Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные положения уголовного права Беларуси в XVI-XVII веках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
 
 

Введение
 
История Беларуси насчитывает  не одно тысячелетие. Она представляет важную составную часть славянской, европейской и мировой цивилизации. На взгляд автора, каждый народ жаждет знать свою историю, без которой невозможно строить настоящие и прогнозировать своё развитие на будущее. В силу этого отражение прошлого в исторических трудах должно быть адекватно тому, что имело место в жизни во всём его многообразии и противоречивости. К сожалению, в истории Беларуси и на сегодняшний день имеется много “белых пятен” и тенденциозных, не обоснованных предложений и утверждений.
Причин такого состояния  исторической науки в Беларуси много. Одной из них является недостаток, либо полное отсутствие документальных источников по той или иной проблеме. Частые войны, ареной которой была территория Беларуси, привели к их гибели или безвозвратной потере. Некоторые проблемы выпали из поля зрения исследователей в силу отношения к ним официальных властей на том или ином этапе исторического развития или господства в тот или иной период односторонних представлений о развитии общества. Это даёт возможность многим “знатокам” истории спекулировать на этих недостатках и просчётах. В последнее время в исторической литературе, особенно в исторической публицистике, стали появляться труды, авторы которых, порой, не имея специальной подготовки и не обременяя себя знанием исторических источников, напрочь отрицают то позитивное, что было достигнуто в исторической науке многими поколениями исследователей, произвольно меняют минусы на плюсы, плюсы на минусы и под видом новаций преподносят неискушённому читателю давно уже обоснованно отвергнутые антинаучные или около научные концепции.
Противостоять распространению  исторического невежества, историческим спекуляциям можно только путём  пропаганды объективных исторических знаний, полученных на основе всестороннего изучения исторических источников и критического осмысления имеющейся исторической литературы.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных положений уголовного права Беларуси в XVI-XVII веках. Поскольку на формирование уголовного права, собственно как и на его основные положения, оказывали влияние государственный строй и множество источников права в целом, автор считает целесообразным рассматривать основные положения уголовного права Беларуси в XVI-XVII веков в системе государственного строя и общих источников права в тот период.
Задачи, поставленные в курсовой  работе:
- познакомится с государственным  строем Беларуси периода XVI-XVII веков;
- рассмотреть основные источники права того периода в целом и тех которые непосредственно формировали уголовное право;
-   ознакомится с основными положениями уголовного права Беларуси в XVI-XVII веках;
Для осуществления этих задач автор пользовался такими источниками и литературой как:
“История Беларуси в  документах и материалах” Авт.-сост. Кузнецов И.Н., Мазец В.Г.; В этом сборнике представлены историко-документальные материалы, которые отражают основные вехи  белорусской истории с древнейших времён по настоящие время.  В этот сборник включены важнейшие документы: привилеи, манифесты, указы, грамоты, законы, материалы периодической печати, воспоминания и другие исторические источники, многие из которых ранее не были известны широкому кругу читателей.
 Ковкель И.И., Ярмусик  Э.С. “История Беларуси с древнейших  времён до нынешнего времени”; Это издание представляет собой краткий очерк истории Беларуси, в котором в хронологической последовательности освещаются события с древнейших времён до нашего времени, анализируется социально экономическое, политическое, правовое и культурное развитие Беларуси.
 Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. “История государства и права Беларуси”; В этом издании раскрываются в исторической последовательности государственно-правовые факты и явления. Хронологический материал охватывает период с IX века до 1998 года.
Так же не маловажную роль сыграли такие источники и литература как: “Гісторыя дзяржавы і права Беларусі у дакументах і матэрыялах” Сост: Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А.; Аргучинцев Г.К. “История государства  и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение"”; Хрестоматия по истории Беларуси. С древнейших времён до 1917г. Сост: Игнатенко А.П., Сидорцов В.Н.; Гісторыя дзяржавы і права Беларусі у дакументах і матэріялах (Са старажытных часоу да нашых дзён)  Пад агульнай радакцыяй Вішнеускага А.Ф., и другие.
Белорусские земли в  составе Речи Посполитой находились с 1569 года по 1795 год. Основными источниками  права, привилеями, манифестами, грамотами, законами в Беларуси и в целом  Великого княжества Литовского в  составе Речи Посполитой в XVII веке являлись: Статут Великого княжества Литовского 1588г.; Условия соглашения, предложенные старым составом магистрата Могилёва новому составу, избранному восставшими 22 августа 1608г.; Постановление Виленской конвенции 1613г.; Протест сенаторов, городских и земских должностных лиц и шляхты против присоединения к Польше части территории Брестского воеводства 1617г., 3 февраля; Заявление представителей воеводств и поветов о выплате подымного налога в 1661г. – разорениях на территории Белоруссии во время войны 1654-1667гг.; Постановление Варшавского сейма – о предоставлении временных льгот в налоговом обложении отдельным белорусским городам ввиду их разорения во время русско-польской войны 1661г.; Грамота короля Яна Казимира 1662г., 26 июля; Андрусовский договор о перемирии между Московским государством и Речью Посполитой – об установлении новых границ, расширении торговли между двумя государствами 1667г. 30 января; Закон 1668г., по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства; Пастанова усеагульнай канфедэрацыі саслоуяу Рэчы Паспалітай аб складанні у Вялікім княстве Літоускім усіх рашэнняу толькі на польскай мове 1696г. 29 августа.
 

Глава 1. Государственный строй Беларуси в XVI-XVII веках, оказавший непосредственное влияние на основные положения уголовного права того периода. Государственные органы
 
Как ранее, автор упоминал во введении к данной работе, Белорусские земли в составе Речи Посполитой находились с 1569 года по 1795 год.
Король Речи  Посполитой считался обладателем верховной власти, одновременно с тем (с XVI в.) особым «чином-сословием;», законодательствованием в Сейме наряду с сенатом и посольской избой. Во второй половине XV века Казимир Ягеллончик и Ян Ольбрахт применяли систему личного правления, опираясь на среднюю шляхту и ограничивая влияние магнатов и церкви. По их концепции король является единственным субъектом власти в государстве. Символическим выражением этого была введенная в начале XVI века так называемая закрытая корона с небольшим яблочком и крестиком наверху, сделанная по образцу императорской короны. Это было демонстрацией принципа, что rex est imperator in regno suo (император в своём царстве). [7. c. 203]
С начала XVI века Сигизмунд I Старый, опираясь на магнатов, стремился затормозить шляхетское движение. Находившаяся в оппозиции к короне и его жене Боне Сфорца, которая со своей родины Италии вынесла абсолютистские идеи, средняя шляхта выдвинула программу ограничения королевской власти. Выражением этого была концепция верховенства права в государстве, которому подчинялся также и король. Верховенство права означало в сущности то, что без согласия шляхетского сословия, представленного в Сейме Посольской избой, не могли издаваться никакие законы.[7. c. 203]
Ослабление королевской  власти проявилось в элекциях, имеющих место после 1572 года. Король ограниченный элекционными пактами и Генриковскими артикулами, не обладал уже теми позициями, что прежде. Ища опоры в шляхте против бунтовавших магнатов, Стефан Баторий должен был создать Коронный трибунал, ограничивший судебную власть короля. Король Сигизмунд III Ваза вследствие своей династической политики, направленной на усиление королевской власти, реализуемой при опоре на Габсбургов и католическую иерархию, оказался в конфликте со шляхтой и частью магнатов. Провозглашалось, что тело Речи Посполитой — шляхта — важнее ее головы — короля. В этой обстановке приобрела значение содержавшаяся в Генриковских артикулах статья об отказе от повиновения. Способ пользования ею был определен  в конституции, изданной после Рокоша Зебжидовского (1606—1609). [7. c. 204] В повиновении королю можно было отказать после трехкратного напоминания: первый раз после напоминания примаса либо — сенатора затем — Сеймика   и наконец — Сейма. Если король после этих напоминаний не исправлял нарушения, можно было свергнуть его с трона. Предпринятую Яном Казимиром (1648—1668) попытку усиления власти монарха свел на нет победоносный Рокош Ежи Любомирского (1665—1666). [7. c. 204]

Попытки укрепления королевской власти, предпринятые Августом II Саксонским, опирались главным образом на внешние силы. Успеха эти попытки не имели. Модель Речи Посполитой коренным образом отличалась от того, что было в других европейских государствах XVII—XVIII вв. [7. c. 203]
Законодательную власть король осуществлял вместе с Сеймом. Королю принадлежало право законодательной инициативы и санкционирования постановлений Сейма. Король влиял на законодательство и «модерованием», т. е. путем окончательного редактирования законов перед их публикацией.
Сеймовые  конституции (постановления) оглашались от имени короля с упоминанием, что они изданы с согласия Сейма. Самостоятельным законодателем король остался по отношению к королевским городам, евреям, крестьянам домениальных  имений и т. д. За королем сохранялось верховенство, над лепными землями — княжеская Пруссия (Восточная), Курляндия. Он имел право "назначения чиновников, ограниченное, однако, тем, что кандидатуры на посты в земских судебных учреждениях предварительно выдвигались сеймиками. Король вершил дисциплинарное судопроизводство над чиновниками, однако мог наказывать только, штрафами. Он не мог устранить чиновника, кроме случаев, когда они совершали преступление.
 Король  являлся главнокомандующим армией, но на  практике был сильно ограничен властью гетманов, направлял внешнюю политику. Переход значительной части королевских угодий в пожизненное пользование держателей и контроль Сейма над расходами казны значительно ограничивали возможности короля распоряжаться финансовыми ресурсами государства. Наиболее же ограниченной после создания в 1578 году Коронного трибунала  была судебная власть короля. Король принимал участие только в сеймовых судах и не имел права помилования и амнистии.
Доходы короля складывались из поступлений от королевских имений, занимавших около одной шестой территории государства, а также от соляных копей. Доходы позволяли королю содержать двор, а раздача части этих имений в пожизненное пользование в качестве «хлеба хорошо заслужившим», либо во временное пользование позволяла ему приобретать сторонников. Король был, следовательно, самым крупным феодалом, а при прогрессировавшем ущемлении его государственных функций он становился с конца XVI века фактически пожизненным  президентом шляхетской Речи Посполитой.
Выборность  трона тормозил тот факт, что династия Ягеллонов обладала наследственными правами в ВКЛ. При этой династии, сеймы, стремившиеся сохранить унию с ВКЛ, неизменно избирали Ягеллонов на польский трон. Последний из них — Сигизмунд Август, будучи десятилетним мальчиком, был избран королем и коронован при жизни отца (1530 г.). Этот шаг в направлении наследственной монархии натолкнулся на оппозицию шляхты; сейм оговорил, что нельзя при жизни короля избирать его наследника.
Свободное избрание монарха, неограниченное династически, установилось к 1572 году, хотя не раз последовательно избирались представители одной и той же династии. Во время междуцарствования в 1572 году был установлен так называемый viritum, принцип по которому вся шляхта имела право непосредственного избрания короля.Вероятно, одной из причин принятия конвокацнонным созываемым в периоды междуцарствия Сеймом этого принципа было стремление к политической активизации широких кругов шляхты, что отвечало интересам экзекуционистов. На деле же элекция — viritum – прокладывала дорогу для всевластия магнатства, под влиянием которого находились широкие массы шляхты. Продолжительное междуцарствие нарушало нормальное течение государственной жизни. С целью недопущения этого была урегулирована организация власти в период междуцарствия. Были установлены следующие принципы: власть в государстве на этот период брали в свои руки капюшонные конфедерации шляхты, называвшиеся каптурами (польские — капюшоны) потому, что капюшоны носили монахи, принимавшие участие в траурных церемониях после смерти короля; во главе государства в качестве interrеx (заместитель) становился глава церкви – примас: он представлял государство во внешних делах и руководил администрацией; на нём же лежала подготовка к элекции. Последовательно созывались: конвокационный (здесь определялось время и место выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол); элекционнный (здесь проводились выборы, и заключалось соглашение с кандидатом на престол); коронационный (здесь проходила коронация и король приносил присягу).
На конвокационном Сейме послы от земель объединялись в генеральную конфедерацию; утверждался состав каптуровых судов, действующих в период междуцарствия. В свою очередь элекционный сейм выслушивал иностранных послов, представляющих кандидатов в короли, и составлял pacta conventa. Он проходил по обыкновению на Вольском лугу под Варшавой, в нем принимала участие прибывшая на элекцию шляхта, а также делегаты привилегированных городов. Решающее же влияние на избрание короля оказывали за редким исключением, магнатские группировки. В принципе избрание короля должно было быть единогласным. Незначительная оппозиция не принималась во внимание, однако серьезное разделение голосов приводило нередко к гражданской войне, исход которой решал вопрос о короле.
Pacta conventa «пакты—конвенты» и Генриковские артикулы заключенные элекционным Сеймом являлись соглашением общественно-правового характера между шляхтой и вновь избранным королем. [7. c. 206] Они содержали, обязательства избранника, принятые им на себя перед вступлением на трон. Обязательства касались внешней политики, армии, финансовых и других дел. Возникшие одновременно с «пактами-конвентами» Генриковские артикулы формулировали основные принципы государственного строя. Если пакты были конкретным соглашением, содержание которого изменялось в зависимости от личности избранника, то артикулы, имели характер основных принципов государственного устройства шляхетской Речи Посполитой, т. е. характер фундаментальных прав. В Генриковских артикулах король признавал «вольную элекцию»; отказывался от наследственности трона; обязывался не решать вопросов войны и мира без учета мнения Сената; не созывать посполитого рушения без согласия Сейма и не выводить его за границу, разве что на условиях выплаты 5 гривен от копья; иметь при себе постоянный совет, состоящий из 16 сенаторов, именуемых резидентам и через каждые два года созывать Сейм. [7. c. 207] Предусматривалось, что если король не будет соблюдать права и привилегии шляхты, она может отказать ему в повиновении. Этот принцип являлся особенной формой известного феодализму права на сопротивление. С 1576 года оно вошло в содержание коронационной присяги польских королей.
 Завершением  междуцарствия была коронация. Особый коронационный сейм собирался в Кракове. Коронацию проводил примас. Король издавал генеральное подтверждение прав, принимал коронационную присягу и сразу вслед за тем уведомлял иностранные дворы о своей коронации.
До середины ХVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган - Генеральный Сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном Сейме при решении вопросов.
С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный Сеймик. [16. c. 103]
Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они созывались в случае смерти короля или его отстранения от трона.
Вальный Сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат был высшей палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек.
Сейм из числа  сенаторов выбирал 28 человек в  Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.
Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили  представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. В Посольскую избу входило 200-236 депутатов. [8. c. 123]
Вальный Сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно.
Сейм избирал маршалка (председателя). Если Сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого Сейм заслушивал отчет правительства о своей работе за два года.
Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы Сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых Сеймом, они становились законом.
Компетенция Вального Сейма была широкой. Он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны. Однако следует отметить, что если даже один депутат накладывал "вето" на какое-то решение, то оно не принималось. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период с 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван.
Чтобы избежать срыва сейма депутаты объявляли Сейм конфедерацией и тогда, решение принималось простым большинством голосов.
Решения Сеймов Речи Посполитой можно разделить на три группы: 1) те решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги и т.д.). 2) решения, которые касались Польши. 3) решения, которые касались ВКЛ.
Решения Вального Сейма  фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли решения Вального Сейма. Более того, местные соймики самостоятельно решали финансовые и военные вопросы, утверждали налоги, выбирали кандидатов на административные и судебные должности.
Коронные и надворные сановники, вошедшие в Сенат, назывались министрами. Это были: великий коронный маршалок и надворный маршалок, канцлер и подканцлер, коронный и надворный подскарбии. После Люблинской унии в Сенат вошли аналогичные министры ВКЛ. [7. c. 216]
Великий коронный маршалок управлял двором короля, был церемониймейстером, определял цены на продовольствие в месте пребывания двора и исполнял уголовное судопроизводство в королевской резиденции. Его заместителем являлся надворный маршалок. С середины XVI века во время заседаний Сейма зачитывались маршалковые артикулы, т. е. полицейско-уголовные распоряжения, объявляемые маршалком. Они обеспечивали безопасность в месте работы Сейма. Для поддержания порядка маршалок располагал маршалков-ской стражей. [7. c. 217]
Канцлер и  подканцлер продолжали обладать широкой компетенцией в области иностранных и внутренних дел. В XVI веке только один из канцлеров имел духовное звание, второй должен был быть лицом светским. Канцелярия монарха вела канцелярские и подканцелярские книги, называемые Коронной метрикой для Короны и  метрикой ВКЛ — для ВКЛ. Канцлер председательствовал в асессорном суде.
Коронный  подскарбий и надворный подскарбий заведовали королевской казной. Надворный подскарбии являлся заместителем коронного, а кроме того, ведал расходами на нужды короля и двора, Вследствие введения постоянных наемных войск, требовавших  квалифицированного  управления,  в  конце XV века  появился  командующий  этими  войсками, именовавшийся гетманом. В   1503 году впервые была учреждена в качестве командующего наемными войсками должность коронного гетмана. С третьего десятилетия XVI века должность Великого коронного гетмана, как верховного главнокомандующего  стала    постоянной. В качестве его заместителя назначался гетман, именовавшийся польным. Аналогичные гетманские должности были учреждены в ВКЛ. Когда гетманы отсутствовали или же не могли исполнять свои функции, король назначал заместителей, которых с XVII века называли регементариями.
Пост гетмана  был фактически пожизненным (формально с 1581 г.). Гетман занимал в Речи Посполитой важное, независимое положение. Гетманы издавали военно-судебные уставы, так называемые гетманские артикулы. Во время войны гетман мог приговаривать к смерти, а также представлять солдат к пожалованию шляхетского звания или к награде. Хотя гетманы, как говорилось, официально не входили в состав Сената, на практике, по крайней мере, Великий гетман в нем заседал, так как пост гетмана совмещался с должностью воеводы или каштеляна.
Пост гетмана  в Короне всегда находился в руках магнатов, владевших имениями преимущественно на украинских землях и заинтересованных в упрочении там господства магнатов.
В XVI веке была учреждена новая должность — референдария. [7. c. 217] Их было два: духовный и светский. Назначались они для ведения дел в королевских судах. С 1569 года референдарии участвовали в заседаниях Сената с совещательным голосом. [7. c. 217]
Чиновничий  аппарат шляхетской Речи Посполитой был недостаточно развит, несмотря на наличие многочисленных местных урядников. Шляхта следила за тем, чтобы король не создал преданного ему гибкого чиновничьего аппарата. По отношению к крепостному населению функции государственной администрации выполняли помещики. Города имели собственные органы власти. Для удовлетворений же шляхетских амбиций назначались земские урядники не только в воеводствах и землях, но и в поветах, так что в XVIII веке каждый повет имел своих собственных урядников.
Постепенно  земским учреждениям стала уподобляться канцелярия старосты. В течение XVI века староста, на практике уже пожизненный, рассматривал свою должность, прежде всего как источник дохода. Функции же, связанные с должностью, возлагал на назначаемых им самим чиновников — подстаросту, бургграфа, гродского судью и др. Впоследствии должность старосты была отнесена к числу земских должностей. Иерархия этих должностей была установлена в 1611 году: подкомория, старосты, хорунжего, земского судьи, стольника, чашника, подсудка, подстольного, подчашника, ловчего, войского, писаря, мечника [7. c. 218]. С тех пор повышение с одной должности на другую совершалось в соответствии с этой иерархией. Относительно некоторых урядов действовало запрещение совмещения должностей (incompatibilitas). [7. c. 218] Так, нельзя было исполнять должность канцлера, будучи старостой, каштеляном или воеводой. В 1538 году было постановлено, что нельзя быть одновременно в одном и том же округе воеводой или каштеляном и вместе с тем старостой. Этим путем средняя шляхта стремилась ослабить значение магнатов, объединивших в одних руках несколько должностей вместе с их окладами. Она стремилась увеличить, таким образом, свои шансы на замещение таких должностей. На практике эти предписания часто не соблюдались, что становилось причиной споров между шляхтой, с одной стороны, и королем и сановниками, совмещающими в своих руках должности, - с другой.
Известная уже  в XVI веке практика продажи должностей приобретала широкие размеры в следующем столетии. Она охватила должности, начиная от высших сановников и кончая земскими и даже самыми низшими; такими, как судебный исполнитель трибунала. [7. c. 218] За должности принимались и офицерские звания, которые также стали предметом купли-продажи. Должности продавал король, черпая отсюда дополнительные доходы. Делали это и высшие сановники двора. Таким же образом сам чиновник зачастую продавал свою должность. Приобретались офицерские чины для малолетнего сына и даже для младенца. С другой стороны, продажа выслуженной должности нередко давала продающему материальное обеспечение, поэтому она была своего рода пенсией. [7. c. 218]
Можно особо отметить, что в политическом управлении Речи Посполитой господствовали процессы децентрализации и часто анархии.
Децентрализации способствовало и то, что в Речи Посполитой отсутствовал единый исполнительно-распорядительный орган. Каждая часть конфедерации, в  том числе ВКЛ, имела свой особый административный и судебный аппарат, свою правовую систему. Полномочия короля, которые все больше ограничивались, также не способствовали усилению централизации.
Исполнительную  власть в Речи Посполитой возглавлял король, который с конца XVI в. избирался. Правовое положение короля регулировалось законодательными актами: "Пактом конвента", "Генриковскими артикулами", а на территории ВКЛ еще и Статутом 1588 г. В этих документах подтверждались все права и привилегии шляхты, гарантировалось свободное избрание короля, сейм должен был созываться раз в два года сроком на шесть недель. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение.
В случае нарушения монархом  какой-либо статьи договора шляхта имела  право выступить с оружием  против короля, объявив о создании конфедерации.
Конфедерация это своеобразный съезд единомышленников шляхты. Они  создавались либо в поддержку  проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если присоединялось большинство воеводств, то она получала название Генеральная конфедерация.
Ни король, ни сейм не имели права назначать наследника престола. В связи с этим после  смерти короля наступало безвластье, которое длилось от нескольких месяцев до нескольких лет.
Таким образом, Речь Посполитая больше похожа на республику, чем на монархию т.к. король избирался, вся власть принадлежала Вальному сейму и поветовым соймикам. По закону король имел право созывать Вальный сейм и определять время его созыва; от его имени творилось правосудие; он назначал на государственные должности; вел международные переговоры и т.д. За свою деятельность король нес ответственность перед Вальным сеймом. Фактически вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма. Это не была демократическая республика т.к. главную роль в стране играли магнаты и шляхта. Народные массы никаких политических прав не имели.
 

Глава 2. Источники права  в общем и источники права  оказавшие непосредственное влияние  на основные положения уголовного права Беларуси в XVI-XVII веках
 
Феодальное право ВКЛ как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны два основных этапа развития.
Первый, "привилейный" этап (XIII-XV вв.), на протяжении которого по мере образования ВКЛ как суверенного государства складывается общеземское (общегосударственное) право, его отдельные отрасли и институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения великого княжества, в том числе и самих великих князей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.
Для "привилейного" этапа развития феодального права  характерно, что правовой обычай как  основной источник права в IX-первой половине XII вв. вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановления сейма). Вместе с тем многие нормы обычного права приобрели форму закона в виде различных правовых документов.
В привилеях законодательно закрепляются права и льготы феодалов, оформляется правовое положение шляхетского сословия, даются автономные права отдельным землям.
Первые три привилея были изданы Ягайло. О первых двух (20 и 22 февраля 1387 г.) говорилось выше. Третий привилей издан 28 марта 1387 г. Этим документом закреплялось право Скиргайлы на управление ВКЛ после вступления Ягайлы на польский престол.
По привилеям 1432 и 1434 гг. православные феодалы наделялись такими же правами, как и феодалы католики. В этих правовых документах гарантировалась неприкосновенность шляхты. Великий князь не мог наказывать шляхту по своему желанию. Наказание шляхте мог определить только публичный суд в соответствии с законом. [24. c. 145]
Важным этапом в развитии законодательства является привилей Казимира 1447 г. В нем более  полно закрепляются права шляхты, содержатся нормы  государственного, гражданского, уголовного права. [2. c. 43-46]
В этом документе личная неприкосновенность гарантируется  не только феодалам, но и горожанам.
Феодалы получили право свободно выезжать за границу, кроме тех стран, с которыми ведется война. Усиливается власть феодалов над зависимым населением. Они получили право на сбор налогов с населения, судить зависимых крестьян. Крепостным крестьянам было запрещено уходить от своих феодалов. В целом привилей заложил основы юридического оформления феодальной зависимости крестьян.
В последних двух статьях привилея закреплялась территориальная целостность  государства, его суверенитет и независимость.
Привилей запрещал правительству  раздавать государственную собственность (прежде всего землю) и назначать на должности иностранцев. Эти статьи были направлены против проникновения польских феодалов в ВКЛ.
Вступление на великокняжеский  престол Александра в 1492 г. было ознаменовано принятием нового привилея. В нем подтверждались все права и привилегии, которые были обещаны в прежних привилеях. Были закреплены основные принципы внешней политики. В соответствии с которыми правительство было обязано поддерживать добрососедские отношения со всеми государствами и выполнять все ранее заключенные соглашения.
Новыми были также нормы, которые  предусматривали юридическое оформление возросшей роли крупных феодалов и их органа – Рады. Привилей устанавливал, что великий князь не имел право  отменять или изменять законы, судебные решения, принятые вместе с Радой. В случае же, если при обсуждении в Раде каких-либо вопросов взгляды князя и панов-радных не совпадают, то князь был обязан выполнять то что ему говорят паны-радные.
Привилей запрещал должностным  лицам собирать с населения платежей больше чем установлено. Эту правовую норму можно оценить как первый правовой акт, который положил начало борьбе со злоупотреблением местных властей.
В привилеи определялись общие принципы назначения и снятия с государственных  должностей: никто не мог быть снят с должности без вины, установленной в процессе публичного разбирательства. Должностные лица на местах должны были исполнять свои обязанности в соответствии с местными обычаями.
В привилеи объявлялась  необходимость вынесения справедливых судебных решений, запрещались взятки и судейская необъективность. [2. c. 46-53]
Таким образом, привилей 1492г. был своеобразной феодальной конституцией, которая закрепила  основы общественного и государственного строя ВКЛ, господствующее положение  класса феодалов и его верхов.
В 1506 г. принимается новый привилей. В нем отмечалось, что избрание великого князя происходит с согласия и по желанию духовных и 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.