Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Использование рассказов и бесед в ознакомлении дошкольников с природой

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.05.13. Год: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………..
    Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе
    Виды детских рассказов о природе и виды бесед
    Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о
природе
    Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах
Заключение
Список использованных источников
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В ознакомлении детей с  природой - основная задача в умственном воспитании - образовании у детей  знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных  чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями  природы. Неотъемлемая часть умственного  воспитания - сенсорная культура. Она  направлена на совершенствование анализаторов, накопления у детей чувственного опыта, что является основой для  последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий.
Усвоение детьми знаний должно быть тесно связанно с развитием  их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания  нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснения наблюдаемых явлений  и подводить детей к осознанию  связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных  связей и отношений между явлениями  природы развивается мышление.
Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно  сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находиться в тесной связи с общим умственным развитием  и является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая  детям, что и как надо наблюдать  у животных и растений, обращая  их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует  не только знания о природе, но и  отношение детей к ней. Нужно  только всегда учитывать возраст  ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
В непосредственном соприкосновении  с природой вместе с наблюдательностью  развивается и любознательность.
В основе последней лежит  ориентировочный и исследовательский  рефлекс, развитие которого И.П.Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется  в бесконечных вопросах к взрослым: что это? Как? Почему?
Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению  различных вопросов. Активное участие  детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе  более устойчивым. Данные исследований последних лет показывают, что  развитие любознательности у детей  старших групп повышается в связи  с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.
В процессе ознакомления детей  с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка  особое место занимает воспитание у  него любви к родной природе и  бережного отношения живому. Детям  особенно близко и дорого то, что  они сами вырастили. Наличие в  детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие  качества, как бережное отношение  к природе, любовь и привычку к  труду, ответственность за порученное дело.
Для воспитания у детей  трудолюбия, бережного отношения  к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания  растений и ухода за животными. Очень  важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном  участке развивала мышцы и  укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с  трудом взрослых в природе, воспитывать  уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно  использовать для укрепления их здоровья и физического развития.
Природа является одним из основных средств эстетического  воспитания детей. Красота природы  не оставляет безучастными даже самых  маленьких детей. Знакомя их с  природой, надо обращать внимание на шум  леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах  цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать  прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии [4 с.18].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Значение и место рассказа воспитателя и бесед о природе в формировании у дошкольников представлений о природе.
При ознакомлении детей с  природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям  явлениях природы и фактах из жизни  животных и растений, полученных в  процессе наблюдений и труда в  природе. Дети получают знания о новых  явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
При использовании словесных  методов воспитатель учитывает  способность детей к пониманию  речи, длительному произвольному  вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие  у них ярких конкретных представлений  о том или ином явлении или  факте, которые будут предметом  обсуждения, уточнения, систематизации.
Основная задача словесных методов, будь то рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе [6].
 
 
 
 
 
 
 
2. Виды детских рассказов о природе и виды бесед.
 
В ознакомлении дошкольников с природой можно использовать следующие  виды рассказов:
1) сюжетный рассказ на  основе непосредственного восприятия  или труда в природе («Как  мы устроили цветник», «Как мы  спасли птицу», «Кто обедал в  птичьей столовой?»);
2) сюжетный и описательный  рассказ на основе обобщения  знаний, полученных в результате  бесед, чтения книг, рассматривания  картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»  и др.);
3) описательный рассказ,  построенный на сравнении разных  времен года («Наш участок зимой  и летом»), и описание пейзажной  картины;
4) описательный рассказ  о сезоне в целом («Расскажи  о весне», «Мое любимое время  года», «Что ты знаешь об  осени?»);
5) описательный рассказ  об отдельном предмете или  явлении природы («Анютины глазки»,  «Ветка сирени», «Осенний букет»).
 Указанная последовательность  видов рассказов обеспечивает  постепенное усложнение работы.
Используя рассказы в своей  работе, педагоги решают сразу ряд  задач: ознакомление дошкольников с природой новым интересным способом для воспитанников; обучают монологической речи; формируют и совершенствуют связную речь.
 Сюжетный рассказ о  природе на основе непосредственного  восприятия или труда доступен  детям пятого-шестого годов жизни,  поскольку в нем должны быть  отражены конкретные знакомые  им ситуации. Такой рассказ по  образцу педагога возможен уже  в средней группе детского  сада. Но знания детей этого  возраста еще очень ограниченны,  и, следовательно, ограничен круг  передаваемых событий. Это, с  одной стороны, облегчает выполнение  задания, а с другой — лимитирует  возможности детей в выборе  сюжетных линий и использовании  языкового материала. Тем же  объясняется и однообразие детских  рассказов данного вида. По мере  формирования у детей новых  представлений и развития на  этой основе умственной деятельности  такие рассказы становятся им неинтересны.
 Дети подготовительной  к школе группы имеют уже  более широкие знания о природе,  а также некоторый опыт передачи  в речи усвоенных ими связей  и зависимостей предметов и  явлений, детального и достаточно  полного их описания. Это позволяет  воспитателю подвести их к  самостоятельному составлению описательных  рассказов. Наименьшую трудность  вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на экскурсиях и прогулках. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины. Например, после рассматривания картины К. Юона «Русская зима» воспитатель может предложить задание: «Расскажите, что было бы нарисовано на картине, если бы художник хотел изобразить лето».
 Труднее детям составить  рассказ о сезоне в целом,  поскольку эта тема требует  уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать  достаточно полно и не повторяться.  Не сразу могут дети передать  в рассказе и свое отношение  к тому, о чем они рассказывают. Выработке умения раскрывать  свое отношение к природе способствует  эмоциональный настрой занятия.
 Самым трудным из  всех видов рассказов о природе  является описательный рассказ  об отдельном предмете или  явлении природы. Составление  его требует от рассказчика  определенной культуры восприятия  и непременного проявления своего  эстетического отношения к описываемому  предмету. Дети же часто лишь  перечисляют признаки и свойства  предмета, рассказы их лаконичны  и сухи, им не хватает слов  для красочного описания явления.
 Итак, составление сюжетных  рассказов о природе дается  детям значительно легче, чем  составление описательных. Этим  отличается процесс обучения  рассказыванию о природе от  обучения рассказыванию на другие  темы. Если при обучении рассказыванию  на любые другие темы составление  описательного рассказа предшествует  сюжетному или сопутствует ему,  то при обучении рассказыванию  о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ [6].
Исходя из дидактических  задач, выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.
Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение  опыта детей для того, чтобы  установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение  какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. [и.5 с 203]
Эти беседы по содержанию могут  быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке  зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие  более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой  природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Эффективность беседы зависит  от предварительной подготовки детей.
Беседа — это итог проведенной  с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей  представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливо  представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и  конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Беседа начинается с анализа  явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты.
В первой части беседы с  целью подготовки детей к обобщению  включаются также вопросы воспитателя  к детям: «Какие птицы прилетают  первыми? Как мы узнали грачей? Где  мы их видели? Что делали грачи на поле? Чем питаются грачи?» Когда  воспитатель с детьми выяснит  все это, он спрашивает: «Почему грачи  прилетают раньше других птиц?» (Аналогично и о других птицах — скворце, ласточке и др.) Во второй части беседы можно  поставить вопрос, требующий обобщения: «Почему не все птицы прилетают  одновременно?». Опора на опыт детей  и логическая последовательность вопросов обеспечивают большую заинтересованность, активную мыслительную деятельность детей, понимание ими существенных связей и зависимостей. К вопросам воспитателя  в беседе предъявляется ряд требований. Вопросы предлагаются всей группе, так как в них всегда заключена  умственная задача, которая должна решаться всеми детьми. Они должны быть ясными по содержанию, точными, краткими. В каждом вопросе должна содержаться  одна мысль. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Воспитатель во время беседы заботится  о том, чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые [2, с 116].
Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записи голосов птиц. Это вызовет у  детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при  работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний [6].
 
 
3. Требования к рассказу воспитателя и к проведению бесед о природе.
 
Решая определенные образовательные  задачи, воспитатель строит рассказ  с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для  детей является достаточно сложной  умственной деятельностью. Ребенок  должен уметь слушать и слышать  речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать  его, на основе словесного описания активно  воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи  и зависимости, о которых говорит  воспитатель, соотнести новое в  содержании рассказа со своим прежним  опытом. Рассказ воспитателя о  природе должен строиться с учетом этих требований.
 Знания, сообщаемые в  рассказе, должны отвечать требованиям  достоверности, научности. Воспитатель,  прежде чем сообщать о чем-то  детям, проверяет правильность  фактов. Рассказ должен быть занимательным,  иметь яркий динамичный сюжет,  быть эмоциональным. Бессюжетные  рассказы, большие описания не  привлекают внимания ребят, не  запоминаются.
Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ  действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а  не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для  того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы  к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.
Рассказывать детям можно  с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности  интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность  рассказа для детей старшего дошкольного  возраста должна быть не более 10—15 мин.
Для рассказа воспитатель  использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни  природы, деловые очерки о природных  явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы [1, с 189].
 
 
    Методика проведения бесед и обучения рассказыванию в разных возрастных группах.
 
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями. И, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух-трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной к окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их (подходит к окну). Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть? (трогает землю в горшке). Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.
С самого начала года воспитатель  и в первой, и во второй младших  группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок [6].
 
Заключение
 
Для того чтобы дети отображали явления природы. Необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе  и широкого использования ее в  образовательно-воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего  развития дошкольников.
В дошкольном учреждении ребят  знакомят с природой, происходящими  в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются  такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему  живому. Любовь к природе, навыки бережного  отношения к ней, забота о живых  существах рождают не только интерес  к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства [3, с 34].
 
 
 
 
 
 
 
Список использованных источников:
 
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 319 с.
2. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп.- СПб: «Детство-пресс», 2001. - 240 с.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — М.: «Просвещение», 1980.- 369с.
5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - 320 с.
6. Интернет-источник: http://www.bestreferat.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Конспект занятия  по ознакомлению с природой
Тема "Бабочки"
 
Цель:  расширить знания детей о бабочках.
Задачи:
- познакомить с некоторыми бабочками.
- закрепить знания детей о развитии насекомого.
- воспитывать интерес к жизни бабочек.
Материал:
Картинки и фотографии бабочек.
Ход занятия:
 Сегодня мы продолжим  знакомиться с удивительным миром  насекомых. Отгадайте загадку,  и узнаете с кем именно.
Загадка про бабочку
 Спал цветок и вдруг  проснулся – 
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
В нашей стране много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей). Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.
 Крылья бабочек покрыты  мелкими чешуйками, которые покрыты  красящими веществами. Вот они  то и придают бабочкам чудесную  окраску крыльев. Но эти цветные  чешуйки очень-очень хрупкие.  Поэтому, если взять бабочку  в руки, можно повредить эти  чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки  и другим не разрешайте этого  делать. Сохраните красоту. 
 Рот бабочки – это  длинный тонкий хоботок. Обычно  он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на  цветок, как хоботок разворачивается  и опускается за нектаром на  самое дно цветка.
Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
 Давайте вспомним, как  проходит детство насекомых на  примере бабочек. 
- Сначала бабочка откладывает  яички. 
- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом количестве поедают листву растений.
Некоторые личинки настолько  прожорливы, что могут съесть всю  листву на каких-то растениях.
- Наевшись, гусеница подрастает  и из отверстия на брюшке  начинает выделять тонкую нить.
Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или  куколку. Куколка прикрепляется  к коре дерева, прячется под листьями и замирает.
- Хотя куколка кажется  совершенно неподвижной, внутри  нее растет насекомое. 
- Наконец, из куколки  вылупляется бабочка.
 Пришло время немного  поиграть. Выходите на коврик.
 
Динамическая  пауза «Бабочка»
 Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками.)
 Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в  соответствии с текстом.)
 Раз – росой она  умылась. 
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
 Каких только бабочек  нет в природе. Вот взгляните  на картинку. (Показ). Такого размера  самая большая бабочка (размах  крыльев 26 см), но живет она  далеко отсюда. Местные жители  охотятся за ними и едят. А  вот еле заметна самая маленькая  бабочка (размах крыльев 2 мм). У нас, конечно, не живут  съедобные бабочки-гиганты. Но  есть очень интересные. С ними мы сегодня и познакомимся.
 Летает по миру красивая бабочка Адмирал. (Показ картинки). Назвали ее так, потому, что у нее на крыльях есть красные полоски, похожие на красные полоски-лампасы на штанах военных моряков-адмиралов. Так вот, эта бабочка Адмирал еду на вкус ногами пробует. Не усиками, не ртом, не хоботком, а задней или средней ногой.
 А сколько всего  ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у  всех насекомых по шесть ног.  Ноги у Адмирала языком работают, попробуют пищу и, если придется  она по вкусу, то бабочка  развернет свой хоботок и начнет  кушать. А давайте попробуем описать бабочку: какого цвета? Какие части тела у бабочки? Что она делает на картинке? (Рассказы детей).
 А вот еще две  бабочки – Большой павлиний  глаз и Павлиноглазка. (Показ картинок). Как вы думаете, почему их  так назвали? Попробуйте рассуждать, глядя на бабочку и ответ дать полный, в форме рассказа (Ответы детей). И хоть у них похожие названия, но это совершенно разные бабочки, даже не родственницы. Павлиноглазка бабочка довольно крупная. Вот такого размера. (Показ силуэта бабочки с размахом крыльев 16 см). Вроде бы, такой большой бабочке и еды нужно много для того, чтобы насытиться. Так нет же! Не надо ей никакой еды. Живет себе, порхает и ничего не ест. У нее вообще нет рта. И никто до сих пор не разобрался, почему так. Это бабочка летает ночью.
 А большой павлиний  глаз - это бабочка дневная и  очень приметная благодаря своей  яркой окраске. Питается эта  бабочка на цветах.
 А это бабочки голубянки. (Показ картинки). Действительно,  часто голубянки бывают разных  оттенков синего и голубого. Но  и красные бывают и золотистые. Невелики они размером, но очень  красивы. А вот личинки голубянок  некрасивы. Но так уж устроено  в природе, что из горбатых  закорючек выводятся красивейшие  бабочки, которые напрочь забывают, какими они были уродцами. А некрасивых голубянковых личинок очень любят муравьи. Муравьи даже разыскивают этих личинок и притаскивают к себе домой в муравейник. И все потому, что эти личинки выделяют сладкую жидкость, которая пришлась по вкусу хозяевам муравейника.
 Голубянки – хитрые  бабочки. Живут только тогда,  когда им хорошо, то есть тепло  и светло. Даже летом и даже  в нашем теплом климате в  сырую, ветреную, пасмурную погоду  голубянки как бы обмирают, впадают  в неподвижность. Ничего не  видят, не слышат и почти  ничего не чувствуют. Зато уж  в тепле и под солнцем при  хорошей погоде резвятся вовсю.
 Хотя говорить, что  бабочки без дела порхают с  цветка на цветок, нельзя. Иногда  о человеке безответственном  и ленивом говорят – «порхает  по жизни, как мотылек». Такое  сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это  время надо успеть сделать  многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской  жизни, позаботиться о зимовке,  отложить яйца. А кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.
Вы знаете, кто питается бабочками? (Ответы детей). Птицы, звери, пауки, другие, более крупные насекомые.
Выходит то, что нам кажется  беззаботным порханием, на самом  деле ежедневная работа.
 Хочу предложить вам  интересную игру «Птицы и бабочки».
Подвижная игра «Птицы и бабочки»
 Выбираются четыре  игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На cлова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
 Есть еще много разных  бабочек. О всех подробно не расскажешь. Послушайте их названия и поразмышляйте, почему они их получили:
 Репейница. Капустница. Лимонница. Носатка. Парусник. Медведица.
 Среди всех обитателей  нашей планеты Земля семейство  насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но  многим бабочкам уже никогда  не порхать над землей. Исчезли  они навсегда, человеком загубленные.  И ядохимикатами человек насекомых  травит, а бабочки еще и за  красоту свою страдают – ловят  их и просто так, для баловства.  И взрослые, и дети, увидев красивую  бабочку, тут же кидаются ее  ловить. Вот потому и попали  многие бабочки в Красную Книгу.  Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому  они нуждаются в защите.
Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек  вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны  как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет.
Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.
А теперь давайте подведём итоги и проверим, что вы сегодня  запомнили. Вопросы детям:
1. С какими бабочками  вы сегодня познакомились? 
2. Чем отличаются дневные и ночные бабочки?
3. Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?
4. Расскажите о хоботке бабочки. Об усиках.
5. Как появляются на свет бабочки?
6. Какие бабочки бывают?
7. К
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.