Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Содержание системного подхода к управлению качеством

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3

    Качество продукции  как объект управления……………………….5


    Содержание системного подхода к управлению качеством14
Заключение…………………………………………………………………….23
Список  использованной литературы………………………………………….24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Одним из важнейших факторов роста  эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится  к числу важнейших критериев  функционирования предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса  и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных  товаров и жизненный уровень  населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной  чертой работы предприятий в промышленно  развитых странах. В условиях преобладающей  неценовой конкуренции и насыщенного  рынка именно высокое качество продукции  служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции  по праву можно отнести к важнейшим  критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции  определяет степень выживаемости фирмы  в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности  производства, экономию всех видов  ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий отечественными предприятиями  в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту  жизненного уровня населения, повышению  конкурентоспособности белорусских  товаров на внутреннем и мировом  рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и  правовые рычаги воздействия на процесс  формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Целью курсовой работы является определение  сущности управления качеством продукции, анализ современных систем управления качества продукции, современных тенденций управления качеством за рубежом и в РБ.
 


Качество продукции как объект управления.

Проблема  качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
В одном  из учебников по основам управления производством Ю.И. Ребрина подчеркивалось, что «управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами и процессами. Кроме того, в обществе происходит управление людьми, которые как главная созидательная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Поэтому управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства».1
Большой энциклопедический словарь трактует управление как элемент, функцию  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
В настоящее  время в различных информационных источниках содержатся многообразные  определения термина «управление». Значительное внимание раскрытию содержания управления уделено в трудах Э. М. Короткова. В частности, в работе «Концепция менеджмента», выявляя потребность в управлении, он отмечает, что «вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна».2
Построенная ученым классификационная схема  деятельности человека (рис. 1.1) позволила  определить необходимость ее организации.

Рис. 1.1. Определение  и концепции управления
Для этого  в свою очередь надо предвидеть результат  деятельности, оценить действия по этому результату и быть заинтересованным в нем. Управление, по определению  ученого, это вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся  в процессе развития совместного  труда, его разделения и кооперации, это объективная потребность всякой деятельности человека.3
Проведенное исследование позволило сделать  вывод о том, что управление –  это «специфический вид деятельности человека, который возник как потребность  и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем  более в совместной деятельности».
Предложенный  подход позволяет выделить основные составляющие процесса управления, включающие: процесс превращения цели в согласованную деятельность; функционирование системы управления, взаимодействие звеньев; разработку управленческих решений; деятельность менеджера во времени и пространстве; последовательность действий, составляющих управление (воздействие); процесс формирования воздействия; решение проблем развития предприятия.
Необходимо  отметить, что иногда параллельно, иногда пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с понятием «управление», с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие «управление  качеством», а также теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов речь шла в  основном о термине «управление  качеством продукции». Экономический словарь «Качество продукции» трактует следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения».
В 1998 году А.В. Гличев в работе «Основы управления качеством продукции» дает уже несколько иное определение.4 Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей». В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Содержание процесса управления качеством продукции
Таким образом, управление качеством продукции  представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор  и реализацию мероприятий по обеспечению  запланированного уровня качества продукции.
В современных  условиях, управление качеством представляет собой определенную стратегию и  тактику не только выживания, но и  дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций  и каждого человека. При этом все  термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся  и к управлению качеством.5
Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высоко классном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно он обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для «бракоделов», формы и методы воздействия на качество продукции.6
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
Под управлением  качеством понимают воздействие  на производственный процесс с целью  обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и  сам процесс воздействия. Определив  объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством.
Как всякий процесс управления, управление качеством  осуществляется путем реализации управленческих функций. Для построения концепции  управления качеством особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемых в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).
При использовании  процессного подхода в управлении предприятии применяются следующие  функции: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация и др.
По аналогии с этими функциями, процесс управления качеством логично начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь  с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует  свои технологические возможности  и определяет политику в области  качества, а также требования к  своим субподрядчикам – поставщикам  материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии  организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства продукции  с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация, персонала. Далее, непосредственно  при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества продукции  и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие  мероприятия и руководство предприятия принимает необходимые решения.
Заключительный  этап в управлении качеством –  реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции  и улучшение производственного  процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор других, более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.
После реализации мероприятий продукция может  поставляться заказчику или на рынок, и циклом управления качеством заканчивается  выполнением той же функции, с  которой он начинался, - взаимодействие с внешней средой.
После этого  поставщик получает информацию с  рынка или от заказчика о качестве поставленной продукции.7
Конечно, это – схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один описанный выше цикл управления. Если вдуматься, то такие циклы многократно  реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в  эксплуатацию. При этом каждый раз  выполняются одни и те же отмеченные функции, которые при последовательной реализации и составляют, процесс  управления качеством.
Современное управление качеством  исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может  быть эффективной после того, как  продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая  предшествует процессу производства.
Качество определяется действием  многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия  на процесс создания продукта с целью  поддержания соответствующего уровня качества.8
Управление качеством неизбежно  оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.
Управляющая система создает и  обеспечивает менеджмент качества. В  современной литературе и практике используются следующие концепции  менеджмента качества:
    система качества (Quality System);
    система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
    всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
    обеспечение качества (Quality Assurance);
    управление качеством (Quality Control);
    статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
    система обеспечения качества (Quality Assurance System);
    гарантия продукции (Product Assurance);
    система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
    всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
    менеджмент системы качества (Quality System Management) и т.д.
Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.
TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.
Управляющая система начинается с  руководства высшего звена. В  организационной структуре фирмы  могут быть предусмотрены специальные  подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение  специальных функций управления качеством между подразделениями  зависит от объема и характера  деятельности фирмы.
Для качества как объекта менеджмента  свойственны все составные части  менеджмента: планирование, анализ, контроль.
Современный менеджмент качества базируется на результатах  исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:
    заинтересованность руководства высшего звена;
    образование совета по улучшению качества работы;
    вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
    обеспечение коллективного участия;
    обеспечение индивидуального участия;
    создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
    более полное вовлечение поставщиков;
    обеспечение качества функционирования систем управления;
    разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
    создание системы признания заслуг.
Фирмы, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества таким  образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения  качества. При этом продукция заданного  качества должна быть поставлена потребителю  в заданные сроки, в заданных объемах  и за приемлемую цену.
 
 


Содержание  системного подхода к управлению качеством.
Понятия «система» и «системный подход»  в современном мире используются достаточно широко в различных областях знаний и деятельности, хотя до настоящего времени отсутствует строгое, общепринятое определение системы. Система (греч. systema – составленное из частей, соединение) трактуется философией как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Но это определение не имеет ограничений, так как причинно-следственными связями охвачены практически все объекты мира. Следовательно, под понятие «система» подходит чрезвычайно широкий круг явлений: от вселенной до предметов обихода. При этом формально пользуются широкой трактовкой термина, а конкретизируют понятие через перечисление его свойств.
Система часто определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое благодаря тому, что ее свойства не сводятся к свойствам  составляющих ее элементов. Основными  чертами системы являются: наличие  разнообразных элементов, среди  которых обязательно есть системообразующие связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
Системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения.
Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые по своей сути отражают его содержание и особенности: целостности, совместимости элементов целого, функционально-структурного строения целого, развития, лабилизации функций, полифункциональности, итеративности, вероятностных оценок, вариантности.9
Системный подход к управлению качеством в  настоящее время предусматривает функционирование системы качества, направленное на реализацию политики в области качества посредством осуществления основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в этой системе. Важнейшей составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы управления качеством. Потеря устойчивости в общем случае может произойти из-за изменения параметров системы (в ходе бифуркации), из-за наличия не предусмотренных при создании системы воздействий внешней среды либо из-за нарушения связей в системе, когда меняется ее структура.
Необходимость формирования системного подхода к  управлению качеством была фактически осознана к середине 60-х годов 20 века, когда все явственнее стало ощущаться, что сам по себе контроль качества даже при всемерном его усилении, расширении масштабов, увеличении числа  объектов и участников не может существенным образом изменить состояние дел  в лучшую сторону.
Первой  попыткой использования системного подхода к управлению качеством  считают разработку и внедрение  в 1955 году на предприятиях Саратовской  области, и прежде всего на Саратовском  авиационном заводе, системы бездефектного  проектирования и изготовления промышленных изделий и сдачи их ОТК с  первого предъявления – системы  БИП. На ее основе на предприятиях Львовской области была разработана система бездефектного труда – СБТ. Эта тенденция заключается в том, что работы по качеству в своей совокупности неуклонно, объективно, естественным образом стали преобразовываться в специфическую функцию организации и управления производством.10
Системный подход обусловливает создание на каждом предприятии гибкой системы, которая  включает определенный состав подсистем. Используя сложившуюся в отечественной  теории и практике управления терминологию, среди таких подсистем можно  выделить, например подсистему общего линейного менеджмента, целевые, комплексные функциональные и обеспечивающие подсистемы. В.М. Мишин предложил наиболее полный вариант модели системы менеджмента промышленного предприятия, представленный на рис.1.3.
 
 




 
             
          

 

                                                                  
 
Рис. 1. 3. Структурная функционально-целевая  модель системы менеджмента предприятия.
Модели, к комплексным функциональным подсистемам  следует отнести:
- во-первых, производственную подсистему, в  которой реализуются такие функции,  как организация основного, обеспечивающего  и обслуживающего производства, оперативное управление производством;
- во-вторых, техническую подсистему, связанную  с организацией работ по унификации  и стандартизации, организацией  технической подготовки производства, технологических процессов, организацией  метрологического обеспечения, техническим  контролем, испытанием и сертификацией  продукции;
- в-третьих,  экономическую подсистему, связанную  с реализацией таких функций,  как долгосрочное, среднесрочное  и оперативное технико-экономическое  и социальное планирование, организация труда, заработной платы и финансовой деятельности, учет и экономический анализ;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.