Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Практические аспекты оказания помощи леворуким детям при обучении в школе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы леворукости детей в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Понятие леворукости и причины ее возникновения 6
1.2. Психолого-физиологические особенности леворуких детей 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Практические аспекты оказания помощи леворуким детям при обучении в школе 23
2.1. Трудности леворуких детей при  обучении в школе 23
2.2. Рекомендации для повышения степени  адаптации леворуких детей к  школе 29
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список использованной литературы 38
 


Введение
С древних  времён люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.
В то же время существовала и противоположная  точка зрения, согласно которой все  левши гениальны. Так, известно, что  среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин  Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных  писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол  Маккартни) и т. д.
Проблема леворукости как проявление асимметрии полушарий головного  мозга рассматривалась в трудах многих ученых. Глубоко исследованы  её физиологические (H.H. Брагина, Г. Дейч, Т.А. Доброхотова, М.Г. Князева, С. Спрингер и др.) и психологические аспекты (B.JL Бианки, И.В. Ефимова, A.B. Семенович, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская и др.), разработаны диагностические методы выявления индивидуального профиля латеральных признаков. Достаточно подробно освещен ряд методических вопросов работы (С.М. Бондаренко, Ю.З. Гильбух, Ю.В.Микадзе, Ж. Пиаже, B.C. Ротенберг и др.). Предметом научного поиска ряда ученых стала методика обучения леворуких детей письму в начальных классах (М.М.Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева). Убедительно доказано, что ситуация переучивания леворукого ребенка травматична для его психики (В.А. Айропетянц, А.Д. Беридзе, E.H. Соколова, А.П. Чуприков и др.).
Систематическое изучение левшества в связи с  проблемой межполушарной асимметрии началось во II-й половине ХХ столетия. В 1970-е – 2000-е годы, как в нашей  стране, так и за рубежом стали  появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Это объяснялось, тем, что отсутствовали  методики обучения письму левой руки.
В 1980-е  годы стали появляться данные о вреде  переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому  дистрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику. Ещё в 1911 году Лиепман счёл вмешательство в нормальное развитие леворукого ребёнка, по меньшей мере, неуместным. В 1924 году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.
В лаборатории  психофизиологических основ диагностики  и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО  разработана методика обучения письму леворуких детей, под руководством М.М. Безруких.
Хотя физиологами объяснён феномен леворукости, до сих пор отсутствует методика педагогической помощи в преодолении трудностей, возникающих при вхождении леворуких в новый коллектив на фоне противоречивых их эмоционально-психологических особенностей, провоцирует у них аутсайдерство.
Неисследованность содержания педагогической помощи леворуким учащимся в начальных  классах обнажает остроту противоречия между обусловленными психолого-физиологическими особенностями леворуких детей  трудностями адаптации и обучения в школе и недостаточностью научных  рекомендаций по их профилактике и  преодолению.
Вскрытое противоречие актуализирует  проблему поиска путей и способов оказания педагогической помощи леворуким  детям, что определило тему исследования: "Педагогическая помощь леворуким детям в процессе обучения в школе".
Объект исследования - процесс обучения леворуких учащихся в школе.
Предмет исследования - способы и средства оказания педагогической помощи леворуким детям как условия их педагогической адаптации, успешного обучения и развития.
Цель исследования - разработать содержание и методы педагогической помощи, обеспечивающие адаптацию леворуких детей к требованиям школы, а школы - к их психофизиологическим особенностям на основе дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей письму, трудовым и коммуникативным умениям и навыкам.
Гипотеза исследования – успешная социальная адаптация леворуких детей в начальных классах школы возможна при организации образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности распределения психических функций, обеспечении взаимодействия школьного коллектива, психолога и семьи в вопросах формирования необходимой адаптационно-развивающей образовательной среды.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме леворукости.
2. На основе анализа различных  научных источников дать определение  понятия леворукости.
3. Выявить причины возникновения  леворукости и психолого-физиологические  особенности леворуких детей.
5. Сформулировать рекомендации  для родителей и учителей, обучающих леворуких детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются объект и  предмет исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы; формулируются его цели и  задачи; описываются методы исследования.
В первой главе проведён теоретический анализ проблемы леворукости в психолого-педагогической литературе. Дано определение понятия леворукости, выявлены причины ее возникновения, а также рассмотрены особенности леворуких детей в рамках психофизиологического подхода.
Вторая глава посвящена  исследованию влияния леворукости на адаптацию детей к школьному обучению, представлены методические рекомендации для педагогов и родителей  по предупреждению дезадаптации леворуких детей.
В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы.
 
 
 


Глава 1. Теоретический анализ проблемы леворукости детей в  психолого-педагогической литературе
      Понятие леворукости и причины ее возникновения
Мнения учёных о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвящённых этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть чёткие, доказательные подтверждения какой – либо одной гипотезы1
По-видимому, это и есть доказательство возможности  существования различных причин, приводящих к леворукости.
В теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Многие  гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость  рассматривают как исключение2. 
Сейчас  феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались  переучивать, «подгонять» их под  праворукий класс (и учителя), то в  настоящее время всем педагогам  известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким  детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более  эффективные3.
Изучение  особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины  левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств  у ребёнка. Кроме того, встречается  «скрытое левшество». Но и это не все. Ребёнок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться  во всем многообразии этих проявлений, прежде всего, разграничим понятия "леворукость" и "левшество".
Леворукость определяет только ведущую руку, тогда  как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого  полушария головного мозга (в  отличие от правшей, у которых  доминирует левое полушарие). Таким  образом, если ребёнок предпочитает все делать левой рукой, то с уверенностью можно утверждать, что он леворукий. Однако является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребёнком во время деятельности.4
При обучении в школе важной является характеристика ведущей руки, так как ребёнку предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдёт главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей5.
Леворукость – это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение  межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций  между правым и левым полушариями  головного мозга.
Можно выделить несколько типов леворукости, имеющих  различные особенности межполушарной  симметрии:
    леворукие, у которых центр речи находится в левом полушарии;
    леворукие, у которых центр речи находится в правом полушарии;
    леворукие, у которых центр речи находится в обоих полушариях.
В чем  причина феномена леворукости –  достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество  любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит – в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч – в правой. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости. В частности, доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода.
Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности, человек  наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног  и т.д. Если один из парных органов  отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у  людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части  над правой и называется левшеством.
Левшество может быть сенсорным, касающимся органов  восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и  правое ухо, но быть толчковой левая  нога.
Приучить  левшу пользоваться правой рукой  можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению учёных, переучивание леворукого ребёнка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.
Выделяют  три вида леворукости:
1.Генетически  закреплённая (наследственная) леворукость – половина всех леворуких – неотягощённая леворукость.
2. Компенсаторная (патологическую) леворукость –  отмечаются нарушения речевого  развития и состояния здоровья  – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях  раннего детства.
3. Вынужденная  леворукость – серьезная или  длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности6.
Генетически обусловленная леворукость передаётся по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое.
В специальной  литературе леворукость, которая не имеет генетического фона и не передаётся по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое-то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей – левое, а у леворуких – правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость называют компенсаторной. Компенсаторная леворукость может являться следствием:
    родового стресса наличие не менее двух из перечисленных неблагоприятных факторов низкой массы тела новорождённого, стремительных или затяжных родов, асфиксии новорождённого, родовой травмы, использование травмирующих приёмов механического родовспоможения и т. д.;
    патологии беременности;
    тяжёлых заболеваний и травм ребёнка в младенчестве.
Наиболее  распространёнными причинами вынужденной  леворукости принято считать  аномалии строения или потерю правой верхней конечности, длительные травмы правой руки, перенесённые в раннем детстве, парезы и параличи правой руки при детском церебральном параличе. В тот период жизни ребёнка, когда  он должен был осваивать управление собственными конечностями, правая рука оказалась исключённой из активной деятельности. Ему пришлось пользоваться левой рукой. И даже если потом конечность восстанавливала свои функции, переделывать сложившееся двигательные стереотипы было уже трудно, да и рискованно: можно было отучить ребёнка управляться левой, так и не научив толком управляться правой. По организации работы головного мозга такие дети не являются леворукими, но наиболее активной у них будет левая рука7.
Отдельно  следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту у ребенка  какое-то из полушарий формируется  как доминантное по отношению  к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается  и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации  полушарий и их взаимодействия между  собой. В таких случаях у детей  не формируется доминирующее полушарие  по отношению к руке. Тогда наблюдается  псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук8.
Кроме всего  перечисленного возможно развитие у  детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего  полушария. Момент смены является тем  критическим периодом, когда основные функции центральной нервной  системы равномерно распределены между  двумя полушариями, после чего уже  начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно  назвать "психическими" левшами  или "скрытыми" левшами, в том  смысле, что их признаки левшества  не связаны с доминированием левой  руки.
В настоящее  время существует несколько взглядов на природные способности левшей  по сравнению с правшами.
Первый  основан на том, что показатели поведения  и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о  частоте левшества среди больных  эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также  тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные  возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.
Второй  подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.      Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру.
Все вышеописанные взгляды на способности левшей имеют право на существование, тем более, что они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а, следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Леворукие дошкольники обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки. Дети – левши достаточно открыты  для окружающих, наивны, непосредственны  в выражение чувств, внушаемы. Они  часто действуют, опираясь на сиюминутное  настроение, их легко огорчить и  они так же легко могут заплакать  или прийти в состояние ярости. А от сюда и их подверженность к  возникновению неврозов. Это связанно не только с особой ранимостью левшей, как с наличием фактора «декстрастресса» – леворукий ребёнок на каждом шагу сталкивается с агрессивностью правого мира, все рукотворные  предметы которого приспособлены для  удобства правшей. Леворукие дети значительно  тоньше чувствуют цвет и форму  предмета, видят отличие между  предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т. е. инднвидуализируют окружающий мир.
Российскими учёными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе эксперимента обратили на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности  дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие  и амбидекстры наиболее точно  оценивали неприятные запахи. По результатам  исследования был сделан следующий  вывод: праворукие обнаруживают большую  чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерны преобладания  эмоций отрицательного знака, т. е. они более пессимистичны.
Сотрудники  Мичиганского университета сопоставили  показатели «рукости» с показателями темперамента у представителей мужского пола и выявили у них преобладание таких показателей, как гнев (эмоциональная  несдержанность), страх (боязливость), пониженный фон настроения, пассивное  принятие существующего порядка  вещей, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.
Для левшей обычно трудна работа в больших группах  при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работа, в которой  можно проявить собственную инициативу и интуицию. Считается, что именно «сверхспособности» левшей к интуитивным  озарениям дали миру многих выдающихся учёных и способствовали множеству  открытий (Ньютон, Эйнштейн, Максвелл, Павлов).
Многими исследователями подчёркивается медлительность леворуких дошкольников и младших  школьников, особенно при рисовании, письме и другой ручной деятельности. Есть данные об их двигательном беспокойстве и гиперактивности. Одно ничуть не противоречит другому: медлительность при выполнении тонких координированных движений и  общая моторная расторможенность.
Леворуким трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Надо признаться, что есть совершенно противоположное  мнение – левши способны быстро переключаться между действиями, т. е. обладают хорошей способностью решения мультизадач.
Как показывают наблюдения, для левшей характерно более позднее появления самостоятельной  речи.
Левши –  натуры целостные, впечатлительные. Они  всё воспринимают всерьёз, имея дело с актуальным временем, т. е. «здесь и сейчас». Многие педагоги, работающие с левшами, отмечают их богатое воображение, фантазию. Исследования по оценки творческих способностей людей в возрасте от 7 до 10 лет показали, что у леворуких  результаты значительно выше, чем  у праворуких.
Существуют  данные о хороших музыкальных  способностях левшей, среди них много  людей, обладающих абсолютным музыкальным слухом.
Взрослые  леворукие, как правило, показывают высокие результаты в таких профессиональных областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектора, моделирования  одежды, спорт. Кстати, в профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке. Это связанно с тем, что большинство  противников правши и, соответственно, левый фланг у них менее  защищён. Именно поэтому леворукие  и левоногие футболисты, хоккеисты, баскетболисты и боксёры очень высоко ценятся.
       Для более точного определения  индивидуальных особенностей леворких  детей необходимо учитывать всю  совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии  употребляется термин "индивидуальный  профиль латеральности организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии. М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: "чистых левшей" и "чистых правшей". Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха. Дети с выраженным левшеством обнаруживают низкий уровень произвольного (по желанию) ускорения при переходе с оптимального на более  быстрый темп работы9.
 


       Психолого-физиологические особенности леворуких детей
Анализ  данных литературы показал, что существует три причины предпочтения левой руки10:
1. гететическая  обусловленность предпочтения левой  руки;
2. очаговое  поражение ЦНС в перинатальный  и постнатальный периоды, а  также родовые травмы, приводящие к возникновению компенсаторного левшества;
3. научение  или вынужденное левшество (при  сломанной в раннем детстве  и неудачно сросшейся правой руке ребенок привыкает работать левой).
Причем  комплекс специфических трудностей обучения в основном выявляется у детей с компенсаторным левшеством, что является следствием дисфункциональных состояний левого полушария при перинатальных патологиях и родовых травмах. У 30-60% числа новорожденных невропатологи определяют признаки перинатального поражения ЦНС плода11. Характерным является и тот факт, что среди новорожденных с весом меньше 1 кг левшей более 50%12.
Поэтому часто леворукость считают одним  из признаков органического поражения левого полушария в раннем детстве, снижающего его функциональные возможности13. Так, в ряде исследований обнаружено накопление признаков левшества (ведущая рука, ведущее ухо, ведущий глаз) среди умственно отсталых, в сравнении с группой людей, имеющих нормальное развитие14. Кроме того, нарушение межполушарной асимметрии может происходить не только за счёт непосредственного поражения одного из полушарий, но и в результате развития патологического процесса в срединных образованиях ЦНС, а именно лимбико-ретикулярного комплекса и диэнцефальных структур15. По мнению Д.Р. Белова, С.Ф. Колодяжного, Н.Ю. Смита, избирательное поражение различных уровней срединных образований сопровождается преимущественной дисфункцией правого или левого полушарий, что обусловлено большей функциональной связью диэнцефальных образований с правым полушарием, а ретикулярной формации ствола - с левым.
У леворуких  детей очень часто отмечаются нарушения речевого развития и нарушения в организации деятельности, нередко страдают зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, что ведет к возникновению и развитию комплекса школьных трудностей. В исследовании М.М. Безруких и А.П. Хрянина выявлено большее количество леворуких детей 6-7 лет, имеющих трудности при выполнении заданий, основанных на зрительно-пространственной деятельности16. Некоторые исследования показали менее выраженную функциональную асимметрию мозга у леворуких людей по сравнению с праворукими17, а в темпераменте у левшей, особенно переученных, наблюдаются ослабление торможения и повышенная эмоциональность18. Левши более тревожны, эмоциональны, возбудимы и впечатлительны; у левшей больше вероятность развития психоневрологических заболеваний.
Приспособленность левшей в среднем ниже, чем правшей: они меньше оставляют потомков. С ними чаще происходят несчастные случаи, левши-водители и летчики чаще попадают в катастрофы19.
Все это  в совокупности отражает характерную  для леворуких большую уязвимость нервной системы и адаптационных механизмов, высокую вероятность развития социальной дезадаптации и меньшую стрессоустойчивость20.
По данным И.Е. Ефимовой и Г.Д. Хомской, испытуемые с ведущей левой рукой обнаруживают менее совершенную вегетативную регуляцию при интеллектуальной деятельности21. Исследования Е.В. Кривозубовой также демонстрируют выраженное преобладание симпатического отдела на вегетативный баланс леворуких детей младшего школьного возраста22.
Психологические исследования правшей и левшей показали, что уровень вербального интеллекта у них одинаковый, однако показатели невербального у левшей значительно ниже. Обнаружено увеличение доли леворуких среди людей с дефицитом зрительного восприятия и цветоаномалиями23. В основе обучения письму и чтению лежит комплексный процесс зрительного восприятия, поэтому леворукие дети и составляют особую группу риска при обучении этим навыкам24. Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса25. Так как время сенсомоторной реакции реагирования наиболее эффективно, если и восприятие, и организация двигательной реакции реализуются в пределах одного полушария, что больше свойственно для праворуких людей.
Многочисленные  нейробиологические, нейрофизиологические данные подтверждают, что церебральный онтогенез у левшей обладает специфическими особенностями: не дифференцируются внутри- и межполушарные связи, выявляется отставание в развитии биоэлектрической активности мозга. М.М. Безруких и А.П Хрянин отметили, что для леворуких детей характерна меньшая выраженность межполушарного взаимодействия и большая выраженность внутриполушарного взаимодействия отдельных зон коры, а также меньшая степень или отсутствие межполушарной асимметрии и меньшая степень зрелости коры больших полушарий в сравнении с праворукими26.
Функциональная  организация мозга в состоянии  спокойного бодрствования у леворуких детей характеризуется меньшей дифференцированностью ?-ритма27.
Л.А. Жаворонкова  и Е.В. Трофимова, изучив коэффициент  асимметрии когерентности ЭЭГ в состоянии бодрствования, во время первой и второй стадий сна и при пробуждении выявили следующие тенденции28. В состоянии бодрствования у правшей отмечен положительный коэффициент асимметрии когерентности, а у левшей - отрицательный за счет больших значений когерентности в ведущем полушарии. Во время первой стадии сна этот показатель уменьшился и приблизился к нулевым значениям в двух группах за счет снижения уровня когерентности в доминантном полушарии. Такое снижение у правшей шло за счет ослабления сочетанности для колебаний ? и ?-диапазонов ритмов (особенно в лобных отделах); у левшей - всех диапазонов (снижение в передних и увеличение в задних). Во время второй стадии сна у всех увеличилась межполушарная когерентность в правом полушарии (особенно в центральной и теменно-затылочной зонах при дальнейшем снижении в лобной) за счет медленных диапазонов ритмов.
У правшей  выделили три региональных блока - центрально-лобный (разнонаправленное изменение когерентности колебаний в ?-? и ?-? диапазонах ритмов), затылочно-теменное (синфазное изменение всех диапазонов) и височное (?-изменения). У левшей увеличение когерентности в большинстве областей коры.
При пробуждении  наблюдалась обратная последовательность восстановления параметров когерентности, однако, у левшей при пробуждении выявляются выраженные признаки «дремлющего мозга»29.
Изучение  динамики возрастных изменений уровня межполушарной когерентности показало, что в 7-8 лет средние значения межполушарной когерентности в диапазонах ?-1 и ?-2 в окципитальной области у леворуких меньше, чем у праворуких из-за запаздывания структурного созревания мозолистого тела у леворуких30. С 9-10 лет значения межполушарной когерентности в ?-диапазоне у леворуких начинают доминировать над таковыми у праворуких, а к 15-17 годам различия между праворукими и леворукими усиливаются в О1-О2 и появляются в Р3-Р4. При этом у леворуких отмечаются большие размеры мозолистого тела, что свидетельствует о большей взаимосвязанности полушарий, поэтому значительное возрастание когерентности у левшей может быть объяснено большей билатеризацией функций полушарий.
Динамика  спектров плотности мощности при  зрительно-пространственной деятельности показала большую выраженность у леворуких детей 6-7 лет биполушарной активации. Данное явление исследователи объясняют определенной степенью дублирования одних и тех же процессов в правом и левом полушариях, что объясняется компенсаторным механизмом в связи с меньшей степенью зрелости коры леворуких детей 6-7 лет. При этом зрительно-пространственная деятельность представляет большую трудность для леворуких и требует подключения лобных отделов обоих полушарий, а также вербального контроля и оценки по ходу деятельности. Однако у леворуких в лобных областях проявляются черты некоторой правополушарной асимметрии за счет снижения справа мощности ?1 и ?2-ритма, отсутствующего у праворуких31. Анализ среднегрупповых изменений спектров плотности мощности ритмов ЭЭГ выявил зеркальный характер динамики этого показателя в темпоральных отделах коры у леворуких и праворуких детей 6-7 лет: изменения ?-активности в правой височной области у леворуких повторяют изменения мощности ?-ритма в левой височной области у праворуких. В тех же исследованиях при зрительно-пространственной деятельности у праворуких детей усиливается межполушарная интеграция, в то время как для леворуких более значимо усиление внутриполушарного взаимодействия, несмотря на то, что как было отмечено ранее, уровень межполушарного взаимодействия у них выше за счет большего количества связей в мозолистом теле.
Внутриполушарная  интеграция левшей чётко выражена в левом полушарии, причем формируются связи не между височными и височно-теменно-затылочными областями, а между лобными и теменными отделами левого полушария32. Отличительной особенностью леворуких детей является и значительно большая реактивность частот ?-диапазона в большинстве исследуемых зон коры. У леворуких детей повышенная выраженность ?-ритма отмечалась не во время реализации деятельности, а в период подготовки к ней. Динамика ?-ритма отражает, по мнению авторов, скорее общее эмоциональное напряжение леворуких испытуемых, чем включенность данного ритма в механизмы регуляции зрительно-пространственной деятельности. При реализации сложной зрительно-пространственной деятельности для праворуких детей 6-7 лет значимо усиление как межполушарного, так и внутриполушарного взаимодействия в ?-диапазоне, то у леворуких при этом виде деятельности отмечена только внутриполушарная интеграция с чётким сдвигом асимметрии влево. При решении зрительно-пространственных задач более высокого уровня сложности у правшей 6-7 лет выявляется дифференцированное вовлечение корковых зон в процессы зрительно-пространственного гнозиса и чёткая локализация функциональных констелляций в коре больших полушарий при сложных экспериментальных заданиях. В группе левшей во всех исследуемых диапазонах ЭЭГ при сложной зрительно-пространственной деятельности функциональная организация коры характеризуется генерализованным межцентральным взаимодействием.
 


Выводы по первой главе
1. Леворукие  дети - неоднородная группа, для которых  характерно развитие специфического комплекса трудностей в обучении. Особенности внутри- и межполушарного взаимодействия левшей обуславливают затрудненное развитие навыков зрительно-пространственных и пространственно-временных координаций, сопровождаемое высоким эмоциональным напряжением. В биоэлектрической активности мозга левшей наблюдается генерализованное избыточное взаимодействие нервных центров в процессе когнитивной деятельности, что отражает несформированность систем регуляции корковой активации.
2. Психофизиологический  статус леворуких людей позволяет  им решать проблемы и задачи нестандартным путем, лучше справляться с ситуациями, в которых необходимо проявить интуитивные и изобретательские способности.
3. Многие  нейрофизиологические особенности  леворуких детей остаются не выясненными, поэтому изучение нейрофизиологических механизмов поможет в разработке адекватных технологий обучения и методик психофизиологической коррекции с применением биологической обратной связи, обеспечивающих благополучное усвоение знаний, умений и навыков леворуким ребёнком в школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Практические аспекты оказания помощи леворуким детям при обучении в школе
2.1. Трудности леворуких детей при  обучении в школе
Функциональная  асимметрия мозга человека имеет  важное  значение в педагогической практике — обучение  леворуких  школьников. Установлено, что частота  развития невротических реакций  и неврозов больше у леворуких  детей. Одной из причин этого является фактор насильственного переобучения навыкам праворукости в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. К развитию неврозов приводит грубая ломка сложившихся двигательных стереотипов. Можно однозначно сказать, что переучивание леворуких в  детском возрасте, ломка индивидуального  профиля асимметрии может привести к развитию невротических заболеваний. Поэтому насильственная переориентация леворуких нецелесообразна и  нежелательна33.
Важно также  знать, что леворукие дети труднее  адаптируются к школьным условиям. Это может приводить к повышенной раздражительности, вспыльчивости, к  невротическим реакциям. Такие дети требуют особого педагогического  внимания.
У леворуких  учащихся чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще страдают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти  явления усиливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться  зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто  и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитанного. На уроках физкультуры плохо ориентируются  в пространстве, путают левую и  правую стороны34.
Установлено, что леворукие дети имеют совершенно отличное от праворуких распределение  функций между полушариями. У  леворуких речевая функция, как  правило, представлена в обоих полушариях. Такая «дополнительная» функция  в правом полушарии по логике должна вести к тому, что оно хуже реализует  свои собственные функции. Однако это  происходит не всегда, и часто именно эти дети оказываются талантливыми в различных видах деятельности. Проблемы обучения леворуких детей, развитие их художественных и творческих способностей являются предметом изучения специалистов различных профилей.
Полученные  данные о функциональной асимметрии больших полушарий имеют непосредственное отношение к практике образования. Современное образование почти  целиком построено на развитии вербально-логического  мышления. Тем самым преимущественное развитие получает доминантное полушарие, что, по сути, тормозит развитие образного  мышления и снижает общий творческий потенциал человека. Изменение подобного  положения дел возможно за счёт разработки новых (особых) образовательных программ35.
При обучении в школе одной из важных является характеристика ведущей руки, так как ребёнку предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо.
Пристальное внимание психологов и педагогов  привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши  испытывают особые трудности при  адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент  различного рода левшей среди детей  с проблемами обучения как минимум  в 2,5 раза превышает средние цифры  у правшей.
Наиболее  часто леворукие дети встречаются  с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для  освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность  развития зрительно-пространственного  восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся  у левшей, ведут к возникновению  следующих трудностей:
    восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
    формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
    выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
    копирования;
    неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
    зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
    очень медленный темп письма.
Наиболее  часто встречающиеся и влияющие на успешность обучения из этих характеристик - сниженный темп письма и феномен  зеркальных движений36.
Когда ребёнок пишет, то его деятельность состоит из двух поочерёдно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется, прежде всего, в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом  зеркальных движений знакомо большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребёнка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Частота зеркального письма у леворуких  детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у  большинства детей в возрасте от трёх до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает  своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины  и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного  восприятия, координации, внимания и  навыки самопроверки.
Наряду  с зеркальным письмом у детей  достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание  при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое  меняются местами, причём ребёнок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребёнком основных принципов организации пространства.
Необходимо  также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних  причины нарушения носят преимущественно  зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут  уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они  отображают37.
Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребёнку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо ещё раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения38.
Специальные исследования Э. М. Александровской  показали, что леворукие дети имеют  некоторые особенности адаптации, им труднее, чем остальным, потому что  для них характерны повышенная эмоциональность  и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности  сочетается у леворуких детей  с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим  пониманием социальных нормативов. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение  со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми  и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим  фактором и создаёт дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и по пустякам обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников). И исследователи, и родители, и учителя часто подчёркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками. Эту склонность, выраженную очень сильно, называют аутизмом. Аутизм (от греч. autos –сам ) проявляется в равнодушии к социальным контактам, в уходе в себя, в мир внутренних переживаний. Такие дети склонны также к повторяющимся действиям, к использованию собственного, изобретённого ими языка. Ребёнок как бы уходит из действительности в свой собственный мир. Среди детей, страдающих аутизмом, доля неправоруких (левшей и амбидекстров) достигает 50- 65%39.
 


2.2. Рекомендации для повышения степени адаптации леворуких детей к школе
Учителя должны учитывать индивидуальные особенности  леворукого ребёнка, быть терпеливы  и добры, уметь помочь преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии.
Ни в  коем случае не стоит пытаться переучить  леворукого ребёнка пользоваться правой рукой.
Особое  требование, которое должны соблюдаться  при работе леворукого ребёнка, это  освещение рабочего места. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. В то же время  ориентация парт в классе, положение  доски не позволяют посадить леворукого ребёнка так, чтобы свет падал  справа (иначе он сидел бы лицом  к классу, спиной к доске), поэтому  хорошо бы посадить его у окна, слева  за партой. Там больше освещение, а  кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой.
При письме левой рукой не рекомендуется  требовать, чтобы дети писали с таким  же наклоном, как праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперёд в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперёд правое плечо (рис.1).
а                                                
б

Рисунок 1. Положение праворукого (а) и леворукого (б) ребенка за партой
Более целесообразно, если при правостороннем наклоне  леворукий ребёнок будет писать прямо, не загораживая себе линию  строки и соблюдая правильную посадку  при письме, положение тетради  он должен выбрать сам.
Категорически противопоказано требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма. Нужно  с самого начала создать условия, чтобы ребёнок не чувствовал неловкости, неуверенности. При овладении письмом леворукий ребёнок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М.Л. Безруких, 1997)).
Следует принимать во внимание и  ещё один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребёнка. Это касается учёта ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребёнка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994). Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее,  учёт ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.
Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько  раз с одновременным показом  или выполнением действия самим  учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко  закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются  переучиванию.
Нужно обратить внимание на последовательность обучения:
    сначала учитель объясняет, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на доске. В этом случае учитель должен повернуться к ребёнку спиной, а руку вынести вправо, чтобы написанное было видно из-за головы. Следует помнить, что способ написания на доске существенно отличается от способа написания ручкой в тетради. Поэтому эффективнее показывать движения при письме фломастером, дающим чёткий и достаточно различимый штрих на разлинованном листе ватмана;
    на следующем этапе не следует ещё давать ребёнку самостоятельно выполнять действие. По данным психологов, ребёнок, не отягощённый собственными действиями, неумением, неловкостью, лучше фиксирует своё внимание на составляющих движения;
    самостоятельное выполнение действия должно идти под контролем и при подсказке учителя, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребёнок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно;
    на выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Ещё один важный элемент анализ сделанного. Если ребёнок может объективно оценить что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.
Леворукий ребёнок во многих семьях - причина  не только тревог, волнений, забот, но и  споров, ссор между родителями, к  которым нередко подключаются все  домашние. Как показывает практика, разброс мнений по вопросам: переучивать  или нет, как реагировать на вспыльчивость  и обидчивость, на неуверенность  и несобранность, как организовать режим и многое другое - столь  широк, что ребёнку часто приходится трудно от разнообразия требований. Особенно страдает ребёнок, если родители не находят единую линию поведения. Нередко родители леворукого ребёнка упрекают друг друга за его неудачи, не задумываясь о том, что все это не проходит бесследно.
Условия воспитания в семье оказывают сильное влияние на физическое и психическое здоровье ребёнка. Очень часто нарушения здоровья усугубляются, а школьные трудности усиливаются в результате неправильной тактики поведения родителей и их чрезмерных требований. Это дополнительное психическое напряжение  нарушает столь необходимый леворукому ребёнку контакт со старшими.
Почти все  леворукие дети не удовлетворены  собой, считают себя слабыми учениками  и в то же время считают справедливым недовольство родителей. Родителям при взаимодействии с ребёнком следует соблюдать следующие условия:
Первое условие. Леворукий ребёнок не должен чувствовать  негативное отношение к леворукости, выраженное в упрёках или разговорах о том, что ребёнок - левша.
Второе условие. Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, и со всеми трудностями можно справиться. Если не дается письмо, нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность  их 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Даже завязывание и развязывание узелков и скручивание шерстяной пряжи пригодны для тренировки.
Если  ребёнок пишет зеркально, путает близкие по конфигурации буквы и цифры, если переставляет местами буквы, теряет строку при чтении, путает правую - левую стороны – необходима тренировка зрительно-пространственного восприятия.
Если  речь ребёнка бедна и невыразительна, предложения односложны, если ему трудно описать самую простую ситуацию или составить рассказ по картинке, целесообразно проконсультироваться с учителем или логопедом.
Третье условие. Леворукий ребёнок, как правило, возбудим, быстро утомляется, следовательно, день ребёнка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
Если  ребёнок очень утомляется, и отмечаются любые проявления невротических расстройств, то лучше освободить ребёнка от «продлёнки» и дать возможность днём час-полтора поспать или просто полежать. 3,5-4 часа необходимо оставить для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна для детей 6-7 лет должна быть не меньше 11 часов.
Четвёртое условие. Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий) на обучающих занятиях  следует работать вместе с ребёнком. Эффективен такой режим: через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребёнок может использовать по своему усмотрению. У ребёнка должно быть право самому выбирать, что он будет делать вначале. В общении с ребёнком всегда эффективнее придерживаться тактики совета, а не беспрекословно исполняемого приказа.
Главная трудность - найти ту золотую середину, объединяющую требовательность и уважение к ребёнку, доброе к нему отношение. Понимание совсем не исключает ни строгости, ни требовательности, ни критического отношения к дурным поступкам, но форма порицания должна быть уважительной, доброжелательной. Не стоит ругать ребёнка, если он возбуждён, отчитывать, если он сам расстроен. Есть очень важное правило воспитания - хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок.
Между тем  типичные нарушения поведения леворукого ребенка - чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, отказ от работы - проявления невротических расстройств, которые нельзя снять наказанием, окриком, раздражением.
Выводы по второй главе
На основе полученных данных, в ходе исследования были сделаны следующие выводы:
    Проанализированные теоретические источники по проблеме психофизиологических особенностей детей с доминантным правым полушарием, указывают на различия в способах восприятия, памяти, мышления, переработки информации и предпочтении использования руки для письма.
    Проведённый сравнительный анализ нейро- и социально-психологических особенностей младших школьников, имеющих различные типы распределения функций, показал, что дети-левши обладают определённой спецификой познавательной деятельности, а именно: сниженной способностью зрительно-двигательной координации, недостатком пространственного восприятия и зрительной памяти, трудностями при анализе пространственных соотношений, особой стратегией переработки информации синтетическим стилем познания, слабостью внимания, трудностями переключения и концентрации внимания, а так же речевыми нарушениями и ошибками звукобуквенного анализа.
    Разработаны рекомендации для родителей и учителей с целью повышения уровня социальной адаптации правополушарно-доминантных детей в младших классах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Несмотря  на то, что в настоящее время  в школах отказались от переучивания леворуких детей, возникающие у  них трудности в обучении письму, в формировании трудовых умений и  коммуникативных навыков; как правило, не связывают с левосторонним  профилем латеральной организации  распределения психических функций. Многие учителя до сих пор считают, что отличие леворуких от праворуких детей заключается лишь в том, какой рукой они преимущественно  владеют, не учитывая, что свойства руки определяются сложной физиологической  структурой распределения функций  между левым и правым полушарием коры головного мозга.
Дезадаптация  детей с правосторонним профилем латеральной организации психических  функций помимо присущих леворуким проблемам в моторно-зрительной сфере, усугубляется тем, что поступление в школу совпадает с возрастным кризисом 7 лет, а у родителей и педагогов чаще всего нет необходимых психолого-педагогических знаний для успешного решения данной проблемы. Жёсткое регламентирование времени, отпущенного на» урок, не позволяют учителям акцентировать внимание на особенностях детских психики, ввести в преподавание приёмы, могущие помочь леворуким детям в успешной социальной адаптации в начальных классах общеобразовательной школы.
Анализ  психолого-педагогической литературы позволил определить основные теоретические  положения, на которые опиралось курсовое исследование:
1. Леворукие  дети - неоднородная группа, для которых  характерно развитие специфического комплекса трудностей в обучении. Особенности внутри- и межполушарного взаимодействия левшей обуславливают затруднённое развитие навыков зрительно-пространственных и пространственно-временных координаций, сопровождаемое высоким эмоциональным напряжением. В биоэлектрической активности мозга левшей наблюдается генерализованное избыточное взаимодействие нервных центров в процессе когнитивной деятельности, что отражает несформированность систем регуляции корковой активации.
2. Психофизиологический  статус леворуких людей позволяет  им решать проблемы и задачи нестандартным путём, лучше справляться с ситуациями, в которых необходимо проявить интуитивные и изобретательские способности.
3. Многие  нейрофизиологические особенности  леворуких детей остаются не выясненными, поэтому изучение нейрофизиологических механизмов поможет в разработке адекватных технологий обучения и методик психофизиологической коррекции с применением биологической обратной связи, обеспечивающих благополучное усвоение знаний, умений и навыков леворуким ребёнком в школе.
Нашим исследованием было показано, что успешная социальная адаптация леворуких детей в начальных классах школы возможна при организации образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности распределения психических функций, а именно: специальной организацией рабочего места для леворукого ребёнка, тренировки моторики и зрительной координации, чёткой организованности-процессов постижения навыков манипуляций с предметами и орудиями труда, а так же развитием коммуникативных навыков у учащихся, испытывающих затруднение в общении; обеспечении взаимодействия школьного коллектива, психолога и семьи в, вопросах формирования необходимой адаптационно-развивающей образовательной среды.
Таким образом, в рамках курсового исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что процесс социальной адаптации леворуких детей в начальных классах общеобразовательной школы будет протекать успешно, если организация этого процесса будет отвечать следующим требованиям:
• своевременное  выявление ведущей руки как показателя доминантности полушарий;
• определение  и классификация основных факторов, влияющих на процесс социальной адаптации  леворуких детей;
• создание удобной рабочей зоны с учётом зрительно-пространственного восприятия;
• специальное  преподнесение нового материала  для тренировки мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации, пространственного  восприятия:
• использование  комплекса физических упражнений и  игр для устранения трудностей в  межличностном общении, навыков  коллективного труда и группового взаимодействия;
• постоянное сотрудничество педагога, психолога  и родителей ребёнка.
Результаты  проведённого исследования позволили сформулировать  рекомендации родителям и учителям леворукого ребёнка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
    Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков М.: Наука, 1987. С.152.
    Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. //I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов по
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.