Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Философское значение учения Чарльза Дарвина

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
Кафедра философии
 
 
 
Реферат
Философское значение учения Чарльза Дарвина
 
 
 
 
Выполнила:
Проверил: преп.
 
 
 
 
 
 
 
Йошкар-Ола
2012
Содержание
 
Ведение              3
Сущность эволюционной теории Ч. Дарвина          5
Влияние эволюционной теории на развитие философии        11
Заключение              18
Список литературы                20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Работы Чарльза Дарвина, выполненные  им во второй половине XIX века, в значительной мере повлияли на формирование современной  философии.
Теория эволюции открыла для  науки увлекательные возможности, связанные с неразрывностью психических  процессов у человека и животных. Если человеческий разум достиг сегодняшнего уровня развития путем эволюции от более примитивных форм, то не следует  ли из этого подобие психического функционирования животных и людей? Вопрос о различиях между человеком и животными, поднятый два века тому назад Декартом, вновь становился открытым. Ученые пришли к выводу, что изучение поведения представителей фауны стало крайне необходимо для понимания поведения человека. Поэтому они обратились к исследованиям функционирования психики животных, сделав ее новой темой опытов в психологических лабораториях. Разработка этого научного направления имела исключительно важное значение.
Теория эволюции вызвала изменения  также и в предмете исследований психологии. Раньше структуралисты основное внимание уделяли анализу содержания сознания. Работы Дарвина подтолкнули  некоторых из них - особенно из числа тех, кто работал в Америке, - начать изучение функций, которые могло выполнять сознание. Для многих исследователей это показалось более важным, чем заниматься анализом его отдельных элементов. По мере того, как психология все больше интересовалась тем, как функционирует организм в процессе адаптации к внешним условиям, задача поиска психических элементов стала терять свою привлекательность.
Дарвиновская теория также позволила  расширить набор методов исследований, которым могла пользоваться новая  наука. Методы Ч. Дарвина, позволявшие  получать результаты, применимые как  к людям, так и к животным, не имели сходства с приемами исследований, основанными на физиологии. Данные Ч. Дарвина были получены из многих источников, включая геологию, археологию, демографию, наблюдения диких и домашних животных, а также их селекции. Сведения, почерпнутые из этих областей знаний, обеспечивали поддержку его теории.
Помимо этого, в ней содержались  убедительные доказательства того, что  ученые могут изучать психику  человека способами, отличными от экспериментальной  интроспекции. Следуя примеру Дарвина, психологи, испытавшие воздействие  его взглядов на процессы эволюции и на особую роль, которую играет в них сознание, стали шире применять  самые разнообразные методы исследований. В результате это привело к  накоплению огромного количества экспериментальных  материалов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сущность эволюционной теории Ч. Дарвина
 
Английский ученый Чарльз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую  науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Фундаментом  для создания теории эволюции Ч. Дарвину  послужили наблюдения во время кругосветного  путешествия на корабле «Бигл». Разработку эволюционной теории Ч. Дарвин начал в 1837 году, лишь двадцатью годами позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Ч. Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линнеевского общества, но А. Уоллес признал, что Ч. Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, А. Уоллес, подчеркивая приоритет Ч. Дарвина, назвал «Дарвинизмом».
Главный труд всей жизни  ученого, названный по традиции той  эпохи многословно: «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», был издан 24 ноября 1859 года и разошелся тиражом в 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда считалось неслыханно. Сам Ч. Дарвин так писал по этому поводу: «Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что «вопрос уже носился в воздухе» и что «умы были к нему подготовлены». Но я не раз прощупывал мнения многих натуралистов и не встретил ни одного, который сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить очень способным людям, что я разумею под естественным отбором, но совершенно безуспешно»[1].
Необходимо отметить, что  первый набросок теории эволюции был  сделан Ч. Дарвином еще в 1842 году. Существуют разногласия по вопросу о том, достиг ли Дарвин в 40-е гг. той эволюционной концепции, которая изложена в «Происхождении видов», или его взгляды претерпевали радикальные изменения.
В этой работе Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что существующие ныне виды произошли естественным путем  от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в живой природе  целесообразность создавалась и  создается путем естественного  отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды.
В 1868 году Дарвин публикует  второй капитальный труд – «Изменение домашних животных и культурных растений», который явился дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека.
Третий большой труд по теории эволюции – «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин опубликовал в 1871 году, а дополнением  к нему явилась книга «Выражение эмоций у человека и животных».
В эволюции взглядов Дарвина  были и периоды застоя, и периоды  быстрых изменений. Но, принимая во внимание слова Дарвина, который  писал: «Моя теория верна, и если бы она была принята хотя бы одним  из компетентных судей, то это означало бы значительный шаг в науке» [1], мы вправе утверждать, что именно эволюционная теория наиболее четко описывает процесс видообразования в живой природе, и потому целесообразно ориентироваться на нее.
Рассмотрим основные положения  теории эволюции Ч. Дарвина:
1. Организмы дают многочисленное  потомство, намного превосходящее  по численности популяцию родителей.
2. Особи в пределах популяции  обладают широкой вариабельностью  по физиологическим и поведенческим  качествам.
3. Вследствие этого некоторые  из них окажутся более приспособленными  к выживанию и размножению,  тогда как у других эти способности  будут снижены.
4. Из-за преимуществ в выживании и размножении особей с определенными характеристиками эти адаптивные черты будут проявляться в каждом следующем поколении все чаще и чаще.
5. Очевидно, что в результате  естественного отбора определенное  количество изменений в популяции  может привести к ее изолированному (от других популяций) размножению.  Это и есть образование новых  видов.
Простая, но красивая теория естественного  отбора, сформулированная Ч. Дарвином и А. Р. Уолласом 150 лет назад, была, по сути своей, правильной. К сожалению, в XIX веке не существовало такой науки, как генетика, а теория генов - ключ к объяснению теории естественного отбора.
Во времена Дарвина большинство  биологов верили в «смешанное наследование», которое предполагало, что родительские черты «перемешаны» в их потомках, подобно тому, как плавно переходят  друг в друга два мазка краски разных цветов. Если бы так происходило  в действительности, это означало бы, что новые адаптивные черты  в популяции не смогли распространяться, поскольку смешивание признаков  привело бы к их «растворению». Эти  ошибочные убеждения мешали Ч. Дарвину  отстаивать идею естественного отбора как ведущую силу эволюции. Все же Дарвинизм — это пример научной теории, которая в наибольшей степени стала жертвой разного рода популярных научных изложений и борьбы между разного рода вариантами такой популяризации. Ч. Дарвин действовал как образцовый учёный: все его выводы строго ограничены тем эмпирическим материалом, на который он мог опираться как натуралист и путешественник. Он не стремился выйти за пределы этих материалов и сформулировать какие-то более широкие обобщения. Ч. Дарвин прямо указывает на проблемы, которые не поддавались решению в его время. Например, до появления разработанной генетической теории камнем преткновения для дарвинизма была проблема изменчивости и наследственности. Поэтому Ч. Дарвин до конца жизни колебался в вопросе о том, что более важно для динамики изменчивости — изменение среды обитания или изменения в самом организме (эта проблема в советское время составила существо конфликта между последователями Лысенко и генетиками).
В популярном восприятии революционный  характер работы «Происхождение видов» состоит в том, что там утверждается происхождение человека от обезьяны. Но это заблуждение: таких утверждений  в работе нет. Дарвин не стремился  эпатировать публику. В одном  из писем Альфреду Уоллесу в 1857 году Ч. Дарвин замечает по этому поводу: «Вы спрашиваете, буду ли я обсуждать «человека». Думаю обойти весь этот вопрос, с которым связано столько предрассудков, хотя я вполне допускаю, что это наивысшая и самая увлекательная проблема для натуралиста». Дарвин крайне аккуратно высказывался и по вопросу о том, что всё ныне живущее многообразие видов произошло от одного общего предка: «Аналогия заставила бы меня сделать ещё одни шаг — допустить, что все животные и растения происходят от одного общего прототипа. Но аналогия может иногда быть неверным путеводителем».
Ещё одним популярным заблуждением является представление о том, что  теория эволюции Ч. Дарвина антирелигиозна по своей сути. Но свою теорию Ч. Дарвин рассматривал скорее как превознесение мудрости Творца, а не как проповедь атеизма. Свой труд он заканчивает словами: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм». В этом виде религиозности нет ничего необычного ни для Нового времени, ни для Средневековья. Например, известная «бритва Оккама» (не следует умножать сущности без необходимости) имеет сходное и также сугубо христианское происхождение: разумный творец мира способен обойтись минимумом средств для достижения максимума результатов.
И всё же теория естественного отбора Ч. Дарвина была действительно революционной. Смысл этой революции заключался в том, что Ч. Дарвину удалось решить проблему, которая до него решения действительно не имела. Более того, даже весьма радикальные теоретики науки, например И. Кант, не считали, что эта проблема может быть решена даже в принципе (по крайней мере к такому выводу он приходит в поздних своих произведениях, хотя в ранних ещё можно найти несколько более смелые предположения на этот счёт). Речь идёт об устранении из сферы рассуждений о живой природе принципа целесообразности и замене его принципом причинно-следственных отношений. До Ч. Дарвина вопрос об особенностях живых существ можно было осмысленно поставить в форме «Зачем?» или «Для чего?». Как в известной сказке: «Зачем тебе, бабушка, такие большие уши?» — «Чтобы лучше тебя слышать, детка». После Дарвина можно было осмысленно сформулировать вопрос «Почему?», поскольку он показал, как можно найти на него ответ. Состоит он, грубо говоря, в следующем: изменяется среда обитания живых существ, которые способны к изменению и закреплению этих изменений. Те существа, которые лучше приспособились, выживают, а те, кто не приспособился, вымирают, так как живые существа борются между собой за существование. Это не просто научная проблема: Ч. Дарвин революционно изменил наше восприятие мира — он по меньшей мере стал менее уютным. Если до этого окружающий нас универсум всё ещё воспринимался как целесообразно устроенный и даже целесообразно украшенный дом, то теперь он предстал как продукт и арена непримиримой борьбы за жизнь. В этом, однако, сам Ч. Дарвин усматривал некое особое достоинство: «Из борьбы в природе, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, — образование высших животных». Тот тип религиозности, который представлял Ч. Дарвин, слишком абстрактен и сух, чтобы быть уютным. С другой стороны, дарвиновская теория не лишена особого рода экологического очарования: теперь в любом червячке и паучке мы можем видеть своего отдалённого родственника.
Принцип эволюционного естественного  отбора был очень быстро распространён  за пределы той области, в которой  считал возможным использовать его  сам Ч. Дарвин, то есть за пределы биологии. Герберт Спенсер первым распространил принцип естественной эволюции на человеческое общество. С социальным использованием дарвинизма всё обстоит, однако, не столь однозначно — именно здесь можно констатировать множество злоупотреблений вульгаризированным дарвинизмом. Ряд самых известных афоризмов Ницше являются вариациями на тему дарвинизма: «Падающего толкни», — и весьма популярный нынче в России: «Что не убивает меня, то делает сильнее». Теория естественного отбора использовалась для «обоснования» нацизма. Существует и множество других разновидностей социал-дарвинизма. Неолиберальная экономическая модель, превозносящая преимущества свободной конкуренции, также по умолчанию опирается на некоторые элементы теории естественного отбора.
Теория Дарвина очень убедительна, что делает её привлекательной для  риторического использования в  самых разных областях. Рассмотрим влияние эволюционной теории на развитие философии.
 
 
 
 
 
 
 
 
Влияние эволюционной теории на развитие философии
 
Наряду с экспериментальным  методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип  эволюции и шире – принцип развития. По С. Л. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием философии Ф. Шеллинга и Г.Гегеля, выдвинувших в философском плане  идею развития и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К. Гросс (1861-1946) так оценивал значение Ч. Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Ч. Дарвина повлияли на психологию, как если бы ей подарили одновременно подзорную трубу и микроскоп: экспериментальные методы придали ее исследованиям проникающую в глубь точность, а стремление провести сравнение между различными ступенями жизни и в психическом мире, и подойти к вопросу о развитии души открыло для нее новые необъятные области исследования. Это зоопсихология, психология народов, психология детства» [3].
В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал  свой труд «Происхождение видов путем  естественного отбора», самую значительную работу в биологии. В этом труде  автор специально исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел  в процессе развития от более низших животных форм: «… человек обязан своим  существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи. Человек не был бы совершенно таким, какой он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».
В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Ч. Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.
Теория эволюции оказала  глубокое влияние на психологию. Она  утверждала идею развития, а открытые Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Ч. Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии — психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Ч. Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и тому подобное). Ч. Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека. По словам самого Ч. Дарвина, «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. Первым направлением этой области был антропоморфизм (Джордж Романес). Животные изображались по образцу человека, делались выводы о том, что в каких то отношениях животные выше людей (взаимопомощь, взаимовыручка, и другие виды так называемых «общественных» животных). Но затем ученые ушли от идеи антропоморфизма. Животным не приписывались высшие психические способности, считали, что их поведение можно описать механизмами более низкого психического уровня. Один из ученых К. Морган (1852-1936) установил, что животные способны к обучению и ввел термин «обучение путем проб и ошибок», обозначив этим самым форму обучения животных. Несмотря на отход от антропоморфизма ученым не удалось полностью избежать субъективизма в истолковании поведения животных: им приписывали сознание, стараясь определить его уровни.
Реакцией на антропоморфизм и субъективизм явилось механистическое  направление: животные не только не обладают психикой человеческого рода и уровня, но вообще не имеют никакой психики. Тенденция изображать животных как  «слепые» машины породила реакцию. Американский натуралист, зоолог Г. Дженнингс показал, что уже простейших нельзя понять с помощью тропизмов и рассматривать  их поведение как механический результат  прямого воздействия внешнего раздражителя. В зависимости от общего физиологического состояния животного в данный момент его реакция изменяется, хотя внешний раздражитель остается тем же. Г. Дженнингс обнаружил уже у простейших элементарные формы обучения. Эти эксперименты свидетельствовали о том, что, по-видимому, психика у животных простирается до самых начальных - простейших их форм.
В конце XIX в. исследования по психологии животных особенно широко развернулись в Америке. Экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком (1874 - 1949). В книге «Ум животных» (1898) он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. По оценке И. П. Павлова, это было первое исследование на пути экспериментального объективного изучения поведения животных. Э. Торндайк ввел новую экспериментальную технику, которая вошла в золотой фонд сравнительной психологии (метод проблемного ящика и лабиринта). Был сделан вывод, что животные способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок. Были сформулированы законы обучения:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.