Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сущность аудита и аудиторской деятельности

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.
Сущность  аудита и аудиторской деятельности
1.1.
Краткое изложение  истории аудита
Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. К тому времени, когда древние цивилизации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные государства и налаживать хозяйственную деятельность. Правильность подсчета доходов и расходов, сбора налогов, требовала установления контроля, целью которого являлось уменьшение ошибок и обмана со стороны некомпетентных или нечестных чиновников.
В Китае Государственная система  учета династии Чжоу, созданная в  первом тысячелетии до н.э., включала тщательно разработанный бюджет и аудит всех правительственных  департаментов.
В Афинах V в. до н.э. народное Собрание контролировало доходы и расходы государства, а его финансовая система включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий. В частном секторе хозяева имущества сами проводили аудит своих счетов.
В Римской республике государственные  финансы находились под контролем  Сената, а государственный бюджет проверялся штатом аудиторов под  наблюдением казначея. Римляне практиковали разделение обязанностей, делая различие между должностными лицами, которые  несли ответственность за налоги и расходы, и теми, кто имел дело с выручкой и платежами, и, подобно  грекам, разработали сложную систему  проверок и взаимопроверок.
В англоязычных странах самые древние дошедшие до нас учетные документы и упоминания об аудите находятся в архиве Казначейства Англии и Шотландии, который датируется 1130-м г. Согласно этому архиву Лондонское Сити подвергалось аудиту уже в начале XII в.
Начиная с XIII в., в архивных документах разных стран все чаще и чаще появляются упоминания об аудиторах и аудите.
Слово «аудит» происходит от латинского слова  «audio», что буквально означает «он слышит», «слушающий». Это слово довольно точно объясняет сложившуюся с древних времен и просуществовавшую до XVII столетия практику «слушания отчетов».
Аудит формировался в течение нескольких веков, и в середине XIX в. в таких странах как Великобритания и Франция приняты законы, предписывающие обязательный аудит компаний. С этого периода берет начало развитие современного аудита в форме независимого финансового контроля, создаются национальные и международные аудиторские организации. В настоящее время почти во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Первые  упоминания об аудиторах в России относятся к началу XVIII в. Аудиторами в это время назывались военные юристы. Звание аудитора в России введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в «Табели о рангах» к воинским чинам причислил и аудитора. По своему характеру должность аудитора не отличалась единством, совмещая в себе должности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. В 1797 г. аудиторы переименованы в статские чины, а в 1833 г. с целью обучения аудиторов в Петербурге учреждена школа, переименованная затем в Аудиторское училище. После проведения в России военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора упразднена.
Отмена  крепостного права, подъем промышленного  производства, распространение акционерных  обществ, рост общей культуры создали  предпосылки для возникновения  аудита как независимого финансового  контроля, и в период с 1891 по 1930 гг. предприняты три попытки введения аудита путем образования института присяжных бухгалтеров, института бухгалтеров, института государственных бухгалтеров-экспертов. Однако признания они не получили, и с 1930 г. независимые проверки перестали существовать.
В России советского социалистического  периода существовала жесткая централизованная система, в которой не было места  независимому финансовому контролю. По справедливому замечанию ученых: «Аудит возможен только в странах  с развитой экономикой. Если таковая  отсутствует, то отсутствует и аудит. Вместо него господствуют различные  виды контроля».
Таким образом, возникновение аудита относится  к древности и имеет большую  историю развития в мире.
1.2.
Становление аудита в России
Становление аудита в современной России начинается с 1987 г., с момента создания первых кооперативов и частных фирм, возникновения совместных предприятий.
Развитие  в России в условиях рыночных отношений  независимого финансового контроля (аудита) условно можно разделить на этапы, приведенные в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Этапы становления и развития аудита в России
Этап 
Законодательные и нормативные акты
1987—1990
Директивное внедрение аудита
Принято Постановление Правительства  СССР «О создании и деятельности на территории СССР совместных предприятий»
1991—1993
Стихийное развитие аудита
Приняты законы «О собственности  в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» 
1994—2001
Регламентируемый аудит 
Вступил в силу Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации». Документом утверждены временные правила  аудиторской деятельности.
Разработаны и внедрены в  практику стандарты аудита, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ
2001—2008
Правовой аудит 
Принят Федеральный закон  РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» 
Принято постановление Правительства  РФ от 23 сентября 2002 г. «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности» 
2009
Переход от государственного регулирования к саморегулированию  аудиторской деятельности
Вступил в силу Федеральный  закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» 

Аудиторская деятельность (аудит) в виде незаисимого финансового контроля для России является новым, нетрадиционным видом деятельности, возникшим под воздействием развития новых для нее рыночных отношений.
Появление новых для России видов собственности, отличных от государственной формы  собственности (например, ООО, ЗАО, ОАО), возникновение совместных предприятий  привело к созданию большого количества новых организаций, появлению нового класса собственников (частная собственность), увеличению количества бухгалтерских  кадров, усилению роли бухгалтерского учета и увеличению требований к  бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Выход предприятий и организаций на международный рынок привел к  необходимости реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и проверки этой отчетности.
Введение  налоговой системы, разнообразие финансово-хозяйственной  деятельности в условиях переходного  периода, неподготовленность вновь  появившегося класса собственников  к ведению бизнеса и большого числа новых бухгалтерских работников, прошедших ускоренный курс подготовки,  — все эти и многие другие факторы привели к необходимости возникновения и развития аудиторской деятельности в России.
В декабре 1993 г. Указом Президента РФ утверждены Временные правила аудиторской деятельности, которые положили начало становления аудиторской деятельности в РФ. Данные правила являлись основным нормативным документом, определяющим аудиторскую деятельность на протяжении более 7 лет вплоть до принятия в августе 2001 г. Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности», который окончательно определил место аудита в финансово-экономической системе и установил его правовые основы.
С 01 января 2009 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который устанавливает новые правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
1.3.
Понятие аудиторской  деятельности
Аудиторская деятельность (аудиторские  услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы могут оказывать связанные с  аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и  ведение бухгалтерского учета,  составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового  учета, составление налоговых  расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реорганизацией организаций или  их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью,  включая консультации по правовым  вопросам, представление интересов  доверителя в гражданском и  административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях,  в органах государственной власти  и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных  технологий;
8) разработку и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в  областях, связанных с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе  на бумажных и электронных  носителях;
10) обучение в областях, связанных  с аудиторской деятельностью;
11) иные услуги, установленные федеральными  стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.
1.4.
Субъекты рынка  аудиторских услуг
Субъектами рынка аудиторских  услуг выступают:
1) аудиторские организации;
2) индивидуальные аудиторы;
3) аудиторы;
4) аудируемые лица.
Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА).
Коммерческая  организация приобретает право  осуществлять аудиторскую деятельность с момента внесения сведений о  ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
Если  в течение трех месяцев с момента  государственной регистрации коммерческая организация не вступила в одно из СОА, то она не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», производные слова от слова «аудит», а также заниматься аудиторской  деятельностью.
Индивидуальный аудитор — предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, имеющий право заниматься аудиторской деятельностью.
Индивидуальный  аудитор приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента  внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций  СОА, членом которой он является.
Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СОА.
Физическое  лицо признается аудитором с момента  внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудитор осуществляет аудиторскую деятельность в рамках трудового договора между  ним и аудиторской организацией.
Аудируемое лицо — организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, финансово-хозяйственная деятельность которых подвергается аудиту.
1.5.
Классификация видов  аудита
Классификация видов аудита по основным признакам представлена ниже.
    По стадии развития:
      подтверждающий аудит — проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
      системно-ориентированный аудит — аудиторская проверка на основе анализа системы внутреннего контроля (СВК);
      аудит, базирующийся на риске — концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском.
    По характеру заказа:
      обязательный аудит— проводится в случаях, установленных законодательством или по поручению госорганов;
      инициативный (добровольный) аудит — осуществляется по решению экономического субъекта. Характер и масштабы такой проверки определяет заказчик.
    По сфере деятельности субъекта:
      общий аудит;
      банковский аудит
      аудит страховых организаций;
      аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и прочей деятельности.
    По объекту проверки:
      внешний;
      внутренний.
    По периодичности проведения:
      первоначальный аудит — проводится аудитором (аудиторской организацией) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его СВК и др.;
      повторяющийся аудит — осуществляется аудитором (аудиторской организацией) повторно или регулярно.
1.6.
Критерии обязательного  проведения аудита
Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических  субъектов подлежит обязательной ежегодной  аудиторской проверке по следующей системе показателей.
    По критерию организационно-правовой формы подлежат проверке все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала.
    По виду деятельности проверке подлежат: кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
    По финансовым показателям деятельности экономические субъекты подлежат проверке при наличии хотя бы одного из двух показателей:
      объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному году превышает 50 млн. рублей;
      сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.
    По другим критериям, установленным федеральными законами РФ.
Обязательный  аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых  допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных  и страховых организаций, негосударственных  пенсионных фондов, а также консолидированной  отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной  собственности составляет не менее 25%, и договор на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключаются  по итогам размещения заказа путем  проведения торгов в форме открытого  конкурса. Порядок проведения торгов определен в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
1.7.
Сравнение внутреннего  и внешнего аудитов
Внешний аудит проводят аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Внутренний аудит проводится внутри предприятия или организации собственными службами внутреннего контроля.
Различия  и сходства между внешним и  внутренним аудитами приведены в  табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Сравнительная характеристика внутреннего  и внешнего аудитов 
Внутренний аудит 
Внешний аудит 
Различия 
1
Заказчик 
Руководство предприятия, организации, учреждения
Органы государственного контроля, владельцы средств, банки, страховые организации 
2
Периодичность
В период осуществления хозяйственной  деятельности
По истечении отчетного  периода 
3
Ограничения
Потребностями самой организации 
Законодательством
4
Квалификация проверяющего
Определяется по усмотрению управленческой структуры 
Строго определяется государством
5
Цели 
Определяются руководством либо явным образом, либо косвенно, из планов
Проистекают из законоположений, интерпретаций судебных инстанций  и других внешних потребностей
6
Отчетность 
Перед руководителем 
Перед сторонними группами, перед руководством организации 
Сходства 
1
Методы 
Применяются одни и те же методы в ходе проверки. Различия существуют на детальном уровне и в степени  точности
2
Данные 
Используют одни и те же данные бухгалтерского учета и отчетности

1.8.
Сравнение аудита и ревизии
Ревизия — это проверка, осуществляемая государственными органами с целью выявления и наказания виновных лиц в мошенничестве и хищениях.
В рамках аудиторской проверки аудитор  выражает мнение о выявленных нарушениях финансово-хозяйственной деятельности без каких-либо санкций.
Различия  между аудитом и ревизией по основным признакам представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Сравнительная характеристика аудита и ревизии 
Отличительные признаки
Аудит
Ревизия
1
Целевые
Выявление, локализация, страховая  оценка и признание недостатков  хозяйственной жизни как ее неотъемлемого  элемента
Выявление, локализация и  оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика)
2
Правовые 
Гражданское право: на основе хозяйственных договоров 
Административное право: на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных  органов 
3
Гносеологические 
Проверка достоверности  информации в финансовых отчетах  заказчика 
Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников
4
Объектные
Все, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние 
Все, что нарушает действующее  законодательство и учетную политику организации (государства)
5
Управленческие 
Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения 
Связи вертикальные, в порядке  административного назначения
6
Принцип оплаты услуг 
Платит клиент или по его  согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения
Платит вышестоящее звено  или государственный орган 
7
Практические задачи
Клиент решает задачи по привлечению  новых пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению платежеспособности
Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений 
8
Достаточность
Принцип разумной достаточности  с ориентацией на соотношение  затрат и результатов
Принцип максимально возможной  точности и выявления виновных лиц, а также размера ущерба
9
Результаты 
Аудиторское заключение и  рекомендации для заказчика 
Акт ревизии, организационные  выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения

Вопросы для самопроверки
    К какому периоду историки относят возникновение аудита?
    Что означает слово «аудит»?
    Почему в советский социалистический период не было места аудиту в России?
    Назовите и охарактеризуйте этапы современного становления аудита в России.
    Какие виды аудиторских услуг могут осуществлять аудиторы?
    Могут ли аудиторы заниматься другими видами предпринимательской деятельности?
    Чем отличается индивидуальный аудитор от аудитора?
    При каких условиях коммерческая организация может заниматься аудиторской деятельностью?
    Назовите критерии обязательного проведения аудита.
    Чем отличается внешний аудит от внутреннего аудита?
    Чем отличается внешний аудит от ревизии?
 
2.Правовое  регулирование аудиторской деятельности  в России
2.1.
Концепции регулирования  аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике существуют две концепции регулирования аудиторской деятельности.
    Концепция государственного регулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Эта концепция получила распространение  в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ.
    Концепция саморегулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями и ориентирована в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.
Эта концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания).
2.2.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
В табл. 2.1 представлена пятиуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.
Таблица 2.1.
Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в РФ
Законодательный акт или нормативный документ
Регулирование
I
- Федеральный закон РФ  от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской  деятельности»; 
- Федеральный закон РФ  от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» (в действующей  редакции);
- Федеральный закон РФ  от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых  организациях»; 
- другие федеральные законы;
- указы Президента 
Устанавливают отношения  в аудиторской деятельности
II
Постановления Правительства  РФ
Определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности
III
Приказы Министерства финансов РФ
Устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов  рынка 
IV
Документы СОА 
Устанавливают нормы аудита в рамках СОА 
V
Документы аудиторских организаций 
Устанавливают нормы аудита в рамках аудиторской организации 

2.3.
Структура и функции  органов регулирования аудиторской  деятельности
Переход от государственного регулирования  аудиторской деятельности к новым  правовым основам осуществляется передачей  части функций от государства  к саморегулируемым организациям аудиторов (СОА).
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган (УФО) в лице Министерства финансов РФ. Его основными функциями являются:
    выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
    нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    ведение государственного реестра СОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
    анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.
Для обеспечения общественных интересов  в ходе осуществления аудиторской  деятельности при Министерстве финансов РФ работает Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие основные функции:
    рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
    рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
    одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;
    оценивает деятельность СОА по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
    вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
    рассматривает обращения и ходатайства СОА в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа.
Для обеспечения условий осуществления  аудиторской деятельности создаются  некоммерческие СОА.
Саморегулируемая организация  аудиторов осуществляет следующие основные функции:
    разрабатывает и устанавливает условия членства аудиторов и аудиторских организаций в СОА;
    применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами СОА, в отношении своих членов;
    образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СОА, а также между ними и потребителями произведенных членами СОА услуг, иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
    осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СОА в форме отчетов в порядке, установленном уставом СОА или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СОА;
    представляет интересы членов СОА в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
    организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СОА, прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации;
    обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном законодательством и внутренними документами СОА;
    участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
    разрабатывает и утверждает стандарты СОА;
    принимает кодекс профессиональной этики аудиторов;
    осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА;
    рассматривает жалобы на действия членов СОА и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА.
2.4.
Совет по аудиторской  деятельности
Министерством финансов РФ утверждаются Положение  о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности.
Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Министерства финансов РФ.
В состав совета по аудиторской деятельности входят:
1) десять представителей пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) два представителя Министерства  финансов РФ;
3) по одному представителю от  федерального органа исполнительной  власти, осуществляющего функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере развития  предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной  власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;
4) два представителя от СОА кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми СОА.
Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз  в три года не менее чем на 25% их общего числа.
Представители СОА подлежат ротации один раз  в год.
Председатель  совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в  состав совета.
Секретарем  совета по аудиторской деятельности является представитель Министерства финансов РФ из числа членов совета.
Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Оно считается  правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.
Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих  в его заседании.
Совет по аудиторской деятельности создает  рабочий орган для подготовки решений совета.
Состав  рабочего органа совета по аудиторской  деятельности и его численность  утверждаются Министерством финансов РФ.
В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят:
1) руководители постоянно действующих  коллегиальных органов управления  и другие представители всех  СОА;
2) руководитель единой аттестационной комиссии;
3) представители Министерства финансов  РФ;
4) представители научной и педагогической  общественности.
Число представителей СОА в рабочем  органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70% общего числа  членов рабочего органа совета.
Состав  рабочего органа совета по аудиторской  деятельности подлежит ротации один раз в три года. В количественном отношении ротации подлежит не менее 30% из общего числа членов рабочего органа совета.
Ротации не подлежат:
1) руководители постоянно действующих  коллегиальных органов управления  СОА;
2) представители Министерства финансов  РФ;
3) руководитель единой аттестационной  комиссии.
Регламент совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждаются советом по аудиторской деятельности.
Сведения  о деятельности совета по аудиторской  деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.
Совет по аудиторской деятельности должен поддерживать высокий профессиональный уровень аудиторской деятельности в общественных интересах.
?
2.5.
Саморегулируемая  организация аудиторов
Саморегулируемой организацией аудиторов (СОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая  организация приобретает статус СОА с момента ее включения  в государственный реестр СОА, который ведет Министерство финансов РФ.
Требования, необходимые для включения в государственный реестр СОА:
1) наличие членов не менее  700 физических лиц или не менее  500 коммерческих организаций;
2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СОА и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) обеспечение СОА дополнительной  имущественной ответственностью  каждого ее члена перед потребителями  аудиторских услуг и иными  лицами посредством формирования  компенсационного фонда (компенсационных  фондов) СОА.
В СОА создается постоянно действующий  коллегиальный орган управления, независимые члены которого должны составлять не менее одной пятой  числа членов этого органа.
Для осуществления деятельности в СОА должны быть созданы:
    специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СОА требований Закона об аудиторской деятельности;
    стандарты аудиторской деятельности;
    правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
    кодекс профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия.
СОА имеет право:
    от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СОА, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
    участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
    вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
    запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения СОА возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке;
    устанавливать требования, дополнительные к предусмотренным Законом об аудиторской деятельности, в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами;
    устанавливать требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
    устанавливать меры, дополнительные к мерам, предусмотренным Законом об аудиторской деятельности;
    устанавливать меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона об аудиторской деятельности;
    устанавливать стандарты аудиторской деятельности;
    устанавливать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
    устанавливать кодекс профессиональной этики аудиторов;
    организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
СОА не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СОА и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
СОА не может являться членом другой СОА.
СОА обязано:
    осуществлять функции, установленные законодательством;
    участвовать в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной Законом об аудиторской деятельности;
    сообщать в Министерство финансов РФ об изменениях в сведениях о СОА для внесения в государственный реестр СОА, а также о возникшем несоответствии СОА требованиям, установленным Законом об аудиторской деятельности, не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;
    сообщать в Министерство финансов РФ о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных СОА в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Министерством финансов РФ;
    представлять в Министерство финансов РФ отчет об исполнении СОА, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Министерством финансов РФ;
    подтверждать соблюдение аудиторами, являющимися членами этой СОА, требования об обучении по программам повышения квалификации;
    не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса, представлять в Министерство финансов РФ и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СОА;
    оказывать содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СОА.
СОА ведет реестр аудиторов и аудиторских организаций — своих членов.
Реестр  аудиторов и аудиторских организаций — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций.
Контрольный экземпляр реестра  аудиторов и аудиторских организаций — свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.
Ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов  и аудиторских организаций, осуществляется Министерством финансов РФ.
Порядок ведения реестров, а также перечень включаемых в них сведений устанавливаются  Министерством финансов РФ. Реестры  ведутся на бумажном и электронном  носителях. При несоответствии между  записями на бумажном носителе и электронном  носителе приоритет имеют записи на бумажном носителе.
Сведения  о члене СОА вносятся СОА в  реестр аудиторов и аудиторских  организаций не позднее семи рабочих  дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приеме в члены  СОА.
Сведения, содержащиеся в реестре аудиторов  и аудиторских организаций, являются открытыми и общедоступными, предоставляются  по письменному запросу заинтересованного  лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного  запроса.
Сведения  обо всех изменениях в реестр аудиторов  и аудиторских организаций представляются аудиторской организаций или  аудитором в письменной форме  в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких  изменений.
Сведения  о прекращении членства аудиторской  организации и аудитора в СОА вносятся в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения членства.
В течение 7 рабочих дней со дня внесения изменений в реестр аудиторов  и аудиторских организаций СОА  сведения передаются в Министерство финансов РФ для отражения информации в контрольном экземпляре реестра  аудиторов и аудиторских организаций.
Министерство  финансов РФ в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения  информации, вносит соответствующие  сведения или изменения в сведения в контрольный экземпляр реестра  аудиторов и аудиторских организаций.
Плата за внесение сведений в реестр аудиторов  и аудиторских организаций не взимается.
Вопросы для самопроверки
    Какая концепция регулирования аудиторской деятельности существует в РФ?
    Назовите основные нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ.
    Назовите структуру органов регулирования аудиторской деятельности.
    Назовите функции уполномоченного федерального органа.
    Назовите функции СОА.
3.
Аудиторские организации
3.1.
Требования, предъявляемые  к аудиторским организациям
Аудиторская организация создается для осуществления только аудиторской деятельности.
К аудиторской организации предъявляются следующие требования:
    является коммерческой организацией;
    является членом только одной саморегулируемой организации аудиторов;
    создается в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
    численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
    доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
    численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;
    безупречная деловая репутация;
    наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
    уплата взносов в СОА в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
    уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СОА.
Если  аудиторская организация не является членом одного из СОА, то сведения о  ней не внесены в Единый государственный  реестр аудиторов и аудиторских  организаций и, следовательно, она  не имеет права заниматься аудиторской  деятельностью, а также не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская» и производные  слова от слова «аудит».
3.2.
Правила вступления организации в СОА
Коммерческая  организация для вступления в  члены СОА в качестве аудиторской организации подает заявление о вступлении и представляет следующие документы:
    учредительные документы;
    документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
    список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
    список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией;
    список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации;
    письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;
    один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
    иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены СОА.
В СОА представляются оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии. Оригиналы учредительных  документов, квалификационных аттестатов аудитора, документов, подтверждающих внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, принимаются СОА для ознакомления и возвращаются представившему их лицу. В СОА в этом случае сохраняются копии документов, заверенные уполномоченным лицом этой СОА.
Правилами приема в члены СОА может быть установлено требование о представлении  надлежаще заверенных переводов  на русский язык документов, исполненных  полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.
СОА в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем представления документов, принимает решение о приеме либо об отказе в приеме в члены СОА.
Решение СОА о приеме в члены СОА  вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СОА, а также  взносов, установленных СОА при  приеме в ее члены.
В случае неуплаты взносов в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приеме в члены СОА, такое решение  признается СОА недействительным.
Основанием для принятия СОА решения об отказе в приеме в члены СОА является:
1) несоответствие лица требованиям  Закона об аудиторской деятельности  и требованиям к членству, утвержденным  СОА;
2) представление документов, не  соответствующих требованиям, установленным  Законом об аудиторской деятельности;
3) установление недостоверности  сведений, содержащихся в документах, представленных в СОА;
4) обнаружение после выдачи физическому  лицу квалификационного аттестата  аудитора обстоятельств, препятствовавших  такой выдаче;
5) прекращение членства аудиторской  организации, аудитора в данной  или иной СОА, если со дня  принятия решения о прекращении  членства прошло менее трех  лет.
Решение СОА об отказе в приеме в ее члены  должно быть сообщено в письменной форме не позднее семи рабочих  дней со дня, следующего за днем принятия данного решения.
Решение об отказе в приеме в члены СОА  может быть оспорено в судебном порядке.
3.3.
Правила прекращения  членства аудиторской организации  или аудитора в СОА
Основанием для прекращения  членства в СОА является:
1) заявление аудиторской организации  или аудитора в письменной  форме о выходе из членов  СОА;
2) решение СОА об исключении  из ее членов аудиторской организации  или аудитора в качестве меры  дисциплинарного воздействия;
3) выявление недостоверных сведений  в документах, представленных для  приема в члены саморегулируемой  организации аудиторов;
4) реорганизация аудиторской организации,  за исключением случая реорганизации  в форме присоединения;
5) ликвидация аудиторской организации;
6) аннулирование квалификационного  аттестата аудитора;
7) признание аудиторского заключения заведомо ложным;
8) исключение сведений о СОА  из государственного реестра  СОА;
9) другие основания, предусмотренные  федеральными законами.
Членство  аудитора в СОА считается прекращенным с даты принятия СОА решения о прекращении такого членства.
Членство  аудиторской организации в СОА  считается прекращенным с даты ликвидации или реорганизации аудиторской организации либо с даты принятия СОА решения о прекращении такого членства.
В случае, если сведения о СОА исключены из государственного реестра СОА, членство аудиторской организации, аудитора в такой СОА считается прекращенным с даты исключения этих аудиторских организаций, аудитора уполномоченным федеральным органом (Министерством финансов РФ) из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.
СОА не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем прекращения  членства аудиторской организации, аудитора в этой СОА, уведомляет в письменной форме:
1) лицо, членство которого в СОА  прекращено;
2) аудиторскую организацию, работником  которой на основании трудового  договора является аудитор, членство  которого в СОА прекращено;
3) иные СОА, за исключением  случая прекращения членства  по заявлению аудиторской организации,  аудитора.
3.4.
Права и обязанности  аудиторской организации, индивидуального  аудитора
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:
    самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
    исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
    получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
    отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
1) непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
2) выявления в ходе аудита  обстоятельств, оказывающих либо  способных оказать существенное  влияние на мнение аудиторской  организации, индивидуального аудитора  о достоверности бухгалтерской  (финансовой) отчетности аудируемого лица;
    осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
    предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в СОА
    передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
    обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
    исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
3.5.
Права и обязанности  аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
При проведении аудита аудируемое лицо лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
    требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
    получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
    осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
    содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
    не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
    своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
    исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
3.6.
Ответственность аудиторской организации, индивидуального  аудитора, аудитора
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудиторы несут уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность в отношении аудиторов предусмотрена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса РФ.
Согласно  этой статье использование аудитором  своих полномочий вопреки задачам  своей деятельности и в целях  извлечения выгод и преимуществ  для себя или других лиц либо нанесения  вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан  или организаций либо охраняемым законом интересам общества или  государства, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
То  же деяние, совершенное в отношении  заведомо несовершеннолетнего или  недееспособного лица, наказывается штрафом в размере от ста тысяч  до пятисот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом  на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Гражданско-правовая ответственность предусмотрена Гражданским кодексом РФ, согласно которому аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица, а также экономические субъекты, заключившие договор с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором на оказание сопутствующих услуг, несут ответственность за нарушение условий договора.
Дисциплинарная ответственность предусмотрена Законом об аудиторской деятельности.
Аудиторская организация и (или) аудитор, допустившие  нарушение требований Закона об аудиторской  деятельности, стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики  аудиторов, подвергаются мерам дисциплинарного воздействия со стороны уполномоченного федерального органа в лице Министерства финансов РФ и (или) СОА, членом которого они являются.
Министерство финансов РФ может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
    вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
    вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
    направить СОА, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в СОА;
    направить СОА, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении аудиторской организации из СОА.
СОА может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
    вынести предписание, обязывающее члена СОА устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
    вынести члену СОА предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
    наложить штраф на члена СОА;
    принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в СОА на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
    принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов СОА;
    применить иные установленные внутренними документами СОА меры.
3.7.
Порядок применения мер дисциплинарного воздействия  в отношении членов СОА
В СОА работает орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия на поступившие жалобы на действия членов СОА.
Процедура рассмотрения жалоб устанавливается  внутренними документами СОА.
При рассмотрении жалоб приглашаются лица, направившие жалобы, и члены СОА, в отношении которых рассматриваются  дела о применении мер дисциплинарного  воздействия.
Решения принимаются большинством голосов  членов органа по рассмотрению дел  о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия  и вступают в силу с момента  их принятия указанным органом.
В случае рассмотрения дел об исключении лица из членов СОА, решение может  быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СОА мер  дисциплинарного воздействия.
СОА в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СОА мер дисциплинарного воздействия решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СОА направляет копии такого решения члену СОА, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято  решение о приостановлении их членства в СОА, в течение всего  срока действия такого решения не вправе:
1) заключать договоры оказания  аудиторских услуг;
2) вносить влекущие увеличение  обязательств аудиторской организации,  индивидуального аудитора изменения  в договоры оказания аудиторских  услуг, заключенные до принятия  СОА указанного решения.
Не  менее чем за семь рабочих дней до истечения срока, на который приостановлено членство аудиторской организации, аудитора в СОА, СОА принимает  решение о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в СОА либо об их исключении из членов СОА.
Решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СОА мер  дисциплинарного воздействия, за исключением  решения об исключении лица из членов СОА, могут быть обжалованы членами  САО в постоянно действующий  коллегиальный орган управления СОА в сроки, установленные СОА.
Решение постоянно действующего коллегиального органа управления СОА об исключении лица из членов СОА может быть обжаловано лицом, исключенным из членов СОА, в  суд в установленном законодательством  Российской Федерации порядке.
Денежные  средства, полученные СОА в результате наложения на члена СОА меры дисциплинарного  воздействия в виде штрафа, подлежат зачислению в компенсационный фонд СОА.
Любой член СОА в случае нарушения его  прав и законных интересов действиями (бездействием) СОА, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения СОА причиненного ему вреда.
Вопросы для самопроверки
    Назовите требования, предъявляемые к аудиторским организациям.
    Какие правила должна соблюдать организация, чтобы называться аудиторской?
    Назовите права и обязанности аудиторских организаций.
    Какая ответственность ложится на аудиторские организации?
    Назовите права и обязанности аудируемых лиц.
4.
Аудитор
4.1.
Правила вступления аудитора в СОА и прекращения  его членства
Для вступления в члены СОА в качестве аудитора допускаются физические лица имеющие:
1) квалификационный аттестат аудитора;
2) безупречную деловую (профессиональную) репутацию;
3) уплату взносов в СОА в  размерах и порядке, которые  устанавливаются ею;
4) уплату взносов в компенсационный  фонд (компенсационные фонды) СОА.
Аудитор может являться членом только одной  СОА.
Для вступления в члены СОА в качестве аудитора физическое лицо подает в  СОА заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы:
    квалификационный аттестат аудитора;
    письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций;
    справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
    документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
    иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены СОА.
В СОА представляются оригиналы документов или их надлежащим образом заверенные копии. Оригиналы документов принимаются  СОА для ознакомления и возвращаются представившему их лицу. В СОА в  этом случае сохраняются копии документов, заверенные уполномоченным лицом этой СОА.
Процедура принятия решения о приеме либо об отказе в приеме в члены СОА  для аудиторской организации  и для аудитора едина и описана  выше.
Физическое  лицо, в отношении которого решение  о принятии в члены СОА признано недействительным, вправе снова подать в установленном законом порядке  документы для приема в члены  СОА при условии, что со дня  выдачи ему квалификационного аттестата  аудитора либо со дня завершения прохождения  им обучения по программам повышения  квалификации не прошло одного года.
Правила прекращения членства аудиторской  организации и аудитора в СОА одинаковы и описаны выше.
.2.
Аттестация на право осуществления аудиторской  деятельности
Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация  осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.
Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
    высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
    наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию;
    наличие документов о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании.
С 01 января 2001 г. обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора следующие:
    высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
    наличие ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.
Министерство  финансов РФ определяет дополнительные требования к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске  к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи.
С 01 января 2001 г. квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СОА. Деятельность этой комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.
За  прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой  устанавливается единой аттестационной комиссией.
Порядок проведения квалификационного экзамена, выдачи квалификационного аттестата  аудитора и его форма утверждаются Министерством финансов РФ.
Решение об отказе в выдаче квалификационного  аттестата аудитора принимается  в случае обнаружения несоответствия претендента требованиям законодательства.
Решение об отказе в выдаче квалификационного  аттестата аудитора может быть оспорено в суде.
Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного  аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СОА, членом которой он является.
Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается СОА для своих  членов и не может быть менее 120 часов  за три последовательных календарных  года, но не менее 20 часов в каждый год.
4.3.
Основания и порядок  аннулирования квалификационного  аттестата аудитора
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:
    получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту;
    вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
    несоблюдения аудитором требований независимости и аудиторской тайны;
    систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Закона об аудиторской деятельности или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
    подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
    неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
1) лиц, являющихся членами постоянно  действующих коллегиальных органов  управления и членами коллегиальных  исполнительных органов СОА, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов СОА, а также лиц, исполняющих в СОА функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;
2) работников подразделений внутреннего  контроля организаций, на которых  возложены обязанности по проведению  проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;
3) лиц, исполняющих обязанности  единоличного исполнительного органа  или являющихся членами коллегиального  исполнительного органа аудиторских  организаций;
4) иных лиц, предусмотренных  другими федеральными законами;
    несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, за исключением случая, когда СОА с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);
    уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.
Решение об аннулировании квалификационного  аттестата аудитора принимается  СОА, членом которой является аудитор.
Решение СОА об аннулировании квалификационного  аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение  трех месяцев со дня получения  указанного решения.
Аудитор лишается права повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, если квалификационный аттестат аудитора аннулирован вследствие:
    получения его с использованием подложных документов;
    несоблюдения аудитором требований независимости и аудиторской тайны;
    систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Закона об аудиторской деятельности или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
    подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным.
Если  квалификационный аттестат аудитора аннулирован  вследствие вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права  заниматься аудиторской деятельностью  в течение определенного срока, то аудитор лишается права повторно обращаться с заявлением о допуске  его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.
4.4.
Профессиональная  этика аудиторов
Отличительной чертой аудиторской профессии является осознание своей ответственности  перед обществом.
Деятельность  аудитора основывается на доверии к  нему заказчиков и пользователей  бухгалтерской отчетности. Основные требования к аудитору и его компетентности определены нормативными актами, но есть определенные нормы человеческого  и профессионального поведения  аудитора, которые не могут быть закреплены законами. Это этические требования, устанавливаемые и действующие внутри сообщества людей одной профессии — профессии аудитора.
Этические нормы различных профессиональных организаций отличаются друг от друга  по своей структуре и содержанию, но неизменными остаются основополагающие принципы: объективность, независимость, честность, конфиденциальность.
Для единообразного подхода к вопросам этики разработан кодекс профессиональной этики аудиторов.
Кодекс профессиональной этики  аудиторов — свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Каждая  СОА принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов, а также вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
Аудиторы  для достижения целей аудита должны соблюдать ряд исходных условий и основных принципов:
    порядочность. Аудитор должен быть прямолинеен и честен при предоставлении им профессиональных услуг;
    объективность. Аудитор должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или пристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности;
    профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и прилежанием. Он несет постоянную обязанность по поддержанию профессиональных знаний и умений на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы;
    конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или установленными на законодательном уровне правами или обязанностями;
    профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию. Обязательство воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию, предполагает, что организации при разработке этических стандартов должны рассмотреть вопрос об обязанностях аудитора по отношению к заказчикам, третьим лицам, другим представителям бухгалтерской профессии, сотрудникам, работодателям и населению в целом;
    стандарты. Аудитор должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с установленными стандартами аудиторской деятельности.
4.5.
Независимость аудиторских  организаций, аудиторов
Аудиторы должны быть свободными и выглядеть свободными от какой-либо заинтересованности, которая может быть признана (вне зависимости от ее действительных последствий) несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости.
Ниже  приведены установленные Законом  об аудиторской деятельности случаи, которые в силу действительного или очевидного отсутствия независимости дадут разумному наблюдателю сомнения в независимости аудитора.
Аудит не может осуществляться:
    аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
    аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
    аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
Аудиторская проверка и оказание сопутствующих услуг осуществляются на основе возмездного оказания аудиторских услуг, в котором наряду с другими обязательными положениями определяются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам. Однако они не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Под конфликтом интересов в данном случае понимается ситуация, при которой  заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может  повлиять на мнение такой аудиторской  организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Случаи  возникновения у аудиторской  организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту  интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов  устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.
4.6.
Аудиторская тайна
Аудиторскую тайну (конфиденциальность информации) составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских услуг за исключением:
1) сведений, разглашенных самим  лицом, которому оказывались аудиторские  услуги, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с  аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты  аудиторских услуг.
Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны  сохранять аудиторскую тайну.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор  не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим  лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ.
Передача  сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам  в случаях, предусмотренных законодательством  РФ, не является нарушением аудиторской  тайны.
Министерство  финансов РФ и его работники, СОА, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с законодательством РФ, обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов.
В случае разглашения аудиторской  тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, Министерством  финансов РФ, СОА, а также иными  лицами, получившими доступ к аудиторской  тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались  аудиторские услуги, вправе потребовать  от виновного лица возмещения причиненных  убытков в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки
    Какие требования, предъявляются к желающим стать аудиторами?
    Что такое аттестация на право осуществления аудиторской деятельности?
    Назовите основания аннулирования квалификационного аттестата.
    Назовите и объясните этические принципы аудита.
    Почему принципам независимости и соблюдения аудиторской тайны в аудиторской деятельности уделяется огромное значение?
5.
Стандарты аудиторской деятельности
5.1.
Понятие и значение стандартов аудита
Стандарты аудита являются едиными базовыми принципами, которым должны следовать все аудиторские организации и аудиторы в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
Стандарты устанавливают минимальный уровень  исполнения и качества, которого ожидают  от аудитора их заказчики и общественность. В отличие от процедур аудита, которые  выполняются шаг за шагом и  изменяются в зависимости от отдельных  факторов, таких, как масштабы производства заказчика, специализация, система  бухгалтерского учета, и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы и должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации стандарты подвергаются периодическому пересмотру.
На  базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, визы отчетов (заключений) аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Значение стандартов состоит в том, что они:
    обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
    способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
    помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    повышают престиж профессии;
    облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
    обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
Стандарты условно можно разделить на международные и национальные.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.