Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Лесопромышленный комплекс в Республике коми

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение              3
ГЛАВА I  ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ              
1.1 Развитие лесопромышленного  комплекса Республике Коми                                    5
1.2 Характеристика лесопромышленного  комплекса в экономике Республики  Коми    6
1.3 Инновационные проекты  лесопромышленного комплекса Республики  Коми        10
1.4 SWOT – Анализ ЛПК Республики Коми  13
 
ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННО – МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛПК РЕСПУБЛИКИ КОМИ
2.1 Система маркетинговых исследований в  лесопромышленном комплексе  15
2.2 Современные направления  в работе с системами маркетинговой  информации   18
2.3 Использование компьютерных программ в управлении предприятий ЛПК 20
2.4 Использование интернета для деятельности предприятий ЛПК 27
ГЛАВА III Основные тенденции развития лесопромышленного комплекса РФ и РЕСПУБЛИКИ КОМИ

3.1   Проблемы и перспективы развития ЛПК               29

3.2   Мировые тенденции развития лесопромышленного комплекса 33
3.3 Предложения предприятий ЛПК Республики Коми по использованию информационно-маркетинговых технологий              36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                  38      
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                41
ПРИЛОЖЕНИЯ
 


Введение
Актуальность темы исследования.  Лесопромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в экономике Республики Коми. Уровень экономического развития республики в решающей мере зависит  от состояния дел в лесопромышленном комплексе, на долю которого приходится более 20 % общего выпуска промышленной продукции. Поступления в республиканский  бюджет налогов и рыночных сборов лесозаготовительных, деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий  во многом определяют доходную часть  бюджета республики и, как следствие, уровень исполнения бюджета по содержанию здравоохранения, культуры, искусства  и других сфер народного хозяйства, финансируемых за счет бюджетных  средств.
Одним из наиболее рациональных способов повышения эффективности  функционирования ЛПК является использование  автоматизированных технологий по обработке  информации с процессами интеграции локальных информационных систем (ИС) в интегрированный комплекс с  развитыми технологиями по распределенной обработке информации, который образует, в некотором смысле, единое информационное пространство по предметному назначению.
Целью данной курсовой работы является исследование лесоперерабатывающей промышленности как отдельная самостоятельная  отрасль с целью применения информационно-маркетинговых  технологий на предприятиях ЛПК.
Задачами данной работы являются:
    Рассмотреть систему маркетинговых исследований в лесопромышленном комплексе
    Выяснить современные направления в работе с системами маркетинговой информации     
    Использование интернета для деятельности предприятий ЛПК
    Использование компьютерных программ в управлении предприятий ЛПК
    проанализировать современное состояние и тенденции развития лесопромышленного комплекса России и Республики Коми
    Предложения предприятий ЛПК Республики Коми по использованию информационно-маркетинговых технологий
Часть исследования посвящена  характеристике ведущих предприятий  лесоперерабатывающей отрасли и включает описание инвестиционных проектов по основным видам продукции.
Чтобы данный сектор был  перспективным нужно знать общие  характеристики, знать технологии, изучить основные виды продукции, историю  развития и многое другое, тогда  можно применять маркетинговую  стратегию для грамотного развития лесной промышленности. Научиться экономно, использовать лесные ресурсы для  блага людей, изучить потребности, т.е. что хотят видеть, кто хочет  видеть, в каком виде и за какую  цену довести продукцию до потребителей.
Лесная (лесозаготовительная), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - традиционные отрасли  народного хозяйства Европейского Севера, издавна славившегося своими лесами. Леса занимают до 3/4 территории Северо-Запада.
По объёму лесозаготовок  и выпуску продукции деревообработки  и целлюлозно-бумажной промышленности Северо - Западу принадлежит первое место в стране. Поэтому этот вид промышленности является одним из самых ведущих отраслей на Севере.
Лесная промышленность (лесной сектор) - совокупность отраслей промышленности, ведущих заготовку древесины  и её обработку и переработку. Заготовка древесины является заключительной фазой лесозаготовительного производства, в странах районах с ограниченными  запасами лесов обычно проводится органами и предприятиями самого лесного  хозяйства - лесхозами, лесничествами  и другими организациями. В районах  с большими запасами лесов естественного  происхождения заготовка древесины, включая сплав, носит характер добывающей промышленности и выступает как  самостоятельная лесозаготовительная  промышленность, входящая в общую  систему промышленности. Все производства по обработке и переработке древесины  образуют лесоперерабатывающую промышленность. В свою очередь часть лесоперерабатывающей промышленности, основанная на механической и частично химико-механической обработке  и переработке древесины, образует деревообрабатывающую промышленность; другая - представленная производствами химической переработки древесины  и некоторых недревесных продуктов  леса - образует целлюлозно-бумажную промышленность, гидролизную и лесохимическую промышленность. Все промышленные отрасли лесного  сектора технологически связаны  между собой.
Объектом исследования выступает  лесопромышленный комплекс Республики Коми.
Предметом исследования является информационные технологи на предприятиях и инновационные проекты лесопромышленного  комплекса Республики Коми.
Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Республике Коми; Министерство промышленности и энергетики Республики Коми – «Основные направления развития лесопромышленного комплекса республики коми на 2010-2015 гг. И на период до 2020 г.» Лесопромышленные журналы, статьи из газет, интернет.
В курсовой работе подробнее  рассмотрю лесопромышленный комплекс в Республике Коми и информационно-маркетинговые  технологии, которые применяются  на предприятиях ЛПК.
 
 


ГЛАВА I  ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 
1.1. Развитие лесопромышленного  комплекса Республике Коми
Главной целью развития лесопромышленного  комплекса в республике является рост объема и эффективности лесозаготовительного и перерабатывающего производства, способного удовлетворить потребности  внутреннего и внешнего рынка  в конкурентоспособной лесобумажной продукции.
Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  основных задач:
      обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий;
      расширение ассортимента и переориентация производства на выпуск новых конкурентоспособных видов продукции (ламинированные древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты средней плотности (МДФ), мягкие древесно-волокнистые плиты, ориентированно-стружечные плиты (ОСП), новые разновидности офисной бумаги, нетоксичные древесные плиты, фанера с улучшенными специальными свойствами, специфицированные пиломатериалы с нормируемой влажностью), новые виды санитарно-гигиенических изделий;
      внедрение технологии переработки древесины для использования ее в энергетических целях;
      повышение производительности труда лесозаготовительного производства за счет перехода с хлыстовой на сортиментную технологию заготовки древесины, применения лесозаготовительных машин нового поколения;
      формирование сети организаций в труднодоступных районах, ориентированных на комплексную переработку древесных и недревесных лесных ресурсов;
      строительство лесных дорог круглогодового действия в лесозаготовительном производстве;
      повышение эффективности использования сырья и топлива за счет введения в действие ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий;
      развитие системы финансовой аренды (лизинга) техники, используемой в лесопромышленном комплексе;
      совершенствование стандартизации и сертификации лесобумажной продукции;
      ориентация на экспорт лесопродукции с высокой степенью переработки;
      укрепление позиций экспортеров лесобумажной продукции на традиционных экспортных рынках и освоение новых товарных рынков;
      подготовка и повышение квалификации кадров с учетом потребности предприятий лесопромышленного комплекса в квалифицированных специалистах конкретного профиля.
Приоритетными направлениями  развития лесопромышленного комплекса  в республике являются:
      развитие мощностей по глубокой переработке древесины, строительство новых предприятий целлюлозно-бумажной направленности;
      развитие лесной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей экономическую доступность лесных участков и увеличение объемов лесопользования.

1.2 Характеристика лесопромышленного  комплекса в экономике Республики  Коми

Лесопромышленный комплекс (далее ЛПК) представляет один из базовых  элементов экономики Республики Коми.
В 2009 г. в ЛПК были заняты около 20 тыс. чел, в том числе в  лесозаготовках – 6,8, на деревообрабатывающих предприятиях – 9,1, в целлюлозно-бумажном производстве 4,4 тыс. чел. Его доля в  общей численности занятых в  экономике составила 5,2%. Общий объем  отгруженной продукции ЛПК составил в 2009 г. 31,3 млрд. руб. (или 14,7 % от суммарной  продукции по основным видам экономической  деятельности).
Основные районы лесозаготовок  на территории Республики Коми - Удорский, Койгородский, Усть-Куломский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский и Сысольский.
По выпуску промышленной продукции лесопромышленный комплекс  занимает второе место после топливно-энергетического.
В 2009 году объем экспорта ЛПК составил 36,9% от всего экспорта Республики Коми. Доля республики в  общероссийском производстве лесобумажной продукции в 2009 году составила: пиломатериалов – 3,8% (9-е место среди всех регионов), фанеры – более 11 (1-е место), древесно-стружечные плиты – 6,1% (5-е место), древесно-волокнистых  плит – 5,5% (7-е место), бумаги –17% (2-е  место), картона – 6,0% (4-е место).
В 2009 г. крупными и средними предприятиями ЛПК республики было перечислено во все виды бюджетов 3,07 млрд. руб., в том числе в  консолидированный республиканский  бюджет 1,26  млрд. руб. Поступления  от лесопользования за 2009 год составили 736,8 млн. руб., из них 697,4 перечислены  в федеральный бюджет и 39,4 млн. руб. – в республиканский бюджет. В  общей сумме поступлений налогов  и сборов и других обязательных отчислений в бюджетную систему Российской Федерации доля лесного сектора  составляет примерно 3%.
Изменение объемов производства основных видов лесопродукции отражает динамику восстановительного роста, наблюдаемую  до 2007 г., спад производства во время  кризиса 2008-2009 гг. (табл. 1.1). В 2010 г. начался  пост кризисный рост объемов производства, который хотя и опережает по темпам общероссийский, однако пока не обеспечен  по деловой древесине, пиломатериалам и древесно-волокнистым плитам. 
За рассматриваемый период Республика Коми в русле мировых  тенденций увеличила мощности химической и отдельных видов химико-механической переработки древесины, однако явно отстает по темпам производства пиломатериалов и заготовки древесины.
Таблица 1.1 Динамика объемов производство основных видов лесопродукции в Республике Коми
1990
2003
2007
2008
2009
Продукция
Деловая древесина, млн. м3
19,1
5
5,5
5,1
5,2
Пиломатериалы, тыс. м3
2483,3
637,6
931,2
783,5
726,2
Д С П, тыс.м3
330,9
295,1
410,6
390,7
279,3
Д В П, млн.м2
35,3
20
28,8
30,1
16,3
Фанера клееная, тыс. м3
107
249,2
326,2
282,1
230,1
Бумага, тыс.т
510,3
525,9
638,5
635,8
665,5
Картон, тыс.т
59,1
183,2
213,6
207,5
207,7
Целлюлоза тыс.т
342,9
505,6
550,3
545,9
563,7

Деревообрабатывающее  производство.
Деревообрабатывающая промышленность республики представлена лесопильным  производством (7,5% от объема промышленного  производства комплекса), производством  фанеры, плит древесноволокнистых, древесностружечных и средней плотности МДФ (21,3%), производством деревянных строительных конструкций, включая столярные  изделия (0,3%) и деревянной тары (0,2%). 
С 2003 года на предприятиях отрасли  проводятся модернизация и техническое  перевооружение производства. Основным направлением в фанерном и плитном  производствах является освоение более  качественных, конкурентоспособных  видов продукции: плит средней плотности  МДФ, ДСП и фанеры клееной с  ламинированным покрытием, большеформатной  фанеры клееной и мягкой ДВП.
Использование производственных мощностей основных деревообрабатывающих производств достигает 100%, за исключением  лесопиления (85,5%).
Доля экспорта в общем  объеме производства составляет: по фанере клееной - 65%, пиломатериалам - 67% и ДВП - 16%.
 
Основные  предприятия: ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» (Усть-Вымский район), ООО «Сыктывкарский фанерный завод» (г.Сыктывкар), ООО «Завод ДВП» (Княжпогостский район), ОАО «ЛПК «Сыктывкарский ЛДК» (г.Сыктывкар), ООО «СевЛесПил» (г.Сыктывкар), ЗАО «Леском» (г.Сыктывкар).\
 
Целлюлозно-бумажное производство.
Ведущее предприятие целлюлозно-бумажного  производства - ОАО «Moнди Сыктывкарский  ЛПК», которое относится к крупнейшим производителям целлюлозно-бумажной продукции  в России.
Общая производительность комплекса  составляет более 844 тыс. тонн бумажно-картонной  продукции в год. В структуре  комбината собственное древесно-подготовительное производство, целлюлозный завод, вырабатывающий около 556 тыс. тонн целлюлозы в год, ТЭЦ и комплекс очистных сооружений.
Основные виды продукции: офисная и офсетная бумага, газетная бумага, картон для плоских слоев  гофрированного картона «топ-лайнер»  и «крафт-лайнер».
Запас лесных ресурсов на территории Республики Коми превышает 2,8 млрд. куб  м. Запас хвойных насаждений составляет 2,365 млрд. куб. м, лиственных - 0,491 млрд. куб. м.
Укрупненный сортиментный состав спелых насаждений: 38% - пиловочник и  фанерный кряж, 52% - балансовая древесина, 10% - древесина для технологических  нужд и топливные дрова. 
Суммарная утвержденная расчетная  лесосека по республике составляет 27,8 млн. куб. м в год, фактически вырубается 7,5 млн. куб. м. Использование расчетной  лесосеки составляет 27,5%, в удаленных  от перерабатывающих предприятий лесхозах - до 10%.
Доступ лесопользователей  к эксплуатации лесного фонда  осуществляется на основе договоров  аренды лесных участков сроком до 49 лет  и договоров купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам  аукционов по продаже соответствующих  прав. Лесопользователям (арендаторам) передан 131 участок лесного фонда  на площади 5,6 млн. га с годичным отпуском леса из арендованных участков свыше 11,6 млн. куб. м в год.
Объем сортиментной заготовки  древесины (с использованием высокопроизводительных многооперационных комплексов машин) составляет по крупным и средним  предприятиям 2,85 млн. куб. м, или свыше 70% общего объема заготовки древесины  крупными и средними предприятиями.
По состоянию на 1 января 2009 года работа лесозаготовительного производства низкорентабельна из-за высокого износа основных фондов, низкого  уровня производительности труда, нестабильной динамики объемов производства, обусловленной  дисбалансом между спросом и  предложением, транспортных ограничений.
Объем лесозаготовок ограничен  емкостью рынка лесного сырья, а  также низкой экономической доступностью лесных ресурсов (отсутствие развитой сети дорог) в объемах 6,5 - 7,0 млн. куб. м древесины.
 
Крупнейшие  лесозаготовительные предприятия:
ООО «Лузалес» (Прилузский район), ООО «Удоралес» (Удорский район), ООО  «Эжвалес» (Усть-Куломский и Корткеросский  районы), филиал ОАО «Лесопромышленная  компания «Сыктывкарский ЛДК» (Удорский район), ООО «Койгородский лесокомбинат» (Койгородский район), ООО «Ношульский  ЛЗК» (Прилузский район), ООО «Лесовал», ООО «Мобильный лес».

1.3 Инновационные проекты  лесопромышленного комплекса Республики  Коми

Структурно-технологическое  развитие ЛПК  планируется во всех основных производствах комплекса1.
Увеличение мощности целлюлозно-бумажного производства.
Для сохранения существующего уровня производства добавленной стоимости  на один куб. м переработанной древесины  при строительстве новых мощностей  по выпуску целлюлозы необходимо обеспечить наиболее полное использование  полуфабриката  для выработки  конечной продукции – различные  виды бумаги и картона.
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1: Структура ЛПК
Наращивание  мощностей  ЦБП возможно осуществить за счет реализации двух проектов.
 «Степ» – расширение мощностей ОАО «Монди СЛПК» (приоритетный инвестиционный). Параметры: прирост производства целлюлозы 190 тыс. т, бумаги – 100 тыс. т,  потребления балансовой древесины – 1 млн. куб. м, лесного фонда на участках  льготной аренды – 1,9 млн. куб. м. Данный проект уже реализован и в 2011 г. планируется выход на проектную мощность.
Строительство целлюлозно-бумажного завода в Троицко-Печорском  районе. В настоящее время данная возможность не имеет определенного проектного подкрепления. Потенциально оптимальный объем производства на данном предприятии, исходя из имеющейся сырьевой базы, составляет 300-500 тыс.т. целлюлозы.
Развитие  плитного производства.  Дефицит фанерного кряжа ограничивает рост фанерного производства, если не появится возможность заменить внешние поставки местными за счет расширения лесозаготовок в новых массивах. Планируется расширение действующих мощностей производства других видов плит.
Строительство завода ДСП (группа компаний «СафВуд»). Параметры: мощность 157 тыс. куб. м. Сырье – отходы лесопильного производства предприятий Сыктывкарского промышленного узла.
В целях товарной диверсификации планируется выпуск плит OSB. В настоящий момент есть предпосылки организации данного вида производства в рамках реализации двух проектов.
Строительство завода плит OSB (группа компаний «СафВуд»). Приоритетный инвестиционный проект. Параметры: выпуск плит – 404,4 тыс. куб. м, потребление балансовой древесины – 1 млн. куб. м, объем льготной аренды по расчетной лесосеке – 574 тыс. куб. м.
Строительство завода плит OSB (ООО «ЦентроВудКом»). Приоритетный инвестиционный проект. Параметры: выпуск плит – 150-500 тыс. куб. м, потребление балансовой древесины – 0,35- 1,2 млн. куб. м, объем льготной аренды по расчетной лесосеке – 1,3 млн. куб. м.
Развитие иных производств, ориентированных на использование  балансового древесного сырья.
Строительство завода по выпуску активированного  угля (ООО «ЦентроВудКом», в районе г. Сыктывкар). Параметры: выпуск угля – 16,5 тыс. т, потребление лиственной балансовой древесины – 0,2 млн. куб. м.
Углубление механической переработки древесины отражает реализацию задач по организации новых производств по переработке пиломатериалов  в конструкционные материалы и элементы деревянного домостроения в рамках приоритетных и обычных инвестиционных проектов.
Центр глубокой (безотходной) лесопереработки (п. Кебаньель, Усть-Куломский район, компания ООО «ЦентроВудКом»). Приоритетный инвестиционный проект. Параметры: потребление сырья – 750 тыс. куб. м пиловочника, льготная аренда с расчетной лесосекой 1,3 млн. куб. м.
Производство  сборных деревянных домов из массивных  панелей (компания «Сыктывкарский лесопромышленный комбинат).  В составе: лесозаготовка – 400 тыс. куб. м, лесопильный завод – 60 тыс. куб. м пиломатериалов,  деревообрабатывающая фабрика – 22,6 тыс. куб. м клееного и профилированного бруса,  деревянные дома из массивных панелей – 14,4 тыс. кв. м, погонажные изделия – 6,2 тыс. куб. м.
Лесопильное и деревообрабатывающее производство (п. Казлук, компания ООО «Лесозавод №1»). В составе: лесопиление – 140 тыс. куб. м с переработкой  в строительные клееные изделия.
Лесопильное и деревообрабатывающее производство (п. Троицко-Печорск, компания ООО «ПечораЭнергоРесурс»). В составе: лесопиление – 150 тыс. м3с переработкой в различные клееные изделия, выпуска экстракта из хвои.
Лесопильное и деревообрабатывающее производство (п. Троицко-Печорск, компания ООО «Печорский ЛПХ»). В составе: лесопиление – 100 тыс. м3.
Модернизация  лесопильного производства (п. Кыдзявидзь, компания ООО «Лузалес»). Увеличение объемов производства пиломатериалов с 50 до 150 тыс. м3.
Производство  биотоплива.
Данное производство, использующее отходы лесозаготовки и деревообработки, а также балансовую древесину  для выпуска  топливных гранул и топливных брикетов,  может  функционировать  в виде самостоятельных  производственных единиц, и включаться в крупные деревообрабатывающие комплексы.
Развитие технологической  биоэнергетики и расширение выпуска  различных видов биотоплива будет  сочетаться с проектами  по механической переработке древесины, в которых  предусматривается использование  корьевых отходов для производства тепла в технологических целях.
Товарная продукция биотоплива планируется на объектах нового строительства  в объемах:
- топливные гранулы –  100 тыс. т (г. Сыктывкар, сырье  – древесные отходы малых и  средних лесопильных предприятий);
- топливные гранулы –  80 тыс. т (завод компании «Печораэнергоресурс», пгт. Троицко-Печорск).
Кроме данных, относительно крупных производств планируется  также развитие ряда относительно небольших  производств, преимущественно, ориентированных  на выпуск топливных брикетов в лесных периферийных районах.
Результатом оптимизации  производственной структуры регионального  лесопромышленного комплекса станет появление новых элементов в  его основных сегментах  и повышение  уровня их развития (рис. 5.1).
Для реализации перспективных  проектов развития лесопромышленного  комплекса предлагается задействовать  следующие механизмы:
- использование возможностей  по льготному предоставлению  лесных ресурсов предусмотренных  Постановлением Правительства РФ  № 419;
- получение субсидий из  федерального бюджета для создания  новых высокотехнологичных производств  в рамках развития кооперации  российских ВУЗов и производственных  предприятий (Постановление Правительства  Российской Федерации № 218 от 9.04.2010 г.);
- включение перспективных   проектов  лесопромышленного комплекса  в перечень приоритетных инвестиционных  проектов, реализуемых и (или)  планируемых к реализации на  территории Республики Коми в  порядке, установленном Правительством  Республики Коми для получения  всех видов государственной поддержки,  предусмотренных инвестиционным  законодательством Республики Коми;
- участие ОАО «Гарантийный  фонд Республики Коми» в привлечении  капитала для создания новых  производств по глубокой переработке  древесины;
- содействие в создании  объектов жилищно-гражданского и  инженерно-транспортного строительства  при реализации крупных инвестиционных  проектов за счет средств регионального  и федерального бюджета;
- разработка и реализация  республиканской концепции развития  биоэнергетики с  использованием  накопленного в данной области  опыта зарубежных стран и других  регионов Российской Федерации;
- использование возможностей  частно-государственного партнерства  при решении совместных проблем.
 


Таблица 1.2 1.4  SWOT-анализ ЛПК Республики Коми
Слабости:
Угрозы:
 
    Смена лесных пород (хвойных на мягколиственные);
    Высокий износ основных фондов;
    -Недостаточный уровень мощностей по переработке мягколиственной древесины;
    Недостаток оборотных средств;
    Низкий уровень инвестиций в основной капитал;
    Слабый менеджмент, отсутствие
    маркетинговых исследований;
    высокая степень износа оборудования, использование устаревших технологий;
    недостаточно развита лесозаготовка (обеспечивает на 50% потребности);
    экономически невыгодная сбытовая сеть;
    недостаточная организация маркетинговой деятельности;
    высокая социальная нагрузка;
    недостаток собственных средств для крупномасштабного увеличения объемов производства;
    низкая инициативность работников;
    нет четкого стратегического плана развития.
 
    законодательная база не проработана;
    вступление России в ВТО обострит конкурентную борьбу с иностранными производителями;
    усиление зависимости от поставщиков сырья; сильная зависимость от снижения спроса, спрос носит сезонный характер;
    высокий процент по банковским кредитам; рост экспорта необработанной древесины;
    растущая требовательность покупателей.
- Неустойчивость федерального
законодательства;
- Дальнейшее ухудшение  качества
лесных ресурсов в случае их не
использования;
- Усиление конкуренции  со стороны
близлежащих регионов;
 


 
Внутренние факторы
Внешние факторы
+
Силы:
+
Возможности:
 
    Удобное географическое
    расположение;
    Наличие в области запасов лесных ресурсов, позволяющих увеличить
    объемы заготовки древесины;
    Обеспеченность трудовыми
    ресурсами в регионе;
    Наличие учебных заведений,
    осуществляющих подготовку
    специалистов среднего звена и
    квалифицированных рабочих;
    Близость учебных заведений,
    осуществляющих подготовку
    специалистов высшего звена;
    Наличие мощностей по переработке древесины, производству основных
видов лесоматериалов.
    опыт в разработке и наращивании производства новых видов продукции;
    резерв производственных мощностей;
    возможность использования низкокачественной лиственной древесины;
    вертикальная интеграция производства (от лесозаготовок до производства мебели);
    качество продукции отвечает требованиям покупателей; э
    экономия на масштабах производства;
    достаточно высокая относительная доля рынка;
    высокая компетентность работников;
    широкий ассортимент продукции
 
    выход на новые рынки, способность  значительно увеличить абсолютную долю рынка;
    расширение ассортимента продукции для удовлетворения потребностей покупателей;
    способность усилить вертикальную интеграцию;
    большой запас расчетной лесосеки в регионе;
    возможность поддержки в укреплении конкурентных преимуществ на уровне Правительства Республики Коми
- Устойчивая тенденция  роста мировых цен на продукцию  глубокой механической переработки;
- Потенциально емкий рынок  сбыта
лесопродукции в России и  Европе;
- Рост спроса на биотопливо;
- Разработка  технологии изготовления продукции  из тонкомерной древесины;
- Разработка  и реализация программ
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников предприятий,
освоения  современных методов ведения  хозяйствования;
- Развитие внутрирегиональной  интеграции, в том числе с предприятиями  строительного и
машиностроительного комплекса



Как видим из рис.2, по результатам проведенного SWOT-анализа эксперты придерживаются мнения, что внутренние сильные стороны предприятия перевешивают слабые, но в перспективе потенциальные внешние возможности существенно осложняются надвигающимися угрозами. Графическое изображение направления стратегии развития представлено на рисунке 2.


 
рисунок 2.
Общее направление стратегии должно быть направлено на преодоление потенциальных  угроз, используя для этого сильные  стороны и возможности.  
 
ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННО – МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛПК РЕСПУБЛИКИ КОМИ
2.1 Система маркетинговых  исследований в  лесопромышленном комплексе
 
Маркетинговые исследования – это вид деятельности, который  с помощью информации связывает  потребителя, покупателя и общественность с маркетингом; полученная информация служит для выявления и определения  маркетинговых возможностей и проблем, для выработки, совершенствования  и оценки маркетинговых действий, для отслеживания результатов маркетинговой  деятельности, а так же для улучшения  понимания процесса управления маркетингом.
В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности  маркетинговых мероприятий менеджерам требуется информация. Им нужна информация о спросе, клиентах, конкурентах, дилерах  и других субъектах, действующих  на рынке.
Существуют разные способы  и каналы получения необходимой  маркетинговой информации. Современные  компании располагают значительными  возможностями, чтобы предоставить менеджерам информацию. Сейчас большинство  фирм изучает информационные потребности  менеджеров и проектирует свои информационные системы. Маркетинговые информационные системы своевременно распространяют среди пользователей информацию, собранную с помощью системы  внутрифирменной отчетности, системы  маркетинговой разведки и маркетинговых  исследований.
Лесопромышленный комплекс относится к сфере делового маркетинга. И ключевыми внешними моментами  для представителей лесной отрасли  являются вопросы исследований макроэкономической среды и рынка, прогноз рыночных тенденций.
Специфика маркетинговых исследований в лесопромышленном комплексе
Как было сказано выше, лесопромышленный комплекс – это типичный деловой  рынок, где стороны представлены организациями. Поэтому для него характерны все факторы, действующие  на рынках В2В. Конечно, это идеальный  вариант, когда каждое предприятие  обладает необходимой для него информацией  о рынке или ресурсами, с помощью  которых оно может ее получить
Первая проблема. Многие предприятия лесопромышленного комплекса расположены в отдаленных регионах, где проблема кадровых ресурсов стоит очень остро. Во многих регионах, в которых расположены предприятия, найти грамотного специалиста-маркетолога – задача почти невыполнимая, учитывая ограниченные возможности по оплате труда. Специалист в области маркетинговых исследований должен обладать всеми навыками маркетингового анализа, умением работать с большими объемами информации, знать современные математические и статистические программные продукты, уметь делать выводы для принятия последующих управленческих решений. Эта проблема стоит не только перед региональными производителями, но и перед участниками рынка Центрального федерального округа.
Проблема вторая – интеграция полученных результатов  в бизнес-процессы предприятия. Эта проблема связана со всеми предыдущими. Получив на руки профессионально сделанный отчет о проведенных комплексных исследованиях, менеджер предприятия не очень понимает, как полученные результаты можно использовать в решении конкретных проблем, несмотря на заранее согласованное техническое задание и состав и формы предоставляемых данных. Тут может быть причиной недопонимание поставленных задач как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Во многом избежать этой ситуации можно еще на начальном этапе подготовки исследования в процессе выдвижения гипотезы о рыночной ситуации или причине возникновения какой-либо проблемы. Самый удачный вариант – наличие опыта работы исполнителя на исследуемом рынке, знание им конъюнктуры рынка, возможность совместной профессиональной работы на этапе внедрения проекта и принятии управленческих решений. По мере развития лесопромышленного комплекса как полноценной отрасли российского современного народного хозяйства, будут появляться специализированные компании, оказывающие различные консалтинговые и информационные услуги в этой сфере. Но на сегодняшнем этапе развития деятельность таких компаний переоценить практически невозможно.
Маркетинг ? одно из основных направлений в мировом современном менеджменте. Современные концепции развития любого предприятия не могут существовать без маркетинговой политики, принимаемой компанией, которая, в свою очередь, основывается на общей миссии организации, на поставленных целях и задачах и на их достижении и решении.
Для правильного определения  пути развития необходимо знать рынок, на котором действует предприятие, факторы, влияющие на него, конкурентную среду, ценовую политику, угрозы и возможности, степень риска на рынке, структурные рыночные сдвиги, предъявляемые потребителями требования к продукции, тенденции развития и много других тонкостей. Кроме того, необходимо проводить четкую сбытовую политику, внедрять различные CRM- и ERP-системы, анализировать эффективность работы системы сбыта продукции на предприятии.
Отличительной особенностью маркетинга в лесопромышленном комплексе  является его относительная неразвитость по сравнению с другими отраслями, например со строительством или производством  мебели. Данная ситуация возникает, в  первую очередь, из-за морально устаревших систем управления предприятиями, существенного  превышения спроса над предложением в некоторых сегментах лесной отрасли (например, производство ДСП, МДФ, OSB). На рынке практически отсутствуют специализированные компании, работающие в сфере информационного обеспечения деятельности предприятий ЛПК. Нет достоверных и точных данных, опубликованных в открытых источниках, о темпах роста рынка, о перспективах развития, крайне невелика информация об основных игроках и операторах рынка. Создается некий информационный вакуум, в котором крайне сложно принимать серьезные управленческие решения.
 
2.2 Современные направления в работе с системами маркетинговой информации
Информационными системами, обеспечивающими эффективную ориентацию на рынок, в настоящее время являются системы класса CRM (customer relationship management - управление взаимоотношениями с  клиентами). Такие системы появились  лишь в середине 90-х годов и  находятся в стадии развития.
CRM - это стратегия компании касательно взаимодействия с клиентами во всех организационных аспектах - рекламе, продаже, доставке и обслуживании клиентов, дизайне и производстве новых продуктов, выставлении счетов и т.п. Это стратегия, основанная на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах на всех стадиях его жизненного цикла (привлечение, удержание, лояльность), извлекает из нее знания и использует эти знания в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними.
Главная задача CRM систем - привлечение и удержание клиентов в маркетинге - продажах, сервисе и обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с клиентом. Система CRM облегчает координацию действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия с клиентами, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует наилучшему удовлетворению потребностей клиентов.
Основой системы CRM являются приложения автоматизации продаж. На них возлагаются следующие функции:
-   ведение календаря  событий и планирование работы;
-  управление контактами (ни один важный звонок или  личное обращение не будут  упущены);
-  работа с клиентами  (каждый клиент будет обслуживаться  на высочайшем уровне, благодаря  зафиксированной истории взаимодействия  с ним);
-  мониторинг потенциальных  продаж (ни одна потенциальная  возможность не будет упущена,  каким бы плотным не было  расписание сотрудника);
-   поточная организация  продаж (эффективное управление  циклом продаж);
-  повышение точности  прогнозов продаж;  автоматическая  подготовка коммерческих предложений  (освобождение сотрудников от  рутинной работы);
-  предоставление информации  о ценах;  автоматическое обновление  данных о размере бонуса в  зависимости от выполнения поставленных  задач;
- предоставление актуальной  информации о состоянии дел  в региональных представительствах;
-  формирование отчетов  (эффективный инструментарий автоматического  создания отчетов по результатам  деятельности);
-   организация продаж  по телефону (создание и распределение  списка потенциальных клиентов, автоматический набор номера, регистрация  звонков, прием заказов). 
 
 
 
2.3 Использование  компьютерных программ в управлении  предприятий ЛПК
На российском рынке ERP-систем присутствует множество поставщиков: как иностранных, так и отечественных. По оценкам экспертов, из зарубежных систем львиную долю отечественного рынка занимает немецкий SAP AG, следом за ним идут продукты Microsoft Business Solution, а замыкает тройку лидеров компания Oracle. Крупных и действительно хорошо зарекомендовавших себя отечественных разработок немного. Среди них можно отметить корпорации "Галактика" и "Парус" с одноименными продуктами, но лидирующее положение на рынке заслуженно занимает фирма "1С".
Учет на предприятиях ЛПК с использованием программных
продуктов на основе "1С"
В данной курсовой работе я  рассмотрю  варианты отраслевых решения  на платформе "1С:Предприятие 8" для управления технологическим процессом и предприятием в целом небольших и крупных деревоперерабатывающих предприятий. Технологический процесс деревоперерабатывающего предприятия, как правило, включает следующие этапы:
    Участок приемки круглых лесоматериалов
    Участок лесопиления
    Участок продольной распиловки
    Участок предварительной калибровки
    Участок вырезки дефектных мест
    Участок сушки пиломатериалов
    Участок склеивания
    Участок финишной обработки/сборки
Модель приведенного выше технологического процесса наилучшим  образом отображена в программных  продуктах "Неосистемы:Лесозавод v8. Стандарт" и "1С:Лесозавод 8".
Решение "Неосистемы:Лесозавод v8. Стандарт" позволяет вести полноценный оперативный учет деятельности на сравнительно небольших деревоперерабатывающих предприятиях. Его целесообразно использовать на предприятиях с объемом переработки 12-20 тыс. м3 пиломатериалов в год. Решение разработано на основе конфигурации "1С:Управление Торговлей" и позволяет автоматизировать следующие направления хозяйственной деятельности:
    прозрачный производственный учет на всех стадиях технологического процесса, от приемки сырья до реализации готовой продукции, с возможностью последующего анализа на каждой стадии
    учет специфики материальных потоков (древесного сырья и результатов его переработки)
    складской учет всех видов лесоматериалов и готовой продукции, в том числе с возможностью взаимодействия со средствами АСУ ТП
    управление отношениями с покупателями/поставщиками (CRM);
    управление продажами (включая оптовую, розничную и комиссионную торговлю);
    управление закупками;
    анализ цен и управление ценовой политикой;
    управление денежными средствами;
    учет коммерческих затрат;
Программный продукт не является полноценной ERP-системой, но позволяет вести оперативный учет и анализ основных разделов хозяйственной деятельности деревоперерабатывающих предприятий. Конфигурация предоставляет также возможности ведения бухгалтерского и регламентированного учета предприятия при условии использования совместно с конфигурацией "1С: Бухгалтерия 8". Ориентировочная стоимость поставки и внедрения решения, в зависимости от необходимого функционала, составляет от 100 до 500 тыс. руб., срок внедрения – 3-6 месяцев.
"1С:Лесозавод  8"
Это решение, в свою очередь, является уже ERP-системой, комплексным  прикладным решением, реализованным  на основе программного продукта "1C:Управление производственным предприятием 8" с учетом отраслевой специфики лесопромышленных предприятий. Внедрение "1С:Лесозавод 8" целесообразно рассматривать на предприятиях с объемом переработки более 30-50 тыс. м3 пиломатериалов либо в год либо с объемом заготовки более 60-90 тыс м3 в год. Оно позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Для предприятий деревянного  домостроения и производства мебели система дает дополнительное преимущество, которое заключается в предоставлении возможности использования как  модели производства по прогнозу, так  и модели мелкосерийного производства на заказ, обеспечивающей более быстрое  выполнение заказов. Это зачастую вытекает из требований популярной сегодня концепции  бережливого производства, базирующейся на принципах поставок "точно  вовремя" и минимизации складских  запасов на всем цикле производства.
Прикладное решение охватывает основные бизнес-процессы, позволяет  организовать единую информационную систему  для управления различными аспектами  деятельности предприятия:
    Управление производством
    Управление финансами
    Управление ценообразованием и ценовой политикой
    Управление основными средствами и планирование ремонтов
    Управление складом (запасами)
    Управление продажами
    Управление закупками
    Управление отношениями с покупателями и поставщиками
    Управление персоналом, включая расчет заработной платы
    Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия
Программный продукт "1С:Лесозавод" позволяет полностью контролировать производственные процессы от планирования деятельности до выпуска готовой продукции. Оперативно отслеживается выполнение производственной программы, выраженной в планах производства различной детализации — от укрупненных планов до посменных планов производства, а также до отдельных производственных заказов. 
Предоставляется возможность  оперативной коррекции планов по фактическим результатам завершенных  периодов, оперативного формирования заявок на покупку и изготовление недостающих материалов и комплектующих  изделий.
Модуль управления производством предоставляет следующие  возможности:
    управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов, необходимых для их реализации
    ведение массивов нормативно-справочной информации, необходимых для планирования и учета производства готовой продукции, включая формирование норм расходов сырья и вспомогательных материалов;
    планирование и учет выпуска готовой продукции;
    контроль выполнения производственных заданий;
    обработка заказов на производство;
    учет расхода сырья и материалов, незавершенного производства;
    учет собственного и давальческого сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;
    учет брака;
    учет спецодежды и спецоснастки;
    учет и анализ производственных затрат, расчет плановой и фактической себестоимости.
Конфигурация позволяет  полностью реализовать модель технологического процесса деревопереработки, описать  его посредством спецификаций, технологических  карт производства с детализацией до технологических операций и, таким  образом, спланировать цепочку производства многопредельной продукции, на каждом этапе оценивая ее выполнимость с  учетом загрузки оборудования и доступности  необходимых для производства ресурсов.
Конфигурация располагает  развитыми средствами для организации  сплошного контроля за материальными  потоками и потреблением ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность каждого подразделения предприятия. Благодаря этому в информационной системе отображается целостная  картина потоков материалов, полуфабрикатов, услуг и готовой продукции.
Внедрение программного продукта "1С:Лесозавод" - это, как правило, проектная работа, требующая привлечения штата высококвалифицированных специалистов, аналитиков, консультантов, программистов, срок внедрения системы - от 6 месяцев до 2 лет, стоимость внедрения может колебаться от 600-800 тыс. до нескольких млн. рублей.
Как показала практика, внедрение "1С:Лесозавод 8» приносит наибольший эффект на предприятиях с численностью персонала от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, имеющих десятки и сотни автоматизированных рабочих мест, а также в холдинговых и сетевых структурах.
R/3 от SAP AG. Программный продукт SAP объединяет все хозяйственные процессы предприятия. Важными характеристиками SAP-продукта являются интеграция приложений, модульные структуры, общее хранение данных, открытость, международный характер и пригодность для любой отрасли. Сегодня SAP лидирует среди независимых производителей бизнес-приложений, занимая по оценке AMR 36% рынка ПО. SAP имеет свои филиалы более чем в 50 странах мира. На конец 1997 г. в СНГ было инсталлировано более 100 SAP-систем, которые успешно используются у таких клиентов SAP, как Сургутнефтегаз, Туламашзавод, Свердловэнерго, Донецкий металлургический завод, Омский НПЗ, Нижнетагильский металлургический завод, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Черногорнефть. Такие транснациональные концерны, как Mars, Reebok, Uhde, Colgate, также используют российскую стандартную версию системы R/3 в своих представительствах в СНГ. Кроме того, SAP AG заключила договоры по R/3 с такими известными предприятиями, как Славнефть, Лукойл, Национальный банк Украины и Казахские железные дороги.
Корпорация  «Галактика» - один из лидеров отечественного рынка информационных технологий управления. Процессы управления и учета в масштабах предприятия или холдинговой структуры, стратегическое планирование бизнеса, интеллектуальный бизнес-анализ, мониторинг информационного пространства, аналитические исследования – каждая из этих задач важна для современного предприятия. Для выполнения каждой из них корпорация «Галактика» предлагает лучшие информационные технологии.
На протяжении 20 лет корпорация «Галактика» работает для повышения  эффективности бизнеса отечественных  предприятий и компаний. Накопленные  экспертные знания и богатый практический опыт отражены в решениях «Галактики», каждое из которых создано для  применения именно в условиях бизнес-среды  России и стран СНГ. Сегодня решения  корпорации «Галактика» используют более 6200 компаний. Это крупные холдинги и корпорации, средние предприятия, представляющие такие отрасли, как  топливно-энергетический комплекс, машиностроение и приборостроение, строительство, ЛПК, химическая промышленность и фармацевтика, пищевая промышленность, торговля, транспорт, связь и телекоммуникации.
Компания IBS, лидер российского  рынка консалтинга и информационных технологий, и компания «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» объявляют  о завершении проекта по разработке и внедрению автоматизированной системы управления техническим  обслуживанием и ремонтами оборудования.
До нынешнего года для  управления мероприятиями по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования (ТОРО) в компании «Монди Бизнес Пейпа  Сыктывкарский ЛПК», являющейся лидером  российского рынка целлюлозно-бумажной продукции, не использовалось единого  информационного решения. На момент начала проекта в данной области  деятельности на предприятии накопился  ряд проблем, вызывавших у менеджмента  серьезную озабоченность. В частности, несмотря на все усилия, рост затрат на приобретение запчастей слабо  поддавался контролю, а обширная номенклатура запчастей, хранимая на складах, отнюдь не гарантировала от возникновения  дефицита важных деталей, остро необходимых  при проведении ремонтов. Отсутствие централизованной базы данных оборудования, исчисляемого на предприятии десятками  тысяч позиций, делало невозможным  проведение детального анализа потребности  в запчастях. Сама система планирования и осуществления ремонтов нуждалась  в модернизации, для большей унификации и прозрачности процессов. Высокие  требования, предъявляемые к надежности работы оборудования в условиях непрерывного производства, требовали адекватной эффективности бизнес-процессов  поддержания технического состояния  основных фондов.
Для решения этих задач  был проведен масштабный реинжиниринг бизнес-процессов организации ремонтно-профилактических работ и материально-технического обеспечения и существенно модернизирована  используемая на предприятии корпоративная  информационная система. Подрядчиком  была избрана компания IBS, уже в  течение нескольких лет являющаяся партнером «Монди БП СЛПК» по развитию корпоративной информационной системы. Проектная команда, составленная из сотрудников бизнес-подразделений  и ИТ-специалистов компании и консультантов IBS, приступила к работе над созданием  системы управления ТОРО в январе 2005 года. В основном, разработка и  внедрение программных решений  была завершена в течение 11 месяцев  – к декабрю того же года. В  качестве платформы для реализации системы использовалось решение mySAP Business Suite компании SAP AG.
В рамках проекта были внедрены функции управления техническим  обслуживанием и ремонтами оборудования,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.