Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Формирование ассортимента на торговом предприятии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                     Содержание
Введение                                                                                                              3 1.Понятие ассортимента торгового предприятия…………………………… 4
2.Сущность ассортиментной политики и ее взаимосвязь со стратегией предприятия……………………………………………………………………..12
3. Основные функции управления ассортиментом………………………….16
4. Методы и направления анализа ассортимента организации…………….27
5.Список литературы……………………………………………………………44
6.Приложения……………………………………………………………………45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Введение
 
Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять  их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого  процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и  товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия  розничной торговли.
Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Цель ассортиментной политики –  формирование ассортимента в зависимости  от потребностей рынка, финансового  состояния предприятия и его  стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия  тесно взаимосвязаны.

1. Понятие ассортимента торгового предприятия

 
Стабильность торговли определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью  ассортимента товаров. От состава и  обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Ассортимент товаров – совокупность видов товаров, разновидностей и  сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными  группировочными признаками являются: производственный, сырьевой и потребительский1.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени  сложности ассортимента).
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, смешанный.
Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.
Сложный ассортиментнабор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам, розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортиментвыбор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодовоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального.
Видовой ассортиментнабор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.
Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной степени нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, моделями одежды, обуви, современной косметикой, коллекцией марочных вин и др.
Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся однородными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортиментнабор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование рационального ассортимента требует большого учета факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменение рационального ассортимента.
Оптимальный ассортиментнабор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом при ограниченных затратах для потребителя либо при минимальных затратах на их проектирование, производство и доведение до потребителя при требуемом (приемлемом) эффекте (результате) для потребителя.
В зависимости по состоянию в  конкретный момент времени ассортимент  может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
По характеру удовлетворяемых  потребностей ассортимент может  быть основным и сопутствующим.
Основной ассортимент – набор  товаров, ориентированный на обычные  потребности основных групп потребителей.
Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, в продовольственном магазине — мыло, спички, хозяйственные товары. Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По структуре ассортимент может  быть групповым, внутригрупповым, видовым  и внутривидовым.
Групповой ассортимент товаров  – включает перечень товарных групп, сформулированных по признаку однородности сырья из которого они изготовлены, потребительскому назначению и способу  производства.
Групповой ассортимент услуг –  включает перечень отдельных крупноагрегированных видов услуг: образования, здравоохранения, услуги дошкольных учреждений, жилищно-коммунального  хозяйства, транспорта, связи, бытовые  услуги и т. д.
Внутригрупповой ассортимент товаров  – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих  аналогичные потребности. Представляет собой детализацию группового ассортимента (например, товарная группа обуви делится  на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви).
Видовой ассортимент товаров –  набор товаров различных видов  и наименований, удовлетворяющих  аналогичные потребности (например, подгруппа кожаной обуви делится  на виды: сапоги женские, мужские, детские).
Видовой ассортимент услуг –  представляет собой детализацию  крупноагрегированных видов услуг. Например, группа бытовых услуг делится  более чем на 20 видов, в числе  которых выделяются ремонт и пошив  одежды, обуви, трикотажных изделий, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, изготовление металлоизделий, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств и т. д.
Внутривидовой ассортимент товаров  – ассортимент товаров, который  включает разновидности товаров  внутри отдельных видов. Признаками, отличающими одну разновидность  от другой, являются модель, цвет, фасон  и т. д. Примером внутривидового ассортимента являются конкретные марки телевизоров, артикулы шерстяных тканей, модели электробритв и т. д.
Внутривидовой ассортимент услуг  – включает перечень конкретных работ, выполняемых в рамках определенного  вида услуг.
Кроме того, торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по частоте  и характеру спроса, сезонности, комплектности и другим классификационным  признакам.
По частоте спроса товары народного потребления условно подразделяются на товары частого (повседневного) спроса (соль, хлеб, сахар, спички, нитки, табачные изделия и т.д.), товары периодического спроса, которые покупаются через определенный период внедрения (одежда, обувь, посуда, многие посудохозяйственные товары, 1-2 раза в год отдельные культтовары, ткани и т.п.) и товары редкого спроса (пианино, мотоциклы, автомашины, холодильники, стиральные машины, телевизоры, деликатесы из мясной, рыбной и молочной гастрономии и другие товары).
По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса.
По товарам устойчивого спроса должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже: хлеб, соль, молочные продукты, электротовары и др. - это товары повседневного спроса. К товарам твердо сформированного спроса относят такие товары, которые, как правило, не могут быть заменены другим родственным видом или сортом товара. При формировании спроса на эти товары покупатель указывает их точные индивидуальные признаки. Марки конкретных сигарет, телевизоров. Этот вид спроса не допускает замены.
Товары альтернативного спроса - это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения (перчатки, галстуки, сорочки, верхняя одежда и др.). Допускается сравнительно широкая замена товара.
Товары импульсного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товаров, предложения продавцов, рекламных средств и т.п.
В практике коммерческой деятельности по характеру использования также выделяют родственные по спросу товары.
К товарам, родственным по спросу, относятся товары, покупаемые и употребляемые совместно. Например, табачные изделия и спички, сахар и чай, писчебумажные изделия и карандаши, ластик, линейки т.д. Такие товары должны продаваться в одном магазине и размещаться рядом.
Особое место в характеристике ассортимента товаров занимают товары комплексного спроса. К ним относятся товары различных товарных групп и отраслей, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса отдельных групп населения, к примеру: «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для домашнего хозяйства», «Товары для отдыха», «Товары для охоты» и т.д.
В процессе формирования ассортимента важно учитывать специфику сезонности спроса. Тщательный учет этого вида спроса позволяет получать дополнительные объемы продаж. При этом большое значение имеет оперативное и тактическое управление товарными запасами с учетом сезонных колебаний спроса.
Торговая классификация товаров  помогает систематизировать подход к формированию ассортимента, обеспечивает возможность учета специфических  особенностей отдельных товаров  и товарных групп при их реализации. На основе знаний товароведной и торговой классификации ассортимента осуществляется коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле.
 Ассортимент товаров характеризуется  определенной совокупностью свойств  и показателей.
Свойство ассортиментаспецифическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
Состав свойств и показателей  ассортимента включает: широту, полноту, устойчивость, новизну, структуру, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность. Они могут быть действительными и базовыми. Их содержание в сжатом виде приведено в таблице 1.
Глубина ассортимента — количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.
Структура ассортимента — это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине.
С учетом сложности ассортимента различают  товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различных признакам (фасон, размер т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).
          Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства производственного происхождения товары.
Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под  видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения. Внутри каждого  вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам, т.е. подразделяться на разновидности.
С учетом деления на группы, подгруппы  и виды принято выделять групповой  и внутригрупповой (развернутый) ассортимент  товаров. Групповой ассортимент  – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру. Внутригрупповой  ассортимент представляет собой  детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия, в свою очередь, тесно связаны с понятием широты и глубины ассортимента. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина – количеством разновидностей товаров.
Товары классифицируют также и  по таким признакам, как частота  спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.
По частоте спроса товары подразделяются на три группы:
    повседневного спроса;
    периодического спроса;
    редкого спроса.
Таким образом, группа товаров, тесно связанных между собой сходными принципами функционирования, продажей одинаковым группам покупателей, маркетинговым способом продвижения на рынок или принадлежностью к одному и тому же диапазону цен, называется товарным ассортиментом.

2 Сущность ассортиментной  политики и ее взаимосвязь  со стратегией предприятия

 
Ассортиментная политика - политика, суть которой состоит в определении  номенклатуры производимых или реализуемых  товаров, продукции с учетом собственных  возможностей, возможностей поставщиков  и партнеров, потребностей рынка, степени  риска, сезонности спроса, конъюнктуры  и динамики цен и др.
Сущность ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия  и его стратегических целей. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели, например, компания может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов. 
Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения  условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с  целью оптимизации налогообложения  и прогнозирования собственных  инвестиций в развитие бизнеса2.
Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы  выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках  сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических  связей с зарубежными странами. Все  перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.
Велика роль ассортиментной политики в конкурентном соперничестве. Чем  больше в продаже товаров разных наименований, удовлетворяющих потребности  покупателей, тем сильнее конкурентные позиции торгового предприятия  в рыночной торговле.
Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой  или продаваемой продукции может  иметь различные решения в  зависимости от целого комплекса  конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы) Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе. Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем. Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы - с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.
В любом случае главным критерием  при оценке решения о выпуске  новой продукции (будь-то новый и  независимый вид товара или имиджевый продукт) или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.
Политика изменения ассортимента может базироваться на трех подходах:
Вертикальное изменение. Данный процесс  является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на расширение/сужение  производства, связанного с самостоятельным  выпуском тех комплектующих, которые  ранее закупались у сторонних  поставщиков, а также создание собственной  торговой сети для продвижения своей  продукции.
Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой  изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в  аналогичных направлениях или выход  на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.
Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.
Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных  стратегий:
расширение связано с диверсификацией;
сужение может быть вызвано необходимостью (целесообразностью) интеграции, как  вертикальной, так и горизонтальной.
Оценка эффективности того или  иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в  первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (?Пр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
 
?Пр = ?Д - ?Р,                                                                                            (1)
 
где ?Пр - изменение прибыли, ?Д - изменение дохода, ?Р - изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.
Так как в данном случае речь идет о будущих событиях, то и количественная оценка не может быть абсолютно точной, поэтому менеджеры должны рассматривать  и оценивать возможный прирост  доходов с точки зрения его  вероятности, а расчет необходимо проводить  по двум сценариям – min (минимума) и max (максимума). Окончательное решение должно приниматься исходя из среднего показателя, с учетом коэффициента ковариации. При этом в случае равенства полученных средних величин, предпочтение должно отдаваться сценарию с наименьшей вариацией (разбросом значений). Если определение экономических выгод от введения новых (сокращения старых) видов продукции в будущем связано с рядом трудностей, вызванных необходимостью апеллировать «мягкими» величинами и неточными, вероятностными оценками, то определение целесообразности изменения ассортимента за прошедший период представляет собой менее сложную (хотя и весьма трудоемкую) задачу. Несмотря на это, необходимость проведения таких вычислений, с целью выявления финансовых результатов от избранной ассортиментной политики, не вызывает сомнений. Решением этих задач занимается управленческий учет: исчисление рентабельности по видам деятельности, группам товаров, отдельным единицам продукции (центрам рентабельности). При этом могут использоваться те же подходы, которые использовались в целях прогнозирования. Сопоставление ожидаемых результатов с фактическими показателями может послужить не только для оценки правильности ранее принятых решений, но также и для определения степени адекватности тех допущений, которые были положены в основу прогноза. При условии успешного продвижения на рынке нескольких товарных групп (стратегия диверсификации ассортимента), широта ассортимента может рассматриваться как способ увеличения устойчивости объекта (бизнеса, организации и т. д.).
Цель ассортиментной политики –  формирование ассортимента в зависимости  от потребностей рынка, финансового  состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны. Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных стратегий: диверсификации или интеграции, каждая из которых может быть вертикальной, горизонтальной или комплексной.
Рассмотрим основные функции по управлению ассортиментом.

                   3. Основные функции управления ассортиментом

     Успех деятельности фирмы во многом определяется качеством выполнения функций и следованием принципам управления. Функции управления – это совокупность действий, часто повторяющихся в процессе управления, имеющих направленность и характер.
По А. Файолю, управлять, значит:
    предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
    организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный организм предприятия;
    распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать;
    координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;
    контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Объектом управления в производственной, торговой деятельности организации  выступают люди (персонал), хозяйственные  процессы, имущественный комплекс. В качестве объекта управления может  выступать и ассортимент предприятия.
В управлении ассортиментом предприятия  можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация  ассортимента и его контроль.
Рассмотрим эти функции более  подробно.
Планирование ассортимента – это  процесс определения программы  действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и  всех видов ресурсов организации.
Организация ассортимента – это  распределение задач между отдельными подразделениями или работниками  предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между  ними.
Координация ассортимента – это  обеспечение согласования принципов  управления ассортиментом со стратегическими  целями предприятия.
Контроль ассортимента – это  вид управленческой деятельности, связанный  с формированием информации о  состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучением данных об ассортименте (его анализ), работой по диагностике  и оценке процессов разработки и  достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов  в использовании средств и  методов управления ассортиментом.
Каждая из функций управления ассортиментом  имеет свои задачи.
Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам:
    Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
    Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
    Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
    Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение  его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так  как успешное проникновение и  закрепление торгового предприятия  на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. В связи с этим в планировании ассортимента важную роль играет прогнозирование структуры спроса и маркетинговые исследования рынка.
Прогнозирование спроса – это научное  предвидение общего объема и структуры  спроса на потребительские товары и  услуги, которые могут быть предъявлены  на рынке в прогнозируемом периоде  при определенных условиях изменения  платежеспособности потребителей и  предложения товаров.
В целях планирования ассортимента осуществляют прогнозирование товарно-групповой  структуры потребительского спроса. Для этого используются различные  методы: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный.
Генетический подход к прогнозированию  включает в себя экономико-статистические методы:
      трендовые модели оценки и прогнозирования спроса;
      факторные модели оценки и прогнозирования спроса.
Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и экстраполяции динамического  ряда фактического спроса на отдельные  товары по так называемым временным  или трендовым моделям. Основное достоинство трендовых моделей  заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов  спроса на их основе. Они применяются  для прогнозирования спроса, динамика которого характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Основной же недостаток трендовых моделей прогнозирования заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.
Сущность данных методов заключается  в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического  описания прогнозируемого спроса к  моделированию движущих сил, формирующих  его уровень и динамику.
Особым инструментом факторного моделирования  и прогнозирования потребительского спроса являются коэффициенты эластичности спроса.
Метод экспертных оценок базируется на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые  дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и  практический опыт. Их основное содержание заключается в рациональной организации  проведения экспертизы проблемы прогнозирования спроса и обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.
Применяются такие методы опросов  и формирования экспертных оценок, как: анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, «мозговой штурм», дискуссия.
Для планирования ассортимента предприятия  используется, как правило, первичная  маркетинговая информация и вторичная  внешняя информация. Первичная маркетинговая  информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных  для решения конкретной маркетинговой  проблемы полевых исследований.
К факторам, влияющим на процесс планирования ассортимента, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового  предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента.
Эти факторы при формировании товарного  ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера  спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля розничного торгового предприятия и условий  для его функционирования.
Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной  его широты и глубины. Под широтой  ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый  ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров  по отдельным потребительским или  качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров  в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма  товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения  на потребительском рынке.
Глубина определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии  является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. В поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню. Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (Кп) и рассчитывается по формуле:
 
Кп=Рф/Рн ,                                                                                                       (2)
 
где Кп - коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату; Рф - фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки; Рн - количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.
Значение коэффициента может варьироваться  от 0 до 1. Но в отдельных случаях  он может быть больше 1, когда в  магазине ассортимент представлен  полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем.
Для более объективной оценки товарного  ассортимента его полноту целесообразно  определять за отдельные периоды  по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле:
 Устойчивый ассортимент позволяет  обеспечить бесперебойное и ритмичное  товароснабжение. Для оценки устойчивости  ассортимента рассчитывают коэффициент  устойчивости3:
 
,                                                                                     (3)
 
где Куст - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год); P1, P2, Р3-Рп - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Рп - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; п - количество проверок.
Таким образом, устойчивость (стабильность) ассортимента это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
Коэффициент устойчивости ассортимента выражается следующими значениями:
    для универмагов и гастрономов – 0,90;
    для универмагов – 0,80;
    для магазинов обуви и одежды – 0,75;
    для магазинов по продаже культтоваров, галантерейных, спортивных, хозяйственных товаров – 0,85.
И, наконец, одним из важных принципов  рационального формирования ассортимента товаров является обеспечение условий  его рентабельной деятельности, что  особенно важно в условиях рыночной экономики.
Если функция планирования ассортимента необходима для постановки целей  и задач достижения ассортимента определенной широты, глубины и качества, то функция организации ассортимента призвана реализовать их, т.е. построить  коммуникационную систему, формирующей  ассортимент. Она включает методы и  субъекты управления ассортиментом. В  качестве субъектов управления ассортиментом  выступают: персонал организации, потребители  и поставщики, которые прямым и  косвенным способом влияют на качественные характеристики ассортимента.
Функция координации в управлении ассортиментом органически соединяет  ассортиментную политику организации  с ее стратегическими планами. В  рамках данной функции осуществляется формирование ассортиментного портфеля, выделение стратегических групп  товаров, стратегии торговых надбавок.
Планирование ассортимента, то есть количественного соотношения отдельных  видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара. Каждое изделие имеет свой жизненный  цикл, характер и длительность которого зависят от множества факторов и  условий.
Жизненный цикл товара состоит из двух периодов: освоения производства и рыночного периода. Рыночный период состоит из четырех фаз: фазы внедрения (выведения товара на рынок); фазы роста; фазы созревания; фазы насыщения и  падения.
Фаза внедрения товара на рынок  – это время выведения и  распространения товара на рынке. Фаза характеризуется медленным ростом продаж нового изделия и значительными затратами на доведение товара до потребителей, особенно если их распределение осуществляется через розничную торговлю. На этой фазе предприятие чаще всего несет убытки из-за небольших объемов продажи товаров и стимулирование их сбыта. Фаза характеризуется сильным сопротивлением локального рынка, высокими издержками и ценой выводимого на рынок товара, незначительным количеством конкурентов, недостаточно высоким качеством товара, слабой информированностью потребителей, незначительным количеством покупателей.
Фаза роста – это время  резкого увеличения объема продаж нового товара. Объем продаж возрастает вследствие того, что популярность товара у  клиентов увеличивается и расширяется  круг покупателей. В то же время увеличивается  количество конкурентов, предлагающих аналогичных товар с новыми свойствами или новой модификации, что, в  свою очередь, создает возможности  для расширения рынка. Увеличение объемов  производства данного товара приводит к снижению себестоимости и увеличению прибыли предприятия. Цены на товар  остаются на том же уровне или могут  немного снижаться.
Для увеличения объемов продаж и  с целью борьбы с конкурентами предприятие в это время может  принимать ряд мер, в частности: повышать качество товара, придавать  ему дополнительные свойства, выпускать  новые модификации товара, изменять рекламную стратегию, стимулировать  сбыт и создавать новые каналы распространения товара, осваивать  новые сегменты рынка, снижать цены с целью дополнительного привлечения  потребителей.
Фаза созревания – это наступающий  со временем этап замедления темпов роста  продаж товара. Замедление темпов продаж приводит к накапливанию запасов  непроданной продукции и связыванию оборотных средств. Это приводит к обострению конкуренции, снижению прейскурантных цен, увеличению затрат на рекламу, росту количества сделок с потребителями.
Фаза насыщения и упадка –  это время, когда отдельные группы покупателей перестают приобретать  данный товар и перемещаются к  другим модификациям товара или новым  товарам. Падение спроса происходит в результате научно-технических  изменений в данной отрасли, изменения  потребности в товаре, усиления конкуренции  как отечественных, так и зарубежных производителей. По мере уменьшения сбыта  ряд предприятий уходит из рынка, а оставшиеся, как правило, сокращают  товарный ассортимент. Проблема состоит  в том, что сохранение всей номенклатуры и ассортимента товара, находящихся  в фазе упадка, требует значительных дополнительных затрат на переоценку товарно-материальных запасов, рекламу  и стимулирование сбыта. Рентабельность таких товаров резко снижается, что предопределяет необходимость  снятия их с производства и замены новыми товарами. Анализ жизненного цикла  товара показывает, что объем продаж в натуральном и стоимостном  измерении по фазам жизненного цикла  неодинаков (Рисунок 2.).
В фазах внедрения, роста и созревания объем продаж увеличивается и  достигает своего апогея в конце  фазы созревания товара. В фазе насыщения  и спада объем продаж начинает снижаться. Однако темпы роста объема продаж в этих фазах разные. В  фазе роста темпы роста объема продаж значительно выше, чем в  фазе внедрения и созревания, а  в фазе насыщения и спада они  имеют отрицательное значение. Основная цель при планировании жизненного цикла  товара состоит в том, чтобы сократить  остальные фазы и увеличить продолжительность  фазы созревания и роста.
        Большинство товаров на рынке находится в стадии зрелости. Поэтому основная цель при планировании жизненного цикла товара состоит в том, чтобы сократить остальные фазы и увеличить продолжительность фазы созревания и роста.
Тем не менее, падение сбыта в  любом случае неизбежно. Оно может  быть медленным, быстрым или опуститься до некоторого низкого уровня и оставаться на нем в течение многих лет. Если своевременно не исключить из ассортимента устаревший товар, то он станет препятствием на пути его замены, причиной низкой рентабельности продаж.
Основная идея планирования ассортимента состоит в следующем. Во-первых, эффективная  ассортиментная стратегия должна быть направлена на элиминирование объема продаж и прибыли от стадий жизненного цикла товаров. Во-вторых, появление  на рынке различных моделей параметрического ряда изделия должно планироваться  в той последовательности, чтобы  величина объема продаж и прибыли  оставалась относительно постоянной. Предприятие должно постоянно планировать  переход от одной стадии жизненного цикла товаров к другой, оптимизировать ассортимент товаров, одновременно продающихся на рынке и различающихся  по степени новизны. Планирование ассортимента рекомендуется осуществлять на основе следующего подхода (метода). Целесообразно  весь ассортимент товаров, планируемый  к продаже, разбить на следующие  ассортиментные группы:
    основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
    поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящиеся в стадии зрелости;
    стратегическую, включающую товары, призванные обеспечить будущие доходы предприятия;
    тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
    снимаемую с продажи и включающую товары, находящиеся в стадии насыщения и спада.
Маркетинг пока не выработал рекомендаций, какое количество товарных групп  предприятие должно одновременно продавать  на рынке. Однако на первой стадии внедрения  на рынок выводят обычно самые  ходовые, базовые модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста ассортимент расширяют  и к стадии зрелости выводят на рынок полный набор изделий параметрического ряда. В стадии спада на рынке должны оставаться только один – два вида наиболее ходовых товаров. Доля основной группы товаров должна составлять 75-85% всего ассортимента товаров. Особенно тщательно необходимо планировать своевременное снятие товаров с продажи, поскольку задержка со снятием устаревших товаров снижает эффективность продаж. Это обуславливается следующими причинами:
      скоплением устаревших товаров в каналах сбыта;
      увеличением расходов на рекламу;
      увеличением трудоемкости и затрат на сбыт;
      снижением престижа предприятия и др.
Специалисты отмечают, что при планировании ассортимента следует избегать различного рода крайностей. Например, одностороннее стремление к пополнение ассортимента новыми товарами или, наоборот, чрезмерная приверженность к традиционным изделиям вряд ли принесет результат.
Необходима оптимизация и определенная сбалансированность структуры товарного  ассортимента. Обоснование структуры  ассортимента на основе планирования жизненного цикла товара позволяет  установить очередность замены старых товаров новыми, что намного эффективнее  сбытовой концепции, не учитывающей  требования рынка, когда товар включается в ассортимент по мере готовности. Функция контроля ассортимента связана  с такими областями менеджмента, как управление товарными запасами, управление поставками, а также подразумевает  повседневный контроль структуры ассортимента. Таким образом, управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

4 Методы и направления анализа ассортимента организации

    Анализ является основным методом контроля ассортимента организации. Остановимся более подробно на существующих направлениях анализа ассортиментного портфеля.
Торговый ассортимент должен не только отвечать требованиям наиболее полного удовлетворения спроса, но и активно воздействовать на него в целях формирования разумных потребностей и эстетических вкусов населения.
Поэтому большое значение имеет введение в ассортимент магазина новых товаров, представленных товаропроизводителями, которые отвечают не только запросам покупателей, но и формируют их спрос. Это особенно важно в отношении экологически чистых и полезных для здоровья отечественных товаров. В этом случае речь идет об обновляемости ассортимента.
Обновляемость ассортиментапополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия. Приемлемым является обновление до 10 % торгового ассортимента магазина в год.
Особое место среди показателей  состояния ассортимента занимает показатель его рентабельности. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектам запланированного размера чистой прибыли, т.е. определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.
Следует отметить, что положительная  оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке.
Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В  каждом из них ассортимент товаров  различен. При этом торговый ассортимент  в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет  удовлетворить спрос покупателей  и получить прибыль от реализации товаров и услуг.
В основу построения ассортимента в  розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных  групп товаров в зависимости  от:
- объема товарооборота магазина;
- размера торговой площади;
- технической оснащенности;
- условий товароснабжения.
- При формировании ассортимента следует также учитывать:
- численность обслуживаемого населения;
- наличие между населенными пунктами транспортных связей;
- место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают  общие (не зависящие от конкретных условий  работы того или иного торгового  предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного  торгового предприятия) факторы.
Общие – это факторы определяющие спрос населения. К ним относятся:
- социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности, социальное обеспечение населения);
- экономические (развитие производства товаров, уровень доходов и источники их образования, уровень розничных цен на товары, развитие экономики района деятельности и др.);
- демографические (численность и состав населения, количество и структура семей, профессиональный состав населения и др.);
- природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат, природные ресурсы и др.);
- национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).
Заметное воздействие на спрос  оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство (в том числе сельскохозяйственной продукции), являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент, прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (транзакционных издержек). Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение, таким образом, неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.
К специфическим факторам, оказывающим влияние па построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (прежде всего — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.
Покупательский спрос выступает, в качестве основного фактора, влияющего  на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на расширение спроса. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
При формировании ассортимента продовольственных  товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать  некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях — известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т. д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.
При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных  товаров необходимо учитывать и  фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного  продукта или неудовлетворенности  качеством предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает  покупку, а ищет ему замену, покупая  другой продукт с аналогичной  пищевой ценностью. Особенно это  касается товаров одной группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель  крупами, макаронами и т. д.
Кроме того, на продовольственные  товары спрос комплексный, т. е. одновременно приобретаются продукты, дополняющие  друг друга, например, мясо, жиры, овощи; хлеб, молоко; чай, сахар и т. д. Таким  образом, постоянство требований и  комплексность спроса на товары из рациона питания необходимо также  учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров.
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также  имеет особенности, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, т. е. не покупаются и не потребляются ежедневно.
Многие продовольственные товары можно в производственных условиях максимально подготовить к употреблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кулинарных изделий. При современном  ритме жизни спрос на эти товары постоянно растет.
Необходимо также отметить, что  на спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов  питания, оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.). Вследствие этого  происходит неравномерность их потребления  в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; летом в условиях обилия овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т. д. Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается в известной степени путем создания сезонных запасов соответствующих товаров, что особо следует учитывать при формировании ассортимента.
На формирование ассортимента товаров  в магазинах оказывает влияние  и такой фактор, как праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и т.д.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.
Устойчивый, или твердо сформулированный спрос, предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные товары в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в магазинах новинок в товарном ассортименте.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.
В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров, возрастающих требований покупателей  к ассортименту и качеству товаров  вопросы правильного формирования товарного ассортимента для розничных  торговых предприятий различных  типов приобретают исключительно большое значение4.
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости  от которой они подразделяются:
на предприятия, обслуживающие жилую  зону в пределах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской местности — 2 км;
на предприятия, обслуживающие  город и сельский район в целом  или его большие составные  части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности.
Таким образом, формирование ассортимента товаров на основе комплексного исследования рынка и с учетом перечисленных  выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный торговый ассортимент. Однако необходим периодический  мониторинг среды деятельности организации  торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процесс формирования торгового ассортимента.
Коммерческая служба организации  розничной торговли, обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет его формирование с  учетом основных положений, имеющих  неизменное значение и содержание, т.е. с учетом принципов построения торгового ассортимента.
Основополагающим принципом является соответствие ассортимента магазина характеру  предъявляемого потребителями спроса. Спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательного спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательной способности и т. д.
Принцип комплексного удовлетворения спроса предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления. Этот принцип в большей степени реализуется при формировании ассортимента непродовольственных товаров. Так, в универмагах могут формироваться следующие комплексы: товары для детей; товары для женщин; товары для мужчин; товары для дома; товары для шитья и вязания; культура в быту и организация досуга. В рамках потребительских комплексов могут выделяться микрокомплексы: постоянные и сезонные. В частности, в рамках комплекса «Товары для мужчин» выделяют следующие постоянные микрокомплексы: верхняя демисезонная и зимняя одежда; костюмы и брюки; сорочки и пуловеры; домашняя и спортивная одежда; обувь; предметы мужского туалета; подарочные наборы для мужчин.
Сезонные микрокомплексы организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезонов за счет сокращения постоянных микрокомплексов.
Учитывая традиции, обычаи и народные праздники, могут формироваться  и другие специфические для данной местности, района, города, населенного  пункта временные микрокомплексы. Наряду с этим этот принцип предполагает размещение в пункте продажи, на торговой площади одного магазина и таких групп товаров, которые не относятся к основному ассортиментному направлению торговли, но пользуются устойчивым, частым спросом у данной категории покупателей. Например, в магазине, торгующем косметикой, могут быть выделены площади для торговли женскими журналами, газетами, чулочно-носочными и другими товарами, которые могут быть востребованы данным сегментом покупателей.
Таким образом, рассматриваемый принцип  комплексного удовлетворения спроса обеспечивает максимальные удобства покупателям  и экономию времени в процессе совершения покупки, позволяет под  одной крышей совершить комплекс покупок, не посещая другие точки  торговли.
Принцип обеспечения оптимальной  широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товаров с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгово-технологического оборудования, финансовые возможности и учетом принятой ассортиментной политики.
Обеспечение рентабельной работы магазинаэто непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. уровень его валового дохода должен превышать уровень его издержкоемкости. При этом анализируются и учитываются товарооборачиваемость и другие экономические показатели5.
От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах  в значительной мере зависят степень, удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных товаров, их узкий, нестабильный пли не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказываются на экономической эффективности предприятия. Поэтому при формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.
Процесс формирования ассортимента товаров  в магазинах складывается из трех этапов.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине (тем самым определяется его ассортиментный профиль). Данная работа проводится на основании маркетинговых исследовании в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания населения города, района и т. п.
На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.
На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е, осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как весь процесс преобразования производственного ассортимента в торговый по звеньям товародвижения завершается в последнем звене — магазине, и от того, насколько правильно сформирован здесь ассортимент товаров, в конечном итоге зависит удовлетворение спроса покупателей целевого рынка.
На  заключительном этапе формирование ассортимента ведется с учетом ожидаемых  изменений в спросе населения, имеющихся  торговых и складских площадей, расчетных  показателей товарооборота, контингента  обслуживаемых покупателей и  других факторов, перечисленных выше6.
Некоторые особенности имеются  при подборе товаров для мелкорозничной торговой сети. Здесь необходимо учитывать  не только место торговли, состав покупателей, сезонность и т. д., но и функциональное назначение мелкорозничной торговой сети (сеть, заменяющая магазины, дополняющая  их или самостоятельного назначения).
Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы  выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках  сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса. Одним из инструментов, которым можно воспользоваться для решения данной проблемы, является операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. В его основе лежат действия по определению промежуточных показателей (промежуточных сальдо), позволяющих поэтапно отделить выручку реализации от затрат предприятия7.
C начала рассчитывается валовая  маржа, как сумма выручки от  реализации за вычетом переменных  затрат. Остаются условно-постоянные  затраты и прибыль, т. е. те  величины, которыми можно управлять. 
Следующим шагом является удаление еще и условно-постоянных затрат. Равенство прибыли нулю соответствует  безубыточности предприятия. Данный показатель носит название порог рентабельности - это такая выручка (или объем  реализации продукции в натуральном  выражении), которая обеспечивает полное покрытие всех затрат (переменных и  условно-постоянных) и имеет место  нулевая прибыль.
Порог рентабельности (точку безубыточности) можно определить как графическим (Рисунок 3.), так и аналитическим способом. В рамках осуществления операционного анализа существует возможность определить не только порог рентабельности всего предприятия, но и отдельного вида продукции или услуг. Именно способность каждого товара "отвечать" за финансовое состояние положена в основу формирования ассортиментной политики предприятия.
Если предприятие имеет дело только с одним наименованием продукции, то порог рентабельности можно определить по формулам:
в денежном выражении
 
                                                                                                          (4)
 
в натуральном выражении 
 
,                                                                                                        (5)

где С - постоянные расходы;
a - коэффициент покрытия;
P - цена товара;
V - переменные расходы.
При реализации нескольких видов товаров:
 
,                                                                                       (6)
 
где Q - количество изделий;
i - i-е изделие (i=1,…, n).
Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает  пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности  предприятия и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочности - это  разность между фактической (или  планируемой) выручкой от реализации и  порогом рентабельности.
При проведении операционного анализа  часто используют такой показатель, как сила воздействия операционного  рычага (СВОР). Он показывает, во сколько  раз изменится прибыль при  изменении выручки от реализации на один процент и определяется как  отношение валовой маржи к  прибыли.
Валовая маржа (маржинальный доход) –  разница между объемом продаж продукции в оптовых ценах  и переменными затратами, включенными  в ее себестоимость.
Проведение операционного анализа  требует от финансовых менеджеров не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать  возможные сценарии развития производства и просчитывать результаты, к которым  они могут привести.
В управлении товарными запасами и  ассортиментом часто прибегают  к объемно - стоимостному анализу, т.е. разделению номенклатуры на группы в  соответствии с объемами реализации по позициям. В большинстве случаев  объемно - стоимостной анализ показывает, что основной объем реализации (70-80 процентов) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10-20 процентов). Соответственно, издержки управления запасами, в основном, зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре.
Это свойство запасов позволяет  применять при управлении ими  принцип Парето: в первую очередь  подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объемом реализации, или  наибольшей рублевой активностью.
При проведении объемно - стоимостного анализа вся номенклатура запасов  делится на две группы: запасы с  высокой рублевой активностью, т.е. обеспечивающие основной объем реализации и запасы с низкой рублевой активностью. Если желательно подразделить запасы более чем на две классификационные  группы, то прибегают к системе  “анализа АВС”. По этой системе запасы подразделяются на 3 группы - А, В и С. Группа А объединяет наиболее активные в стоимостном выражении виды запасов, В - запасы средней активности и С - запасы с наиболее низким уровнем рублевой активности. Распределение запасов показано на Рисунке 4.
Группа А. (10 процентов номенклатурных позиций). Часто составляют до 70 процентов  стоимости использования и должны контролироваться с помощью текущего мониторинга.
Группа В. Выборочные позиции контролируются в текущем порядке (следующие 20 процентов  номенклатуры).
Группа С. (70/10 процентов). Используется двухбункерная система или ежегодной инвентаризации для контроля. Эти группы могут быть взяты и другими.
АВС-анализ - один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования перспективности клиентской и ассортиментной политики предприятия.
Клиенты и ассортиментные группы подразделяются на 3 группы А, В, С по любому из выбранных критериев: по выручке, объему сбыта, прибыли, издержкам.
Необходимо задать границы деления на группы А, В, С. Обычно используется следующая пропорция: к группе А относят тех клиентов (товарные группы), которые обеспечивают 80% вклад (например, по сбыту). К группе В относят клиентов (товарные группы), обеспечивающие 15% вклад, а в группу С попадают те клиенты (товарные группы), которые приносят всего лишь оставшиеся 5%.
В соответствии с принципом Парето, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик и более часто, внимательно контролируется своевременное пополнение этих запасов. В то время, как потребность в активных товарах определяется более точным методом прогнозирования сбыта, потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта. Неоптимальное управление малоактивными товарами слабо влияет на общие показатели управления запасами. Учитывая это, руководители, с целью снизить напряженность управленческого труда, часто могут осуществлять закупки сразу годовой потребности по номенклатуре малоактивных товаров.
Таким образом, использование принципа Парето в управлении товарными запасами означает, что вся номенклатура делится  на группы по критерию активности. Группа А, как “наиболее активная”, подвергается самому тщательному контролю, группе В оказывается меньше управленческого внимания, а группа С обслуживается “наименее активно”.
Другим направлением анализа ассортиментного  портфеля является XYZ-анализ.
Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).
Формула для расчета коэффициента вариации:
 
  ,                                                                                                                                (7)
 
где хi - значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период;
- среднее значение параметра  по оцениваемому объекту анализа;
п - число периодов.
Значение квадратного корня  есть не что иное, как стандартное  отклонение вариационного ряда. Чем  больше значение стандартного отклонения, тем дальше от среднеарифметического  значения находятся анализируемые  значения. Стандартное отклонение - это абсолютная мера рассеивания  вариантов ряда. Если стандартное  отклонение равно 20, то при среднеарифметических значениях 100 и 100 000 это будет иметь совершенно разный смысл. Поэтому, при сравнении вариационных рядов между собой используют коэффициент вариации. Коэффициенты вариации 20% и 0,2% позволяют понять, что во втором случае значения анализируемых параметров значительно меньше отличаются от среднеарифметического значения.
Первый шаг: определение объектов анализа (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица, и т.п.).
Второй шаг: определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (средний товарный запас, руб.; объем продаж, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт., и т.п.).
Третий шаг: определение периода  и количества периодов, по которым  будет проводиться анализ (неделя, декада, месяц, квартал/сезон, полугодие, год).
Данный метод анализа имеет  смысл, если количество анализируемых  периодов больше трех, чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты. При этом сам  период должен быть не меньше чем горизонт планирования принятый в компании.
Четвертый шаг: определение коэффициента вариации для каждого объекта  анализа.
Пятый шаг: сортировка объектов анализа  по возрастанию значения коэффициента вариации.
Шестой шаг: определение групп  X, Y и Z.
Рекомендуемое распределение:
Группа X – объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.
Группа Y – объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10% - 25%.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
В заключение необходимо отметить, что  анализ ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании  различных методик анализа. Поэтому  наряду с проведением операционного  анализа необходимо проводить ABC и XYZ анализ в комплексе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                      Список литературы:
 Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.188
 Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2007. – С. 287
 Панкратов Ф.Г. Коммерческая  деятельность: учеб. для вузов / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М.: Маркетинг, 2007. – С. 580
 Арефьева Е. Ассортиментная  политика: слабое звено в формировании  прибыли. Режим доступа: [http://marketing.spb.ru 30/11/10].
 Лукичева Л.И. Управление  организацией: Учебное пособие. –  М.: Омега-Л, 2009. – С. 9
 Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат., 2008. – С. 150
 Петров П.В., Соломатин  А.Н. Экономика товарного обращения:  Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 56-57
 Виноградова С. Н.  Коммерческая деятельность: учебник  / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – 3-е изд., испр. – Минск: Высш. Шк., 2008. – С. 233
 Минько Э. В. Основы коммерции : учеб. пособие для вузов / Э. В. Минько, А. Э. Минько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.261
 Виноградова С. Н.  Коммерческая деятельность: учебник  / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – 3-е изд., испр. – Минск: Высш. Шк., 2008. – С.240
 Минько Э. В. Основы коммерции : учеб. пособие для вузов / Э. В. Минько, А. Э. Минько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С.512
 Арефьева Е. Ассортиментная  политика: слабое звено в формировании  прибыли. Режим доступа: [http://marketing.spb.ru 30/11/10].
 Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С.503
 АВС-анализ в управлении товарными запасами. Режим доступа: [http://www.simplesoft.ru/articles/abc.htm 30/11/10].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложения
Таблица 1. – Состав свойств и показателей ассортимента товаров
Наименование свойств и показателей
Определение свойств и показателей
Широта ассортимента
Количество видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп
Полнота ассортимента
Способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности
Устойчивость ассортимента
Способность набора товаров удовлетворять  спрос на одни и те же товары
Новизна (обновление) ассортимента
Способность набора товаров удовлетворять  изменившиеся потребности за счет новых  товаров
Структура ассортимента
Удельная доля каждого вида и/или  наименования товара в общем объеме
Ассортиментный минимум (перечень)
Минимально допустимое количество видов  товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничный торговой организации (утверждается органами местного самоуправления)
Рациональность ассортимента
Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально  обоснованные потребности разных сегментов  потребления
Гармоничность ассортимента
Свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости но обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1. Основные функции управления ассортиментом  организации

 
Рисунок 2. Жизненный цикл изделия
 

Рисунок 3. Графическое определение порога рентабельности предприятия
 

 
 
 
 
 
Рисунок 4. Распределение Парето на графике

 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.