Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Виды конкуренции

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
 
Одной из важнейших предпосылок  экономического, общественного и  политического развития является наличие  свободной конкуренции в обществе. Конкуренция – существенная черта  различных видов деятельности, в  которых происходит столкновение интересов.
Конкуренция – это борьба между  индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых  ограничены и неравным образом распределены.
Конкуренция может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.
Любой рынок, независимо от его конкретного  вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг.
Конкуренция (от лат. – сталкиваться) – это борьба между производителями товаров за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.
Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним  из важнейших способов повышения  эффективности, как целой экономической  системы, так и всех ее звеньев.
Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет  места. Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного  равновесия.
В условиях высокой монополизации  производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный  механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности  и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия  и продукции, у производителей практически  не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той  продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного  механизма эта проблема, естественно, резко обострилась, и ее решение  требовало от всех субъектов рынка  активного поиска путей и методов  повышения конкурентоспособности  производимых и потребляемых товаров.
В связи с этим в современной  экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия  становится повышение конкурентоспособности  для закрепления его позиций  на рынке в целях получения  максимальной прибыли. Этим и объясняется  актуальность выбранной темы.
Основой для исследования послужили  учебник Азоева Г.Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика», курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., учебник по основам экономической теории под ред. Камаева В.Д.
Целью курсовой работы является рассмотрение и раскрытие экономического понятия  конкуренции, ее видов. Для этого  необходимо выполнить следующие  задачи:
- определить теоретический подход  к определнию конкуренции;
- выявить особенности, черты  конкуренции на рынке;
- рассмотреть функции конкуренции;
- охарактеризовать виды конкуренции.
Предметом данной курсовой работы является понятие конкуренции и ее виды. Объектом является сфера микроэкономики, в пределах которой мы рассматриваем  данное понятие.
1.  ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Основные подходы к определению конкуренции
 
Конкуренция - борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке  предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения  конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию  как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного  его пересмотра в рамках таких  правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор». Человек всегда стремится продать подороже, а  купить подешевле, сделать себе выгоду. Поэтому и приходится нам постоянно  сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек  состязается с другим, особенно при  продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под  «человеком», как представляется, понимал  субъект рынка [1].
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода  к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию  как состязательность на рынке. Такой  подход характерен для отечественной  литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию  как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической  теории.
Третий подход определяет конкуренцию  как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов.
Для литературы советского периода  характерно отрицательное отношение  к конкуренции в целом. Конкуренция  определяется как «антагонистическая»  форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в  условиях капиталистического способа  производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий [2].
В более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли  поставщики, изготовители продукции  и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей» [3].
В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма. А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и  конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как  некое свойство рынка. В зависимости  от степени совершенства конкуренции  на рынке выделяются различные виды рынков, для каждого из которых  свойственно определенное поведение  экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости  общих рыночных условий от поведения  отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и  такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. Кроме того, конкуренция  выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые  не могут управляться организацией.
Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
    при его производстве:
    производительность труда;
    уровень налогообложения;
    внедрение научно-технических разработок;
    размеры прибыли предприятия;
    величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
    продажная цена товара;
    качество;
    новизна;
    послепродажное обслуживание;
    уровень предпродажной подготовки.
 
1.2 Типы конкуренции
 
Типы, конкуренции, в зависимости  от классификации различают, прежде всего, внутриотраслевую и межотраслевую  конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция  существует между производителями  определенной отрасли за более выгодные условия производства и сбыта  продукции, получение максимально  возможной в этой отрасли прибыли.
Межотраслевая конкуренция возникает  между производителями разных отраслей за более высокие прибыли и  более выгодное применение капитала. Она содействует перемещению  капиталов и ресурсов с одной  отрасли в другую, обеспечивая  рациональное их использование.
Каждая отрасль заботится о  наилучших условиях именно для себя, поэтому возрастает значение и цена ресурсов, а отсюда улучшается их бережное использование.
На этой почве возникают конкуренция  в масштабе страны и межнациональная  конкуренция, так как в мире многие государства производят однотипную продукцию, а рынки сбыта небезграничны. Это имеет и положительный аспект, так как способствует снижению национальных и мировых расходов на производство.
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка. Все это  средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.
В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:
- ценовую (конкуренцию на основе цены);
- неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их борьбе  с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
-для проникновения на рынки  с новыми товарами;
-для укрепления позиций в  случае внезапного обострения  проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.
Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более высокую, чем  у конкурентов, потребительную стоимость  товара (фирмы выпускают товар  более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
Более эффективной и более современной  формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости  затрудняет ответные меры со стороны  конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.
В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его  отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного  рода информации позволяет ему более  точно представлять будущих покупателей  его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, так как необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим  методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно  определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.
 
1.3 Функции конкуренции
 
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На конкурентном рынке  отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют  настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет  оказывать ощутимого влияния  на цену товара. Производитель, равно  как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной  выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, способствуют обеспечению государственных, или  общественных интересов [4].
Конкуренция также поддерживает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров и услуг. Она  как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  уравнивает цены, то можно сделать  вывод, что при рыночном соперничестве  будет побеждать тот, кто имеет  товары высокого качества и максимально  низкой себестоимостью. А для этого  необходимо постоянно обновлять  условия производства, затрачивать  большие капиталовложения на совершенствование  техники. В настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением  новой технологии. Следовательно, при  развитии конкуренции с каждым годом  повышается эффективность производства.
При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:
- функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
- функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (положительные санкции). Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
- функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
- функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том, чтобы  конкуренция могла выполнять  свои функцию. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро  внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (адаптация  под давлением конкуренции).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Виды конкуренции
2.1. Совершенная  конкуренция
 
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где  действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной  игрой спроса и предложения в  соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка  называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти,  ведь рынок сам  диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым  продавцам на равных условиях с уже  существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- большое количество мелких  продавцов и покупателей,
- продаваемый продукт однороден  у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
- невозможность контроля над  ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под  влиянием изменения рыночной  конъюнктуры,
- полная свобода «входа» на  рынок и «ухода».
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры. Например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции. Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы» что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой – «биржевой» – формы организации.
Теория совершенно конкурентного  рынка может без всяких изменений применяться для отдельных реально действующих отраслей либо служить основой для выявления закономерностей в отношении других рыночных структур.
Кривая спроса отдельной фирмы условиях совершенной  конкуренции, то есть спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе не означает, что фирма может продавать любое количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара.
 
 
2.2. Монополия
 
Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, являющимися монополистами, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.
В нашей литературе термин «монополия»  охватывает, как правило, широкий  круг экономических структур, для  обозначения которых в работах  зарубежных экономистов применяются  наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.
Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.
Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.
Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры  к собственно монополии существует всегда, что обусловлено тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реализуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции.
Международная монополия – крупная  фирма с активами за рубежом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанавливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяйства с целью максимизации прибыли. По своим формам международные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транснациональные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).
Транснациональные тресты и концерны – компании, находящиеся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международными  они являются по сфере своей деятельности. Компании этого типа существовали уже в XIX веке, но широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.
В отличие от транснациональных  монополий хозяевами многонациональных трестов и концернов являются предприниматели не одной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.
Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции, установление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.
Низшими формами монополизации  экономики являлись временные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам.
Такие соглашения могут возникать  и сегодня. Но основными формами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступают между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков. Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката, то есть сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность. Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства. Концерн – корпорация, возникающая на основе акционерного капитала или капитала общества с ограниченной ответственностью и объединяющая под эгидой головной компании («холдинга») формально независимые предприятия путем установления финансового контроля над ними.
В хозяйственной жизни стран  с рыночной экономикой монополизация экономики связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы.
 
2.3. Монополистическая  конкуренция
 
Теория монополистической конкуренции  разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина. Монополистическая конкуренция предполагает сочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами.
Казалось бы, что все фирмы одежды выпускают один и тот же товар – мужские костюмы. Но это не так – отдельная фирма производит свой товар, который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.
Все это приводит к тому, что  кривая спроса отдельной фирмы в  условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.
Суммируя вышесказанное, можно  отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:
1. Кривая спроса отдельной фирмы  имеет падающий характер; ее эластичность  выше, чем эластичность кривой  спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
2. Имеется свобода входа в  отрасль и выхода из нее.  Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Это будет ясно, если рассмотреть графики на рис. 1.
 
 
    а)       б)
 
Рис 1.  Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде
Если фирма получает монопольную экономическую прибыль (на рисунке  это заштрихованный прямоугольник), то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево (кривая D2). Наконец, наступит такой момент, изображенный на рис. 1,б, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара сравняется с величиной средних суммарных издержек (точка В, где кривая D2 касается кривой АТС).
3. В отрасль входит достаточное  количество конкурирующих друг  с другом фирм, так что каждая  отдельная фирма проводит собственную  ценовую политику, невзирая на  реакцию конкурентов.
И еще одно интересное замечание: если рассмотреть рис. 1,б, то можно видеть, что, добившись равновесия в точке  В (в долгосрочном периоде), фирма в условиях совершенной конкуренции обязательно увеличила бы выпуск продукции до уровня qс , поскольку в точке С она имеет минимальные средние суммарные издержки, она бы получила максимальную прибыль. Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.
 
2.4. Олигополия
 
Олигополия является преобладающей  формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют  между собой несколько крупных  фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).
Одним из условий для входа на данный рынок является необходимость  значительных капиталовложений для  создания предприятия в связи  с крупномасштабным производством  олигополистических фирм.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую  конкуренцию, которая в таких  условиях является более эффективной. Производители знают, что если они  понизят цены, то их конкуренты сделают  то же самое, что приведет к падению  доходов. Поэтому вместо ценовой  конкуренции, которая более результативна  в условиях совершенной конкуренции,  используются неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу.
Характерная особенность олигополистического  рынка зависимость поведения  каждой фирмы от реакции и поведения  конкурентов. Крупные размеры и  значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о делении рынка – «картельное соглашение».
Классическим примером образования  и существования до сих пор  картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров  Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды  своей истории контролировала от  25%  до 60% производства нефти индустриальных стран.
Невозможность полностью и постоянно  использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает  их вести тайную экономическую политику в области изменения цен и  разграничения сфер влияния. Такое  сотрудничество может проявляться  как через особую экономическую  политика олигополистических фирм в  виде «жесткости цен» или "лидерства  в ценообразовании", так и через  особые организации типа «патентных пулов» и «консорциумов» [5] .
Жесткость цен – так называется практика действий олигополистических фирм, когда, даже при изменении издержек или спроса, определенная фирма не склонна к изменению цены. Она  полагает, что если ей придется поднять  цену, то другие последуют за ней, что  приведет к потере части рынка. Таким  путем фирмы удерживаются от изменения  цен из-за страха развязать "войну  цен"
Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером – чаще всего доминирующей в данной отрасли  на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано
Патентные пулы – это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум – объединение  фирм с целью проведения общих  научных исследований, совместному  строительству крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации  выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о делении рынка. [6]
Для олигополии характерны три признака:
- в отрасли присутствуют две  или несколько конкурирующих  фирм, так что отрасль не является  монополизированной;
- кривая спроса каждой фирмы  имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;
- в отрасли функционирует по 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.