Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Психология ощущений

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение
О богатстве окружающего  мира, о звуках и красках, запахах  и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам  чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой. Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества. Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения. На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?
Жизненная роль ощущений состоит  в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной  системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии  внешней и внутренней среды, наличии  в ней биологически значимых факторов. Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых. Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.
Цель исследования: изучить  теоретические аспекты ощущений.
Задачи исследования: рассмотреть
1)понятия об ощущениях;
2)психофизиологическую закономерность  исследования ощущений;
3)виды ощущений и их  психологическую характеристику.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Основные подходы исследования ощущений
1.1. Исследования ощущений в психологии.
Разнообразную информацию о  состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью  анализаторов в виде ощущений или, иными  словами, посредством сенсорных  процессов.  
   
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.  
Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде. 
Анализаторы человека с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). 
Анализатор- это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождаются рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно- гальванический рефлекс), иногда – в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мыщц шеи, двигательные реакции руки и т.д.) 
Что же является источником ощущений? Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона – от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Именно длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений . Так например, доказано, что существует конкретная связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета. 
 
 
Необходимо отметить, что ощущения возникают не сразу. Существует временной порог и латентный период. Остановимся на данных понятиях более подробно. 
   
Временной порог – это минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время, которое называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. 
Для исчезновения ощущения после окончания воздействия также требуется некоторое время, которое определяется как инерция. 
 
 
   
Инерция – это время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя. Известно, например, что инерция зрения у нормального человека оставляет 0,1–0,2 с, поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущения, равного 0,2–0,5 с. В противном случае во время прихода нового сигнала у человека в сознании будет оставаться образ предыдущего. 
   
Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть  не  только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию ощущений. 
Качество — это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:  сладкий  или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др. 
 
 
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.  
   
Длительность ощущения — это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием анализатора, но главным образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью.  
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. 
 
   
Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.  
И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. 
 
Рассмотренные основные понятия, связанные с понятием ощущения не будут полными, пока мы не рассмотрим основные закономерности ощущений как психического процесса.

 
 
 
 
 
1.2.  Психофизиологические  закономерности исследования ощущения.  
К основным закономерностям  ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и  синестезия.  
Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Так, например, прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. А при действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда вообще перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. А сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности. 
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. 
Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. А та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . 
   
Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон; колебания, различаемые ухом как звук, занимают область от 20 до 20 тысяч герц. В настоящее время подробно изучена характеристика верхнего и нижнего порогов всех видов чувствительности. 
Действие на нервную систему раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не остается бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут подсознательно корректировать движения и действия. 
Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы со шкалами непрерывного изменения силы раздражителя. Начав воздействие на анализатор с подпорогового стимула, экспериментатор постепенно увеличивает силу раздражителя до тех пор, пока испытуемый не скажет, что у него возникло ощущение. В соответствии с показателями испытуемого регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение производится несколько раз. Затем условия опыта изменяются: сила раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается до тех пор, пока испытуемый не скажет, что ощущение исчезло. Сделав несколько таких измерений, экспериментатор высчитывает среднее арифметическое всех значений, которое и считается пороговой силой раздражителя [16, с.10]. 
Как мы уже говорили выше, кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия, т. е. тем отрезком времени, в течение которого он действует на анализатор. Известно, что существует зависимость между силой раздражителя и длительностью его воздействия, необходимой для достижения пороговой величины. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды) возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.  
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту психологическую закономерность ощущений должен предусматривать учитель, особенно в начальных классах. Потому как иногда встречаются дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно создать условия для наилучшего различения речи учителя и записей на доске. 
   
Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня. 
   
Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при котором возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений и называется порогом чувствительности к различению. 
   
В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука. Это проявление порога различения. Приведу пример. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра. Окажется, что каждый из испытуемых нанесет свою среднюю точку. Измерим миллиметровой линейкой, кто разделил более точно, - у этого испытуемого и будет лучшая чувствительность к различению. 
   
Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон, справедливый для раздражителей средней силы, т. е. не приближающихся к нижнему или верхнему порогам абсолютной чувствительности: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности . Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя.  Это значит,  что к 100 г нужно прибавить 3,4 г,  чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг - 34 г.  Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10,  для зрительных - 1/100. 
   
Чувствительность к различению, как отмечает Б. Г. Ананьев, является источником такого сложного мыслительного процесса как сравнение. В развитии различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову. Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно связано с развитием речи в процессе обучения. 
   
Следующая закономерность, на которой мы остановим свое внимание, будет адаптация. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов [4, с.177]. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Так в первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, и вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой. 
   
Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая - в слуховых, холодовых. С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых ощущениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно, что адаптация к боли может привести к гибели организма.  
   
В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию. 
   
Течение темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит, через 3-5 минут начинает хорошо различать свет, проникающий туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается работа палочкового аппарата, но в основном чувствительность увеличивается за счет условнорефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности. 
   
Особое внимание обратим на взаимодействие ощущений.  
 
   
Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции. 
   
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность, а в другой понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. 
   
Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.  
   
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин  А.  
Чувствительность  повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт. 
 
   
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других анализаторов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).  
 
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность.  
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности . С контрастом ощущений мы все знакомы очень хорошо. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном - светлой. 
 
Далее перейдем к рассмотрению такого явления, как синестезия. Синестезия – это возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Отметим, что особенностью ощущений является мономодальность образа. Однако взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: бархатный голос, темный звук, холодный цвет и т.д. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. 
Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного воздействия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. 
Таким образом, можно отметить, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул (раздражение) достигает сознания. Так биологически важные стимулы воздействуют на мозг при сниженных порогах и повышенной чувствительности, а стимулы, потерявшие биологическую значимость, – при более высоких порогах.

 
 
 
 
 
 
 
1.3.  Виды ощущений и  их психологическая характеристика
Все ощущения можно разделить  на две группы:
А) Ощущения, отражающие свойства предметов или явлений, находящихся вне организма человека. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней. 
Можно разделить органы чувств в соответствии с источником раздражение и  выделить три типа принимающих эти сигналы рецепторов.

Рецепторы от латинского слова receptor -принимающий, от recipio  принимаю, получаю.
Это специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие  раздражения из внешней или внутренней среды организма и передающие информацию о действующем агенте в нервную систему.  
Рецепторы характеризуются многообразием в структурном и функциональном отношениях. Они могут быть представлены свободными окончаниями нервных волокон, окончаниями, покрытыми особой капсулой, а также специальными клетками в сложно организованных образованиях, таких, как сетчатка глаза, кортиев орган и другие, состоящих из множества рецепторов.

Экстерорецепторы - рецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды. К числу их относятся кожные рецепторы, органы вкуса, обоняния, зрения и слуха. 
Экстероцепторы расположены на внешней поверхности тела животного или человека и воспринимают раздражения из внешнего мира (световые, звуковые, термические и др.).

Интерорецепторы - от латинского слова  interior  внутренний и receptor  принимающий, обширная группа чувствительных нервных окончаний  рецепторов, рассеянных в различных тканях и внутренних органах (сердце, кровеносных и лимфатических сосудах, дыхательном аппарате, пищеварительном тракте и т. п.). Интероцепторы воспринимают раздражители, сигнализирующие о состоянии внутренних органов (висцероцепторы), а также о положении тела или его частей в пространстве (вестибулоцепторы).  
К интерорецепторам относят и рецепторы, находящиеся в скелетных мышцах, связках, суставных сумках,  так называемые проприоцепторы.

Проприорецепторы (проприорецепторы -  специализированные чувствительные нервные окончания из группы механорецепторов, расположенные в опорно-двигательном аппарате скелетные мышцы, сухожилия, связки) и реагирующие на сокращение и напряжение или расслабление и растяжение мышц. Сигналы о движении частей тела, поступающие от проприорецепторов, служат главным контролем информации, приходящей от различных органов чувств.
Б) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей (например, мышц) или на поверхности внутренних органов (например, в стенках желудка, дыхательных путей). Мы отметили, что у нас есть пять органов  воспринимающие раздражения  вне - глаза, кожа, слуховой аппарат, нос и орган, дающий ощущения вкуса. Часть этих определений не рассматривает ощущения с точки зрения психологии. Так же мы определили, что существуют внутренние ощущения организма, и внутренние органы чувств. 
Источник открытия внутренних ощущений пришёл из особого языка этих ощущений. Однако современная психология утверждает, что любая классификация,  строится на основе ощущения, происходящего в определённом органе чувства, и воздействующим раздражении, и это даёт определённое  "ощущение".

Мы можем выделить 8 чувств и 8 органов чувств рождающих их.
органические ощущения, двигательные ощущения, ощущения равновесия, тактильные ощущения, зрительные ощущения, ощущения органа обоняния, вкусовые ощущения, слуховые ощущения. 
Органические ощущения, которые  вытекают из внутренних органов через интероцепторы, ощущаются нами как голод, жажда, тошнота и т.д. Чувство голода, например, вызываются сокращением стенок  желудка и выделением желудочного сока.

Двигательные ощущения или  кинестезические.
К ним относятся движения тела, мышечные движения, положение  тела в пространстве, равновесие и  сопротивление.  
Двигательные ощущения тесно связаны с работой экстероцепторов. Кинестезические ощущения вызываются раздражением специальных рецепторов (проприоцепторов), расположенных в мышечной ткани, сухожилиях, связках, суставах. 
Возбуждение, возникающее в проприоцепторах (мышечные веретена, тельца Пачини и Гольдони), по центростремительным нервам направляется в корковую часть двигательного анализатора, которая у человека расположена в области передней центральной извилины. 
Двигательные ощущения участвуют как в рефлекторных действиях, так и произвольных, в то время когда двигательные рецепторы повреждены, мы не знаем положения нахождения нашего тела. Так, например, невозможно придвинуть левую руку к правой руке, если закрыты глаза (атаксия).

Ощущение равновесия
Это ощущение очень важное, не смотря на то, что мы не задумываемся об этом. Информация о положении  нашего тела, сидим ли мы, стоим, бежим, прыгаем, находимся ли в устойчивом состоянии физического равновесия и т.д. Наши ощущения зависят от рецепторов, которые находятся во внутреннем ухе, в толще височной кости, и  дают сигналы о движении и положении  головы.  
Поверхность внутренней стенки преддверия делится небольшим костным гребнем на  углубления. И в каждом углублении находится особая жидкость - эндолимфа, которая перетекая, меняет свое положение во время любого движения головы. С помощью изменений наклона чувствительных волосковых клеток находящихся в углублениях происходит раздражение рецепторов. Эти раздражения передаются в центральную нервную систему направляющую и регулирующую движения тела в пространстве. 
Современные психологи и физиологи соотносят ощущение состояния равновесия и баланса с чувством моторики и сокращают число чувств человека -  до семи.

Кожные или тактильные ощущения
Система специальных рецепторов находящиеся на коже и в подкожных  тканях в виде маленьких телец  принимают раздражения, воздействующие на кожу. 
Эти воздействия проявляются через четыре ощущения а) холода, б) тепла, в) боли, г) прикосновения или давления. 
Ощущения холода и тепла - называется температурными ощущениями. На нашей коже существуют точки воспринимающие тепло, холод, точки воспринимающие боль, точки касания - это специальные рецепторы и каждые из них имеют свой порядок работы отличный от других.

Обонятельные ощущения
Рецепторы обонятельного  анализатора расположены в верхней  части слизистой оболочки носа, они  реагируют на химические раздражения, с помощью обонятельных нервных  клеток возникает определённое ощущение запаха. 
Ощущения большинства запахов это чаще сливаются из двух (или более) запахов и рождают совершенно новый запах, как и возможно один запах убирает ощущение другого.  
Классифицировать запахи сложно, название запаха чаще соответствует источнику его возникновения - корица, роза, кислота, сера. Однако такое деление недостаточно для  учённых, занимающихся вопросом обоняния.  Более точная классификация была дана немецким физиологом Ханс Хеннингом (1885г.). Он создал графическую призму запахов. В соответствии с этой классификацией различают шесть запахов: (А) гнилостный запах - как запах несвежих яиц, или серной кислоты. (В) цветочный запах - как запахи различных цветов. (С) фруктовый. (D) пряный - корица. (E) паленый - дёготь скипидар.(F)смолистый - смола, запах сожженной смолы дерева. Призма запахов, таким образом, определяет шесть основных запахов. Запахи, не обладающие ярко выраженным из шести запахов, находятся внутри призмы, и таким образом определяется отношения между двумя, тремя или большим количеством запахов.  
Например, запах лука - это в большей степени запах находящийся между точками гнилостного запаха в сочетании с цветочным, приятным, и жженым запахом. Жженный и гнилостный запах это, как правило, неприятные запахи, остальные четыре запаха более привлекательны для человека. Обонятельные ощущения и вкусовые тесно связанны. Отсутствие запаха у еды может быть для человека причиной утраты вкуса еды. Так, например, когда у нас заложен нос, мы не в состоянии определить, какой сок перед нами находится - апельсиновый или луковый, и так же у нас не будет возможности отличить друг от друга по вкусу несколько сладких соков абрикосового и малинового, например. Вкус чёрного кофе похож на вкус слабого раствора хины, оба они горькие, и в момент, когда нос заложен различить их невозможно. Позже была показана неточность классификации Хеннинга, и сейчас пользуются схемой из 4 основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной 9-балльной шкале.

Вкусовые ощущения.
Рецепторы, воспринимающие вкус находятся в особых клетках  языка,  а также задней стенки глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника. Ощущения вкуса возможны только в том случае, если пища растворена, если же язык сухой, то определить вкус продукта невозможно (сахар или соль во рту). 
Определяют четыре основных вкусовых ощущения: кислый, сладкий, горький, солёный. Отношения между основными вкусами дают огромную гамму вкусовых ощущений.

Слуховые ощущения
Слышание звука, это ответ  слухового аппарата и мозга на колебания воздуха воздействующие на слуховой аппарат. И источником звука  может быть голос человека, звуки  природы, музыка. Без воспринимающего  слухового аппарата слышание звука  невозможно. Однако не любое колебание  воздуха воспринимается нашим ухом, как звук. Наше ухо способно воспринимать только звуки частотой от 20. 000 - до 16  колебаний в секунду. Звуки более высокой частоты - чем  20.000 вибраций в секунду человек не способен слышать, так же как и звуки более низкой частоты, чем 16 колебаний в секунду. Самые отчётливые звуки для человека находятся в пределах от 500 - до 5.000 колебаний в секунду. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.