Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Формирование толерантности  у детей старшего дошкольного  возраста
 
 

Содержание
 
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты  формирования толерантности у детей………6
1.1. Теоретические основы проблемы  толерантности в педагогике……………6
1.2. Сущность, критерии и показатели  толерантности………………………….14
1.3. Приемы воспитания основ толерантности………………………………….23
Выводы по главе I…………………………………………………………………28
Глава 2. Анализ формирования толерантности  у детей 
старшего дошкольного возраста на примере ДОУ № 40………………………..29
2.1. Изучение уровня толерантности  в ДОУ № 40………………………………29
2.2.Система работы по формированию  толерантности 
у детей дошкольного возраста……………………………………………………32
Выводы по главе II…………………………………………………………………41
Заключение………………………………….……………………………………..44
Список литературы. ……………………………………………………………….46
 

Введение
 
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на 
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего 
выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею 
терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Толерантность – это  миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, 
политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».
Толерантность – это  человеческая добродетель: искусство  жить в мире 
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.
В то же время, толерантность –  это не уступка, снисхождение или  потворство, а активная жизненная  позиция на основе признания иного.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Российский ребенок, который воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение его в детском саду или школе с каждой из культур составляет с одной стороны,  его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.
В связи с этим актуализируется  задача создания педагогических условий  для формирования у воспитанников  опыта толерантных отношений  и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как совокупность факторов и обстоятельств, от которых  зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности.
Творческий поиск в  этом направлении продиктован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного воспитательно-образовательного процесса в детском доме – саду:
- между потребностями  общества и государства в формировании  толерантных личностей и недостаточной  реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у воспитанников;
- между потенциальными  воспитательными возможностями  детского сада в преодолении  интолерантного поведения и недостаточной  теоретической и практической  разработанностью технологий её формирования;
- между темпами совершенствования  новых востребованных технологий  и готовностью школы, детского  дома к внедрению их в свою  деятельность.
Недостаточность теоретической  и практической разработанности  проблемы в этом направлении обусловили выбор темы данного исследования.
Объект – толерантность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет -   методы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – исследование  развития толерантных способов поведения у воспитанников детского сада. Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы, человека.
Задачи курсовой работы:
1) изучить теоретические  основы формирования толерантности у детей
2) проанализировать формирование  толерантности у детей старшего  дошкольного возраста на примере  ДОУ № 40.
Гипотеза работы - можно предположить, что развитию толерантных способов поведения способствует правильная организация учебной и  воспитательной работы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты  формирования толерантности у детей
 
1.1 Теоретические основы проблемы толерантности в педагогике
 
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности не является абсолютно новой. И возникновение ее связывают с поисками альтернативы явления талиона: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Талион (лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению) вошел в историю развития нравов и нравственного воспитания, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, а во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия. Это был древний обычай, регулировавший взаимоотношения в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербном, точно соответствующим нанесенному вреду. Примерно в тот же период возникает одно из первых древних нормативных требований, которое можно рассматривать как противовес талиону «золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» закрепился с конца I века[13, С.17].
Первые упоминания о  «золотом правиле» содержатся в Махабхарате, в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера, Геродота. Новый Завет отвергает  все формы насилия не только над  человеком, но и над живым существом вообще. Буддизм безоговорочно осуждает насилие, зло, лицемерие, человеконенавистничество. В Коране «Золотое правило» не зафиксировано. В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди. В Евангелии прямо подчеркивается необходимость дискуссии с Талионом: «Вы слышали, что сказано: око за око, а зуб за зуб». «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». И далее - дискуссия еще с одним положением Талиона: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Исходя из этого, внимание педагогов, должно быть, обращено на степень представленности в культурах разных народов таких показателей, как уступчивость, компромиссность, а с другой стороны, на стремление к независимости, готовности пойти на риск, агрессивность. В.С.Кукушин указывает, что этническая общность выбирает ту или иную практику воспитания в зависимости от качеств, необходимых для выживания человека в данной культуре, формирование которых в значительной степени зависит от жизни людей во взрослой жизни: «среди членов земледельческих и скотоводческих общин, прежде всего, требуются и ценятся добросовестность, ответственность, заботливость, а для обществ кочевников, охотников, собирателей необходимы независимость, самостоятельность, готовность пойти на риск, агрессивность. Соответственно в этих обществах выбирается разный тип воспитания, формируются и закрепляются из поколения в поколение определенные черты национального характера» [20, С.10].
Если анализировать  русскую культуру, то она складывалась как земледельческая, требовавшая  совместных трудовых усилий людей в  условиях суровой природы, поэтому  детей воспитывали так, чтобы  у них росла вера не столько  в собственные силы, сколько в совместные усилия и помощь членов группы, стремление к послушанию и коллективизму. Во всех культурах, в том числе и в русской, признается «золотое правило», которое и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона, расставляет акценты на отношении человека к себе через его отношение к другим. Понимается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности, т.е. не разрушают связей с другими людьми, а открывают перспективу сотрудничества с ними. Для этого человеку необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого поставить на свое собственное место.
Сравнительные исследования канадского ученого У.Ламберта особенностей воспитания в 11 странах показали, что  жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, по-видимому, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И, наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность [14, С.45].
Так, в Индии, Кении, Японии, где сохранились традиции большой  семьи, в которой интересы родственников  могли и не совпадать и требовалась  авторитетность для сохранения порядка  в семье, дети проявляли агрессию по отношению друг к другу: делали замечания, скандалили при достижении целей, нападали, стремились командовать младшими братьями и сестрами. В простых культурах (Филиппины, Мексика) чаще предлагается детьми помощь и поддержка друг другу, проявляется заботливость, родственная или соседская взаимопомощь. Правда, есть отдельные исследования, доказывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. При изучении межэтнической или внутриэтнической агрессии, доказывает, что при поощрении межэтническая агрессивность поднимает общий уровень агрессивности всего этноса и увеличивает число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Подобные исследования свидетельствуют о том, что толерантность и агрессия все же часто идут рядом, но выступают антиподами друг другу; что проявления того или иного поведения по критерию толерантности часто в тех или иных культурах или у тех или иных этносов неодинаковы.
Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других[17, С.69].
В нашем исследовании понятие «толерантность» рассматривается с позиций экзистенциально-гуманистического, диверсификационного, когнитивного, бихевиорального, диалогического и фасилитативного подходов.
Экзистенциально-гуманистический  подход трактует толерантность как  осознанную, осмысленную и ответственную  толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения. Таким образом, проявление толерантности образует аксиологическую модель, которая имеет синкретический характер. Это проявляется в том, что ценность - цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей-знаний.
С позиции диверсификационного  подхода понятие толерантность  не сводится к однозначной дефиниции, одной тематике или характеристике. Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий  множество линий проявления и  развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния, одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Диверсификационный подход проявляется также в многообразии форм и видов толерантности.
С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а  также невозможности сведения всего  многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.
Бихевиоральный подход трактует толерантность как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с этим «другим»; как качество, характеризующее  отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное.
Диалоговый подход обусловливает  важный тип толерантности - межличностная  толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности - как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.
При фасилитативном подходе  основное внимание уделяется поиску адекватной психолого-педагогической тактики развития толерантности  на создании наиболее благоприятных  условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности[17, С.69].
При попытке выяснить научное значение понятия «толерантность»  были проанализированы справочные и  энциклопедические материалы, поскольку данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др., в результате чего были выявлены рядоположенные определяемые понятия. К раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и др.
Ряд авторов раскрывают понятие «толерантность» на основе рассмотрения его противоположного значения «интолерантность».
Интолерантность понимается как качество личности, характеризующееся  негативным, враждебным отношением к  особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.
Что же касается этимологии слова «толерантность», то оно происходит, как показывают исследования, от латинского слова tolerantia - терпение. Наибольшее распространение это понятие получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами. В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках, которые от лексико-энциклопедических отличались тем, что акцентуации в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования.
Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Ива Иванович Бецкой. В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году Бецкой И.И. составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводит роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием» [19, С.9].
В условиях развития российского  общества в тот период, когда в соответствии с требованиями «Домостроя» требовалось «беспрекословное подчинение родителям, мужчине - главе семьи, когда ...для воспитания детей рекомендовались суровые меры подавления воли, телесные наказания «учтивость и тихость» в воспитании были инновацией в духовно-нравственном становлении личности, новыми ценностными педагогическими идеалами.
В настоящее время  в российском обществе практически  отсутствуют объективные условия  для воспитания толерантности у  детей. Связано это, в первую очередь, с ослаблением роли государства и падением его авторитета в обществе и в мире, экономическим кризисом, с девальвацией ценностей отечественной истории, культуры, нации в целом. Стимулируют тенденцию ослабления гражданских и патриотических чувств такие явления, как поражения в локальных военных конфликтах (Афганистан, Чечня), просчеты во внешней политике. К числу «негативных» факторов в данном случае относятся: криминализация общества; сокращение возможностей для «честного труда»; распространение бедности; политизация общества (в данном случае имеется в виду то, что политика в современной России неизбежно несет в себе черты популизма, который, безусловно, несовместим с нормами морали); кризис семьи, постепенное разрушение традиционных родственных связей; универсализация товарно-денежных отношений, вследствие которой культ денег охватывает все более широкие слои общества. В данной работе рассматриваются объективные факторы, которые связаны с окружающей  детей действительностью: уровнем развития общества, сложившимся типом отношений в обществе, оценкой этого в их сознании, условиями воспитания детей в детских садах[12, С.32].
К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности  детей: их психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки  и способности, личностные характеристики, практический жизненный опыт, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания.
Исследование влияния  этих факторов на процесс развития толерантности показало, что осознание  и учет их способствуют повышению  эффективности социального развития. Умелое использование этих факторов зависит от знания условий, влияющих на становление толерантной личности воспитанников, т.е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается ребенок. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания ребенка, которая является важным условием мировоспитания его личности, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.
Теоретическая разработка проблемы формирования толерантности на современном этапе ведется достаточно интенсивно в педагогике и во всех смежных науках: философии, психологи, культурологии, социологии и т.д.
Формирование толерантности  требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы, как в педагогической науке, так и других научных областях. В педагогической науке внимание акцентируется на отдельные аспекты, имеющие отношение к толерантности (агрессия, конфликтность, стрессовость и т.д.) [12, С.32].
 
1.2 Сущность, критерии и показатели толерантности
 
Во многих культурах  понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - Toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
Толерантность (от латинского - терпение) - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей. Не секрет, что нетерпимость к образу жизни, манере поведения, культуре и иных социальных слоев населения обостряется в периоды экономической и политической нестабильности. Проблема состоит в том, чтобы определить каким образом и возможно ли максимально сгладить имеющиеся коллизии между ценностными ориентациями различных социальных групп с одной стороны, а с другой — согласовать вербальные утверждения нравственности с вариантом объективного выбора поведенческой стратегии субъектов[18, С.12].
Действенность социального  терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих  позиций и отражается в поступках. В обзоре толерантности можно выделить взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, прощения, равенства, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия[13, С.17].
В системе этических  взглядов Древнего мира принципиальным считалось развитие умеренности, нашедшее свое обоснование в учении Демокрита и воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого. Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественны нарушению установленных норм — таков типичный для Средневековья актуальный метод контролирования поведения и вариант закрепления терпимости в жизни общества. Достоинства принципа ахисмы, связанного с «законом любви» и «законом страдания» получили подтверждение в борьбе народа Индии за независимость. Неру утверждал, что понятие ахисмы вкладывается конкретный смысл, раскрывающийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежав агрессивных намерений. А. Г. Зиммель вероятно первый европейский социолог, который обратился к конкретным взаимодействиям между людьми, фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в «ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других» [13, С.18].
Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что  терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным, поведенческим вариантом принятия данной ценности. Для разрешения выделенного противоречия существует несколько условий, среди которых важнейшими являются: активное пропагандирование социального терпения на уровне культурных традиций общества; знание особенностей восприятия этических моделей; использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании с помощью акцентирования, рефлексии.
Многие авторы понимают социокультурную толерантность  как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Социокультурная толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социокультурной толерантности, составляющими так называемую «триаду толерантности» являются уважение, симпатия (эмпатия), доброт[20, С.10].
Декларация определяет толерантность не только как моральный  долг, но и как политическое и  правовое требование к отдельным  людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности  по отношению к международным  инструментам защиты прав человека, выработанных на протяжении 50 лет. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.
Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия толерантности.
Естественно, что эти  компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются - как и любое социальное качество - врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего - «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие  объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология (автор  Л.В.Байбородова) представляет следующие  типы взаимодействия:
- диалог,
- сотрудничество,
- опека,
- подавление,
- индифферентность,
- конфронтация,
- конфликт.
Позитивной толерантности  соответствуют первые три типа взаимодействия [4, С.45].
В диалоге проявляется  индивидуальность и постигается  своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.  
Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия - сотрудничество - подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:
- контактность;
- доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);
- отсутствие тревожности;
- мобильность действий;
- вежливость (учтивость);
- терпение;
- доверительность;
- социальная активность.
Опека является видом  взаимодействия, также соотносимым  с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:
- эмоциональная стабильность;
- высокий уровень эмпатии;
- экстравертность;
- социальная активность;
- умение прийти на помощь.
Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих [4, С.45].
Следовательно, диалог и  сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую  связь можно проследить в работах  многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей  мысли теоретиков и практиков  педагогики сотрудничества: «Если предоставить детям полную свободу, но не создать  при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека - обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» - необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства.
Основные критерии «толерантности»  и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, признаки: диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.
Таблица 1 – Критерии толерантности
Критерии
Показатели
Устойчивость 
личности
-эмоциональная стабильность; 
-доброжелательность, вежливость, терпение; 
-социальная ответственность; 
-самостоятельность; 
-социальная релаксация
Эмпатия
-чувствительность партнера; 
-высокий уровень сопереживания; 
-учтивость; 
-экстравертность; 
-способность к рефлексии
Дивергентность 
мышления
-отсутствие стереотипов, предрассудков; 
-гибкость мышления; 
-критичность мышления
Мобильность 
поведения
-отсутствие напряженности в поведении; 
-отсутствие тревожности; 
-контактируемость, общительность (коммуникабельность); 
-умение найти выход из сложной ситуации; 
-автономность поведения; 
-прогностицизм; 
-динамизм
Социальная  
активность
-социальная самоидентификация; 
-социальная адаптированность; 
-креативность; 
-социальный оптимизм; 
-инициативность

 
Эти критерии можно развить, уточнив, что:
- устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;
- эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
- дивергентность поведения - способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
- мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
- социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Основные идеи и принципы образовательной  стратегии  
формирования толерантности заключаются в следующем.
Древние философы предостерегали: «Трех  вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, можно определить основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности.
Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в  Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом) [18, С.69].
Образовательная стратегия  должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера). 
Образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
Образовательная стратегия  должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром[14, С.47].
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:
- в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду «homo sapiens», поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
- ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;
- принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп; 
- принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
- ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
- принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).
 
1.3 Приемы воспитания  основ толерантности
 
В последнее время  часто возникают дискуссии о  толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
В.В.Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей[12, С.198].
В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...». Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей».
Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Формирование толерантности  целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным  для воспитания нравственности и  толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В формировании толерантности  у дошкольников необходимо опираться  на игровые методы воспитания, так  как игра является основным видом  деятельности детей дошкольного  возраста[12, С.198].
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Одним из важных звеньев  по воспитанию основ толерантности  у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка  трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений [8, С.52].
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее  время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.
Наша Россия – это  многонациональная страна. Издавна  на ее территории проживает множество  народов, каждый из которых по–своему  самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей[16, С.96].
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью  знакомства детей с культурой  и традициями своего народа  и народов мира; б) театрализованную  деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры  дошкольников, основной целью которых  является освоение и практическое  применение детьми способов толерантного  взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;
4) проведение русских  народных праздников, например таких  как «Масленица, Рождество» в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных  праздников ближайших стран-соседей,  скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей  с традициями народов разных  стран;
7) с традициями празднования  Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных  странах;
8) игры-занятия, созданных  на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)сочинение сказок  и историй самими детьми; инсценировки  сказок[11, С.201]. 
 

Выводы по главе I
 
Толерантность во все  времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала  терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.
Как показывают исследования отечественных авторов, трех-четырехлетний  ребенок уже вступает в первую стадию политического развития, когда  у него зарождается чувство национального самосознания. Но в этом возрасте его еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Задача гуманистической педагогики - сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить дошкольников к культурным ценностям разных народов.
Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. 
Однако, как показывает опыт, прежде чем планировать работу с детьми и с родителями, необходимо обратиться к самим педагогам: и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным материалом, и им необходимо расширять свои знания в области межкультурного общения.
 
 

Глава 2. Анализ формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста на примере  ДОУ № 40
 
2.1 Изучение уровня толерантности в ДОУ 40
 
Отношение людей друг к другу является центром становления  личности и соответственно определяет нравственную ценность человека. В  настоящее время довольно часто  наблюдается множество негативных и деструктивных явлений в  детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга; тяжелая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; ревность к успехам других детей.
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает  особую важность ещё и потому, что  опыт восприятия окружающего мира у  них ещё невелик, отсутствуют  стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через  ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.
Доступные восприятию ребенка  элементы культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного  образования.
Мы разделяем мнения тех исследователей, которые считают, что толерантность зависит не только от знаний обычаев, традиций, быта представителей иных культур, но и в преодолении эгоцентристских установок в их отношении.
Целью нашего исследования является выявить уровень толерантности у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №458, а также предложить рекомендации по повышению уровня толерантности.
Основные задачи формирования толерантности :
- развитие коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;
- формировать у детей навыки социальной ответственности;
- развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность,
- справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;
- воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культур
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.