На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Основы стратегического управления организацией. Понятия и компоненты внешней среды. Внутренняя среда организации и направления ее анализа. Формирование миссии и стратегических целей. Определение стратегических альтернатив, разработка и выбор стратегии.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СЕМИНАР

Сравнительная характеристика стратегического менеджмента и оперативного
Ключевые характеристики управления организацией
Оперативное управление
Стратегическое управление
Миссия, предназначение
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации
Выживание организации в долгосрочной перспективе, путем установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект внимания менеджмента
Внутренние проблемы организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов
Внешнее окружение организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет фактора времени
Краткосрочная/среднесрочная перспектива (до 2 лет)
Долгосрочная перспектива (от 3 лет)
Основа построения системы управления
Функции и организационная структура, процедура, техника и технология управления
Цели, люди, системы информационного обеспечения, рынок, стратегия
Подход к управлению персоналом
Работники - ресурсы организации, исполнители отдельных работ и функций
Работники - это основа организации, её главная ценность и источник ее эффективной деятельности
ЛЕКЦИЯ

Раздел I. Основы стратегического управления организацией. Тема 1. Введение в стратегическое управление

1) Предпосылки и этапы становления стратегического управления
2) Сравнительная характеристика оперативного и стратегического менеджмента (см. таблицу)
3) Организационные уровни стратегий
4) Этапы процесса стратегического менеджмента
5) Характеристика школ (теорий) стратегического менеджмента (самостоятельно)
1) Предпосылки и этапы становления стратегического управления

История исследований
а) В 5 веке д..э. - Сунь-Цзы; типовые «максимы» - типовые стратегии для различных вариантов «игры с противником» (тип взаимоотношений противников, силу стратегической позиции, преимущества первого хода и т.д.)
б) 1-я половина XIX века - Карл фон Клаузевиц; роль концентрации сил, прогноз поведения противника на основе анализа внешней ситуации и т.д.
в) середина и вторая половина XX века; АнцоффД, Карлофф, Томпсон, Стрикленд , Хиггенс
Предпосылки стратегического управления
Середина 50-ых годов XX века начался переход к постиндустриальной эпохе. Особенности эпохи:
- ускорение темпов НТП
- повышение уровня благосостояния общества
Они привели:
1) к изменению структуры экономики и частично ее идеологии (рост доли услуг в ВВП, дифференциация продукции,, рост удовлетворенности персонала от работы, усиление внимания к негативному влиянию НТП - загрязнение среды, инфляции, монополизму и т.д.)
2) Ускорение темпов протекания экономических процессов, следовательно повышение уровня неопределенности и непредсказуемости внешней среды компании
Этапы становления стратегического менеджмента
1) конец 60-ых начало 70-ых годов XX века - руководители высших звеньев компании перемещают свое внимание с внутренней среды (внутр. проблем) на внешнее окружение, в связи с изменением параметров внешний среды для своевременной адаптация к происходящим изменениям;
2) 70-е года XX века - руководители вынуждены заниматься стратегическим выбором;
3) 80-ые годы - руководители обязаны не только адаптировать компанию к изменениям внешней среды, но и своевременно реагировать на эти изменения, т.е. опережать/предварять изменения.
Определения
Стратегический менеджмент - деятельность высшего руководства организации по определению приобретенных направлений развития, дающих конкурентные преимущества и по реализации поставленных целей на основе отраженных в стратегии изменений организации.
- или - процесс разработки, выбора и реализации стратегии компании
Стратегия - комплекс управленческих решений по реализации перспективных направлений развития организации, сфер, форм и способов ее деятельности в условиях изменения внешней и внутренний среды, а так же по распределению ресурсов для достижения целей организации.
Выделяют стратегии:
1) динамического роста
2) прибыльности
3) ликвидации
4) предпринимательская
5) круговорота
Принципы стратегического управления (п. 4.2.)
Д/З ко вторнику - подготовить задание №1 - найти в интернете, подобрать и распечатать, примеры стратегий российских и зарубежных компаний (2-3);
Задание 2 - подобрать в сети и составить таблицу определений понятий «стратегия» и «стратегическое управление/менеджмент» (по 2):
Тест в субботу
3) Организационные уровни стратегий

Пример компании
4 уровня


Корпоративная стратегия - стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом, она является общей концепцией/программой управления компанией по:
ь определению сфер ее деятельности
ь диверсификации
ь создание приоритетов для инвестиций
ь развитие конкурентных преимуществ
ь и т.п.
Разрабатывает высшее руководство компании.
Деловые стратегии (бизнес стратегии) - стратегии для каждого отдельного вида деятельности компании. Нацелены на достижение конкурентных преимущества счет:
ь Более низких издержек
ь Технологического преимущества
ь Стиля руководства
ь И т.п.
Разрабатывают руководители направлений в согласовании с высшим руководством компании.
Для однопродуктвой компании корпоративная и деловая стратегии объединяются.
Функциональные стратегии - стратегии для каждого функционального направления компании в целом или ее отдельной сферы деятельности, более конкретна, чем бизнес стратегия. Необходимы для поддержания функциональных целей компании. Поддерживают корпоративные и деловые стратегии.
Разрабатывают функциональные руководители совместно с высшим руководством.
Операционные стратегии - более узкая стратегия для основных структурных единиц компании. Касаются покупки материалов, рекламных компаний, ремонта и т.п.
Разрабатывают руководители подразделений совместно с руководителями функциональных направлений.
4) Этапы процесса стратегического менеджмента

Выделяют 5 этапов процесса стратегического менеджмента.

II. Анализ стратегических факторов внешней среды организации

1) понятия и компоненты внешней среды организации
2) методы анализа внешней среды организации (PEST-анализ; модель (конкуренции 5 сил) Майкла Портера; SWOT-анализ)
1) Понятия и компоненты внешней среды организации

Задачи анализа внешней среды организации:
1) Дать руководству организации полную достоверную информацию о внешней среде и направлениях ее развития
2) Показать место организации во внешней среде
3) Вскрыть возможности и угрозы, которые несет внешняя среда организации и которые необходимо учитывать.
Компоненты внешней среды:
1) Макросреда - отдаленное окружение (макроокружение).
Включает общие факторы, которые прямо не касаются краткосрочной деятельности организации, но могут влиять на ее долгосрочные решения. Т.е. имеют высокую вероятность реализации и влияния.
2) Микросреда - непосредственное окружение (отраслевое).
Включает все заинтересованные группы или лица, или организации, которые прямо влияют или находится под непосредственным влиянием основной деятельности организации.
2) Методы анализа внешней среды организации

А) Для анализа макро среды используется PEST-анализ (СТЭП), в котором рассматриваются 4 группы факторов:
Ш Политико-правовые
Правительственная стабильность, налоговая политика, налоговое законодательство, регулирование занятости населения, отношение к иностранному капиталу, профсоюзы и др. факторы.
Ш Экономические
Тенденции ВВП, стадия делового цикла, %-ая ставка кредита, курс валют, уровень инфляции, уровень безработицы и др. факторы.
Ш Социально-культурные
Демографическая структура населения, стиль жизни, обычаи, привычки, мода, социальная обильность населения и др. факторы.
Ш Технико-технологические
Гос. политика в области НТП, новые продукты, затраты на НИОКР, защита интеллектуальной собственности и др. факторы.
Цель анализа макросреды - мониторинг и анализ тенденции или событий неподконтрольных организаций.
Используются методы:
v Экспертных оценок
v Прогнозирования
v Факторного анализа
v и другие
Пример использования анализа на основе экспертных оценок:
Факторы МАКРОсреды
Вес фактора (0-1)
Оценка фактора в баллах (0-5)
Взвешенная оценка (2 гр. * 3 гр.)
1
2
3
4
1) политико-правовые:-
2) экономич.:
3) социо-культурные:-
4)техн.-технол.:
0,2
0,4
0,1
0,3
3
5
5
2
0,6
2
0,5
0,6
Итого:
1,0
-
3,7
Максимально 5, а средняя - 3; тогда 3,7 - ненамного выше среднего
Узнать какой фактор имеет наибольшее влияние.
Графа 2 - оценка вероятного влияния фактора на стратегическую позицию компании;
Графа 3 - оценка степени реакции компании на этот фактор, т.е. вероятность реализации этого фактора;
Графа 4 - оценка степени реакции компании на факторы внешней среды
Общая концепция стратегического менеджмента
1) Подходы к определению сущности и роли стратегического менеджмента:
1. Вид управленческой деятельности, связанный с поставкой долгосрочных целей организации и поддержания ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внутреннем возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
2. Процесс, определяющий последовательность действия организации по разработке и реализации стратегии.
3. Область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятию стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.
4. Искусство разработки и реализации стратегии.
5. Люди, осуществляющие стратегическое управление.
Преимущества стратегического менеджмента
1) Ориентация на перспективу
2) Направленность на достижение стратегических результатов (управление результатами)
3) Создание механизма адаптации к происходящим изменениям
4) Обеспечение основы для оценки альтернативных вариантов развития организации
5) Объединение стратегических решений, принимаемых на различных уровнях организации
6) Создание проактивной атмосферы в организации
3 основных вопроса стратегического менеджмента
1) Где в данный момент находится организация, чем характеризуется текущая ситуация для организации?
2) Какой стремится стать организация, какое положение на рынке и в обществе занять в будущем, каким для себя видит «идеальное» состояние?
2.1) бизнес (виды бизнеса), в котором организация хотела бы находится и рыночная позиция, которую бы хотела контролировать
2.2) потребности покупателей и групп потребителей, которые бы организация хотела обслуживать (целевая группа)
2.3) конкретные результаты, которые бы хотела достичь организация
3) Как организация может достичь желаемого руководством состояния, что необходимо предпринять, чтобы соответствовать стратегическому идеалу ?
Подходы к определению стратегии (5 Р стратегий по Генри Минцбергу)
1) Стратегия - генеральный план действия, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению целей;
2) - это принципы поведения и следования некой модели поведения;
3) - это позиция, т.е. область внешней среды, в которой организация сосредотачивает свои ресурсы;
4) - это ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника
5) - это перспектива, концепция бизнеса, которая создается руководителем (предпринимателем)
2) Методы анализа внешней среды организации (продолжение)

Б) Модель конкуренции (5 сил Портера) - для анализа микросреды организации.
Описывает всех участников отраслевого рынка и используется для анализа структуры отрасли.
Показатели для анализа отрасли:
o Размер отрасли - каков объем продаж
o Перспективы роста отрасли
o Стадии жизненного цикла отрасли
o Структура и масштабы конкуренции
o Структура отраслевых издержек
o Система сбыта и продаж продукции
Модель конкуренции (5 сил) портера



В) SWOT-анализ - используется для анализа макро и микро среды компании, внешний анализ - часть свот-анализа.
Цель анализа внешней среды (в свот методе) - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть в настоящим и будущем.
С (сильные стороны) В (слабые стороны) - из анализа внутренний среды
О (возможности) Т (угрозы) - из анализа внешней среды
Возможности - положительные явления, процессы внешней среды, которые могут привести к росту прибыли компании. К примеру:
§ Снижение налогов
§ Рост доходов населения и других компаний
§ Ослабление позиции конкурентов
§ Ускорение темпов роста отраслевого рынка
§ И т.п.
Угрозы - отрицательные явления и процессы, которые могут привести к значительному снижению объему продаж и т.п. К примеру:
§ Снижение покупательской способности
§ Усиление конкуренции в отрасли
§ Изменение вкусов потребителей и т.п.
Последовательность действий при анализе внешней среды:
А) Анализ внешних факторов.
Б) оценить их важность для организации (методом ранжирования, весомости)
В) Использовать метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей и каждой угрозы на матрице угроз:
Матрица возможностей
Влияние возможностей на организацию
Вероятность использования возможностей
Сильное
Умеренное
Малое
Высокая
х
х

Средняя
х

Низкое
Матрица угроз

Влияние угроз на организацию
Вероятность реализации угроз для компании
Разрушение
Критическое состояние
тяжелое
«слабые ушибы»

высокая
Х
х
х


Средняя
Х

низкая
III. Анализ внутренний среды организации
1) Внутренняя среда организации и направления ее анализа
2) Методы анализа внутренний среды организации (цепочка создания ценностей М. Портера и SWOT - анализ)
3) Конкурентные преимущества организации
1) Внутренняя среда организации и направления ее анализа

Цель анализа внутренней среды - выявить тот потенциал и те внутренние возможности, которыми располагает организация для успешной конкуренции и для своего развития в будущем.
Анализ внутренний среды проводится по следующим направления (компонентам внутренний среды):
1) Персонал организации:
· Общее количество сотрудников
· Навыки и опыт руководителей
· Затраты на персонал
· Текучесть персонала
· Корпоративный климат
· И т.д.
2) Производство (и бизнес процессы) и другие технические аспекты:
· Затраты на производство
· Объем и номенклатура сырья/материалов
· Гибкость технологических процессов
· И т.д.
3) Организация управления:
· Гибкость структур управления
· Уровень подготовки высшего руководства
· Система контроля и планирования
· Удельный вес руководителей
· И т.д.
4) Маркетинг:
· Широта ассортимента
· Репутация потребителей
· Каналы распространения
· реклама
· И т.д.
5) Финансы:
· Структура капитала
· Рост стоимости компании
· Отношение цены к прибыли
· Стоимость акций
· И т.д.
6) Культура:
· Уровень культуры
7) Ресурсы организации:
· Количество поставщиков
8) Технология
· Уровень технологий
Источники получения инфы для анализа внутренней среды
ь Контакты с покупателями
ь Личные наблюдения
ь Наличие системы контроля
ь Совещания/заседания в рамках компании
ь Официальные экономические показатели
ь Нормативные оценки
ь И т.д.
Используется несколько подходов к определению сильных и слабых сторон организации
1) Внутренний - определяется на основе анализа опыта компании, мнений его специалистов, факторного анализа, динамического анализа и т.д.
2) Внешний - определяется на основе сравнения с конкурентами
3) Нормативный - как должно быть по мнению экспертов/консультантов.
2) Методы анализа внутренний среды организации («цепочка создания ценностей» М. Портера и SWOT - анализ)

А) «Цепочка создания ценностей» М.Портера
Для обеспечения успеха на рынке компания должна предлагать потребителю продукт, имеющий для него ценность. Т.е. совокупность получаемых потребителем выгод и понесенных им расходов, что проявляется в лучшем или худшем соотношении цена - качество.
Для анализа внутренний среды компании Майкл Портер предложил использовать «цепочки создания ценностей», т.к. выявить сильные и слабые стороны в деятельности компании невозможно, если рассматривать ее в целом. Её конкурентные преимущества формируются в ходе многосторонней деятельности:
o В процессе проектирования
o Производства
o Маркетинга
o Хранения
o И т.д.
o И при выполнении вспомогательных функций
В цепочке создания ценностей в деятельности компании Портер делит на 2 части:
1) Основную (первичную) - закупки, сырье, производство, маркетинг, сбыт и т.п.
2) Вспомогательная (вторичная) - общее управление, развитие технологий, УП, управленческая инфраструктура
Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат. Исследуя процесс производства товара или услуги можно определить, где компания конкурентоспособна, а где - нет с точки зрения конкурентов.
Цепочка создания ценностей М. Портера
Вспомогательная деятельность компани
Оргструктуа, финансы, планирование, юридическое обслуживание
Техническое и технологическое развитие
УП, организация управления и развитие
Основная деятельность
Запасы,
Материалы,
Персонал
Производство
Хранение и распределение
продуктов
Маркетинг и сбыт
Дилерская поддержка и сервис
Б) SWOT - анализ
Анализ внутренний среды компании позволяет выделить ее сильные (высокая квалификация персонала, хорошая репутация у потребителей, сильный бренд и т.п.) и слабые стороны (устаревшее оборудование и технологии, снижение прибыли, ухудшение конкурентной позиции и т.п.).
По результатам анализа внутренней среды строятся матрицы аналогичные матрицам возможностей и угроз (см. Тема 2).
После того, как составлен конкретный список сильный и слабых сторон компании, возможностей и угроз, строится матрица SWOT (матрица Томпсона-Стрикленда). Логическим путем устанавливаются связи между сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами.
На основе матрицы SWOT определяются варианты стратегии компании.
Возможности:
1.
2. по 4-5
3.
Угрозы:
1.
2.
3.
Сильные стороны:
1.
2.
3.
1.
СВ
По 2-3
2.
СУ
Слабые стороны:
1.
2.
3.
3.
СлВ
4.
СлУ
3) Конкурентные преимущества организации

Их можно выявить через анализ внутренний среды.
Конкурентные преимущества - уникальные осязаемые и не осязаемые ресурсы (качественные характеристики компании - репутация, имидж и т.п.) или материальные и нематериальные активы, которыми владеет организация, а так же стратегически важные для данной компании сферы бизнеса, которые обеспечивают ее конкурентоспособность.
Стратегическое управление определяется так же как управление конкурентными преимуществами.
IV. Формирование миссии и стратегических целей организации
миссия - отдельные утверждения, которые являются кодексом организации и определяют ее экономическую, соц, управленческую философию, эконом критерии прибыльности товаров, производств деятельности и качества товаров стиля.
Стратегические цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
V. Определение стратегических альтернатив, разработка и выбор стратегии

1) базовые и общие конкурентные стратегии
2) портфельный анализ (матрица BCG или БКГ; матрица МакКинзи; матрица жизненного цикла отрасли; матрица Ансоффа)
3) типы стратегии роста и сокращения. Выбор и оценка стратегий.
1) Базовые и общие конкурентные стратегии

Выделяют 4 базовые стратегии:
1) Стратегия ограниченного роста - её выбирают компании в сложившихся отраслях и с стабильной технологией.
Цели развития устанавливаются методом от достигнутого уровня и затем корректируются.
Это наименее рискованная стратегия.
2) Стратегия роста - используют компании в динамично развивающихся отраслях с быстроменяющиеся технологией.
Для нее характерно ежегодное значительное превышение развития по сравнению с прошлым годом.
Её выбирают компании, стремящиеся к диверсификации, чтобы покинуть «затухающие» рынки.
Различают:
1. Стратегия концентрации (концентрированного роста)
2. Интеграции (интегрированного роста)
3. диверсификации
3) Стратегии сокращения - выбираются реже всего.
Цели копании - ниже уровня, достигнутого в прошлом году/периоде. Ее выбирают когда показатели деятельности устойчиво ухудшаются.
4) Комбинированная стратегия - сочетание 3 предыдущих.
Её выбирают крупные организации, работающие в нескольких отраслях.
Общие: Портер выделил 3 конкурентные стратегии:
1) Лидерство по затратам - жесткий контроль над затратами, особенно на стадии исследований, маркетинга, рекламы, УП. Выбирается для стандартного известного продукта (используется в «цепочке ценностей портера»).
(ест 1
Перенос внимания руководства на окружение с целью своевременного реагирования …:
Ответ: От долгосрочного к стратегическому
Тест 2
Факторы, которые надо учитывать при стратегии: все вышеперечисленные
Модель 5 сил портера для - определения всех участников отраслевого рынка
Проблемное окружение - перечень угроз и т.п.
Тест 3
Центральная компетенция - уникальная способность организации
Продолжение Лекции 1) Базовые и общие конкурентные стратегии
Общие стратегии
Портер выделил 3 конкурентные стратегии:
1. Лидерство по затратам - жесткий контроль над затратами, особенно на стадии исследований, маркетинга, рекламы, УП. Выбирается для стандартного известного продукта (используется в «цепочке ценностей портера»).
2. Стратегия дифференциа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.