адам Смит подверг критике положение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами. Он заявил, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных ее гражданам. Смит разработал теорию абсолютного преимущества, которая утверждает, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Он говорил: «Зачем граждане страны должны приобретать отечественные товары, если они могут покупать такие же за рубежом по более низким ценам?» И далее: «Правило всякого умного отца семейства заключается в том, чтобы не изготовлять дома того, что изготовить стоит дороже, чем купить... То, что благоразумно для отдельной семьи, не станет бессмысленным для целого королевства. Какое безумие изготовлять вино в Шотландии при помощи оранжерей, когда дешевле привезти его из Франции или Португалии? Все согласны с этим, — говорит Смит, — но эту глупость проделывают повсюду там, где тарифными ставками мешают нам пользоваться естественными преимуществами, имеющимися у чужестранных наций».
Изложенная точка зрения не учитывает различий между странами по их размерам. Крупные страны, обладая разнообразными природно-климатическими условиями, обычно продают меньшую долю произведенной продукции и приобретают меньшую долю потребляемых товаров. Они, как правило, обладают более разнообразными ресурсами, однако несут более высокие транспортные издержки во внешней торговле. Наконец, крупные страны могут вести производство в больших масштабах, чем мелкие страны (в отдельных случаях, когда мелкие страны выполняют функцию обеспечения других стран комплектующими изделиями, масштаб производства этих изделий может быть большим).
Давид Рикардо, развивая идеи Смита, в 1817 г. предложил теорию относительного преимущества, существо которой сводится к следующему тезису: от торговли все равно может быть выигрыш, поскольку та или иная страна способна выпускать множество разнообразных товаров, однако она обладает сравнительным преимуществом в производстве лишь определенных товаров. Это означает, что страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые она может производить более эффективно, чем другие продукты без учета абсолютного преимущества. Иначе говоря, каждая страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает, и импортирует ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны.
Модификация теорий абсолютного  и относительного преимуществ нашла отражение в трудах шведских экономистов Эли Хекшера и Бертила Олина (1919 и 1935 гг.). Их теория получила название теории соотношения факторов производства. Они предположили, что если трудовые ресурсы имеются в избытке по отношению к земле и капиталу, то затраты на труд будут низкими, а капитальные затраты и стоимость земли будут высокими. Если трудовые ресурсы ограничены, их стоимость по отношению к цене земли и капитала будет высокой. Теорема Хекшера-Олина гласит: страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы и импортирует товары с дефицитными факторами производства.
Лауреат Нобелевской премии американский ученый российского происхождения В. В. Леонтьев подверг критике теорию соотношения факторов производства. Его выводы, получившие название «парадокса Леонтьева», были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина. Леонтьев показал, что, несмотря на избыточность капитала, в экспорте США преобладали трудоемкие товары.
В 90-е гг. XX в. появилась теория конкурентных преимуществ, разработанная М. Портером, суть которой в том, что конкурентное преимущество отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом.
 
 


    Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики


 
В соответствии с теоретическими подходами, сформулированными М. Портером в его труде «Международная конкуренция», выделяются четыре особые стадии конкурентоспособности национальной экономики, соответствующие четырем основным движущим силам, или стимулам, определяющим ее развитие в отдельные периоды времени (рис. 1).
 
экономический рост                                  спад    
 
 

 
Рис.1. Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики
 


    Оценка конкурентоспособности  национальной экономики


 
Эта оценка может быть прямой или косвенной. Прямая оценка предложена на основе определения степени использования национального богатства для достижения совокупности стратегических целей государства. Косвенная оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики может быть дана с помощью отношения величины затрачиваемых ресурсов (элементов национального богатства) на единицу валового национального продукта (ВНП).
Как прямая, так и косвенная  оценка конкурентоспособности получает свое реальное значение лишь в сравнении с аналогичными показателями других стран. Здесь возникает проблема выбора объекта для сравнения. Для решения этой проблемы в мировой практике разработаны различные методы оценки рейтинга стран по их конкурентоспособности.
В международных рейтингах  конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.
Так, в рейтинге, построенном  Международным институтом развития менеджмента в апреле 2001 г. (Швейцария), в который вошли 49 стран, России присвоено 45 место. В рейтинге текущей конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, в России 2001 г. было отведено 58 место из числа 75 обследованных стран.
Сравнительные позиции России в рейтингах конкурентоспособности этого института (пять первых и пять последних стран) выглядят следующим образом:
 
 
 
     2000 г. 2001 г.
США 1 1
Сингапур 2 2
Финляндия 4 3
Люксембург 6 4
Нидерланды 3 5
Россия 47 45
Колумбия 45 46
Польша 38 47
Венесуэла 46 48
Индонезия 44 49
Всего стран 47 49
 
Положение России в приведенном  рейтинге позволяет ответить на вопрос, поставленный в начале курсовой о том, что (или кто) является базой для сравнения при оценке конкурентоспособности. Если судить по данным 2000 г., то выбирать объект сравнения нет необходимости, ибо Россия была на последнем месте. В 2001 г. положение России улучшилось: она стала первой среди последних пяти стран. Такое положение, естественно, не может устраивать Россию, тем более что Россия обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ. Валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезных ископаемых оценивается в 30 трлн долл. США. Значителен экологический потенциал России. Россия располагает квалифицированной и сравнительно недорогой рабочей силой. Высок инновационно-технологический потенциал.
В последние годы Россия выдвинулась в число наиболее динамичных и успешно развивающихся экономик, заняв ведущие места в соответствующих международных рейтингах:
    7-е место по темпам роста ВВП и 4-е место по темпам роста ВВП на душу населения;
    4-е место по темпам роста валовых внутренних инвестиций и расходов на конечное потребление домашних хозяйств;
    6-е место по темпам роста промышленного производства и 7-е место по темпам роста сельскохозяйственного производства;
    1-е место по темпам общественной производительности (прирост реального ВВП в расчете на одного занятого в экономике);
    1-е место по темпам снижения задолженности федерального правительства и одно из первых мест по размеру бюджетного профицита;
    2-е место среди 30 крупнейших экспортеров по темпам роста стоимости объемов экспорта;
    2-е место по размерам положительного сальдо текущих операций и торгового баланса, одно из первых мест по темпам прироста золотовалютных резервов;
    повысился кредитный рейтинг России.
Однако если проанализировать эти данные, то, по крайней мере, половина из них связана с конъюнктурой на мировых рынках первичных энергоносителей и сырьевых ресурсов, то есть с сырьевой ориентацией национальной экономики.
 


    Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей и отдельных  экономических агентов.


4.1 Детерминанты национальных конкурентных преимуществ

Для ответа на вопросы, поставленные в начале, следует также рассмотреть факторы, влияющие на конкурентные преимущества страны. В теории М. Портера эти факторы представлены в виде схемы детерминантов конкурентных преимуществ, в состав которых входят (рис. 2):
 
 

 
Рис. 2 Общая система детерминант конкурентных преимуществ с учетом социально-экономической концепции развития национальной экономики
 
    параметры факторов производства;
    параметры спроса на товары и услуги;
    стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество;
    характер родственных и поддерживающих отраслей, которыми располагает страна.
В эту систему включаются также «случайные события» и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентные преимущества страны.
Рассмотрим эти детерминанты.
Параметры факторов. Факторы производства — это материальные (вещественные) и нематериальные (институты) условия, необходимые для формирования конкурентных преимуществ в производственном процессе отдельных экономических агентов, а также в стране базирования этих агентов. В зависимости от конкретных значений (параметров) факторов определенная фирма (либо иной агент), функционирующая в той или иной отрасли национальной экономики, может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентных преимуществ условия производства. Эти факторы подразделяются на общие и специальные, то есть непосредственно касающиеся всех или каких-то специфических фирм.
Стратегия фирм, их структура и соперничество. Каждая фирма
следует своей собственной  конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества. Это означает, что акции и контракции фирм-соперниц приводят к созданию новых условий функционирования фирм. Если в стране отсутствует или слабо развита конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирм не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках не приходится.
Параметры спроса. К ним в первую очередь относятся такие, как
 требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности; национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
Родственные и  поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих те или иные фирмы необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентных преимуществ каждой фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.
Родственные отрасли могут  сами выступать в роли конкурентов, которые выводят на рынок товары-субституты, новые материалы, технологии. Они могут выступать в качестве новаторов или имитаторов инноваций. Поэтому их можно считать также и стимуляторами научно-технического прогресса в обслуживаемых ими отраслях или отдельных фирмах.
Роль случая. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые не могут ни фирмы, ни правительство. Это — изобретательство, крупные технологические прорывы, резкие изменения цен на мировых рынках. Наибольшее влияние оказывают форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы, войны, эпидемии. Вместе с тем следует отметить, что некоторые «случайности» могут быть до некоторой степени детерминированы. Так, если правительство или какие-либо фонды не будут финансировать фундаментальные или прикладные исследования и разработки, то «случайных» технических или технологических прорывов не произойдет.
Случайные события могут  изменить позиции соперничающих фирм.
Роль правительства. В данном контексте под правительством мы понимаем и законодательную, и исполнительную ветви власти разных уровней. Действенная роль правительства в формировании конкурентных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию (как позитивному, так и негативному) всех детерминантов. На параметры факторов, так же как и на параметры спроса, влияет кредитно-денежная, налоговая, бюджетная, социальная политика правительства.
Эти и другие детерминанты влияют на решения законодательной и исполнительной власти либо лоббированием интересов экономических агентов, либо деятельностью общественных организаций. Взаимное влияние друг на друга детерминантов «национального ромба» (по терминологии М. Портера) создает те или иные условия формирования и роста конкурентных преимуществ отдельных фирм и национальной экономики в целом.
Наличие или отсутствие тех  или иных конкурентных преимуществ, их значимость для национальной экономики в целом или для ее отдельных отраслей и экономических агентов можно рассматривать как предпосылки высокого или низкого уровня конкурентоспособности. Если хотя бы одна какая-либо детерминанта конкурентных преимуществ не соответствует требуемому уровню, то достичь высокого уровня конкурентоспособности на внутреннем и особенно внешнем рынке ни отдельные фирмы, ни экономика в целом не смогут.
 


4.2 Региональные детерминанты конкурентных преимуществ

В такой стране как Россия, расположенной на громадной территории, региональные факторы конкурентных преимуществ отдельных экономических единиц приобретают особое значение.
К первой группе следует отнести факторы исторической обусловленности геополитической роли, которую тот или иной регион играет в общественном разделении труда. Так, например, Ленинградская область Российской Федерации исторически играла роль важнейшей транспортной артерии, соединяющей Россию с Европой.
По ее территории проходил большой торговый путь, начинавшийся в Китае и Индии, шедший через Багдад, Киев и Новгород, достигавший Любека и направлявшийся оттуда к Западной Европе. До сих пор в некоторых районах Ленинградской области, в частности в окрестностях г. Луги, сохранились древние названия деревень, через которые проходил этот путь. Это такие деревни, как Наволок (на берегу Череменецкого озера). Брод (на берегу озера Врево) и др. И в наше время Ленинградская область как связующее звено восточных районов России с Европой не только не утратила, но, наоборот, усилила свою стратегическую значимость для Российской Федерации. Поэтому наиболее рациональным стратегическим направлением достижения и поддержания конкурентных преимуществ отраслей и предприятий, расположенных на территории этой области, является их ориентация на обслуживание различного рода транспортных коммуникаций. Развитие в последние годы портовых сооружений, железнодорожных и автомобильных магистралей стало важнейшей стратегической целью Ленинградской области. Поэтому те предприятия и фирмы, которые наилучшим образом будут способствовать выполнению этой стратегической цели, смогут выиграть в конкурентной борьбе с предприятиями других субъектов Федерации, а также стран Прибалтики и Скандинавии.
Сказанное отнюдь не означает, что каждый регион или субъект Федерации должен стремиться к автаркии, оправдывая это своим «историческим предназначением». Это также не означает, что необходимо развивать только те отрасли, которые непосредственно «работают» на достижение глобальной стратегической цели. То или иное геополитическое значение региона делает более целенаправленной стратегию его экономического развития, реализуемую соответствующими властными структурами как регионального, так и федерального уровней.
Вторая группа факторов связана с характером и территориальным размещением ресурсов, которыми располагает тот или иной регион. Наличие или отсутствие необходимых для поддержания конкурентных преимуществ ресурсов сказывается на величине издержек предприятий, расположенных на территории данного региона. Эти издержки могут быть настолько высоки, что не позволят предприятиям региона добиться на одних и тех же рынках конкурентоспособности по сравнению с предприятиями других регионов.
Наличие или отсутствие подобных ресурсов оказывает также влияние и на экономическую безопасность предприятий региона. Возникновение форс-мажорных обстоятельств в каком-либо регионе, на территории которого расположена интересующая нас зона стратегических ресурсов, может способствовать утрате предприятиями нашего региона экономической безопасности. Поэтому необходима «сеть» резервных зон стратегических ресурсов, расположенных на территории страны или за ее пределами. Такая сеть формируется на основе заключения взаимовыгодных контрактов.
Третья группа факторов — это факторы, характеризующие уровень развития производственной и социальной инфраструктур региона, в котором базируется фирма.
В регионах с развитой инфраструктурой  достичь высокого уровня конкурентных преимуществ фирмы значительно проще и дешевле. В регионах, не располагающих базовыми элементами производственной и социальной инфраструктур или имеющих не соответствующие характеру миссии экономического агента те или иные элементы этих структур, сделать это гораздо сложнее. Известно, например, что в конкурентной борьбе на международном рынке выигрывают фирмы, предприятия которых расположены в пределах 100 миль от границы.
Такое расположение позволяет этим фирмам экономить значительные средства на перевозку готовой продукции, доставку сырья и комплектующих изделий. Значительно увеличивает издержки экономических агентов необходимость поддерживать достаточно высокий уровень элементов «индивидуальной» социальной инфраструктуры в условиях ее общей неразвитости в регионе базирования экономической единицы.  Игнорирование же данного обстоятельства может привести к отрицательным социальным последствиям: оттоку рабочей силы, конфликтам между персоналом фирмы и ее руководством, увеличению компенсационных выплат и т. п.
Четвертая группа факторов — это факторы, характеризующие принципы регулирования экономической деятельности властными региональными структурами, в частности структурами субъектов Федерации. В условиях конкурентного порядка, как об этом говорилось выше, одним из возможных принципов подобного регулирования может быть применение системы индикативного планирования.
Указанные факторы регионального  характера, определяя условия возникновения и поддержания конкурентных преимуществ отдельных экономических агентов, одновременно должны рассматриваться в качестве детерминант, формирующих те или иные условия для конкурентоспособности всех отраслей, базирующихся в данном регионе (рис.3).
Совокупность региональных детерминант формирует на территории того или иного субъекта Федерации определенный предпринимательский климат, который оказывает существенное влияние на конкурентоспособность экономических агентов, создавая благоприятные или неблагоприятные условия для формирования высокого уровня конкурентных преимуществ.

Рис. 3 Детерминанты, формирующие те или иные условия для конкурентоспособности всех отраслей, базирующихся в регионе
 
Поскольку агент не может  активно влиять на региональную политику властных структур, его внимание должно быть сосредоточено главным образом на поиске наиболее рациональных приемов и методов использования имеющихся в регионе ресурсов различных видов. Повышение уровня конкурентных преимуществ не обязательно должно быть связано с рынками факторов производства региона размещения экономических единиц. Такими рынками могут быть рынки других регионов страны либо рынки других стран. В каждом отдельном случае необходим тщательный анализ преимуществ того или иного рынка для успешного выполнения экономической единицей своей миссии.
 


    Потенциал конкурентоспособности в отраслях национальной экономики Российской Федерации.


Потенциал конкурентоспособности, то есть возможности конкурировать с другими странами на внешнем и внутреннем рынках, характеризуется, прежде всего, доминированием отечественной продукции (товаров и услуг) на соответствующих отраслевых рынках.
Рассмотрим потенциал  конкурентоспособности в некоторых  отраслях российской экономики в начале XXI в.
Металлургический  комплекс. Черную металлургию можно отнести к ограниченному числу отраслей российской экономики, успешно адаптировавшихся к рыночным условиям, и сохранивших свои производственный и кадровый потенциалы. По объемам экспорта стали и проката Россия вышла в 2000 г. На первое место в мире. Однако вследствие доминирования в структуре российского экспорта дешевых полуфабрикатов и другой относительно дешевой продукции, по стоимости экспорта черных металлов Россия существенно уступает двум лидерам — Японии и Германии.
Поскольку существуют ограничения  доступа российской продукции на наиболее емкие западно-европейский и североамериканский рынки установлением квот по важнейшим видам экспортной металлопродукции, возможности расширения экспорта металлопродукции весьма ограничены.
Цветная металлургия обладает более благоприятным потенциалом конкурентоспособности. За рубеж поставляется более 80% основных цветных металлов. Из них наибольшая доля экспорта в общем объеме принадлежит первичному алюминию, рафинированной меди и никелю. В начале XXI в. Россия производит около 15% мирового объема меди. Ее экспорт составляет около 11% мирового медного экспорта. Доля России в мировом экспорте никеля достигает 30-35%, а доля необработанного алюминия — 81%. Повышение эффективности экспорта цветных металлов связано с последовательным переходом на поставку продукции с высокой добавленной стоимостью.
Продукция химической и нефтехимической промышленностей занимает устойчивые позиции в товарной структуре российского экспорта. Ее доля в общем объеме экспорта составляет около 7-8%. Основную часть экспорта химической продукции составляют минеральные удобрения (30-35% общего объеме экспорта химической продукции), синтетические смолы и пластмассы (10-12%), продукты нефтехимии (8-9%), синтетические каучуки (7%).
Продукция машиностроения. Россия является одним из мировых лидеров в создании оборудования для атомных электростанций (АЭС). Современные ядерные технологии конкурентоспособны на мировом рынке энергетического оборудования. Наибольшей конкурентоспособностью обладает российская ракетно-космическая промышленность в таких секторах мирового рынка, как: средства и услуги по выведению полезных нагрузок в космос, пилотируемая космонавтика, продажа элементов ракетно-космической техники, дистанционное зондирование Земли, спутниковые системы связи и др. Сохраняются традиционные рынки военной авиационной техники, обладающей высоким уровнем конкурентоспособности.
Достаточно высок уровень  конкурентоспособности в гражданском судостроении. Россия является мировым лидером в строительстве судов смешанного плавания «река—море», кораблей и судов с динамичными принципами поддержания скорости. Сохраняются возможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Технические характеристики отечественных судов соответствуют и в ряде случаев превышают уровень мировых технических достижений.
Россия сохраняет определенный экспортный потенциал  и конкурентоспособность на рынке электротехнической продукции в странах третьего мира по такой продукции, как кабели и провода, электродвигатели, генераторы и трансформаторы. Однако в перспективе без последовательного повышения технического уровня производства этот потенциал может быть утерян.
На долю экспорта электронной промышленности приходится около 20% общего объема продукции. Основу экспорта составляют интегральные микросхемы, электровакуумные приборы, полупроводники, СВЧ-аппаратура и др. В перспективе конкурентоспособность по техническим параметрам этой продукции может быть утеряна.
Несмотря на то, что экспортный потенциал и конкурентоспособность станкостроительной продукции серьезно ограничены принципиальным отставанием производственной и технологической базы, экспорт металлорежущих станков растет. Следует, однако, отметить, что часть этого экспорта представлена бывшими в употреблении станками, произведенными в 60-70 гг. XX в., или сложными станками с ЧПУ западного производства, которые были завезены на территорию России в 1980-е гг., но не нашли применения на российских предприятиях. Высоким экспортным потенциалом обладают некоторые группы станков: тяжелое и уникальное оборудование, особо точные станки, высокопроизводительные станки нетрадиционной компоновки, комплекты высокоточног автоматизированного оборудования, гибкие автоматические линии.
Продукция автомобильной  промышленности относится к категории ограниченно конкурентоспособной на отдельных рынках третьего мира и продается за счет низких цен. Перспективы изменения экспортного потенциала и конкурентоспособности связаны с техническим переоснащением предприятий и повышением качества и технических характеристик продукции. Насыщенность мирового рынка легковых автомобилей, обострение конкуренции между ведущим автопроизводителями мира, несоответст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.