Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Экономические воззрения П. Прудона

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
 
 
Введение
 
1. П.Ж.Прудон как личность
 
1.1 Метод научных изысканий  Прудона
 
2. Прудон и революция  1848 года
 
3. Теория “банка обмена”
 
3.1 Описание концепции
 
3.2 Критика банка обмена
 
4. Экономическая концепция  Прудона
 
4.1 Особенности прудонизма  как мелкобуржуазной идеологии
 
4.2 Конституированная стоимость
 
4.3 Критика собственности  и социализма
 
5. Влияние Прудона после  1848 года
 
Заключение
 
Список использованной литературы
 
Введение
 
 
Как известно, центральное  место в творчестве П. Прудона, которого наряду с С. Сисмонди принято относить к числу родоначальников экономического романтизма, занимает идея создания государства  анархии, то есть государства, где функции  центральной власти были бы заменены местной самоорганизацией населения, поскольку, на его взгляд, даже при  самой совершенной демократии можно  «не быть свободным», а институт собственности, который предстоит  ликвидировать, является «творением разума невежественного». При этом П. Прудон, подобно С. Сисмонди, не приемлет ни либерализм классиков, ни реформаторские проекты социалистов-утопистов. В  частности, К. Сен-Симон, полагает он, хотел  «соединить неравенство с коммунизмом», а Ш. Фурье - «неравенство с собственностью».
 
Учитывая эти особенности  теоретико-методологических позиций  экономического учения П. Прудона, в  данной работе поставлена задача проанализировать социально значимые идеи данного  ученого.
 
1. П.Ж.Прудон как личность
 
 
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - французский публицист, мелкобуржуазный  экономист. Родившись в Безансоне  в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба. Из-за материальных лишений не смог закончить учебу  в колледже. Усердно занимался  самообразованием, рассматривал овладение  наукой прежде всего как способ выбиться из нужды. Будучи сначала корректором  в типографии, а потом типографщиком, он весь досуг свой посвящал чтению книг, на которые набрасывался без  всякого разбора, побуждаемый лишь необузданной жаждой знаний. На средства компаньона содержал небольшую типографию. Зрелище социальных зол живо поражало его душу. Он принялся за изучение экономических  вопросов со всем пылом молодости, со всем энтузиазмом человека из народа, говорящего от имени своих братьев, и со всей безграничной верой своего удивительно искреннего сердца в  победоносную силу логики и здравого смысла. Все это отразилось в его  произведениях, блещущих образным стилем и полным “вызывающей дерзости”, которую С.Бов отметил как одну из характерных черт Прудона, встречающуюся  во всех его произведениях. Был лично  знаком с К. Марксом (1844). К. Маркс  писал: “Господин Прудон - с головы до ног философ, экономист мелкой буржуазии. Мелкий буржуа в развитом обществе в силу самого своего положения, с одной стороны, делается социалистом, а с другой - экономистом, то есть он ослеплен великолепием крупной буржуазии  и сочувствует страданиям народа. Он в одно и то же время и буржуа и народ”.
 
Прудон признавал, что  возврата к феодализму нет. Он предлагал  сохранить мелкое производство. Вся  система взглядов Прудона проникнута реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон - противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические  интересы. Стачки рабочих объявлены  им противозаконными. Прудон поддерживал  мелкобуржуазную теорию о возможности  мирного переустройства общества.
 
Этой концепции мы будем  касаться здесь, оставив в стороне  идеи Прудона как философа, моралиста  и государствоведа-теоретика. Последние  представляют тоже немалый интерес, но они касаются нас постольку, поскольку  они влияли на Прудона как на экономиста.
 
1.1 Метод научных изысканий  Прудона
 
 
Для теоретических конструкций  Прудона характерны 1) субъективизм и идеализм; 2) игнорирование объективности  экономических законов; 3) эклектицизм; 4) отрыв логического от исторического; 5) наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность; 6) меновой подход. В политической экономии Прудон видит  науку “о вечных законах разума”, рассматривает экономические явления  сквозь призму идеалистической диалектики немецкого философа Гегеля. Система  взглядов Прудона была подвержена разнообразному влиянию буржуазной политэкономии, утопического социализма, философии  Платона, Канта. Прудон сделал попытку  диалектически изложить категории  политической экономии. Однако в основе его метода лежал идеализм, субъективизм. Прудон был склонен к диалектике, он заимствовал из диалектики Гегеля язык, но остался чужд научной диалектики. У Прудона диалектика сводилась  к софистическим упражнениям. Маркс  характеризовал его как “Кенэ  метафизики политической экономии”, ибо  материалом для исследования у него служит не жизнь общества, а догмы  экономистов. Прудон как эклектик стремился  заимствовать идеи у различных экономистов, философов, но в итоге оказался их “совокупной ошибкой”.
 
Например, экономические  категории трактовались им лишь как  самопроизвольные мысли, оторванные от производственных отношений. Реальную действительность он рассматривал как  воплощение тех категорий, которые  дремлют в сознании критически мыслящей личности. В экономических категориях игнорируется их объективное, исторически  сложившееся содержание. Игнорируя  в экономических категориях их объективное  содержание, Прудон полагал, что нет  необходимости изменять основы экономических  явлений. Всеобщее благополучие, считает  он, возможно, если “экономические силы”  находятся в равновесии. Игнорируя  производственные отношения, Прудон ограничивает свой интерес идеей реформирования обмена, которое рассматривается  вне связи с производством.
 
Для Прудона диалектическое движение состоит лишь в догматическом  различении хорошего и дурного, а  категория - это механическое соединение противоречивых свойств - дурного и  хорошего. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую  сторону, устраняя дурную. Прудон попытался  доказать, что, устраняя отрицательные (дурные) стороны и сохраняя хорошие, возможно “улучшить”, “очистить” капитализм. Такая чисто реформистская и  реакционно-утопическая в своей  сущности трактовка экономических  категорий выступает при анализе  вопросов о разделении труда, собственности, стоимости, кредита и др.
 
Разделение труда, по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо  оно способствует росту богатства, и дурную (ведет к росту бедности, нищеты, безработицы). Задача состоит  в том, чтобы устранить дурную и “улучшить” капиталистическое  товарное хозяйство.
 
Прудон отмечал, что частная  собственность, имеет хорошую (обеспечивает независимость, самостоятельность, свободу) и отрицательную (нарушает равенство) стороны. В данном случае Прудон рекомендует  устранить крупную собственность, но сохранить мелкую. Прудон совершенно не понимает диалектики мелкого товарного  производства, что простое товарное производство является исходным пунктом  возникновения крупной капиталистической  собственности.
 
2. Прудон и революция  1848 г.
 
прудон экономический  романтизм
 
Рассмотрим теперь какое  место занимает Прудон в истории  экономических учений. Как и у  всех социалистов, у него исходным пунктом  является критика права собственности. Экономисты старательно воздерживались подвергать дискуссии это право, превращая таким образом политическую экономию в простую сводку “хозяйственно-рутинных навыков”. Однако и в их глазах право  частной собственности есть основа нашей социальной системы и причина  всех несправедливостей. Прудон и начинает с нападок на собственность и  ее защитников - экономистов.
 
Но как реформировать  современную систему? Чем ее заменить? В этом вся трудность. Родись на 20 лет раньше, Прудон подобно многим другим, может быть, создал бы какую-нибудь утопию. Но то, что было возможно в 1820 году, стало невозможным 25 лет спустя. Общественное мнение было уже занято самыми разнообразными социалистическими  системами. Оуэн, сенсимонисты, Фурье, Кабе, Луи Блан - все они предлагали свои средства: почти все новые  пути, доступные фантазии реформаторов, были испробованы раньше него. Прудон знает обо всех этих попытках, проверяет  их и заключает, что все они  приводят в тупик. И вот таким  образом к критике экономистов  присоединяется критика социализма.
 
В том- то и дело, как найти  выход, исправить пороки частной  собственности и то же время не впасть в то, что Прудон называет “неизлечимой глупостью” социализма. Он питает инстинктивное отвращение к утопиям и не любит тех  изобретателей, которые, смотря на общество как на машину, думают, что достаточно открыть какой-нибудь остроумный “трюк”, чтобы исправить все шероховатости  в машине и пустить ее в ход. У него социальная жизнь есть беспрерывный прогресс. Он знает, что нужно время  для примирения сталкивающихся в  обществе противоположных сил. Разрешением  этой трудной задачи был занят  Прудон, в то время как он готовился  вступить на путь активной практической пропаганды своих идей в газетах, когда вспыхнула революция 1848 года, которая вовлекла его в гущу партийной  борьбы и поторопила его обнародовать свои идеи.
 
Революция не застала Прудона  врасплох. Но она пришла, по его мнению, слишком рано. Он очень хорошо отдавал  себе отчет, что основная проблема, которую ей предстояла решить, была скорее экономического характера, чем  политического. Но он не скрывал от себя, что массы народа не достаточно воспитаны, чтобы допустить мирного  разрешения ее. Ведь Прудон, уподобляясь  в этом отношении всем французским  социалистам своего времени, грезил о мирном разрешении социального  вопроса. Он называет февральскую революцию  “недоношенным ребенком”. И в  одном блестящем месте в газете “Le Peuple” (“Народ”) Прудон изложил  свои сетования, когда, предчувствуя приближение  революции, он отдавал себе отчет  в том, что ни у кого нет “ни  ключа, ни здания”.
 
Но раз революция свершилась, Прудон не чувствовал за собой права  отставать. Он критиковал резко, как  никто, существующий строй. Он почитал  своим долгом помочь практическому  решению вопросов, неожиданно поставленных перед обществом. В качестве журналиста он бросается в гущу борьбы. До тех  пор он ограничивался указанием  в неопределенных выражениях, в каком  направлении он видит выход из создавшегося положения. Отдавшись  революционной деятельности Прудон почувствовал необходимость облечь свои идеи в конкретную, обязательную форму. Критика должна быть творческим началом, и он в свою очередь почти  вопреки своей воле выковыривает утопию - банк обмена.
 
3. Теория банка обмена
 
3.1 Описание концепции
 
 
Прудон дал многочисленные описания банка обмена в брошюрах, газетах, книгах, но не всегда согласные  между собой. Не очень легко определить его подлинную мысль, и этим объясняется, что его так часто плохо  понимали. Попытаемся все-таки резюмировать ее.
 
Основной принцип, на котором  покоится весь проект, следующий.
 
Из всех капиталов, позволяющих  их владельцам взимать с продукта трудящегося премию под названием  процента, ренты, дисконта, самым важным является денежный капитал, потому, что  все капиталы в конце концов предлагаются на рынке в виде денег. Если бы, следовательно, нам удалось уничтожить право  добычи у этой всеобщей формы капитала, то право добычи тотчас исчезло бы для всех других капиталов.
 
Действительно, предположите, что с помощью какой-нибудь организации  я могу дать себе, не уплачивая процента, деньги необходимые на покупку земли, машин и построек, существенных для  моего производства, и я поспешу  приобрести эти деньги вместо того чтобы занимать их за известный процент  или арендную плату, как я вынужден это делать. Таким образом, уничтожение  процента, позволяя трудящимся занимать деньги даром, непосредственно приобретать  все полезные капиталы, вместо того чтобы занимать их, тем самым помешает всем держателям капитала получать нетрудовой доход. Собственность, таким образом, была бы сведена к владению. Обмен  был бы отмечен характером взаимности, потому, что трудящийся получал бы весь продукт своего труда, не делясь им ни с кем. Экономическая справедливость была бы, наконец осуществлена.
 
Суть в том, что деньги, это боны обмена, предназначенные  исключительно для облегчения товарообмена. Деньги сами по себе бесполезны. Их берут  только для того, чтобы расходовать, их не потребляют и не разводят. Это  агент обмена, и процент, который  я уплачиваю за них, оплачивает именно эту их функцию. Но ведь бумага могла  бы выполнить эту функцию столь  же хорошо и дешевле. Ныне банк выдает векселедержателям металлические  деньги, в которых они нуждаются, или билеты, обмениваемые на такие  деньги. В обмен на эту услугу он получает определенный дисконт для  вознаграждения акционеров, которые  дали ему капитал. Организуем банк без  капитала, который подобно Французскому банку будет дисконтировать векселя  с помощью билетов, бон обращения  или бон обмена, но билеты эти  не будут обмениваться на металлические  деньги, и, следовательно, деньги почти  ничего не будут стоить банку, коль скоро у него не будет основного  капитала, за который нужно было бы уплачивать процент.
 
Чтобы эти билеты циркулировали, достаточно всем членам нового банка  согласиться принимать их в платеж за свои товары. Благодаря этому  держатель их всегда будет уверен в том, что он сможет обменять их все равно как металлические  деньги. С другой стороны, члены банка  ничем не будут рисковать, принимая их, так как банк (это будет  определено его уставом) будет дисконтировать лишь векселя, представляющие отпущенные товары или такие, которые будут  поставлены, таким образом, боны обращения, никогда не будут выходить за пределы  потребностей торговли; они будут  представлять не только произведенные  товары, но уже и проданные (хотя еще и не оплаченные). Банк подобно  всякому дисконтному банку будет  авансировать продавца товара суммой, которая потом будет погашена покупателем. Впрочем, купцы и промышленники будут получать, таким образом, без процента не только оборотный капитал, но и средства, необходимые для основания новых предприятий, в форме авансов (без процентов, разумеется), которые позволят им покупать, вместо того, чтобы нанимать их, орудия труда.
 
Последствия такой реформы  будут неисчислимы. Благодаря капиталам, предоставляемым даром в распоряжение всех и каждого, не только осуществится “слияние классов”, потому что останутся  только трудящиеся, обменивающиеся продуктами по своей цене, но и правительство  станет бесполезным. Ибо правительство  постольку необходимо, поскольку  существуют притеснители и притесняемые, сильные и слабые. Ныне оно существует для того, чтобы “положить конец  их взаимной борьбе ярмом общего угнетения”. Но когда справедливость будет гарантирована  при обмене, когда будет достаточно свободного договора для обеспечения  ее, тогда все будут равны, одинаково  покровительствуемы, и источники  конфликтов исчезнут. “Раз капитал  и труд будут отождествлены, общество может существовать самостоятельно и не нуждаться в правительстве”. Правительственная система сплавится, сольется с экономической системой. Это будет анархия, отсутствие правительства.
 
Проект Прудона не увидел света. “Даровой кредит”, равно как  и “право на труд”, “организация труда”, “рабочая ассоциация”, оставит о  себе лишь горечь воспоминания о шумном их провале.
 
31 января 1849 года Прудон  учредил нотариальным актом под  названием “Банк народа” общество, задавшееся целью доказать практическую  осуществимость дарового кредита.  Уже в организации его можно  было констатировать значительные  расхождения с теоретическим  планом банка обмена. Последний  должен был возникнуть без  капитала, а банк народа был  создан с капиталом в 5 000 000 фракциями по 5 франков. Банк обмена  должен был уничтожить металлические  деньги, а Банк народа должен  был лишь выпускать боны в  обмен на деньги и коммерческие  векселя. Банк обмена должен  был практически уничтожить процент,  а Банк народа фиксировал 2% в  ожидании, пока он опустится до  минимума в 1/4%.
 
Несмотря на эти важные изменения, банк не функционировал. В  течение трех месяцев капитала подписанного было не более 18 000 франков, хотя число  членов достигало почти 12 000. Но в  это время (28 марта 1849 года) Прудон был  предан суду присяжных за две статьи против Луи Бонапарта, появившиеся 16 и 27 января 1849 года, и приговорен к  трем годам тюрьмы и к 3000 франков  штрафа. 11 апреля он объявил в своей  газете, что приостанавливает свое предприятие, и даже прибавил, “что события уже опередили его”, и  таким образом, по-видимому, признал, что он перестал верить в успех  банка.
 
3.2 Критика банка обмена
 
 
Его теоретическая ошибка состоит в том, что он рассматривает  деньги то как по преимуществу капитал, то как простые боны обмена без  своей ценности. Он забывает, что  деньги желательны не только как посредник  обмена, но и как орудие накопления сокровищ и сбережения, как резерв ценности, и что если боны обмена могут заменить в одной функции, то они не могут сделать это  относительно других функций. Можно  сколько угодно умножать орудия обращения, но нельзя произвольно умножать капитал. Заменяя деньги бонами, Прудон не прибавляет ни одного франка к существующему  в обществе капиталу, часть которого составляют деньги. Тем самым он нисколько не уменьшает превосходства  ценности настоящих благ по отношению  к будущим - превосходства, из которого вытекает норма процента. Умножение  бон обмена без соответствующего роста общественного капитала приведет лишь к повышению всех цен; цен  земель, домов, машин, ровно, как и  предметов потребления. Капиталы не станут более многочисленными, чем  прежде, и нанимать или занимать их будут, как и прежде, но рента  и арендная плата испытают на себе последствия общего повышения цен  и тоже повысятся. Странный результат  реформы, которая должна была их уничтожить! Преувеличив власть денег, Прудон принял потом в слишком буквальном смысле формулу Ж.Б.Сэя “продукты покупаются на продукты”. Интересно отметить, что банк обмена есть парадоксальное, но логическое заключение реакции, начатой  Смитом и физиократами против меркантилистических  идей о деньгах.
 
Можно ли сказать, что в  идее Прудона нет зерна истины? Мы этого не думаем. Из ложной идеи о  даровом кредите можно выявить  правильную идею о взаимном кредите. Французский банк есть общество капиталистов, которому публика, принимая его банковские билеты, оказывает доверие и который  потом кредитует эту же публику. Гарантия банковского билета (Прудон это очень хорошо знал) находится  на самом деле в руках публики, ибо обеспечение ценности билета создается векселедателями, без  платежеспособности которых банк не вернул бы своих выдач. Но почему не устранить предпринимателя в  области финансов, как устраняется  промышленный предприниматель или  торговец в производительных или  потребительных кооперативных обществах? Конечно, от этого не исчезнет дисконт, но по крайней мере бремя его для  заемщиков уменьшится на ту сумму, которую  они будут приобретать в качестве заимодавцев. Это принцип обществ  взаимного кредита, в которых  первоначальный капитал почти всецело  заменен ответственностью, иногда солидарной, кооперативов. Впоследствии сам Прудон, по-видимому, свел к этой идее свою первоначальную концепцию.
 
Таким образом, Прудон приближался  к кредитной кооперации, как в  других частях своего произведения, но приближался к другим формам кооперации, не питая, впрочем, к ней очень  больших симпатий. Прудон полагает, что если бы исчезла форма ссуды, то исчезла бы и эксплуатация. К. Маркс указывал, что в этом случае в действительности отпал бы только дележ прибыли между двумя  видами капиталистов.
 
Наряду с верной концепцией взаимного кредита имеется в  его системе одна основная идея, которая выгодно отличает ее от всех форм авторитарного социализма, возникших  до и после Прудона, - это глубокое чувство безусловной необходимости  для индустриальных обществ индивидуальной свободы как двигателя экономической деятельности. Лучше, чем кто либо из его предшественников, он понял, что экономическая свобода есть окончательное завоевание современных обществ, что всякая глубокая реформа должна опираться на эту свободу; лучше, чем кто либо, он понял могущество этих “экономических сил”, гибельные последствия которых он хорошо видел, но в которых он подобно Адаму Смиту признавал сильнейший рычаг прогресса. Его страстная любовь к справедливости объясняет его ненависть к собственности, но его ревность к свободе вызвала враждебное отношение к социализму. Она вела еще больше к разрушению, чем к сооружению, вопреки его знаменитой формуле “Destruam et aedificado” (“Разрушу и построю”). Но этот либерализм покоится на глубоком чувстве экономической реальности, и ныне социальная проблема ставится в тех же рамках, в каких поставил ее Прудон: реализовать справедливость в свободе.
 
4. Экономическая концепция  Прудона
 
4.1 Особенности прудонизма  как мелкобуржуазной идеологии
 
 
Французский мелкобуржуазный  экономист и социолог Прудон, так  же как и Сисмонди, выражал интересы мелких производителей. Однако система  взглядов Прудона - прудонизм - отличается от сисмондизма.
 
Во-первых, Прудон защищал  интересы мелких производителей во второй половине ХIХ в., когда сложились  в своей основе капиталистические  производственные отношения, определилась классовая структура капитализма, а мелкая буржуазия заняла промежуточное  положение, когда жизнь доказала невозможность осуществления идеалов  экономического романтизма, возврата от романтизма к патриархальщине. Буржуазная революция 1848-1849 гг. опровергла практическую программу и проекты Сисмонди. Во-вторых, если Сисмонди был завершителем классической школы во Франции, то Прудон - одним из родоначальников анархизма  и реформизма. Вся система взглядов Прудона была проникнута реформизмом, анархизмом, вульгаризмом. Это объясняется  классовой позицией Прудона, природой мелкой буржуазии. Прудонизм - это отражение  двойственности, противоречивости взглядов мелких собственников. В-третьих, подобно  Сисмонди, Прудон хотел лишь подправить, улучшить капитализм. Однако Прудон выражал  интересы мелкой буржуазии в иной период времени, в иной период времени, когда история доказала несостоятельность  мелкобуржуазных утопий. Стало быть, прудонизм по своей сущности имеет  более реакционную направленность. В-четвертых, Прудон, так же как Сисмонди, является представителем мелкобуржуазного социализма, но он, по словам Маркса, - наиболее “чистокровный”, стопроцентный идеолог  мелкой буржуазии.
 
Первоначально Прудон выступил как критик капитализма. Громкую  известность ему принесла работа “Что такое собственность" (1840), которая, по оценке К. Маркса, является его лучшей работой. В ней Прудон бросил вызов буржуазии, сделав вывод, что “Собственность - это кража”. В ней Прудон выступает как критик капиталистической собственности. Здесь еще не излагается его практическая программа. Поэтому возникла видимость, что Прудон - прогрессивный мыслитель. Из-за нескольких трескучих фраз Прудон первоначально прослыл даже опасным революционером, ниспровергателем государственных основ. Мелкобуржуазная природа прудонизма в полной мере проявилась в его главном труде “Система экономических противоречий, или Философия нищеты” (1846). В этой работе отчетливо выступает реакционно-утопическая и реформистская сущность прудонизма. В последующих трудах: “Решение социальной проблемы” (1848), “Исповедь революционера” (1849), “Теория налога” (1861) и других, Прудон пытался разработать практическую программу реформирования капитализма, обосновать анархические взгляды на ненужность политической борьбы и ненадобность государственной власти, стремился убедить правителей Франции в своей политической лояльности.
 
Выдвигая свою мелкобуржуазную  концепцию, Прудон излагает взгляды  по широкому кругу вопросов. Разделение труда, свойства товара, заработная плата, собственность, капитал, прибыль, процент, стоимость и другие проблемы он активно  исследует с позиций экономического романтизма. В одной из центральных  работ “Система экономических противоречий...”  Прудон первоначально рассматривает  разделение труда, которое, с одной  стороны, способствует росту богатства, с другой - ведет к нищете, бедности. Его бессодержательные рассуждения  сводятся к тому, что надо сохранить  полезные свойства разделения труда  и устранить вредные. В методологическом плане здесь сказывается вульгарная трактовка диалектики общественных процессов, неисторический подход. С  таких же позиций Прудон “исследует”  свойства товара. По его мнению, существует вечная идея стоимости, которая раздваивается  на потребительную и меновую стоимость. Первая определяется спросом и редкостью, вторая - предложением и изобилием. В борьбе между спросом и предложением устанавливается стоимость, или  цена товара. В теоретическом аспекте  это исключительно вульгарная конструкция: стоимость возникает в обмене, она лишена объективной основы.
 
Прудон не понял сущности денег, противоречия между товарами и деньгами. Он предлагал реорганизовать обмен, выдвинув утопический проект безденежного товарного хозяйства. Прудон идеализировал мелкое товарное хозяйство, однако, выступая против денег, против “дурной стороны” товарного  хозяйства. Проект организации товарного  обмена без денег - это утопия, ибо  Прудон хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег, и в данном случае задача, подлежащая разрешению, по мнению Прудона, сводится к тому, чтобы сохранить  хорошую сторону, устраняя дурную. Для  облегчения мелким производителям реализации их продукции, по его мнению, следует  учредить специальный национальный банк. С этой целью Прудон выдвинул идею обменного (народного) банка, который  принимал бы от товаропроизводителей товары, выдавал взамен удостоверения - трудовые талоны, указывающие количество труда, затраченное на производство того или иного товара (“рабочие деньги”). За каждым признается то количество труда, которое затрачено на производство товара. По этим трудовым талонам обменный банк должен был отпускать товары.
 
Прудон рассчитывал ликвидировать, таким образом, нетрудовые доходы, утвердить  в обществе равенство и справедливость. Он полагал, что отмена денег исключит капитал и эксплуатацию. Тем более, что фонд беспроцентного кредита  для выдачи рабочим и мелким кустарям при национальном банке устраняет  возможность отдавать деньги в ссуду  ради получения процента. В своем  проекте Прудон выразил вековую  мечту мелкого товаропроизводителя  о гарантированном сбыте, тоску  лавочника о даровом кредите, иллюзии буржуазного интеллигента о возможности абсолютной свободы  труда в условиях капитализма, равенства  на основе закона стоимости.
 
Идея “рабочих денег” принадлежит  английским социалистам-утопистам. Путем  устранения денег Прудон предполагал  уничтожить капитал, нетрудовой доход, эксплуатацию и уничтожить равенство. Однако это была утопическая мечта. Утопичность проекта
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.