Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Упрощённая система налогообложения и её эффективность (на примере ООО "АКТИВ")

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 (фамилия, имя, отчество)
     1. Тема работы: Упрощённая система налогообложения и её эффективность (на примере ООО "АКТИВ")
     2. Срок сдачи студентом законченной работы – 25.01.2011     
     3. Календарный план
Наименование разделов ВКР
1
ВВЕДЕНИЕ
20.01.2011
 
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УСН
      Правовая база и экономическая сущность УСН
      Порядок, условия начала и прекращения применения УСН. Характеристика элементов УСН
      Учет и отчетность при применении УСН
10.12.2010
 
3
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ УСН И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ООО "АКТИВ"
           2.1. Общая характеристика организации
           2.2. Особенности налогообложения организации
           2.3. Анализ налоговой нагрузки организации и эффективности применения УСН
25.12.2010
 
4
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УСН КАК СПОСОБ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
05.01.2011
 
5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.01.2011
 
6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
12.01.2011
 
7
ПРИЛОЖЕНИЯ
13.01.2011
 

 
 
 
Студент                                 _____________
(подпись)
 
Руководитель        _____________
(подпись)
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Неотъемлемой частью любого государства в любые времена  была налоговая система, основная цель существования которой заключается  в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной  налоговой системы  Российской Федерации (РФ) было положено в 1990 г, в декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. На современном этапе одним из  наиболее эффективных направлений экономического роста России является поддержка развития малого предпринимательства. Именно малый бизнес служит основой подъема реального сектора экономики страны (в экономической структуре развитых стран малый бизнес занимает весьма заметное место, обеспечивая до 40% ВВП).
Особую роль малое  предпринимательство играет в решении  социальных проблем. Он не только удовлетворяет  нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей  в периоды сокращения производства на крупных и средних предприятиях, что имело место в нашей стране в период экономического кризиса 2008 года, а также в первой половине 1990-х годов.
Одним из направлений  по формированию благоприятной среды  для развития малого предпринимательства является поддержка государства в сфере налогообложения. Изначально в России государственная поддержка малых форм производства сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.
Современная налоговая  система РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для вышеназванных организаций, а так же и для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса и стремлением обеспечить его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием, а так же требует наличие специального профессионального штата, имеющего образование и знания в области теории и практики налогового и бухгалтерского учета.
В настоящее время  разделом 8.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) [2] установлены четыре специальных налоговых режима, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Одним из наиболее распространенных специальных налоговых режимов  на территории РФ является упрощенная система налогообложения.
Впервые УСН была введена в России  федеральным законом №222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись  некоторые положения. Результатом такой работы явилось  введение в действие с 1 января 2003 г новой УСН, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии УСН и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей УСН установлены главой 26.2 НК РФ [2],  которая была  введена в действие  федеральным  законом  №104-ФЗ от 24 июля 2002.
Сущность УСН заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на УСН, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ. Согласно статье 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не уплачивают налог на доходы физических лиц (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на имущество с физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).
Цель УСН заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Актуальность выбранной  темы определяется тем, что достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.
Объектом исследования работы является Общество с ограниченной ответственностью "Актив" (ООО "Актив")
Предметом исследования является УСН и эффективность ее применения.
Целью настоящей работы является изучение сущности и практики применения УСН на примере ООО "Актив". В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность и правовую основу УСН;
- изучить основные  элементы и порядок перехода  на УСН;
- раскрыть особенности  учета и отчетности при применении УСН;
- рассмотреть порядок  расчета и учета единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН;
- провести анализ налоговой нагрузки организации, а также выявить проблемы УСН и пути их решения.
Теоретической основой  исследования послужили труды отечественных ученых в области налогов и налогообложения, налогового администрирования и налогового контроля, опубликованные как в учебной литературе, так и в периодических изданиях.
Информационную базу составили законодательные, нормативно-правовые документы органов власти РФ, материалы Федеральной налоговой службы РФ (ФНС России), а также аналитические материалы ООО "Актив".
Методологической базой  выступает диалектический метод  познания, предполагающий изучение экономических  отношений и явлений в развитии и взаимосвязи, методы системного и сравнительного анализа, экономико-математического исследования данных, приемы синтеза, графического моделирования, методология теории статистики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура работы отражает наиболее важные теоретические и практические аспекты темы и предопределена целью и задачами исследования. В первой главе будут рассмотрены теоретические основы применения УСН.
Во второй главе будет проведен анализ эффективности применения данного налогового режима на предприятии ООО "Актив" в период с 2009 по 2010 год.
Третья глава посвящена  выявлению проблем, с которыми сталкиваются представители малого предпринимательства при применении УСН, и предложению путей их решения.
Данная работа написана с применением пакета прикладных программ "Microsoft Office XP", в частности – приложения MS Word и MS Excel.
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УСН
 
1.1. Правовая база и  экономическая сущность УСН
 
В России еще со времен перехода к рыночной экономике государство  провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого бизнеса. В частности, этот курс нашел свое воплощение в создании благоприятных налоговых условий, адресованных, в первую очередь, представителям малого бизнеса. И самым главным результатом всего этого стало появление в НК РФ специальных налоговых режимов.
Установление и введение в действие специальных налоговых  режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется НК РФ и другими актами законодательства РФ о налогах и сборах.
Специальным налоговым  режимом в соответствии со статьей 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в других федеральных законах. Одним из таких режимов является УСН.
Специальный налоговый  режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом от 29.12.1995г. №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". На УСН учета и отчетности добровольно (т.е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек не зависимо от вида осуществляемой ими деятельности.
На основании Федерального закона субъектами РФ разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональными и местными бюджетами. В целом семилетний (1996 - 2003гг.) опыт УСН выявил ее "привлекательность" для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства продолжала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики [33, 283].
С 1 января 2003г. вступила в силу глава 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", введение в действие которой определено Федеральным законом РФ от 24.07.2002г. №104-ФЗ. Правилами применения УСН с 1 января 2003 г. не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения регулируется на федеральном уровне.
В 2005г. было продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. №101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а так же о признании утратившем силу отдельных положений законодательных актов РФ". Закон начал действовать с 2006 года и его нормы учтены при изложении данной работы.
УСН – один из четырех видов специальных налоговых режимов, использующихся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, позволяющий добровольно перейти на уплату единого налога (глава 26.2 НК РФ).
Таким образом, у налогоплательщика есть право  перейти на УСН или, если УСН налогоплательщику не подходит, то он можете перейти с нее на иной налоговый режим.
Однако при  этом нужно учитывать, что переход к УСН, равно как и переход с нее на иные системы налогообложения, осуществляется по особым правилам.
Во-первых, установлен целый ряд ограничений на применение УСН. А во-вторых, порядок перехода подчинен строгим правилам. Например, нельзя перейти с УСН на другой режим налогообложения до окончания налогового периода за некоторыми исключениями (п. 3 статьи 346.13 НК РФ).
УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Об этом говорится в п. 1 статье 346.11 НК РФ.
Согласно п. 2 статьи 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, полученных в виде дивидендов, а также процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.
Согласно п. 3 статьи 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с таких видов доходов как: выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 статьи 217 НК РФ; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ; сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 статьи 212 НК РФ; доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 2007 г.; доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 2007 г.), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).
Индивидуальные  предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.
Экономические субъекты, применяющие УСН, уплачивают иные налоги, действующие в РФ, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.
Для организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок статистической отчетности. Они также не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном НК РФ.
Организация имеет право  перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей. Этот лимит будет применяться до 1 октября 2012 г. (п. 1 статьи 2, п. 3 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2009 №204-ФЗ). Также с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. (п. 3 статьи 2, п. 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2009 №204-ФЗ) будет использоваться лимит в размере 60 млн. руб. регулирующий размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН (п. 4.1 статьи 346.13 НК РФ). Вместе с тем с 22 июля 2009 г. до 1 января 2013 г. приостановлено действие абз. 2 п. 2 статьи 346.12 НК РФ, согласно которому предельные размеры доходов умножаются на коэффициенты-дефляторы (п. 2 статьи 2 и п. 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2009 №204-ФЗ).
До 2010 г. лимит доходов за девять месяцев предшествующего года, ограничивающий право перехода на УСН, составлял 15 млн. руб., а размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН, - 20 млн. руб., но указанные величины индексировались на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на текущий год, а также на те, которые использовались ранее (п. 2 статьи 346.12, п. 4 статьи 346.13 НК РФ).
Согласно п. 3. статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН ряд организаций. Такими организациями являются:
1) организации,  имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные  пенсионные фонды;
5) инвестиционные  фонды;
6) профессиональные  участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных  полезных ископаемых;
9) организации  и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы,  занимающиеся частной практикой,  адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты, а также иные формы  адвокатских образований;
11) организации,  являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции;
12) организации  и индивидуальные предприниматели,  перешедшие на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)  в соответствии с главой 26.1 НК  РФ;
14) организации,  в которых доля участия других  организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
- на организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
- на некоммерческие  организации, в том числе организации  потребительской кооперации, осуществляющие  свою деятельность в соответствии  с Законом Российской Федерации  от 19 июня 1992 года №3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- на учрежденные  в соответствии с Федеральным  законом "О науке и государственной  научно-технической политике" бюджетными  научными учреждениями и созданными  государственными академиями наук  научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
- на учрежденные  в соответствии с Федеральным  законом от 22 августа 1996 года №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям;
15) организации  и индивидуальные предприниматели,  средняя численность работников  которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
16) организации,  у которых остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов, определяемая в соответствии  с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;
17) казенные и бюджетные учреждения;
18) иностранные  организации.
Как уже было сказано, УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.
 
1.2. Порядок, условия начала и прекращения применения УСН. Характеристика элементов УСН
 
Статья 346.13 НК РФ устанавливает правила и порядок перехода на УСН и возврата на общий режим налогообложения, а также условия, при нарушении которых к налогоплательщику будет применен принудительный возврат на общий режим.
Организации и  индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Выбор объекта  налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором  впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданная  организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Организации и  индивидуальные предприниматели, которые  в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, за исключением следующих случаев:
- если по итогам  налогового или отчетного периода  доход налогоплательщика превысит 60 млн. рублей;
- если остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов превысит 100 млн. рублей;
- если средняя численность  работников превысит 100 человек;
- если предприятие  или ИП начинают осуществлять  виды деятельности, по которым  не вправе применять УСН;
- если налогоплательщики  являются участниками договора  простого товарищества (договора  о совместной деятельности) или  договора доверительного управления  имуществом, применяют в качестве  объекта налогообложения доходы.
Если по итогам отчетного (налогового) периода допущено несоответствие вышеназванным требованиям, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены несоответствия указанным требованиям.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения. Данное условие действует до 31 декабря 2012 года включительно (Федеральный закон от 19.07.2009 №204-ФЗ). Если такой переход происходит не с начала налогового периода, то налогоплательщик будет обязан не только вести систему бухгалтерского учета и статистической отчетности, но и восстановить ее за истекшие отчетные периоды с начала года, поскольку для большинства налогов налоговым периодом является календарный год.
При переходе на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган об указанном переходе в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик, применяющий УСН, имеет право перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.
При применении УСН объектом налогообложения в соответствии с п.1 ст. 346.14 НК РФ признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения  осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, когда налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. В данном случае указанные налогоплательщики применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Он также может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Налогоплательщики при  определении объекта налогообложения  учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии  со статьей 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При определении объекта  налогообложения не учитываются:
1) доходы, указанные в  статье 251 НК РФ;
2) доходы организации,  облагаемые налогом на прибыль  организаций по налоговым ставкам,  предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а именно: доходы, полученные в виде дивидендов и доходы от операций с отдельными видами долговых обязательств;
3) доходы индивидуального  предпринимателя, облагаемые налогом  на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ, а именно: такие виды доходов как: выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 статьи 217 НК РФ; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ; сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения размеров, указанных в п. 2 статьи 212 НК РФ; доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 2007 г.; доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 2007 г..
При определении объекта  налогообложения налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право  уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных  средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4, приведенных ниже);
2) расходы на приобретение  нематериальных активов, а также  создание нематериальных активов  самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4, приведенных ниже);
2.1) расходы на приобретение  исключительных прав на изобретения,  полезные модели, промышленные образцы,  программы для электронных вычислительных  машин, базы данных, топологии  интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
2.2) расходы на патентование  и (или) оплату правовых услуг  по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
2.3) расходы на научные  исследования и (или) опытно-конструкторские  разработки, признаваемые таковыми  в соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ;
3) расходы на ремонт  основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе  лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату  труда, выплату пособий по временной  нетрудоспособности в соответствии  с законодательством РФ;
7) расходы на все  виды обязательного страхования  работников, имущества и ответственности,  включая страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование,  взносы на обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;
8) суммы налога на  добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с положениями НК РФ;
9) проценты, уплачиваемые  за предоставление в пользование  денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ;
10) расходы на обеспечение  пожарной безопасности налогоплательщика  в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных  платежей, уплаченные при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;
12) расходы на содержание  служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
13) расходы на командировки, в частности на:
- проезд работника  к месту командировки и обратно  к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения.  По этой статье расходов подлежат  возмещению также расходы работника  на оплату дополнительных услуг,  оказываемых в гостиницах (за  исключением расходов на обслуживание  в барах и ресторанах, расходов  на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое  довольствие;
- оформление и выдачу  виз, паспортов, ваучеров, приглашений  и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные  сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному  и (или) частному нотариусу  за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на бухгалтерские,  аудиторские и юридические услуги;
16) расходы на публикацию  бухгалтерской отчетности, а также  на публикацию и иное раскрытие  другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские  товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие  подобные услуги, расходы на оплату  услуг связи;
19) расходы, связанные  с приобретением права на использование  программ для ЭВМ и баз данных  по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К  указанным расходам относятся  также расходы на обновление  программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку  и освоение новых производств,  цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и  сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН;
23) расходы по оплате  стоимости товаров, приобретенных  для дальнейшей реализации (уменьшенные  на величину расходов, в части НДС), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
24) расходы на выплату  комиссионных, агентских вознаграждений  и вознаграждений по договорам  поручения;
25) расходы на оказание  услуг по гарантийному ремонту  и обслуживанию;
26) расходы на подтверждение  соответствия продукции или иных  объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации, выполнения  работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством  РФ) обязательной оценки в целях  контроля за правильностью уплаты  налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
28) плата за предоставление  информации о зарегистрированных  правах;
29) расходы на оплату  услуг специализированных организаций  по изготовлению документов кадастрового  и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
30) расходы на оплату  услуг специализированных организаций  по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению  иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
31) судебные расходы  и арбитражные сборы;
32) периодические (текущие)  платежи за пользование правами  на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
33) расходы на подготовку  и переподготовку кадров, состоящих  в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ;
34) расходы в виде  отрицательной курсовой разницы,  возникающей от переоценки имущества  в виде валютных ценностей  и требований (обязательств), стоимость  которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ;
35) расходы на обслуживание  контрольно-кассовой техники;
36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Расходы, указанные в  пункте 1, принимаются при условии  их осуществления, экономической обоснованности и документального подтверждения.
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
1) в отношении расходов  на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения УСН, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных  (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период  применения УСН - с момента  принятия этих нематериальных  активов на бухгалтерский учет;
3) в отношении приобретенных  (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на УСН стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
- в отношении основных  средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
- в отношении основных  средств и нематериальных активов  со сроком полезного использования  от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;
- в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
При этом в течение  налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
В случае если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения  с момента постановки на учет в  налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов  принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
В случае если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения  с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и  нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 НК РФ.
Определение сроков полезного  использования основных средств  осуществляется на основании утверждаемой Правительством РФ в соответствии со статьей 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Основные средства, права  на которые подлежат государственной  регистрации в соответствии с  законодательством РФ, учитываются  в расходах с момента документально  подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное  положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.
Определение сроков полезного  использования нематериальных активов осуществляется, исходя из срока действия патента, свидетельства или из других ограничений. Если срок полезного использования определить невозможно, то он устанавливается в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности налогоплательщика.
В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В состав основных средств  и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений статьи 257 НК РФ.
Для расчета сумм единого  налога при УСН крайне важным является порядок признания доходов расходов. В соответствии с НК РФ датой получения  доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или кассу, получения иного имущества, работ, услуг, имущественных прав, а так же погашения задолженности или оплаты налогоплательщику иным способом, т.е. применяется кассовый метод.
При использовании покупателем  в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной  оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных  прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Расходами налогоплательщика  признаются затраты после их фактической  оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) или имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) или имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или передачей имущественных прав. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
1) материальные расходы  (в том числе расходы по приобретению  сырья и материалов), а также  расходы на оплату труда - в  момент погашения задолженности  путем списания денежных средств  с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;
2) расходы по оплате  стоимости товаров, приобретенных  для дальнейшей реализации, - по  мере реализации указанных товаров.  Налогоплательщик вправе для  целей налогообложения использовать  один из следующих методов  оценки покупных товаров:
- по стоимости первых  по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних  по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы  товара.
Расходы, непосредственно  связанные с реализацией указанных  товаров, в том числе расходы  по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;
3) расходы на уплату  налогов и сборов - в размере,  фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по  уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;
4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных  средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
5) при выдаче налогоплательщиком  продавцу в оплату приобретаемых  товаров (работ, услуг) или имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) или имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) или имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) или имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) или имущественные права. Указанные расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.
Налогоплательщики не учитывают  в целях налогообложения в  составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.
При переходе налогоплательщика  с объекта налогообложения в  виде доходов на объект налогообложения  в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к  налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
В целях признания  расходов организациям и ИП необходимо вести в установленном порядке  первичные документы, соблюдать  порядок ведения расчетно-кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. На них возлагается так же обязанность ведения налогового учета показателей своей деятельности, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы налога.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В случае если объектом налогообложения  являются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются  в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному соответственно на дату получения доходов или дату осуществления расходов.
Доходы, полученные в  натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
При определении налоговой  базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный  налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеет  право в следующие налоговые  периоды включить сумму разницы  между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной  в общем порядке, в расходы  при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.
Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, а также вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен  целиком или частично на любой  год из последующих девяти лет.
Если налогоплательщик получил убытки более чем в  одном налоговом периоде, перенос  таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая  база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на УСН, также и убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Организации, которые  до перехода на УСН при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на УСН выполняют следующие правила:
1) на дату перехода  на УСН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСН;
2) не включаются в  налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
3) расходы, осуществленные  организацией после перехода  на УСН, признаются расходами,  вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСН, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на УСН;
4) не вычитаются из  налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1) признаются в составе  доходов доходы в сумме выручки  от реализации товаров (выполнения  работ, оказания услуг, передачи  имущественных прав) в период применения УСН, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признаются в составе  расходов расходы на приобретение  в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.
Указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
При переходе организации  на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации.
При переходе налогоплательщика  с объекта налогообложения в  виде доходов на объект налогообложения  в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.
Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения для налогоплательщиков НДС.
Организации и  индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки при применении УСН зависят от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения
1. В случае если  объектом налогообложения являются  доходы, налоговая ставка устанавливается  в размере 6 процентов.
2. В случае если  объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Налог исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Порядок исчисления и  уплаты налога установлен НК РФ и зависит от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.
Налогоплательщики, выбравшие  в качестве объекта налогообложения  доходы, по итогам каждого отчетного  периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых  платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Налогоплательщики, выбравшие  в качестве объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы  авансовых платежей по налогу засчитываются  при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Уплата налога и авансовых  платежей по налогу производится по месту  нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, а именно: не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В свою очередь индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода производят уплату налога и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа  первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Суммы налога зачисляются  на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения  в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
С 1 января 2006 г. в НК РФ дополнительно введена статья 346.25.1, в которой определены особенности применения УСН на основе патента. НК РФ установлен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться УСН на основе патента. Такими видами деятельности являются, например:
1) ремонт и  пошив швейных, меховых и кожаных  изделий, головных уборов и  изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных  изделий;
2) ремонт, окраска  и пошив обуви;
3) изготовление  валяной обуви;
4) изготовление текстильной галантереи;
5) изготовление  и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей  улиц;
6) изготовление  траурных венков, искусственных  цветов, гирлянд;
7) изготовление  оград, памятников, венков из металла;
8) изготовление  и ремонт мебели;
9) производство  и реставрация ковров и ковровых  изделий;
10) ремонт и  техническое обслуживание бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, бытовых  машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий и т.д.
Полный перечень представлен в статье 346.25.1 НК РФ и содержит 69 наименований. При применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско – правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.
Решение о возможности  применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ.
Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными  предпринимателями УСН на основе патента, является выдаваемый индивидуальному предпринимателю налоговым органом патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности.
Форма патента  утверждается федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.
Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.
Заявление на получение  патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту  постановки индивидуального предпринимателя  на учет в налоговом органе не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента. Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан.
Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения УСН на основе патента на территории другого субъекта РФ.
В случае, если индивидуальный предприниматель состоит  на учете в налоговом органе в  одном субъекте РФ, а заявление  на получение патента подает в  налоговый орган другого субъекта РФ, этот индивидуальный предприниматель обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в этом налоговом органе.
Годовая стоимость  патента определяется как соответствующая  налоговой ставке, равной 6 процентам, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
В случае получения  индивидуальным предпринимателем патента  на более короткий срок стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который выдан патент.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается  на календарный год законами субъектов РФ по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента.
Индивидуальные  предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.
При нарушении  условий применения УСН на основе патента, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, индивидуальный предприниматель теряет право на применение УСН на основе патента в периоде, на который был выдан патент.
В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим  режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается.
Индивидуальный  предприниматель обязан сообщить в  налоговый орган об утрате права  на применение УСН на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.
Индивидуальный  предприниматель, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента.
Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных  дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При  этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Налоговая декларация налогоплательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется.
 
 
 
1.3. Учет и  отчетность при применении УСН
 
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации расположенные на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет. Однако, в соответствии с п. 3 статьи 4 указанного закона организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов [34, 61]. Данное обстоятельство позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям отказаться от трудоемкой работы по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, и тем самым сократить расходы на квалифицированный труд бухгалтера и организацию бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета указанных объектов необходимо для отслеживания их остаточной стоимости, которая для организаций, применяющих  УСН, не может превышать 100 млн. руб., так как превышение данного критерия является основанием для перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом согласно письму Минфина России от 29 января 2003 г №04-02-05/3/1, является необязательным ведение учета основных средств и нематериальных активов на синтетических счетах с применением Плана счетов и метода двойной записи. Достаточно оформления первичных  учетных документов и регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, по стоимости основных средств и нематериальных активов.
У организаций в большинстве  случаев возникает необходимость  в ведении бухгалтерского учета  по следующим причинам:
1) ведение бухгалтерского  учета на случай возврата на  общий режим налогообложения; 
2) в случае, выплаты дивидендов;
3) применение наряду  с УСН системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Учет основных средств и нематериальных активов при применении УСН регламентируется статьями 346.16 и 346.25 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.
Бухгалтерский учет основных средств  осуществляется в соответствии с  ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н.
Бухгалтерский учет нематериальных активов  осуществляется в соответствии с ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 №153н.
В целях признания расходов, в  отношении каждого основного  средства и нематериального актива необходимо совершить следующие  действия:
- оформить первичные учетные документы по правилам бухгалтерского учета;
- принять основное средство  и нематериальный актив к учету;
- определить его первоначальную  стоимость;
- начислить  амортизацию.
Налогоплательщики обязаны  вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Это требование содержится в статье 346.24 НК РФ. Форма и порядок заполнения, которой утверждаются Министерством финансов РФ.
Приказом Минфина России от 31.12.2008 №154н утверждена новая форма "Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения". Кроме книги учета вышеназванным приказом так же утвержден Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта  налогообложения доходы в Книге  учета доходов и расходов  организаций  и индивидуальных  предпринимателей заполняются все разделы.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, заполняются не все разделы в Книге учета доходов и расходов. В частности, не нужно заполнять:  - графу 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" разд. I  "Доходы и расходы"; разд. II "Расчет расходов на  приобретение (сооружение,  изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных  активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за  отчетный (налоговый) период"
Налоговый учет призван  обеспечить формирование необходимых для целей исчисления единого налога показателей.
Основанием для отражения  операций в налоговом учете служат первичные документы, даты и номера которых должны быть отражены в соответствующей  графе Книги учета доходов  и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми оформляются хозяйственные операции.
Книга учета доходов  расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном  виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители.
Книга учета доходов  и расходов открывается на один календарный  год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной Книге учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации, а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книге учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.
Исправление ошибок в Книге учета доходов и  расходов должно быть обоснованно и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуально предпринимателя при ее наличии).
Организации, применяющие  УСН, обязаны отчитываться перед налоговыми органами по уплате единого налога, а также по налогам, от уплаты которых он не освобождены и плательщиками которых они признаются в соответствии с действующим законодательством.
Обязанность по представлению  в налоговые органы налоговых  деклараций по истечению налогового периода по налогу, уплачиваемому в результате применения УСН, установлена п. 1 статьи 346.23 НК РФ.
Налогоплательщики, применяющие  УСН, освобождаются от обязанности  представлять налоговые расчеты  по итогам отчетного периода. Данное изменение касается единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (статья 346.23 НК РФ), транспортного налога (статья 363.1 НК РФ) и земельного налога (статья 398 НК РФ).
При этом авансовые платежи  по данным налогам уплачиваются по итогам отчетного периода в прежнем порядке.
При возникновении соответствующих  оснований организации, применяющие  УСН, представляют в налоговые органы декларации по тем налогам, от уплаты которых они не освобождены в  соответствии с главой 26.2 НК РФ.
Согласно с п. 4 статьи 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентируется Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г.№154.
Основными требованиями при представлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений являются полнота, достоверность, своевременность.
 
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:
1. Установленный законодательством РФ специальный налоговый режим в виде УСН ориентирован на субъекты малого предпринимательства, к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица. Данный режим является льготным, так как указанные выше субъекты предпринимательства, применяющий данный режим налогообложения, наделяются некоторым преимуществом по сравнению с налогоплательщиками  применяющие общий режим. Одна из льгот  заключается в том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН освобождаются от ведения бухгалтерского учета, за исключением объектов основных средств и нематериальных активов, что позволяет отказаться от трудоемкой работы по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, и тем самым сократить расходы на квалифицированный труд бухгалтера и организацию бухгалтерского учета. Замена же уплаты ряда налогов на уплату единого налога по результатам хозяйственной деятельности, упрощает  работу по ведению налогового учета, предоставления налоговой отчетности, а также сокращает налоговое бремя. Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.
2. Есть необходимость  обратить внимание еще на один  недостаток применения УСН, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течение года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств и численности работников. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения да
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.