Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические барьеры общения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ……..………………..5
2. БАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ………………...………………7
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ      БАРЬЕРОВ.............................................................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………..15
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность: В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам. Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.
Общение – это  взаимодействие с целью обмена информации. Но в процессе общения не передаем информацию, а сообщение в форме символов: слов, жестов, интонации. Восприятие информации зависит от того, как понимает эти символы собеседник. В идеале оба собеседника придают словам и невербальным знакам (жестами, мимике и т.п.) одинаковое значение. К сожалению, так бывает не всегда. Что мешает людям понять друг друга?
Барьеры общения - это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Барьер общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Существует теория  Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана  с такими именами, как Э. Берн, З. Фрейд , Л. П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин , М. С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции рассмотрены ниже. Цели исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Цель работы: изучить барьеры общения и пути их преодоления.
Задачи:
1.Рассмотреть  мнения отечественных и зарубежных ученых по вопросам понятия и функций общения.
2.Провести теоретический  анализ понятия "барьера общения".
.Рассмотреть  виды барьеров общения.
4.Подобрать  методики.
5.Провести эмпирическое  исследование.
Предметом работы является влияние неадекватной самооценки и негативных установок на возникновение психологических барьеров в общении.
Объект:  барьеры в общении.
Структура работы состоит: ведения, трех пунктов, заключения, списка используемой литературы.
 
 
 
 
 
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
 
  Под барьером общения следует понимать возникновение между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. Психологические барьеры – своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник. Психологические барьеры имеют многообразную природу и могут возникать на разных этапах общения. Если барьер фиксируется уже в первой фазе общения – в фазе концентрации внимания оппонентов друг на друге, - то в дальнейшем, чаще всего, ситуация осложняется. Бывает так, что люди являются знакомыми уже некоторый период времени, и их общение происходит не впервые, но барьер возникает в первый раз. Тогда причиной осложнений могут быть условия общения, настроение оппонентов, ситуация, в которой происходит разговор, сам смысл слов общающихся людей. 
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. [1,с. 15-17].
Например, огромное значение для возникновения барьера  играет авторитетность коммуникатора  в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.
 
Под психологическими барьерами общения подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт.
Функции психологических  барьеров:
а) психологическая  защита (защита интересов, ценностей  и автономии личности или общности);
б) стимулирующая (может выступать фактором развертывания внутреннего потенциала личности и общности за счет мобилизации их собственных ресурсов);
в) консервативная («замораживание», торможение духовного потенциала личности), при повышенной рефлексивности и чрезмерном самоанализе развивается замкнутость.
Виды социально-психологических  барьеров:
1.  видовое многообразие барьеров;
2. барьеры личности и общности;
3. социально-психологические барьеры деятельности;
4. социально-психологические барьеры общения.
Необходимо  различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры психического состояния любого субъекта [5, с. 66-69].
Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения.
Под средствами общения понимается то, каким образом  человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.
Психологические барьеры в общении возникают  незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения, и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
 
2. БАРЬЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ
 
Психическое состояние  личности, неадекватное требованиям  складывающейся ситуации (напряженность, эйфория). Причинами могут быть особенности  характера индивида. Личность принадлежит  к общности, закрытой для других общностей; в этом случае такая особенность будет присуща многим личностям этой общности.
По видам деятельности дифференцируются следующие барьеры деятельности [11,с. 55-57]:
    коммуникативный и познавательный;
    трудовой и управленческий;
    реактивный и творческий;
    экономический и политический;
    правовой и духовно-нравственный.
Барьеры взаимопонимания возникают на разных этапах взаимоотношений. Иногда появлению нравственных или эмоциональных барьеров, препятствующих нормальным человеческим контактам, предшествуют годы знакомства или близких отношений. Но есть один барьер, который вырастает, как правило, при первом контакте – это эстетический барьер. Первое впечатление о человеке складывается прежде всего по его внешнему виду, манере поведения, стилю одежды. Если отношения между людьми ограничивались только поверхностными контактами, то можно было бы утверждать, что красота – лучшее средство достижения успеха в общении.
Интеллектуальный барьер. Американский психолог Н. Таллент выделил три типа интеллекта:
    вербальный – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами;
    механический – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, быстро схватывать принципы машинных операций;
    социальный – способность понимать состояния других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций. Социальный интеллект, по мнению Таллента, проявляется в чувстве такта, умении снискать расположение других людей и создать благоприятную атмосферу во взаимоотношениях с ними. Низкий уровень развития данного типа интеллекта вызывает постоянные проявления бестактности, трудности приспособления к социальному окружению, проблемы общения и одиночество.
Интеллектуальные  барьеры могут возникать и  в результате различной скорости протекания интеллектуальных процессов у людей, вступающих в общение. Бывает и так, что в интеллектуальных возможностях собеседника сомнений нет, но барьер возникает – это так называемый мотивационный барьер. Он появляется потому, что собеседнику не интересны высказанные соображения, которые не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию.
Наиболее болезненной  проблемой мотивации взаимопонимания является потребительское отношение людей друг к другу. Когда интерес к вещам начинает преобладать над интересом к людям, сфера человеческих взаимоотношений неизбежно превращается в сферу услуг.
Существует  еще один барьер – эмоциональный. Чувства и эмоции людей всегда на стороне того, кто не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл и социальную ценность. Неприятные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать даже самые веские и серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Но нельзя и принимать за чистую монету все, что сказано в эмоционально неуравновешенном состоянии. Постоянно страдающий человек кажется нам неприятным, а все, что с ним происходит – заслуженным. Но положительные эмоции все-таки имеют плюсы, и значительные: повышается скорость мыслительных процессов, что способствует интеллектуальной активности; улучшаются коммуникативные возможности человека, делая его более приятным и желанным собеседником.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
 
Основные пути преодоления барьеров:
    использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
    знание, понимание себя, другого;
    распознавание барьеров;
    создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
    чувство юмора;
    интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
    социально-психологический тренинг.
Главная роль социально – психологического барьера в качестве защиты личности, с одной стороны, и некоего препятствия, преграды на пути ее деятельности, с другой, ставят нас перед вопросом о нашей принципиальной позиции по отношению к этому явлению. Условия контроля и преодоления социально-психологических барьеров. Начнем с выяснения того, насколько и при каких условиях необходимо преодоление социально-психологических барьеров. Несмотря на значимость функции психологической защиты, которую выполняют психологические барьеры, неоспорима необходимость их контроля, а если это неизбежно, то и преодоление, если они тормозят или тем более консервируют духовный потенциал человека. [2, с. 55-59].  
Факт существования психологических  барьеров в процессе общения не является, таким образом, абсолютно неодолимым препятствием на пути к достижению взаимопонимания взаимодействующих индивидов. Преодоление же психологических барьеров представляет собой существенное условие повышения уровня эффективности общения и лежит на путях развертывания и реализации огромного потенциала возможностей, которые предоставляют человеку язык и речь, его мимика и пантомимика.
Вместе с  тем тот огромный духовный потенциал  возможностей преодоления психологических  барьеров, которым располагает человек, не тождествен его эффективной реализации.  
Во-первых, преодоление любых  психологических барьеров предполагает проникновение в сложную природу последних, учет, в частности, той многоструктурной и многофункциональной основы, на которой они могут развиться и которая представлена механизмом многократной опосредованности психической деятельности человека [13,с. 112-114]. 
Во-вторых, успешное решение  данной задачи предполагает не только знание системы и механизмов психологических  барьеров личности и ее деятельности, но и способов мобилизации огромных внутренних ресурсов индивида, его  величайшего духовного потенциала как неповторимой индивидуальности. 
Формирование здорового  климата коллектива – предпосылка  преодоления психологических барьеров. Одним из надежных путей мобилизации  внутренних ресурсов личности является создание оптимального социально-психологического климата общения в группах и коллективах. Оптимизация и совершенствование социально-психологического климата коллектива, в рамках которого осуществляется общение индивидов, представляет собой вместе с тем и эффективный способ снятия психологических барьеров на пути взаимодействия людей, Одним из методов создания оптимального климата и преодоления психологических барьеров общения является суггестия (внушение). 
Также необходимо уменьшить  коммуникативный барьер. Это можно  сделать, руководствуясь следующими положениями:
1. Постарайтесь  сразу избавиться от стереотипов  мышления. Конечно, это нелегко.  Но если постоянно о них  помнить, с поставленной задачей  вполне можно справиться. Это  совет стратегический.
2. Каждый раз,  формируя сообщение, помните о  двух вещах.
- Первое: убедитесь в том, что оно не искажено вашими стереотипами мышления.
- Второе: попытайтесь определить, какие стереотипы могут довлеть над получателем вашей информации, и сформулируйте свое сообщение таким образом, чтобы оно прошло через этот барьер.
3. Для устранения  в сообщении искажений, идущих  от стереотипов, очень хорошо  помогают следующие приемы:
- Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты — от мнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов при себе. [12,с. 28].
  - Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее, особенно если речь идет о чем-то очень важном.
Эти приемы можно  назвать элементарной техникой без
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.