Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стиль детско-родительских отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение
Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии. Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась  в последнее время А.Д.Андреевой, Т.В.Вохмяниной, Н.И.Гуткиной, И.В.Дубровиной, В.В.Зацепиным, А.Б.Николаевой, В.Э.Пахальяном, Н.Н.Толстых, Н.В.Шуровой и другими.
Психологическое здоровье детей  зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок  как самая чувствительная часть  социума подвержен разнообразным  отрицательным воздействиям.
В последние годы, как  свидетельствуют специальные экспериментальные  исследования, наиболее распространёнными  явлениями являются тревожность  и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи  С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и  другие, является психологический микроклимат  семьи. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок  растёт либо доброжелательным, открытым и общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком  зависят от родителей. Ребенок верит  в их любовь и доброе отношение  и надеется на их защиту. Одна из самых  значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, - это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
  Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.
Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего  развития психологической науки  и практики. В связи с этим было решено изучить эту тему и раскрыть ее в данной работе.
Объект: тревожность старших  дошкольников и стили детско - родительских отношений.
Предмет: влияние стиля  детско - родительских отношений на тревожность старших дошкольников.
Гипотеза: предполагается, что одним из факторов развития тревожности детей старшего дошкольного возраста является неблагоприятное семейное воспитание.
Цель: изучение особенностей влияния семейных отношений в  семье на уровень тревожности  старших дошкольников.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой  проблемы, а именно влияния детско-родительских  отношений на тревожность детей  старшего дошкольного возраста.
2. Изучить различия показателей детско-родительских отношений и тревожности старших дошкольников.
3. Сравнить результаты между отцовским и материнским отношением к ребёнку.
Новизна исследования заключается в том, что чрезмерная значимость  отношений между родителями и детьми привлекает многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстает от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии.
Практическая значимость выводов и результатов данной работы заключается в возможности  их применения в таких основных направлениях деятельности психолога как профилактика и просвещение, психологическая  диагностика и консультативная  практика.
 

Глава 1. Теоретические  основы изучения проблемы влияния стиля  детско-родительских отношений на тревожности  детей старшего дошкольного возраста
 
1.1 Роль семьи  в развитии личности и эмоциональной сферы дошкольников
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений  на ребенка, рассмотрим её значение в  его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний  день в современной науке так  и нет единого определения  понятия «семья», хотя попытки сделать  это предпринимались великими мыслителями  много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей есть следующее определение семьи: «Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» .
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья - это социально- педагогическая группа людей, предназначенная  для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  её члена».
В социологии семья рассматривается  как:
- первичная социальная  группа, в которой начинается  и протекает социальная жизнь  человека;
- основной фактор в  социализации;
- социальный институт, регулирующий  различные стороны жизни на  основе принципов и правил, принятых  в обществе;
- социальная система,  все члены которой имеют определённые  статус и роли;
- общность, для которой  характерна особая система межличностных  отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие  на личность ребёнка состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей, не относится  к ребёнку лучше, не любит его  так и не заботится столько  о нём. И вместе с тем, никакой  другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании детей, сколько может  сделать семья.[9]
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно  заметить, что родительское отношение  по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента  в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как  принятие, любовь, сопереживание и  т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод  о том, что взаимоотношения в  семье могут носить разноплановый  характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили  отношений и та роль, которую они  отводят ребенку в семье. Под влиянием типа семейных отношений формируется его личность. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть  вопрос о влиянии родительских отношений  на эмоциональное развитие ребенка.
Ребенок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения.[23]
Объяснения и поручения  родителей, их пример, весь уклад в  доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы».[23]
Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают  родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.[23]
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Однако наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет для ребенка развитие эмоциональной сферы.[23]
Именно в этом возрасте закладываются первопричины всех будущих  фобий, неврозов и эмоционального неблагополучия; именно в эти годы эмоциональная депривация приводит к задержке интеллектуального развития; именно в дошкольный период при отсутствии родительской любви и поддержки у ребенка формируется так называемая «эмоциональная глухота». Бесспорен тот факт, что общение ребенка с взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей. К настоящему времени создан общетеоретический фундамент по вопросам психологии семейных отношений. Этот фундамент составляют труды, раскрывающие психологическую теорию личности (Б. П. Ананьев, Л. И. Божович, А. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский и другие), обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка раскрыто в трудах: А. А. Бодалева, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. С. Ковалева, В. С. Мухиной и других. Значительный вклад в разработку идеи семейного воспитания внесли работы А. И. Азарова, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
Но в связи с тем, что в нашем обществе происходят коренные изменения уже на протяжении одного поколения, в последние годы отношения между родителями и детьми стали значительно сложнее и напряженнее. Авторитет родительской власти потерял свою актуальность. Взаимоотношения в семье носят больше эмоциональный характер, что оказывает решающее влияние на эмоциональную сферу ребенка. Как известно, основная функция семьи – воспитательная. Однако на данном этапе развития общества в связи с коммерциализацией эта функция переносится на систему социальных инстинктов воспитания, а сама семья начинает утрачивать воспитательную функцию.
В нормальной обыденной жизни  ребенок окружен вниманием и  заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Большинство из этих факторов носят социально- психологический, социально-культурный и социально-экономический характер. Семья, не способная дать ребенку чувство любви, эмоциональной поддержки, защищенности, растит невротизированную, эмоционально не отзывчивую личность.[23]
 

1.2  Возрастные особенности эмоциональной сферы старшего дошкольника
С точки зрения обучения и развития, основными особенностями  ребёнка шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно  управлять своим поведением, а  также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной  ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку  взаимосвязанных событий или  разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает  развитие воображения (Л.С. Выготский).
С развитием эмоциональной  сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения  от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными  социальными ситуациями. Нарушение  привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у  ребенка в кризисный период может  вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:
1. Эмоции и чувства  формируются в процессе общения  ребенка со сверстниками. Отдельные  стороны психики детей на разных  возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева, тревожности и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.
Неправильное общение  в семье может привести:
- к односторонней привязанности,  чаще к матери. При этом слабеет  потребность в общении со сверстниками;
- к ревности при появлении  второго ребенка в семье, если  первый ребенок чувствует себя  обделенным;
- к страху при выражении  взрослыми отчаяния по малейшему  поводу, угрожающему ребенку. И  в необычной ситуации может  возникать волнение. Страх может  быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок  испугался темноты, то потом  темнота сама по себе будет  пугать его.
2. При специально организованной  деятельности (например, музыкальные  занятия) дети учатся испытывать  определенные чувства, связанные  с восприятием (например, музыки).
3. Эмоции и чувства  очень интенсивно развиваются  в соответствующем возрасту дошкольников  виде деятельности - в игре, насыщенной  переживаниями.
4. В процессе выполнения  совместных трудовых занятий  (уборка участка, группой комнаты)  развивается эмоциональное единство  группы дошкольников.
В дошкольном возрасте у  детей складываются первые моральные  суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Мир эмоций, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в дошкольном возрасте и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка.[23]
В зависимости от сложившейся  ситуации любые качественно разнообразные  чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев, тревожность) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными .[23]
Вообще, в целом дети относятся  к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства  дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью[23].
Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что  ответить, нужно помочь - напомнить  какой-нибудь забавный эпизод или детскую  ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда  подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность  детей будет низкая.
Прежде чем рассматривать  вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологическом словаре  «тревожность» рассматривается  как склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции  тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
По определению Р.С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить  в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях».
В.В. Давыдов трактует тревожность  как индивидуальную психологическую  особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в  самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.[12]
Из определения понятий  следует, что тревожность можно  рассматривать как:
- психологическое явление;
- индивидуальную психологическую  особенность личности;
- склонность человека  к переживанию тревоги;
- состояние повышенного  беспокойства.[12]
Наряду с определением исследователи выделяют различные  виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два  вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность  предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта  личности). Ситуативная тревожность  обычно возникает как кратковременная  реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет  ситуационные проявления, так как  у ребёнка именно в период дошкольного  детства происходит становление  личности.[9]
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое  строение.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с  деятельностью: деструктивный, недостаточный  и конструктивный. Тревожность как  психологическая особенность может  иметь разнообразные формы.[11]
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его  предчувствия. Часто они ожидают  самого худшего. Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что  они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры. У них высокие требования к  себе, они очень самокритичны. Уровень  их самооценки низок. Они ищут одобрение  и поощрение взрослых во всех делах. Для них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, ощущение сухости во рту, кома в горле, слабости в ногах.[9]
Среди причин, вызывающих детскую  тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной и Н. Шаниной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.[21]
Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова считают, что тревожность развивается  вследствие наличия у ребенка  внутреннего конфликта, который  может быть вызван:
1) Противоречивыми требованиями  предъявляемыми родителями, либо  родителями и школой (детским  садом);
2) Неадекватными требованиями  родителей (чаще завышенными);
3) Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят  его в зависимое положение.[11]
Таким образом, одним из факторов, влияющих на проявление тревожности  у детей являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме. К. Монпард считает, что  жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным  доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) - к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее  воспитание приводит к чувству зависимости  и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание - к трудностям в социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное  пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о  том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в  себя, с неустойчивостью поведения  и нарушениями в коммуникативной  сфере; воспитание по типу «кумир семьи» - честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.[22]
И.М. Балинский считал, что  строгое несправедливое отношение  к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного  состояния; чрезмерно-снисходительное  отношение - причиной, переходящей через  край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность - причиной душевной слабости ребёнка.
Е.Г. Сухарева делает следующие  выводы: противоречивое и унижающее  воспитание ведёт к агрессивно-защитному  типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение - к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о  том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; предъявление к детям непосильных требований - как этиологический фактор неврастении.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что  родители порой строят свои отношения  с ребёнком не осознавая, что они  просто копируют модель воспитания их собственных родителей .
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей  к ребёнку является незнание психологических  особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
Таким образом, исследуемый  материал позволил определиться в сущности понятия тревожности и её влиянии  на личностное развитие ребёнка. Одним  из факторов, влияющих на развитие, являются особенности родительского отношения  к ребёнку: строгого отношения, стили  воспитания, отсутствие эмоционального контакта, ограниченность в общении  с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
1.3 Стили детско – родительских отношений
 
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные  отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей  к своему ребёнку, как считает  Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и  В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимание характера и личности ребёнка, его поступков.[5]
Проблемой влияния родительского  отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. С. Соловейчик считает, что отношения родителей  к ребёнку отличаются высокой  психологической напряжённостью и  многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть  позиций родителей по отношению  к детям, оказывающих влияние  на поведение ребёнка:[22]
1. Родители не обращают  внимания на детей, унижают,  игнорируют их. В таких семьях  дети часто вырастают лицемерными,  лживыми, у них часто наблюдается  невысокий интеллект или задержка  умственного развития.
2. Родители постоянно  восхищаются своими детьми, считают  их образцом совершенства. Дети  чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3. Гармоничные отношения,  построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием  и глубиной мышления, стремлением  к знаниям.
4. Родители постоянно  не довольны ребёнком, критикуют  и порицают его. Ребёнок растёт  раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5. Родители чрезмерно  балуют и оберегают ребёнка.  Дети растут ленивыми, социально  незрелыми.
6. Родители, на позицию  которых оказывают влияние финансовые  трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.[22]
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье  как сосуществование, конфронтация, содружество.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для  него родителями: «кумир семьи», «мамино  сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «золушка».[15]
В своих исследованиях  А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1. «Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок  нравится таким, какой он есть. Он уважает  индивидуальность ребёнка, симпатизирует  ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает  его.
2. «Кооперация» – родитель  заинтересован в делах и планах  ребёнка, старается во всем  помочь ему. Высоко оценивает  его интеллектуальные и творческие  способности, испытывает чувство  гордости за него.
3. «Симбиоз» – родитель  постоянно ощущает тревогу за  ребенка, он кажется ему маленьким  и беззащитным. Родитель не  предоставляет ребенку самостоятельности.
4. «Авторитарная социализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5. «Маленький неудачник»  – в родительском отношении  имеется стремление инфантилизировать  ребёнка, приписать ему личную  и социальную несостоятельность.  Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.[5]
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно  заметить, что родительское отношение  по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два  противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие  компоненты, как принятие, любовь, сопереживание  и т.д.) и условный (объективная  оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско - родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
 

Глава 2. Организация и  методики исследования.
 
2.1  Описание  выборки
    Исследование  проводилось на базе МБДОУ   «ЦРР - Бардымский детский  сад № 3». Было обследовано 26 детей старшего дошкольного возраста ( 5 - 7 лет ). В выборку вошли дети подготовительной группы детского сада. Гендерные различия в проведении исследования не учитывались - в выборке представлено одинаковое количество мальчиков и девочек, а также в исследовании приняли участие их родители.
 
2.2. Структура исследования.
В соответствии с поставленными  задачами эмпирическая часть работы проходила через следующие этапы:
1. Выявить теоретические  основы проблемы влияния семейных  отношений на тревожность дошкольников.
2.Отобрать диагностические  методики, направленные на выявление  тревожности у детей в системе  семейных отношений.
- «Кинетический рисунок семьи»  (Р. Бернс и С. Коуфман)
- «рисунок семьи» (Лосева В. К, )
- «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
3.Определить связь между  семейными отношениями и уровнем  тревожности детей старшего дошкольного  возраста
Обработка полученных данных с помощью компьютерной программы «STATISTICA v6.0»:
1) Корреляционный анализ  Пирсона для выявления взаимосвязей  показателей
2) Сравнение групп по  Т-критерию Стьюдента:
 

2.3.  Описание  методик исследовании
1.  Тест Р. Бернса  и С. Коуфмана  “Кинетический  рисунок семьи”.  
Цель: -  исследование межличностных  отношений в семье (глазами ребёнка);
-выявление отношений  в семье, вызывающих тревогу  у ребёнка.
Методика проведения: Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.