На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Применение PEST-анализа и картографии стратегических групп для оценки внешней среды Новосибирского Государственного Университета. Построение матрицы роста рынка Бостонской консультационной группы. Факторы привлекательности и конкурентных позиций бизнеса.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 30.09.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

    Введение
      1. Характеристика Новосибирского Государственного Университета
      2. Анализ внешней среды НГУ
      2.1 PEST-анализ
      2.2 Анализ отрасли
      2.3 Карты стратегических групп
      3. Анализ внутренней среды НГУ методом SNW-анализа
      4. Стратегические карты-паутины
      5. SWOT-анализ
      6 Матрица роста/доли рынка Бостонской консультационной группы
      7. Факторы привлекательности отрасли и конкурентных позиций бизнеса
      8. Ключевые факторы успеха НГУ
      9. Основы формирования стратегии НГУ
      Заключение
      Список литературы

Введение

Кризис административно-командной системы регулирования и масштабные социально-экономические преобразования в России обуславливают коренные изменения в национальной системе образования всех уровней. Предварительный анализ более чем десятилетнего периода реформирования не позволяет однозначно определить текущее развитие образовательной отрасли как целенаправленное, концептуально обоснованное и эффективно регулируемое. Экспертные опросы и консультации, а также собственные оценки авторов позволяют интерпретировать анализируемые процессы скорее как стихийную, разнонаправленную, медленную адаптацию субъектов системы (государственных органов, государственных и негосударственных учебных заведений, учащихся, работодателей). В этой ситуации объективным выглядит возникновение как позитивных (конструктивных), так и негативных (деструктивных) результатов тех или иных тенденций.

Формирование рыночных отношений в сфере образования, развитие конкуренции и либерализация государственного регулирования происходили на фоне резкого колебания спросовых параметров. Очевидно, что спрос на рынке образовательных услуг зависит от спроса на рынке труда. В начале и середине 90-х гг. в период стихийного формирования рынка во всех отраслях экономики и экстенсивного расширения сферы предпринимательства и бизнеса произошла резкая реструктуризация традиционного спроса выпускников средних школ на экономические и юридические специальности. Усилил эту тенденцию приток абитуриентов из числа взрослого контингента, уже имевшего профессиональное образование по другим специальностям. В то же время уменьшилось число абитуриентов, поступающих на технические, естественные, педагогические специальности.

Так как стихийно растущий, несбалансированный рынок зачастую не предъявлял существенных требований к квалификации специалистов, желанием потребителей было скорее формальное получение приемлемого диплома, нежели приобретение глубоких профессиональных знаний. Большинство государственных и коммерческих вузов в тот период не могли обеспечить качественной подготовки специалистов для рыночной экономики - реальная практика зачастую опережала совершенствование бизнес-образования. Государственные вузы не готовы были быстро отреагировать на конъюнктурный всплеск, чем воспользовались коммерческие вузы. Многие из них на первом этапе, по существу, наладили выпуск и реализацию обещаний выдавать нужные дипломы по демпинговым ценам. Несмотря на то, что некоторые не довели дело даже до первого выпуска, это сыграло определенную положительную роль в укреплении рыночных позиций государственных вузов, а также их дочерних структур.

В связи с этим интересно рассмотреть стратегическую позицию и место на рынке Вузов г. Новосибирска на примере Новосибирского Государственного Университета.

1. Характеристика Новосибирского Государственного Университета

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования „Новосибирский государственный университет", именуемый в дальнейшем НГУ или Университет, является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального подчинения.

НГУ реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. НГУ организован постановлением Совета Министров СССР от 09 января 1958 г. № 31.

Полное официальное наименование Университета: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования „Новосибирский государственный университет", сокращенное название -- НГУ.

Место нахождения Университета: 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2.

Учредителем Университета является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Минобразование России.

Место нахождения Минобразования России: 115998, г. Москва, ул. Люсиновская, 51.

НГУ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации „Об образовании", Федеральным законом „О высшем и послевузовском профессиональном образовании", федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобразования России, договором с Минобразованием России, Уставом и договором об основных принципах взаимодействия НГУ и учреждений Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН).

Взаимодействие НГУ и СО РАН осуществляется на основе договора, регламентирующего использование кадрового потенциала и материально-технической базы (в том числе библиотечных фондов, информационных ресурсов, оборудования и приборного парка) институтов СО РАН и НГУ для подготовки специалистов в области фундаментальной науки, критических технологий и наукоемких производств.

Одной из главных задач НГУ является подготовка научных и педагогических кадров для СО РАН и высшей школы Сибирского региона.

Взаимодействие практически реализуется путем привлечения к преподавательской деятельности ведущих ученых СО РАН, в том числе через кафедры и Учебно-научные центры, находящиеся в базовых институтах.

Университет гарантирует свободу научного творчества, содействует развитию научных контактов с учеными СО РАН, России и международными научными центрами.

НГУ является юридическим лицом. В качестве юридического лица Университет:

· обладает имуществом на праве оперативного управления, а также имуществом, приобретаемым за счет доходов и учитываемом на отдельном балансе на праве собственности;

· имеет самостоятельный баланс;

· имеет лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов федерального и других бюджетов, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, валютные счета в банковских и иных кредитных учреждениях;

· имеет круглую печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также иные необходимые для осуществления его деятельности печати, штампы, бланки и прочие реквизиты, символику.

За Университетом закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки.

НГУ обладает правоспособностью государственного учреждения Российской Федерации и реализует ее в соответствии с закрепленными в настоящем Уставе целями, задачами и направлениями уставной деятельности:

· приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности через свои органы управления, действующие в пределах прав и компетенции, закрепленных в настоящем Уставе;

· может выступать в качестве истца и ответчика в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах.

Как государственное учреждение НГУ отвечает по обязательствам, возникшим в рамках уставной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, денежными средствами, находящимися в его распоряжении.

НГУ самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. Структурные подразделения НГУ (факультеты, кафедры, институты, аспирантура, докторантура, учебно-научные и другие подразделения) не являются юридическими лицами и действуют на основании Положений о них, утвержденных Ученым советом НГУ и введенных в действие приказом ректора.

Структурные подразделения НГУ могут по его доверенности, осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь отдельный баланс и собственные счета в Федеральном Казначействе, банках и других кредитных учреждениях. Доверенность выдается ректором руководителю соответствующего структурного подразделения на основании решения Ученого совета НГУ.

Университет имеет право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации в соответствии с лицензией, выданной Минобразованием России, на выдачу документов государственного образца на основании свидетельства о государственной регистрации.

Отношения между НГУ и Минобразованием России регулируются договором, заключенном между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами НГУ являются:

· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

· подготовка высококвалифицированных специалистов по областям науки, техники, здравоохранения, культуры и искусства, имеющим приоритетное значение для развития научного, технологического и культурного потенциала СО РАН, Сибирского региона и Российской Федерации в целом;

· организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и других научно-технических и опытно-конструкторских работ, в том числе по совместным программам с СО РАН;

· развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

· осуществление подготовки, переподготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников с высшим образованием, научных и научно-педагогических работников высшей квалификации (централизованно и на основе прямых договоров с заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями);

· накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

· распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Предмет уставной деятельности НГУ включает следующие основные направления:

В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности:

· реализация в соответствии с государственными образовательными стандартами образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

· реализация структурным подразделением Университета -- Высшим колледжем информатики НГУ (ВКИ НГУ) образовательных программ среднего профессионального образования;

· реализация структурными подразделениями Университета -- Специализированным учебно-научным центром НГУ (СУНЦ НГУ) и Специализированной школой информатики и программирования Высшего колледжа информатики НГУ (СШИП ВКИ НГУ) образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Выполнение фундаментальных, и прикладных научных исследований в области точных, естественных наук, наук о Земле, гуманитарных и общественных наук и критических технологий, в том числе через взаимодействие с институтами СО РАН.

Обеспечение деятельности НГУ издательской продукцией.

Осуществление международной и внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Университет осуществляет организацию работ по комплексной защите информации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации „О государственной тайне" и Положения „О государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам".

Университет проводит и обеспечивает мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно законодательству Российской Федерации.

НГУ вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью. НГУ вправе создавать и вступать в объединение юридических лиц (ассоциации, союзы), которые могут иметь права юридических лиц и действовать на основании своих уставов или, не являясь юридическими лицами, действовать на основании договоров о совместной деятельности. НГУ вправе вступать и объединяться в ассоциации (союзы), которые создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

НГУ осуществляет строительство в установленном законодательством порядке, в том числе с привлечением внебюджетных и заемных средств.

Воспитательные задачи НГУ, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников.

В НГУ не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

2. Анализ внешней среды НГУ

2.1 PEST-анализ

В настоящее время основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги высших образовательных учреждений в среднесрочной перспективе, являются выпускники средних школ. Спрос имеет ярко выраженную региональную локализацию, т. е. большинство абитуриентов - жители Новосибирска и Новосибирской Области, и большинство выпускников востребованы региональным рынком труда.

Стабилизация структуры потребителей услуг высшего образования идет на фоне негативных демографических процессов. С середины 80-х гг. прошлого столетия в Новосибирской области наблюдается устойчивая тенденция снижения рождаемости, что сказывается на численности потенциального контингента выпускников. Таким образом, абсолютное количество потенциальных потребителей имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Основными качественными тенденциями спросовых параметров в настоящее время являются:

· постепенная стабилизация спроса на экономические, юридические, управленческие специальности;

· переориентация спроса на технические, математические, гуманитарные, естественнонаучные специальности, имеющие четко выраженную прикладную направленность;

· по-прежнему достаточно вялый спрос на педагогические специальности;

· переориентация спроса на качественную, а не формальную сторону образовательного процесса (рост реального престижа дипломов с отличием, участия в научных конференциях, научных студенческих публикаций);

· восстановление и рост рейтинга базовых государственных высших учебных заведений (несмотря на сворачивание спроса на экономические специальности по Новосибирску в целом, количество студентов на экономическом факультете НГУ в последние три года устойчиво растет);

· формирование качественно нового спроса на систему непрерывного специализированного среднего (лицей), довузовского среднеспециального (колледж), вузовского, а также дополнительного, послевузовского, образования на базе единого университетского комплекса;

· формирование устойчивого спроса на услуги высшего образования в небольших городах и сельской местности Новосибирской области. Уровень доходов таких потребителей не позволяет им обеспечивать обучение и проживание в крупных городах в период обучения. Однако при приближении услуги к местам потребления платежеспособность оказывается достаточной для формирования рентабельных групп вне расположения вуза.

Основными потребительскими субъектами, создающими спрос на услуги высших учебных заведений, являются государство как главный и основной заказчик по базовым образовательным услугам; выпускники средних школ; выпускники средних специальных заведений; специалисты, уже имеющие высшее профессиональное образование другого профиля; коммерческие и некоммерческие организации и органы государственной власти, приобретающие образовательные услуги для своих сотрудников.

Конкурентная среда

Структура рынка услуг высшего образования со стороны предложения может быть охарактеризована в настоящее время как в целом сформировавшаяся. Лидирующую роль продолжают занимать государственные вузы, которые сумели сохранить свои позиции как по масштабам, так и по качеству предлагаемых продуктов. По различным оценкам, их доля по основному виду услуг - первому высшему образованию - составляет от 60 % (по экономическим специальностям) до 100 % (по медицинским). Сохранилась и их традиционная отраслевая специализация. Несмотря на то, что многие вузы открыли у себя новые конъюнктурные специальности, сферы применения знаний их выпускников остались достаточно дифференцированными. Иначе говоря, по большинству базовых специальностей на рынке Новосибирской области конкуренция между традиционными отраслевыми лидерами либо отсутствует, либо носит косвенный характер. Однако по отдельным специальностям возможны прямые противостояния, ведущие к переделу рынка. Особенностью образовательных услуг этой категории вузов является традиционно высокий уровень качества в конкретном, базовом, смысле. Однако в расширенном смысле большие масштабы приема и обучения студентов снижают внимание к индивидуальным потребностям.

Следующей категорией участников рынка являются негосударственные коммерческие вузы, созданные в 90-е гг. на базе или при участии государственных вузов и постепенно приобретшие самостоятельность, а также филиалы государственных вузов. Они предлагают только платные услуги по конъюнктурным специальностям и имеют достаточно гибкий механизм ценообразования. Все они обладают необходимым формальным статусом (лицензии, аккредитации и т. п.), а некоторые сформировали неплохую учебно-методическую и материальную базу и собственный профессорско-преподавательский состав, как при участии материнской компании, так и самостоятельно. По востребованным направлениям их доля доходит до 30 %. Эти вузы способны быстро реагировать на конъюнктуру и первыми вводить перспективные специальности, не представленные на рынке, но не способны длительное время удерживать лидерство. Чувствительность к конъюнктуре заставляет их снижать планку отбора абитуриентов и смягчать требования в период обучения. В результате их рейтинг у потребителей и работодателей намного отстает от рейтинга государственных вузов. Все приведенные обстоятельства ориентируют такие вузы на определенный сегмент потребителей - абитуриентов, которые не могут по уровню знаний претендовать на бюджетные места государственных вузов, а по уровню доходов - оплачивать свою учебу в них по договорной форме. Основным инструментом конкурентной борьбы здесь является ценовая стратегия "следования за лидером". В то же время небольшим вузам с прозрачной организационной структурой и умеренными масштабами деятельности удается более внимательно относиться к индивидуальным способностям и потребностям обучающихся, формировать партнерские отношения "преподаватель - студент", создавать дружескую атмосферу с элементами воспитательного воздействия и контроля.

Третий тип участников рынка - самостоятельно возникшие на волне конъюнктурного подъема независимые частные коммерческие вузы. В большинстве своем их возникновение носило спекулятивный характер, не имело под собой достаточной материальной и учебно-методической базы. На данный момент их доля составляет менее 10 % и имеет тенденцию к сокращению. Основным инструментом конкуренции является ценовой демпинг при минимально удовлетворительном качестве. В данном случае под ним понимается выдача диплома государственного образца и отсрочка от службы в армии. Их существование на рынке достаточно непродолжительно, и выживание возможно лишь при слияниях или поглощениях.

В целом характер конкуренции, складывающийся на рынке образовательных услуг Новосибирской области, тяготеет к типу монополистической конкуренции как по качественной, так и по ценовой структуре предложения.

Однако основной тенденцией развития конкуренции на среднесрочную перспективу станет дальнейшее укрепление позиций государственных вузов при расширении предлагаемых специальностей по первому высшему образованию и новых форм довузовского и послевузовского профессионального образования. В то же время дифференциация и индивидуализация предпочтений потребителей, повышение требований к дополнительным параметрам образовательных услуг ведет к формированию небольших, четко локализованных сегментов, где более эффективными могут оказаться небольшие коммерческие вузы.

Государственное регулирование

В настоящее время можно говорить о преодолении кризиса государственного регулирования сферы образования и формировании целенаправленной долгосрочной образовательной политики, приоритеты в которой на среднесрочную перспективу отдаются государственным учебным заведениям. Кроме того, государственные структуры-потребители образовательных услуг гласно или негласно воспринимают государственные вузы как безальтернативный кадровый источник.

Финансовая поддержка образовательной политики еще не соответствует реальным потребностям и целям. Однако предоставленные государственными вузами услуги приема абитуриентов на основе самофинансирования, а также расширение других рыночных возможностей позволили во многом снять остроту проблемы. Однако недостаточность государственного финансирования неконъюнктурных специальностей приводит к потере материально-технического, научного и учебно-методического потенциала важных в социальном или научном аспектах направлений, что в перспективе обернется утратой государственного статуса и рыночных позиций.

Матрица PEST

Политика (Р)
Экономика (Е)

- государственная поддержка и лояльность государственных структур;

- недостаточный уровень финансирования со стороны государства;

- потенциальная угроза утраты Вузом государственного статуса из-за снижения государственной поддержки;

- изменения в законодательной базе образования;

- непосредственное влияние на размер заработной платы и стипендий

- усиление конкуренции на отдельных сегментах;

- потенциальное увеличение качества жизни населения и как следствие увеличение платежеспособности за платные услуги;

- влияние изменений в экономике на общее финансовое положение Вуза;

- влияние экономических изменений на уровень бюджетного финансирования Вуза;

- влияние качества образования в Вузе на уровень знаний потенциальных специалистов и как следствие на экономику страны в целом
Социум (S)
Технология (Т)

- рост интереса к фундаментальному общественно-гуманитарному образованию;

- потенциальное снижение спроса на услуги;

- тенденция формирования спроса на коммерческие Вузы;

- снижение рождаемости и как следствие снижение спроса на услуги;

- потенциальное снижение уровня образованности абитуриентов

- отток квалифицированных преподавательских кадров;

- недостаточное учебно-методическое обеспечение из-за нехватки финансовых средств;

- вынужденность Вуза предлагать дополнительные платные услуги;

- невысокий спрос на преподавательские вакансии;

- сокращение часов на выполнение учебных программ;

- появление новых образовательных технологий (информационные технологии, дистанционное обучение и т.д.)

2.2 Анализ отрасли

На начало 2005/2006 учебного года в области функционировало 16 самостоятельных и 11 филиалов государственных высших учебных заведений, в том числе 6 академий и 9 университетов.

В 2005 году в государственные высшие учебные заведения было принято 38,6 тыс. студентов, что на 0,2 тыс. (0,5%) студентов больше, чем в 2004 году. На дневные отделения было принято 18,9 тыс. человек (49%), на вечерние - 1,6 тыс. (4%), на заочные - 18,1 тыс. студентов (47%).

В высших учебных заведениях обучаются 157,2 тыс. студентов (на 0,8 тыс. или на 0,5% больше, чем на начало 2004/2005 учебного года), из них 80,4 тыс. студентов (51%) - на дневных отделениях, 5,8 тыс. (4%) - на вечерних, 71 тыс. (45%) - на заочных.

Из общего количества студентов 95 тыс. (60%) - женщины.

С полным возмещением затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведений обучаются 97,6 тыс. человек или 62,1%. По сравнению с 2004/2005 учебным годом численность обучающихся с полным возмещением затрат на обучение увеличилась на 1,6 тыс. студентов. Более36% студентов дневного отделения (29,2 тыс.) получали стипендии или другие выплаты за счет стипендиального фонда.

В 2005 году было выпущено 29,5 тыс. специалистов. По сравнению с 2004 годом число выпускников увеличилось на 2,6 тыс. человек (на 9,7%). Из общего выпуска специалистов государственных вузов диплом бакалавра получили 2,5 тыс. (9%), диплом специалиста с высшим образованием - 26,3 тыс. (89%), диплом магистра - 0,6 тыс. (2%).

Нуждались в общежитиях 24 тыс. студентов, 19,7 тыс. (82%) проживали в них.

Численность преподавателей в государственных вузах составила 7,1 тыс. человек. Кроме того, 3,2 тыс. преподавателей работали на условиях штатного совместительства. Из общей численности штатных преподавателей 11% - доктора наук, 43% - кандидаты наук.

Вузы на карте г. Новосибирска представлены на рис. 1.

Из рис. 1. видно, что НГУ находится далеко от центра города, однако это нисколько не умаляет его конкурентных преимуществ перед другими Вузами. Так, по данным Новосибирского облкомстата, в 15-ти самостоятельных и семи филиалах государственных высших учебных заведений области обучаются 132,7 тысячи студентов.

Это почти на 24 процента больше, чем в 2003 году. Половина студентов - очники, чуть более 46 процентов учатся на заочном отделении. На вечерние приходится всего три процента. Что касается восьми негосударственных вузов, то в них учатся 6,9 тысячи студентов.

Рисунок 1. Карта Вузов г. Новосибирска

2.3 Карты стратегических групп

Карты стратегических групп будем строить по следующим данным (табл.1)
В табл. 1 приведены Вузы, которые могут конкурировать между собой по каким-либо характеристикам (Вузы, дающие узкие специальности типа медицины, связи, педагогики в анализе не учитывались).
Таблица 1 Сравнительные характеристики основных Вузов г. Новосибирска
Характеристика
Предприятия
НГУ
(5)
НГТУ
(4)
НГАЭУ
(3)
СибАГС
(2)
НГИ
(1)
Доступность обучения, $ в семестр.
1200
2000
1600
1000
1000
Престиж торговой марки, баллы (по оценкам экспертов)
10
7
5
8
1
Удобство расположения (по оценкам экспертов)
3
11
7
3
9
Цена, тыс. руб.
38
33
35
39
46
Карты ст и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.