Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Становления и развития документоведения как научной дисциплины

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1 ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
ГЛАВА 2 ОСНОВНОЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ 15
ГЛАВА 3  СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ

Документированная информация составляет основу управления, его эффективность  в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Все большее значение в современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации. Переход на принципиально новые способы организации информации и доступа к ней, обуславливают актуальность курса «Документоведение».
Существуют разные определения  понятия «документоведение», однако ни одно из них не стало общепринятым. Впрочем, как и понятие «документ». И это закономерно, поскольку  «документоведение» – термин многоаспектный, структурно-разветвленный, касающийся различных сторон документа и  документно-коммуникационной деятельности – явлений не менее сложных и многоплановых.
Документоведение исследует документ как источник информации и средство социальной коммуникации. Это комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
Формирование документоведения как  научной дисциплины предполагает определение  основных ее составляющих: объекта, предмета, структуры, методов, понятийного аппарата – в их единстве и целостности, т.е. как системной научной дисциплины.
Объект науки отвечает на вопрос: что изучает наука. Объектом документоведения как науки является комплексное  изучение документа как системного объекта, специально созданного для  хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени. Документ создается в ходе документно-коммуникационной деятельности, поэтому объектом науки являются все виды этой деятельности – создание, производство, хранение, распространение и использование документов, создание систем документации.
Предмет науки должен ответить на вопрос: каким именно образом, зачем, с какой целью и для чего именно изучают объект, а через него и объективную реальность. Предметом документоведения является создание научного знания о документе в единстве его информационной и материальной составляющих, о закономерностях создания и функционирования документов в обществе.
Документоведение изучает документ как предмет на теоретическом, историческом и методическом (практическом) уровнях. Оно исследует документ как систему, его свойства, параметры, структуру, функции, методы и способы документирования, классификацию и типологизацию документов.
Документоведение изучает документ в его историческом развитии, закономерности его образования, способы создания, принципы организации систем документации и документирования. Таким образом, документоведение наиболее полно изучает  все функции, как общие, так и  частные, присущие документам. Однако документоведение не ограничивается лишь пассивным изучением документа. Выявляя закономерности документообразования, документоведение начинает активно влиять на сам процесс документирования, внося в него научные основы, проводя унификацию и стандартизацию документов и систем документации, относя определенные группы видов документов к функциональным и отраслевым системам, внутри них к отдельным операциям.
         Целью данного исследования является изучение особенностей становления и развития документоведения как научной дисциплины.
В соответствии с поставленной целью  необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
- изучение особенностей развития  документоведения как научной  дисциплины;
- изучение структуры научной  дисциплины и междисциплинарных  связей;
- анализ основных понятий и  генезис их развития в документоведении.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
 


ГЛАВА1 ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Документоведение относится к  разряду молодых наук, оно ещё  окончательно не сформировалась как  научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе. Эта наука  возникла не сразу, она прошла в своем  развитии несколько этапов.
Исторически первой в этом ряду стоит  документационная наука, возникшая  в конце XIX в. и получившая международное признание в первой половине XX в. Под этим названием развивалась наука, предметом которой была документационная деятельность, включающая процессы сбора, систематизации, хранения, поиска и распространения (а с середины 1940 – х годов – и создания) документов во всех сферах общественной жизни. Эта наука еще имела название «книго – архиво – музееведение».
Основоположником документационной науки является Поль Отле. Он предлагал назвать науку, изучающую документную деятельность, библиологией или документологией, что было связано с отождествлением книги и документа [5.90].
Со временем в процессе дифференциации в качестве самостоятельных научных  дисциплин выделялись теория классификации  документов, теория документных потоков, теория индексирования и реферирования.
Зарождение документоведения в нашей стране было связано с так называемым «практическим» документоведением, т. е. с созданием правил работы с документами и требований к самим документам на практике, в делопроизводственном процессе, в прикладной сфере.
Практическое документоведение возникло с появлением палеографии (науки о развитии письменности, о древних рукописях) и дипломатики (науки, изучающей форму и содержание правовых актов), т. е. ещё в 16 – 17 столетиях. Уже тогда появились унифицированные документные формы, складывавшиеся из отдельных частных случаев, которые обобщались в канцеляриях и затем официально закреплялись.
Делопроизводственная практика и  в дальнейшем оказывала постоянное и существенное влияние на процесс  становления науки о документах. Однако уже с начала 18 века стали  закладываться правовые основы документирования, прежде всего в сфере государственного управления. Многие формы документов были закреплены законодательными актами. В 19 веке эта работа была продолжена. Причем в середине столетия появились  первые попытки теоретического осмысления документационных процессов в российском обществе. Они были предприняты в  работах Н. Варадинова и В. Вельдбрехта, которые систематизировали документацию, распределили ее по группам и на основании законодательных актов предложили правила составления документов. В этих работах, помимо образцов документов, содержалась и теоретическая часть [5.94].
Н. В. Варадинов, в частности, разделял делопроизводство на [7.87]:
1) теоретическое и
2) практическое.
Он впервые ввел в оборот и  сам термин «теоретическое делопроизводство». В теоретическом значении, по его  мнению, делопроизводство представляет собой «науку, излагающую правила  составления деловых бумаг, актов  и самих дел», а также изучающую  «наружные» и «внутренние свойства» деловых бумаг. Практическое же делопроизводство – «общий порядок производства дел в присутственных местах по данным законами формам и по установившимся образцам деловых бумаг».
Однако в последующие десятилетия, вплоть до революции 1917 г., документоведческие исследования не получили сколько – нибудь серьезного продолжения, за исключением, пожалуй, работ инженера – путейца И. И. Рихтера, увидевших свет в начале 20 – го столетия.
В них содержались отдельные  теоретические обобщения и определения  ряда понятий. Кроме того, автор предпринял небезуспешную попытку классификации  «делопроизводства и делохранения казенных железных дорог».
Приход к власти большевиков  сопровождался дальнейшим развитием  практического документоведения в  направлении унификации документов, начиная от отдельных документных  форм и заканчивая созданием унифицированных  систем документации.
Однако с самого начала в литературе по делопроизводству поднимались и  некоторые теоретические вопросы (в частности, в книгах П. В. Верховского, С. Н. Голубова, Н. В. Русинова) [8.45].
Определённое отражение документоведческие проблемы нашли в 1920 – е годы и в исследованиях в области управления. Тогда в Советском Союзе была создана целая система научно – исследовательских, хозрасчетных, ведомственных и общественных организаций, занимавшихся вопросами научной организации управления. Сложилось несколько самостоятельных школ управленческой мысли: школа А. К. Гастева (Центральный институт труда), направление П. М. Керженцева, школа Е. Ф. Розмирович (Институт техники управления при Наркомате Рабоче – Крестьянской инспекции СССР).
Вопросами научной организации  труда и совершенствованием делопроизводства занимался также ряд других организаций [7.94].
Пожалуй, наиболее плодотворно эта  работа велась в Институте техники  управления. Его сотрудники «решали  крупные теоретические проблемы делопроизводства: терминологические, организационно – технологические, унификации и стандартизации документов, классификации документов, связи  делопроизводства и архивного дела».
Здесь был подготовлен и в  1931 г. издан приказ «Общих правил документации и документооборота», в котором обобщались теоретические исследования и практический опыт отечественных и зарубежных ученых.
К этому времени на Западе также  достаточно отчетливо была осознана необходимость серьезного изучения круга проблем, связанных с функционированием  документов. Так, бельгийский ученый Поль Отле писал тогда в одной из своих работ: «Хаос книг и документов требует в наши дни науку, которая смогла бы предупредить возможное зло в вопросах документации, которая не упорядочена, дублируется и весьма противоречива» [3.87].
Однако крутой поворот, произошедший в СССР на рубеже 1920 – х – 1930 –  х годов, привел к существенным изменениям во всех сферах жизни советского общества. Он сопровождался массовыми политическими  репрессиями, которые тяжелым катком прошлись по научным и управленческим кадрам. Исследования в области документоведения были свернуты.
Исключениями стали отдельные  направления, которые были ориентированы  либо на выполнение социального заказа тоталитарной власти (совершенствование  системы учета советских граждан, введение паспортной системы), либо проводились  в рамках некоторых крупных ведомств (рационализация бухгалтерской, кадровой документации и т. п.).
Вместе с тем в период сталинизма создавались определенные предпосылки  для развития документоведения в  будущем. Дело в том, что в начале 1930 – х гг. в Москве был открыт государственный историко-архивный институт (МГИАИ), призванный готовить специалистов высшей квалификации для  работы в государственных архивах, а затем и работников государственного делопроизводства. В МГИАИ началось преподавание учебного курса «Общее делопроизводство» первоначально  в рамках учебной дисциплины «Теория  и практика архивного дела», а  с 1942 г. был введен самостоятельный курс «История и организация делопроизводства в СССР». В 1943 г. впервые появился и сам термин документоведение.
Изучение документоведческих проблем в учебных курсах стимулировало научные разработки в этой области. Переломными стали 1960 – е годы, когда документоведение становится самостоятельной научной дисциплиной. В 1969 г. оно было внесено в номенклатуру специальностей научных работников.
Внимание к теоретическим проблемам  документоведения особенно усилилось  в связи с разработкой и  внедрением Единой государственной  системы делопроизводства (ЕГСД), а  также в процессе создания информационной базы автоматизированной системы управления (АСУ). Доя этих целей в 1966 г. был создан Всесоюзный научно – исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Именно в те годы появились первые специальные теоретические работы, посвященные выяснению объекта документоведения и его задач.
Начиная с 1960- - х годов, в нашей  стране определились два основных центра, активно и эффективно ведущих  научные исследования в области  документоведения – МГИАИ, где в  1964 г. был создан факультет государственного делопроизводства, и ВНИИДАД [7.98].
Не последнюю роль в интенсификации научных документоведческих исследований сыграл своеобразный «взрыв документальной активности общества» в 1960 – е – 1970 – е годы. Число копий документов во всем мире перевалило тогда за 1 трлн в год, а в центральных ведомствах СССР годовой документооборот (с учетом размножения) вышел за пределы 1 млн штук. К тому времени обнаружилось, что сугубо делопроизводственный подход в организации и проведении документоведческих исследований во многом себя исчерпал, вследствие своей ограниченности. В рамках этого подхода изучались преимущественно документы текущего делопроизводства, равно как и процессы, происходившие с уже составленными документами.
Между тем начавшееся в середине 20 столетия бурное развитие наук об информации способствовало утверждению совсем иного взгляда на документацию. Она  стала рассматриваться как единая информационная система, способствующая достижению тех или иных управленческих целей и задач. При этом само понятие  управления значительно расширилось  и стало представляться как упорядоченное  воздействие, на какие – либо объекты. Системный подход в документоведении позволил комплексно исследовать каждый документ или вид документов, существенно  расширил их количественные и качественные характеристики. Таким образом, рубеж 1960 – х – 1970 – х годов явился своеобразным поворотным моментом в развитии документоведения.
Начало системного подхода в  документоведческих исследованиях во многом было связано с появлением фундаментальных работ Г. Г. Воробьева, прежде всего его книги «Документ: информационный анализ» (М., 1973). В дальнейшем в рамках этого подхода появились многочисленные публикации В. Д. Банасюкевича, Б. С. Илизарова, М. П. Илюшенко, В. И. Кокорева, Т. В. Кузнецовой, М. В. Ларина, В. М. Магидова, К. И. Рудельсон, Е. А. Степанова, В. Ф. Янковой и других авторов. Итог научным исследованиям в области документоведения 1960 – х – первой половины 1980 – х гг. был подведен в докторской диссертации А. Н. Соковой (1986).
Новый этап в развитии отечественного документоведения начался в 1990 –  е годы, когда под влиянием внутренних и внешних факторов произошло  существенное изменение информационно  – документационных процессов. В  Росси произошла смена политического  и экономического строя, в работе с документами стали широко использоваться новейшие компьютерные технологии, страна стала быстро входить в мировое  информационное пространство. Приоритетное развитие в научных исследованиях  в это время получают такие  направления как информационно  – документационный менеджмент, электронный  документооборот, различные аспекты  защиты информации, проблемы экспертизы ценности документов, создание электронных  архивов и другие. Иначе говоря, дальнейшее развитие документоведения как комплексной научной дисциплины стимулируется все возрастающими  и существенно изменившимися  социально – политическими, экономическими, культурными, техническими и иными  потребностями.
Результаты научных исследований обнародуются в монографиях и  статьях, в диссертациях и выступлениях на научных конференциях, находят  отражение в учебно-методических пособиях, в методических рекомендациях для органов управления и т. д

ГЛАВА 2 ОСНОВНОЙ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

Понятие «документ» является центральным, фундаментальным в понятийной системе  документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности по созданию, сбору, аналитико-синтетической  обработке, хранению, поиску, распространению  и использованию документной  информации в обществе.
Это понятие широко используется во всех сферах общественной деятельности. Почти в каждой отрасли знаний имеется одна или несколько версий его понимания в соответствии со спецификой тех объектов, которым  придается статус документов. Документ является объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия «документ» многозначно  и зависит от того, в какой отрасли  и для каких целей он используется.
На международном уровне наиболее общим признано определение документа  как записанной информации, которая  может быть использована как единица  в документационном процессе [8.87].
В документоведении применяется следующее  определение документа: «Документ  – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком  способом для ее передачи во времени  и пространстве».
Названные в определениях признаки документа предполагают:
наличие информации, смыслового содержания;
стабильную вещественную (материальную) форму, обеспечивающую долговременное использование и хранение документа;
функциональную предназначенность  для передачи информации в пространстве и времени, т. е. для использования  в социальных коммуникационных каналах.
Документ специально создается  с целью хранения и передачи социальной информации в пространстве и времени. Именно поэтому его рассматривают  как источник информации и средство социальной коммуникации. История возникновения  и эволюция толкования термина «документ» изучена недостаточно. За длительный исторический период значения понятия  «документ» постоянно менялось.
Слово документ (лат. documentum – образец, доказательство, свидетельство) происходит от глагола «docere» - учить, обучать. Корни этого слова уходят в индоевропейский праязык, где оно означало жест вытянутых рук, связанный с передачей, приемом или получением чего – либо.
По другой версии слово «dek» происходит от числа «десять» и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев. Постепенно корень «dek» был заменен на «doc» в слове «doceo» - учу, обучаю, от которого были образованы слова «doctor» - ученый, «doctrina» - учение, «documentum» - то, что учит, поучительный пример. В этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать «письменное доказательство», «доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов». В значении письменного свидетельства слово «документ» употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заимствовано во все европейские языки.
В русский язык слово «документ» пришло во времена Петра I, как заимствованное из немецкого и польского языков, - в значении письменного свидетельства. В начале XX в. оно имело два значения:
а) любая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательством  прав на что – нибудь (имущественных, состояния, на свободное проживание) или на выполнение каких – либо обязанностей (условия, договоры, долговые обязательства);
б) вообще любое письменное свидетельство.
Ко второй половине XIX в. в справочных изданиях некоторых стран мира появляются производные от слова «документ» термины: документация – в значении подготовки и использования, подтвержденных документами доказательств и полномочий, документный – относящийся к документу.
В конце XIX в. наблюдается тенденция к сужению границ понятия «документ»: сначала оно рассматривалось как любой предмет, служащий для получения и доказательства, затем – как письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения. Понятие использовалось преимущественно в юридическом значении.
С начала XX в. в терминосистему вводится новое, более широкое понимание понятия «документ»: его ввел известный бельгийский ученый, основоположник документации – науки о совокупности документов и области практической деятельности – Поль Отле (1868 – 1944 гг.). Можно выделить следующие значения «документа», введенные в научный оборот П. Отле:
а) любой источник информации, передачи человеческой мысли, знаний, независимо от того, воплощен ли он в материально  – фиксированной форме или  является проводником (передатчиком) информации во времени, можно считать документом. Это понятие охватывает как материальные объекты – носители информации, так и радио -, телепередачи, театральные представления;
б) документами являются материальные объекты с зафиксированной информацией, собранные человеком для создания каких – либо коллекций. Сюда входят как предметы искусственные, созданные  человеком, так и природные, технические  предметы, находящиеся в музее;
в) в состав документов входят также  материальные объекты, созданные человеком  специально для фиксирования, хранения и воспроизведения информации с  целью ее передачи в пространстве и времени, независимо от способа  фиксирования. Это и документы  «писанные» (т. е. с информацией, зафиксированной  знаками письма), и изобразительные, фонозаписи и фильмы (результаты машинной записи изображения и звука).
Концепция П. Отле рассматривает документ как носитель социальной информации. Однако в справочных изданиях того времени продолжает существовать узкое значение этого слова: кроме юридического, вводится понятие «исторический документ» (фиксированное свидетельство о какой – либо эпохе, лице и т. д.) и «счетный документ» (служащий основанием для осуществления хозяйственных действий – приема и выдачи ценностей). Обобщающее определение не дано.
Начиная с 1950 – х годов в официальной  терминологии слово «документ» трактуется в узком, широком и самом широком  значении. Узкое значение сводилось к деловой бумаге, письменному удостоверению, историческому источнику. В широком смысле понятие о документе было особенно распространено в 1960 – 1970 – е годы. Документ определялся как материальный объект, содержащий информацию для ее распространения в пространстве и времени (включая и т. н. трехмерные произведения искусства – архитектуру и скульптуру). В 1980 – х – начале 1990 – х годов используется и самое широкое толкование, согласно которому документов можно считать любой материальный объект, несущий информацию: от письменного документа, грампластинок и кинофильмов до произведений искусства (архитектурных сооружений, графики, живописи, скульптуры), от образцов минералов, гербариев, исторических реликвий до изделий промышленности и техники (часы, автомобиль, винтовка) и т. д. Границы понятия стали плохо различимы, что усложнило его использование.
Вот почему сначала книговеды и  документалисты, а затем и информатики  приступили к обоснованию нового широкого значения термина «документ», связанного с понятием «информация» и «коммуникация». Существенный вклад в уточнение и развитие понятия «документ» как одного из основных в документоведении, информатике, документалистике, библиотековедении и библиографоведении внесли Г. Г. Воробьев, Р. С. Гиляревский, О. П. Коршунов, А. И. Михайлов, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, А. И. Черный, Г. Н. Швецов – Водка и др. Документалисты и информатики первыми отказались от самого широкого значения документа, ограничив его содержание обязательными атрибутивными элементами: наличие информации и материального носителя (Г. Г. Воробьев). В 1960 – е годы А. И. Михайлов, А. И. Черный и Р. С. Гиляревский, помимо названных, вводят функциональный признак документа. Согласно их определению, документ – материальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени.
Таким образом, за длительный исторический период значение понятия «документ» постоянно менялось. И до настоящего времени применяются определения, то придающие ему самый широкий  смысл, то сужающие его понимание  до одного какого – нибудь вида документа. Оперируя понятием «документ», необходимо всякий раз уточнять, какое именно значение в него вкладывается, для решения теоретических или практических задач.
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3  СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

Как и любая научная дисциплина, документоведение имеет структуру, которая пока находится в стадии формирования. Структурно документоведение делится на две подсистемы: общее  и особенное документоведение.
Содержанием общего документоведения являются общетеоретические, исторические и организационно – методические проблемы науки о документе и  документно – коммуникационной деятельности, т. е. ее сущность, объект, предмет и структура, терминология, концепции, установление соотношения с другими науками, закономерности и принципы развития и функционирования документа в системе документных коммуникаций и т. д. Общее документоведение состоит из трех разделов: теория документа, история документа и теория документно – коммуникационной деятельности [9.112].
Теория документа (документология) – ядро документоведения. Она изучает общетеоретическую проблематику, связанную с понятийным аппаратом, функциональным анализом документов, изучением их характеристик как материальных объектов и зафиксированной в них информации, вопросы типологизации и классификации документов, их параметров и свойств, как средства коммуникации и элемента документных фондов.
История раскрывает закономерности становления  и развития документа как источника  информации и средства коммуникации в условиях смены конкретной обстановки на определенном этапе развития социальной коммуникации, изменения его содержания и формы в соответствии с документными потребностями общества в тот  или иной период времени [10.112].
В разделе документной деятельности изучается история и общая  методика создания и функционирования документа в системе документальной коммуникации (создание, производство, сбор, хранение, распространение и  использование), т. е. документа, функционирующего в целостном коммуникативном  цикле «автор документной информации – потребитель ее».
Особенное документоведение изучает  особенности, характерные для отдельных  типов и видов документов (книги, патенты, ноты, карты, кинофильмы, оптические диски и т. д.), отдельные процессы документно – коммуникационной деятельности (документирование, документоиздание, документораспространение, документохранение, документопользование). В качестве особенного может выступать любой признак, заслуживающий теоретического рассмотрения [8.121].
Особенное документоведение подразделяется на специальное и частное документоведение. Специальное документоведение изучает особенности документов, являющихся объектами библиотечного, архивного, музейного дела, т. е. специфику документов, функционирующих в информационных центрах, библиотеках, архивах
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.