Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике в Филиале ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГБОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.П.ОГАРЕВА»
 
 
 
Факультет экономический
 
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
 
 
ОТЧЕТ
 
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
 
 
на базе Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по     Республике Мордовия
 
 
 Студента Панькиной Татьяны Михайловны
 
 Обозначение работы  ОП-02069964-0605-27  2012                      группа  601
 
 
Руководитель практики от предприятия    Главный бухгалтер Авдейкина Л.Н.
                                                  
 
 
Руководитель практики от университета                                     Емелин Н.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Саранск 2012г  
 
 
Содержание
 
1.Ознакомление с предприятием  и общей организацией на нем  бухгалтерского учета…………………………………………………………….....7
2.Учет, анализ и аудит основных средств и капитальных вложений во внеоборотные активы……………………………………………………………..11
3.Учет, анализ и аудит наличия и использования производственных запасов………………………………………………………………………..……21
4.Учет, анализ и аудит  труда и его оплаты……………………………….27
5.Учет, анализ и аудит  затрат на оказание услуг………………………...39
6.Учет оказанных услуг и их продажи……………………………………47
7.Учет и аудит денежных средств и расчетных операций……………….55
8.Учет, анализ и аудит формирования и использования финансовых результатов…………………………………………………………………………65
9.Бухгалтерская отчетность: анализ и аудит………………………………..75
10.Анализ финансового состояния предприятия...…………………….....79
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Ознакомление  с предприятием и общей организацией  на нем бухгалтерского учета.
Объектом исследования отчета по практике является Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия.
Почтовый адрес: 430005, РМ, г. Саранск, ул. Ст. Разина, 17А
 Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация  - Федеральное БТИ» по Республике  Мордовия является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Он может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 
       Основные виды деятельности - проведение работ по первичной, плановой и внеплановой инвентаризации объектов капитального строительства и их учет в Едином государственном реестре.
Предлагаемые услуги — работы по геодезии и землеустройству; топографическая съемка объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства; определение координат опорно-межевой сети картографическим, фотограмметрическим и спутниковым (GPS) методами; обследование технического состояния фундаментов, несущих и ограждающих конструкций, узлов и деталей, инженерных коммуникаций и подготовка заключения по вопросу технического состояния объекта недвижимости; подготовка и оформление проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого или перепланируемого жилого помещения; юридическое сопровождение оформления гражданами и юридическими лицами сделок с недвижимостью, консультации, представление интересов в суде; рыночная оценка объектов недвижимости; оценка предприятия (бизнеса),проектные работы.
Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия имеет в районах республики 20 отделений и насчитывает 226 человек работающих.
Руководство деятельностью  филиала осуществляет директор, назначаемый  Генеральным директором ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», он действует по доверенности, выданной предприятием, распоряжается средствами филиала в пределах предоставленных ему прав, совершает сделки в рамках филиала, издает приказы и указания, принимает и увольняет работников филиала в соответствии со штатным расписанием, применяет к ним поощрения и взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством РФ.
Филиал учитывает результаты своей деятельности, ведет оперативную, бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Главный бухгалтер филиала подчиняется непосредственно директору филиала и находится в оперативном подчинении у главного бухгалтера ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия.
Структура филиала и  штатное расписание утверждены предприятием. Общее руководство бухгалтерией возложено на главного бухгалтера. Экономическая служба предприятия представлена: главным бухгалтером, главным экономистом, инженером по труду, бухгалтерами.
Положение об учетной  политике филиала разработано в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства РФ. Под учетной политикой понимается, выбранная им основная и раскрытая для различных пользователей совокупность принципов, правил организации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации.
Бухгалтерский учет на предприятии  ведется автоматизировано, с помощью программы «1С: Предприятие (версия 8.1), «1С КАМИН Зарплата», также используются СПС «ГАРАНТ» и «КОНСУЛЬТАНТ».
 При ведении бухгалтерского учета используется единый рабочий план счетов, обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы. В процессе работы необходимо руководствоваться рабочим планом счетов и инструкцией к его применению.
Изменения, вносимые в  рабочий план счетов, утверждается генеральным директором.
      Анализ хозяйственной деятельности предприятия, расчет коэффициентов финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности делают работники экономического отдела.
Экономический отдел  является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия, отдел подчиняется непосредственно директору предприятия. В своей деятельности отдел руководствуется уставом предприятия.
Экономический отдел  решает следующие задачи:
1. Формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли.
2. Экономическое планирование, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации работ и услуг.
3. Анализ экономического состояния предприятия.
4. Формирование ценовой политики предприятия.
5. Организация и методическое обеспечение разработок программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия.
6. Совершенствование концепции планирования расходов на осуществление деятельности предприятия, инвестиционные программы.
7. Контроль за выполнением подразделениями предприятия законодательства в области экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Учет, анализ и аудит основных средств и капитальных вложений во внеоборотные активы
 
Согласно учетной политике  филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное  БТИ» по РМ основные средства (ОС) – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при оказании услуг, либо для управления организациями в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, по которым не предполагается последующая перепродажа и приносящие экономические выгоды в будущем.
Главные задачи бухгалтерского учета основных средств:
- контроль за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия;
- правильное и своевременное исчисление износа;
-получение сведений для правильного расчета налога на имущество, перечисляемого в бюджет;
- контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств;
-контроль за эффективным использованием основных средств по времени и мощности;
- получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств.
На данном предприятии  имеются следующие ОС: здания, сооружения, передаточное устройство, рабочие машины и оборудования, вычислительная техника, инструменты, транспортные средства, прочие ОС.
Основным регистром  аналитического учета ОС являются инвентарные карточки. Инвентарные карточки составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный объект в одном экземпляре. Заполняют карточки на основании актов приемки-передачи, технических паспортов, сопроводительных документов. После списания объектов ОС карточки хранятся 3 года.
Поступающие ОС в филиал принимает комиссия, назначенная руководством организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи ОС на каждый объект в отдельности или общий акт на несколько объектов, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Акт утверждается руководителем предприятия.
При приобретении ОС составляется следующая бухгалтерская проводка:
Дт 08   Кт 60  приобретены основные средства
Дт 01   Кт 08 оприходованы основные средства
Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Также на предприятии объекты ОС могут перемещаться из одного отдела в другой. Для этого оформляется накладная на внутреннее перемещение объектов ОС (форма № ОС-2).
По состоянию на 30 сентября каждого года проводится инвентаризация основных средств и оформляется унифицированной формой №ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств».
Акт на списание (ликвидацию) ОС (форма № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания ОС (кроме автотранспортных средств). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность ОС, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т. п.
Затраты по списанию, а  так же стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т. п. отражаются в разделе « Справка о затратах, связанных со списанием ОС, и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем организации .
При списании ОС используется проводка
Дт 01.02   Кт 01 – списана первоначальная стоимость основных средств;
Дт 91        Кт 01 – списана остаточная стоимость  основных средств.
В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические  свойства и качества – изнашиваются.  Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены физическому и моральному износу. Моральный износ проявляется иначе, чем физический. Основные фонды по своей конструкции, производительности, расходам на обслуживание и эксплуатацию отстают от своих новейших аналогов. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные фонды, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами. Экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесс накопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета. На предприятии  применяется линейный метод расчета амортизации. При линейном методе сумма начисленной амортизации за месяц исчисляется, как произведение первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации.
Норма амортизации определяется по формуле:
 К = 1 : n  * 100%, где
К – норма амортизации в %, а n – срок полезного использования объектов.
     Дт  20     Кт  02    начислен износ за месяц на объект ОС
     Проведем  анализ состава, структуры, технического  состояния и     использования  основных средств.
При анализе состава, структуры, технического состояния и использования основных средств необходимо: оценить обеспеченность предприятия основными средствами, их техническое состояние, состав и структуру; определить степень использования основных средств и факторов на нее повлиявших; оценить обеспеченность и эффективность использования производственного оборудования; выявить резервы роста фондоотдачи, увеличение прибыли за счет улучшения использования основных  средств.
Проанализируем структуру, динамику и техническое состояние  основных средств и нематериальных активов Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия в 2010 году в таблице 2.1
Таблица 2.1 Анализ динамики и технического состояния основных средств и нематериальных активов
Показатель
Основные средства всего
14900
5295
223
19972
11294
5072
В т. числе:
           
здания
410
2655
  3065
148
2655
Сооружения и передаточныеустройства
169
    169
157
 
машины и оборудование
7833
2026
182
9677
6351
1844
транспортные средства
3824
373
41
4156
3601
332
произв. и хоз. инвентарь
2573
241
  2814
1037
241
др. виды осн. средств
91
    91
  -

        Основные средства в 2010 году увеличились на 5072 тыс.руб., причем, увеличение происходит практически по всем группам основных средств, за исключением сооружений, которые остались неизменны. Наибольшее увеличение проходит по зданиям – 2655 тыс.руб., а наименьшее по производственному и хозяйственно инвентарю – 241 тыс.руб.
Проведем анализ структуры  основных фондов филиала в 2010 году в таблице 2.2
Таблица 2.2 Анализ структуры основных средств и нематериальных активов
Темп роста,%
Показатель
Наличие на начало года
Наличие на конец  года
Сумма, тыс. руб
Уд. вес.%
Сумма. Тыс  руб
Уд. вес. %
Собственные основные средства
7659
51,40
12578
62,98
64,22
Основные средства, полученные в аренду
7241
48,60
7394
37,02
102,11
Итого, основные средства, используемые в деятельности предприятия
14900
100
19972
100
134,04

 
В структуре основных средств наибольший удельный вес  занимают собственные основные средства, как на начало, так и на конец  года и составляют 51,40% и 62,98% соответственно.
Темп роста собственных  основных средств составил 64,22%. Основные средства, полученные в аренду, составляют 48,6% и 37,02% соответственно, причем темп роста всего 0,11%.
Таким образом, структура  основных средств  предприятия оптимальна для финансово-хозяйственной деятельности Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия .
Оценим движение и  техническое состояние основных фондов в 2010 году в таблице 2.3
Таблица 2.3. Анализ движения и технического состояния основных средств за 2010 год
Вид основных средств
Коэффициенты
обновления
выбытия
прироста
износа
годности
Здания
0,87
  6,47
0,05
0,95
Сооружения
      0,87
0,13
Машины и оборудов.
0,21
0,02
0,24
0,83
0,17
Транспорт
0,09
0,01
0,09
0,62
0,38
Пр. и хоз. инвентарь
0,08
  0,09
0,72
0,28
Другие ОС
      0,59
0,41

 
Коэффициент обновления наиболее высок  по зданиям и составляет 0,87, наименьшее значение по группам транспорт и производственный и хозяйственный инвентарь, они составили 0,09 и 0,08 соответственно. По сооружениям и другим основным средствам прибытия не было, поэтому коэффициент равен 0. Коэффициент выбытия наибольшее значение имеет по группе машины и оборудование и составляет 0,02, чуть меньше, а именно 0,01 у транспорта. По остальным группам выбытия в 2010 году не было, соответственно, коэффициент равен 0.
Наибольшее значение коэффициента прироста рассчитано по зданиям и составляет 6,47. Наименьшее – 0,09 у транспорта и производственного и хозяйственного инвентаря. По сооружения и другим основным средствам – 0.
Наиболее изношенным в структуре основных средств  являются сооружения и машины и оборудования (коэффициент износа – 0,83 и 0,82), остальные основные средства находятся практически на одном уровне ( от 0,72 до 0,59). Наименьшее значение – 0,05 у зданий.
Коэффициент годности наибольшее значение имеет у зданий и составляет 0,95, а наименьшее у сооружений и машин и оборудования – 0,13 и 0,17 соответственно.
Проанализируем возрастной состав оборудования в 2010 году в  таблице 2.4
Таблица 2.4. Характеристика возрастного состава оборудования
Вид оборудования
Продолжительность эксплуатации
До 5 лет
От 5 до 10
От 10 до 15
Свыше 15
Итого
Кол-во(сумма)
%
Кол-во(сумма)
%
Кол-во(сумма)
%
Кол-во(сумма)
%
Кол-во(сумма)
%
Оргтехника
1943
33,59
3841
66,41
        5784
100
Геодезическе оборудование
1390
65,01
748
34,99
        2138
100
Дальномеры
1293
73,68
462
26,32
        1755
100
Итого
4626
  5051
          9677
100

 
Из таблицы видно, что  все оборудование, используемое на предприятии, находится в эксплуатации не более 10 лет. Причем, больше половины геодезического оборудования (65,01%) используется до 5 лет. А также основная часть дальномеров – 73,68% приобретены сравнительно недавно. Только компьютеры находятся в эксплуатации более 5 лет (66,41%).
Изучим динамику фондоотдачи  всех основных средств в таблице 2.5
 
 
Таблица 2.5 Анализ эффективности использования основных средств
Показатель
Объем оказанных услуг, тыс руб
113374
120734
106,49
7358
Ср.годовая стоимость  основных средств, тыс. руб
5848,5
7586,5
129,72
1738
В т.ч. рабочих машин  и оборудования
3465,5
2916
84,14
-549,5
Уд.вес рабочих машин  и оборудования в общей ст-ти основных средств%
59,25
38,44
64,88
-20,81
Фондоотдача основных средств. руб
17,64
14,94
84,69
-2,7
Фондоотдача активной части  основных средств
0,3
0,39
130
0,09

 
Наиболее важный показатель эффективности использования основных средств -  фондоотдача основных фондов, определяемая как отношение стоимости продукции к среднегодовой стоимости основных фондов.
Таким образом, общая  отдача от использования каждого  рубля, затраченного на основные средства в 2009 году составила 17,64, а в 2010 году – 14,94, т.е. эффективность этих вложений в основные средства очевидна, хотя, в динамике прослеживается уменьшение.
Фондоотдача активной части  основных средств составила в 2009 году – 0,3, а в 2010 году – 0,39, здесь уже наметилась тенденция на увеличение.
В процессе проведения аудиторской  проверки аудиторы убеждаются в наличии и правильности оформления первичных документов, обоснованности записей в регистрах бухгалтерского учета, выполнении выбранных вариантов по отдельным положениям учетной политики (например, в части методов амортизации основных средств).
Целью аудиторской проверки операций с основными средствами, является установление достоверности  во всех существенных отношениях отражения  в бухгалтерском учете и отчетности операций по приобретению, эксплуатации и выбытию объектов основных средств, а также формирование мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в части отражения указанных операций.
   Изучению подлежат следующие регистры синтетического и аналитического учета:
– Главная книга;
– Журналы ордера: №13 (по кредиту счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»); №10 (по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложение во внеоборотные активы»); №16 (по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложение во внеоборотные активы»);
– Ведомость №18 (учет затрат по капитальным вложениям);
– Ведомость аналитического учета основных средств;
– Разработочные таблицы «Расчет износа  основных средств».
   Данные, представленные  в регистрах бухгалтерского учета,  должны соответствовать данным  финансовой отчетности. Проверке  подлежат:
1. форма №1 (Бухгалтерский  баланс);
2. форма №2 (Отчет о  прибылях и убытках);
3. форма №5 (Приложение к Бухгалтерскому балансу).
На подготовительном этапе осуществляют следующие действия.
1. Изучают учетную  политику предприятия в части  организации учета основных средств  в аудируемом отчетном периоде,  отметив следующие моменты: порядок отнесения объектов в состав основных средств или хозяйственного инвентаря, учитываемого на счете 10 «Материалы», а также порядок определения срока полезного использования объектов; порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета; применяет ли организация механизм ускоренной амортизации и если да, то каковы основания для его применения; порядок учета затрат на ремонт основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета, отраженный в приказе об учетной политике и реализуемый на практике;
2. Знакомятся с составом  комиссии, назначенной руководителем  для контроля движения и ликвидации  основных средств.
3. Устанавливают круг  материально ответственных лиц,  удостоверяются в наличии договоров с ними о полной материальной ответственности. Если такие договоры отсутствуют, то рекомендуют их заключить.
4. Знакомятся с результатами  последней инвентаризации (при этом  проверяют наличие подписей всех  членов инвентаризационной комиссии, уточняют, не было ли письменных возражений по актам отдельных членов комиссии).
   Аудиторские процедуры, позволяющие оценить организацию учета основных средств.
1. Устанавливают соответствие  остатков по синтетическим счетам 01, 02, 08, отраженных в Главной книге,  аналогичным данным аналитического учета и Бухгалтерского баланса.
   Если сальдо  не тождественны, то выясняют  причины у лица, ответственного  за ведение учета основных  средств. При этом анализируют,  привело ли данное ли существующее  искажение в бухгалтерском учете к занижению или завышению налоговой базы по налогу на имущество и делают соответствующий перерасчет.
2. Проверяют соответствие  применяемых на предприятии форм  первичной учетной документации  унифицированным формам.
3. Знакомятся с инвентарным  составом основных средств. Выясняют наличие арендованных основных средств, сданных в аренду основных средств, а также наличие непроизводственных основных средств.
4. Проверяют операции  поступления основных средств.
   При проведении  аудиторской проверки операций  с основными средствами важным вопросом является правильность отражения расходов на ремонт основных средств, причем проверяют соответствие порядка отражения приказу по учетной политике, а также проверяют вопросы налогообложения в соответствии с действующими в проверяемый период положениями Налогового кодекса РФ. При проверке операций, связанных с выбытием объектов основных средств, устанавливают причину выбытия и проверяют правильность отражения в учете операций, связанных с выбытием.   При выбытии объекта в учете должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
   Дебет сч. 02 «Амортизация  основных средств», кредит сч. 01 «Основные  средства» - списана начисленная  амортизация;
   Дебет сч. 91 «Прочие  доходы и расходы», кредит сч. 01 «Основные средства» - списана остаточная стоимость на финансовые результаты.
   Дебет сч. 91 «Прочие  доходы и расходы», кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по  оплате труда», сч. 69. «Расчеты по  социальному страхованию и обеспечению» - учтены затраты на демонтаж, разборку: заработная плата, ЕСН, иные понесенные затраты;
   Дебет сч. 10 «Материалы»,  кредит сч. 91«Прочие доходы и  расходы» - оприходованы материалы,  лом, утиль.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
3. Учет, анализ и аудит наличия и использования производственных запасов
       Материально-производственные запасы – активы, используемые в качестве сырья, материалов при реализации услуг, используемые для управленческих нужд организации.
Материальные ресурсы  представляют собой часть оборотных  фондов предприятия, т.е. тех средств  производства, которые   полностью потребляются в каждой оказанной услуге, целиком переносят свою стоимость на оказанную услугу и в процессе оказания услуг меняют или теряют свои потребительские свойства.
    В филиале ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РМ для учета материальных запасов, согласно учетной политике, применяют счет 10 «Материалы», к которому открыты следующие субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»;
10-3 «Топливо»;
10-5 «Запасные части»;
10-6 «Прочие материалы»;
10-8 «Строительные материалы»;
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
    Сырье и материалы поступают на склад предприятия от поставщиков, подотчетных  лиц, закупивших материалы в порядке наличного и безналичного расчета. Поставщик высылает товарную накладную, счет-фактуру и другие документы.  При поступлении материалов на склад должен быть составлен приходный ордер. Поступившие материалы принимает комиссия, которая проверяет соответствие количества и качества поступивших материалов с сопроводительным документом.  Материальные ценности поступают на склады и хранятся под наблюдением материально-ответственных лиц с которыми заключают договор о материальной ответственности.
При поступлении материалов на склад составляются следующие  проводки:
Дт 60 Кт 51  -  перечислены  поставщику суммы аванса под ожидаемую поставку материалов.
Дт 19  Кт 60  - отражена сумма НДС, уплаченная поставщику (причитающаяся к уплате).
Дт 10 Кт 60,71  -оприходованы материалы, поступившие от поставщиков, подотчетных лиц.
       Расход материалов со склада оформляется  документом акт расхода ТМЦ– применяется для учета движения материала внутри организации между структурными подразделениями и материально-ответственными  лиц. 
     Внутренняя  передача материалов со склада  или под отчет материально-ответственным  лицам - Дт 10  Кт 10
    Не реже одного раза в месяц бухгалтер, который ведет учет материалов, должен контролировать правильность ведения складского учета материалов и проводить инвентаризацию, результаты которой заносятся в инвентаризационную ведомость товарно-материальных ценностей.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия  товарно-материальных ценностей в  натуральном и стоимостном выражении.  В процессе инвентаризации проверяются: сохранность материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
Организует и руководит  проведением инвентаризации руководитель предприятия или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.
Основной задачей предприятия  по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления процесса оказания услуг в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в процессе оказания услуг.
Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры  движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия.
Достижение настоящей  цели возможно путем комплексного анализа  существующих методов управления материальными ресурсами предприятия.
Проанализируем эффективность  использования материальных ресурсов в таблице 3.1
Таблица 3.1. Анализ эффективности использования материалов
Показатель
Объем оказанных услуг, тыс руб
113374
120734
7360
Материальные затраты, тыс руб
     
в т.ч. материалы
20354
22434
2080
топливо и энергия
5030
5234
104
Материалоемкость продукции. руб
     
в т.ч. сырье и материалы
0,39
0,41
0,02
топливо и энергия
0,09
0,09
0
Коэффициент полезного  использования
2,53
2,44
-0,09

 
Общая материалоемкость продукции в 2009 году составила 0,39, а  в 2010 году – 0,41, что говорит о положительной динамике материальных затрат.
Коэффициент полезного  использования сырья и материалов в 2009 году составил 2,53, а в 2010 году снизился до 2,44.
Возвратных отходов  на предприятии нет. Соответственно коэффициент отходов не рассчитывается.
Проанализируем удельную материалоемкость изделий в 2010 году по данным таблицы 3.2
Таблица 3.3. Анализ показателя материалоемкости
Группа материалов
По расчету  на 1 тыс. оказ.услуг
По факту  на 1 тыс. оказ.услуг
Кол-во,
Цена 1 ед.,руб
сумма
Кол-во,
Цена 1 ,руб
сумма
Канцтовары
1500
125
187500
1500
107
160500
Оргтехника
4500
415
1867500
4300
395
1698500
Топливо и энергия
10000
25
250000
9300
26
241800
Итого
16000
565
2305000
15100
528
2100800

 
Определим влияние факторов норм и цен на изменение удельной материалоемкости изделия.
Оптовая цена изделия = 960 руб.
Удельная материалоемкость = ?количество х цена /оптовая  цена
Влияние изменения количества израсходованного материала (фактора  норм) на изменение удельной материалоемкости изделия:
0 х 125 + (-200) х 415 / 960= -86,46
Влияние изменения цены на сырье и материалы (фактор цен) на изменение удельной материалоемкости изделия:
1500 х (-18) + 4300 х (-20) / 960 = -117,70
Совокупное влияние  факторов: -86,46 + (-117,70) = 204,16
Проверим расчеты узнав  удельную материалоемкость по плану и по факту:
Удельная материалоемкость по плану: 2055000/960=2140,62
Удельная материалоемкость по факту: 1859000/960=1936,46
Изменение: 2140,62-1936,46=204,16
Основными задачами аудита материально-производственных запасов  являются:
– подтверждение соблюдения порядка документального отражения операций по приобретению и использованию материалов;
– установление полноты  и своевременности оприходования  МПЗ;
– установление наличия  контроля за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения;
– контроль за отсутствием  искажения данных при отражении  на счетах бухгалтерского учета;
– подтверждение соответствия оформленных бухгалтерских операций действующим нормативным актам;
– подтверждение соответствия израсходованных на производство материалов установленным отраслевым нормам.
При этом аудитор должен знать, на основании каких документов проводится списание материалов. К  таким документам относятся:
– доверенность — ф. М-2, М-2а;
– журнал учета выданных доверенностей — ф. М-3;
– приходный ордер  — ф. М-4;
– акт о приемке  материалов — ф. М-7;
– накладная на отпуск материалов — ф. М-11;
– карточка учета материалов — ф. М-17.
   В настоящее  время необходимо использовать при проверке следующий состав основных нормативных документов, регулирующих правила ведения учета по движению производственных запасов: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 26.11.1996 г. №129-ФЗ; Гражданский кодекс РФ; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н; Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01); Налоговый кодекс РФ; Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (протокол № 25 от 22.04.2004 г.).
Рассмотрим последовательность применения основных аудиторских процедур, используемых при проведении аудиторской проверки учета, сохранности и использования материально-производственных запасов организации.
Прежде всего, необходимо проверить, обеспечена ли сохранность  материалов. Для этого в отделе кадров аудитор получает сведения о материально-ответственных лицах и путем документального подтверждения убеждается, что с ними заключены договоры.
На следующем этапе  проверки аудитор устанавливает  соответствие МПЗ по бухгалтерским  регистрам и данным отчетности.
На следующем этапе  аудита выполняется проверка полноты  оприходования как в количественном, так и в стоимостном выражении.
Аудитор проверяет правильность оценки МПЗ в учете на основании  анализа расчетных документов, поступающих  от поставщиков, транспортных организаций, таможенных органов, предприятий, осуществляющих хранение материальных ресурсов, платежных требований, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.д.), сопоставляя их с положениями договоров, а также с данными таможенных деклараций. При проверке обоснованности включения транспортно-заготовительных расходов в себестоимость следует руководствоваться учетной политикой организации-клиента.
При проверке выбытия и использования МПЗ аудитор должен проанализировать правильность их списания; наличие требуемых подписей, разрешающих операции по выбытию, оценку реальности установленных норм, периодичности их пересмотра, величины выявляемых отклонений от установленных норм и их причин. Первичные документы должны быть проверены на соответствие принятым нормам, полноту заполнения всех необходимых реквизитов и санкционирование. Для этого может быть привлечен эксперт.
Основные аудиторские  процедуры, применяемые при проведении проверки учета, сохранности и использования материалов, можно классифицировать следующим образом: процедуры проверки средств контроля и процедуры проверки оборотов и сальдо по счетам учета материальных расходов.
 
4. Учет, анализ и аудит труда и его оплаты.
В отделе кадров содержится перечень необходимых работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией (профессией). Отдел кадров рассматривает  трудовые характеристики и дает согласие на принятие работника на определенную должность с испытательным сроком. Каждому  работнику при приеме на работу присваивается табельный номер,  который в дальнейшем проставляется на всех документах по  учету  личного  состава, выработки и  заработной  платы.
Учет личного состава  работников ведет отдел кадров. Основными первичными документами по учету численности и движения работников являются:
Приказ о приеме на работу (на основании заявления);
Приказ о переводе на другую работу;
Приказ об увольнении и прекращении трудового договора;
Приказ о предоставлении отпуска;
Личная карточка;
Табель учета использования  рабочего времени;
Лицевой счет;
Платежная ведомость;
Трудовое соглашение.
Учет использования  рабочего времени ведется в табелях  учета использования рабочего времени. Они составляются отделом кадров в одном экземпляре и в конце месяца передаются в бухгалтерию. Подписывает табель ответственное лицо, руководитель структурного подразделения и работник кадровой службы. На их основании рассчитывается заработная плата работникам.
Заработная плата - это  основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.
 Бухгалтерия предприятия на основании первичных документов  открывает на  каждого работника карточку-справку с указанием справочных данных, для накапливания из месяца в месяц сведений о заработке или лицевой счет с последующим использованием их показателей для расчета среднего заработка.
В филиале основная заработная плата начисляется в соответствии со сдельными расценками, устанавливаемыми исходя из расчетов отпускной стоимости работ для физических  и юридических лиц, окладами, коэффициентами трудового участия. Учитываются также доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы,  за сверхурочные работы. К дополнительной оплате относятся  выплаты  за  не проработанное время:  отпуска, перерывы в работе кормящих матерей, подростков, а также выходное пособие  при увольнении, при нетрудоспособности и т.д.
Для учета заработной платы на данном предприятии используется повременно-премиальная форма оплаты труда (оклад), сдельная и сдельно-премиальная форма оплаты труда. Повременно-премиальная определяется исходя из оклада и начисленной премии. Сдельная форма определяется в процентном соотношении к объему выполненных работ в месяц отделением филиала, для которых применяется коэффициент трудового участия.  30 % оплачивается работникам от объемы выполненных работ по физическим лицам, 10%-по юридическим лицам.
Работник на данном предприятии сверх зарплаты за  фактически отработанное время дополнительно получает и премию. Она связана с результативностью того или иного подразделения или предприятия в целом.
Выдача заработной платы  производится путем перечисления на лицевой счет, открытый для каждого работника в Мордовском отделении Сбербанка РМ по платежной ведомости . По договорам гражданско-правового характера заработная плата выдается кассиром из кассы в сроки установленные учетной политикой предприятия.
В филиале ежегодный  основной оплачиваемый отпуск, предоставляемый  работникам, равен 28 календарным дням. Директору, заместителям директора, водителям  предоставляются дополнительные дни от 3 до 6 дней в зависимости от должности за ненормированный рабочий день. Право на отпуск или выплату компенсации при неиспользовании его предоставляется работникам по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. При уходе в отпуск за работником сохраняется право на получение среднего заработка, который определяется исходя из суммы зарплаты, начисленной за предшествующие 12 месяцев.
При подсчете среднего заработка  для оплаты отпуска и выплаты  компенсации за  неиспользованный отпуск учитываются все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы независимо от систематичности их выплаты (производственные премии, доплаты за сверхурочные и за работу в ночное время, надбавки за выслугу лет и т.д.) При этом  премии и другие выплаты стимулирующего характера включаются при подсчете среднего заработка по времени их фактического  начисления.
Средний дневной заработок  для оплаты отпускных (компенсаций  за неиспользованный отпуск) подсчитываются путем  деления  фактического заработка за  расчетный  период  (предшествующие 12 месяцев) на 12 и на коэффициент 29,4 - среднемесячное число календарных дней при оплате отпуска установленного в календарных днях.
В случае если расчетный  период отработан не полностью, отпуск оплачивается исходя из среднедневного заработка,  определяемого путем деления заработка  за  фактически проработанное время: на  число  календарных дней (при подсчете в календарных днях).
Для оформления и учета  отпусков применяется Приказ(распоряжение) о предоставлении отпуска и записка-расчет о предоставлении отпуска работнику . Также организация предоставляет учебные отпуска работникам на основании заявления.
Пособие по временной  нетрудоспособности оплачивается работникам за счет отчислений на социальное страхование  при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности, болезни члена семьи, санаторно-курортном лечении. Основанием для назначения    пособий служат выданные лечащим учреждением листки временной нетрудоспособности. Размер пособия зависит от непрерывного стажа работы: при стаже до 5 лет положено оплатить 60%  среднего заработка, от 5 до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100%. Причем три первых дня нетрудоспособности оплачивается предприятием, а последующие дни за счет фонда социального страхования. Для исчисления среднего заработка расчетным периодом является 2 предшествующих года.
Для начисления пособий  по временной нетрудоспособности используется проводка Дт  69  Кт 70 – пособие  по временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности), по беременности и родам (листок нетрудоспособности), единовременное пособие при рождении ребенка (заявление на выдачу пособия, справка ЗАГСа), пособие работникам за частичную потерю трудоспособности (акт о несчастном случае на производстве, медицинское заключение). 
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование и других аналогичных сумм, а по дебету- удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам.
Для начисления отпускных составляется бухгалтерская проводка
Дт  20  Кт 70 – начислены  отпускные.
Из начисленной заработной платы производятся различные вычеты и удержания.
Обязательное удержание : налог на доход физических лиц (в размере 13% от облагаемой базы) и по исполнительным листам (алименты);
Для учета расчетов по обязательным удержаниям используются проводки:
Дт 70  Кт 68 – сумма удержанного налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению в бюджет.
Дт 70  Кт 76 – сумма, удержанная из заработной платы работников в пользу третьих лиц (алименты).
Работникам филиала при удержании налога на доходы физических лиц предоставляется необлагаемые вычеты, которые делятся на:
Стандартные – 
  - в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода. Вычеты предоставляются инвалидам Чернобыля, инвалидам ВОВ.
- в размере 500 рублей вычеты предоставляются героям СССР, инвалидам детства, инвалиды I и II группы по труду.
- в размере 400 рублей предоставляется работающим до момента пока совокупный доход не превысил 40000 рублей.
- в размере 1000 рублей вычеты предоставляется на каждого ребенка до момента пока совокупный доход не превысил 280000 рублей.  
Социальные;
Имущественные;
Профессиональные.
Не облагаются налогом  следующие виды доходов: гос. пособия, кроме больничных листов, пособие по беременности и родам, пособие по безработице, алименты, пенсии.
Используя данные бухгалтерской и статистической отчетности оценим обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в таблице 4.1
Таблица 4.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Показатель 
Отчетный год
Прошлый год
Отклонение
чел.
уд. вес.%
чел.
уд. вес ,%
чел.
уд. вес.%
Персонал, чел. всего
282
100
286
100
4
 
В т.ч. ППП:
262
92,91
270
94,41
8
1,5
рабочие
172
65,65
180
66,67
8
1,02
служащие
90
34,35
90
33,33
-
-1,02
Из них:
руководители
25
27,77
26
28,89
1
1,12
специалисты
65
72,23
64
71,11
-1
-1,12
непромышленный
           
работники несписочного состава
20
7,09
16
5,59
-4
-1,5

 
В соответствии с данными  таблицы персонал Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация  – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия в 2009 году составил 282 человека, а в 2010 году увеличился до 286 человек. Что говорит о постоянстве состава персонала организации.
Наибольший удельный вес в структуре персонала  предприятия как в 2010
 году, так и 2009 году  составляет рабочие – 65,65% и  66,67% соответственно.
Таким образом, увеличение персонала филиала происходит за счет увеличения рабочих на 8 человек. Обеспеченность кадрами предприятия имеет положительную тенденцию.
Проведем анализ показателей  движения производственных рабочих, производительности труда по данным таблицы 4.2.
 Таблица 4.2. Анализ движения рабочих кадров
Показатель
Рабочие
отчетный год
прошлый год
отклонение(+-)
Состояло по списку на начало отчетного года
282
286
4
Принято, всего
16
18
2
Выбыло, всего
12
15
3
В том числе
12
15
 
Состояло по списку на конец года
286
289
3
Ср.списочная численность, чел
284
287,5
3,5
Коэффициент выбытия  кадров
0,04
0,05
0,01
Коэффициент оборота  по приему
0,06
0,06
-
Коэффициент текучести  кадров
0,04
0,05
0,01

 
По данным таблицы  видно, что на предприятии как  в 2009 году, так и в 2010 году, количество принятых работников больше выбывших, что обеспечивает прирост кадрового потенциала.
Выбытие из организации  работников происходит только по собственному желанию – 12 и 15 человек в 2009 году и в 2010 году соответственно.
Коэффициент выбытия  кадров очень мал (0,04 и 0,05 в 2009 году и в 2010 году), коэффициент оборота по приему так же не большой – 0,06 и в 2009 году, и в 2010 году, что свидетельствует о постоянстве кадрового состава предприятия.
Коэффициент текучести  кадров на предприятии не велик (0,04 и 0,05 в 2009 году и 2010 году соответственно), что положительно характеризует кадровую политику на исследуемом предприятии.
Проведем анализ использования  рабочего времени на основании таблицы 4.3.
Таблица 4.3.Анализ использования рабочего времени
Показатель
Число отработанных человеко-дней
46206,01
48028,16
1822,15
103,94
Число человеко-дней неявок на работу, всего
27113,99
26331,84
-782,15
97,12
В том числе:
ежегодные отпуска
7896
8008
112
101,42
отпуска по учебе
1116
1210
94
108,42
доп. отпуска, предоставляемые  по решению администрации
288
296
8
102,78
болезни
17813,99
16817,84
-996,15
94,41
Число человеко-дней праздничных  и выходных
29328
29744
416
101,42
Число отработанных человеко-часов, всего
368751
383237
14486
103,93
Ср .фактическая продолжительность рабочего дня
8
8
-
-
Товарная продукция  в сопоставимых ценах. тыс руб
113374
120732
7628
106,49

 
Число отработанных человеко-дней в 2010 году больше на 1822,15, чем в 2009 году. В то же время, число человеко-дней неявок в 2010 году превышает  2009 год на 782,15.
Число отработанных человеко-часов  так же в 2010 году превышает 2009 год  на 14486.
На основании результатов  таблицы можно сделать вывод  о том, что трудовое законодательство относительно продолжительности рабочего дня не нарушается, т.к. средняя фактическая продолжительность рабочего дня составляет 8 часов и в 2009 году и в 2010 году.
Проведем анализ производительности труда по данным таблицы 4.4
Таблица 4.4.Анализ производительности труда
Прошлый год
Отчетный год
Темп роста%
Показатель
Отклонение
абсолют.(+)
относит.%
Товарная продукция, тыс  руб
113374
120732
7628
106,49
6,49
Ср.списочная численность  работающих, чел
284
287,5
3,5
101,23
1,23
Ср.списочная численность рабочих, чел
162
169
7
104,32
4,32
Уд.вес рабочих среди  работающих, %
57,04
58,78
1,74
103,05
3,05
Общее число отработанных всеми рабочими человеко-дней
46206,01
48028,16
1822,15
103,94
3,94
Общее число отработанных человеко-часов
368751
383237
14486
103,93
3,93
Производительность труда 1 работающего, тыс руб
363,37
394,4
30,97
108,52
8,52
Производительность труда 1 рабочего, тыс руб
637,01
670,85
33,84
105,31
5,31
Ср.дневная производительность труда рабочего, тыс руб
2,75
2,89
0,14
105,09
5,09
Ср.часовая производительность труда рабочего, руб
0,34
0,6
0,02
105,88
5,88
Среднее  количество дней. Отработанных 1 рабочим
232
232
     
Продолжительность рабочего дня. ч
8
8
     

 
Производительность труда 1 работающего на предприятии достаточно высока и составляет 363,37тыс.руб. и 394,34тыс.руб. в 2009 году и в 2010 году соответственно, причем динамика положительная.
Производительность труда 1 работника также достаточно велика – 637,01тыс.руб. и 970,85тыс.руб. в 2009 году и  в 2010 году, что также отмечается положительной тенденцией.
Проведем анализ средств, направляемых на потребление на примере таблицы 4.5
Таблица 4.5. Анализ заработной платы и социальных выплат в разрезе категорий работников предприятия
Показатель 
Фонд оплаты труда
Сумма социальных выплат
Итого
сумма, тыс  руб
уд. вес, %
сумма, тыс  руб
уд. вес, %
сумма, тыс  руб
уд. вес, %
Весь персонал, чел
48633
100
5845
100
54478
100
рабочие
26178
53,83
3156
53,99
29334
53,85
служащие
21724
44,67
2689
46,01
24413
44,81
работники несписочного состава
731
1,5
-
-
731
1,34

 
На основании таблицы можно сделать заключение о социальной защищенности работников предприятия, что положительно характеризует предприятие с точки зрения мотивации труда.
Проведем анализ состава  фонда оплаты труда на предприятии  в 2010 году по данным таблицы 4.6
 
Таблица 4.6.Анализ состава фонда оплаты труда
Показатель
Рабочие
Служащие
сумма, тыс. руб
уд. вес,%
сумма, тыс  руб
уд.вес,%
Фонд оплаты труда, всего
29334
100
24413
100
Оплата труда по сдельным расценкам
17236
58,76
   
Повременная оплата по тарифным ставкам, окладам
    9617
39,39
Социальные выплаты
3156
10,76
2689
11,01
Оплата ежегодных дополнительных отпусков
1801
6,14
1550
 
Прочие виды оплаты труда
7141
24,34
10557
43,25

           По категории рабочие в составе  фонда оплаты труда наибольший  удельный вес занимает оплата труда по сдельным расценкам (58,76%), а по категории служащие – прочие виды оплаты труда (43,25%).
Наименьший удельный вес в обеих категориях занимает оплата ежегодный дополнительных отпусков и составляет 6,14% и 6,35% соответственно.
Целью аудита расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита: 
    оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
    оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
    оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
    проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
    проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация  при выполнении вышеуказанных работ  должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита». Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Поскольку аудиторская  проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:
-   проверка арифметических  расчетов клиента (пересчет);
- проверка соблюдения  правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
- устный опрос персонала,  руководства экономического субъекта  и независимой (третьей) стороны;
-  проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры  используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
Оформление результатов  аудита и предложения для аудиторского заключения. Соблюдая принцип существенности, используя вышеизложенные аудиторские процедуры и их результаты, можно выразить мнение для составления условно положительного аудиторского заключения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           5.Учет, анализ и аудит затрат на оказание услуг.
 
Затраты – это средства, израсходованные на приобретения ресурсов, имеющиеся в наличии  и регистрируемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем.
Следует отметить, что затраты  организации, оказывающей так называемые услуги непроизводственного характера, формируют фактическую стоимость этих услуг.
При формировании расходов по обычным видам деятельности обеспечивается группировка по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
По способу включения  в себестоимость услуг затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты непосредственно  относятся к конкретному объекту  калькуляции  — это затраты  сырья и материалов, заработной платы, вместе с отчислениями на социальные нужды, амортизационные отчисления и другие затраты, которые можно отнести на себестоимость услуг на основании первичных документов. Прямые расходы списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учёта производственных запасов, расчётов с персоналом по оплате труда и амортизации основных средств, занятых в сфере производства. По кредиту счета 20 "Основное производство" отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг.
Обеспечивается раздельный учет затрат на оказание услуг по следующим  видам услуг:
-оказание услуг по  технической инвентаризации;
-оказание услуг по  кадастровым работам (межевание  земельных участков)
-оказание услуг по  оценке имущества;
-оказание услуг по  проектированию.
По окончанию месяца суммы фактической себестоимости  списываются со счета 20 «Основное  производство» на счет 90-02 «Себестоимость продаж, не облагаемых ЕНВД».
Все затраты, необходимые  для оказания услуг принимаются  к бухгалтерскому учету в том  отчетном периоде, в котором они  произведены.
Расходы, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся  к следующим отчетным периодам списываются на себестоимость равными долями ежемесячно  в течение всего срока, к которому они относятся.
При исчислении себестоимости  услуг затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости  незавершенного производства на начало и конец месяца, то есть к стоимости незавершенного производства прибавляют затраты отчетного месяца и вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца. Для учета затрат незавершенного производства в бухгалтерии составляется реестр незавершенных договоров, основанием для которого служат сведения, переданные из всех отделений филиала.
В состав незавершенного производства включаются работы по которым  заключены договора в отчетном периоде, но на конец месяца данные услуги не выполнены в полном объеме.
К косвенным расходам относят общехозяйственные расходы, расходы будущих периодов.
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» в филиале отражаются административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом. Согласно учетной политике филиала общехозяйственные расходы распределяются пропорционально видам оказываемых услуг. По истечении отчетного периода, суммы фактической себестоимости списываются со счета в полном размере в дебет счета 90.
Учтенные на счете 97 "Расходы будущих периодов", а именно затраты, которые предприятие несет по программному обеспечению, лицензиям, страховым договорам расходы списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы".
          Проанализируем систему обобщающих и частных  показателей оценки уровня затрат и себестоимости оказанных услуг, а также их информационное обеспечение.
При выявлении возможности  повышения использования эффективности  всех видов ресурсов в процессе выполнения  реализации оказанных услуг необходимо:
- оценить динамику  важнейших показателей затрат  и себестоимости и выполнения  плана по ним;
- оценить обоснованность  плана по себестоимости оказанных  услуг;
- определить факторы,  повлиявшие на динамику затрат;
- выявить резервы дальнейшего снижения себестоимости оказанных услуг.
Проведем анализ уровня, динамики и структуры затрат на оказание услуг по экономическим элементам  и сделаем выводы по ним на основании таблицы 5.1
Таблица 3.1. Анализ затрат на оказание услуг по экономическим элементам
Элемент затрат
За отчетный год
За прошлый  год
Отклонение
сумма, тыс  руб
уд.вес,%
сумма тыс руб
уд. вес,%
абсол.
относит
в уд. весах,%
Материальные затраты
15632
11,57
10684
9,21
4948
146,31
2,36
Затраты на оплату труда
50342
37,27
43220
37,26
7122
116,48
0,01
Отчисления на соц. нужды
4193
3,10
10639
9,17
-6446
39,41
-6,07
Амортизация
2889
2,14
2914
2,5
-25
99,14
-0,37
Прочие затраты
62014
45,92
48521
41,85
13493
127,81
4,07
Итого
135070
100
115978
100
19092
116,46
 

 
В структуре затрат предприятия  наибольший удельный вес занимает элемент  прочие затраты (45,92% и 41,85% в 2010 году и  в 2009 году соответственно); а также  элемент затраты на оплату труда  – 37,27% в 2010 году и 37,26% в 2009 году, что  подтверждает данные анализа и расходов на оплату труда в части эффективности социальной политики. Можно проследить динамику увеличения материальных затрат, прочих затрат, затрат на оплату труда, но данное увеличение не сказывается отрицательно на величине прибыли, так как по результатам деятельности предприятия также происходит увеличение доходов от реализации услуг.
Проведем анализ уровня и структуры себестоимости оказанных  услуг по статьям калькуляции  в 2010 году на основании таблицы 5.2.
Таблица 5.2. Анализ себестоимости оказанных услуг по статьям калькуляции
Статья затрат
Полная себестоимость  фактически оказанных услуг
Отклонение  от плана(+-)
Структура полной себестоимости,%
По плановой себестоимости отч. года,руб
По фактической  себестоимости отч. года. Тыс руб
Тыс руб
%
По плану
По отчету
Отклонение  от плана(+-)
Материальные затраты
15000
15632
632
104,21
11,11
11,57
0,46
Затраты на оплату труда
50000
50342
342
100,68
37,04
37,27
0,23
Отчисления на соц. нужды
4000
4193
193
104,83
2,96
3,10
0,14
Амортизация
3000
2889
-111
96,3
2,22
2,14
-0,08
Прочие затраты
63000
62014
-986
98,43
46,67
45,92
-0,75
Полная себестоимость  оказанных услуг
135000
135070
70
100,05
100
100
-

 
В ходе анализа выявлены следующие отклонения полной фактической  себестоимости от плановой:
- по статье материальные  затраты перерасход на 632тыс.руб.;
- по статье затраты  на оплату труда перерасход  на 342тыс.руб.;
- по статье отчисления  на соц. нужды перерасход на 193тыс.руб.;
- по статье амортизация  – экономия 111тыс.руб.;
- по статье прочие затраты – экономия 986тыс.руб.
В целом, полная фактическая  себестоимость оказанных услуг  предприятия выше, чем плановая себестоимость  на 70 тыс.руб., что говорит о сравнительно небольшом перерасходе и 100% выполнения плана по расходам.
Целью аудиторской проверки формирования себестоимости услуг является установление соответствия применяемого порядка учета и налогообложения указанных операций нормативным документам Российской Федерации.
Необходимо знать, что  в бухгалтерском учете себестоимость  продукции определяется как совокупность расходов по обычным видам деятельности, понесенных в связи с производством и реализацией продукции в отчетном периоде. Себестоимость же, как элемент учета для целей налогообложения, является величиной, уменьшающей налогооблагаемую базу.
Затраты, включаемые в  себестоимость, группируются в зависимости  от их экономического содержания по пяти элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату  труда;
- отчисления на социальные  нужды;
- амортизация основных  средств;
- прочие затраты.
Аудитору важно знать, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по данному элементу, формируется  исходя из цен их приобретения; наценок (надбавок); комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям. Аудитор проверяет правильность оценки материальных ресурсов, списанных на себестоимость. Организация самостоятельно определяет и фиксирует в приказе об учетной политике метод оценки материалов.
Исчерпывающий перечень затрат на оплату труда приводится в п.7 Положения о составе затрат, там же перечислено, какие выплаты работникам не включаются в себестоимость.
Основная ошибка, выявляемая при проверках данного элемента себестоимости, это несоблюдение принципа производственной направленности затрат. При проверке первичных документов по начислению заработной платы (табелей, расчетно-платежных ведомостей) аудитор может выявить факты включения в себестоимость основной деятельности расходов на оплату труда работников, занятых в других видах деятельности (строительство, социально-культурное обслуживание и т.п.).
Отчисления на социальные нужды. К этому элементу относят  выплаты по установленным законодательством  нормам в обязательные внебюджетные фонды: пенсионный фонд; фонд социального страхования; федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При проверке правильности отнесения на себестоимость отчислений на социальные нужды необходимо обратить внимание на соблюдение прямой зависимости  источника начисления взносов во внебюджетные фонды от источника  начисления самого фонда оплаты труда. То есть, каков источник выплаты, таков и источник уплаты взносов, а это может быть либо себестоимость, либо собственные средства.
Амортизация основных средств. Элемент «амортизация основных производственных средств» предназначен для группировки затрат, связанных с использованием вещных объектов, не перерабатываемых в процессе коммерческой деятельности, - зданий, машин, оборудования. Стоимость таких объектов переносится на себестоимость услуг не единовременно, а в течение длительного периода. Затраты на приобретение и создание этих объектов в себестоимость продукции не включаются, однако на себестоимость списывается их амортизация.
Проверка правильности калькулирования себестоимости услуг.
Аудитору следует знать, что по статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав расходов в каждой отрасли экономики различен и определяется соответствующими отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методическими рекомендациями.
При проверке калькулирования себестоимости услуг аудитор устанавливает правильность:
- классификации затрат на оказание услуг;
- учета и списания (распределения) затрат по статьям  калькуляции;
- определения незавершенного производства;
- распределения косвенных  расходов;
- применения методов  учета затрат и калькулирования себестоимости услуг;
- составления бухгалтерских  записей по учету затрат на оказание услуг;
- ведения синтетического  и аналитического сводного учета затрат на оказание услуг;
- а также соответствие  записей аналитического синтетического  учета по счетам затрат записям  в главной книге и балансе.
Одна из задач аудиторской  проверки - подтверждение обоснованности выбранного метода калькулирования.
Задача аудитора - подтвердить правильность применяемого метода распределения косвенных расходов, закрепленного в приказе об учетной политике.
В аудиторской практике часто встречается ситуация, когда  организация, осуществляющая несколько  видов деятельности (выпускающая различную продукцию), не распределяет косвенные расходы между ними. В этом случае происходит искажение себестоимости различных видов продукции, скрываются реальные финансовые результаты.
Особенности аудиторской  проверки незавершенного производства.
К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки.
Одним из важных направлений  аудита затрат на оказание услуг и калькулирование себестоимости продукции является формирование мнения о достоверности оценки незавершенного производства.
В процессе аудиторской  проверки незавершенного производства следует изучить следующие вопросы:
- состояние учета;
- своевременность и  правильность инвентаризации;
- достоверность отражения  результатов инвентаризации;
- соблюдение установленных  норм незавершенного производства (если они утверждены в организации)  и правильность его оценки.
В заключение проверки затрат на оказание услуг и калькулирование себестоимости услуг аудитор делает вывод о существенности ошибок и их влиянии на достоверность отчетности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Учет, анализ и аудит оказанных услуг и их продажи
 
Результатом работы филиала  ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное  БТИ» по РМ за месяц являются оказанные услуги по технической инвентаризации строений и сооружений, межеванию земельных участков, рыночной оценки имущества и др. С заказчиками  составляются договора на оказание данных видов услуг, в которых оговорены сроки исполнения работ. Для юридических  лиц он составляет 58 рабочих дней, для физических лиц-30 дней. Также предусмотрено сокращение сроков исполнения с применением повышающих коэффициентов.
При завершении оказания услуг выписывается в 2-х экземплярах  акт приемки-передачи выполненных работ, который подписывается обеими сторонами. Датой подписания акта считается дата передачи работ заказчику. В конце месяца все договора и акты приемки-передачи сдаются в бухгалтерию предприятия со всех отделений республики.
На основании актов выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее пяти дней с даты подписания акта передается заказчику, второй – остается в филиале и отражается в книге продаж для начисления НДС.
Согласно учетной политике филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РМ используют метод продажи оказанных услуг «по отгрузке» Для учета оказанных услуг и их реализации применяется счет 90 «Продажи».
Бухгалтерией делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дт 51 Кт 62 – поступила  выручка от заказчиков на расчетный счет;
Дт 62 Кт 90-01 – учтена выручка  за оказанные услуги;
Дт 90-03 Кт 68 – отражен  НДС за оказанные услуги;
Дт 90-02 Кт 20 – списывается  себестоимость оказанных услуг;
Дт 68 Кт  51 – погашена задолженность перед бюджетом по НДС;
Д90-09 Кт 99 (Дт99 Кт 90-09) – финансовый результат от оказанных услуг.
В филиале широко применяется  предварительная оплата за оказанные  услуги. При этом предварительная  оплата выступает в форме авансового платежа и отражается по кредиту  счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К которому открываются субсчета 62-01 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 62-02 «Авансы полученные».
За каждый месяц составляются оборотно-сальдовые ведомости по счету 62, сальдо и обороты по счету 90 в разрезе субсчетов. Также составляются расшифровки по НДС за каждый месяц.
В конце месяца бухгалтерией составляется общий свод по реализации оказанных услуг в целом по предприятию и по структурным  подразделениям отдельно.
В ходе анализа оказания услуг необходимо:
- дать оценку выполнения запланированного уровня по объему оказанных услуг;
- изучить динамику  оказания услуг;
- оценить равномерность  и ритмичность оказания услуг;
- дать анализ состава,  структуры и видов оказываемых  услуг;
- выявить резервы увеличения  объемов оказываемых услуг.
Оценим динамику объема выпущенной продукции за 2008-2010 года в таблице 6.1.
Таблица 6.1. Анализ динамики объема продукции
Информац. база
Показатель
Аналитический период
2008 год
2009 год
2010 год
Фактический объем оказанных  услуг в сопоставимых ценах, тыс. руб
  103196
113374
120734
годовой
  100
25,41
9,86
с начала периода
  100
25,41
37,7
Годовой абсолютный прирост. тыс. руб
    10178
7360
Абсолютное значение 1% прироста оказанных услуг, тыс. руб
    1032,25
1134

 
Годовой темп изменения  объема оказанных услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырос на 25,41%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом – на 9,86%.
Темп изменения объема оказанных услуг в 2010 году по сравнению  с 2008 годом вырос на 37,78%.Годовой  абсолютный прирост в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 10178 тыс.руб., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 7358 тыс.руб.
Абсолютное значение 1% прироста оказанных услуг в 2009 году составило 1032,25 тыс.руб., а в 2010 году – 1134 тыс. руб.
Эти данные свидетельствуют о  положительной динамике объема оказанных услуг из года в год, что говорит о стабильности предприятия на несколько лет вперед
Составим товарный баланс 2010 года в таблице 6.2.
Таблица 6.2. Баланс оказанных услуг
Показатель
Остаток оказанных услуг  на 01.01.2010
         
Обработано услуг
  120734
120000
-734
 
Итого
         
Реализовано оказанных  услуг
  120734
120000
-734
 
Остаток  на 01.01.2011
         

 
Исходя из полученных результатов видно, что принято и обработано услуг одинаково с их реализацией.
Отклонение фактической  себестоимости услуг от плановой составило 734 тыс.руб.
Проанализируем структуру  реализации на основе данных следующий  таблицы.
 
 
Таблица 6.3 – Анализ структуры реализации
Структура реализации
Период
2008
2009
2010
Всего реализовано услуг  в %
100
100
100
В т.ч. гос. заказ
5125
7589
12170
%
6,23
7,35
10,73
Прямые договора
77161
95607
101204
%
93,77
92,65
89,27

         
          На основании данных таблицы 6.3 можно сделать вывод, что предприятие осуществляет услуги по технической инвентаризации в основном по прямым договорам с физическими и юридическими лицами: в 2008 году – 93,77% из 100%, в 2009 году – 92,65% из 100%, в 2010 году – 89,27%  из 100%.
Оставшуюся долю занимают государственные заказы: в 2008 году – 6,23% из 100%, в 2009 году – 7,35% из 100%, в 2010 году – 10,73% из 100%.
Причем, можно сделать  однозначный вывод, что количество договоров увеличивается с каждым годом.
Проведем анализ видов оказываемых услуг в 2010 году на основе таблицы 6.4.
Таблица 6.4. Анализ видов оказываемых услуг
Виды услуг
Первичная инвентаризация
Экономический отдел
35000
35832
35832
832
1,02
Вторичная инвентаризация
65000
70056
70056
5056
1,08
Прочие
20000
14846
14846
-5154
0,74
Итого
120000
120734
120734
734
1,01

 
Абсолютное отклонение первичной инвентаризации от плана составило -832или 1,02%, вторичной инвентаризации 5056 или 1,08%, иных услуг -5154 или 0,74%. В целом по всем видам оказываемых услуг абсолютное отклонение составило 734 или 1,01%.
Оценим структуру услуг  в 2010 году на основе данных таблицы 6.5.
Таблица 6.5. Анализ структуры услуг

и т.д.................


Вид услуг
Первичная инвентаризация
35000
35832
31,82
35560,18
35832
Вторичная инвентаризация
65000
70056
59,09
7112139
65000
Прочие

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.