Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Маркетинговые исследования конкурентов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.05.13. Год: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 
Курсовая работа
 
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
на тему: «Маркетинговые исследования конкурентов 
(на примере  ресторана) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ  ………………………..
 
6

1.1. Содержание и значение  маркетинга в исследовании конкурентов………………………………………………….

 
6
1.2. Методология исследования  конкурентов …………….
20
1.3. Особенности исследования  конкурентов на рынке общественного  питания ……………………………………
 
25
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОВ  РЕСТОРАНА «БЕРЕЗКА» …………………………………………………….
 
29
2.1. Концепция исследования  ………………………………
29
2.2. Результаты исследования  ……………………………. 
35
2.3. Рекомендации по  совершенствованию конкурентной  стратегии ресторана «Березка» на основании результатов исследования ………………………………………………..
 
 
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
45
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
Приложение 1. Анкета…………………………………………..
Приложение 2. Результаты анкетирования…………………….
48
51
52

 
 

ВВЕДЕНИЕ

Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.
Быстрые и кардинальные изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы потребовали от современных маркетологов страны качественно нового понимания предназначения ресторанного бизнеса и организации их маркетинговой деятельности, новых методов и форм маркетинговой работы.
Актуальность выбранной  темы курсовой работы обусловлена тем, что анализ конкурентов - один из самых  важных элементов современного маркетинга. Его результаты позволяют не только разработать правильную хозяйственную стратегию, политику компании на рынке, но и четко определить, что сделано не так, как надо, в продукте, сбытовой сети, рекламе и других компонентах маркетинговой работы компании.
Целью настоящей работы являются рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Березка» на основе результатов маркетингового исследования его конкурентов.
Для достижения поставленной цели при написании работы  необходимо решить следующие задачи:
    провести изучение теоретико-методологических аспектов маркетингового исследования конкурентов;
    охарактеризовать  методологию исследования конкурентов;
    разработать и реализовать концепцию исследования конкурентов;
    проанализировать результаты исследования конкурентов;
    сформировать рекомендации по совершенствованию  конкурентной стратегии ресторана «Березка».
Объектом  курсовой работы является конкурентная стратегия ресторана «Березка».
Предмет исследования работы – социально-экономические отношения, возникающие при  реализации конкурентной стратегии ресторана «Березка».
Теоретической и эмпирической основой данной курсовой  работы послужили труды зарубежных и российских авторов, посвященные маркетингу, а также материалы периодической печати по проблематике исследуемой темы.
Различные аспекты маркетинговых  исследований и формирования маркетинговой  стратегии рассматривались в трудах таких учёных как: Ансофф И., Аренков И. А., Балабанова JI. B, Бардасова С. С., Березин И. С., Вайсман А., Герасимчук В. Г., Диксон Р., Дойль П., Кардаш В.Я, Котлер Ф., Кревенс Д., Мельник Т. С., Оберемчук В. Ф., Перекалина Н. С, Прауде В., Фатхутдинов Р. А, Энжел Д., Эткинсон Дж. и др.
Проблемы развития ресторанного бизнеса поднимались в работах  Аветисовой А. А, Балабанец А. В, Бородиной  В. В, Жабиной С. Б, Кравченко Л. И, Кочерга А. К, Пали М., Стецун Н. В и  др.
Основу методики анализа, используемой в курсовой работе, составляют методы обработки экономической информации: количественной и качественной оценки, экономической оценки, метод сравнительного анализа, метод группировок и другие.
Информационной базой  исследования явились данные официальной статистики, публикации по вопросам развития ресторанного бизнеса, маркетинговых исследований, а также первичный материал, собранный в ходе опросов руководителей предприятий ресторанного бизнеса городского округа город Фролово Волгоградской области и клиентов при участии автора. Для выполнения работы были использованы данные бухгалтерского учёта и отчётности и экономической документации ресторана «Березка», а также данные об итогах работы исследуемого предприятия.
В соответствии с поставленной целью и логикой исследования курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы. 
Во введении рассматриваются основная цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования, актуальность выбранной темы, степень обзора данной проблемы в литературных источниках, мотивация по выбору данной темы,  а так же практическая значимость вопросов, затрагиваемых и рассматриваемых в курсовой работе.
В первой главе «Теоретико – методологические аспекты исследования конкурентов» дан аналитический обзор литературы, освещающий тему маркетингового исследования конкурентов, определены содержание и значение исследования конкурентов. Рассмотрены методологические аспекты темы, а также особенности исследования конкурентов на рынке общественного питания.
  Вторая глава «Исследование конкурентов  ресторана «Березка» - результат  проведенного исследования. В ней  дается описание базы исследования, концепции исследования, а так  же результаты проведенного анализа.  В конце – предлагаются варианты совершенствования маркетинговой деятельности на основании проведенного исследования объекта.
В заключении подводятся итоги теоретической  и практической работы, делаются выводы по работе в целом, формулируются  рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на исследуемом предприятии.
К работе прилагается  список литературы, использованной при  исследовании, который  включает 29 наименований.
 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ

      Содержание и значение маркетинга в исследовании конкурентов


 
Под маркетинговыми исследованиями конкурентов понимается деятельность, направленная на анализ и сбор информации, которые необходимы для проведения маркетинговой политики предприятия. Эти исследования начинают и завершают целостный цикл маркетинговых мероприятий. Благодаря маркетинговым исследованиям, предприятие уменьшает риски в своей деятельности.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, запись, составление  и изучение информации, которая относится  к потребностям, поведению, мотивам, как отдельных людей, так и различных учреждений и предприятий, применительно к их экономической, предпринимательской и общественной деятельности.
Маркетинговые исследования позволяют собрать данные по множеству  частностей, связанных с рынком. В отличие от исследований рынков, маркетинговые исследования более емкое понятие, которое включает в себя исследования потребностей потребителей, исследования деятельности возможных конкурентов, и, в том числе, включает в себя исследования рынка.
В современных условиях, практически все субъекты предпринимательской  деятельности занимаются проведением маркетинговых исследований, но не все это делают постоянно, планомерно и объективно.  При этом обработка и сбор данных о рынке, на котором компания работает, о его развитии и перспективах, а также данных о конкурентах, и потребителях продукции, товаров и услуг, осуществляется в различных формах практически всеми.
Своевременность и полнота  данных - один из залогов успеха на современном  этапе развития экономических отношений. Правильные и своевременные решения невозможны без маркетинговых исследований. Без этих исследований невозможно «войти» на новые рынки или упрочить свои позиции на существующих рынках. Маркетинговые исследования конкурентов дают возможность не только тактического, но и стратегического планирования. Проведение маркетинговых исследований позволяет принимать научно обоснованные и объективные решения, провести работу по изучению предпочтений и потребностей покупателей, изучить перспективы продукта на рынке проанализировать и оценить работу предприятия по продаже товаров или услуг и повысить при этом эффективность средств по продвижению продукции, выявить и оценить плюсы и минусы конкурирующих структур, уточнить собственные слабые и сильные стороны, выработать политику противостояния политике конкурентов.
В условиях все более  возрастающей конкуренции, вес и  значимость маркетинговых исследований еще более возрастают. Причины  этого в том, что изменения  в среде маркетинговых исследований происходят очень быстро, покупатели становятся более требовательными и разборчивыми.
Действующие лица рынка  испытывают потребность в достоверной, оперативной и четкой информации. Исследования в области маркетинга должны основываться на профессиональном подходе и опираться на научные методы проведения исследований.
Маркетинговые исследования, как правило, проводят отделы маркетинга. Именно эти подразделения занимаются работой по продвижению продукта, подбором и анализом разнообразной  информации о ситуации на рынках, о конкурентной политике и т.п. Кроме того, на рынке работают специализированные фирмы, предлагающие услуги по проведению маркетинговых исследований. Их преимуществом является тот факт, что эти компании более объективны и более профессиональны. Однако, некоторые региональные предприятий производят маркетинговых исследования самостоятельно, либо не проводят серьезных маркетинговых исследований.
Маркетинговое исследование это функция, которая связывает  фирму и рынок ее продукции  или услуг посредством информации. Эта информация используется для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем; для генерирования, уточнения и оценки маркетинговых мероприятий; для выполнения маркетингового мониторинга; а также для улучшения понимания маркетинга как процесса. Маркетинговое исследование определяет информацию, которая требуется для решения этих задач; находит метод сбора информации; управляет и осуществляет процесс сбора данных; интерпретирует результаты; и показывает их значение.
Маркетинговое исследование включает в себя такие элементы как количественный обзор; качественный анализ; исследование информационных ресурсов и рекламы; исследование производства и производственных связей; исследование меньшинств и обособленных групп населения; исследование общественного мнения; кабинетное исследование.
Развитие стратегии - на этой стадии необходимо сосредоточиться  на решении трех важных вопросов: каким  бизнесом стоит заниматься, какие  товары или услуги следует предлагать, какие рыночные сегменты можно выделить. Ответы на эти вопросы имеют высокую значимость и определяют контекст всех последующих решений.
В условиях развитого  конкурентного рынка маркетинговые  исследования становятся эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. [4, C. 79]
Технология проведения маркетингового исследования предполагает наличие двух взаимосвязанных частей: во-первых, исследование внешних переменных, которые, как правило, не поддаются регулированию со стороны руководства фирмы и поэтому для успешной коммерческой деятельности требуется гибкое приспособление к ним и, во-вторых, анализ внутренних составляющих организаций, находящихся под контролем администрации, и определенных реакций фирмы на изменения в окружающей среде. [11, C. 206]
Маркетинговое исследование представляет собой системный  сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: продукта, его  рынка, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.д. и  предполагает тщательный выбор объекта исследования. Возможный перечень таких объектов весьма значителен и поэтому представляется затруднительным разработать и предложить универсальную технологию, раскрывающую все содержание маркетингового исследования.
Диверсификация производства, размер доходов оказывают непосредственное влияние на направления маркетингового анализа. Объем проводимых исследований зависит от направления деятельности предприятия, перспектив выхода на рынок с товарными новинками, изменениями в номенклатуре выпускаемых изделий. При этом следует учитывать, что любое изменение в деятельности фирмы непременно приведет к необходимости проведения более глубокого маркетингового анализа, направленного на определение таких сегментов рынка, где фирма могла бы удержать свои позиции в течение всего жизненного цикла товара.
Процесс маркетингового исследования включает ряд операций или основных этапов маркетингового исследования:
    Определение проблемы. Определение проблемы - формулирование предмета маркетингового исследования - наиболее важная ступень исследования. Только клиент может знать, чего он хочет. Хорошее выполнение этой операции ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, нужной для принятия решения. [8, C. 141]
Хорошо определенная проблема — наполовину решенная проблема. Правильно идентифицированная проблема компании позволяет исследователю  сфокусировать усилия именно на той  информации, которая необходима для решения проблемы. Четкая постановка вопроса, на который должно ответить маркетинговое исследование, увеличивает скорость и точность исследовательского процесса. [10, C. 14]
Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель являются залогом его успешного проведения маркетингового исследования. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам, но и к обострению действительных проблем, связанных с потерями времени при движении по «ложному следу».
Вне зависимости от того, проводит ли предприятие исследование собственными силами или привлекает стороннюю организацию, к выявлению проблем и формулированию целей обязательно должны привлекаться специалисты фирмы.
    Определение целей исследования. Цель исследования всегда зависит от фактически сложившейся рыночной ситуации. Она вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений. Маркетинговые исследования всегда направлены на определение и решение какой-либо конкретной задачи. Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Цели маркетинговых исследования вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот недостаток информации, который должен быть ликвидирован для предоставления руководителям возможности решать маркетинговые проблемы. Список целей, согласованных с менеджером, включает обычно несколько наименований.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность  их измерения и оценки уровня достижения. При постановке целей маркетингового исследования определяется, какая информация необходима для решения данной проблемы. Это и определяет содержание целей исследования. Таким образом, основным моментом определения целей исследования является выявление специфических типов информации, полезной менеджерам при решении проблем управления маркетингом.
Исходя из этого цели маркетингового исследования могут  носить следующий характер:
    разведочный, то есть быть направлены на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем;
    описательный, то есть заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации;
    казуальным, то есть быть направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.
Что касается конкретных методов проведения маркетингового исследования, то на данном этапе он описывается в самом обобщенном виде и характеризует инструментарий сбора информации, необходимой для достижения исследовательских целей.
    Выбор методов проведения исследования. Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Главное отличие социологических методов исследования от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на людей очень различной компетенции и квалификации, в то время как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.
Широта применения тех  или иных методов при проведении маркетинговых исследований определяется возможностями компании. У крупных  организаций таких возможностей существенно больше, чем у организаций малого бизнеса. Поэтому количественные методы в маркетинговых исследованиях применяются в настоящее время все чаще организациями, имеющими соответствующие аналитические подразделения, для определения таких важнейших параметров рынка, как спрос, рыночная доля, объемы продаж.
В зависимости от целей  исследования различают три типа исследований: разведочный, описательный и казуальный.
Разведочное исследование – это исследование, проводимое с целью сбора предварительной  информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований. Для проведения разведочного исследования может быть достаточно только прочитать опубликованные вторичные данные или провести выборочный опрос среди специалистов по данной проблеме. С другой стороны, если разведочное исследование направлено на испытание гипотез или измерение взаимосвязей между переменными, то оно должно быть основано на использовании специальных методов.
Описательное исследование направлено на описание маркетинговых  проблем, ситуаций, рынков. При проведении данного вида исследований, например, исследуется: кто является потребителем продукции фирмы, что фирма поставляет на рынок, где потребители приобретают продукцию фирмы, когда потребители наиболее активно покупают эту продукцию, как потребители используют данную продукцию. Надо заметить, что описательные исследования не дают ответа на вопрос, почему что-то происходит именно так, а не иначе.
Казуальное исследование проводиться для проверки гипотез  относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит  стремление понять какое-либо явление  на основе зависимости факторов друг от друга. Факторы, которые вызывают какие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные, изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными. Однако на основе логики «если - то тогда» изучить проблемы маркетинга очень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителя влияет множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.
На практике при проведении конкретного маркетингового исследования чаще всего используется не один, а все типы исследований, причем в любой последовательности. Так на основе описательного исследования может быть принято решение о проведении разведочного исследования, результаты которого могут быть уточнены с помощью казуального исследования.
    Определение типа требуемой информации и источников ее получения. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
    Анализ вторичной информации. Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее. Независимо от того, достаточна ли она для решения, ее низкая цена и относительно быстрая доступность требуют, чтобы первичные данные не собирались до завершения тщательного поиска вторичной информации.
Данные получают из бюллетеня  иностранной коммерческой информации (БИКИ) Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), в  котором сообщаются данные о товарах  на рынках, биржевых ценах на основные сырьевые товары, анализируются тенденции изменения потребительских характеристик товаров и т.д. Систематически издающееся «Приложение БИКИ» содержит анализ указанных вопросов в более широком временном разрезе, а также различные методические указания относительно конъюнктурных и прогнозных исследований, оценки конкурентоспособности продукции и т.д. Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования.
Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние.
Основными источниками  внешней вторичной информации являются:
- публикации национальных  и международных официальных  организаций;
- публикации государственных  органов, министерств, муниципальных  комитетов и организаций;
- публикации торгово-промышленных  палат и объединений;
- сборники статистической  информации;
- отчеты и издания  отраслевых фирм и совместных  предприятий;
- книги, сообщения в журналах и газетах;
- публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных  организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
- прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные  публикации;
- материалы консалтинговых организаций.
Достоинства вторичной  информации:
- дешевизна по сравнению с первичной информацией;
- возможность сопоставления нескольких источников;
- быстрота получения  по сравнению со сбором первичной  информации.
Недостатки:
- неполнота;
- быстрая устареваемость;
- иногда неизвестна методология сбора и обработки;
- невозможность оценить достоверность.
Недостатки вторичной  информации обусловлены, прежде всего, тем, что первоначально эта информация собиралась для целей, обычно отличных от целей конкретного маркетингового исследования.
Исследования, выполненные  на основе вторичной информации, как  правило, являются предварительными (обзорными) и носят описательный или постановочный  характер. С помощью таких исследований можно определить, например, общеэкономические характеристики рынка, положение в отдельных отраслях, национальные и иные особенности при выходе на зарубежные рынки.
При проведении вторичных  исследований значимость внутренней или  внешней информации определяется в  зависимости от целей исследования и объекта исследования.
    Получение первичной информации. Первичные данные представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса, то есть данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.
Достоинства первичной  информации:
- сбор в соответствии с точно поставленной целью;
- известна и контролируема методология сбора;
- результаты доступны для компании и могут ограждаться от конкурентов;
- известна надежность.
Недостатки:
- большое время на сбор и обработку;
- дороговизна;
- сама фирма не всегда может собрать все необходимые данные.
    Определение методов сбора данных. Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением  различных опросов, основанных на использовании  структурированных вопросов закрытого  типа, на которые отвечает большое  число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Количественные методы сбора данных или методы опроса заключаются  в сборе первичной информации путем прямого задавания людям  вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос  может носить структуризованный и неструктуризованный характер. Виды опроса: письменный (анкетирование, тестирование), устный (интервьюирование).
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию  данных путем наблюдения за тем, что  люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму.
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений. Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Наблюдение в маркетинговом  исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно  может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств. Наблюдение является весьма трудоемким методом.
    Процесс получения данных. Существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных: осуществлять это самим, осуществлять путем создания специальной группы или путем привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.
В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации  своими силами осуществляют сбор данных. Очевидно, что такая организация должна обладать достаточно развернутым штатом сотрудников. Однако и в этом случае весьма проблематично проведение сбора данных в широком масштабе. Специальная группа обычно комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации. В последние годы предприятия и организации все чаще прибегают к услугам специализированных компаний, осуществляющих маркетинговые исследования на коммерческой основе. Стоимость услуг маркетинговых компаний в три – пять раз превышает стоимость других двух подходов к сбору данных.
    Систематизация и анализ данных. Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего, в табличной). Анализ данных заключается в ее оценке, как правило, с использованием статистических методов.
Анализ совершенно необязательно  должен быть сверхсложным, задействующим  большое количество информации, труда, времени и других ресурсов. Его  результаты могут использоваться компанией (фирмой, заказчиком) в следующих основных целях:  в разработке маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке;  при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценке их выполнения;  при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов и пр. (в рамках существующей маркетинговой стратегии);  в оценке руководителем текущего состояния дел предприятия.
Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации. [7, C. 95]
    Разработка выводов и рекомендаций. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Окончательные результаты анализа часто выступают в форме рекомендаций о действиях предприятия в будущем. Опираясь на проведенное исследование, можно планировать тактику и стратегию завоевания местного рынка.
    Оформление результатов исследования и их использование. Финальной стадией маркетингового исследования является представление и использование его результатов заказчику и всем, кто нуждается в этих данных. Представление полученных результатов может быть в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций.
Высокая эффективность  работы по изучению конъюнктуры, проблем  и долговременных тенденций развития рынка возможна только при соблюдении принципов целенаправленности, комплектности, систематичности.
Целенаправленность означает, что исследование конъюнктуры рынка и тенденций его развития должно быть тесно увязано с плановыми задачами, стоящими перед предприятием. [7, C. 95]
Комплексный подход означает:
    необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка;
    обязательность его изучения во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями и рынками продукции;
    охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие.
Систематичность наблюдений и анализа предполагает соотношение  определенных требований к исследовательской деятельности. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на рынке, и их учет в практической деятельности.
При накоплении исходных данных следует уточнить позиции  перед тем, как приступить к сбору материала и выявлению показателей развития конъюнктуры и спроса потребителей.
Нужно определить период времени (квартал, полугодие, год), за который  будут анализироваться конъюнктура  и запросы потребителей. От этого  зависит не только перечень показателей, но и степень детализации данных по ним.
Необходимо также определить уровень конкретизации анализа  и прогноза, который намечается провести. На основе такой предварительной  работы уточняются объем и характер необходимых материалов.
Результатом маркетингового исследования является оценка потенциальных возможностей предприятия и его позиций на конкретном рынке или его сегменте.
Эта оценка определяется в процессе дальнейшей маркетинговой  деятельности при разработке программы  маркетинга путем сопоставления сложившейся на определенный момент рыночной конъюнктуры с производственными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами предприятия. [6, C. 151]
Результаты маркетинговых  исследований используются для:
    стратегического и текущего планирования;
    экономической и социальной деятельности предприятия;
    установления требований к качеству продукции;
    определения объемов производства;
    разработки экспортной политики;
    определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;
    оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.
 
 
1.2. Методология  исследования конкурентов
Выявление действующих  и потенциальных конкурентов  предлагается производить на основе двух подходов. Первый связан с оценкой  потребностей, удовлетворяемых на рынке  основными конкурирующими фирмами. Второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими. [2, C. 95]
Первый подход, с точки  зрения потребительского спроса, имеет  целью сгруппировать конкурирующие  фирмы в соответствии с типом  потребностей, которые удовлетворяет их продукция.
При этом выделяются следующие  основные группы конкурентов.
    Фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции на тех же рынках, в том числе:
    ориентирующиеся на удовлетворении всего комплекса запросов, предъявляемых потребителями к данной продукции;
    специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
    готовящиеся к выходу на рынок с аналогичной продукцией.
    Фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукции, выход которых на данный момент является вероятным.
    Фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт с рынка. [8, C. 311]
В основе подобной группировки  лежит соответствующая классификация  продукции, удовлетворяющая ту или  иную потребность. Важный аспект выявления конкурентов на основе рассматриваемого подхода – это анализ потребностей рынка в дополняющей продукции и услугах.
Основные методы исследования конкурентов:
- Наблюдение. Наблюдения осуществляются, например, за временными колебаниями потоков посетителей ресторанов с помощью визуального контроля или видеокамерами с последующей компьютерной обработкой.
- Эксперимент. Экспериментальные исследования могут применяться при тестировании новых продуктов, изменении методов ведения ресторанного бизнеса, продвижения товаров и услуг. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. В основе методики эксперимента лежит сравнение в контролируемых условиях.
- Групповые исследования. Проводятся с группой респондентов, включающих 8-10 участников, обычно по методу «мозговой атаки».
- Качественные исследования. Качественные исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах.
- Обзорные исследования. Наиболее широко применяются обзорные исследования с помощью анкет по почте, опросов по телефону, персональных интервью и с помощью Internet.
Для выявления наиболее серьезных конкурентов и их роли на рынке сбыта фирма широко использует методы так называемого «ассоциативного» опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами или условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.
Выявление конкурентов  на базе группировок по типу стратегии  является широко распространенным методом. В основе данного подхода лежит группирование конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:
    стратегия в области экспансии на рынке;
    стратегия в области ценовой политики и политике качеств;
    стратегия в области технологии.
Весьма важен для  анализа конкурентов учет стратегии  мобильности стратегических ориентаций. Прогноз изменений в стратегии  конкурентов позволяет выявить  потенциально наиболее опасных из них. К таким относят:
    фирмы, склонные к рыночной экспансии, действующие на географически смежных рынках;
    фирмы, избравшие стратегию диверсификации производства и работающие в данной отрасли или смежных с ней;
    крупные фирмы-покупатели данной компании;
    крупные поставщики сырья, материалов, оборудования для данной компании;
    мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке. [5,C. 294].
Большую роль в исследовании конкурентов играет SWOT-анализ, то есть анализ внутренних сильных и слабых сторон исследуемого предприятия, а также внешних возможностей и угроз.

Факторы, учитываемые  в SWOT-анализе, приведены в таблице 1.

 
 
 
 
Таблица 1

Факторы, учитываемые  в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S):
Потенциальные внутренние слабости (W):
    В компании работают высококвалифицированные специалисты
    Высокое искусство конкурентной борьбы
    Компания учитывает требования потребителей
    Компания имеет прочную репутацию производителя качественных товаров и услуг
    Имеется четко сформулированная стратегия
    Выпуск продукции разработанной непосредственно учеными компании  по собственной уникальной технологии
    Собственная розничная сеть
    Использование бартера, как страховки от неплатежей
    Недостаточное финансирование
    Хотя и удалось ликвидировать задолженности перед бюджетом и организовать регулярные выплаты заработной платы о стабильном финансовом состоянии пока ещё говорить нельзя
    Нет возможностей для расширенного воспроизводства
    Негибкая политика работы с клиентами (сложная процедура предоставления кредитов и т. д.)
Потенциальные внешние 
благоприятные возможности (О):
Потенциальные внешние  угрозы (Т):
    Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей
    Расширение диапазона возможных товаров
    Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки
    Благоприятный сдвиг в курсах валют
    Большая доступность ресурсов
    Ослабление нестабильности бизнеса
    Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения  ввода новых рыночных сегментов
    Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
    Ожесточение конкуренции
    Неблагоприятный курс валют
    Законодательное регулирование цены 
    Нестабильность внешних условий бизнеса

 

В профессиональной литературе представлена еще одна классификация  методов исследования конкурентов:

1. Прямые и косвенные методы. Прямыми называются методы получения непосредственно интересующей информации. Например, получение объема реализации из квартального отчета конкурента, публикуемого в средствах массовой информации, является прямым методом.
Косвенным методом называется способ вычисления интересующего показателя по другим, связанным с ним. Большинство  методов является косвенными, так  как косвенные данные более доступны.
Например, величина реальной прибыли легко извлекается из официального отчета о движении денежных средств, потому что данные о выручке чаще всего достоверны, а расходы можно определить исходя из здравого смысла, рассчитав необходимые организационные ресурсы и их рыночную стоимость.  
2. Наружное наблюдение и проникновение. Наружным называется наблюдение без контакта с представителями конкурента, что называется, на расстоянии. Любой способ, использующий контакты с членами организации-конкурента связан с вторжением в нее. Издали много не увидишь, поэтому большинство способов связано с получением информации от сотрудников компании конкурента под каким-либо благовидным предлогом, более или менее распространенным в обычной деловой жизни. Проникновение лучше, разумеется, осуществлять не силами своего персонала, а силами привлеченными со стороны сотрудников консалтинговых компаний, осуществляющих такого рода услуги, или знакомых, друзей и родственников, на худой конец. При особо серьезных случаях - желательно жителей из другого города.

Остановимся еще на одном методе - методе оценочной диагностики маркетинга. Этот метод имеет много общего с экспертным методом исследований, где в качестве экспертов выступают специалисты и руководители компании. Диагностика поможет определить «узкие места», расставить приоритеты, выявить скрытые опасности, экономя тем самым инвестиционные ресурсы.

Указанный метод имеет  следующие преимущества перед традиционными  методами маркетинговых исследований:
    проводится в сжатые сроки;
    не требует дополнительных денежных затрат;
    минимизирует будущие расходы на последующие исследования;
    активизирует, сплачивает и повышает творческий потенциал команды, участвующей в исследовании;
    весьма эффективен по своим результатам (чаще всего для принятия решений уже не требуется дополнительных исследований).
Таким образом, резюмируя изученную литературу по данному вопросу, можно предположить, что в совокупности все эти методы исследования конкурентов и грамотно организованное и проведенное пилотное исследование дадут полную и ясную картину о деятельности конкурентов, а также позволят выработать грамотную стратегию дальнейшего развития ресторана.
 
1.3. Особенности  исследования конкурентов 
на рынке  общественного питания
Исследование конкурентов  на рынке общественного питания  осложнено тем, что в настоящее  время на рынке предприятий общественного питания России не разработана жесткая классификация заведений. В мировой практике существует множество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. В России наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. При этом четких требований к тому или иному виду заведений общепита в России до сих пор не разработано. Поэтому обычно специализация заведения общепита определяется, исходя из его собственного позиционирования.
В традиционной классификации, установленной ГОСТом Р 50762-95, рестораны  делятся на три класса: люкс, высший и первый, каждому из которых соответствует  определенный набор требований. Однако в современных условиях целесообразно использовать несколько иную градацию; элитные, рестораны для среднего класса (демократичные) и фастфуды. Кроме того, помимо обычных баров и кафе, в последние годы появился существует особый тип заведений общественного питания - кофейни.
В последние годы ресторанный  бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана при его грамотном управлении (общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики).
В тоже время ресторанный  бизнес таит в себе много опасностей для потенциальных инвесторов. В России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес. Еще одна трудность заключается в том, что для многих инвесторов ресторан рассматривается как «игрушка», которая должна приносить деньги, но не требовать большого внимания. Обзор российского рынка общественного питания позволяет сделать вывод, что большая часть заведений общественного питания ставит свою тематическую направленность в зависимость от типа кухни: охотничья, спортивная, домашняя и т. д. Предприятие без явно прослеживающейся тематики рискует остаться незамеченным на фоне многообразия конкурентов. Основная ошибка инвесторов, пришедших на ресторанный рынок из других сфер бизнеса, - ставка на ту кухню, которую знают и понимают. Однако этого недостаточно. Многие инвесторы недооценивают сложность рынка общественного питания. Для того чтобы ресторан начал приносить прибыль, необходимо построение грамотной маркетинговой политики, нацеленной на привлечение и удержание целевой аудитории. Поэтому следует заранее проинформировать население об открытии заведения, а затем поддерживать постоянный интерес к нему, как привлекая новых посетителей, так и формируя лояльность старых. Потому, что рекламная деятельность – часть маркетинговой политики.
Если же речь идет о  принципиально новой специализации  ресторана (особенно с экзотической кухней), следует в обязательном порядке адаптировать кухню для российских потребителей с учетом их вкусов при поддержании постоянного наличия доступных для приготовления блюд продуктов. Как только проходит апогей моды на какой-либо ресторан с необычной кухней (это занимает примерно около года при отсутствии мощной рекламы), либо наступает период стабильности при условии принятия предлагаемой кухни, либо ресторан вынужден искать новые направления в меню и вкусах, чтобы сохранить привлекательность.
В настоящее время на российском, да и на мировом рынке недостаточно ресторанов для клиентов среднего класса. Сейчас эта ниша развивается за счет открытия демократичных заведений - кафе, кофеен и ресторанов фастфуд. Значительную долю среди открывающихся ресторанов занимают японские суши-бары. Именно поэтому на рынке происходит постепенный перенос инвестиционной активности из ниши дорогих ресторанов в сегмент ресторанов и кафе средней ценовой категории, а также фастфудов.
Для предприятий общественного  питания большое значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов, поскольку в основном конкуренция среди рестораторов идет за месторасположение, являющееся в данном бизнесе одним из ключевых конкурентных преимуществ.
Успех работы ресторана в огромной степени зависит от директора, от его способностей управлять персоналом, договариваться с поставщиками, умения планировать затраты и вовремя принимать правильное решение по стратегическому управлению рестораном, также значительную роль играют личностные качества руководителя - ресторатора. Некоторые хозяева ресторанов теряют прибыльный ресторан, только из-за того, что не смогли правильно оценить своего директора, наладить с ним человеческие отношения, показать свою заинтересованность в успехах «своего ресторанного директора». Притом, что обязанности директора крупного ресторана и директора небольшого кафетерия практически мало отличаются. Для успешной маркетинговой работы современного ресторана маркетинг и менеджмент и хозяина бизнеса, и руководителя ресторана должны быть на очень высоком профессиональном уровне.
Кроме того, следует уделить  большое внимание кадровой политике в отношении обслуживающего персонала.
Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта предприятия общественного питания часто используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.
При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов, и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов. Анализ условий конкуренции на рынке предполагает оценку степени его подверженности процессам конкуренции на основе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции.
Таким образом, резюмируя  ситуацию на рынке общественного  питания, можно говорить о том, что  да, развитие идет высокими темпами, но рынок еще не насыщен, на нем достаточно места для большого количества игроков и развития конкурентоспособного ресторана. Однако успех в этой борьбе во многом зависит от продуманного месторасположения, грамотной ценовой политики  и маркетинговой концепции,  с постоянным изучением спроса на данном рынке услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ИССЛЕДОВАНИЕ  КОНКУРЕНТОВ РЕСТОРАНА «БЕРЕЗКА»
2.1. Концепция  исследования
Фролово, город областного подчинения в Волгоградской области. Это районный центр с административными  и культурными учреждениями, нефтегазовыми и пищевыми предприятиями, сталелитейным заводом, церквями, парками и площадями, в живописном месте на реке Арчеда недалеко от Дона.
Ресторан «Березка»  является юридическим лицом и  имеет в собственности обособленное имущество. Он расположен в самом  центре города, рядом крупные административные учреждения: Фроловская Городская Дума, Администрация городского округа город Фролово, Прокуратура, народный Суд, Территориальная избирательная комиссия. Кроме того, в зоне обслуживания ресторана находятся муниципальные бюджетные учреждения культуры «Городской Дворец культуры», «Библиотечно-информационный центр», «Фроловский городской краеведческий музей», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Фроловская детская школа искусств», самые крупные магазины.
Предметом деятельности ресторана «Березка» является:
    Организация общественного питания, создание, содержание и эксплуатация основных типов предприятий массового питания (ресторан, бар);
    Деятельность по производству, выпуску, реализации и организации потребления продукции общественного питания, пищевой продукции и полуфабрикатов, в том числе обеденной продукции, горячих, холодных, десертных блюд, закусок и напитков; а также реализация продовольственных товаров, не подлежащих длительному хранению, икры осетровых и лососевых рыб, готовой деликатесной продукции;
    Организация и эксплуатация кондитерских производств, выпечка и реализация хлебобулочных и иных мучных и кондитерских изделий;
    Розничная торговля пивом, прохладительными напитками, сухими и креплёными винами, водочными, коньячными изделиями (ликёром, ромом, бренди), другими алкогольными, а также табачными изделиями и шоколадом в установленном законодательством порядке;
    Организация досуга людей, содержание и эксплуатация танцевального зала, а также работа по другим направлениям индустрии развлечений;
    Проведение банкетов, обслуживание свадеб, юбилеев, торжеств и ритуалов;
    Оказание сервисных услуг по заказам населения;
    Создание собственной производственной инфраструктуры, включая производственные и перерабатывающие мощности, складские и другие вспомогательные объекты, транспорт и сбытовую сеть (оптовую/розничную) и управление ими;
    Осуществление внедрения новых технологий приготовления, расширения ассортимента и повышения качества продукции общественного питания.
Структура организации представляет собой ресторанный комплекс, в состав которого входят два зала, бар, подиум для выступления артистов, гардеробные, санузлы, летнее кафе, производственные и складские помещения.
Персонал ресторана — одно из наиболее важных звеньев в цепи получения доходов и извлечения прибыли с индустрии ресторанного бизнеса. Ресторанный персонал данного предприятия включает: управляющего директора, бухгалтера, менеджера технической службы, менеджера административно–хозяйственного отдела, технический персонал в количестве двух человек, шеф-повара, поваров в количестве пяти человек, мойщиц посуды в количестве двух человек, барменов в количестве двух человек, официантов в количестве пяти человек, распорядителя зала.

Рисунок 2. Организационная  структура ресторана «Березка».
В таблице 1 приведено функциональное  распределение обязанностей между сотрудниками ресторана.
Таблица 1.
Персонал ресторана «Березка»
и функциональное распределение  труда между сотрудниками
Должность
Функции
1
2
Управляющий директор
Руководит работой предприятия, определяет стратегию его развития. Отвечает за работу всех сотрудников своего филиала, организовывает рекламу компании, заключает договора, налаживает и поддерживает связи на муниципальном уровне.

 

Продолжение таблицы 1
1
2
Бухгалтер 
Формирует учетную политику, планирует  документацию и документооборот, составляет план по инвентаризации, план отчетности, план технического оформления учета, составляет баланс, ежедневно проверяет журнал операций, формирует отчетность, ведет расчет заработной платы, осуществляет выдачу заработной платы сотрудникам, оформляет счета-фактуры, книги покупок – продаж, выписки из банка, отправляет банковские платежи.
Менеджер технической службы
Обеспечивает налаженную работу оборудования кухни и зала, следит за исполнением  правил технической безопасности на предприятии.
Менеджер административно–хозяйственного отдела
Руководит работой АХО, обеспечивает своевременность его функционирования, осуществляет закупку необходимых  для кухни продуктов.
Технический персонал – 2 человека
Поддерживает чистоту в помещениях ресторана и на улице, занимается дизайном прилегающей территории.
Шеф-повар
Составляет заявки на необходимые  продовольственные товары, полуфабрикаты и сырьё, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Обеспечивает на основе изучения спроса потребителей разнообразие ассортимента блюд и кулинарных изделий, составляет меню. Осуществляет постоянный контроль над технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены. Осуществляет расстановку поваров и других работников производства. Составляет график выхода поваров на работу. Проводит бракераж готовой пищи. Организует учет, составление и своевременное представление отчётности о производственной деятельности, внедрение передовых приемов и методов труда.
Повара – 5 человек
Обеспечивают приготовление заказанных посетителями блюд, фирменных напитков.
Распорядитель зала
Следит за качеством обслуживания посетителей, улаживает конфликты, возникающие в зале, следит за распределением работы официантов.
Официант – 5 человек
Обслуживают посетителей в зале ресторана: осуществляют сервировку стола, принимают заказы посетителей в  соответствии с правилами и порядком обслуживания гостей, подают заказанные блюда в соответствии с общими правилами подачи блюд, поддерживают доброжелательную атмосферу в ресторане.
Бармен – 2 человека
Обеспечивают выдачу барной продукции  официантам для гостей ресторана, готовят  коктейли, чай и кофе для посетителей.
Мойщицы посуды – 2 человека
Моют барную посуду и посуду зала, а также посуду кухни.

Помещение, которое занимает ресторан «Березка» - переделанное помещение  кафе советского периода. Сейчас наружи и внутри это респектабельное  уютное с европейским классическим дизайном предприятие общественного  питания, имеющее два зала, бар, подиум для выступления артистов, гардеробную, санузлы. Все помещения соответствуют современным санитарным и пожарным нормам. От прежнего кафе индивидуальный предприниматель сохранил только название, которое у многих горожан вызывает настольгию.
Внутренний и внешний ремонт осуществляла лучшая фирма города. Материалы, от отделочных до текстиля, для ресторана подбирались с учетом специфики заведения профессионалом - дизайнером. Сейчас это предприятие одно из наиболее стильных и комфортабельных в городском округе город Фролово Волгоградской области. Именно в нем, как правило, «потчуют» знаменитостей, пребывающих в город, от представителей шоу-бизнеса до губернатора и первого заместителя премьер - министра страны.
Во внутреннем интерьере  помещения преобладает деревянная мебель в сочетании с синим и красным текстилем. В VIP – зале шторы, мягкая обивка удобных стульев с преобладанием красного и золотого цветов, в общем зале – синего с серебром. Общее количество посадочных мест - около пятидесяти. После системы маркетингового анализа преобладает русская, украинская и европейская кухня. Часы работы - с 11 до 23, без выходных.
У всех сотрудников ресторана  «Березка» специальная униформа. Форменная одежда является неотъемлемой частью маркетинговой концепции заведения. Она создает своеобразную атмосферу, которая, так или иначе, оказывает влияние на гостей. Известно, что человек около 90 % информации воспринимает визуально, поэтому определенные цветовые сочетания, оригинальные аксессуары, да и просто яркая и интересная униформа  могут донести до гостя дополнительную, а порой и определяющую информацию о ресторане. Всегда аккуратный, безупречный внешний вид работников сам по себе производит благоприятное впечатление, а комплексно подобранная одежда оставляет у посетителей ресторана ощущение тонко отточенного стиля, что в конечном итоге вызывает доверие и оценку серьезного отношения к данному предприятию общественного питания.
Ресторан «Березка»  позиционирует себя на рынке услуг  общественного питания г. Фролово  как ресторан для среднего класса. Меню ресторана рассчитано на среднего клиента, средний чек составляет 600-800 руб. 
Работа ресторана организована так, что днем его посещают служащие близлежащих офисов, среди которых  популярны бизнес-ланчи.  Как уже  было сказано выше, рядом расположены в основном муниципальные и государственные организации, да и стоимость такого бизнес-ланча приемлемая для муниципальных и государственных служащих, от 150 рублей. При организации бизнес-ланча в ресторане для ускорения обслуживания используют «американский сервис», суть которого состоит в том, что пища готовится и раскладывается непосредственно на кухне. Официанты разносят тарелки гостям. Этот вид обслуживания пользуется популярностью благодаря простоте и оперативности. Данная услуга была внедрена на предприятии после анализа рынка потребителей.
Хотя на данный момент в ресторанную моду вошла национальная кухня народов мира, дирекция ресторана  «Березка» считает, что мода на русскую  национальную кухню, на которой специализируется ресторан, непреходяща. Рынок ресторанного бизнеса перенасыщен всякого рода «экзотикой», поэтому привычная русская традиционная кухня пользуется постоянной популярностью и достаточно стабильным спросом.
В последнее время  в городском округе город Фролово  открылось много частных ресторанов, которые могут составить серьезную конкуренцию ресторану «Березка». Чтобы превзойти в конкурентной борьбе, привлечь и удержать клиента, важно точно знать потребности посетителей, в соответствии с которыми формировать предложение, а для этого необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования.  Исходя из теоретической части нашей работы, мы знаем, чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации.
Первичная цель маркетингового исследования конкурентов на рынке  ресторанных услуг - спрогнозировать  объемы сбыта, учитывая определенный сегмент  рынка, на котором позиционируется  ресторан.
Спрогнозировать развитие рынка ресторанных услуг достаточно сложно, так как необходимо учитывать множественную классификацию ресторанов.
Одним из доминирующих факторов, определяющим количество потенциальных  потребителей ресторанных услуг  является покупательная способность населения. Помимо этого существует масса факторов, которые также необходимо учитывать при составлении прогнозов.
Проблема: рост конкуренции  на рынке услуг общественного  питания г. Фролово.
Цель исследования:  анализ конкурентов на рынке общественного питания  городского округа город Фролово Волгоградской области.
Гипотеза исследования: сформировать предложение расширения ассортимента услуг общественного  питания ресторана «Березка», чтобы  превзойти конкурентов и захватить  значительную долю рынка  общественного питания города Фролово Волгоградской области.
Только комплексный  метод сбора информации, который  включает методику формирования проблемной ситуации и определение целей  исследования, метод сбора информации, метод социологического опроса, метод наблюдения и метод системного анализа собранной информации, может дать полную картину необходимых сведений для успешной работы.
 
2.2. Результаты  исследования
Основными конкурентами на рынке ресторанных услуг г. Фролово на данный момент можно назвать следующие предприятия общественного питания: кафе «Трактир», ресторан  «Милена»; кафе «Шанс», ресторан «Оазис», бар «Русь», кафе «Водолей».
Практически все эти  заведения, за исключением  ресторана  «Милена» и бара «Русь», расположены  в  центре города Фролово  и имеют одинаковый целевой сегмент потребителей.
Был проведен комплексный  анализ (социальный опрос – анкетирование, наблюдение) клиентов, посещающих исследуемое  заведение и его конкурентов.  В ходе анкетирования было опрошено 150 респондентов методом случайного бесповторного отбора. Случайная выборка состоит в том, что выборочная совокупность образуется в результате непреднамеренного случайного отбора отдельных единиц из генеральной совокупности.
Сбор информации был  осуществлен с помощью как  вторичной, так и первичной информации (полевое исследование), путем анкетирования (приложение 1).
Целевым сегментом являются потребители среднего возраста 20 - 50 лет со средним уровнем доходов  или выше среднего.
Анализ полученных в  ходе анкетирования данных показал, что основными конкурентами ресторана «Березка» являются рестораны «Оазис» и «Милена», доля их узнаваемости среди респондентов 75% и 61% соответственно. Процент узнаваемости ресторана «Березка» составил 60%. (приложение 2).
Поведение анализа деятельности конкурентов связано с информацией о разнообразии номенклатуры (ассортимента) блюд, качестве и скорости обслуживания, уровне цен, рекламной деятельности (используемые СМИ).
 
 
Рисунок 3. Узнаваемость предприятий на  рынке ресторанных услуг г. Фролово
В целом ресторан «Березка»  обладает оптимальным набором качеств, способствующих удовлетворению потребителей. Ассортимент блюд всех перечисленных  ресторанов можно назвать вполне удовлетворительным.
Однако исследование меню показало, что наиболее разнообразный ассортимент наблюдается в ресторанах «Оазис», «Мелена», «Березка». Наименьший удельный вес в меню составляют первые блюда и десерты. Причинами ограничения изготовления первых блюд являются их низкая рентабельность, большой объем трудозатрат на изготовление и невысокий уровень спроса.
Самый высокий уровень  обслуживания, наиболее соответствующий  по показателям качества и скорости, на данный момент у ресторана «Оазис»; предполагается, что ресторану «Березка»  для увеличения конкурентоспособности необходимо достичь этого уровня.
Уровень цен рассмотрим с позиции «дорого - не дорого». Применительно  к ресторану «Березка» можно  сказать, что цены по большинству  позиций меню такие же или ниже, чем у конкурентов. Следует отметить, что в кафе «Водолей» наблюдается наибольший уровень цен.
В целом на данный момент конкуренцию на данном рынке (предоставление услуг общественного питания) можно  охарактеризовать как достаточно высокую. Существуют разнообразные кафе, бары, рестораны и клубы, которые оказывают достаточно широкий спектр услуг, и ценовая политика их весьма разнообразна.
В диаграмме представлены основные конкуренты на рынке услуг  общественного питания городского округа город Фролово.

Рисунок 4. Основные конкуренты на рынке ресторанных услуг
городского округа город  Фролово
Как видно из диаграммы, наиболее сильным конкурентом для  ресторана «Березка» в данном сегменте является ресторан «Оазис»  доля рынка, которого составляет 17 %. За ним следуют кафе «Водолей» (13%) и кафе «Трактир» (12%).
Оценим уровень конкурентоспособности  среди заведений общественного  питания–конкурентов.
 

Таблица 2
Анализ ресторана «Березка»  и его основных конкурентов 

и т.д.................


Наименование показателя
«Оазис»
«Милена»
«Березка»
«Трактир»
Месторасположение
0,1
10
1
10
1
9
0,9
8
0,8
Имидж
0,1
10
1
10
1
5
0,5
5
0,5
Ширина ассортимента услуг
0,2
10
2
8
1,6
8
1,6
7
1,4
Качество услуг и продукции
0,2
9
2,7
9
2,7
8
1,6
7
1,4
Доступность цен
0,2
9
1,8
9
1,8
9
1,8
9
1,8
Дополнительные услуги
0,1
8
0,8
7
0,7
7
0,7
6
0,6
Персонал   
0,1
9
0,9

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.