Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Утечка капитала из России: проблемы и поиски решений

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПУ «АмГУ»)
 
Кафедра МЭ
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
 
 
 
на тему: Утечка капитала из России: проблемы и поиски решений
по дисциплине Международные экономические отношения
 
 
 
 

Исполнитель

студент группы 274                     А.А. Рябчук
 
Руководитель
к.э.н., доцент                                                                        Л.А. Панкратова
 
Нормоконтролёр
ассистент                                                                                        О.В. Шпак                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
Благовещенск 2005
РЕФЕРАТ
 
 
Работа 40 страниц, 18 источников
 
Международное движение капитала, инвестиции, оффшор, инвестиционная привлекательность, валютный контроль.
 
В курсовой работе освещаются масштабы проблемы вывоза капитала из России, проводится сравнение с ситуацией в других странах, и рассматриваются различные варианты решений. Дается оценка вывоза капитала из России, а сопоставление с данными из других стран с переходной экономикой и развивающихся стран позволяет рассмотреть российский опыт в международном контексте. Указываются основные факторы, причины, и каналы по которым происходит вывоз капитала.
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение                                                                                                                                                          4      
1 Сущность и формы движения капитала                                                       6
2 Утечка капитала из России                                                                          16
  2.1 Оценка вывоза капитала                                                                        16 
   2.2 Главные причины утечки капитала из России                                    23

   2.3 Особенности ввоза капитала в Россию                                                24

   2.4 Особенности утечки капитала                                                               25

   2.5 Изменение в 2003 году инвестиционного рейтинга России               28

   2.6 Тенденции движения капитала в 2004 году                                         32
3 Мероприятия по пресечению вывоза капитала                                         34
Заключение                                                                                                      38
Библиографический список                                                                           39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Переход к рынку в России начался несколько лет назад, но массовый вывоз капитала из страны продолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Сам факт значительного экспорта капитала из России, независимо от его конкретных размеров является парадоксальным явлением. Согласно основам экономической теории и здравому смыслу, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.
Издержки оттока капитала хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами – все это ложиться тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть как симптомом, так и средством противозаконной деятельности, что, как многие полагают, особенно актуально в России. Наконец, многие сообщения в прессе указывают на возможность того, что часть средств, предоставляемых, международными финансовыми учреждениями просто переправляется за пределы страны и даже оседает на индивидуальных счетах в зарубежных банках. Таким образом, вывоз капитала, по всей вероятности, также подрывает общественную поддержку программ МФУ в России.
Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля.
В своем стремлении ограничить вывоз капитала из России органы государственной власти полагаются на стратегию, объединяющую два подхода. Во-первых, при помощи экономических реформ, многие из которых проводятся в рамках программ, финансируемых МФУ, предполагается устранить главные причины вывоза капитала. Во-вторых, меры регулирования капитала используются для пресечения конкретных каналов вывоза капитала; вслед за кризисом августа 1998 года усилия в этом направлении были активизированы.
Освещая проблемы оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течении последних нескольких лет очевидна, хотя можно допустить, что непосредственно после кризиса августа 1998 года удалось несколько смягчить остроту этой проблемы. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы; что меры регулирования капитала сопряжены с дорогостоящими диспропорциями и поэтому их поэтапная отмена должна стать частью среднесрочной стратегии; а также то, что в ближайшей перспективе структуру регулирования следует упростить, придав ей менее искажающий характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Сущность и формы движения капитала

 
 
Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).
Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.
1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 2000 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд. долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд. долл., а остальное — в форме частного капитала.
2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
3.  В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 1), В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала/1, с.48/.
 

 
Рис. 1. - Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный
 Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.
4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 2). Так, в 2000 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.
Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам. займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) — преимущественно в виде прибыли.

Рис. 2. - Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский

1.2      Современные особенности и тенденции в международном движении капитала

 С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция капитала происходит и между этими странами.
Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать на нескольких уровнях:
1. Между странами "триады": США - Западная Европа - Япония. Так, по данным Европейско-американской торгово-промышленной палаты, взаимные инвестиции США и Европы в 2000 г. достигли 776 млрд.. долл. (в 1994 г. - 500 млрд.. долл.). Характерно, что европейские инвестиции в США в основном сконцентрированы в производственном секторе, обеспечивая 12,5% рабочих мест.
2. Между отдельными промышленно развитыми странами.
3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран.
С точки зрения субъектов миграции капитала различают макро- и микроуровень. Макроуровень - межгосударственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран. Микроуровень - движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.
В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции в Европе занимают Великобритания, Германия, Франция/2, с.30/.
К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия, Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС. При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. В середине 90-х годов иностранные фирмы ежегодно вкладывали в экономику США в среднем по 60 млрд.. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрывается за счет импорта капитала. В середине 90-х годов на долю промышленно развитых стран приходилось до 85-87 % мирового импорта заемных средств.
При исчислении в процентах инвестиций к валовому внутреннему продукту самый большой приток капитала в конце 90-х годов был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.
В соответствии с той же методикой исчисления в мировой классификации крупнейшими "донорами" капитала во второй половине 90-х годов являлись Япония (53 %), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными "заемщиками" - США (27 %), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.
Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов - США и Западной Европы, затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность.
Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг.
В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность. В частности, в Японии и ФРГ, занимающих второе и третье место по объему прямых заграничных инвестиций после США, доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась в начале 90-х годов к 50 процентам.
Весьма заметной тенденцией 90-х годов является резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала. Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл., против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К концу десятилетия это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный частный капитал: 555 млрд. долл. банковских денег против 2,3 трлн. долл. на рынках капитала.
В 90-е годы проявилась основная особенность процесса интернационализации рынков капитала. Она заключается в том, что, если в 70-80-х годах процесс интернационализации охватывал преимущественно развитые государства рыночной экономики, то в 90-е годы он распространился на развивающиеся страны, прежде всего государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков.
Важной чертой 80-х и начала 90-х годов является активизация миграции капитала между развивающимися странами и, в особенности, между "новыми индустриальными странами" и остальным развивающимся миром. По-прежнему активна на рынке капиталов Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в середине 90-х годов 100 млрд. долл. В свою очередь государственные вложения достигают 30 млрд. долларов.
В 90-е годы рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся страны, главным образом, из промышленно развитых стран. Основной поток инвестиций сконцентрирован в 10-15 развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Заметно преуспел Китай как в привлечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капитала.
Развивающиеся страны, относящиеся к категории беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, будут представлять небольшой интерес для инвесторов из промышленно развитых стран. На долю этих государств будет приходиться все уменьшающаяся часть мирового потока прямых инвестиций. В 90-е годы доля самых слаборазвитых стран составляла всего 5-6 процентов общего потока заграничных инвестиций/3, с.89/.
Важная особенность современных процессов миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. В особенности за привлечение капитала в текстильную и швейную промышленность развивающихся и бывших социалистических стран.
В 90-е годы увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Основную часть получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономических реформ государства. Это общая тенденция, характерная для движения частного капитала в мировом хозяйстве, вне зависимости от географических или политических обстоятельств. Политическая стабильность, минимальный экономический риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся странах.
Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала в последней трети XX столетия, является либерализация условий его миграции, свойственная как промышленно развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам. Так, в 1999 г. было отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен.
Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
Государство использует следующие меры регулирования:
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны/4, с.79/.
На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.
Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы:
- транспарентность;
- недискриминационный подход к странам-донорам; - национальный режим для иностранных инвесторов;
- инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;
- отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
- обеспечение регистрации и конвертируемости;
- устранение барьеров при вывозе капитала;
- избежание двойного налогообложения;
- соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента;
- разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
- разрешение споров путем консультаций и переговоров сторонами, либо через арбитраж.
Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.
Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.
Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:
- торговая политика;
- налогообложение;
- монетарная политика;
- функционирование банковской системы;
- правовое регулирование иностранных инвестиций;
- права собственности;
- доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;
- политика экономического стимулирования;
- масштабы существующего в стране черного рынка;
- ценообразование и регулирование заработной платы.
По каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику/5, с.110/.
По результатам исследования за 2000 год наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2 утечка КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ
 
 
  2.1 Оценка вывоза капитала
  По принятому определению отток капитала включает все виды оттока средств, превышающие нормальное перемещение капитала в соответствии со стратегией диверсификации международного портфеля. Данное определение охватывает все случаи оттока капитала в результате преступных действий; отток средств, заработанных законным образом, но противоречащих закону в силу нарушения мер регулирования капитала (или уклонения от уплаты налогов); а также вполне законный отток средств в соответствии с действующими правилами, но вызванный неэкономическими факторами, например политической неопределенностью. Данная, более широкая концепция оттока капитала используется здесь по двум причинам. Во-первых, все случаи оттока капитала неблагоприятным образом отражаются на показателях макроэкономической деятельности страны. Во-вторых, на основании имеющихся данных практически невозможно различить случаи оттока капитала в результате преступной деятельности, случаи незаконного (но не преступного) вывоза капитала и вполне законное перемещение средств за пределы страны. В более широком смысле, поскольку нет единого общепринятого показателя, с точностью отражающего понятие оттока капитала, здесь используется ряд параметров, призванных обеспечить верность основных выводов независимо от используемого показателя/6, с.58/.
Освещая проблему оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что Россия, безусловно, является страной с недостатком капитала. Ее производственные и не производственные фонды изношены и устарели. Государственные и местные бюджеты сводятся с дефицитом. Об остром дефиците капитала в России свидетельствует очень высокая реальная ставка процента за кредит, намного более высокая, чем в подавляющем числе государств мира. Так, в середине февраля 2003 года норма ссудного процента за валютные кредиты малому бизнесу находилась в интервале 18-30 % годовых.
Российские и зарубежные ученые и официальные организации предприняли ряд попыток определить размеры и структуру экспорта капитала из России. Эти оценки преимущественно основываются на данных платежного баланса России, составляемого Центральным банком РФ.
В связи с тем, что внешнеторговая статистика, включая статистику услуг, и статистика международных финансовых потоков между России и другими странами несколько лет была в плохом состоянии, платежные балансы России в первые несколько лет существования государства носили весьма упрощенный и малодостоверный характер. Достаточно отметить, что за 1992-1993 года платежные балансы России не включали платежные отношения со странами СНГ, которые занимали в этот период большое место во внешнеэкономических связях России.
Лишь с 1996 года платежные балансы России приобрели более достоверный характер. Уже в силу только одного этого обстоятельства расчеты на основе этих балансов, по крайней мере, до 1996 года, не могут носить обоснованного характера. Однако и после 1996 года сохраняются серьезные пробелы в статистике платежного баланса. К ним можно отнести отсутствие учета объемов контрабандной торговли, занижение цен экспорта и некоторые другие методы искажения реальных денежных внешнеторговых потоков хозяйственными субъектами.
Другим источником информации о величине экспорта капитала из России может служить баланс национальных счетов. Обычные данные этого баланса о чистом экспорте товаров и услуг основываются на данных платежного баланса. Однако до 1994 года платежный баланс не отражал торговлю со странами СНГ и в последующий период также имел серьезные пробелы. В то же время сам объем валового внутреннего продукта России и отдельных его составных частей, исчисляемый Госкомстатом РФ, вызывает сомнения в силу недостаточной достоверности послереформенной статистики вообще и наличия огромного теневого сектора экономики в частности. Учитывая ненадежность данных о внешних потоках России, Госкомстат РФ при составлении баланса национальных счетов в течении ряда лет благоразумно опускал денные о текущих и капитальных трансфертах из России/7, с.42/.
Также наиболее часто для измерения оттока капитала используют показатели “горячие деньги” и “широкий”. Показатель “горячие деньги” – 1 определяется как  чистые ошибки и упущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков.
“горячие деньги” – 2 определяются: чистые ошибки и упущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности банков.
“Широкий” показатель определяется: чистые ошибки и упущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности банков плюс чистые потоки инвестиционных активов и обязательств в виде ценных долговых бумаг.
По официальной предположительной оценке, отток капитала из России в 1994-98 годы составлял ежегодно 11 млрд. долларов США. Для всех оценок оттока капитала из России характерна особо высокая степень неопределенности, что связано с относительно низким качеством статистики платежного баланса. Тем не менее, эти данные позволяют провести обоснованное сопоставление различных периодов и разных стран.
По оценкам, использующим как показатель “горячих денег”, так и “широкий” показатель, отток капитала усилился в 1996-97 годах и остается значительным. Ежеквартальные расчеты представляются менее надежными, но, согласно некоторым оценкам, отток капитала несколько сократился после резкого падения курса рубля с наступлением кризиса в августе 1998 года и введения, более жестких мер контроля, но снова возрос вслед за ростом мировых цен на нефть/8, с.34/.
Резкий контраст между опытом оттока капитала из России и положением стран, более в которых реформы протекают более успешно, не вызывает удивления. Согласно определению  страны Восточной и Центральной Европы, первыми приступившие к реформам, включают Венгрию, Польшу, Словакию, Словению, Хорватию и Чехию. Отток капитала из этой группы стран составлял в первые годы преобразований в среднем 15 долларов на душу населения по показателю “горячие деньги 1”, что намного меньше значения того же показателя в России. Более того, по мере закрепления результатов реформ и возобновления роста производства в этих странах в 1993 году отток капитала прекратился, а приток в страны этой группы составлял в среднем 75 долларов на душу населения в 1993-98 годах. По показателю “горячие деньги 2” положительная тенденция была еще более отчетливой: отток, составлявший 60 долларов на душу населения, сменился притоком, эквивалентным 90 долларам на душу населения. Качественная аналогичная динамика прослеживается и в случае использования “широкого” показателя. Подобный же опыт отмечается и в странах Балтии. Для первых лет реформ в этих странах (1992-94 годы) был характерен относительно незначительный отток капитала (30-40 долларов США на душу населения), а с возобновлением экономического роста в 1995 году наметилась обратная тенденция. Тот факт, что Россия являет собой особый случай среди стран с экономикой переходного типа, что на основании общего финансового счета более широкой группы стран с переходной экономикой только Россия является чистым экспортером капитала на протяжении последних нескольких лет.
Последней по времени и наиболее исчерпывающей из существующих в России оценок является оценка А. С. Булатова, основанная на данных платежного баланса России, исключающего, однако, данные о платежных отношениях со странами СНГ за 1992-1993 года. Согласно этим расчетам экспорт капитала из Росси составил за 1992-1-е полугодие 1999 года 363 млрд. дол. Наибольший экспорт капитала из России, по оценки Булатова, имел место в 1996-1997 годах – около 50 млрд. дол, наименьший – в 1-м полугодии 1999 года – 10,4 млрд. дол./9, с.48/.
Доктор экономических наук Ханин Г. И. и экономист Суслов Н. И. разработали альтернативный метод расчета определения реальной величены экспорта капитала из России на основе альтернативной оценки объема и динамики производства и конечного использования валового национального продукта России. Этот расчет является развитием расчетов по альтернативной оценке динамики макроэкономических показателей советской экономики за 1928-1987 года. В расчетах, относящихся к советской экономики, для оценки реальной ее динамики были использованы достоверные данные о ее объеме, преимущественно натуральные, которые затем с помощью традиционных и новых методов, с использованием коэффициентов, взятых из экономики США на аналогичном уровне развития экономики, были преобразованы в показатели динамики. При этом для большей достоверности использовалось несколько методов, которые дали близкие результаты.
Расчеты по российской экономике отличались двумя особенностями:
1. число применяемых методов было уменьшено, ибо выявлялась близость результатов многих ранее применяемых методов;
2. расчеты динамики производства были дополнены показателями использования валового национального продукта.
Расчеты носят предварительный характер и не претендуют на абсолютную точность. Полученные результаты по производству валового внутреннего продукта за 1990-1996 года показывают падение валового внутреннего продукта на 48 %/10, с.22/.
Динамика отдельных компонентов конечного использования валового внутреннего продукта определялась на основе методов, позволяющих получить наиболее объективную оценку. Динамика объема накопления основных и оборотных производственных фондов исчислялось путем дефлятирования соответствующих компонентов баланса национальных счетов по индексу цен на инвестиционные товары для накопления основных фондов и дефлятора ВВП по накоплению оборотных фондов. Дефлятировались и другие компоненты конечного использования валового внутреннего продукта путем использования наиболее подходящих индексов цен.
В результате сравнения величены созданного валового внутреннего продукта в  неизменных ценах 1990 года и пересчитанного по компонентного объема использованного внутреннего продукта, включая объем чистого экспорта, выявилось в значительное повышение величины созданного валового внутреннего продукта над величиной использованного внутреннего продукта. Это расхождение было особенно значительным для 1991-1993 годов и потом постепенно уменьшалось вплоть до 1996 года, когда величина расхождения оказалась минимальной. Расхождения между величиной созданного и учитываемого официальной статистикой компонентного использования этого продукта была интерпретирована, как величена скрытого экспорта капитала из России.
За весь период объем только скрытого экспорта капитала оказался равным 899,6 млрд. дол., если исходить из паритета покупательной способности рубля и доллара в 1990 году. Поскольку паритет покупательной способности рассчитывается по всему объему товаров и услуг, в том числе не вовлеченных во внешнеторговый и вообще рыночный оборот, указанный расчет может показать преувеличенные размеры скрытого капитала.
Наибольший вывоз капитала приходился на 1991-1993 года. В этот период границы страны были буквально распахнуты настежь для вывоза капитала и в тоже время были легко доступны источники такого экспорта. Из таблицы видно, что огромные размеры экспорт капитала совпадают с огромным сокращением материальных оборотных средств и резервов, которые в целом на данный период уменьшились в 7 раз/11, с.280/.
Хорошо известно, что в период командной экономики существовали чрезмерные запасы материальных ценностей на предприятиях. Они высвободились в связи с обвальным сокращением производства в 1991-1993 годах. Особенно большое значение имело сокращение запасов материалов на оборонных предприятиях, где зачастую были сосредоточены очень ценные материалы - цветные и редкоземельные металлы.
Очень существенно сократились, в том числе вследствие прямого разворовывания, стратегические запасы сырья и материалов, военной техники и боеприпасов. В дальнейшем эти легко доступные   источники постепенно исчерпались, соответственно сократились и размеры вывоза капитала из России. В тоже время на размере экспорта капитала сказалась и некоторое ужесточение валютного и экспортного контроля после 1993 года  и особенно в 1999 году, при правительстве Е.М.Примакова.
Исчисленный объем экспорта капитала является, конечно, колоссальным. Он, однако, не уникален. Имеется еще ряд государств мира, где объем экспорта капитала значительно превышает годовой объем ВВП. Главным образом это государства Азии и Африки, а также некоторые страны Восточной Европы. Правда, накопленный объем утечки капитала из этих стран, особенно Азии и Африки, образовался за значительно большой период, что очень существенно.
Общий размер утечки капитала из России во много раз превысил объем иностранных инвестиций в российскую экономику и иностранной экономической помощи России в 90-е годы.
Экспорт капитала стал важнейшим фактором экономического кризиса в России. Он крайне негативно сказался на уровне жизни населения, объеме капитальных вложений, сборе доходов бюджета, размере золотовалютных резервов.
2.2 Главные причины утечки капитала из России
При определении основных факторов вывоза капитала из России проводится разграничение между главными причинами оттока капитала и каналами, по которым это происходит.
С самого начала перехода к рыночной экономике Россия столкнулась с целым рядом проблем, которые сделали достаточно рискованным хранение сбережений населения внутри страны и, наоборот, в значительной мере способствовали переводу личных сбережений за рубеж. Несмотря на то что был принят ряд мер по устранению этих проблем, качество реформ в этом направлении остается далеко неоднозначным.   
Существует ряд причин экспорта капитала из России. Но главной из них является несовершенство сложившегося в России экономического механизма, при котором собственники не заинтересованы в судьбе своего предприятия. Государство, как представителем интересов общества оказалось во власти небольшой группы олигархов и долгое время не предпринимало никаких усилий по сокращению экспортного капитала из России.
· Макроэкономическая нестабильность, являющаяся в большой степени следствием политической нестабильности, порождает неуверенность в отношении будущей прибыли от инвестиций в России.
· Произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов.
· Недоверие к банковской системе способствует переводу сбережений за рубеж.
· Слабость институциональных механизмов защиты прав собственности и широко распространившаяся коррупция не располагают к накоплению активов в России.
· Наконец, в некоторых случаях приватизация создала возможности для руководителей предприятий отчуждать находящиеся в их ведении активы и укрывать полученную выручку за рубежом/12, с.180/.
Перечисленные главные причины создают стимулы для перевода (или хранения) капитала за рубеж, что осуществляется самыми различными путями.

2.3 Особенности ввоза капитала в Россию

Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д. К началу 2000 внешняя задолженность России составила 141,5 млрд. долл., а ежегодные платежи по ней начали составлять уже двузначную цифру.
Что же касается предпринимательского капитала, то, несмотря на все усилия (или, скорее, призывы) государственных органов, его присутствие в России невелико: за 90-е гг. в стране было вложено около 10 млрд. долл. иностранных предпринимательских инвестиций, преимущественно прямых.
Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечиваю эффективную интеграцию национальной экономики в ми
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.