Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль природы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                         Содержание.
    Ведение.
    Теоретическая часть.
      Отличительные особенности дерева и кустарника.
      Требования к подбору и размещению деревьев и кустарников на участке детского сада.
      Характеристика основных представителей (рябина, тополь, берёза, липа, бузина, лиственница, малина, крыжовник, смородина).
    Ознакомление детей дошкольного возраста с деревьями и кустарниками участка.
    Заключение.
    Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
  Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.                                                                                                 «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, природой, начиная с младшей группы. Прогулки с детьми предоставляют для этого большие возможности. На каждой из них ребята закрепляют ранее полученные знания и знакомятся с чем-то новым. И в основном мы проводим прогулки на территории детского сада. Поэтому очень актуален вопрос озеленения  участков  ДОУ.                                      Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным место общения детей с природой. 
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
 
 
 
 
 
 
 
2. Теоретическая  часть.
2.1. Отличительные особенности  дерева и кустарника.                                            
Деревья и кустарники —  это высшие растения с одревесневшими побегами. У деревьев обычно имеется  один основной ствол, который несет  множество ветвей. У кустарников, напротив, имеется несколько (или  много) тонких древесных стволов, которые  придают им округло-широкую форму.                                            Деревья — это самые крупные растения суши. Вытягиваясь вверх, они простираются над другими представителями растительного мира и получают больше солнечного света, необходимого им для роста. Растущие вверху листья также оказываются вне пределов досягаемости животных, питающихся листьями и травой. Между деревьями и кустарниками нет четкой границы. Кустарниками обычно называют растения ниже 7,5 м; все, что выше этого размера, считают деревьями. Некоторые виды растений, например боярышник или орешник, если их регулярно объедают травоядные животные, могут не превышать размеров кустарника. Однако если их не повреждают, они вырастают высотой с дерево. Высоко в горах или в суровых условиях морских побережий даже сосны и дубы имеют кустовидную форму и не достигают большой высоты.
 
2.2.Требования к подбору  и размещению деревьев и кустарников  на участке детского сада.
Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим  и педагогическим требованиям. Его  размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма  площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад. Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда. 
Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация. 
При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей. 
При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка, следует учитывать следующие требования:                                                                                                  - для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения; 
- они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян. 
Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие. 
Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца. 
Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения. 
Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный; ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны — тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шелковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго-восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн красный, ильм и т. д. На севере — береза (пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернеющий), рябина гладковатая, можжевельник, ива Кольская, лиственница даурская и т. д. 
Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д. 
При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты. При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева. 
В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию. 
Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный), боярышник, кизильник блестящий  и т. д. 
Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью. 
          Для благоприятного роста деревьев и кустарников необходимо правильно садить саженцы.                                                                                                                                                                       Сроки посадки.                                                                                                      Плодовые деревья можно сажать как осенью, так и весною. Ягодные кустарники (смородина, крыжовник и малина) очень рано весной трогаются в рост, поэтому их лучше сажать осенью.                      Техника посадки дерева.                                                              Прежде всего, необходимо забить кол в центре ямы. Для этого на яму кладут посадочную доску между контрольными колышками, затем устанавливают кол так, чтобы он вошел в средний вырез доски. Длина кола должна быть такой, чтобы он доходил до нижних ветвей саженца, но не касался их.                       Саженцы внимательно осматривают и гладко обрезают острым ножом или секатором все больные и поломанные корни. Одновременно и ветви в кроне укорачивают примерно на одну треть, делая срезы над почкой, направленной в наружную сторону от ствола дерева. Укорачивают ветки для того, чтобы восстановить соотношение между корневой системой и надземной частью саженца, которое неизбежно нарушается при выкопке саженца из питомника, т. к. часть корней отрезается и остается в почве на том месте, где выросло деревцо. Посадка производится так.  Лопатой насыпает из верхнего слоя почвы холмик (высота его — две трети глубины ямы), второй ставит на этот холмик саженец, рядом с колом, обязательно со стороны противоположной господствующим ветрам. Это в дальнейшем предохраняет штамбик  саженца от механических повреждений во время ветра. Чтобы посадить дерево на нужную глубину, поперек ямы кладут посадочную доску и сажальщик устанавливает саженец в яме так, чтобы корневая шейка была на 3—4 сантиметра выше нижнего края доски, соответствующего уровню почвы. Затем руками тщательно расправляют все корни и постепенно лопатой засыпают их рыхлой землей, слегка встряхивая деревце для заполнения пустот между корнями (рис.). Засыпав яму, землю осторожно утаптывают. При этом ногу следует ставить носком к стволику и нажимать сначала каблуком, а потом уж носком обуви. Штамб посаженного деревца подвязывают, к колу мягкой веревкой или шпагатом, подложив тряпки или солому в месте соприкосновения деревца и кола. Подвязывать следует «восьмеркой», т. е. с перекрещиванием шпагата, не слишком плотно, в двух местах: внизу, на высоте 12—15 сантиметров от земли и около верхнего конца кола. Вокруг дерева делают поливную лунку и сразу же после посадки выливают в нее 2—3 ведра воды для более полного контакта корневой системы с почвой. Послепосадочный полив обязателен как при весенней, так и при осенней посадке, но количество воды можно изменять в зависимости от влажности почвы. При осенней посадке деревья окучивают холмиком высотой 30—35 сантиметров.
 
 

                         Рис. Схема посадки плодового дерева.
 
2.3   Характеристика  основных  представителей.


                            РЯБИНА.                                                                                
 
Дерево высотой до 10 метров. Ствол  со светло-серой гладкой корой.
Крона ажурная, поэтому говорят  «ажурная рябина».
Листья ажурные, круглые, с зубчатыми  краями, появляются обычно одновременно с листьями березы.
Осенью нередко становятся малиново-красными.
Цветки мелкие, желтовато-белые, с  сильным горьковато-миндальным запахом.
Цветет в мае.
Плоды ярко-красные, похожие на маленькие  яблочки, с сочной мякотью, тремя  мелкими, похожими на серпик, семенами, появляются, начиная с 8-10 лет, ежегодно.
В начале они горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь.
Созревают в августе-сентябре, ягоды  остаются висеть на ветках до зимы.
Где растет:
Рябина растет в лесах в диком  виде, но человек давно ввел ее в  культуру.
Это одна из самых зимостойких плодовых культур, переносит морозы до 50 градусов.
В России растет по всей европейской  части страны - от Хибинских гор на севере до Кавказа на юге.
К почве нетребовательна, но светолюбива.
Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог.
Живет до 200 лет. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах и вороны. Иногда к рябине слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и др. животных. Любят ягоды рябины лоси и медведи. Плоды собирают в сентябре - октябре. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви. Сушат ягоды в тепловых печах или сушилках при температуре 60-80 градусов. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, настоек.                             Целебные свойства:
        Ее применяют для укрепления желудка как успокаивающее средство и кровоостанавливающее.
    В качестве поливитаминного средства используют не только плоды, но и листья.
        При витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины.
       Сок применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов - как средство для повышения аппетита.
    -    Используют  в косметике.
                                                     
                                                     ТОПОЛЬ.


Тополь - высокое стройное дерево с  зеленовато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной.
Весной на тополях набухают крупные  почки.
Когда клейкая оболочка падает с  них на землю, раскрываются пахучие  блестящие листочки.
В конце мая на деревьях появляются соцветия-сережки (на мужских деревьях они более крупные, красного цвета, бархатистые).
Затем они созревают и лопаются, и тополиная метель заметает улицы.
Тополь вырабатывает в атмосферу  столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, семь елей.
Тополь неприхотливый и очень  быстро растет.                                                                Где растет:
Из-за своей неприхотливости тополь растет повсеместно, от Сибири до Юга. Тополь и человек:
Из легкой древесины тополя делают бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и  одеколонов.


                                                       БЕРЕЗА.
Березы очень высокие. Стволы белые  с черными точками.
Весной деревья сбрасывают верхний  слой бересты. Кора становится гладкой  и шелковистой.
На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через  которые береза дышит: в жару они  открываются и пропускают воздух к корням деревьев.
У старых берез стволы внизу темные, покрыты толстой, грубой, морщинистой  корой, а вверху - более светлые, серебристо-белые.
Зеленые ветви струятся по ветру, словно девичьи косы.
Весной на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки, желтые и зеленые (это семена).
Листья небольшие, округлой формы, гладкие.
Береза очень быстро растет, поэтому  и зовут ее «гонким деревом».
Где растет береза:
Береза растет в лесах, на полянках, лесных опушках. Очень любит солнечный    свет, простор, не боится трескучих  морозов. Живет береза очень долго - 150-180 лет.
Береза и животные:
Звери и птицы с удовольствием  пьют березовый сок. Дятел, пробив острым   клювом кору, лакомится живительной  влагой. Улетит дятел, слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи, бабочки. Березовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.                                                                                                      Береза и человек:                                                                         Из березовой бересты плели лапти, лукошки, туески для ягоды и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далекие времена люди писали на бересте письма.                                                                                                           Целебные свойства:                                                                           Настои и отвары березовых почек применяют как мочегонное, желчегонное и дезинфицирующее средство. Листья березы применяют в виде настоев и отваров. Березовый сок является общеукрепляющим средством. Деготь, полученный из древесины березы, применяется в качестве противомикробного средства (при грибковых заболеваниях кожи, экземе).
 
                                          МАЛИНА.                              



Малина   (лат.  Rubus ) — кустарник из семейства Розовые.    Растет по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах.  Малина — листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой, как правило, до полутора метров. Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему. Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3-7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками. Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев.  Лепестки короче долей чашечки. Зацветает малина в июне и цветёт долго.  Её  плоды созревают не одновременно. Поэтому  собирать   плоды  малины приходится  по  мере  их  созревания.                                                                                                                      По окраске плоды малины бывают красными, реже розовыми,  кремовыми или жёлтыми. Это небольшие ягоды от 2 до 12г прекрасного вкуса и аромата обладают также ценными лечебными и диетическими свойствами, богаты биологически-активными веществами, витаминами. Ягоды малины содержат яблочную, лимонную, капроновую, муравьиную и салициловую кислоты, витамины С и группы В, каротин, сахарозу, глюкозу, фруктозу, дубильные вещества, цианидин-хлорид. Семена содержат до 15% жирного масла. Ягоды используют в свежем виде, сушат, замораживают, готовят из них варенье, соки, джемы, компоты, ликеры, наливки, мармелад.
                                          ЛИПА.
Другие названия: лутошка, мочальник, лубняк. Крупное долговечное дерево высотой до 30 м с раскидистой кроной. Молодые ветви покрыты гладкой, старые - глубоко растрескивающейся корой серо-черного цвета. Листья округло-сердцевидные, слегка неравнобокие, с пильчатым краем, длинночерешковые, темно-зеленые, с длиннозаостренной верхушкой, парными красноватыми прилистниками, рано опадающими весной. На нижней стороне листьев в углах жилок расположены пучками волоски.                                                                                                                                  Цветки липы душистые с прицветниками, светло-желтого цвета, собраны в полузонтики. Плод - односемянной орешек. Цветет в июле, плоды созревают в октябре.                                                                                                                          Распространение. Липа занимает большой ареал. Растет в зоне широколиственных лесов европейской части страны, доходит до Урала. Большие площади липа сердцевидная занимает в Башкортостане, довольно много ее в Среднем Поволжье. На север продвигается несколько дальше дуба, так как менее требовательна к почвам. Встречается в Крыму и на Кавказе. Липа крупнолистная в диком виде растет на Карпатах. На севере встречается в подлеске.  Липы широко культивируются в садах и парках. На Дальнем Востоке, в Молдове, Закарпатье растут другие виды липы.                                                                     Заготовка соцветий липы. Сбор производят только в сухую погоду во время полного цветения. Собирают цельные соцветия вместе с прицветным листом. Сырье, заготовленное в более позднее время, когда часть цветков уже отцвела, при сушке буреет, сильно крошится и становится нестандартным. Для заготовки используют переносные лестницы, секаторы, садовые ножницы, прикрепленные к шесту, веревки с крючками. Срезают небольшие веточки с соцветиями, а затем их отделяют от соцветий, отбрасывают прицветные листья, изъеденные листоедами и покрытые ржавчиной. Сбор продолжается 10-15 дней.              Фармакологические свойства липового цвета.                                                          Настои цветков липы оказывают противовоспалительное действие, обусловленное биофлавоноидами, задерживают преимущественно экссудативную фазу воспаления на различных моделях асептического воспаления, способствуют более раннему отграничению воспалительного процесса от окружающей ткани. Ускоряют процессы регенерации и организации грануляционной ткани, что связывают со стимулирующим действием флавоноидов на коллагеновые ткани; обладают антисептическими свойствами: оказывают жаропонижающее и потогонное действие, способствующее выделению из организма с потом хлорида натрия; дают спазмолитический эффект, понижают АД; оказывают седативное влияние; повышают диурез, секрецию желудочного сока и желчи.                     Липовый цвет используют вместо чая для заварки в виде горячего настоя при гипертонической болезни, сосудистых кризах, климактерических расстройствах. Этот напиток способствует обильному потоотделению, выделению хлоридов, снижению АД, действует успокаивающе. Липовым настоем полощут ротоглотку при острых и хронических воспалительных процессах в ней. В виде припарок, примочек настои липового цвета применяют при невритах, невралгиях, ожогах, язвах, заболеваниях суставов, геморрое. Настой цветков липы используют для полосканий при стоматитах и гингивитах. Из плодов липы, по вкусу похожих на орехи, получают пищевое масло.



СМОРОДИНА.                                                                                   Свое название черная смородина получила от слова «смородь», которое на древнерусском языке означало «сильный запах» и действительно из всех видов смородины именно черная имеет самый ярко выраженный аромат и плодов, и листьев и даже веток и почек. Смородина бывает: белая, чёрная, красная. Смородиновый куст, относящийся к семейству крыжовниковых, может достигать высоты 2 м. Цветет обычно смородина в мае, июне, а созревают ягоды в июле, августе. Сажают смородиновые кусты в подготовленную почву осенью. Плодоносит смородина после посадки уже на 2-3 год. Смородина делится на ранние, среднеспелые и позднеспелые сорта.  Самая популярная чёрная смородина.  Плоды черной смородины – это крупные, круглые, ароматные ягоды черного цвета, хотя иногда их оттенки могут быть темно-красными, лиловыми или даже бурыми. Собирать нужно полностью созревшие плоды, однако уже через две недели после того, как ягоды полностью созрели, потеря в них витамина С может достичь 70%.  В кулинарии черная смородина используется в самых разных направлениях, из нее делают компоты, кисели и варенье, джемы, желе, самые разные десерты, вино, соусы, добавляют в выпечку и используют в маринадах к мясу и рыбе.                                                                                             Черная смородина считается кладезем полезных веществ и витаминов, так как в ее ягодах содержатся витамины В, Р, Е, каротин (витамин А), пектины, сахара, фосфорная кислота, дубильные вещества, эфирное масло, витамин группы К, соли фосфора, железа и калия.В листьях черной смородины содержатся помимо витамина С, фитонциды, магний, марганец, серебро, медь, свинец, сера, эфирное масло.  Количество в черной смородине полезных веществ, витаминов и минералов выше чем, во многих других ягодах. Поэтому она считается продуктом здорового и рационального питания, способствующего повышению иммунитета, оздоровлению и укреплению организма и полезна при различных заболеваниях.       


ЛИСТВЕННИЦЫ.                                                                                               Лиственница – красивое хвойное дерево, доминирующее  в лесах Западной и Восточной Сибири, на Алтае, в Саянах, на Дальнем Востоке, образующее  обширные светлые леса.  В благоприятных условиях вырастает до 40 и более метров  высоты при диаметре ствола до 1 м и более. Доживает до 300—400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 800 лет. Кроны рыхлые, просвечиваемые солнцем, у молодых деревьев конусовидные. С возрастом приобретают округлую или яйцевидную, туповершинную форму. При постоянных ветрах – однобокие, «флагообразные». Корневая система лиственницы в обычных условиях мощная, разветвлённая, без резко выраженного стержневого корня, при сильных, заглублённых на концах боковых корнях, наличие которых обеспечивает ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается укоренение соприкасающихся с почвой ветвей.  Лиственница — очень светолюбивое дерево, в затенении не возобновляется и не растёт. Устойчива к заморозкам, на севере выдерживает температуры до ?60 °C. В России произрастает около двух десятков видов и гибридных пород лиственницы, самые известные - это лиственница сибирская и лиственница даурская. Растут лиственницы и в Северной Европе, и на Американском континенте, как в диком, так и в культивируемом виде. В практической медицине применяют эфирное масло лиственницы, или скипидар, как наружное, отвлекающее и раздражающее средство при ревматизме, миозите, подагре, невралгии, люмбаго, ишиалгии—в чистом виде, либо в составе мазей и пластырей. В виде ингаляций скипидар применяют при бронхитах, бронхоэктазии, абсцессах и гангрене легких, катаре верхних дыхательных путей, как антимикробное и дезодорирующее средство. При приеме внутрь следует учитывать, что скипидар обладает раздражающим действием на почки, мочевыводящие пути. Отвары из хвои рекомендуют как сильное противоцинготное средство. Хвою можно собирать в течение всего лета, но наиболее эффективна она в конце июня и в конце августа, когда содержание аскорбиновой кислоты резко повышается. В народной медицине горячие настои из коры и хвойных побегов рекомендуют от грыжи, а настой хвои—oт гиперменореи. Скипидарные компрессы, покрытые горячей грелкой, применяют при радикулите, ишиасе. При зубной боли скипидарный компресс накладывают на щеку, против пораженного зуба. Камедь и лиственничный клей использует как обволакивающее при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Ванны из настоя свежих веток полезны при ревматизме и подагре.
                                      КРЫЖОВНИК.


Крыжовник — многолетний  кустарник высотой более 1 м, диаметром 1,3—1,8 м. Куст имеет сильно развитую корневую систему. Крыжовник засухоустойчив и светолюбив, не любит низких сырых  участков и тяжелых глинистых  почв с близким стоянием грунтовых вод — на таких местах он, как правило, поражается грибными болезнями и почти не дает урожая, а если он и дает, то ягоды бывают очень мелкие. Ягоды крыжовника — кладовая аскорбиновой кислоты (витамина С) и бесценное лекарство: они оказывают мочегонное и желчегонное действие, полезны при нарушениях обмена веществ. Недаром в народе его называют северным виноградом.                                                                                                                                                                                                                        Крыжовник, как и смородина, плодоносит до 12 —18 лет. Он хорошо завязывает плоды при наличии нескольких кустов даже одного сорта, но урожайность и качество ягод значительно повышаются, когда выращивают не меньше 3 — 4 сортов. Под крыжовник отводят хорошо освещенный солнцем участок. Диаметр посадочных ям зависит от состава почвы: на легких почвах — 50 см, на тяжелых — 70 см.                                                                                                                      Уход.                                                                                                                                     Уход до плодоношения состоит в поливе, рыхлении, окучивании, в борьбе с сорняками, вредителями и болезнями.
 
3.Ознакомление детей дошкольного  возраста с деревьями и кустарниками  участка.
Старшая группа.
 
 В старшей группе  представления детей о природных  явлениях в неживой и живой  природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание  этих явлений и умение устанавливать  взаимосвязь между ними. Воспитатель  продолжает развивать способность  наблюдать сезонные изменения,  выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно  передавать воспринятое словами  и в рисунках; воспитывает у  детей любовь к природе, стремление  охранять ее. Воспитатель закрепляет  и углубляет трудовые навыки  и умения детей, приучает старательно,  аккуратно выполнять трудовые  поручения, развивает желание  помочь старшим.
 ОСЕНЬ.                                                                                                                                      После приезда с дачи дети отмечают, какие изменения произошли с деревьями и кустарниками, вспоминают знакомые названия, а о некоторых только узнают: ведь у них теперь новый участок, где растут и новые для них деревья. Дети не только наблюдают, но и намечают, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки и т.д. Осенью воспитатель часто ходит с детьми на прогулки по территории детского сада и в ближайший лес. В солнечный день посмотрите на небо сквозь ветви: в осеннее время разнообразная окраска листьев особенно подчеркивает его синий цвет. Спросите, что изменилось.Рассмотрим с детьми листья. Обращаем внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у березы шершавый; у липы мягкий. Поиграйте в игру «Узнай дерево по листу». Один ребенок называет характерные признаки листа, остальные по описанию узнают, с какого он дерева. Соберите несколько разных листьев для уголка природы. С детьми наблюдаем красоту золотой осени. В лесу стоит полная тишина. Все деревья ярко расцвечены. Цвет листьев от лимонно-желтого до темно-багрового. Если в парке есть сосны и ели, посмотрите, как их темная зелень оттеняет осенние краски лиственных деревьев. Это производит сильное впечатление. И тут не нужны слова. Обращаем внимание на своеобразную красоту отдельных деревьев. Дети очень любят игру «Разведчики леса». Воспитатель раздает всем приготовленные заранее «крылья для самолетов». Они делаются так: длинные полоски картона закругляются на концах. С внутренней стороны на каждое крыло прикрепляется по две резинки для продевания в них рук. Разведчики слушают задание командира (воспитателя), затем заводят моторы и облетают лес. Задания лучше давать группе разведчиков, тогда игра будет интереснее. Задания могут быть такие: Принесите красные листья и узнайте, с какого они дерева, где растет это дерево. На каком дереве больше всего желтых листьев? На каком меньше всего? Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево. Как оно называется? Определите ориентиры: впереди-сзади, направо-налево. У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая? Сколько шагов до березы (или другого дерева)? На каком дереве или кустарнике зеленые листья? Какое самое красивое дерево, где оно находится? Подобных заданий можно придумать много, природа сама подскажет. Ребята с большим удовольствием их выполняют. После первого заморозка начинается листопад. На прогулке, наблюдаем, как опадают листья, прислушиваемся, как они шелестят, предложите вдохнуть запах листвы. Пусть вспомнят, какого цвета были листья у березы. Проведем игру «Угадай по описанию». Дети узнают дерево по описанию цвета коры и листьев. Перед уходом чтение отрывка из поэмы И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,                                                                                                                                           Лиловый, золотой, багряный,                                                                                                                           Веселой пестрою стеной                                                                                                                                             Стоит над светлою поляной…                                                                                                                                     
 Воспитатель помогает  детям сделать вывод, почему  облетают листья. Подведите детей  к ели или сосне и расскажите, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то  заменяются свежими. Скажите,  что хвоя – это те же листья, но они не боятся холода. Рассмотрите  лиственницу, у которой светлая  хвоя осыпалась. Во время листопада  можно собрать разнообразные  листья для украшения своей  группы, для изготовления лото, разнообразных  поделок из природного материала,  шапочек, гирлянд, поясов и  т.д. Дети очень любят выкладывать  на плотной бумаге узоры из  листьев. Воспитатель помогает  им красиво подобрать сочетание  цветов, проверяет расположение  листьев в узоре, предлагает  раскладывать в ряд листья  одного цвета по величине, сравнивая  их путем наложения одного  на другой. Необходимо поддерживать  инициативу и выдумку детей.  Пойдите в лес поздней осенью. Что изменилось? После рассматривания  растений играем в игру «Найди  по описанию». Вы называете  форму листа, окраску и форму  цветка растения, а дети отгадывают.
ЗИМА.                                                                                                                                 Зимой деревья без листьев – можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом. Расскажите детям, какую пользу приносят деревья. В начале зимы участок еще нарядный: кое-где алеет рябина, на бузине целы все ягоды. Снег слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны.  Полюбовавшись зимним видом, предложите детям узнать деревья. Научите их отличать от кустарников. У деревьев один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов. Загадайте загадку:
 Весной веселит,
 Летом холодит,
 Осенью питает,
 Зимой согревает.
(Дерево.)
 Пусть дети попытаются  объяснить каждую строчку загадки.  Загадайте еще одну загадку:  «Зимой и летом одним цветом».  Спросите, как называются такие  деревья, как сосна и ель.  Какие хвойные деревья еще  знают дети? Что такое хвоя? Как  называются деревья, у которых  листья на зиму опадают? Рассмотрите  хвойные и лиственные деревья,  сравните их между собой. Научите  различать деревья и по почкам.                                                                                                                                            Ель. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Скажите детям, что зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, а зайцы прячутся под ветвями ели.                       Лиственница. Крона у деревьев округлая. Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками, шишки круглые. Скажите детям, что лиственница очень распространена в лесах нашей страны. Ветка с шишками, найденная на земле и поставленная в вазу, украсит групповую комнату.                                               Тополь. Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора желто-серая с трещинами. Ветки толстые, разной длины. Предложите детям потрогать и понюхать их; почки клейкие и душистые. Скажите, что тополь очень полезное дерево: он очищает воздух от городского дыма и пыли.                                               Липа. Ее можно отличить от других деревьев по темному, почти черному стволу. Ветки направлены в стороны и в середине прогибаются. «Как будто медведь на них покачался», – говорят дети, вспоминая сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка». На ветках видны круглые почки.  Много деревьев брать для сравнения не следует. Пусть дети хорошо знают признаки трех-четырех, сумеют узнать их, рассказать о них. Рассмотри те и кустарники.  Для закрепления знаний о деревьях и кустарниках поиграйте в игру «Узнай по описанию». Ребенок описывает какое-нибудь дерево или кустарник, а дети называют его. Можно играть и так: группа детей дает описание дерева. Каждый называет лишь один характерный признак, остальные отгадывают.                                                                                                         Игра «Кто лучше запомнит». Разложите на снегу в три ряда плоды или кору деревьев (не более 6–10 предметов). Предложите детям все внимательно рассмотреть и постараться запомнить. По сигналу они поворачиваются к предметам спиной и называют те, которые запомнили. Можно придумать другие варианты этой игры.  Игра «Отгадай, сколько шагов». Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до липы, от липы до берёзы. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить названия деревьев. Продолжайте игру «Разведчики», давая детям такие поручения: найдите самое высокое или самое низкое дерево на полянке, в аллее, на опушке; найдите и принесите ветку лиственницы с шишками; найдите следы и определите, кому они принадлежат, и т.д.  Необходимо приучать детей беречь деревья. Покажите, как после снегопада нагнулись ветки. Осторожно стряхните с них снег. Внесите одну веточку и поставьте в воду. Через некоторое время согните ее – она не ломается, только гнется, значит, дерево живое. Ближе к весне принесите ветки, которые обрезают в садах. Они понадобятся для проведения занятий.                                            ВЕСНА.                                                                                                       Полюбовавшись причудливо утонувшими в сугробах деревьями, осторожно стряхните с веток снег. Объясните, что в теплую зимнюю погоду снег, покрывающий деревья, становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к кроне, и от тяжести ветки могут сломаться. На следующей прогулке спросите детей, смогут ли они узнать знакомые деревья по стволу, коре, расположению веток. Предложите им снять перчатки и потрогать стволы деревьев, сравнить их кору. У дуба кора толстая, с глубокими трещинами; у березы и осины гладкая, но разная по цвету; у сосны пластинчатая, с как бы отстающими чешуйками; у ели шершавая. На следующих прогулках обратите внимание на плоды деревьев, рассмотрите почки. Пусть дети сравнят их по форме, по расположению. Объясните, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотрите боковые и верхушечные почки клена. Для закрепления знаний детей проведите игру «Я загадаю – вы отгадайте». Один ребенок описывает дерево: его ствол, поверхность коры, расположение ветвей, форму почек, а остальные отгадывают. Такие наблюдения развивают наблюдательность, логическое мышление и речь детей.                                       Весна это то время года, когда всё вокруг просыпается после долгой зимы. Проводить каждый день с детьми наблюдения, за изменениями, происходящими с деревьями и кустарниками.                                                                                                           ЛЕТО.                                                                                                                                 Дети отмечают, что стало очень тепло, они ходят в одних трусиках, а днем надевают на головы панамки. Обратите внимание, что в полдень солнце находится высоко над головой и от столба совершенно нет тени, а утром и вечером тени длинные. Предложите потрогать камни и металлические предметы утром и днем и объясните, почему камни так нагреваются к вечеру.Обратите внимание на растения огорода и цветника: утром они свежие, упругие; днем поникшие, а к вечеру опять поднимаются. Пусть дети потрогают почву утром, днем, вечером и скажут, когда она теплее. Вода днем тоже нагревается. Дни увеличиваются, темнеет поздно. Постепенно становится все жарче и жарче. Недаром говорят, что «солнце печет». Только в августе жара чуть спадает. Расскажите о деревьях.                                                                                                           Липа. Дайте понюхать невзрачные желтоватые цветки липы. Спросите, почему вокруг дерева кружится много пчел. Посидите под липой – пусть дети насладятся медяным ароматом ее цветков, прохладной тенью. Вспомните стихотворение П. Воронько «Липка».                                                                                                                     Береза. Скажите детям, что береза, особенно мила нашему народу. Она нарядна, красива. Ее называют березонькой белоствольной, русской красавицей. Березе посвящено много стихотворений, песен, сказок. Рассмотрите дерево. Внизу ствол березы темный, а по белой коре рассыпаны темные пятна. Листочки треугольной формы с зазубринами на концах. На березе видны сережки с семенами, которые созревают в конце весны и опадают летом. Интересно рассмотреть крохотное семя березы в лупу. Оно снабжено двумя прозрачными крылышками, и дети будут удивлены, что из такого малюсенького орешка вырастет большое дерево. Возле березы всегда очень много поросли.                                                             
   Ель.   Ель обычно растет на влажных местах. Она любит затенение, поэтому её ветви живут долго. Даже у самой земли старые ветви все покрыты хвоей. Кора у ели не очень толстая. Если ее поранить, вытекает смола и закупоривает рану, поэтому вредные бактерии не попадают и не разрушают дерево. Но у ели слабые корни: они развиваются у самой поверхности почвы. Сильный ветер может вывернуть ель из земли с корнями. Летом на ели можно увидеть красивые красные шишки. Из древесины делают газетную бумагу, картон.                      Рябина очень веселое и нарядное дерево с красивыми перистыми листочками. Цветет рябина скромными желтоватыми цветками, собранными в гроздья. Осенью ее обсыпают яркие ягоды, но они жесткие и невкусные, только поздней осенью после заморозков становятся сладкими. Из ягод варят варенье, собирают для корма птицам. Ягоды рябины любят тетерева, глухари, рябчики. Из древесины делают мебель.
 
 
 
4.Заключение.
Убеждения человека формируются  с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, – воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.                                                                                              Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.                                                                                                            Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах.                                                                                                     Всю эту работу с дошкольниками проводят воспитатели. В связи с этим повышаются требования и к работе педагогов, в том числе по ознакомлению детей с природой. Кроме идейной убежденности, культуры и педагогического мастерства, воспитатель должен иметь элементарные знания в области биологии, физиологии животных, а также уметь показывать детям, как правильно сажать растения, ухаживать за животными, птицами, рыбами в уголке природы, как работать в цветнике и огороде. Все эти знания и навыки необходимы также для подготовки детей к школе. Усвоив их, они легче будут понимать, и изучать такие науки, как природоведение, физика, география и др. Основное средство познания природы – наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить их причины и взаимосвязь. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.      Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и нам воспитателям следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном.
 
5. Список литературы.
1. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. 1988.
2. Вихрова Л.Г., Корчагина В.А. Озеленение участка детского сада. - М., 1972.
3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.-    М."Просвещение".                                                                                                                   
4. В.А. Дрязгунова  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.- М.,1981.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1980.
6. Т.А. Шорыгина  Деревья.  Какие они? – М., 2001.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.