Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


статья Роль «третьего элемента» в земском самоуправлении России

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Роль «третьего  элемента» в земском самоуправлении России.
 
Ключевые слова: земские служащие, земство, земская реформа, интеллигенция, «третий элемент»
Аннотация: статья посвящена вопросу формирования социального слоя, получившего название «третий земский элемент» во второй половине XIX-начале XX, а также затронут аспект «особого» положения и роли земской интеллигенции в государстве в данный исторический период. Был сделан вывод о том, что «третий элемент» предопределил судьбу российского земства и сыграл важную роль в развитии таких сфер, как статистика, образование и здравоохранение.
 
Keywords: zemski state workers, zemstvo, zemskaya reform, intelligentsia, “tretiy element”
The article covers the forming of the social level, received the name “tretiy element” in the second part of the XIXth-in the beginning of the XXd, as well as the aspect of the “special» status and the part of zemskoi intelligentsii is touched upon in the state at this historical period. The conclusion was made that “tretii element” predetermined the destiny of the Russian zemstvo and played a very important role in the development of such fields as statistics, education and health care.
 
«В России два правящих «класса»: 1) Администрация и 2) Представители сословий. Третьему элементу в сословной монархии нет места. А если непокорное экономическое развитие все более подрывает сословные устои самим ростом капитализма и вызывает потребность в «интеллигентах», число которых все возрастает, то неизбежно надо ожидать, что третий элемент будет стараться расширить узкие для него рамки»1, указывал В.И.Ленин в журнале «Заря»  в 1901 году. В то же время Б.Б.Веселовский, крупнейший знаток земской истории, давал следующую оценку данному социальному слою: «Земские служащие являлись не только наемниками, но и участниками общего земского дела. С ним они связывали свои культурные и отчасти политические чаяния, для них оно было больше, чем поприще для «службы», - они стремились работать, а не «служить»2.
Появление земских  служащих относится ко времени создания земств. В «Положении о земских учреждениях» 1864г. говорится: «Для исполнения таких по делам земств обязанностей, которые по свойству своему требуют особых познаний и подготовки, земские управы могут приглашать посторонних лиц». В 1899-1900 гг. самарский вице-губернатор Кондоиди при открытии сессии губернского земского собрания лиц, не принадлежащих ни к администрации, ни к числу представителей сословий, он назвал «третьим элементом». Термин этот, быстро распространившись, получил все права гражданства.
Анализ данного  социума важен как в плане  определенного подведения итогов модернизации России, так  и  в  плане  концептуального  осмысления той  роли,  которую  сыграла  общественно-политическая  и  культурная  деятельность земских  служащих,  впервые  организованно работавших в русской деревне и вошедших в историю под именем «третьего элемента»3.
Из авторов работ, посвященных истории земской интеллигенции, следует назвать дореволюционных исследователей Б. Б. Веселовского, Н. И.Иорданского, Ф. А. Данилова, А. Н. Потресова; советских историков Н. М. Пирумову, В. Р. Лейкину-Свирскую,  Е.  Г.  Корнилова,  А.  В.  Ушакова, Г.  А.  Герасименко,  В.  А. Горнова, Е. Н. Морозову, Т. А. Вепренцеву и ,конечно же, представителей новейшей российской историографии Л. А. Жукову, А. Г. Важенина, П. В.Галкина, Л. Е. Лаптеву, В. Г. Баданова.
Круг источников, содержащих те или иные данные о  создании земской интеллигенции, её профессиональной деятельности,  чрезвычайно многообразен. Положение о земских учреждениях, указы, узаконения, распоряжения, непосредственно касающиеся появления земских служащих, как определенной категории лиц, связанных с «местными пользами и нуждами», а также с формированием деятельности отдельных профессиональных объединений (врачей, учителей, статистиков). Сюда же относятся и распоряжения правительства, относящиеся не только к земским служащим, но захватывающие и сферу их деятельности.
Развитие и  рост земской служащей интеллигенции, по словам Н.И.Иорданского, представляли собой «естественный продукт всего развития русского земства, неизбежное последствие возрастающего значения средних классов и необходимый жизненный корректив погрешностей формально-юридической земской организации»4.
Появление земских  служащих, как их еще называют земской  интеллигенции, стало одним из результатов реализации земской реформы 1864 г. В советское время термин  «интеллигенция» претерпел радикальную смысловую трансформацию. Отправной точкой для историков  служило  ленинское  определение,  согласно которому интеллигенция – это общественная  прослойка  людей,  занимающихся умственным трудом. Мы не можем не согласиться с Е.В.Чернышевой, что  в результате такого профессионального подхода понятия  земский служащий,  земская  интеллигенция,  «третий элемент»  –  стали  идентичными5.
Можно дать следующее  определение земской интеллигенции-это  слой квалифицированных специалистов, состоящих на службе земских учреждений. Их численность  постоянно  увеличивалась  и  со временем достигла внушительных размеров, далеко  превысив  число  выборных  земских гласных6. Большая Советская энциклопедия определяет «третий элемент» как «условное название разночинной интеллигенции, служившей по найму в земских учреждениях (агрономы, статистики, техники, врачи, ветеринары, учителя, страховые агенты и др.). Термин «Третий элемент», в отличие от «первого элемента» (правительственного и административного) и «второго» (земского выборного), вошёл в употребление в 1900-х гг. В составе «третьего элемента» было немало буржуазных либералов, народников, были и социал-демократы7.
С конца ХIX века, а именно с 80-х годов «третий элемент» начинает организовываться, собирать свои силы, чтобы в 90-х годах открыто выступить с притязанием на более близкое участие в направлении земских дел. С усложнением земской жизни, особенно сказавшимся с середины 90-х годов, влияние специалистов-вольнонаемников становилось все больше, и вполне справедливо замечает А.И.Новиков, что в настоящее время «центр тяжести земской организации лежит не в выборных людях, а в «третьем элементе»
До 90-х годов  губернское земское хозяйство было развито крайне слабо, управление большинства  уездов также не отличалось значительной сложностью, и выборные лица управ («второй элемент») имели возможность ближе стоять к повседневной работе. Но в 90-х годах,- с возрастанием смет, с развитием кредитных и других операций,- наблюдается абсолютно другая картина. Количество выборного элемента управ за 1886-1903гг. почти не увеличилось, армия же наемных служащих более удвоилась, и к 1908г. она достигла 65-70 тыс. человек8.
С начала 90-х годов обнаружился общий подъем настроения. В результате обострения сельско-хозяйственного кризиса и проведения курса политики правительства в пользу промышленников в передовых слоях земско-землевладельческих кругов усилилось оппозиционное брожение и ожили, хотя на первый раз лишь в слабой степени, политические стремления. Эти стремления приобретали реальный характер только при двух условиях: во-первых, было бы необходимо построить их на социально-экономическом базисе – на базисе защиты, в той и другой степени, культурных и материальных нужд массы крестьянства, а во-вторых, следовало так или иначе подойти к этим массам и обеспечить себе их симпатии в той борьбе, которую предстояло вести с «бюрократией»9. С обеих сторон посредником явился «третий элемент».
«Отсутствие у  земской служащей интеллигенции в целом интересов, противоречащих нуждам трудящихся классов,- пишет г.Билевский,- позволяло ей быть в полусословном, часто эгоистически и всегда робко настроенном земстве защитницей интересов низших, недостаточно представленных классов народа, защитницей прав личности гражданина и начал самодеятельности»10. Таким образом, представители земской интеллигенции занимали «особое» положение в земстве. Это наблюдается как в материальном плане (установленные во  многих  земствах  социальные  льготы для земских служащих: бесплатное жилье, возможность пройти повышение квалификации, дать своим детям образование за счет  земства  и  прочее), так и в идейном. «Третий элемент» отличается особым мировоззрением и активной общественной позицией. И совершенно справедливо существование концепции, согласно  которой  земская  интеллигенция  представляла  особую  социальную  общность, хотя и являвшуюся частью русской интеллигенции, но имевшую, в силу специфики своей профессиональной деятельности и общественного статуса неповторимые черты11.
Тесно сотрудничая с передовыми слоями «второго элемента», представители «третьего элемента» демократизировали всю земскую работу, ведя за собой в том же направлении и самих земцев.
Среди «второго элемента» в 90-х годах все чаще встречаются представители интеллигенции – профессора, ученые, врачи, инженеры. Необходимо признать, что идейно и даже персонально грань между «вторым» и «третьим» элементами в 90-х годах в значительной мере была нарушена12.
Концентрация сил земских врачей и статистиков ведет свое начало с 80-х годов. В период усиления земской реакции,- когда ликвидировались врачебные советы и статистики подвергались гонению,- почти одновременно возникли центры объединения земских работников: Пироговское Общество и статистическое отделение при Московском Юридическом Обществе.
Стремление  земской служащей интеллигенции (врачей, статистиков) к объединению составляет одну из характерных черт 80-х годов. В это именно время стал оформляться тот элемент, который впоследствии приобрел название «третьего» и ярко выступил на земском поприще; в 80-х годах он еще сплачивался, собирал свои силы. Уже к 80-м годам земские служащие численно значительно возросли; сам механизм земской работы все более усложнялся, усиливая тем самым роль рабочей силы - «третьего элемента». Наконец, мы можем сделать вывод, что кадры земских служащих все более стали заполняться людьми идейными, шедшими в земство не только на «службу», но и на культурную работу в широком смысле слова.
Постепенно  земские интересы захватили все  больший круг нецензовой интеллигенции, в том числе и учащуюся молодежь, которая ставила себе задачей идти в земство, на культурную работу.
В 90-х годах  «третий элемент» значительно упрочивает свое положение, укрепляется в различных (санитарных, статистических и проч.) бюро, в медицинских советах, в  школьных комиссиях; вместе с тем растет число регулярно созываемых съездов и с конца 90-х годов устраиваются в ряде губерний учительские курсы. «Третий элемент» все более и более объединялся, становясь вместе с тем ближе к направляющей работе земства.
Конечно, далеко не во всех земствах «третий элемент» получал подобающее участие в организации земского дела; даже более того, есть ряд земств, в которых этот элемент почти отсутствовал.
 В 90-х годах на открытую сцену выступил «третий элемент». Его деятельность является той сослагающей, которая отклоняла равнодействующую земской-культурной и политической - жизни в сторону демократизма; в виду этого становятся вполне понятными те нападки на земскую служащую интеллигенцию, которые усилились в 90-х годах со стороны реакционных кругов.
Весьма отрицательно относящийся к земским служащим К.Головин замечал, что центром  политических акций «третьего элемента»  являются главным образом губернские города, где «сосредоточилось большинство  земских начинаний: педагогические семинарии, откуда выходили  народные учителя и учительницы; статистические бюро, к которым вскоре присоединились и сельскохозяйственные, земские техники; всякого рода больницы, вокруг которых группировался врачебный  персонал13.
Передовым отрядом  земской интеллигенции были статистики. Огромная работа, проведенная  земскими статистиками по детальному изучению жизни русской деревни, оставила глубокий след в науке. Статистики шли в авангард «третьего элемента» и им принадлежит видная роль в развитии земского движения.
А.И. Чупров в начале 90-х отмечал, что «изучение значительной части России, осуществленное по инициативе земских учреждений, составляет, быть может самое важное, что было сделано у нас для познания страны и народа». Земские статистики, осуществлявшие эту важнейшую как для экономической, так и для политической истории страны работу, представляли собой видную и типичную группу земской интеллигенции.
Наряду со статистиками в земстве работали две другие крупные группы земской интеллигенции: медицинский персонал и учителя.
Деятельность  земств по народному образованию  стала с начала 90-х годов одним  из основных направлений оживления  земской деятельности вообще.  Оживление  это связано было с деятельностью  комитетов грамотности и с  общим культурным движением, охватившим широкие круги интеллигенции и особенно учащейся молодежи. Почти повсеместная в середине 90-х годов постановка вопроса земскими собраниями о всеобщем начальном обучении, обсуждение в ряде земств вопросов внешкольного образования и книжной торговли способствовали росту кадров учителей, расширяли сферу их деятельности.
С 1897 по 1901 г. в земских губерниях было открыто 34 учительских семинара. Уездные съезды учителей, запрещенные в 1885 г., вновь были разрешены в 1889г. И хотя условия их проведения были строго регламентированы, они смогли стать местом встреч сельской интеллигенции. Наиболее активную общественную работу земские учителя вели в губернских земствах, где они, участвуя в школьных бюро и комиссиях, готовили материалы для докладов на земских собраниях о всеобщем обучении, о школьной сети, о школьных зданиях, о библиотеках, о повышении уровня учительского персонала, о его материальном и правовом положении.
«Провозглашение полной бесплатности школьного обучения, приближение школы к населению, улучшение положения преподавательского персонала, необходимость широкой постановки внешкольного образования - все это,- писал Л.Д.Брюхатов,- …есть, несомненно, дела «третьего элемента».
Внешкольное образование: народные читальни, библиотеки, продажа  или бесплатное распространение изданий комитета грамотности составляли также важнейшую сферу деятельности, главным образом, учителей земских школ14.
Как комитеты грамотности  объединяли учителей, так Пироговское  общество стало центром общественной и профессиональной организации  земских врачей. «Московско-Петербургское общество врачей в память Н.И.Пирогова» было основано в 1885 г., но земские врачи заняли в нем господствующее положение лишь в начале 90-х годов XIX века15.
Земский врач, не только исполняющий свои прямые обязанности, но и служа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.