Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Оценка уровня развития малых предприятий в экономике Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 03.05.13. Год: 2012. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………..........3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая  природа и признаки предпринимательства…………..5
1.2 Необходимые  условия для развития предпринимательства………….11
1.3 Малый  бизнес и его роль в рыночной  экономике……………………12
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Преимущества  и недостатки малого бизнеса………………………….17
2.2 Анализ  развития предпринимательства в Республике Беларусь.........19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..36 
         ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………...44

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....…………………46
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Мировая практика убедительно показывает, что малый  и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и  решение социальных проблем рыночных стран.  Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.
Особую роль играет предпринимательство и в  трансформационной экономике. С одной стороны, перераспределение ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания нового частного сектора. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому формирование и проведение гибкой и эффективной политики в отношении малого и среднего предпринимательства  и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
Актуальность  тематики развития и форм поддержи малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь остается очень  высокой практически  с момента появления этого сектора экономики. При этом пристальное внимание, уделяемое проблемам развития данного сектора со стороны государства и общества, вот уже много лет не приводит к каким-либо кардинальным позитивным изменениям ситуации. Предпринимательская деятельность по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.
В современной  Беларуси, идущей по пути рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал  этого особого сектора экономики, призванного смягчить последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Развитие его в Беларуси существенно отстает от темпов, демонстрируемых в странах-соседях. Это объясняется отношением государства к этому сектору – правительство связывает возможности экономического роста в Беларуси преимущественно с государственными предприятиями. В результате для малого и среднего предпринимательства создана довольна негостеприимная среда с высокими издержками как входа на рынок, так и ухода с него, в виде сложного и изменчивого законодательства, длительной и дорогостоящей регистрации, закрытия предприятия и пр. Высокие транзакционные издержки, связанные с получением всех необходимых разрешений и пр., дополняются рисками и конфискационными механизмами в виде многочисленных проверок и штрафов за нарушение норм законодательства. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного сектора, предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах.
Всё вышесказанное  характеризует актуальность выбранной  темы, а также необходимость дальнейших исследований в сфере предпринимательской  деятельности.
Объект исследования – малый бизнес и его роль в  рыночной экономике.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.
Целью данной работы является изучение проблем малого бизнеса, определение трудности его развития в Республике Беларусь, анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
    изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
    дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
    разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Исследования и разработки: изучена сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике, произведен анализ становления и развития малого бизнеса в Республике Беларусь, разработаны направления активизации развития малого бизнеса в стране.
Научная и  практическая значимость темы данного  исследования существенна в связи с необходимостью обеспечения для  Республики Беларусь на современном этапе стабильного социально-экономического развития, укрепления и активизации экономических связей с другими странами, совершенствования законодательной базы для окончательного преодоления кризиса в этом секторе экономики.
 
 
 
 
 
 
 
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
      Экономическая природа и признаки предпринимательства
 
Исследование  предпринимательства нашими учёными  начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды [1, с.95].
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц) [2].
Субъектами  предпринимательства являются:
? физические лица, не ограниченные в правах в  порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том  числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
? группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
Однако занятие  предпринимательской деятельностью  не допускается должностным лицам  и специалистам, работающим в органах  государственной власти и управления, прокуратуры и судах.
Вышеназванный Закон также определяет и формы  предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие  формы предпринимательской деятельности:
? частное  предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
? коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования  юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Различают следующие  виды предпринимательства в малом  бизнесе:
? по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
? по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
? по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
? по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
? по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [3, с.8].
По своей  экономической природе предпринимательство  неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса.
Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального  признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного  хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.
Инициатива  требует известной хозяйственной  свободы. Когда уровень регламентации  предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.
Однако асимметрия информации создает и известную  неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.
Хотя риск и является органической компонентой  предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано  со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает  решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому       величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
Коммерческий  риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете  и учете возможных отрицательных  последствий. Стремление к успеху здесь  всегда уравновешивается хозяйственной  ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.
Риск как  свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику  предпринимательства. Он имеет и  общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации [1, с.104-106].
Стремясь  к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:
а) использование  неравновесных рыночных ситуаций как  источника новых возможностей;
б) стремление к рационированию распределения  ресурсов как источнику дополнительного  дохода;
в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил.
Наиболее  полно предпринимательство как  экономическая категория проявляется в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают следующие виды предпринимательства:
? единоличное  владение;
? партнерство (товарищество);
? корпорация (акционерное общество);
? кооперативы;
? государственные  предприятия.
Единоличное владение основано на собственности  одного лица или семьи. Его признаки:
? неограниченная ответственность (вплоть до личного  имущества);
? ограниченные возможности (размер капитала);
? максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать экономическое поведение).
Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:
? неограниченная ответственность;
? ограниченные возможности;
? гибкость.
Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:
? ограниченная ответственность (акционерным капиталом);
? широкие  возможности в связи с привлечением капитала других юридических и физических лиц;
? длительность функционирования;
? ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).
Кооператив - предприятие, организация, созданные  путем добровольного объединения  лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской деятельности. Его основными признаками являются:
? хозяйственная  самостоятельность и самофинансирование;
? материальная ответственность за результаты хозяйственной  деятельности;
? право  собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между  его членами;
? при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля в имуществе.
Государственный сектор в экономике представлен  предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.
Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают  всего их реально существующего  многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности  и промежуточные формы. Это смешанные товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное предприятие - в большинстве стран акционерное общество, пакетом акций которого полностью или частично распоряжается правительство [4, с.60-61].
 
 
1.2 Необходимые условия для развития  предпринимательства
 
Развитие  предпринимательства предполагает ряд условий.
? Обеспечение  свободы хозяйственной деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование имущество; свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
? Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип  хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие особого рода сознания.
? Установление прав собственности на средства производства и произведенной продукции. Собственность выступает как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность на средства производства теряет смысл вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.
? Наличие  многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс формирования многоукладной экономики – это процесс, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.
? Наличие  экономически обоснованного и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республики считают, что цены должны устанавливаться государством и жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.
? Утверждение  определенной экономической среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного капитала. С экономической средой связаны социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее характеризуется наличием разнообразных институтов и структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловые контакты (банки, юридические и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные агентства и учебные заведения). Огромное число белорусских граждан приходит к пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.
? Применение подходящих методов менеджмента, в  частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также  мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться способность предприятия реагировать на предвиденные и непредвиденные осложнения.
? Использование  методов маркетинга - координация, управление в сфере организации производства и сбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение [4, с.58-59].
 
 
 
 
1.3.  Роль и значение малого бизнеса в экономике
Особое значение малый бизнес имеет  в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией  есть фундамент, на котором вырастает  негосударственный сектор экономики  и институты рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:
- увеличение числа собственников,  а значит, формирование среднего  класса - главного гаранта необратимости реформ;
- рост доходов граждан и в  результате сглаживание диспропорций  в благосостоянии;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становится  школой самореализации;
- создание новых рабочих мест;
- формирование необходимых навыков  работы на рынке и повышение  квалификации;
- внедрение новых, зачастую рискованных  проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
- мобилизация материальных, финансовых  и природных ресурсов, которые  иначе остались бы невостребованными,  а также более эффективное  их использование;
- улучшения взаимосвязи между  различными секторами экономики,  повышению их мобильности и эффективности.
Те страны с переходной экономикой, в которых сектор малых и средних  предприятий активно развивается, как правило демонстрируют и  лучшие темпы экономического роста. Малое предпринимательство в  странах с переходной экономикой, перераспределяет ресурсы из неэффективных  отраслей в отрасли, где ресурсы  используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор малого предпринимательства поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес - это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
Малые предприятия   – неотъемлемая часть любой экономической системы, производственные решения в которой принимаются децентрализовано. Степень их влияния на процессы в экономике может меняться от страны к стране и в значительной степени зависит от уровня экономического развития страны и качества деловой среды в ней. Технологические особенности производства во многом определяют ту роль, которую дол жен играть малый бизнес в каждой отдельной отрасли для того, чтобы обеспечить ее международную конкурентоспособность. В этой связи опыт технологически раз витых индустриальных стран с устоявшейся структурой отдельных отраслей (количеством фирм, их распределением по размеру, конкурентными практиками и т.п.) может представлять большой интерес.
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм  относятся к субъектам малого предпринимательства является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятие относится к малому бизнесу, являются: численность персонала и размер уставного капитала [15, c. 38].
Малый бизнес может стать той  важной основой, с помощью которой  будет осуществлен поворот к  позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса  может быть создана предпринимательская  хозяйственная среда, т.е. начато реальное становление рынка: постепенное восстановление заброшенных производств, освоение ресурсов, расширение сфер. Развитие, которых возможно на базе малых хозяйственных форм, создание новых рабочих мест; организация услуг и т.д. [16, с 16].
Из опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль и место малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Интенсивный рост в этих странах числа предприятий малого бизнеса, обусловленный появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм, особенно в средствах связи и информации, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, во многом изменившая направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.
          Рассмотрим, подробнее, какое значение малый  бизнес имеет для развития экономики государства.
Малый бизнес – важный сектор экономики.
Предприятия малого бизнеса более  устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада  Беларуси в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал белорусскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.
Малый бизнес - один из основных источников налоговых  поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом
Малый бизнес способствует развитию инновационных  технологий.
Малый бизнес выполняет важную функцию  в развитии инновационной экономики  государства, инвестируя средства в  наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.
Социально-экономическая  роль малого бизнеса
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге  уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами [17].
При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает  своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:
    сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
    массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
    ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
    мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
    быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
    способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
    коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
    быструю адаптацию на внешнем рынке;
    углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
    значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
    Во многом благодаря целенаправленным усилиям государств в этой среде сформировался специфический социально-экономический климат, благоприятный для предпринимательства. Его характерные признаки:
    стабильность государственной, экономической и социальной политики, нацеленной на поддержку предпринимательства;
    позитивное общественное мнение;
    льготный налоговый режим; 
    наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства.
    значительная дебюрократизация процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов [4, с. 48-49].
Однако, как  показывает практика, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий  уровень риска, что обусловливает  высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость  от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, большая чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.
Недостатки  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются не только внутренними причинами, такими как менеджерская неопытность, профессиональная некомпетентность, запущенность бизнеса, но и внешними причинами. Прежде всего, это государственное регулирование малого бизнеса. Очевидно, что без активного вмешательства и помощи малому предпринимательству со стороны органов власти невозможно добиться значительного возрастания его роли в социально-экономическом развитии страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
2.1.  Преимущества и недостатки малого  бизнеса
 
Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства  во многих странах мира. Правительство  республики рассматривает мелкий и  средний бизнес как питательную  среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы  предпринимательства состоит в  следующем:
? Малые  предприятия, работающие на местных  ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
? Труд на мелких предприятиях, как правило, носит  материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
? При небольшой  численности работников легче выявляются способности каждого из них.
? Независимость  действий, возможность наиболее гибких и оперативных решений.
? Шансы  на быстрый материальный успех.
? Возможность  совмещения нескольких профессий.
? Взаимозаменяемость, перемена характера труда, равно  как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых  предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции [3, с.75].
Частный предприниматель  – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход  зависит от успешной деятельности его  предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно  выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:
? неравномерность  развития малых предприятий по регионам республики;
? неразвитость их в малых городах, сельской местности  и в инновационной сфере;
? увеличение доли убыточных предприятий;
? затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная  финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
? наличие  большого количества административных и иных ограничений, прямо или  косвенно затрудняющих организацию  и осуществление предпринимательской деятельности, в том числе ограничений на стадии "вхождения" малых предприятий в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
? нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
? сложная  экономическая обстановка, царящая  в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
? отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Для успешного  развития малого бизнеса экономика  республики должна эволюционировать в  направлениях либерализации, правового  обеспечения, совершенствования налоговой системы, приватизации, ориентации предпринимательской деятельности на потребителей [5, с.44-46].
 
 
 
 
2.2 Анализ развития предпринимательства  в Республике Беларусь
 
Переход к  рыночным отношениям в экономике  Беларуси начался в середине 80-х годов, когда она ещё была в составе СССР. Усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным импульсом для развития предпринимательства. На начальном этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался стихийно, отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая отношения в этой сфере.
С 1994 года важнейшей  государственной целью было провозглашено  создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривались ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к предпринимательству характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться  с достаточной четкостью, определились основные направления по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль над деятельностью частных предпринимателей и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения.  Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий и их вклад в экономику остаются практически неизменными.
Вначале негосударственный  сектор был представлен преимущественно  кооперативами, арендными и совместными  предприятиями, а также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. С 1992 г. возросла роль малых предприятий в экономике. По данным на 01.01.2000 г. в республике работало 26787 малых предприятий с негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998 г. Количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед.  Доля занятых на малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996 г. до 7,3% в 1999 г.
Однако темпы  роста малого предпринимательства  и его эффективности к 1999 г. замедлились. Снизился уровень рентабельности малых  предприятий: с 17,0% в 1998 г. до 15,7% в 1999, в  том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.
Из большого числа созданных в стране предприятий  лишь небольшая часть успешно  функционирует. Основная масса предприятий  развивается не достаточно эффективно. Об этом свидетельствует снижение прибыльности предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что малые  и средние предприятия  создаются  на основе интуитивных решений и  из желания заниматься предпринимательством, без какого-либо обоснованного анализа перспективности и эффективности, возможных доходов или анализа рынка.
Анализ структуры  малого предпринимательства показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось число субъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше.
Внешними  причинами, замедляющими развитие малого и среднего предпринимательства, являются: несовершенство системы государственной поддержки малого предпринимательства; неустойчивость и несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности; отсутствие инвестиций и ограниченность доступа к финансовым ресурсам; нестабильность финансовых и товарных рынков; жесткий налоговый прессинг и сложность системы налогообложения; трудности в получении банковских кредитов (начинающий предприниматель не может дать банку финансовую гарантию возврата долга); криминализация общества.
К внутренним факторам, тормозящим развитие предпринимательства,  можно отнести: слабость проработки технических, инженерных, экономических решений; недостаточность финансового, технического, кадрового потенциала; низкое развитие информационной базы. Причем все эти трудности приходиться решать в условиях острой конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках.
Развитие  малого бизнеса в Беларуси в 2001-2005 гг. по-прежнему значительно отстает от соседних стран. По состоянию на 2004 год в Беларуси на тысячу жителей приходилось в среднем 3 малых и средних предприятий. В России же данный показатель составляет 4, в Великобритании – 46, а в США – 74.
С 1996 г. усилилось административное регулирование экономики, что привело к резкому снижению и числа малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей (рисунок 1.1). До 1999 г. данные два сегмента частного бизнеса обладали схожей динамикой развития. В дальнейшем произошел рост численности индивидуальных предпринимателей с параллельным снижением числа малых предприятий. Данная тенденция наблюдалась до 2003 г., затем она поменялась на противоположную (рост числа малых пред приятий и снижение числа индивидуальных предпринимателей).
 
Рисунок 1.1 – Динамика численности  субъектов малого предпринимательства в Беларуси
 
На конец 2004 года в стране функционировало 32,8 тыс. малых предприятий, в том числе 31,0 частных, 183,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2,3 тыс. фермерских хозяйств.
Распределение малых предприятий  по отраслям экономики характеризуется неравномерностью. Большая часть малых предприятий Беларуси функционирует в секторе торговли и общественного питания. На конец 2005 г. в данной отрасли было сконцентрировано 41.2% всех малых предприятий. Также существенная часть малых фирм работает в сфере промышленности (23.5%) и строительстве (12.3%). При этом их доли по сравнению с 2002 г. возросли на 2.7 и 0.6 процентного пункта соответственно. Во многом этот рост произошел за счет сокращения доли сектора торговли и общественного питания. Несмотря на увеличение доли малых предприятий, занятых в промышленности, их вклад в общий объем промышленной продукции оставался и в 2004 г., и в 2005 г. На уровне 7.1%, что на 1.5 процентных пункта ниже уровня 2000 г.
Удельный вес малых  предприятий в общем объеме розничного товарооборота торговых предприятий значительно вырос и составил 10.1%, что в два раза выше значений 2000 г. На конец 2005 г. доля малых предприятий в ВВП незначительно сократилась по сравнению с 2004 г. и составила 8.1%.
По состоянию на 2005 год  остается низок уровень занятых  в малом бизнесе. В Великобритании на начало 2004 г. 47.6% всех трудовых ресурсов страны было занято в малом предпринимательстве. В странах ЕС, а также Исландии, и Швейцарии доля малого и среднего бизнеса в занятости составляет 69.7%. В странах Центральной и Восточной Европы данный показатель также приближается к европейскому уровню. Так, в Словакии в среднем и малом бизнесе занято 65.9% населения. В Беларуси же на малое предпринимательство на конец 2005 г. приходилось 10.5% всех занятых в экономике.
В отраслевой структуре занятости  преобладает промышленность, где  работает 38.2% всех занятых в малом предпринимательстве. Также велика доля торговли и общественного питания (24.7%) и строительства (16.2%). Роль малых предприятий в занятости в других отраслях незначительна. Динамика занятости по отраслям повторяет тенденции, наблюдаемые в изменении числа малых предприятий. Постепенно снижается доля торговли и общественного питания и растет занятость в промышленности и строительстве.
На фоне снижения убыточных  предприятий по экономике в целом  их доля среди малых предприятий растет. В 2004 их удельный вес от общего количества составил 28,3%, тогда как  в 2003 – 23,1%, в 2002 – 22,8%. Наибольшее количество таких предприятий сосредоточено в таких отраслях, как транспорт – 35,3%, непроизводственные виды бытового обслуживания – 33,0% торговля и общественное питание – 31,3%.
Невысок  уровень рентабельности малых предприятий. Он составил 13,4%  в 2004 году и 14,4% в 2005 [6, с.58-61].
Рассмотрим региональный аспект развития малых предприятий. Малое предпринимательство наиболее развито в Минске и областных  городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес на 50% сосредоточен в областных центрах.
Крайне слабо развито  предпринимательство в малых  городах и сельской местности, хотя именно для них характерны наибольший дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и  другие.
Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые  они производят или предоставляют  обществу, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов предпринимательской деятельности, позволяет констатировать неутешительный факт: малое предпринимательство не стало активным элементом экономической системы.
Такое положение  малого бизнеса в стране объясняется  наличием целого комплекса проблем:
– ограниченность финансовых ресурсов: это и общий  недостаток средств на начальном  этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования;
– проблемы рынка и спроса: это недостаточный  спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала  предприятий; только немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга;
– в настоящее  время аренда производственных площадей является одной из серьезных проблем, влияющих на деятельность малых предприятий  в промышленности. Большая часть имущества принадлежит крупным субъектам хозяйствования с государственной или смешанной формой собственности. При жестком ограничении цен и наценок в торговле большие ставки арендной платы приводят к тотальному разорению предпринимательских структур. Кроме арендной платы арендаторы оплачивают соответствующую часть расходов по управлению домовладением, эксплуатации и текущему ремонту и другие расходы;
– одной  из проблем развития предпринимательских  структур является недостаток квалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать  исключительно на конъюнктуре, пошла на спад. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также специфические условия его функционирования в соответствующем регионе;
не способствует сложившийся в советской системе менталитет населения, ориентированный на равенство доходов, отрицательное отношение к частной собственности. Это вызывает у части населения нетерпимость к предпринимательству, к неизбежной дифференциации доходов различных групп населения [7, с.38-39].
По данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь на начало 2008 г. в  республике насчитывалось 33 094 малых  предприятий, что на 270 больше, чем  на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем  на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9 % (рисунок 2.1).
 
Рисунок 2.1 - Динамика развития малого бизнеса в 2005-2007 гг.
 
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность  индивидуальных предпринимателей, состоящих  на учете в налоговых органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа  индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6 %. По прежнему сохраняется тенденция снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий.
      Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).
По состоянию  на 1 октября 2008 г. в республике функционировало 50,3 тыс. малых предприятий, что на 10,7 тысяч больше, чем за аналогичный  период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 36,3% [8].
Количество  индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 1 октября 2008 г. составило 216,2 тыс. человек, что на 12,4 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост к уровню прошлого года составил 6,1%.
На конец 2009 года в Республике Беларусь уже  насчитывалось 68741 малых предприятий, индивидуальных предпринимателей – 215,6 тыс. человек.
Таким образом, за 2007-2009 гг. количество малых предприятий выросло более чем в два раза, а количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 15%.
Следует также отметить, что около 16 тысяч предприятий, 23,4%, отразивших финансовые результаты, имели убытки в 2009 году. По сравнению с предыдущим годом количество убыточных предприятий увеличилось на 1% [6, с.69-70].
С одной стороны, налицо значительный прогресс в росте частного сектора страны. Однако, с другой стороны, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, его роль в экономике страны по-прежнему несущественна. На малые предприятия приходится не более 10% ВВП и 13-14% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал - около 13%. То есть рост количества предприятий не приносит адекватного изменения в рост ВВП, что объясняется более высокими темпами роста крупных госпредприятий и ОАО.
Не происходит и значимых структурных изменений внутри сектора. Большинство малых и средних предприятий сосредоточено в Минске и Минской области (37,7% и 15,2% соответственно от общего числа предприятий по республике), в крупных городах. Около 40% белорусского бизнеса приходится на торговлю. Как отмечалось выше, не происходит роста средних компаний, которые могут выйти на другой уровень развития, как по технологиям, так и конечному продукту. Структурная «замороженность» белорусского бизнеса объясняется как сложностью и «суровостью» бизнес-климата (высокие штрафные санкции на фоне общей законодательной зарегулированности, высокие налоги, необходимость получения множества разрешений), так и такими институциональными особенностями, которые приводят к росту производственных и непроизводственных издержек (высокие налоги на фонд оплаты труда на фоне постоянно растущей зарплаты в госсекторе, высокие арендные ставки, нехватка производственных помещений и пр.), что делает производство в стране неконкурентоспособным.
Негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса оказал мировой финансовый кризис такой вывод можно сделать по итогам экспортно-импортной торговли субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2009 г. Так, объем экспорта товаров, реализованных субъектами малого предпринимательства, составил 680,1 млн. долл. США, или 87,3% к уровню аналогичного периода 2008 г. Указанные результаты экспортной деятельности малого бизнеса объясняются спадом деловой активности в экономиках западноевропейских стран, а также России и Украины - наших соседей и традиционных торговых партнеров.
Что касается импорта субъектов  малого предпринимательства, то он сократился еще больше, чем экспорт: за первое полугодие 2009 г. 2499,1 млн. долл. США, что составляет 69,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Главным партнером по импорту также является Россия – 952,3 млн. долл. США, или 38,1 % общего объема.
К общим негативным факторам, оказывающим  влияние на деятельность малых предприятий  в условиях кризиса, можно отнести  снижение ликвидности, рост неплатежей, ослабление инвестиционной и инновационной активности.
На 1 января 2009 г. количество малых  предприятий всех форм собственности составило 68 тысяч, что на 16,8 тысячи больше, чем за 2007 год, или на 32,7 %.
Отраслевая структура малого предпринимательства  неоднородна. Наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,5 %, промышленности - 21 %, строительстве - 9,6 %, сельском хозяйстве - 3,5 %, на транспорте - 8,7 %.
Анализ распределения малых  предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3 и 15,1 % соответственно от общего количества малых предприятий).
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, в 2008 году составила 535,7 тысячи человек (за 2007 год - 429 тысяч человек). По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9 % от общей численности занятых на малых предприятиях), предприятиях торговли и общественного питания (29,3 %), в строительстве (14,6 %) и на транспорте (9,1 %).
За 8 месяцев 2009 года в республике также  наблюдается положительная динамика изменения количества вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (как юридических лиц, так и  индивидуальных предпринимателей).
По информации Министерства по налогам  и сборам, на 1 сентября 2009 г. в республике состоит на учете 76 381 юридическое  лицо - субъект малого предпринимательства. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13 323, или на 21,1 % (возросло по сравнению с началом года на 9961, или на 15 %).
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за 8 месяцев 2009 года составил 17,4 %, в том числе от юридических лиц - 14,9 процента, индивидуальных предпринимателей - 2,5 процента.
По итогам работы за 2009 год малыми предприятиями была получена прибыль  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 5161,2 млрд. р. и увеличилась  практически в 2 раза по сравнению  с 2007 годом. Уровень рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составил 13,5 %. Следует  отметить, что отраслевой срез рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) имеет значительные отраслевые различия. Так, по итогам 2009 года наиболее рентабельными оказались операции с недвижимым имуществом (63,8 %), материально-техническое  снабжение (32,3 %), связь (24,3 %), торговля и  общественное питание (22,7 %). Низкий уровень  рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) отмечен в  следующих отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (4,0 %), а так же финансы, кредит страхование  и пенсионное обеспечение (2,2 %). [18]
Удельный вес убыточных предприятий  за 2009 год составил 23,4 % (2007 год 24 %). [18]
Уровень регионального  развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как  выгодное географическое положение, наличие  трудовых и сырьевых ресурсов, уровень  доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка  со стороны местных властей (рисунок 3.1).
 

Рисунок 3.1 - Число микро- и малых организаций по регионам за 2009 год
Большая часть  малых предприятий (44 %) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.
 

Рисунок 3.2 - Динамика распределения числа микро- и малых организаций по регионам (в % к итого)
 
По организационно-правовым формам распределение малых предприятий  в 2009 году составило: акционерные общества – 2,6 %, общества с ограниченной ответственностью – 29,7 %, общества с дополнительной ответственностью – 10,9 %, унитарные предприятия – 53,4 %, крестьянские (фермерские) хозяйства – 2,9 %, прочие – 0,5 %. Следует отметить, что значительных структурных изменений в динамике не происходит.
 

Рисунок 3.3 - Динамика распределение числа микро- и малых организаций по организационно-правовым формам (в % к итого)
В общем количестве малых предприятий 95,5 % составляют предприятия частной формы собственности. [18]
 

Рисунок 3.4 - Распределение числа микро- и малых организаций по формам собственности (в % к итого)
 
Малое предпринимательство  охватывает практически все отрасли  и сферы деятельности.
По итогам 2009 года наибольшее количество малых  предприятий занято в торговле, ремонте  автомобилей, бытовых изделий и  предметов личного пользования  – 43,8 %. В промышленности сосредоточено 15,4 %, строительстве – 8,6 %, транспорте – 9,5 %, сельском хозяйстве – 3,5 % от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий (рисунок 3.5) [18].
 

Рисунок 3.5 - Распределение числа микро- и малых организаций по видам экономической деятельности (в % к итого)
Недостаточное развитие получают такие отрасли  как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.
Для сравнения, в Германии, Франции, Польше малые предприятия занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной  отрасли, лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии, создают серьезную конкуренцию  крупным предприятия в электронной  промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.
Списочная численность  работников в среднем за 2009 год  в малых предприятиях Республики Беларусь составила 691,1 тыс. человек, что  на 118,3 тыс. человек или 20,7 % больше, чем за 2007 год. По количеству занятых лидируют предприятия торговли и общественного питания (30,4 % от общей численности занятых на малых предприятиях), промышленности (28,1 %), строительства (16,7 %) (рисунок 4.1).
 
 

Рисунок 4.1 - Распределение численности работников за 2009 год по отраслям экономики (в % к итого)
 
Следует отметить, что 87,8 % средней численности работников было занято на предприятиях частной  формы собственности (рисунок 4.2).
 
 
 

Рисунок 4.2 - Распределение средней численности работников по формам собственности (в % к итого)
 
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 1 октября 2010 г. составила 232479 человек. К уровню 1 октября 2009 г. численность  индивидуальных предпринимателей увеличилась  на 13278 человек (или 6,1%), по сравнению  с их численностью на начало года - выросла  на 12874 человека (или на 5,9%). К уровню 2007 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 7042 человек (или 3,3%). Более 80% индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли и общественного питания.
Удельный  вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства  за 2009 год составил 21,2 %, в том числе  от юридических лиц – 16,5 %, от индивидуальных предпринимателей – 3,4 %.
Оказание  государственной финансовой поддержки  субъектам малого предпринимательства  осуществлялось в 2010 году облисполкомами и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей посредством  предоставления субъектам малого предпринимательства  финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, имущества  на условиях финансовой аренды (лизинга), субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), части расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Всего из указанных источников оказана поддержка 96 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 3603,4 млн. рублей под создание 423 рабочих мест.
Кроме этого, в 2010 году в целях предоставления субъектам малого предпринимательства  льготных кредитов облисполкомами (Минским  горисполкомом) размещены во вклад (депозит) 7 банков (ОАО “Белгазпромбанк”, ОАО “Белинвестбанк”, ОАО “Приорбанк”, ОАО “АСБ ”Беларусбанк”, ЗАО ”Банк  ВТБ (Беларусь)“, ЗАО ”АКБ ”Белросбанк“, ОАО ”БПС-банк“) средства местных  бюджетов в размере 19881,2 млн. рублей. В течение 2010 года за счет размещенных  средств вышеуказанными банками  предоставлены льготные кредиты 188 субъектам малого предпринимательства  на общую сумму 22203,4 млн. рублей для  обновления материально-технической  базы, приобретения оборудования, специальных  устройств и приспособлений в  целях создания (дальнейшего развития) производства товаров и оказания широкого спектра услуг.
По состоянию  на 1 октября 2010 года в Беларуси действуют 50 центров поддержки предпринимательства  и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
В 2010 году в  центры поддержки предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности обратились 68,6 тыс. человек. Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года (около 50% обратившихся), граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность (почти 30%), студенты (15–17%), безработные (3–4%).  [17]
Деятельность  клиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана с розничной  торговлей – 14436 человек, осуществлением производственной деятельности – 7617 человек, оказанием услуг – 5608 человек, строительством – 5080 человек, оптовой торговлей  – 3487 человек, оказанием транспортных услуг – 2065 человек, не имеющие отношения  к предпринимательству – 11059 человек.
Что же касается бизнес-инкубаторов, то за 9 месяцев 2010 года площадь помещений, представляемых инкубаторами субъектам малого предпринимательства, составила более 14,5 тыс. кв.м. На указанных площадях инкубаторов размещалось 303 арендатора – субъекта малого предпринимательства с численностью персонала более 2,8 тыс. человек.
Приведенная статистика является результатом проводимой в Республике Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности. [15]
Согласно  информации Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2011 г. в стране состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства – юридических лиц. За 2010 год количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7 559 (или на 9,6%).
На 1 января 2011 г. в Беларуси функционировало 86,9 тыс. предприятий малого бизнеса, что  в 3 раза больше, чем в 2000  г. [15, 16]. В расчете на 1 тысячу жителей в нашей стране имеется 9 таких предприятий, тогда как в государствах Европейского сообщества – 30. Анализ развития малого бизнеса в региональном разрезе показал, что этот вид предпринимательства тяготеет к крупным населенным пунктам. В областных центрах в расчете на 1 тыс. жителей имеется примерно в 2 раза больше малых предприятий, чем в целом по области, а по столице Беларуси это соотношение по сравнению с Минской областью составляет 3:1.
Тенденция тяготения  к крупным населенным пунктам  становится понятной, если проанализировать структуру сфер деятельности малого бизнеса. В настоящее время в  Беларуси наиболее привлекательной  для малого предпринимательства  сферой экономики является торговля и общественное питание, где сосредоточено 40,9% всех субъектов малого предпринимательства. На втором месте по популярности у  малого бизнеса находится промышленность – 20,2% всех предприятий, на третьем  строительство  – 10,5% [15].
Далее следуют: транспорт (8,2%), непроизводственные виды бытового обслуживания населения (3,2%), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (3,1%). Завершает семерку лидеров  сельское хозяйство, которое располагает 2,9% всех предприятий сферы малого бизнеса.
Количество  предприятий малого предпринимательства  и масштабы выпуска ими товаров  и услуг поступательно растут. Они обеспечивают сейчас в Беларуси 12,4% валового внутреннего продукта страны (в 1997 году – лишь 4,8%), 28% выручки  от реализации продукции, работ, услуг  и 38,9% экспорта товаров. В малом предпринимательстве  трудится почти 785 тысяч человек, в  том числе в промышленности  – 220,5 тыс. чел. (28,1%), в торговле и  общественном питании – 238,4 тыс. чел. (30,3%), в строительстве – 133,1  тыс. чел. (16,9%), на транспорте и в связи  – 51,5 тыс. чел. (6,6%). Следует отметить, что большинство предприятий  малого бизнеса в народном хозяйстве  Беларуси являются частными – их около 95%, и только 3% – иностранными.
Наиболее  значимый вклад отечественные промышленные предприятия малого бизнеса вносят в обеспечение потребностей внутреннего  и внешнего рынка в следующих  видах товаров: аккумуляторы свинцовые  автомобильные, полипропилен, энергия, произведенная ветроустановками (100% в общем объеме производства по республике), куртки из натуральной кожи (99%),тара полимерная транспортная (89%), дверные  и оконные блоки в сборе (87%), люстры и подвесы (87), персональные ЭВМ (86%), стеклопакеты (79%), синтетические  моющие средства (56%), тара деревянная (54%), материалы лакокрасочные (48%), майонез (42%), масло растительное (41%) и другие.
 

 
Рисунок 5.1 - Доля отраслей в производстве промышленной продукции предприятиями малого предпринимательства Республики Беларусь за 2011 г., в процентах
На начало февраля 2011 г.  в Беларуси действовали, например, 54 центра  поддержки предпринимательства  и 11 инкубаторов малого предпринимательства.
Одной из основных задач на 2012 год является сохранение уровня занятости и создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, что будет способствовать поглощению рабочей силы, высвобождающейся в результате кадровой реструктуризации крупных предприятий.
В результате реализации мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы в 2012 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 135 %. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2012 году до 115 %.
 
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
Важность значения малого и среднего предпринимательства (МСП) для экономики и социальной жизни страны очевидна. В связи с этим одной из функций государства должно стать обеспечение поддержки и развития данного сектора экономики. Современный этап развития МСП в стране характеризуется тем, что на уровне государства и общества уже утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально-экономического роста.
Система взаимодействия власти и бизнеса в Беларуси, в отличие  от западных государств, имеющих большой опыт в этой области, находится на начальной стадии развития.
В последнее время наблюдается  улучшение условий для создания и ведения малого предпринимательства. Программными документами поставлена задача существенного повышения его роли в экономике, превращения в действенный фактор социально-экономического развития. Именно в секторе МСП сегодня государство в основном осуществляет политику либерализации экономики.
Принят ряд документов в области развития малого бизнеса, призванных поддержать его. Они касаются сокращения административных барьеров, в частности упрощения регистрации и закрытия бизнеса; уменьшения перечня административных процедур, бремени налогообложения; приостановления проверок; регламентации имущественного обеспечения; сокращения перечня товаров, не подлежащих сертификации, и др.
Предпринимательство в нашей стране пока не стало движущей силой экономического развития ввиду действия таких факторов, как жесткая регламентация различных сфер деятельности, не оставляющих простора инициативе; неравенство форм собственности; недостаточно четкая политика государства в отношении частного бизнеса. Одна из главных причин этого – отсутствие эффективного механизма регулирования взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, усиления влияния интересов МСП в системе государственного управления.
Назрела необходимость  в повышении эффективности государственного регулирование сектора МСП, четком определении круп полномочий каждого из органов государственного управление в сфере развития и поддержки этого сектора, активном взаимодействии с общественными объединениями МСП, а также определении форм и методов координации их деятельности при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений. Это позволит сделать работу государственного аппарата более согласованной и результативной, активизировать участие предпринимательских структур и их объединений в содействии развитию малого и среднего предпринимательства, в улучшении деловой среды, бизнес-климата.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты интересов их участников. Эти интересы должны быть уравновешены и не вступать в конфликт друг
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.