Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Средневековая схоластика: философия и теология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»
Новгородский филиал
Заочное отделение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по курсу «Философия» на тему:
«Средневековая схоластика: философия и теология»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                        Выполнила:
                                                                                                       Студентка гр. № З.11.3,5э
                                       Зачётная книжка № НФ 12112
                                                                                                       Барлова Арина Игоревна
                        Проверил преподаватель:
                                                                                                        Тишуков В.М.               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Великий Новгород
2012 г.
 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………...3
1. Понятие, основная проблематика и общая характеристика средневековой схоластки………………………………………..……..5
2. Основные течения (направления)  и школы схоластики….............15
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы….…………………………………………………24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Согласно статье Исакова А.И. «Бог и Бытие: христианство и философия»1, в которой рассмотрены самые острые спорные вопросы христианских догм и философских мировоззрений в разрезе учений философ нового времени, «судьба европейской философии существенным образом обусловлена тем, что в определенный момент ее истории произошло изменение позиции философствования».
Суть данной цитаты раскрыта в постановке вопроса о сохранности  интеллектуальной традиции античности (представленной высокой классикой  Платона и Аристотеля) в христианскую эпоху. Ставится под сомнение возможность  философии, как науки, рассматривающей  органику жизни («забота о себе», эпимелейя и тому подобное), и дальше быть опытом для мыслящего человечества – тем «знанием», которое постигается разумом. Этот вопрос описали и изучили А. Ф. Лосев, М. Хайдеггер, П. Адо в своих трудах о философии и теологии.
В данном вопросе ответом  становится то, что философия становится не опытом, но языком, с помощью которого христианская догма набирает свой опыт.
Но еще более сложным  случаем неопределенности отношений философии и теологии представляется центральная идеологическая оппозиция античности между греческой мыслью о Бытии и иудейской идеей Бога, во многом исключающим друг друга. Как показал Э. Левинас, еврейская – этическая по сути – мысль о Боге есть такое же первоучредительное действие с позиции индивидуума, как и греческая идея Бытия в интерпретации Хайдеггера. Обе идеи равны в своем первородстве и в значительной степени независимы друг от друга, но в то же время позволяют объяснить одна другую.
Данная ситуация была и остается спорной и нуждается в осмыслении и сохраняет свою актуальность до сих пор, что в свою очередь обуславливает актуальность написания данного реферата на тему «Средневековая схоластика: философия и теология».
Слияние философии и теологии, по сути, обусловленное сохранением  одной и развитием другой науки, дало начало такому явлению как «схоластика», которое и будет предметом  изучения в данной работе.
Источниками информации для  написаний данной работы послужат электронные (печатные) научные рецензируемые периодические издания, энциклопедии и учебники для студентов высших учебных заведений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие, основная проблематика и общая характеристика средневековой схоластки
 
Согласно краткому философскому словарю схоластика (лат. «scholastica», от греч. «scholastikos» – школьный, ученый) – это средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных,  епископальных и монастырских  школах, а затем и в университетах западной Европы. Схоластика представляет собой общеевропейскую наднациональную философию, объединенную  христианским мировоззрением и общим языком науки и образования – латынью.
В то же время схоластика – это период в истории средневековой философии, начинающийся с IX века. «Схоластами» называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой, прежде всего учителей (magister, doctor), которые преподавали в церковных и придворных школах, а позднее, с конца XI века и начала XII века – в первых европейских университетах.
Схоластика в широком  своем понимании представляет собой  синтез философии – (дословно: любовь к мудрости) – дисциплины, изучающей наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, и теологии – (греч. «Theologia», «Theos» – «Бог» и «logos» – «слово, учение») – учения о Боге, богословии, систематического изложения и истолкования какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.
Ввиду этого важно выделить периодику схоластики:
1. Ранняя схоластика (IX-XII века), стоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Гильберт Порретанский, Иоанн Сольсберийский, Бернард Шартрский, Амальрик из Бена; Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура.
2. Средняя схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля, имевшегося, правда, только в латинском переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий.
3. Поздняя схоластика (XIV и XV века) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в начале XIV века церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: Альберт Саксонский, Николай Кузанский; Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д’Альи, Николай из Отрекура; Уильям Оккам; Данте, Саламанкская школа.
По общему своему характеру  схоластика представляет религиозную  философию не в смысле свободной  спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного  характера, как это прослеживается в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христианскому церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия2.
Схоластика возникла в условиях, когда религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религиозного содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани «философия есть служанка богословия») присуще ортодоксальной схоластике наравне со всеми другими типами правоверно-церковного мировоззрения.
Специфично для схоластики то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным.
Как Священное Писание  и Священное Предание3, так и наследие античной философии, активно использовавшееся схоластикой, выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста.
Замкнутость эта объяснялась  тем, что всякое знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в «откровении», и естественное, отыскиваемое человеческим разумом. Так как норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, а норму второго – тексты Платона и особенно Аристотеля, окруженные авторитетными комментариями позднеантичных и арабских философов, в нормы эти не вливалось «свежей крови», кроме новых комментариев отцов церкви или признанных церковью философов.
Наиболее крупными представителями  средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877гг.), Ансельм Кентерберийский (1033-1109гг.), Бонавентура (1221-1274гг.), Фома Аквинский (1225-1274гг.), Дунс Скот (1266-1308гг.) и Уильям Оккам (1300- 1349гг.). Все эти деятели науки посвятили огромное количество трудов основной проблеме – проблеме соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.
Но правомерность или  возможность такого вывода должна была быть подтверждена по всем основным пунктам вопроса веры и разума, что подводит к изучению и рассмотрению основной проблематики схоластики.
Схоласты считали, что  сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует  точности в использовании языка  и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при  наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены  не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается  как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий, в основном через понимание теологии как науки.
Стремясь сделать теологию наукой, схоластики ставили вопрос не только о том, как может быть наука, но и о том, почему она должна быть? В познании нужно различать  содержание его и деятельность. У  схоластиков это различие стояло твёрдо потому, что аналогию ему  они находили в вере, где различается  объективная и субъективная стороны. Содержание христианской веры неизменно, тогда как акт веры и способы восприятия её содержания изменяются согласно разнообразию верующих.
При этом, послание Евреям 11:14 , дающее понятие веры следующим образом: «Вера – это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого» - стало трактовкой веры как субстанции, то есть, по мнению Фомы Аквинского: «Субстанция означает первое начало всякой вещи, особенно в том случае, где последняя потенциально содержится в первом принципе и из него совершенно происходит; мы говорим, например, что первые недоказуемые начала образуют субстанцию науки, потому что они суть в нас самый первый элемент этой науки и в них потенциально содержится вся наука. В этом смысле и вера означает субстанцию «уповаемых вещей».
Как схоластики науку подчиняли мудрости, философию – теологии, так и отдельные науки они подчиняли философии, как их главе. В силу иерархического строя схоластики философия, как и у древних, обращена в путеводительницу исследования, направленного на отдельные области знания; она имеет к этому полную правоспособность вследствие своего тяготения к мудрости, своего строго определённого понятия истины, своих идеальных принципов и своего внутреннего единства.
Для схоластов, людей просвещенных в Слове Божьем, были важны устои  церкви и нормы истины, добродетели, а потому такое объединение веры и науки и проведение между  ними аналогии по примеру, что «Да, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»5 - добродетель – в том, чтобы подать алчущему хлеб, а незнающего научить словом мудрости. Учить и учиться – нравственная деятельность. Научиться можно на почве уже ранее имевшегося знания; отсюда требование от преподавателя – идти от лёгкого к более трудному. Науки должны изучаться по тому методу, каким они изобретены, то есть по методу естественному. Отношение к мудрости даёт науке у схоластиков единство, которое так необходимо для утверждения мощи религиозности в воспитании и удержании церкви от «ереси» того времени.
Последнее утверждение о  ереси перекликается с утверждениями  статьи Исакова А.И., упомянутой во введении работы,: «Философия не может поддержать веру, но она в состоянии опровергнуть ереси, построенные на логически неверных допущениях. Утверждавший это Боэций был первым из авторов новой эпохи, сохранивших языческую философию для христианского мира».
Таким образом схоластики дали науке (философии) и религии (теологии) общую точку опоры, отбросив споры  о разности происхождения идей классической философии и религиозных догм, бросив общие усилия на рассмотрение вопросов основной проблематики, чтобы  подтвердить, что истины веры и разума не могут противоречить.
Проблематика схоластики подразумевает следующие вопросы:
- Проблема Всемогущества;
- Проблема существования;
- Спор об универсалиях;
- Логика;
- Пресуществление;
- Проблема истины (Учение о двойственной истине);
- Проблема единства и множества (Экземпляризм);
- Проблема предопределенности;
- Догматическое богословие;
- Проблема познания;
- Проблема мышления.
Проблема Всемогущества  – с точки зрения схоластиков  – Фома Аквинский признал трудность понимания божьей силы. Он писал, что хотя «все верят во всемогущество бога… представляется трудным объяснить, в чём именно это всемогущество заключается». В понимании схоластиков всемогущество накладывает некоторые ограничения на возможности бога, то есть его сила не бесконечна. Есть некоторые вещи, которые не может сделать даже всемогущий Бог. Средневековые богословы обратили внимание на некоторые довольно тривиальные примеры ограничений Его силы. Высказывание «Бог может всё» имеет смысл, только если подразумевать дополнительное условие «что может быть сделано с помощью Его совершенной силы». В ответ на вопрос о том, может ли Бог совершать невозможные вещи (например, создать круглый квадрат), Аквинский говорит: «Ничто внутренне противоречивое не входит во всемогущество Бога»6.
Проблема существования  (лат. «еxsistentia» от «exsisto» – выступаю, существую) – аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта – сущности. В отличие от термина «бытие», термин «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как термин «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое». Схоластика усматривала в дуализме сущности и существования коренную раздвоенность природного универсума, снимаемую лишь в Боге: существование вещи не выводимо из её сущности (субстанции), но детерминировано в конечном счёте творческим велением Бога.
Проблема универсалий  восходит к философским идеям  Платона и Аристотеля и является одной из главных тем схоластики, в особенности раннего ее периода. Тема универсалий приходит в средневековую  философию не напрямую из работ античных философов, но через комментарии  к их трудам. В частности, через  комментарии Порфирия к «Категориям» Аристотеля. В споре об универсалиях (X-XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: реализм, номинализм и концептуализм.
В период Средневековья (V-XV вв.) представители религии стремились превратить логику в инструмент обоснования  религиозных представлений о  мире. В это время в Европе в  основном господствует логика Аристотеля, которая была превращена в безжизненную, бесплодную, формалистическую псевдонауку. Логика все более превращается в  схоластическую, приспособленную к  нуждам обоснования христианского  вероучения, науку.
Многие исследователи  логики считают, что логическая мысль  раннего европейского Средневековья, усваивавшего наследие античности сквозь призму христианского миропонимания, в творческом отношении значительно уступала эллипо-римской, так как большую часть в логике Средневековья занимали схоластические дискуссии о природе универсалий (общих понятий).7
Проблема пресуществления  – это спор в части вида превращения  хлеба и вина (Святых Даров) в Тело и Кровь Христову8.  Согласно церковному учению, пресуществление есть процесс полного сущностного, а не акцидентного (случайно появляющегося), как с точки зрения философии Аристотеля, превращения. Церковь понимала данное превращение, как полное изменение сущности, чудо, а с точки зрения аристотелевской философии это был вопрос происшедших от процесса случайностей, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств сущности и могут поэтому в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы сущность (вещь сама по себе) не переставала быть тем, что она есть.
Самое известное определение  истины было высказано Аристотелем  и сформулировано Исааком Израильтянином, от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть «Conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re» - то есть «Интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей», однако при этом Средневековью больше свойственна истина в ее авторитарной концепции, где истина – это убеждение и/или доверие авторитету. Это порождает проблему двойственности истин: «Есть истина философии и есть истина религии» - утверждают представители аверроизма (одного из направлений схоластики). Проблема единства и множества как отдельных понятий и как экземпляризм (лат. «exemplar» – подлинник, прообраз), термин схоластической философии, используемый Бонавентурой и Фомой Аквинским в учении о сотворении мира Богом по изначальному образу и подобию, возникновение «многого из единого» (индивидуация), подобие Бога твари.
Проблема предопределенности – религиозного представления об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни.
Проблема познания – в  разности подходов религии и философии  к познанию, так, согласно учению Фомы Аквинского «философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично – по предмету»9. Таким образом, философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.
Проблема мышления – есть проблема, вызванная проблемой познания, продуктом которого и является мышление.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Основные течения (направления)  и школы схоластики
 
Представляя собою философию  религиозную, схоластика движущий нерв своего развития имела в потребностях богословской мысли, для которой  философствование являлось служебным  орудием. Естественно, что развитие философии шло рядом с развитием теологии, и как богословская мысль могла преуспевать в своём движении на почве уже достигнутого трудами предшествующих веков, так и философская тем большего достигает расцвета и тем более разносторонние услуги оказывает богословию.
Развитие богословской мысли  привело к появлению новых  течений в теологии и, как следствие, в схоластике.
Основными течениями в  схоластике являются:
- Томизм;
- Скотизм;
- Концептуализм;
- Номинализм;
- Реализм;
- Августинианство;
- Аверроизм.
1. Томизм (от лат. Thomas – Фома) – это учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским. Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. С этим связана большая ориентация томизма на учения Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников. В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена.
В своем труде «О сущем  и сущности» Фома Аквинский трактует путь умеренного реализма, который  он избрал на основании учений Аристотеля: «сущность (essentia) и сущее (ens), прежде всего, постигаются разумом, как говорит Авиценна в начале своей «Метафизики», – поэтому, чтобы незнание этих понятий не привело к заблуждению, и чтобы показать трудности, связанные с их использованием, следует сказать, что мы называем сущностью и сущим, и каким образом обнаруживаются они в различных вещах, а также, каким образом относятся они к логическим понятиям (intentiones), а именно: роду (genus), виду (species) и видовому отличию (differentia)»10.
2. Скотизм – средневековая философская школа, объединяющая учеников и последователей Дунса Скота. Главные ее представители — одни из ближайших учеников Дунса Скота Антуану Андре (Antonius Andreas) (ум. ок. 1320), Франсуа Мейронн (ум. после 1328), Вильем Алнвик (ум. 1332).
Отличительной чертой скотизма было принятие двух фундаментальных положений Дунса Скота: об однозначности бытия и о формальном различии; введение последнего в качестве основного инструмента теоретического анализа привело ко множеству формальных логических дистинкций и необычайному усложнению языка. Одна из центральных проблем скотизма – это проблема индивидуации.
3. Концептуали?зм (от лат. conceptus – мысль, понятие) – доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
Представители: Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот и др. В новое время к позициям концептуализма был близок Джон Локк.
В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отвергая учение реализма, отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие  от номиналистов признавали существование  в уме общих понятий, концептов  как особой формы познания действительности. Концептуализм представляет собой что-то вроде синтеза эмпиризма и рационализма.
4. Номинали?зм (лат. «nominalis» – относящийся к именам, именной, от «nomen» – имя), согласно которому названия таких понятий, как «животное», «эмоция» – это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» – собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и прочие). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.
Отсюда следует понимание  понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных  понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа. Универсалии, согласно номинализму, – это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма)
Номиналистическая интерпретация  некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала  недовольство церкви –  номинализм был осужден Суассонским собором (1092).
5. Реализм в схоластическом смысле приписывает действительность общим идеям («universalia sunt realia»). Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип.
6. Августиниа?нство –  течение в средневековой схоластике, связанное с влиянием идей Августина Блаженного. Для августианства характерны ориентация более на Платона и неоплатонизм, чем на Аристотеля; аналогия между тремя способностями души (памятью, разумом и волей) и тремя лицами Троицы, а также предпочтение, отдаваемое так называемым онтологическим доказательствам бытия Бога; тезис о вере как предпосылке всякого знания, а также акцент на умозрительной интуиции, в акте которой озарение свыше и деятельность человеческого ума неразделимы; в философской антропологии у августианцев крайне идеалистическая позиция, видящая в человеке душу, которая лишь «пользуется» телом как своим орудием; акцент на предопределении в доктрине о спасении.
До 12 века августианство  претендовало на господствующее положение. Ему противостояли пантеизм Иоанна Скота Эриугены, номинализм Росцелина  и П. Абеляра и крайние еретические  позиции. В 13 веке августианство оказывается  потесненным аристотелианскими  доктринами, прежде всего томизмом.
7. Аверроизм – термин, применяемый к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на Аверроэсовской интерпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.
Основные идеи ранней философской  концепции аверроизма, содержащиеся в комментариях Аверроэса к Аристотелю: существует одна истина, но (как минимум) два способа её достижения: через философию и через религию; мир вечен; душа состоит из двух частей – индивидуальной и божественной, а индивидуальная душа не вечна; все люди содержат в себе одну и ту же божественную душу (идея, известная как монопсихизм); воскресение из мёртвых невозможно (эта идея была выдвинута Боэцием).
Вместе с тем идеи Аверроэса  были перенесены в Западную Европу, в результате чего появился так называемый Латинский аверроизм. Его основной инспиратор – Сигер Брабантский. Латинский аверроизм был дважды осужден в 1270 и 1277 годах католическим епископом Стефаном Темпьером.
Такое многообразие течений  схоластики не могло быть представлено на базе одной школы того времени.
Поэтому необходимо рассмотреть  основные школы схоластки:
- Шартрская школа – ученое сообщество при кафедральном соборе в Шартре, виднейший центр французского возрождения XII-го века. Основана в конце X века епископом Фульбером. В школе преподавались математика, право, логика и медицина. Философской ориентацией был неоплатонизм. Школа синтезировала учение Платона, представленное в его «Тимее», и логику, физику и психологию Аристотеля. К Шартрской школе принадлежали Бернард Шартрский, Гильберт Порретанский, Тьерри Шартрский, Гильом из Конша, которые в свою очередь относятся к ранним схоластикам.
- Саламанкская школа – одно из направлений поздней схоластики, сформировавшееся в Саламанкском университете в XVI веке, представители которого развивали учение Фомы Аквинского и, в частности, уделяли большое внимание объяснению экономических явлений. Экономические воззрения саламанкских профессоров были изложены, главным образом, в их комментариях к вопросам 77 («Об обмане, совершаемом при покупках и продажах») и 78 («О грехе ростовщичества, совершаемом при даче взаймы») второй части из второй части «Свода богословия» («Summa Theologiae»)  Фомы Аквинского, которая сокращенно называется «Вторая из второй» («Secunda Secundae», 1271 г.)
- Оксфордская школа – группа средневековых философов-схоластов XIII века, связанных с Оксфордским университетом и оказавших значительное влияние на становление современной научной методологии. Тремя источниками Оксфордской школы были: августинизм, научный аристотелизм и греко-арабская наука. Этот синтез позволил большое внимание уделять опыту, отдельным фактам и индукции. Обращение к естественнонаучным исследованиям в то время было смелым новаторским шагом, поскольку Римская курия запрещала изучение произведений Аристотеля, посвященных этим проблемам. Вследствие удаленности от римской курии Оксфордский университет обладал в тот период значительной свободой. Его исследования стимулировались также тем, что в Англии раньше других стран получили развитие ремесленное производство и торговля, испытывающие насущную потребность в естественнонаучном знании. Из Оксфордской школы вышел один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей своего времени, философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон.
Другими выдающимися представителями  Оксфордской школы были Роберт Гроссетест, Дунс Скотт, Уильям Оккам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Схоластики чтили древних  философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали  всю возможную для человека истину: преимущество теологии перед философией заключается как в том, что  она имеет высший принцип познания, так и в том, что она обладает высшими истинами, которых разум  не может достигнуть сам собою. Эти  откровенные истины у схоластиков  собственно и составляли существенное содержание их систем, философия же служила толь
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.