Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные теории региональной экономики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

1 часть
Введение
1. Теории специализации  региональной экономики                                            4
1.1. Теория абсолютных  преимуществ.                                                                 4
1.2. Теория сравнительных  преимуществ.                                                       5
1.3. теория Хекшера  - Олина                                                                                  6
2. Теории размещения  хозяйственной деятельности                                           7
2.1. Теория размещения  сельскохозяйственного производства.                        7
2.2 Теория размещения  промышленности.                                                         10
2.3. Теория размещения  населенных пунктов.                                                   15
3. Теории пространственной  организации.                               18
3.1. Теория А.  Леша.                                                                                              18
4. Современные  направления развития региональной экономики                  
за рубежом.                                                                                                             19
4.1. Новые парадигмы  и концепции региона.                                                     19
4.2. Современные  теории размещения хозяйственной  деятельности.             21
Заключение                                                                                                            23
2часть – тесты                                                                                                        25
Источники и  литература                                                                                       34 

1 часть.

Введение

     Региональные  исследования за рубежом, так же как и в России в значительной степени были связаны с проблемами экономического и административно-территориального деления, с размещением производительных сил.
     Вначале региональными исследованиями занимались географы, архитекторы, а в 20-е гг. XIX века к ним активно подключились и экономисты. В числе наиболее известных ученых-регионоведов чаще всего называют имена Тюнена, Леша, Вебера, Кристаллера, Куэна, Рейли, Перру, Бурвиля, Стюарта, Шумпетера и некоторых других. В США, Германии, Франции, Великобритании популярны были теории, связанные с размещением производительных сил, урбанизацией, природно-ресурсным потенциалом. Так, Тюнен во главу угла своих исследований ставил фактор пространства, который влияет на затраты и прибыль; Кристаллер разработал теорию центральных мест; Лёш выдвинул идею оптимальной конфигурации районов, предложил абстрактную модель районирования территорий в виде сот; Рейли, используя формулу Ньютона, выдвинул гипотезу об аналогичности сил взаимодействия между двумя населенными пунктами силам притяжения; а Перри и Бурвиль предложили концепцию полюсов роста.
     Широкое распространение на Западе получила теория регионального развития, в  основе которой лежит рассмотрение таких проблем регионального  развития, как определение соотношения  между темпами развития и выравниванием уровня развития отдельных регионов; рассредоточение производства и населения; создание новых эффективных производственных комплексов; охрана окружающей среды.
     Остановимся на теориях некоторых учёных более  подробно.

1. Теории специализации региональной экономики

1.1. Теория абсолютных  преимуществ.

     Первоначально большинство экономистов предполагало, что источником богатства территории является неэквивалентный обмен. Это направление экономической мысли получило название "меркантилизм" и было разработано европейскими учеными (Т. Мун, 1571-1641, В. Петти, 1623-1687, Дж.В. Колберт, 1619-1683). Взгляды меркантилистов относились в первую очередь к межгосударственной торговле, однако они применимы и
по отношению  к межрегиональному обмену.
     Считая, что богатство территории определяется количеством золота и серебра, меркантилисты предполагали, что внешняя торговля должна всецело способствовать его увеличению. Для этого необходимо:
     • стимулировать экспорт и ограничивать импорт;
     • запретить вывоз сырья, используемого при производстве экспортируемых товаров и беспошлинно импортировать сырье, используемое для экспортно-ориентированного производства;
     • ограничивать вывоз золота и серебра.
     Таким образом, признание важной роли внешней  торговли в обеспечении экономического роста сопровождалось увеличением ограничений и жесткой регламентацией внешней торговли со стороны государства. Эти ограничения одним из первых подверг критике представитель английской классической экономической теории Адам Смит (1723-1790). Он показал, что благосостояние территории зависит не столько от количества золота и серебра, сколько от уровня развития производства за счет разделения труда и кооперации.
     Специализация региона во внешней торговле должна основываться на принципе абсолютного преимущества. Согласно этому принципу регион экспортирует те товары, которые он производит с меньшими издержками, и импортирует те товары, которые производятся другими регионами с меньшими издержками. При этом производители должны действовать в условиях свободы конкуренции и невмешательства государства в экономику.
     Теория  абсолютного преимущества четко  и ясно показывала, как должна осуществляться внешняя торговля, если регион обладает абсолютным преимуществом. Однако, она не давала ответа на вопрос, каким же образом могут участвовать во внешней торговле регионы, которые таким преимуществом не обладают. Ответ на этот вопрос был получен в рамках теории "сравнительного преимущества".

1.2. Теория сравнительных  преимуществ.

     Другой  представитель классической школы Д. Рикардо (1772-1823), развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля может быть взаимовыгодной, даже если один из регионов не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.
     Д. Рикардо продвинулся в теории существенно дальше А. Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря игре на разнице издержек.
     Принцип сравнительных преимуществ заключается  в том, что регионы должны специализироваться на производстве тех товаров, которые они могут выпускать с наиболее низкими сравнительными издержками по сравнению с другими регионами.
     Сравнительные (относительные) издержки показывают, от какого количества одного из производимых товаров необходимо отказаться при увеличении производства другого товара на единицу.
Из анализа, проведенного Д. Рикардо, следуют два  вывода:
    выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны;
    производство и потребление всех товаров может быть увеличено, если регионы будут специализироваться на производстве и торговле теми товарами, по которым они обладают сравнительными преимуществами.

1.3. Теория Хекшера  - Олина.

     В теориях А. Смита и Д. Рикардо  главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена, являются трудовые издержки. В 30-х годах XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение соотношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.). Их основные теоретические положения сводятся к следующему:
    страны (регионы) должны вывозить продукты интенсивного использования избыточных (относительно недефицитных) факторов производства и ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов;
    в международной (межрегиональной) торговле при соответствующих условиях осуществляется тенденция выравнивания факторных цен;
    вывоз и ввоз товаров могут заменяться перемещением факторов производства.
     Хекшер  и Олин обосновывали целесообразность либерализации не только торговли, но и международного (межрегионального) перемещения факторов производства.
     Отметим, что в приведенных постулатах и выводах отсутствует какая-либо международная специфика. Эта теория находится полностью в рамках условий межрегиональных отношений, тем более что по сравнению с товарообменом перемещение труда и капитала между регионами одной страны встречает гораздо меньше препятствий, чем между разными странами.
     Из  выводов Хекшера и Олина следует, что отсталые или развивающиеся страны (регионы), имеющие, как правило, сильный дефицит капитала и избыток рабочей силы, должны специализироваться на производстве и вывозе трудоемкой продукции. Развитые страны (регионы), накопившие большие массы функционирующего капитала (в том числе научно-технического), должны стремиться к вывозу капиталоемкой продукции. Страны (регионы), обладающие большими площадями сельскохозяйственных угодий и относительно низкой плотностью населения, заинтересованы в расширении вывоза сельскохозяйственной продукции. Заметим, что земля и другие естественные ресурсы являются немобильными факторами, а перемещаться могут только продукты их использования.
     Основные  допущения и интерпретации теории Хекшера — Олина подвергались проверке и корректировке в последующие десятилетия. В частности, было установлено, что для выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров необходимо принимать во внимание не только прямые затраты производственных факторов, но и косвенные, сконцентрированные в потребляемых сырье и материалах. Эту аналитическую задачу реализовал много позже В. Леонтьев на основе метода межотраслевого баланса.Полученные им результаты вошли в историю как парадокс В. Леонтьева.

2. Теории размещения  хозяйственной деятельности

2.1. Теория размещения сельскохозяйственного производства.

     Становление теории размещения (локализации) принято  связывать с выходом в 1826 г. книги  немецкого экономиста Й. Тюнена «Изолированное государство в его отношении  к сельскому хозяйству и национальной экономии». Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Исследование Й. Тюнена отличали высокий уровень абстракции, точные формулировки поставленных задач. В своих исследованиях Й.Тюнен предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и одновременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й.Тюнена — минимизация транспортных затрат.
     Й.Тюнен  ставил вопрос следующим образом: какие  формы примет при установленных  предпосылках сельское хозяйство и  какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Ответ на этот вопрос он искал на пути сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственного производства.
     Учёный  доказал, что оптимальная схема  размещения сельскохозяйственного  производства (в рамках сделанных  им допущений) — это система концентрических  кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. (Рис.1)
     Чем выше урожайность (продуктивность), тем  ближе к городу должно размещаться  соответствующее производство, и  чем дороже тот или иной продукт  на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1. Графическая схема размещения сельского хозяйства по Й.Тюнену.
     Основываясь на условиях ведения хозяйства в  своем имении в Мекленбурге, Й.Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых выступают:
      высокопроизводительное пригородное хозяйство;
      лесное хозяйство;
      плодосеменное производство;
      выгонное хозяйство;
      поля трехпольного севооборота;
      зона скотоводческого производства.
     Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов может быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.
     Одновременно  Й.Тюнен обосновал основные положения  теории земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относительно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму земельной ренты.
     Модель  Тюнена оказала значительное влияние  на теоретическую географию и  теорию размещения и была существенно  обобщена и развита в них.

2.2 Теория размещения  промышленности.

       Следующим шагом в развитии  теорий размещения стало появление  теории размещения промышленности. Ее основоположниками стали немецкие ученые В. Лаунхардт и А.Вебер.
     В. Лаунхардт разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия. Его главное открытие — метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции. Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издержки.
     Производственные  затраты принимаются равными  для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника. (Рис.2) 

       
 
 

     Рис 2. Локационный треугольник Лаунхардта.  

     Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка A пункт добычи угля — точка В  и пункт потребления металла  — точка С (рис.2).
     Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.
     Изложенный  метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья) при  условии, что они образуют выпуклый многоугольник.  

     Основной  труд немецкого экономиста и социолога  А. Вебера «О размещении промышленности: чистая территория штандорта» был опубликован  в 1909 г. Ученый поставил перед собой  задачу создать общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.
     А. Вебер создал подробную классификацию  факторов размещения по их влиянию, степени  общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте». В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки. Однако первый из них — разницу в ценах на используемые материалы — можно, как считает Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он рассматривает как некоторую «объединенную агломерационную силу», или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете, анализируются три фактора:  транспорт, рабочая сила и агломерация.
     Дальнейший  анализ ведется последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.
     Транспортная  ориентация. Согласно Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для его нахождения используется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. Согласно теории Вебера производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с небольшим индексом ? к центру потребления.
     Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия в издержках на рабочую силу (рабочих  издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими рабочими издержками. Рабочий пункт будет  притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.
     Для определения промышленного штандорта  с учетом совместного влияния  факторов транспортных издержек и рабочей  силы А. Вебер прибегает к построениям  так называемых изодапан (isodapane), смысл  которых заключается в следующем. Приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем более или менее равномерно в любом направлении удаления. Поэтому в каждом направлении должны существовать пункты, для которых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми. Линии, соединяющие эти пункты одинаковых издержек отклонения, и называются изодапанами
     Графически  такие линии можно представить  в виде замкнутых кривых (Рис. 3), которые описываются вокруг пункта транспортного минимума (Р) и соединяются точки одинаковых отклонений в транспортных издержках при перемещении пpoизводства в рабочие пункты (P1 или P2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного рабочего пункта.
     .  
 
 
 
 
 
 

    Рис. 3. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны.  

     Если  данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, а если вне её, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта P1 критической изодапаной является А3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном  пункте  Р. Если  критической изодапаной является А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте P1.
     Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных  факторов на размещение промышленного  предприятия Вебер провел на базе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентаций. Проводимый анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, кроме транспортного. Исходя из транспортной ориентации отыскиваются отклонения производства транспортных пунктов, обусловленные действием фактора агломерации. Такие отклонения целесообразны, если издержки отклонения перекрываются сбережениями в агломерационных пунктах.
     Вебер утверждает, что отклонение изолированных  производств от транспортных пунктов  имеет смысл только тогда, когда  все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических  изодапан, соединятся в каком-то одном  месте. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышает агломерационных сбережений. (Рис. 4)
       
 
 

    Рис. 4 Транспортные пункты и площадь агломерации производств.
 

     
     Агломерируемые  производства должны размещаться в  штрихованном сегменте. Выбор точки  размещения происходит с учетом транспортного  фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.
     А. Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного  предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Так же как и его  предшественник В. Лаунхардт, А. Вебер не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия. Однако его исследования стали мощным стимулом для создания более общих теорий размещения.

2.3. Теория размещения  населенных пунктов.

     Первую  теорию о функциях размещения системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В. Кристаллер в своем труде «Центральные места в южной Германии», опубликованном в 1993 г. Теоретические выводы он обосновал эмпирическими даными. Центральными местами В. Кристаллер называет экономические центры,  которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шестиугольниками без просветов (кристаллеровская решетка). (Рис. 5) Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.
     Теория  В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и услуги должны производиться (предоставляться) в каждом населенном пункте (продукты первой необходимости), другие — средних поселениях (обычная  одежда, основные бытовые услуга и  т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.д.)
     Каждое  центральное место имеет тем  большую зону сбыта, чем выше уровень  иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для  зоны своего ранга (своего шестиугольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.
                 Рис. 5 Размещение зон обслуживания и населенных пунктов по теории В. Кристаллера.
     Тип иерархии определяется числом центральных  мест данного уровня. Число подчиненных  центральных мест, увеличенное на единицу, обозначается буквой К. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое количество поселений, занимающих более низкую ступень.
     Рассмотрим, например, случай, когда имеется  трехступенчатая иерархия поселений: город — поселок — деревня. Тогда при К = 7 вокруг каждого города будет расположено 6 поселков, а вокруг каждого поселка — 6 деревень, т.е. вокруг города будет всего 6 поселков и 36 деревень. При четырехступенчатой иерархии (город — поселок — поселение — деревня) вокруг города разместятся 6 поселков, 36 поселений и 216 деревень и т.д. Общая формула для отражения данной зависимости имеет следующий вид:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.