Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад История гостеприимства

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 02.05.13. Год: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
История  гостеприимства
 
краткий  КУРС ЛЕКЦИЙ
 
 
 
 
 
 


 
 
В пособии рассмотрены основные этапы зарождения и развития гостеприимства как социального феномена, а также индустрии гостеприимства. Приведен анализ причин и предпосылок развития института гостеприимства в эпоху первобытнообщинного строя, на Древнем Востоке и в античном мире. Описаны зарождение и генезис этого общественного института в России, а также возникновение индустрии гостеприимства в Европе и в мире в целом. Впервые освещаются проблемы развития индустрии гостеприимства на Юге России. Заключительные темы данного курса посвящены характерным чертам современной российской и международной индустрии гостеприимства и перспективам ее развития в ХХI в.
 
 

 
 

Введение

Гостеприимство – одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации. Человеку как биологическому существу было всегда непросто выживать на планете Земля: чтобы жить, он, как справедливо утверждается в русской поговорке, должен «уметь вертеться».
История гостиничного дела тесно переплетается с историей цивилизации, друг без друга они немыслимы.
Определяя жизнь как  непрестанное движение в пространстве и времени, семиотики делят пространство человеческой жизни на два подпространства, или поля, в которых протекает жизнь каждого индивидуума: замкнутое и разомкнутое.
Для того чтобы выжить в разомкнутом мире, человеку стать «своим среди чужих», то есть быть допущенным к временному пребыванию в этом подпространстве теми, для которого оно является замкнутым, и даже получить их поддержку и помощь в обмен на гарантию такого же отношения к себе, когда они окажутся на вашей территории. Это и есть ни что иное как гостеприимство.
В нашей стране гостинично-ресторанньий и туристический бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как  в Америке, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в самостоятельную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу услуг гостеприимства только за последнее время начали обучать на университетском уровне. В этих условиях тем более актуальным представляется освоение американского опыта, в том числе и через перевод на русский язык наиболее известных работ американских теоретиков индустрии гостеприимства, среди которых и книга Джона Уокера «Введение в гостеприимство».
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний об истории гостеприимства с учётом мирового опыта, национальных и культурных традиций России, современных достижений мировой и отечественной науки в организации приема гостей из других стран и регионов в условиях огромного интереса в мире к развитию туризма и индустрии гостеприимства.
Задача же изучения дисциплины – это формирование знаний в области истории приема гостей, паломников и туристов на протяжении последних двух тысячелетий и на современном этапе.
 

Тема 1. Гостеприимство в эпоху                                   первобытнообщинного строя

История возникновения  гостиниц и гостиничного дела связана  со всевозможными путешествиями, поездками, совершавшимися людьми. И люди, оказавшиеся вдали от мест своего постоянного жительства, должны были заботиться об обеспечении себя питанием, убежищем и отдыхом.
Путешествия вплоть до новейшего  времени были связаны с риском, и путешественники шли на него не ради собственного удовольствия: купцы рассчитывали получить прибыль, паломников влекло в дорогу религиозное воодушевление, ученых-исследователей – познание мира, расширение своего кругозора и т. д.
Следует учитывать, что  понятие «гостеприимство» шире, чем понятие «гостиничное дело» и сложилось еще в эпоху каменного века, когда начинаются первые торговые путешествия, складываются первые «торговые» маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер «дарообмена», если взаимоотношения были дружественными, или «немого» – если натянутыми или враждебными.
Необходимость подобного «дарообмена» вызывалась потребностью общества в широкой кооперации труда, обмене, защите от врагов, поддержании мирных отношений, установлении брачных контактов. На межобщинном уровне такие связи стимулировали и развитие престижной экономики.
Регулярный дарообмен  между общинами сопровождался изобильными пиршествами (например, знаменитые «свиные праздники» папуасов). Именно укрепление межобщинных отношений дало толчок к развитию таких общественных институтов как гостеприимство, побратимство, адокция (адаптация).
В процессе обмена «товар» иногда мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально «заказывать». На примере австралийских аборигенов и ряда племен Южной Америки были выявлены сходные черты в формировании и развитии обменных отношений, для реализации которых необходимо было преодолевать иногда весьма обширные пространства.
К эпохе неолита появляются специальные встречные пункты – прообразы рынков. Эти встречные пункты для обменных операций располагались, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Очень часто праздники, на которые прибывали соседние племена, использовались и для обмена. Известно, что стали возникать специальные праздники, на которые собирались именно для обменных операций, т.е. торговли. Но договориться о получении необходимых товаров можно было и на церемонии похорон.
Активно развивалась  посредническая торговля. Так, некоторые изделия находили более чем в 1000 км от места, где они были сделаны. Места произрастания или добычи того или иного продукта часто были четко локализованы. Это мог быть диорит, который использовался для производства топоров; охра – для раскраски тела; пичери – растение, из листьев которого производили наркотик, и др.
Фигура странствующего «торговца» считалась неприкосновенной. У австралийских «купцов» существовали специальные «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать.
В эпоху же появления  раннего металла и возникновения  ремесел происходит интенсификация обмена. Он превращается из дарообмена в так называемый экономический  обмен. Развитие же регулярного экономического обмена между общинами вело к дальнейшему упрочению ряда общественных институтов, в особенности гостеприимства, которое гарантировало чужакам, прибывшим с целью обмена, их жизнь и имущество. Дальнее развитие регулярных обменно-торговых связей вело к развитию института гостеприимства в формы типа куначества и побратимства.
Любопытные примеры  бытования обычая гостеприимства у  древних народов Европы мы находим  в сочинениях римских авторов, описывающих своих северных соседей – германцев. Публий Корнелий Тацит отмечал, что ни один народ не является таким щедрым в гостеприимстве, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте, каждый угощает лучшими кушаньями, сообразно своему достатку, когда угощения не хватает, то тот, кто сейчас был хозяином, делается указателем пристанища и спутником, и они идут в ближайший дом без всякого приглашения, и это ничего не значит. Обоих принимают с одинаковой сердечностью. По отношению к праву гостеприимства никто не делает различия между знакомым и незнакомым. Если, уходя, гость чего-нибудь потребует, то обычай велит предоставить ему эту вещь. Также просто можно требовать чего-нибудь, в свою очередь, и от него. Они любят подарки, но ни данный подарок не ставится себе в заслугу, ни полученный ни к чему не обязывает. Отношения между хозяином и гостем определяются взаимной предупредительностью.
Традиции гостеприимства, отличавшиеся у отдельных народов  некоторыми чертами своеобразия, повсеместно имели сакральное обоснование: Гость – посланник Бога; Гость от бога – общераспространенная когда-то во всем мире пословица. В наши дни эта традиция наиболее ярко проявляет себя на Кавказе, где сохранились значительные пережитки первобытности. Кто не оказал почета гостю – у того поле не заколосится – говорили в Дагестане. Пословицы вайнахов говорят об этом следующее: С тем, кто не считается с гостем, не будет считаться и бог; Дом, куда не приходит гость, считается могилой; В дом, куда не приходит гость, не приходит и изобилие; Куда не заглянет гость – не заглянет добро. Поэтизация и художественная идеализация этого явления прослеживаются в фольклоре горцев: легендарный пращур чеченцев родился с куском железа в одной руке (символ воинственности) и с куском сыра  в другой (символ гостеприимства); у осетин не соблюдавший законов гостеприимства навлекал позор не только на свою семью, но и на родственников и на ближайших однофамильцев. Свидетельством готовности оказать гостеприимство любому путнику в прошлом считалось наличие во дворе коновязи. Правила гостеприимства, безусловно, распространялись на людей иной веры и иной национальности. Строгое соблюдение адыгами обычая гостеприимства отмечено в сборниках адатов, составленных в первой половине XIX века: «Гостеприимство у черкес считается первейшей добродетелью, и гость у них, кто бы он ни был, есть особа неприкосновенная». Как отмечают исследователи, сосредоточение в кунацкой адыга всего лучшего (оружие, ковры, посуда и т.д.), что есть в доме, имело целью не только украсить помещение, но и подчеркнуть, что все в доме принадлежит гостю. Обычай также предписывал хозяину защищать гостя в случае нанесения ему обиды и всячески помогать ему в его делах, даже если это был преступник или кровник.
Применительно к карачаевцам  В. М. Сысоев писал: «Гость у карачаевцев, как и у других горцев, считается священной и неприкосновенной особой, даже если он находится в неприязненных отношениях к хозяину». По мнению исследователей, чувство гостеприимства – одна из основных черт этнической психологии горских народов.
В традиционно-бытовой  культуре народов Кавказа институт гостеприимства осуществлял важную социальную функцию: он позволял поддерживать интенсивные связи и контакты не только внутри одного этноса, но и между представителями разных народов. Как отмечает Б. Х. Бгажноков, исследовавший традиции адыгов, гостеприимство, «будучи своего рода эпицентром национальных и межнациональных контактов», играло важнейшую роль в «интенсификации, оптимизации общения внутри этноса и за его пределами». Автор начала XX века писал о Дагестане: «Можно смело утверждать, что только священный обычай гостеприимства дает возможность проникнуть в эту почти недоступную страну». Характерно, что у большинства народов существовала пословица: Дальний гость почетней ближнего. Именно в силу подобного убеждения с наибольшей пышностью и вниманием встречали на Кавказе путешественников-иностранцев, которые и оставили нам многочисленные восторженные отзывы о гостеприимстве кавказских народов.
У кабардинцев «дальние гости» в свою очередь также подразделялись на несколько категорий в зависимости от отдаленности места, из которого они прибыли: наиболее почетными считались «гости из других стран», затем – «гости, переехавшие через три реки (пять, семь, девять рек)» и «гости из других селений». При прочих равных условиях более почетным считался гость, прибывший из мест, лежащих в верховьях реки (по представлениям кабардинцев, верховье реки считалось более почетной страной, чем низовье). С особым уважением относились к гостям-чужестранцам и в Дагестане, независимо от их национальности и религии. При госте, если он не знал языка сельчан, говорили на понятном ему языке. Обычай предписывал дагестанским горцам быть более внимательными и снисходительными к человеку другой национальности, иного языка, волею судьбы оказавшемуся в чужом селе. Обычно ему прощали невольные промахи в поведении, происходившие от незнания местных порядков, которые «своему» никогда бы не простили.
С обычаем  гостеприимства был тесно связан институт куначества, повсеместно распространенный на Северном Кавказе. Он близок по содержанию и к институту побратимства (посестримства). Куначество, по сути, было дальнейшим развитием обычая гостеприимства: частое гостеванье одного человека в семье другого сближало их и, в конце концов, могло сделать их кунаками. Если обычный гость оказывался под покровительством хозяина лишь на тот период, пока он находился в его доме, то кунаки были связаны между собой постоянными и нерушимыми узами дружбы, которой они должны были быть верны при любых обстоятельствах.
Исследователи справедливо  подчеркивают, что одно из основных значений обычаев гостеприимства и куначества – их роль в установлении добрососедских отношений и сохранения мирных отношений между народами, общинами. И. Ф. Бларамберг так описывает эту сторону гостеприимства: «Если один кунак гостит у другого, его угощают самым наилучшим образом, в его распоряжение предоставляется все что только есть у хозяев... посредством этих индивидуальных связей все самые различные народы сближены. Часто случается, что знакомство, вытекающее из обязательств гостеприимства, перерастает в дружбу. Русские, живущие в пограничных с Кавказом районах, и особенно казаки на линии, имеют кунаков среди черкесов, чеченцев и других народностей, с которыми они поддерживают дружеские отношения».
Хан-Гирей (XIX в.) отмечал  относительно адыгов, что «каждый старается иметь кунака в отдаленной стране и прибегает к нему в случае нужды, а посредством связей, каковые каждый имеет в чуждой земле, сближаются между собою все народы или по крайней мере есть возможность к взаимному их сообщению. Лучший и весьма употребительный способ обеспечить себя от разбоев на случай переезда из одного места в другое внутри гор, состоит в приискании надежного кунака, каковые охотно нанимаются в провожатые за умеренную плату и отвечают за ценность особы и пожитки путешественника. Частные люди и купцы не иначе ездят из Моздока в Грузию и из Кизляра в Дербент и Баку, как под покровительством кунаков».
Как видно из приведенных  выше описаний, этнические и религиозные различия не препятствовали установлению куначеских отношений. Напротив, это в каком-то смысле даже способствовало их возникновению, поскольку, только став кунаком, человек иной веры или иной этнической принадлежности мог с уверенностью рассчитывать на безопасность своего путешествия и успех своей деятельности.
Так, И. Ш. Анисимов пишет относительно дагестанских горских евреев, живших в окружении мусульман: «Каждый горец-еврей имеет в других аулах своих кунаков, еврея или мусульманина, у которых он останавливается; также и каждый мусульманин. Армяне (черкесогаи), издавна жившие в Черкесии, осуществляя свою торговую деятельность, старались иметь кунаков среди адыгов. Грузины Тушети имели кунаков в Дагестане, в селении Хварши. По рассказам стариков, в сезон свадеб все взрослое мужское население находилось в Тушети, приглашенное на празднества. Когда у хваршинца рождался сын, тушинец преподносил своему кунаку в подарок ружье, кинжал или коня. Исследователи осетинской культуры отмечают, что куначество сыграло положительную роль в общении осетин с другими народами – русскими поселенцами на Тереке, грузинами, кабардинцами, ингушами и чеченцами, балкарцами, карачаевцами.
Грузины Горной Рачи, жившие по соседству с карачаевцами и  балкарцами, заинтересованные в установлении тесных хозяйственных контактов с регионом Северного Кавказа, вступали в куначеские отношения с горцами соседних балкарских и карачаевских сел. Нередко куначеские отношения становились наследственными, передавались из поколения в поколение в течение десятилетий. Так, Михаил Лобжанидзе из с. Геби Онского района Грузии в конце XIX в. стал кунаком балкарской семьи Шаваевых, поскольку часто бывал в их селе в связи со своими торговыми делами – он закупал молодняк мелкого рогатого скота в с. Верхний Чегем, затем растил его и продавал. Трое его сыновней – Георгий, Лука и Серго – также часто бывали у балкарских кунаков, а Лука даже жил у них в течение года, чтобы выучить язык. Когда в 1944 г. балкарцев выселяли, Шаваевы оставили своим кунакам на хранение кое-что из имущества, в том числе бочонок меда. Вернувшись через 13 лет домой, Шаваевы получили все обратно в целости и сохранности.
Установление куначеских отношений между представителями  различных народов Дагестана (или представителями различных общин одного народа) зачастую было обусловлено развитием торговых связей: мастера-ремесленники, сбывая свой товар, объезжали самые отдаленные аулы! По установившемуся обычаю, когда, например, балкарец приезжал торговать посудой в аул, где у него не было кунака, то первый встретившийся обязан был пригласить торговца к себе в гости и оповестить о его приезде сельчан. Он же сопровождал торговца по селу, пока тот не продавал весь товар. Так же происходила торговля различными фруктами и другими товарами. В Дагестане, как и в других районах Северного Кавказа, было распространено наследственное куначество, когда тесные дружеские отношения поддерживались семьями на протяжении нескольких поколений. Семья, имевшая много кунаков, пользовалась уважением в селе, поэтому каждый по возможности старался иметь своего кунака в других селах, и особенно среди представителей соседних народов. Эта форма личных связей помогала не только решать проблемы повседневной жизни, но и улаживать межобщинные распри и конфликты.
Несмотря на сложные  природно-географические условия, даже самые отдаленные дагестанские аулы никогда не были совершенно изолированы от окружающего мира. Русский путешественник, побывавший в Дагестане в конце XIX века, с удивлением отмечал: «Здесь всякий переход из аула в аул, от общества к обществу – своего рода подвиг, риск и во всяком случае большой труд. И однако люди общаются здесь не в пример легче, чем, например, живущие в наших равнинах».
Следует отметить, что  для народов Кавказа характерно особое отношение к дружбе, особенно дружбе мужской. Престиж верности дружбе, ее ценности отражен в многочисленных пословицах (Оставшийся без друзей споткнется тысячу раз; Сто друзей – мало, один враг – много; Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой; Шуба хороша новая, а друг – старый; У кого хорошие друзья, у того родник любви не иссякнет»). Хан-Гирей, замечая, «сколь много производит дружба между горцами Кавказа спасительных связей», в то же время указывал на случаи «коварной измены», и на тех преступников, которые становились в результате этого «предметом народного презрения»: «Честные люди теряют к ним уважение и гнушаются их сообществом..., а в прежние времена подобные изверги были изгоняемы из общества людей чтимых». Черкесы, «желая память изменников коварных предать проклятию потомства», говорили: «Бог дружбы да накажет злодея!».
Фольклорные произведения народов Кавказа изобилуют красочными описаниями того, как полагается кунакам, побратимам, в том числе и представителям разных народов, вести себя по отношению друг к другу. Героические фольклорные произведения вайнахов «Илли» содержат массу примеров благородного поведения вайнахов по отношению, например, к своим кабардинским побратимам. Как отмечают исследователи, «чечено-ингушский фольклор с большой художественной глубиной воспевает героев-побратимов чеченцев, ингушей, русских, грузин, кабардинцев, кумыков, представителей других народов. На протяжении всей истории, живя в постоянных контактах с другими народами, знакомясь с их бытом, традициями, культурой и образом их жизни, народ мудро видел, что счастье не на пути вражды и зла к другим народам, а на пути добра и братства».
 
Вопросы для самоконтроля
1. Какими были законы гостеприимства в первобытном обществе?
2. Этапы развития понятий «чужой»–«свой» в первобытном обществе.
3. Роль и место законов гостеприимства в обычном праве.
4. Приведите примеры законов гостеприимства по обычному праву в обществе древних германцев.
5. Приведите примеры традиционного побратимства (на примере народов Кавказа).
Тестовые  задания 
Побратим у народов Кавказа – это…
а) двоюродный брат;
б) закадычный друг из родственников;
в) дальний родственник;
г) представитель другого народа, заключивший «священный союз побратимства».

Тема 2. Гостеприимство на Древнем Востоке                  и в античном мире

ГОСТЕПРИИМСТВО НА ДРЕВНЕМ  ВОСТОКЕ
С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля. Этому способствует, во-первых, протекционистская политика правителей крупных держав, направленная на создание и поддержание инфраструктуры путей сообщения. Строятся дороги и каналы, возникают постоялые дворы (прообразы будущих гостиниц) и почта, строятся порты. Во-вторых, принимаются меры по безопасности как самих купцов, так и торговых путей, морских и сухопутных. В древних законодательствах появляются статьи, оберегающие жизнь и имущество торговцев, как отечественных, так и зарубежных.
Из расшифрованных месопотамских  текстов известно, что шумеры – древнейшее население Междуречья – активно торговали со страной Мелуха – скорее всего, это Индская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро. Оттуда поступали в шумерские города-государства рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.
В свою очередь, многочисленные шумерские цилиндрические печати найдены при археологических исследованиях в Индии. Кроме того, на печатях в Шумере изображали иногда животных, которых там не водилось: слонов, остромордых крокодилов – гевиалов, обитающих в Индии. В болотистых низинах Индии (северо-западные районы) до сих пор растет камыш берди, родиной которого, по авторитетному мнению ботаников, является Месопотамия. Именно из такого камыша шумеры и делали лодки. По свидетельству индийского ученого Ш. Р. Рао, лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал блия Лотхала.
Цивилизация Хараппы  и Мохенджо-Даро была расположена  на северо-западе полуострова Индостан. По занимаемой территории она превосходила почти в два раза объединенные земли Древнего Двуречья и Египта, раскинувшись на 1,3 млн км. Более 1000 поселений насчитывала эта страна. Пакистанский археолог Сайд А. Накви назвал Мохенджо-Даро «Манхэттеном бронзового века».
В каждом городе были рынки и храмы. Купцы и монахи, богатые бездельники и чиновники, жаждущие знаний юноши и авантюристы во множестве передвигались по рекам и караванным путям Индского государства. Есть определенный резон говорить, что те или иные постройки в древности служили, по всей видимости, постоялыми дворами.
Доказано, что цивилизация  Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю не только с Месопотамией но и с Индокитаем. Недалеко от Бомбея недавно найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218*36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.
В Месопотамии, как показали результаты раскопок в  южной части Ирака, проводившиеся  в течение 12 лет английским археологом Леонардом Вулли, также еще несколько тысячелетий назад, существовали ханы – места временного приюта людей. Л. Вулли пишет: «...дом был скорее всего ханн – гостиница или постоялый двор. В нижних этажах здания частично размещались стойла, часть помещений занимал сам хозяин со своей семьей, остальные приспособлены для постояльцев. Стены этого дома непомерно толстые. Возникает предположение, что гостиница была трехэтажная...»
В законодательных актах  Кодекса царя Хаммурапи встречаются правовые нормы, позволяющие утверждать, что гостиничное дело в тот период времени, 2000 лет тому назад, в Халдее было достаточно развитым. Государство неусыпно надзирало за деятельностью владельцев таверн, так, в случае уличения их в разбавлении пива водой предусматривалась смертная казнь.
Вавилоняне, будучи людьми научного склада ума, оставили нам географические карты ряда местностей. Такие карты, процарапанные на глиняных табличках, указывают русла рек и положение морей, границы определенных владений, торговые пути и расположенные на них места временного нахождения (укрытия).
Вавилонских купцов можно  было встретить повсюду; известно письмо вавилонского царя к фараону Египта, в котором он выражает свое недовольство тем, что дороги в Сирии и Палестине небезопасны и его торговые агенты подвергаются грабежу со стороны местных жителей.
Для пресечения нападений  на купцов и обеспечения безопасного проезда по дорогам создаются повсеместно в Сирии, Палестине, Египте, Вавилоне караван-сараи.
Учитывая, что вавилоняне забрались далеко на север, достигнув Черного и Каспийского морей, отдаленных областей Востока, можно понять, что следствием этого стало возведение иногда примитивных укрытий, а иногда и караван-сараев на протяжении довольно длинных торговых путей.
Совершенно  точно гостиницами следует считать  торговые и разведывательные фактории древних ассирийских купцов, размещавшиеся, в частности на территории восточных окраин Хеттского царства (8 в. до н.э.).
Известно было гостиничное  дело и в древней Финикии. Хотя финикийцы были в основном мореплавателями, как самый известный торговый народ древности, они пользовались и сухопутными путями сообщения. Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу, в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажаны деревья». Знаменитый город древности – Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.
Самые отдаленные упоминания о местах для размещения путников можно найти и в истории  Древнего Египта. В эпоху Нового царства Египет уже считался не только средоточием памятников культуры, о чем свидетельствуют обнаруженные многочисленные надписи на пирамидах, оставленные экскурсантами и туристами античности, но и лечебным курортом. Эти потребности побуждали власти заниматься сооружением палаточных городков, павильонов, всевозможных зданий и сооружений для путешествующих, а также организацией их питания и бытового обслуживания. Накопленные знания и опыт сооружения объектов размещения, зафиксированные в истории Древнего Египта, с успехом использовались позже в сооружении подобных объектов греками и римлянами.
До наших дней дошла  старинная Египетская роспись II в. до н. э. с изображением гонца, передающего  свиток с сообщением государственному чиновнику. Государственные власти постоянно нуждались в сведениях о состоянии дел в подвластных территориях и во время военных походов. Еще в период рабовладельческого строя были сделаны первые шаги в деле упорядочения системы транспорта и связи, дорожного строительства, объектов (мест) размещения путников.
В современном значении слова гостиницы были известны и гомеровским грекам. Помещались они около мест, где происходили общественные празднества, вблизи многочисленных храмов, как, например, в Олимпии, возле храма Афродиты и прочих культовых и курортных достопримечательностей.
 
ГОСТЕПРИИМСТВО И ГОСТИНИЧНОЕ  ДЕЛО В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Мобильность населения  в эпоху античности была на удивление  высокой. Такие события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, а также торговцев и ремесленников (т. е. как потребителей, так и поставщиков товаров и услуг) со всей Древней Греции. В окрестностях Олимпа строились сооружения, павильоны для проживания в них атлетов, а также для организации всевозможных бытовых услуг. Все отправлявшиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Олимпийские игры были самым известным, но не единственным зрелищем Древней Греции (следует иметь в виду, что термин «игры» в античном мире имел более широкое значение, чем в современном русском языке, и включал в себя и театральное представление, и состязания поэтов, певцов, музыкантов, а также мистерии для посвященных, т. е. обозначал понятие, аналогичное современным фестивалям культуры и искусства).
Кстати, письменные памятники  донесли до нас имя первого  чемпиона первых Олимпийских игр в 776 году до н. э. Звали его Коройб, по профессии – повар. Он одержал победу в беге на дистанцию в один стадий.
Приют в гостинице  давался всякому – бедному и богатому, знатному и простолюдину. Сохранилось, например, известие, что посольство афинян к царю Македонии Филиппу Македонскому (382–336 гг. до н. э.) останавливалось в такой гостинице.
Правда, само гостиничное  дело не пользовалось у греков популярностью и не являлось престижным занятием, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось нечестным и недостойным промыслом, уделом вольноотпущенников и метеков (иногородних, неграждан). Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей на спортивных состязаниях, курортах или в местах религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт – сфрагис.
Большей частью греки  пользовались гостеприимством родственников и знакомых, а иногда даже незнакомых людей. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал это возможным.
Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые.
В греческих полисах  создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.
При этом обе  стороны должны были соблюдать следующие  условия: проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших  сюда граждан государства, давшего  ему звание проксена, подобное современному званию консула; государство обязывалось, со своей стороны, предоставить проксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т. д.
Иногда права проксенов  давались всем гражданам дружественного государства. Как правило, звания ксенов и проксенов были наследственными.
В древнегреческих гостиницах  не всегда кормили и путешественникам приходилось провизию возить с собой. Поэтому в Греции довольно большое распространение получили таверны. Владелец таверны в Древней Греции, подобно своему современному собрату, предлагал еду, напитки и ночлег. Вино было как домашним, так и импортным. К столу подавали сыр из козьего молока, хлеб из ячменя, капусту, горох, бобы и чечевицу. Можно было попробовать также фиги и оливки. Более всего предпочитали сырное печенье, медовые булочки, булочки с тмином. Если подавали мясо, то это обычно была козлятина, свинина, баранина. Фаршированный осел считался деликатесом. Колбасы, свиные пудинги, разнообразные рыбные блюда всегда имелись в наличии.
Из практических соображений  ранние таверны располагались около храмов. После жертвоприношения, согласно религиозным обрядам, животных приносили в таверну и съедали («после жертвоприношения – пир, после пира – возлияния»). Каждый из гостей возлежал на ложе, с подушкой или валиком под левой рукой.
Музыканты (обычно молодые девушки) развлекали гостей во время еды. Некоторые таверны имели небольшие сцены для театральных представлений. Когда пир заканчивался, согласно афинскому обычаю, пили еще три раза: один раз – за богов, один – за умерших героев, один – за Зевса. По особым случаям раздавали гирлянды из цветов и духи. Затем начинались возлияния. В некоторых тавернах имелись кабинки, куда могли удалиться поклонники Афродиты.
 
ГОСТИНИЦЫ ДРЕВНЕГО РИМА
В Древнем Риме ситуация с гостиничным делом отличалась от той, которая существовала в Греции. На главных римских дорогах размещались почтовые станции с удалением друг от друга на расстояние в 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Вдоль дорог, а затем и в крупных городах существовала сеть государственных гостиниц, называвшихся мансионами. Они строились также через каждые 15 миль и в них могли разместиться одновременно до нескольких десятков человек. В период республики мансионы были малокомфортабельными и рассчитанными на невзыскательных  путников. Подушки и матрасы без постельного белья, набитые вместо перьев и пуха сеном и тростником, кишели насекомыми. Часто содержатели гостиниц недодавали овес лошадям, а в тавернах сильно разбавляли вино.
К примеру, в одной  из своих эпиграмм, написанной явно под впечатлением от условий проживания в одной из таких гостиниц, известный поэт того времени Марк Валерий Марциал, обращаясь к хозяину, восклицает: «Вино твое, о хозяин, смешалось с потоками ливня».
В подобного рода гостиницах останавливались люди невысокого социального положения. Для самой невзыскательной публики существовали гостиницы под названием стабулярии, соответствующие, видимо, классу 1*. О плохом состоянии гостиниц говорит и тот факт, что все состоятельные люди возили с собой переносные палатки, или шатры. Государственные чиновники пользовались услугами государственной почты. Конечно, чиновники ездили быстрее обычных путешественников. Известно, что добраться от Рима до Роны можно было всего за 8 дней, преодолевая в день до 150 км. Частному путешественнику приходилось менять лошадей на каждой станции. В день они проезжали в среднем по 50–60 км.
Путешествовали и пешком, и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости  от дальности поездки и толщины своего кошелька – в повозках.
Характерной чертой каждой почтовой станции  была таверна, где  путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимеи (хозяин таверны) – хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться».
Репутация владельцев таверн была низкой. Их часто обвиняли в  мошенничестве и темных делах, а владелиц-женщин иногда обвиняли в колдовстве. Почти каждый квартал имел пивную. В Помпеях, сравнительно небольшом для своего времени городе, находилось 118 пивных и питейных заведений.
В Риме таверны можно  было узнать по колоннам, опоясанным цепью фляг, и по красным колбасам, висящим вдоль стен. Полы были украшены яркой мозаикой, а стены оживляли развешенные картины.
Имелись также пивные и для простого люда. Хозяин пивной выращивал собственный виноград и делал из него вино. Небольшие кусочки сухого сыра были развешаны в комнате в корзинах из тростника.
Рукописные источники  сообщают о тавернах и их меню в  Римском государстве.
Легенды сообщают, что у Эскулапа, прославленного врача древности, были всесильные помощницы: дочка Гигейя (Гигиена) и кухарка Кулина, услаждавшая дни его жизни несравненной кухней. Молва людская присвоила Кулине имя десятой музы, которых до нее было девять. У римлян десятая муза так и звалась «Кулинарией».
История сохранила любопытные свидетельства о том, какой изысканной была кулинария две тысячи лет тому назад. Римским патрициям подавали на стол, например, свиней, которые были с одного бока жареные, а с другого – вареные, нашпигованные сосисками и колбасами (разумеется, потрошили их через рот, чтобы на свиных тушах не было ни одного разреза). Было и так, что в брюхо свиньи сажали живых дроздов (тут уж, видимо, без разреза не обходилось), и когда на столе начинали от туши отрезать куски, птицы вылетали.
Кроме поваров, специалистов по составлению меню, для составления рецептов новых блюд предусматривалась и особая должность «гастроном». Однако подобные кулинарные шедевры оставались прерогативой таверн для патрициев, в тавернах для плебеев подобных блюд не готовили. Всё было значительно скромнее.
Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многим обязана  римлянам. Слово «hospitality» (гостеприимство) произошло от латинского «hospitium» (госпиции). Однокоренными словами являются «host» (хозяин), «hospice» (приют), «hotel» (гостиница, отель).
Наряду со средствами размещения в  Риме развивалась и сопутствующая инфраструктура.
В эпоху империи существовали уже  и карты, и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н. э. Появляются в I в. до н. э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками.
Греческий писатель римского времени  Павсаний дал описание своих путешествий в форме подробного путеводителя по Греции, названного им «Описание Эллады» Этот труд увидел свет в 180 г. н. э. В нем были обобщены все историко-культурные и географические сведения об Элладе древних авторов. Дошло до нас и сочинение автора эпохи эллинизма Аристарха Самосского, впервые описавшего Семь Чудес Света, которое можно вполне рассматривать как древнейший «путеводитель» эпохи античности.
Во многих городах были объединения содержателей различных экипажей. Известно, что поездки экипажей по городам, в частности по Риму, строго регламентировались правилами дорожного движения. Поэтому можно говорить, что в основном в экипажах ездили туристы, совершавшие дальние поездки. В городах, как правило, использовались двухколесные повозки – карпенты, и более легкие – цизии. В более крупных, четырехколесных – редах – могла разместиться целая семья. А в таких больших каррука, можно было даже спать.
На рынок «древнеримского туризма» поставлялись такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра и солнца; книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного чтения. В каретах иногда делались даже своеобразные поворачивающиеся сиденья, чтобы можно было постоянно уклоняться от прямых солнечных лучей и находиться в тени. В экипажах знати и императоров были специальные полки,  к которым прикрепляли настольные игры, а некоторые из экипажей были настолько удобны, что в них можно было даже писать. Секретарь Плиния в дороге всегда писал в перчатках, чтобы предохранить кожу рук.
По мере развития хозяйственных  отношений в Римской империи  возрастали требования путешествующих к условиям проживания и их обслуживанию постоялыми дворами. В эпоху расцвета Римской империи возникает много благоустроенных и богатых постоялых дворов. Как сообщают современники, в них имелись бани, массажные, прачечные, чистка обуви. Наблюдали за порядком, чистотой и соблюдением законности при предоставлении услуг государственные чиновники – эдилы. Постоялые дворы обязаны были вести список гостей и бухгалтерию.
Римская гостиница императорской  эпохи представляла собой определенный комплекс помещений довольно широкого функционального назначения: это не только комнаты для размещения путешествующих, но и складские помещения, конюшни, лавки, мастерские и т. д. Гостиницы, как правило, строились из камня и располагали необходимым перечнем услуг. В зимнее время обогревались. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным документам, выдаваемым государственными властями. Эта традиция сохранилась до сих пор в форме специальных помещений для особо важных персон в аэропортах, вокзалах.
 
Вопросы для  самоконтроля
1. Расскажите о торговых путешествиях на Древнем Востоке как основной причине появления первых средств размещения.
2. Расскажите о первых гостиницах на Древнем Востоке.
3. Расскажите об особенностях греческой системы гостеприимства.
4. Объясните значение терминов «ксен» и «проксен».
5. Какие виды гостиниц и постоялых дворов были в Римском государстве?
6. Охарактеризуйте основные услуги, предоставлявшиеся в средствах размещения в Древнем Риме.
 
Тестовые задания
Работа в сфере гостеприимства у древних греков была непопулярна  из-за…
а) низкой доходности;
б) высокой конкуренции;
в) невостребованности;
г) по престижным соображениям.
 

Тема 3. Прием гостей и паломников                                       в эпоху Средневековья

ГОСТИНИЦЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ  ВОСТОКЕ
Развитие гостиничного дела на Востоке в Средние века связано прежде всего с развитием караванной торговли, так как мусульманские паломники, как правило находили приют в монашеских обителях, дервишских орденах и т. п.
Караван представлял  собой большое общество путешественников, особенно купцов, объединявшихся для взаимной помощи и имевших основной целью торговлю или паломничество. В караване насчитывалось иногда более тысячи верблюдов или иных вьючных животных, исходя из условий рельефа или местности. Наиболее известны маршруты караванов из Африки и Сирии в Мекку. Первый формировался в Каире или Александрии, последний – в Дамаске.
В мусульманских  странах в караван-сараях путникам и их вьючным животным предоставляли  кров и пищу в течение трех дней за счет казны (об этом сообщает, в частности, Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря»). По истечении этого срока путник должен был или платить за проживание и предоставленное ему обслуживание, или отправляться далее.
Караван-сараи или  караванные дома служили временным  приютом участникам караванов. Они  стали предшественниками постоялого двора для почтовых карет, а позднее мотеля и предоставляли услуги караванам и другим путешественникам еще в V веке до н. э. Караван-сараи были расположены на территории современной Турции, Ирана, Афганистана и северной Индии на расстоянии одного дня пути друг от друга. Типичный караван-сарай состоял из внутреннего дворика для животных и простых комнат для путешественников. По дороге от современного Стамбула до столицы Агры Могхула в северной Индии (Дворец Тадж-Махал) путешественник мог отдохнуть и найти защиту от бандитов. Помещение можно было снять за определенную плату.
Турки-сельджуки, построившие много караван-сараев, исходили из социальных соображений. Каждый путешественник независимо от национальности и религии получал на три дня ночлег с питанием, медицинским уходом, а бедняки получали и новую обувь, и все это – за счет государства.
Учитывая наличие большого количества вьючных животных, перевозимый груз, строились караван-сараи в форме больших общественных строений не только в городах, но и на дорогах, в населенных пунктах. Караван-сарай – это постоялый и торговый двор одновременно. Особенно широкое распространение получили они в IX–XVIII веках в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Наиболее распространены два типа караван-сараев: зальные и с внутренним двором. Зальные караван-сараи (встречаются в Армении) – это прямоугольные здания, разделенные на нефы. Средний неф предназначался для людей и товаров, в боковых нефах находились животные.
Во втором типе караван-сараев для размещения людей и хранения товаров служили открытые во внутренний двор небольшие помещения, расположенные  в один или несколько ярусов, животные находились во дворе. Караван-сараи  на дорогах укреплялись оборонительными стенами либо присоединялись к ремесленно-бытовым предместьям и культовым учреждениям. На транзитных путях караван-сараи стали терять свое значение с развитием железных дорог и других современных видов транспорта.
Один из сохранившихся  до сегодняшнего времени караван-сараев находится в Испании в Гренаде. Вокруг внутреннего двора расположены на трех этажах номера. Такие караван-сараи встречаются и в Стамбуле.
В Турции сохранилось  более ста караван-сараев, однако они не функционируют, хотя доступны экскурсантам как музеи.
 
ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЕВРОПЫ
Массовые поездки купцов, подмастерьев, духовенства, а также  многочисленных в средние века пилигримов и паломников дают новое направление в формах предоставления приюта. Сначала этот приют был бесплатным, ради любви к ближнему, даваемый монастырями, церковными организациями, княжескими дворами и т. д. Основным юридическим актом для последующего периода развития гостиничного дела был эдикт Карла Великого (768–814 гг.), императора Священной Римской империи, налагавший на монастыри и церкви обязанность содержания «госпициев», предоставляющих путешественникам ночлег, питание, лечебную помощь и ванну. Особенное развитие эти госпиции получили в Швейцарии, которая благодаря этому имеет самые старые гостиничные традиции и до сегодняшнего дня пользуется в мире самым высоким авторитетом в этой области.
В средневековой  Европе церковь играла решающую роль в жизни общества и была единственным авторитетом, который признавали в любой стране. Монастыри и другие религиозные пристанища принимали путешественников (и приветствовали пожертвования). Многие монастыри были рады гостям. Богатых и знатных усаживали рядом с главным прелатом, в то время как бедняков размещали и кормили в отдельных помещениях.
Расценок на комнаты  не было, однако всегда ожидались пожертвования. Часто бывало, что монастырский охранник, чьим первостепенным заданием было стоять у ворот (привратник), также распоряжался и помещениями для гостей. Следует отметить, что уже в то время церковь управляла первой «гостиничной цепью».
Со временем бесплатный приют начинает превращаться в специальные, рассчитанные на доход предприятия. Эти учреждения в результате постоянного роста требований со стороны путешественников и по мере одновременно происходящего технического прогресса принимали все более новые и разносторонние формы, превращаясь в гостиничные предприятия, похожие на современные.
Руины постоялых дворов, раскапываемые археологами, дают нам  возможность судить об их помещениях, многочисленных подсобных постройках и сооружениях. Находимые в них предметы быта, а частично и товары, иногда монеты свидетельствуют о посещении этого государства купцами довольно многих древних государств. Уже тогда постоялые дворы строились не только одноэтажными, но и двухэтажными, и даже трехэтажными. Твердая уверенность подавляющей массы людей того времени, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, была свойственна еще народам древности. На заре своей истории древние германцы стекались к священным рощам, а евреи в великие праздники ежегодно стремились в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния святых, вошло в обыкновение в IV веке. Уже с этого времени встречаются путеводители к священным местам с указанием храмов, а также постоялых дворов или госпициев, в которых паломники могут найти временный приют. «Госпиции – странноприимные дома, учреждения вроде гостиниц с характером монастыря. Находящиеся в них монахи и братья-прислужники составляют небольшие отдельные ордена. Госпиции устраивались в населенных местах и давали приют всем странникам. Особенной известностью пользовались госпиции в с. Бернарде, с. Готарде, Симплоне, Гриим-зеле...»
Западная церковь различала  великое и малое паломничество. К первому, кроме путешествия в Палестину, относили и путешествие в Рим, под вторым подразумевалось посещение местных отечественных святынь.
Еще в начале христианской эры  церкви было предписано строить  постоялые дворы для служителей культа в каждом городе. В результате этих предписаний при епархиальных церквях и в местах особого поклонения в IV–V веков н. э. создаются постоялые дворы.
По мере укрепления феодальной власти появляется необходимость обеспечения временного пребывания влиятельных государственных лиц. У дорог строятся постоялые дворы, предназначенные для государственных служащих. До нашего времени сохранились руины некоторых придорожных постоялых дворов.
Одновременно начинают развиваться торговые отношения. Все  больше появляется людей, разъезжающих по частным делам, в связи с этим появляются частные гостиные дворы. Об одном из таких частных гостиных дворов упоминается в письменном источнике от 881 года. Находился он в местечке Грау-бюден на территории современной Швейцарии.
На звание самого старого из существующих постоялых дворов претендует постоялый двор «У дерущегося петуха» в местечке Сент-Албанс (Англия), основанном примерно в 795 году. Примерно в то же время появляются первые известные правовые акты, узаконивающие правовой статус постоялых дворов.
Центром международной  торговли в IX–XI веках являлся Константинополь, куда съезжались купцы с севера и юга – болгары, армяне, русские, арабы, итальянцы, отсюда товары распространялись уже по всей Европе.
Для приюта прибывавших в город строились гостиные дворы, некоторые из них сохранились до сих пор.
Созданию  аналогичных гостиничных предприятий  способствовали и знаменитые ярмарки  во Франции (в Сен-Дени, Труа), в Италии (в Ферраре, Павии), в германских княжествах (в Борисе, Кёльне, Майнце, Шлейре) и т. д.
В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. Не случайно первые заведения такого рода под названием taberna perpetua (круглосуточная торговля вином) появились на Рейне и Мозеле (важнейшая торговая дорога Средневековья). Сведения о них содержатся в резолюции местного архиепископа VIII века, которая запрещала духовным лицам посещение этих «злачных мест». В народных песнях и балладах часто встречаются мотивы, связанные с ночевкой усталого путника (солдата, подмастерья, купца и т. п.) под гостеприимным (или негостеприимным) кровом. На постоялых дворах хозяин часто держал специальную комнату, предназначенную для ночевки гостей. Постоялые дворы располагались обычно на пересечении важных торговых дорог или в центре города у рыночной площади, где находились главный собор и ратуша.
Немцы, торговавшие в  Средние века с Венецией, имели  там свой гостиный двор. Венецианцы, торговавшие с кипчакскими татарами, имели в Тане также гостиный двор и амбары. Генуэзцы имели гостиный двор в Мессине, в особой части города.
Крестовые походы, начавшиеся в 1096 году и продолжавшиеся последующие 200 лет, были связаны с социальной революцией. Помимо всего прочего, они помогли организовать торговлю, что привело к подъему среднего класса. Косвенно Крестовые походы способствовали воскрешению постоялых дворов, возникших впервые в северной Италии. Гостиничное дело стало там основательным бизнесом. Гильдии владельцев постоялых дворов процветали, устанавливая правила и уставы для своих членов и для гостей. Например, во Флоренции в 1282 году гильдия владельцев постоялых дворов контролировала этот бизнес до такой степени, что городские чиновники опрашивали путешественников прямо у городских ворот и направляли их в гильдию, где их распределяли по определенным гостиницам.
Четкую хронологию дальнейшего  развития гостиничного дела можно проследить на примере Англии.
Английское законодательство провозгласило гостиницу обществен-ным заведением и наложило на их владельцев ответственность за благополучие путешественников. Владелец гостиницы имел не только право принимать постояльцев, но и определенные обязанности.
Самые ранние постоялые дворы в Англии придерживались традиций пивных. Вечнозеленое растение, привязанное к колу, для всех было знаком того, что внутри продавался эль. Этот обычай еще сохранился в некоторых английских деревнях и сейчас. Зеленая ветвь, в свою очередь, обозначала, что в продаже есть яблочное вино. Люди собирались в этих заведениях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы.
Хотя каждый приход имел свою пивную, тех, кто снимал помещение, было мало. Гостиницы существовали в крупных городах и на перекрестках, около переправ. Здания были больше похожи на пристанища с минимумом мебели. Тростник, который бросали на земляной или каменный пол, служил как ковром, так и поверхностью, на которую удобно было бросать кости и другие остатки пищи. В главной комнате вдоль стен были разложены матрацы, на которых спали. Пропитание было личным делом каждого, так как большинство гостей привозило свою собственную еду.
К XV веку некоторые гостиницы  состояли уже из 20-ти или 30-ти комнат. Георгиевская гостиница, одна из наиболее известных, имела винный подвал, кладовую, кухню, комнату для хозяина и хозяйки, имелся и специальный работник, присматривавший за лошадьми. Комнаты для гостей, или номера, были названы в честь известных людей, городов или выдающихся чиновников; среди них были комнаты «Граф», «Оксфорд», «Сквайр», «Лондон» и т. п.
Гостиницы и таверны  узнавали по вывескам с простыми символами, а не словами. Многие не умели читать, но они могли сказать, например, следующее: «Встретимся под знаком быка». Таким образом, было много «Львов», «Белых зайцев», «Черных лебедей», «Дельфинов», гостиниц «Золотое Руно» и других подобных торговых знаков.
В некоторых гостиницах были открытые галереи, на которые можно было подниматься по лестнице, находящейся снаружи. Со временем эти галереи ограждались от непогоды. Стойла для лошадей, помещения для упряжки находились во внутреннем дворике. Специальное приспособление в углу служило для того, чтобы особо дородные постояльцы могли взобраться на лошадь. В более крупных гостиницах под конюшней было помещение для посыльных, разносивших почту.
Во время правления  королевской династии Тюдоров (1485–1603 гг.), а также некоторое время спустя путешествующие труппы актеров давали представления в двориках некоторых гостиниц. Публика сидела на окружающих двор галереях.
Во многих гостиницах был сад и лужайка для игры в шары. Некоторые гостиницы имели пивоварни и варили свое собственное пиво. Длинная комната (для собраний) с большим камином служила местом проведения банкетов и танцев.
В ранней Англии меню таверн при гостиницах состояло в основном из мяса и эля, овощи употреблялись мало.
Король Генрих VIII, сам  того не осознавая, способствовал развитию гостиничного дела, когда инициировал  подавление влияния монастырей в 1539 году. Это сыграло важную роль в развитии путешествий за счет того, что паломники передвигались по главным дорогам к большим соборам. Паломники могли останавливаться на два дня в помещениях, пристроенных к аббатству или монастырю, где их размещали и кормили в соответствии с их положением. Когда Генрих VIII постановил, что церковные земли должны быть отделены от них или проданы, исчезла роль церквей как пристанища для путешественников. В результате стало процветать гостиничное дело. Перепись 1577 года выявила 14202 пивных, 1631 гостиницу и 329 таверн в Англии и Уэльсе.
Задолго до того, как появилась  национальная почтовая система, отдельные гостиницы должны были иметь конюшни и лошадей для их использования королевской почтой. Это также способствовало развитию гостиничного дела и гостиничного хозяйства.
 
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль монастырей в организации постоялых дворов?
2. Назовите синонимы термина гостиницы, исходящие из его функционального назначения.
3. Как назывались постоялые дворы средневекового Востока? Расскажите об особенностях их устройства.
4. Какие три основные категории путешественников обслуживали средства размещения в Средние века?
 
Тестовые  задания 
Постоялые дворы в  Европе, особенно в Англии, получили стимул к развитию вследствие…
а) закрытия многих монастырей;
б) королевских указов;
в) технического прогресса;
г) увеличения числа паломников.
 

Тема 4. Гостеприимство в Древней Руси                            и средневековой России

Гостиничное дело в России возникло с появлением и развитием потребностей людей в общении, становлением торговых отношений с соседними государствами, необходимостью совершения всевозможных поездок.
С XI века в древнерусском  языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе.
В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.
 
Гостеприимство  в древней Руси
и средневековой  России
Почти во всех летописях  отдается должное гостеприимству славян. Как пишет русский историк  Н. М. Карамзин, «всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чуземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось красть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление».
Прочные традиции культурного  наследия закрепились в быту Древней Руси. От отца к сыну передавались «словеса душеполезные», заветы и наставления молодым, как жить, «как себя блюсти». В древнерусской рукописной книге, в «Изборнике 1076 г.», можно найти «Слово некоего отца к сыну своему» – в нем родитель обучает свое чадо жизни праведной и смиренной. Здесь же есть и другие тексты нравственно-поучительного содержания.
Среди них  особый интерес вызывает поучение Василия  Великого «Как подобает человеку быти». Религиозно-этический характер подобных текстов обусловливает их особый стиль, когда наставления даются с позиций непририкаемого авторитета, вобравшего в себя всю жизненную мудрость.
Примерно с середины  XI в. на Руси представители знатных  родов, отцы семейств, умудренные жизненным  опытом, давали советы, которыми, осмысливая пережитое ими, напутствовали своих детей. Одним из значительных памятников этого периода является «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им незадолго до смерти. С именем Владимира Мономаха связаны блестящие победы и на поле боя, и в дипломатических сферах. «Поучение», адресованное детям князя, охватывает широкий круг вопросов. Оно построено по определенному плану. Во вступлении князь Владимир обращается к детям с характерным для русского писателя самоунижением.
Наставления даются детям  не для беспрекословного исполнения, а как советы, наставления старшего по возрасту, и дело каждого принять их по своему усмотрению. Наряду с советами как управлять государством, «Поучение» содержит и нравственные рекомендации – как должны вести себя юноши. Владимир Мономах ссылается на слова известного церковного мыслителя Василия Великого, который, наставляя юношей говорил, что должно иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдать слово Господне:
«Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любови иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать к низу, а душу ввысь, избегая суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, не во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим пользу принести, от Бога на воздание пусть надеется и вечных благ насладиться».
Подобное кроткое, смиренное  поведение в обществе надо сочетать, как поучал Владимир Мономах, с трудолюбием и гостеприимством. В своем наказе сыновьям он рекомендовал хорошо принимать иностранных купцов, или «гостей», как их тогда называли. Моральные наставления, практические советы, как править государством, как усердно, без лени трудиться, храбро воевать – все это, подкрепленное примерами из личной жизни царя, полной забот и тревог о родной земле и ее сыновьях, делает «Поучение»  важнейшим документом  истории становления российской бытовой культуры.
С XI века в древнерусском  языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе.
В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также  Средиземноморья.
В ХV–ХVI вв. обычаи гостеприимства были закреплены в другом памятнике русской бытовой культуры, в «Домострое».
В «Домострое» даются и рекомендации хозяину дома и его домочадцам, как надо встречать и потчевать гостей. «Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званных ли, Богом ли данных: богатых или бедных, священников или монахов, – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».
 
ГОСТИНИЦЫ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОРОДЕ
В IХ–ХV вв. н. э. на развитие предприятий гостеприимства во всей Европе огромное влияние оказали религиозные традиции. В этот период увеличилось количество людей совершивших паломничество. Церковь обязала монастыри оказывать гостеприимство паломникам, организовать для них ночлег, предоставить питание, в это время появились и другие заведения осуществляющие подобные функции.
В XII–ХIII в. Постоялые дворы появились на Руси. Они предоставляют уют для всех категорий путешественников и не отличаются особым комфортом. Здесь можно было разместить лошадей и транспортные средства.
В XV в. постоялые дворы создавались при «ямах» – почтовых станциях. В это время на Руси учреждается ямская служба. Услуги размещения и питания, предоставляемые на постоялых дворах в ямских поселках логически дополняли основные услуги выполняемые ямщиками.
Постоялые дворы вдоль  дорог просуществовали довольно долго вплоть до середины XIX в., а некоторые дольше. Их распространение было резко сокращено с появлением железных дорог и только спустя определенное время развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат гостиниц вдоль дорог, представив их в новом облике в виде мотелей.
В русских городах  был распространен другой тип  средневековых гостиниц – гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что помимо размещения и питания здесь имелась возможность совершения сделок, коммерческих операций, т. е. в гостиных дворах были меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады.
Гостиные дворы в  основном предназначались для торговли и складирования товаров, поскольку в то время купцам не разрешалось торговать в своих дворах. Этот запрет распространялся на все категории товаров и на всех купцов и был снят только в ХVIII в.
Первые гостиные дворы  или дворы для размещения иностранных купцов – «гостей», на Руси были учреждены в XII в. в Великом Новгороде. Размещение иностранных купцов велось по национальному признаку. Так в ХII–ХV вв. в Новгороде существовали «Готский», «Немецкий», «Датский» гостиные дворы. В Москве в ХVI–ХVII вв. были «Английский», «Греческий», «Персидский», «Армянский» гостиные дворы, в Астрахани – «Персидский» и «Индийский». Деятельность средневековых гостиниц  регламентировались специальными правилами. В связи с этим можно утверждать что разработка первых правил предоставления гостиничных услуг на Руси была проведена в XII в. Эти правила устанавливали взаимоотношения жителей двора между собой и с местным населением, определяли требования к поведению, осуществлению торговых операций и т. д. Особенно в них акцентировались требования по обеспечению безопасности жизни, имущества, жилища. Большинство статей первых новгородских гостиниц были посвящены именно этим вопросам.
В XIII в. гостиные дворы появляются в следующих белорусских городах: Витебске, Бресте и т.д. В ХV–ХVI вв. были построены гостиные дворы в Брянске, Вязьме и Москве.
 
ТРАКТИРЫ НА РУСИ
Трактиры на Руси начинались как постоялые дворы на трактах с кормежкой (у Даля в словаре: «Трактиръ – гостиница, харчевня, где пьют и едят изъ платы»).
Еще в те времена, когда на Руси только начинали намечаться границы отдельных владений, трактир уже на этих границах играл первенствующую роль! К нему стекался пришлый народ, как к единственному в котором находил кров и пищу. В стенах его пришелец впервые получал подробные сведения о своих соседях, завязывал с этими соседями отношения, обменивался знаниями, обсуждал новые нужды и потребности... В корчме-трактире зарождался зачаток культуры, он же служил народу живой почтой... Конечно, позже и характер деятельности, и физиономия его резко изменились, но необходимость в нем не только не исчезала, но, год от года, все больше и больше возрастала.
Трактирные заведения  разделялись на различные виды, в  зависимости от рода торговли, которую им предоставлялось производить. К высшему разряду относились: гостиницы, рестораны, трактиры и кафе-ресто-раны, к низшему – харчевни.
ОБУСТРОЙСТВО СРЕДСТВ  РАЗМЕЩЕНИЯ
Если говорить об обустройстве средств размещения, то их уровень  определялся общим состоянием инженерно-технических  служб, технологиями строительства и представлениями о гигиене и санитарии жилища. Типовая жилая постройка Древней Руси была деревянной, использовалась в основном древесина прочных сортов (дуб, сосна). Бревна очищались от коры, слегка отесывались и клались в срубы. Гвозди при строительстве не использовались.
Средний дом состоял  из одной комнаты площадью метров 15–20. Окон почти не было, топился дом по-черному (так лучше сохранялось тепло). Дома богатых горожан были также сначала деревянные, имели несколько этажей (обычно два) и состояли из нескольких частей (отапливаемой, сеней, галерей и т.д.).
Камень (позднее кирпич) использовали в строительстве жилых  домов редко, во-первых, потому что каменное строительство было дороже, во-вторых, на Руси долго бытовало убеждение, что каменные дома холодные. Из бытовых удобств, дополняющих картину жизни наших предков, назовем бани, широко распространенные во всех населенных пунктах (личные и общественные «торговые бани»). Воду брали из колодцев, водопровод появился в XVI веке (в Московском Кремле), канализация распространилась только в конце XIX века в крупных городах (до этого пользовались септик-системой). Примерно такой же набор удобств и комфорта предлагался путешественнику по всей средневековой России. Предложению услуг соответствовала и цена: в эпоху Бориса Годунова ночлег в Москве стоил «две деньги», столько же, сколько разовое мытье в бане. В более маленьких городах оплата была меньше, применялись и «бартерные» расчеты.
 
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о традиционном гостеприимстве на Руси и современных проявлениях этих традиций.
2. Объясните различие терминов: гостиный двор; постоялый двор.
3. Какие материалы применялись при строительстве гостиных дворов в Древней Руси?
4. Назовите и охарактеризуйте известные вам иностранные гостинные дворы.
5. В каких русских городах сохранились здания и постройки, носящие название «Гостиный двор»? Как они использовались?
Тестовые  задания
Гостиные дворы в  России предназначались для размещения
а) всех путешественников;
б) русских купцов;
в) знати, богатых, духовенства;
г) крупных иностранных купцов.
 

Тема 5. Развитие индустрии гостеприимства                      в Новое время (ХVII–ХVIII вв.)

К началу Новой истории  развитие гостиничной индустрии  проделало качественный скачок. В XVII веке стало очевидным различие между городской (hotel) и сельской (auberge, inn) гостиницами. В дальнейшем эти различия только  углублялись. Вычленение сельских гостиниц – трактиров и постоялых дворов – стало первой сегментацией гостиничного продукта, основанной на наборе предоставляемых услуг и удобств, а также цене. Трактиры располагались в самых простых сельских домах и предлагали полный набор услуг, обычно включавший ночлег и завтрак. Гостиницы (отели) конкурировали в городах с меблированными комнатами и пансионами (упоминания о последних часто встречаются в XVII веке). В отличие от этих видов средств размещения, отели предлагали все удобства и полное обслуживание
Предложение гостиничных  услуг эволюционировало в строгом  соответствии с меняющимся спросом. На рубеже XVI–XVII вв. основные требования, определяющие потребительский спрос на услуги гостиниц, были в целом сформированы. По мере развития средств транспорта, позволяющих сочетать скорость и безопасность путешествий, а также с расширением географии распространения средств размещения, способных принять клиентов разного уровня и достатка, изменяется психология потребителя. Постепенно уходит в прошлое традиция «нести все свое на себе», «страхуясь от превратностей дальнего пути». Соответственно и возрастают требования наиболее платежеспособной клиентуры к ассортименту и качеству гостиничных услуг.
Гостиница, чтобы привлечь богатого клиента, должна была обеспечить его пребывание на таком уровне, чтобы клиент чувствовал себя «как дома». Это вызвало к жизни строительство специальных зданий, оформлявшихся не просто красиво, а роскошно. Нередко случалось так, что путешествующие снимали целые этажи, чтобы разместиться с привычным комфортом и подобающим им размахом. Предполагалось также, что гостиница должна соответствовать требованиям viр-клиентов не только роскошью номеров, но и предоставлением необходимых удобств. В отличие от средних веков, не отличавшихся большой любовью к гигиене, уже с XVI века клиенты гостиниц стали более требовательными в отношении чистоты, наличия водоснабжения и канализации. В XIX веке лучшие гостиницы были снабжены многими современными удобствами, включая горячее водоснабжение, центральное отопление и канализацию. Технические новшества, возникшие в то время, немедленно брались на вооружение хозяевами отелей: так там появились лифты (в терминах того времени – подъемные машины), позднее – электричество в номерах. Строительство многоэтажных гостиничных зданий, в первую очередь в крупных городах и туристских центрах того времени, стало возможным, конечно, благодаря техническому прогрессу. В то же время этот факт стал отражением изменения психологии основного заказчика, прочно обосновавшегося в городе и не смущающегося фактом соседства с подобными себе выше или ниже этажом.
В середине 1600-х годов  некоторые гостиницы стали выпускать неофициальные денежные знаки, которые почтенные владельцы гостиниц гарантировали выкупить за деньги королевства. Подобное разрешение выпускать монеты (торговые знаки) означало, что гостиницам и их владельцам в то время придавали особую важность.
Английская гостиница  со второй половины XVII в. была местом занятий разнообразными видами спорта. Существовали различные игры с дротиками и игральными костями, домино, бильярд и bagatelle (игра, похожая на бильярд); пользовались успехом и петушиные бои. Те, кто предпочитал активные виды спорта, использовали гостиницы как места сборищ для рыбалки, стрельбы, охоты и соколиной охоты. Кровожадные могли наслаждаться травлей медведей и быков собаками, а также киданием камней в петухов. Собачьи бои и бокс на голой земле тоже были популярны. Однако главным времяпрепровождением считалось употребление пива, эля, вина, а позднее джина.
Наилучшим образчиком староанглийской  гостиницы служит почтовая гостиница, которая процветала в XVIII веке. Эра почтовых карет в Великобритании получила свой размах в 1784 году, когда Парламент уполномочил кареты перевозить правительственную почту. До этого времени ее перевозили посыльные, передвигаясь на лошадях по плохим дорогам. Была установлена национальная почтовая система, и многие гостиницы стали использоваться исключительно как почтовые; вскоре появились и почтовые кареты. Их легко было узнавать по ярко-красным колесам в нижней части и черному верху. Частные компании имели свои собственные почтовые кареты и набирали столько пассажиров, сколько можно было втиснуть на крышу и внутрь кареты. Иногда таким образом путешествовало 13 человек: четверо внутри, четверо наверху, а пятеро сзади, багаж был на крыше. Состоятельный путешественник, желающий совершить частную поездку с комфортом, мог путешествовать в почтовом фаэтоне, в частном экипаже.
Деревенские гостиницы в большей степени зависели от обычаев своих постояльцев, и немалая доля их бизнеса заключалась в предоставлении лошадей для карет.
Когда в 1838 году Парламент  разрешил перевозить почту по железной дороге, завершилась эра почтовых карет. А с 1900-х годов деревенские гостиницы были открыты заново велосипедистами, а затем мотоциклистами, и красивые гостиницы деревень Англии, Уэльса и Шотландии вновь обрели былую значимость для путешественников.
Интересно также отметить, что путешественник мог встретиться с разными уровнями цивилизации в гостинице, не покидая Европы. К примеру, в Европе того времени разительно различались лощеные английские отели с вымуштрованным персоналом и множеством разных удобств, и грязные испанские «фонды» (гостиница, постоялый двор).
В конце XVIII века названия стали содержать слово arms (оружие), например, «King's Arms» («Оружие короля»). Выставленное напоказ оружие лорда в гостинице часто означало, что гостиница находилась на территории, принадлежавшей определенному знатному роду, и была под его защитой. Некоторые геральдические знаки принадлежали изначальным владельцам земли, на которой располагалась гостиница, или же бывало, что владелец гостиницы, вышедший из слуг, должен был использовать оружие или знаки отличия своего бывшего хозяина. Даже сейчас существуют 400 пивных, названных «Голова короля», 300 с названием «Голова королевы» и более тысячи со словом «корона» в названии.
Особая роль в развитии предприятий индустрии гостеприимства принадлежит США. По мнению историков, первый постоялый двор здесь появился значительно позже, чем в Европе, лишь в 1607 году. Американские постоялые дворы продолжали свою родословную от английских постоялых дворов, и их число увеличивалось, по мере того как европейские переселенцы осваивали все новые и новые территории. Все это были однотипные строения, назначение которых можно было узнать еще издали. Как и в Европе, постоялые дворы в Америке строились и как жилище для хозяев, и как временное пристанище для путешественников, но это еще не были коммерческие предприятия. Качественные изменения стали происходить лишь в конце XVIII века. В 1794 году появилась первая коммерческая гостиница, построенная исключительно с целью обслуживания клиентов. Открытие гостиницы «Сити Отель» в Нью-Йорке было началом  строительства очень скромных по сегодняшним меркам гостиниц и в других городах. Все помещения – как для отдыха, так и для принятия пищи – носили коммунальный характер.
Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East India была открыта таверна Stadt Huys. Хотя имеются свидетельства, что таверна появилась уже в первые годы колонизации в Джеймстауне (штат Вирджиния). С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов. Они процветали не только в городах, но и вдоль больших дорог, и особенно на перекрестках.
Вступившие на землю  Американского континента европейские  переселенцы принесли с собой тот опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами, который был накоплен ими за столетия. Американские постоялые дворы и таверны часто копировали английские, так как в те годы именно английский тип организации услуг гостеприимства в Западном мире считался лучшим. С точки зрения архитектуры, расположения, предлагаемого обслуживания американские постоялые дворы и таверны во многом напоминали европейские, отличаясь незначительно. Например, при размещении людей здесь отсутствовала дискриминация по классовому признаку. В отличие от европейских предприятий, которые во многом выполняли социальную функцию, американские таверны с самого начала своего существования в большой степени имели коммерческую направленность, то есть создавались с целью извлечения прибыли.
Американские постоялые  дворы и таверны колониального  периода отражают не только развитие сферы гостеприимства, но и историю  страны в целом. Через год после  того, как голландская компания открыла Stadt Huys, в поселении Боулинг-Грин появилась еще одна таверна – Кrеigers Таvеrn, В годы Американской революции она, называвшаяся тогда Кings,Arms была превращена в штаб английского генерала Гейджа.
Еще более знаменитая таверна Fraunces Таvеrn стала штабом генерала Джорджа Вашингтона и местом, где он произнес свое знаменитое «Прощальное слово». Это заведение действует до сих пор. Таверны в Америке всегда оставались центрами общественной жизни, местами политических сборищ.
 
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о развитии сферы гостиничных услуг в Европе в Новое время.
2. Охарактеризуйте 1 и 2 этапы развития гостиничного бизнеса.
3. Почему гостиничный бизнес Европы в 17–18 вв. был прежде всего  мелким семейным бизнесом?
4. Какие дополнительные услуги оказывались в семейном гостиничном бизнесе в начале нового времени?
5. Назовите основные противопожарные мероприятия в европейской гостинице в 17–18 веке?
6. Подумайте, чем отличалось гостиничное обслуживание в европейских и американских отелях в конце 18 – первой половине 19 вв.
 
Тестовые задания 
Дополнительные услуги, оказываемые постояльцам европейских гостиниц в начале нового времени, состояли в следующем…
а) отправление и доставка почты, транспортно-технические услуги (перековка лошадей, починка повозок);
б) предоставление ночлега и завтрака;
в) предоставление круглосуточного обслуживания;
г) предоставление холодного водоснабжения.
 

Тема 6. Гостеприимство и развитие гостиничного хозяйства в XIX–начале XX века


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.