Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические особенности системы «человек компьютер»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное  автономное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени  М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
 
Колесников Александр  Викторович
Институт ИСМАРТ курс 2 группа 2293
 
 
 
Контрольная работа
 
По дисциплине:  Инженерная психология
На тему: Психологические  особенности системы «человек-компьютер»
 
 
 
Отметка о зачете       _________________________      __________
 
 
Руководитель      доцент Мазуренко Елена Александровна
                                 _________
 
 
 
 
Северодвинск 2013
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное  автономное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени  М.В. Ломоносова»
филиал в г. Северодвинске Архангельской области
 
Колесников Александр  Викторович
Институт ИСМАРТ курс 2 группа 2293
 
 
 
реферат
 
По дисциплине:  Инженерная психология
На тему: Психологические особенности системы «человек-компьютер»
 
 
 
Отметка о зачете       _________________________      __________
 
 
Руководитель      доцент Мазуренко Елена Александровна
                                 _________
 
 
 
 
Северодвинск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие системы «человек-компьютер»…………………………..………..5
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером………..…………10
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером…………………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Двадцатый век обнаружил  симптомы новой цивилизации. Человек  породил сверхсложные машины, вышел  в космическое пространство, покорил  термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо  менее успел в ликвидации последствий  своих успехов.
Формирование единого  глобального экономического, социального и культурного пространства - это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.
Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования - компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США -- 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.[12]
В то же время от внедрения  интеллекта и модели окружающего  мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя -микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.
Эти технологические изменения  существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию  всех видов его деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья, товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы, фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями.
Таким образом, особенности  взаимодействия человека и компьютера становится одной из самых актуальных проблем современного общества, проблема взаимодействия человека с компьютером  появилась относительно недавно, и  всё ещё требует изучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие системы «человек-компьютер»
В начале 70-х гг. психологическая наука достаточно отчетливо дифференцировалась на различные ее области. При этом стало ясно, что нужна новая наука, новая область прикладных психологических исследований, которая бы учитывала психологические особенности человека при составлении, оценке, усовершенствовании, использовании и т.п. диалоговых программ. Однако к какой из существующих областей науки отнести психологическое изучение системы "человек - компьютер" - этот вопрос оставался открытым. Так, инженерная психология определяется как отрасль психологии, занимающаяся изучением деятельности человека - оператора. Нельзя отнести это направление и к психологии труда, так как функционирование системы "человек - компьютер" может принимать форму учебной, творческой и др. деятельностей [14].
Новая информационная эпоха  демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.
Во-первых, это высокий  уровень взаимодействия компьютеров  с человеком. Компьютер выступает  в роли персонального помощника  человека, отвечающего практически  всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т. п.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.
Следующее преимущество определяется способностью компьютеров взять  на себя функции всех существующих средств массовой информации сразу, включая книги и музыкальные  инструменты. Это означает, что человек  получает возможность выбирать те виды средств массовой информации, через  которые он хочет получать и передавать идеи. Такие конструкции и явления, как тексты, изображения, звуки и кино - почти недоступные в традиционных средствах массовой информации -- становятся легко управляемыми самим человеком.
В-третьих, поскольку информация может быть представлена во многих различных аспектах, человеку предоставляется  возможность многосторонне рассмотреть  идеи или проблемы и свести воедино  информацию различных источников.
В-четвертых, суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а  наглядные модели, которые описывают  и проверяют противоречащие друг другу теории. Обеспечение возможности  более ясного “видения” мира становится все более реальным сегодня и  является столь же революционным  продвижением вперед, как переход  человека от простой житейской мудрости к овладению языком, математикой, наукой.
Пятое преимущество состоит  в том, что компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет  ему соперничать с человеческим разумом.
Эти пять преимуществ представляют собой могущественную информационную среду, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия - человек. В рамках этой системы реализуется взаимодействие двух инстанций - человека и компьютера - противоположных по своей сущности, по способу и целям существования. Однако, как показывает опыт нескольких последних десятилетий, это взаимодействие стало органичным, взаимно обогащающим и развивающим [20].
Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях  все более активного общения  с техническими устройствами; если раньше они являлись как бы продолжением человеческих рук и способствовали усилению его физических потенций, то возникновение компьютера резко  изменило положение: он играет роль сотрудника, совместно выполняющего сложную интеллектуальную работу. Это ведет к формированию качественно другого отношения к компьютеру, нежели к технике. Создаются условия, в которых строятся связи человека и компьютера, напоминающие достаточно ярко эмоционально окрашенные отношения партнеров и соперников [12].
Стремление постоянно  использовать компьютер для решения  все более широкого круга задач  имеет серьезное значение, так  как позволяет человеку успешно  использовать огромные возможности  машины. Компьютер позволяет резко  увеличить эффективность и качество многих форм деятельности человека, облегчает  его работу, вводит в круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что, конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные возможности [3].
Человек потенциально готов  жить и работать в качественно  новой информационной среде, адекватно  воспринимать ее реалии и, более того, успешно развивать ее. Таким образом, это изменяет не только условия жизни  человека, но и его самого. Однако эти изменения носят противоречивый характер, что связано со многими  весьма разноплановыми факторами, например, с необходимостью выделения значительных ресурсов общества, с неизбежной и  нередко болезненной ломкой различных  структур (социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и  др.), с трудностями культурно-психологической  адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Короче говоря, этот процесс нельзя представлять как сугубо позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий [2].
Один из самых серьезных  моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, - возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей, особенно детей и подростков [3].
Кроме того, сейчас, в эпоху  резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема сохранения самобытности человеческой личности приобретает  особую важность как в сфере теоретического осмысливания места человека в современном  обществе, так и в связи с  назревшей необходимостью новых  подходов к воспитанию человека [21].
Существует опасение, что  компьютеризация деятельности специалиста, не обладающего фундаментальной  культурой решения познавательных задач, способна превратить человека в  придаток машины, лишить его способности  к творческой деятельности.
Рассуждая о перспективных  задачах развития информационных технологий, Ф. Блэкслер [10] ставит в чем-то риторический вопрос: какова роль психолога при внедрении новых информационных технологий (ИТ)? Если раньше акцент делался на адаптацию машин к пользователю, то в настоящее время выдвигаются новые задачи: более широкое раскрытие потенциала новых информационных технологий в выборе направлений развития организации; разработка критериев действия систем, где в центре - человек и его потребности: разработка технологий, позволяющих преодолевать "консерватизм" в организации труда [10].
При этом обозначились и  новые сложности при разработке и внедрении ИТ (на основе переоценки дел в области ИТ): поскольку власть и контроль внутри каждой организации распределены неравномерно, то у разных групп - разные возможности использовать новые ИТ в своих корыстных целях (например, многие пользователи хуже ориентируются в области компьютерных технологий, чем проектировщики, а цели у них разные, таким образом возможен обман - типа "недоделанная система"…); необходимо смещение акцентов от чисто психологических и антропологических подходов к социокультурным, т.е. расширение контекста внедрения и использования новых технологий [20].
По мнению ряда авторов, перспективным  представляется деятельностный подход к разработке систем "человек - компьютер". В частности, "и человек, и компьютер могут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следовательно, при проектировании систем "человек - компьютер" необходимо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами" [11].
Принципиальное отличие  системы "человек - машина" (СЧМ) и  системы "человек - компьютер" (ЧКС) в том, что возможности компьютера позволяют решать такие "когнитивные  задачи", как интерпретация, анализ, решение подпроблем и др. Главное при этом - оптимальное распределение функций между человеком-оператором и компьютером (с учетом их возможностей). Цель разработки - "получение целостной оптимально действующей системы, даже если это предполагает не самое удачное выполнение компьютером отдельных подзадач" [11].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером
Человеко-компьютерное взаимодействие получило развитие в контексте разнонаправленных  научных векторов (компьютерная графика, инженерная психология, эргономика, теория организации, когнитивная наука, информатика  и многие др.)
Началом эргономической фазы человеко-компьютерного взаимодействия можно считать диссертацию Сазерленда (Sutherland, 1963), которая определила развитие компьютерной графики как науки.
Также проблематика производимых человеком операций за компьютером  была естественным продолжением классических целей инженерной психологии, за исключением  того что новые проблемы имели  существенный когнитивный, коммуникационный и интерактивный характер ранее  не рассматриваемый в инженерной психологии и способствовали продвижению  таким образом инженерной психологии в этом направлении [24].
Эргономические исследования также подчёркивали связь условий  работы с явлениями, вызывающими  напряжение (стресс), такими как рутинная работа, сидячее положение, зрительное восприятие визуальных образов на дисплеях и многими другими, до этого не рассматриваемые как взаимосвязанные [23].
Наконец, вопрос: «как использование  компьютерной техники вписывается  в проектирование технологии производства?»  вывел взаимодействие с компьютерами на уровень эффективной организации  труда и включил даже в проблематику социального управления [16].
В СССР институционализация  этого научного направления началась с 1958 года с обзоров американских работ в журнале «Вопросы психологии».
Понятие "деятельность" является одним из фундаментальных  понятий в психологии. Компьютеризация  приводит к преобразованию традиционных и возникновению новых видов  человеческой деятельности и привносит  в психологию деятельности ряд новых задач. Деятельность, опосредствованная ЭВМ, выступает как специальный вид деятельности [26].
Применительно к человеку как к элементу системы "человек - ЭВМ" используют два определения: оператор и пользователь. Начиная  с 30 по 80-е гг. в центре внимания психологов, ориентированных на проблему "человек  и техника", был только оператор. За последние двадцать лет всё  большую значимость приобретают  исследования деятельности пользователей  ЭВМ. Однако попытки однозначно развести понятия "пользователь" и "оператор" вряд ли можно признать успешными. Четкого  разделения этих понятий не существует [17].
Понятие "пользователь" сравнительно молодое, пришло из английского  одновременно с появлением персональных ЭВМ. В переводе "user" - человек или юридическое лицо, применяющее вычислительную систему или программное средство [19]. То есть, пользователь - это любой человек, который использует ЭВМ для достижения своих целей [2]. Понятие "модель пользователя" (user model) было введено впервые в 1974 г. Институтом информатики при конгрессе США. На сегодняшний день данное понятие видоизменилось: под моделью пользователя понимается "системное представление о пользователе", т.е. "совокупность основных характеристик потенциальных пользователей вычислительной системы, которые важно учитывать при подборе индивидуальной диалоговой структуры" [23].
Оператор же - человек, осуществляющий трудовую деятельность, в основе которой  лежит взаимодействие с предметом  труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. В АСУ  любой служащий фактически является оператором, от производительности труда  которого зависит производительность всей АСУ [12]. Поэтому пользователя отличают от оператора, управляющего работой как самой ЭВМ, так и сложной автоматизированной системы [8].
Том Лав, психолог фирмы General Elektric, занимавшийся методами усовершенствования производства программ, назвал этот союз психологии и вычислительных систем психологией программирования. Это наука о действиях человека, работающего с вычислительными и информационными системами, предметом исследования которой являются всевозможные способы использования человеком ЭВМ, но основной упор в ней делается на разработку программного обеспечения, проектирования интерфейса. В рамках этой науки Б. Шнейдерманом было высказано мнение о необходимости исследования психологических особенностей пользователей ЭВМ. Однако ограниченность "психологии программирования" состоит в том, что она сводится к изучению отдельных действий человека вне охвата целостной деятельности [14].
Более широкий взгляд на проблему взаимодействия человека и  ЭВМ предложила отечественная психологическая  наука. Возникло новое мощное направление - психология компьютеризации, методологической основой которого явилась выдвинутая O. K. Тихомировым концепция преобразования мыслительной деятельности человека, опосредствованной компьютерами и  другими средствами информатики. Им было отмечено, что "психологическое  исследование деятельности человека в  режиме диалога с ЭВМ должно, прежде всего, опираться на общепсихологическую  теорию деятельности и основывающиеся на этой теории психологические исследования творческого мышления" [24]. То есть, более всего выражены связи проблемы изучения систем "человек - компьютер" в общей психологии.
В начале эры компьютеров  с вычислительными системами  работали только специалисты. На сегодняшний  день круг пользователей значительно  расширился. Пользователь непосредственно  общается с ЭВМ через дисплей, при этом взаимодействие пользователя с компьютером опосредствовано  специальными программами операционной системы или прикладных автоматизированных систем, которые представляют пользователям  достаточно удобные средства для  общения с ЭВМ в виде простых  специальных языков. Пользователь может  непосредственно вводить данные в ЭВМ, менять их значение, поручать машине проведение тех или иных расчетов. При этом он действительно ведет диалог с ЭВМ, общается с ней, т.к. не только он запрашивает у машины те или иные сведения, но и она ставит перед ним встречные вопросы. Кроме того, современные операционные системы могут обслуживать одновременно несколько пользователей, работающих с различных терминалов [19].
Однако, "какой загадочной или сложной ни кажется некоторым  ЭВМ, очень многие научились ею пользоваться" [19]. "Особенность ЭВМ как раз и заключается в том, что они опосредствуют деятельность, уже опосредствованную "психическими орудиями" и тем самым частично разгружают человека от последних"[19]. При этом каждая категория пользователей располагает, как правило, своим языком обращения к ЭВМ и работы на ней. Таким образом, пользователь - это любой человек, который использует ЭВМ для решения своих задач и достижения своих целей [12].
Общим для всех пользователей  ЭВМ является то, что их деятельность осуществляется в диалоге с компьютером. Различают 4 основных типа диалогов:
1. Система руководит; пользователь  вынужден выбирать;
2. Система руководит; пользователь  в ответах свободен;
3. Пользователь руководит;  пользователь вынужден выбирать;
4. Пользователь руководит;  пользователь свободен в ответах.
При этом диалоги, происходящие под руководством пользователя (3-4), используются для узкого круга задач, ориентированных на профессиональных пользователей. А для пользователей - непрофессионалов используются диалоги, руководимые ЭВМ [4].
В литературе различают 5 уровней  квалификации пользователей. Причем эти  уровни могут выступать и в  качестве индивидуального развития компьютерной грамотности.
I этап - "этап созерцания". Если человек в период первого  знакомства с ЭВМ испытывает  положительно окрашенные состояния  и чувства (восхищение, интерес,  радость, удивление и т.д.), то  этот первоначальный мотивационный импульс необходим для перехода на следующий этап. Если же подобного рода впечатления не происходят, дальнейшего вхождения человека в компьютерный мир не происходит (например, существует страх перед компьютером или психологический барьер).
II этап характеризуется  спонтанной активностью по включению  машины в свою интеллектуальную  деятельность, т.е. все, что интересно  человеку, он пытается сделать  с помощью ЭВМ. При этом должна  сохраняться "адекватность ЭВМ".
III этап - "постижение внутренней  красоты" ЭВМ. На этом этапе,  научившись программировать на 1-2 языках, умея решать с помощью  ЭВМ собственные задачи, понимая  в общих чертах принципы работы  компьютера, пользователь начинает  ценить те средства, которые дает  данный компьютер и данное  программное обеспечение. Пользователь  этого уровня является уже  профессионалом.
IV этап - уровень разработчиков  сложных программ, в том числе  системного уровня (характеризуется  ощущением полноты власти над  любым компьютером, что порождает  чувство профессионализма).
V этап характеризуется  способностью к постановке научно-исследовательской  задачи в терминах машинных  способов решений.
Кроме того, как отмечено И. М. Пучковой [17], уровни и классификация пользователей ЭВМ по содержанию профессиональных задач соотносится с соответствующей психологической структурой профессиональной деятельности, при этом дифференциальный подход к пользователям ЭВМ возможен через оценку индивидуального стиля решения компьютеризированных задач.
В отечественной и зарубежной литературе обычно различают 5 типов  пользователей (хотя у разных авторов  они называются по-разному и каждый автор вкладывает в данное понятие свой смысл) [17].
У отечественных авторов  встречается следующая градация: Системные программисты являются разработчиками операционных (программных) систем, трансляторов и других системных программ. Прикладные программисты составляют программы для решения специальных задач на языках высокого уровня и занимаются их отладкой и документацией. Программирующие пользователи, не являющиеся профессиональными программистами, составляют программы, необходимые им для решения своих профессиональных задач. Их часто еще называют конечными пользователями. Непрограммирующие пользователи используют уже готовые программные продукты, которые рассчитаны на отсутствие у них навыков программирования. К наивным (или случайным) относят тех пользователей, которые впервые сталкиваются с ЭВМ. Причем, если раньше готовые программы были рассчитаны на программирующих пользователей, то сейчас существуют программные комплексы, которые могут обслуживать и наивных пользователей.
Первые два типа, как  правило, рассматриваются как профессиональные пользователи (хотя их и различают  по целям работы с ЭВМ, а, следовательно, и по характеру и особенностям деятельности). Для системных программистов  компьютер - предмет деятельности, либо средство и условие деятельности, для прикладных программистов - инструмент для решения профессиональных задач. При всем при этом конечного пользователя (специалиста в своей области, решающего профессиональные задачи), отличают от оператора, управляющего работой как самой ЭВМ, так и сложной автоматизированной системы, и программиста, обеспечивающего возможность решения тех или иных задач машиной [22].
 
 
 
 
 
 
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером
Можно выделить следующие  основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:
1. Гигиенические, медицинские  проблемы, связанные с вредным  воздействием компьютера на организм  и нервную систему человека. С  одной стороны, постоянно раздаются  грозные предупреждения о недопустимости  длительной работы с компьютером  и т.п. С другой стороны, разработчики  компьютерных систем постоянно  совершенствуют средства защиты  организма пользователей.
2. Высокая цена сбоев  и ошибок при эксплуатации  ЭВМ. Эта проблема усугубляется  распространением "хакерских"  шуток, когда ради баловства  и самоутверждения разрабатываются  все новые и новые "компьютерные  вирусы", способные выводить из  строя компьютерные системы целых  организаций (включая оборонные  системы). Эта проблема уже выводит  нас в область этики.
3. Быстрая смена поколений  ЭВМ, вызывающая необходимость  постоянного поиска более совершенных  компьютеров и программ. "Уважающие  себя пользователи" просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от "прогресса". Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний - производителей компьютеров является постоянное "придерживание" своих новинок для того, чтобы "держать цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях "рыночной экономики".
4. Сложности ремонта и  обслуживания компьютерной техники.  В условиях РФ это выражается  в том, что большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не  способны обеспечить качественный  и недорогой ремонт продаваемой  техники. "Лучше купите новый  компьютер, чем ремонтировать  имеющийся…", - эту фразу все  еще можно услышать в салонах и мастерских. Дело доходит до того, что иногда отремонтировать компьютер могут даже школьники-старшеклассники, тогда как в "престижных салонах" уровень квалификации пока еще достаточно низок. Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами. Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть и исключения…
5. Тотальное проникновение  ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь" рано или поздно подключается  к глобальным компьютерным сетям.  И тогда все, что делается  на компьютере, может стать известно  заинтересованным людям. Заметим,  что само понятие "сеть" нередко  ассоциируется с понятием "паутина". Что позволяет более спокойно  и даже оптимистично смотреть  на данную проблему, так это  то, что большинство "пользователей"  просто никому не нужны (на  каждого "пользователя" не напасешься  сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает  занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать  довольно "солидное" досье. Такие  досье не снились даже писателям-фантастам,  предупреждавшим еще совсем недавно  об опасностях компьютеризации.  Таким образом, проблема все-таки  остается…[6].
6. Компьютеризация человеческого  мышления, ограниченность компьютера  ведет и к ограниченности человека-пользователя (формирование "технократического  мышления" и "искусственной  интеллигенции" - по В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунову).
Рассматривая последнюю  проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: "Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности" [5].
Рассматривая проблемы взаимодействия человека с компьютером, различные  авторы в конце 70-х - начале 80-х гг. нередко выстраивали достаточно пессимистические прогнозы. Но нередко  последующий опыт эксплуатации компьютерных систем во многом эти прогнозы опровергал. В частности, Ф. Блэкслер обозначает следующие типичные опасения относительно эксплуатации компьютеров [10]: рост безработицы (машины вытесняют человека); страх перед усилением централизации во многих организациях; снижение требований к квалифицированной работе; рост сопротивления новым технология. В конце 70-х - начале 80-х гг. эти прогнозы считались правдоподобными. Но "к счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались (хотя некоторые тенденции по росту безработицы, снижению требований к квалификации и др. имели место)", - пишет Ф. Блэкслер [10].
Взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое  общение человека с техникой, а  активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер -- это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат.
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает  не только как мощное технологическое  средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать  самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.
Рассмотрение философских  и социальных аспектов, связанных  с компьютером, может оказать  влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному  человеку сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для  реализации своей индивидуальности.
 
 
Заключение
В наше время компьютер  участвует почти во всех сферах человеческой деятельности. Будучи значально изобретённым только для математических вычеслений, теперь он выполняет множество задач, не связанных с вычислениями. Компьютером пользуются представители многих специальностей, без него нельзя представить множества учереждений.
Его могут освоить люди любого возраста, причём, в связи  с всеобщей компьютеризацией, это  необходимо для успешной учёбы и  работы.
Даже не смотря на трудности с которыми сталкиваются пользователи при работе на компьютере, его продолжают использовать, его приобретают в дома, его покупают детям, потому что без компьютера в современном мире не обойтись.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.