Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Управление собственным капиталом организации

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 02.05.13. Год: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Управление  собственным капиталом организации
 
 
Введение
 
 
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов управления капиталом (собственным, заемным, стоимостью капитала и пр.) рассмотрим как в экономической теории раскрывается содержание категории «капитал» через многообразие форм его проявления.
 
Традиционно, по субъектам  собственности различают:
 
Собственный капитал - общая  стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности  и используемых для формирования определенной части активов.
 
Заемный капитал - характеризует  привлекаемые для финансирования организации  на возвратной основе денежные средства и другие имущественные ценности.
 
По объекту вложений:
 
Основной капитал - капитал, инвестированный во все виды внеоборотных активов организации.
 
Оборотный капитал - капитал, инвестированный в оборотные  активы организации.
 
Особо подчеркнем цель и задачи управления капиталом.
 
Цель управления капиталом - обеспечение устойчивого и эффективного развития бизнеса организации.
 
Задачи управления капиталом:
 
Определение общей потребности  в капитале для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых  темпов ее экономического развития.
 
Определение наиболее эффективных  источников привлечения капитала.
 
Оптимизация структуры капитала организации адекватно целям  и задачам ее развития.
 
Ранжирование задач управления капиталом производится с учетом конкретных условий развития организации  и реализации интересов ее собственников.
 
В основу управления капиталом  заложены следующие принципы:
 
Обеспечение условий развития организации - формирование оптимальной  структуры и необходимого объема капитала для каждого этапа развития организации.
 
Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых  активов - избыточность привлекаемого  организацией капитала относительно формируемых  ею активов влечет за собой снижение рентабельности использования капитала. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую норму  прибыли из-за роста затрат в связи  с включением в расходы стоимости  ссудного процента во всех его формах.
 
Обеспечение оптимальной  структуры капитала - формирование наиболее выгодного, с точки зрения реализации целей и задач организации, соотношения собственных и заемных  средств, основного и оборотного капитала, ее доходов и расходов.
 
Система управления капиталом  включает следующие элементы: объекты  и субъекты управления, принципы, функции  и инструменты управления.
 
 Объекты управления  капиталом:
 
собственный капитал;
 
заемный капитал;
 
структура капитала;
 
стоимость капитала;
 
риски, связанные с формированием  капитала.
 
Управление собственным  капиталом:
 
определение первоначальной потребности в капитале в процессе создания организации;
 
формирование уставного  капитала в необходимых объемах  и формах;
 
формирование адекватной величины собственного капитала за счет различных источников с целью  реализации стратегии развития организации.
 
Управление заемным капиталом (долгосрочными и краткосрочными обязательствами)
 
разработка политики привлечения  заемного капитала;
 
привлечение заемного капитала в необходимых объемах и формах;
 
оптимизация источников привлечения  заемного капитала и определение  последствий их изменений для  финансовой устойчивости организации;
 
обеспечение возврата заемного капитала.
 
Управление структурой капитала
 
обоснование структуры капитала в соответствии с целями и задачами организации;
 
оптимизация структуры капитала (соотношение долей собственного и заемного капитала, инвестированного и накопленного собственного капитала).
 
Управление стоимостью капитала
 
оценка стоимости отдельных  элементов формируемого капитала;
 
снижение стоимости отдельных  элементов капитала;
 
минимизация средневзвешенной стоимости капитала за счет оптимального подбора источников его формирования.
 
Управление рисками, связанными с формированием капитала (риски  операционной среды, функциональные и  финансовые риски)
 
идентификация и оценка уровня рисков;
 
снижение (минимизация) и  исключение рисков.
 
Субъекты управления капиталом - структурные и функциональные подразделения  организации, деятельность которых  связана с процессами формирования собственного и заемного капитала, управления капиталом и риск-менеджментом.
 
1. Финансирование деятельности  организации за счет собственного  капитала
 
 
Собственный капитал - основа финансирования деятельности организации.
 
Под собственным капиталом  понимается общая сумма средств, принадлежащих организации на правах собственности и используемых для  формирования активов.
 
Управление собственным  капиталом связано не только с  обеспечением эффективного использования  уже накопленной его части, но и с формированием собственных  финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие организации. В процессе управления формированием  собственных финансовых ресурсов они  классифицируются по источникам этого  формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов организации можно представить  следующим образом.
 
 В составе внутренних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов основное  место принадлежит прибыли, остающейся  в распоряжении организации, - она  формирует основную часть его  собственных финансовых ресурсов, обеспечивая прирост собственного  капитала, а соответственно и  рост рыночной стоимости организации.  Определенную роль в составе  внутренних источников играют  также амортизационные отчисления, особенно организациях с высокой  стоимостью используемых собственных  основных средств и нематериальных  активов; однако сумму собственного  капитала организации они не  увеличивают, а лишь являются  средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники  не играют заметной роли в  формировании собственных финансовых  ресурсов организации.
 
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит  привлечению организацией дополнительного  капитала путем дополнительной эмиссии  и реализации акций или путем  дополнительных взносов средств  в уставный фонд. Для отдельных  организаций одним из внешних  источников формирования собственных  финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная  финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно  передаваемые организации материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
 
2. Состав собственного  капитала организации
 
 
Состав собственного капитала представлен в бухгалтерском  балансе (форма №1) и отчете об изменениях капитала (форма №3).
 
Общая сумма собственного капитала организации отражается итогом первого раздела «Пассива» баланса. Структура статей этого раздела  позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную  его часть, т.е. сумму средств, вложенных  собственниками организации в процессе ее создания и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.
 
Основу первой части собственного капитала организации составляет его  уставной капитал - зафиксированная  в учредительных документах общая  стоимость активов, являющихся взносом  собственников (участников) в капитал  организации (организации, для которых  не предусмотрена фиксированная  сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в ее уставный фонд).
 
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно  вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые  другие его виды.
 
Уставный капитал - часть  собственного капитала, образуемая за счет средств собственников организации (акционеров, участников и пр.) для  обеспечения ее уставной деятельности.
 
Добавочный капитал - включает эмиссионный доход, прирост стоимости  имущества в результате переоценки, стоимость имущества, полученного  организацией безвозмездно. Добавочный капитал может быть использован  на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен  между учредителями организации  и на другие цели. При этом порядок  использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов  отчетного года.
 
Резервный капитал - создается  в обязательном порядке за счет чистой прибыли и выступает в качестве страхового фонда для возмещения убытков. По его величине судят о  запасе финансовой прочности организации. Отсутствие или недостаточная величина резервного капитала рассматривается  как элемент дополнительного  риска при вложении капитала в  организацию. Главная задача резервного капитала состоит в покрытии возможных  убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической  конъюнктуры. Он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для  возмещения убытков и защиты интересов  третьих лиц в случае недостаточности  прибыли у организации до того, как будет уменьшен уставный капитал. Минимальный размер резервного капитала не должен быть менее 5% от уставного  капитала. В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой организации, независимо от организационно-правовой формы его собственности.
 
Нераспределенная прибыль - часть прибыли, полученная в предшествующем периоде и невыплаченная в  виде дивидендов, и предназначенная  для реинвестирования в развитие производства. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.
 
Величина собственного капитала - основа финансовой устойчивости организации.
 
3. Управление собственным  капиталом
 
 
Процесс управления собственным  капиталом организации включает:
 
1. Анализ формирования  собственного капитала в предшествующем  периоде. Целью такого анализа  является выявление потенциала  формирования собственных финансовых  ресурсов и его соответствия  темпам развития организации.
 
На первом этапе анализа  изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции организации, динамика удельного веса собственных  ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов.
 
На втором этапе анализа  рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В  первую очередь изучается соотношение  внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения  собственного капитала за счет различных  источников.
 
На третьем этапе анализа  оценивается достаточность собственных  финансовых ресурсов, сформированных в предплановом периоде. Критерием  такой оценки выступает показатель «коэффициент самофинансирования развития организации». Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития организации собственными финансовыми  ресурсами.
 
2. Определение будущей  потребности в собственном капитале  осуществляется следующим образом:
 
, где
 
Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах организации в планируемом периоде;
 
Пк - общая потребность в капитале на конец планового периода;
 
Уск - планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
 
СКн - сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
 
Пр - сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
 
Рассчитанная общая потребность  охватывает необходимую сумму собственных  финансовых ресурсов, формируемых как  за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
 
3. Оценка стоимости привлечения  собственного капитала из различных  источников проводится в разрезе  основных элементов собственного  капитала, формируемого за счет  внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат  основой разработки управленческих  решений относительно выбора  альтернативных источников формирования  собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного  капитала организации.
 
4. Формирование собственного  капитала за счет внутренних  источников. До того, как обращаться  к внешним источникам формирования  собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все  возможности их нормирования  за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми  внутренними источниками формирования  собственных финансовых ресурсов  организации являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
 
Метод ускоренной амортизации  активной части основных фондов увеличивает  возможности формирования собственных  финансовых ресурсов за счет этого  источника. Однако следует иметь  в виду, что рост суммы амортизационных  отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов  основных фондов приводит к соответствующему уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы, т.е. из следующего критерия:
 
, где
 
ЧП - планируемая сумма  чистой прибыли;
 
АО - планируемая сумма  амортизационных отчислений;
 
СФРмакс - максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.
 
5. Формирование собственного  капитала за счет внешних источников. Объем привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних  источников призван обеспечить  ту их часть, которую не удалось  сформировать за счет внутренних  источников финансирования. Если  сумма привлекаемых за счет  внутренних источников собственных  финансовых ресурсов полностью  обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
 
Потребность в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается по следующей формуле:
 
, где
 
СФРвнеш - потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
 
Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах в планируемом периоде;
 
СФРвнут - сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
 
Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения  дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или  за счет других источников.
 
Оптимизация структуры собственного капитала. Процесс оптимизации основывается на следующих критериях:
 
обеспечение минимальной  совокупной стоимости привлечения  собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных  финансовых ресурсов за счет внешних  источников превышает планируемую  стоимость привлечения заемных  средств, то от такого формирования собственных  ресурсов следует отказаться;
 
обеспечение сохранения управления организацией первоначальными учредителями. Рост дополнительного паевого или  акционерного капитала за счет сторонних  инвесторов может привести к потере такой управляемости.
 
Эффективность разработанной  политики формирования собственных  финансовых ресурсов (об этом речь пойдет в дальнейшем) оценивается с помощью  коэффициента самофинансирования развития организации в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать  поставленной цели.
 
Коэффициент самофинансирования развития организации рассчитывается по следующей формуле:
 
, где
 
Ксф - коэффициент самофинансирования предстоящего развития организации;
 
СФР - планируемый объем  формирования собственных финансовых ресурсов;
 
А - планируемый прирост  активов организации.
 
Успешная реализация разработанной  политики формирования собственных  финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
 
проведением объективной  оценки стоимости отдельных элементов  собственного капитала;
 
обеспечением максимизации формирования прибыли организации  с учетом допустимого уровня финансового  риска;
 
формированием эффективной  политики распределения прибыли (дивидендной  политики) организации;
 
формированием и эффективным  осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного  паевого капитала.
 
4. Политика формирования  собственного капитала
 
 
Основу управления собственным  капиталом организации составляет управление формированием его собственных  финансовых ресурсов. В целях обеспечения  эффективности управления этим процессом  разрабатывается обычно специальная  финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в  соответствии с потребностями развития организации в предстоящем периоде.
 
Политика формирования собственных  финансовых ресурсов представляет собой  часть общей финансовой стратегии  организации, заключающаяся в обеспечении  необходимого уровня самофинансирования ее производственного развития.
 
При разработке политики формирования собственного капитала необходимо учитывать  следующее.
 
Собственный капитал характеризуется  следующими основными положительными особенностями:
 
Простотой привлечения, так  как управленческие решения, связанные  с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами организации без  необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
 
Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании  не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
 
Обеспечением финансовой устойчивости развития организации, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением  риска банкротства.
 
Вместе с тем, ему присущи  следующие недостатки:
 
Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности организации в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах ее жизненного цикла.
 
Высокая стоимость в сравнении  с альтернативными заемными источниками  формирования капитала.
 
Неиспользуемая возможность  прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения  заемных финансовых ресурсов, так  как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности организации  над экономической.
 
Таким образом, организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен  единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной  конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли  на вложенный капитал.
 
5. Дивидендная политика
 
 
Дивидендная политика - это  составная часть общей политики управления собственным капиталом  и прибылью организации.
 
Цель дивидендной политики - разработка оптимальной пропорции  между потреблением прибыли собственниками и реинвестированием ее в активы организации по критерию максимизации рыночной стоимости организации.
 
Реинвестированная часть  прибыли является внутренним источником финансирования роста организации, чаще всего более дешевым по сравнению  со стоимостью привлечения внешних  источников финансирования.
 
Дивиденды - денежный доход  акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую  сумму собственного капитала организации.
 
Дивидендная политика призвана создать баланс между благоприятным  инвестиционным имиджем и покрытием  текущих инвестиционных потребностей организации. В теории и практике финансового менеджмента были выработаны следующие принципы осуществления  дивидендной политики: приоритетность учета интересов и менталитета  собственников организации, стабильность политики распределения прибыли  и ее предсказуемость.
 
Менталитет собственников  организации может быть направлен  на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. Если собственники (акционеры) нуждаются  в постоянном притоке текущих  доходов или не приемлют риски, связанные  с длительным ожиданием этих доходов  в будущем периоде, они будут  настаивать на обеспечении высокой  доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких  текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень  этих доходов в предстоящем периоде  за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли  будет возрастать. Эта пропорция  может меняться во времени в связи  с изменением внешних и внутренних условий деятельности организации.
 
Принципы стабильности и  предсказуемости политики распределения  прибыли сводятся к тому, что процесс  ее распределения должен носить долгосрочный характер, и при изменении пропорций  распределения прибыли (в связи  с корректировкой стратегии развития компании или по другим причинам) все  инвесторы (в первую очередь акционеры) должны быть заранее извещены об этом. Соблюдение этих принципов особенно важно в условиях «распыления  собственности» (например, в крупных  акционерных компаниях с большим  количеством акционеров).
 
Реализация дивидендной  политики предусматривает осуществление  следующих этапов:
 
Анализ факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной  политики. К ним относятся факторы, характеризующие инвестиционные возможности  организации, реальность привлечения  финансовых ресурсов из альтернативных источников, объективные ограничения  дивидендной политики.
 
Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегии  акционерного общества.
 
Разработка механизма  распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной  политики.
 
Определение уровня и форм выплаты дивидендов. Основными факторами  являются: выплата наличными деньгами, акциями, реинвестирование в дополнительные акции.
 
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту  политику. В практике финансового  менеджмента эти факторы принято  подразделять на четыре группы:
 
Факторы, характеризующие  инвестиционные возможности организации:
 
стадия жизненного цикла  организации (на ранних стадиях жизненного цикла акционерное общество вынуждено  больше средств инвестировать в  свое развитие, ограничивая выплату  дивидендов);
 
необходимость расширения акционерным  обществом своих инвестиционных программ (в периоды активизации  инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
 
степень готовности отдельных  инвестиционных проектов с высоким  уровнем эффективности (отдельные  подготовленные проекты требуют  ускоренной реализации в целях обеспечения  эффективной их эксплуатации при  благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость  концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды),
 
Факторы, характеризующие  возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников:
 
достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
 
стоимость привлечения дополнительного  акционерного капитала;
 
стоимость привлечения дополнительного  заемного капитала;
 
доступность кредитов на финансовом рынке;
 
уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
 
Факторы, связанные с объективными ограничениями:
 
уровень налогообложения  дивидендов;
 
уровень налогообложения  имущества организации;
 
достигнутый эффект финансового  рычага, обусловленный сложившимся  соотношением используемого собственного и заемного капитала;
 
фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
 
Прочие факторы:
 
конъюнктурный цикл товарного  рынка (в период подъема конъюнктуры  эффективность капитализации прибыли  значительно возрастает);
 
уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
 
неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание  платежеспособности является более  приоритетной задачей в сравнении  с ростом дивидендных выплат);
 
возможность утраты контроля над управлением организацией (низкий уровень дивидендных выплат может  привести к снижению рыночной стоимости  акций организации и их массовому  «сбросу» акционерами, что увеличивает  риск финансового захвата акционерного общества конкурентами).
 
Оценка этих факторов позволяет  определить выбор того или иного  типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
 
На следующем этапе  осуществляется выбор типа дивидендной  политики. Практическое применение рассмотренных  ранее теорий позволило сформировать три подхода к выбору типа дивидендной  политики организации.
 
 Основные типы дивидендной  политики
 
Определяющий подход формированию дивидендной политики 
Варианты используемых типов  дивидендной политики 
 
Консервативный подход 
Остаточная политика дивидендных  выплат.
 
Политика стабильного  размера дивидендных выплат. 
 
Умеренный (компромиссный) подход 
Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды (политика «экстра-дивидендов»). 
 
Агрессивный подход 
Политика стабильного  уровня дивидендов.
 
Политика постоянного  возрастания размера дивиденда. 
 
 
 
капитал менеджмент финансирование собственный
 
Остаточная политика дивидендных  выплат. Оптимальная доля дивидендов - это функция четырех факторов:
 
предпочтение инвесторами  дивидендов по сравнению с приростом  капитала;
 
инвестиционные возможности  организации;
 
целевая структура капитала организации;
 
доступность и цена внешнего капитала.
 
Последние три фактора  и объединяются в модель выплаты  по остаточному принципу. Эта теория предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность  в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей организации. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть  прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как  она обеспечит высокий темп роста  капитала (отложенного дохода) собственников.
 
Поскольку и схема инвестиционных возможностей, и уровень прибыли  варьируют по годам, строгое следование остаточному принципу выплаты дивидендов приводит к их изменчивости - в одном  году компания могла бы объявить, что  дивидендов не будет ввиду хороших  инвестиционных возможностей, а в  следующем году выплатить крупные  дивиденды, так как инвестиционные возможности невелики. Меняющиеся дивиденды  менее желательны, чем стабильные, а изменение выплаты дивидендов может подать ложные сигналы и подорвать доверие инвесторов.
 
Политика стабильных дивидендов. Существует мнение, что дивидендная  политика служит целям информирования инвесторов. Многие финансовые менеджеры  стремятся поддерживать стабильность или умеренный рост дивидендов, чтобы  избежать значительных колебаний или  непостоянства в политике выплат акционерам. Руководители организации  не любят наращивать дивиденды, если они чувствуют, что в будущем  возможно сокращение доходов.
 
Для организации, поддерживающей практику стабильных дивидендов, неожиданное  сокращение или рост дивидендов, как  правило, отражается на котировках акций. Рост дивидендов может привести к  росту котировок, потому что инвесторы  воспримут его как обещание замечательных  перспектив. Сокращение дивидендов соответственно может подействовать в противоположном  направлении. Если менеджеры стараются  поддерживать стабильность дивидендов, то такие изменения уровня выплат могут отражать ценную информацию, которую инвесторы будут воспринимать однозначно.
 
Политика стабильного  размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительной: периода (при высоких  темпах инфляции сумма дивидендных  выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство  уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости  от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостаток - слабая связь  с финансовыми результатами деятельности организации, в связи с чем в периоды низкой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавливается на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости организации из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.
 
Политика «экстра-дивидендов» (политика стабильного размера дивиденда с надбавкой в определенный период). Эта политика является развитием предыдущей и, по весьма распространенному мнению, представляет собой наиболее взвешенный тип. Организация выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды (дополнительные дивиденды), причем выплаты в настоящем периоде не означают их выплаты в следующем. Более того, здесь рекомендуется использовать психологическое воздействие премии - она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бессмысленной. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект в организациях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций организации снижается, и, соответственно, падает их рыночная стоимость.
 
Политика стабильного  уровня дивидендов предусматривает  установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимущество - простота формирования этой политики и тесная связь с размером формируемой  прибыли. Основной недостаток - нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемых нестабильностью суммы  формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным  периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости организации  в процессе осуществления такой  политики (она «сигнализирует» о  высоком уровне риска хозяйственной  деятельности организации). Только зрелые организации со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление  дивидендной политики этого типа.
 
Политика постоянного  возрастания размера дивидендов предусматривает стабильный рост уровня дивидендных выплат в расчете  на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к  их размеру в предшествующем периоде. Преимущество - обеспечение высокой  рыночной стоимости акций организации  и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при  дополнительных эмиссиях. Недостаток - отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности: если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность организации сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой  дивидендной политики могут позволить  себе лишь реально процветающие акционерные  организации, если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли  организации, то она представляет собой  верный путь к ее банкротству.
 
На следующем этапе  реализации дивидендной политики осуществляется разработка механизма распределения  прибыли в соответствии с избранным  типом дивидендной политики, который  предусматривает следующую последовательность действий:
 
Из суммы чистой прибыли  вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный  и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом  общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
 
Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придержи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.