Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этносы и политика: причина внутренних межнациональных конфликтов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ  «ГОРНЫЙ»

 
 
Кафедра Социологии и психологии
 
 
 
 
Контрольная работа по политологии на тему:
«Этносы и  политика:
причина внутренних межнациональных конфликтов».
 
 
 
 
 
Выполнил студент:    Малоок В.А.
Группа:     МСПз-11-1б
Курс:     2
Специальность:    150700.62.01
Шифр:     1130030031
 
 
 
 
Проверил:  ассистент  кафедры  исторических наук  Зайцева О.О.
Оценка:
Подпись преподавателя:
Дата:
 
 
Санкт-Петербург
2012
Содержание
 
Введение 3
Происхождение и особенности этнических конфликтов 5
Типологизация конфликтов 7
Причины этнополитических конфликтов 10
Динамика этнополитических конфликтов 12
Заключение 16
Список литературы 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
 
  Время, в которое мы живем, до предела насыщено самыми разными конфликтами. Но даже на таком фоне межнациональные конфликты занимают особое место и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям для судьбы страны. К тому же они очень часто переплетены с конфликтами другого рода – политическими, экономическими и т.д.   
Этнические  конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены  классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Сравнительное изучение этнических конфликтов свидетельствует о том, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили:
      этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
      этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным. Таким образом, этническая самоидентификация - это аскриптивный тип социальной идентификации, что существенно повышает насыщенность этнических конфликтов. Обычно люди, отдаваясь во власть этнических чувств, в конфликтных ситуациях действуют вопреки здравому смыслу и не только не улучшают, но зачастую ухудшают своими действиями положение;
      этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер (владение территорией, землей, ее недрами);
      этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - классовые, экономические, правовые, экологические.
Этнические  конфликты также обладают способностью «освоить» предметы и объекты других типов конфликтов. В эмпирическом исследовании почти невозможно обнаружить этнический конфликт в чистом виде. Часто конфликт, на ранних этапах которого обладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический, и наоборот. Иногда такие трансформации являются следствием целенаправленного управления конфликтом.
Считается, что именно этнический конфликт предстает  наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные  играют второстепенную роль. Причина  в особой значимости этнической идентификации  в жизни человека и общества.
Таким образом, этнические конфликты красной нитью  проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфликтные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Происхождение и особенности этнических конфликтов

 
 
Этнические  конфликты возникли еще на заре человеческой истории и происходили за обладание  средой обитания. Случалось, что в  одних этнических конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории  происходило постоянное перемещение  этносов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты.
Древние письменные источники оставили нам  свидетельства о крупнейших этнических конфликтах. Трагическая история депортации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н. э. и повторявшаяся неоднократно; изгнание арабов из Европы, которые сами пришли в Европу как завоеватели; вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-западном Китае.  Исторические сведения о других народах доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнание с земель не были исключительным явлением.
Захват  иноплеменников с целью превращения  их в рабство, а затем и для  продажи, как товар, было известно давно. Этим промыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымское Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа2. Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света.
В современном мире насчитывается  более 5 623 этносов, на долю России приходится около 1000, из них численностью более одного миллиона — 267, в то время как государств — более 200.
Сущность геополитических  конфликтов заключается в том, что  каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет, только создав собственное государство. К этнополитическим конфликтам относят различные формы: организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и т. п., в которых противостояние проходит по линии этнической общности.
Все этнополитические конфликты  носят комплексный, сложносоставной характер, так как суть их определяется, в конечном счете, стремлением этноса к собственной государственности. В данных конфликтах имеет место высокий накал эмоций, страстей, проявление иррациональных сторон человеческой природы. Большинство из крупных этнополитических конфликтов имеют глубокие исторические корни (реальные и мифические). Данный вид конфликтов характеризуется высокой мобилизацией, так как они направлены на защиту языка, быта, вероисповедания этнической группы и носят хронический характер (не имеют окончательного разрешения).
Этнополитические конфликты имеют  место на постсоветском пространстве и в современной России. Это конфликты, порожденные проблемой восстановления прав депортированных народов - ингушей, крымских татар и др., произвольными территориальными изменениями, нарушавшими целостность этносов. Среди требований - изменение границ, воссоздание утраченных национальных образований, возвращение репрессированных народов на прежние места проживания и т. д. За последнее десятилетие в России зафиксировано более 200 экстерриториальных споров. Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада социума, дискриминации одной нации другой, нарушения соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типологизация конфликтов

 
 
Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений - конфронтацию между двумя или несколькими этносами, характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений и открытых войн.
Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму «группа - группа» или «группа - государство». В чистом виде этнические конфликты не существуют. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами. Неслучайно, даже специалисты - конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело: этническим в политическом камуфляже или наоборот.
По мнению Тишкова, к категории  этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу политического состава населения бывшего СССР и нынешних государств... фактически любой внутренний конфликт, социально экономический или политический, по своей природе обретает этническую окраску, что, как правило, усугубляет и осложняет возникновение противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон…».
Межэтнические конфликты множественны по своей природе, поэтому исследователи предлагают различные их классификации.
По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, межэтнические конфликты можно подразделить на:
      Социально-экономические, если выдвигаются требования гражданского равноправия, выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава, представительства в элитных слоях или прекращение льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп).
      Культурно-языковые и конфессиональные, если выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры, религии и этнических общностей в целом.
      Политические, если участвующие в них меньшинства добиваются политических прав (от автономии до полномасштабного конфедерализма).
      Территориальные, если в их основе лежат требования изменения границ, присоединение к другому («родственному» с культурно исторической точки зрения) государству или создание нового независимого государства. Такие конфликты имеют глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, и ареал расселения многих народов весьма широк и пёстр, - конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезмерно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической родине при реализации права на возвращение прежних территорий (борьба между ингушами и осетинами за Пригородный район, России и Казахстана, Украины и Молдовы).
      Этнодемографические конфликты возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав «коренной нации», введения разного рода ограничений для пришлых. Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.
По формам проявления конфликты могут быть:
      Насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки);
      Ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграции).
По продолжительности - долговременными и кратковременными.
Основываясь на исследовании конфликтов постсоветского пространства, Г. Лапидус разработал следующую классификацию этнополитических противоречий. Он выделил конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Крыме), и конфликты внутри государства. Последние подразделяются на:
      конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств (например, лезгин в Азербайджане и Дагестане);
      конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
      конфликты   с   вовлечением   насильственно   перемещенных меньшинств (крымские татары);
      конфликты,   возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников (Абхазии в Грузии,  Татарстана в России);
      конфликты, связанные с актами общинного насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную категорию. В данном случае, как считает Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.
С точки зрения А. Г. Большакова, этнополитические конфликты можно различать по целям доминирования как статусные; территориальные; конфликты, связанные с ранее репрессированными народами, стремящимися восстановить свой статус; межгрупповые.
К уже существующим основаниям типологии этнополитических конфликтов добавим признаки политического характера. Например, по типу государственно-территориального устройства страны, в которой разворачивается конфликт,  можно выделить:
      этнополитический конфликт в унитарном государстве;
      этнополитический конфликт в унитарном государстве с автономиями;
      этнополитический конфликт в федерациях территориального типа;
      этнополитический конфликт в федерациях этнического типа;
      этнополитический конфликт в федерациях смешанного типа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины этнополитических конфликтов

 
 
Существующие представления  о причинах этнополитических конфликтов весьма однозначны. Можно согласиться с точкой зрения А. В. Дмитриева о том, что основной предпосылкой этнополитических конфликтов, как и конфликтов этнических, является неравенство.
В. В. Амелин, соглашается с тем, что именно неравенство в социальной, экономической, политической, культурной сферах, проходящее по линии границ между этническими общностями, является основной причиной этнополитического конфликта;   выделяет также политико-правовые (конституционные), территориальные, социально-статусные, экономические причины. А также причины, связанные с репрессиями по этническому признаку, и цивилизационные противоречия.
М. Ю. Барбашин видит причины этнополитических столкновений в требованиях повышения этнического статуса путем расширения административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе; создания этнонациональной государственности; сохранения за этносом прав на использование по собственному усмотрению территории и ее статуса (территориальное пространство); ресурсов (природные ресурсы и контроль над их перемещением, финансовые потоки, военно-стратегические выгоды)…".
Как полагает А. Г. Большаков, причинами этнополитических конфликтов являются:
      ухудшение экономического положения большинства населения в регионе, стране, что ведет к росту националистических настроений, недовольству системой этнического разделения труда;
      мировой процесс изменения статуса народов;
      рост национализма;
      образование новых национальных государств;
      территориальные притязания этносов, связанные с произвольным изменением границ между этносами, насильственное включение территории этноса в соседнее государство;
      возвращение на историческую родину ранее депортированного этноса.
Историческими причинами  выступают прошлые обиды этнических групп, хранящиеся в коллективной памяти; политическими - борьба за власть между различными этническими группами, борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства или за суверенитет, а социокультурными - противоречия между усредненными нормами и специфическими этническими ценностями.
Подводя итог размышлениям о причинах этнополитических конфликтов, в целом можно выделить следующие группы данных предпосылок.
Территориальными  причинами конфликтов, проявляющимися во взаимных территориальных притязаниях этносов, являются:
      историческое прошлое этносов, нахождение их материальных и культурных ценностей на определенной территории;
      нечеткость демаркации границ проживания этносов;
      возвращение на родину ранее депортированного этноса в соседнее государство;
      расчленение этноса между разными государствами.
Социальными причинами выступают:
      противоречия в системе этнического разделения труда в обществе;
      стремление всего этноса либо его отдельных групп к повышению собственного статуса в рамках социальной стратификации общества;
      конфликты социальных норм и ценностей доминирующего этноса специфическим нормам и ценностям этнических меньшинств;
      культурные, языковые, конфессиональные противоречия;
      требования о повышении статуса этноса, связанные с модернизационными процессами в обществе.
К этой же группе причин могут быть отнесены бытовые (общая подсознательная  неприязнь к представителям определённого  этноса) и исторические (прошлые  обиды) факторы.
Экономическими  причинами конфликтов выступают:
      неравенство этносов в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов;
      нарушение баланса экономических интересов между Центром и этнически идентифицированным регионом;
      изменения в системе производства, распределения и потребления товаров и услуг;
      неравномерное социально-экономическое развитие регионов, населённых разными этническими группами.

 

Динамика этнополитических конфликтов

 
 
В исследованиях динамики этнополитического конфликта, как  правило, выделяют три-четыре (иногда и более) стадии его развития, имеющие социально-психологические, идеологические, политические, организационные и иные измерения. Например, Н. Маликова выделяет три стадии развития этнополитического конфликта:
      стадию потенциального конфликта, когда конфликтное поведение не выявлено и конфликтные интересы не ясны самим участникам,   не высказаны внятно и четко, не транслируются в массовое сознание;
      стадию реального конфликта,  когда взаимные претензии отчетливо осознаются,   появляются политические лидеры,  способные показать и обосновать, почему те или иные обстоятельства изменившейся ситуации противоречат этническим интересам,  и популярно объяснить массам в этнической общности, в чем именно они состоят;
      стадию конфликтных действий - развертывание ситуации в противоположных направлениях. Это может быть конфликтное поведение, которое не несет ущерба гражданским, политическим и личным правам представителей различных этносов,  когда задача этнического возрождения имеет своей идеологией стремление максимально использовать идеи этнической идентификации, сочетать ценности этноса с общечеловеческими ценностями. Другая линия формируется, когда идеология конфликтующих сторон базируется на идее этнонационального дистанцирования,  отторжения этноса от этноса.
Анализ динамики этнополитических конфликтов с позиций этнопсихологии, проведенный Г. У. Солдатовой, позволяет выделить в них четыре фазы:
Первая, латентная, фаза отличается нормальной социально-психологической атмосферой - в обществе отсутствует межэтническая напряженность, а межэтнические отношения имеют позитивную направленность. Как правило, в любом обществе существуют локальные состояния неудовлетворенности теми или иными сторонами жизни, однако причины этой неудовлетворенности не связываются с отношениями между этническими общностями. В то же время практически в каждом обществе, где есть признанное деление на этнические группы, имеет место скрытая межэтническая напряженность, составляющая естественный фон межэтнических отношений. В массовом сознании это состояние межэтнических отношений оценивается как нормальное, и в межэтническом взаимодействии сочетаются как кооперативные, так и соревновательные процессы. Но даже на этой фазе отсутствует эмоциональная толерантность по отношению к представителям других этнических групп: контакты с представителями иноэтнических групп вызывают повышенную эмоциональную напряженность, изменение же социальной ситуации в обществе стимулирует эмоциональную напряженность по отношению к чужакам.
Вторая, фрустрационная, фаза характеризуется ростом ощущений тревожности, отчаяния, гнева, возмущения и разочарования. В этой фазе напряженность прорывается наружу в виде бытового национализма, которому соответствуют появление и широкое распространение в обществе уничижительных групповых характеристик, увеличение случаев межличностных конфликтов на национальной почве. Основной индикатор данной фазы - рост эмоционального возбуждения. Нарастание интенсивности фрустрационной напряженности напрямую связано с уровнем социальной напряженности в обществе, которая трансформируется в межэтническую напряженность, в качестве источника фрустрации начинают восприниматься иноэтнические группы. В результате различные неурядицы, проблемы, возникающие при удовлетворении жизненных потребностей, чаще связываются с национальной принадлежностью. Этнические границы перестают быть проницаемыми, в коммуникации растет роль языковых, культурных и психологических факторов. В массовом этническом сознании формируются чувства зависимости, ущемленности, несправедливости, враждебности, страха и недоверия. По этой причине появляются требования сохранить или повысить роль языка коренного населения; этнические движения обращаются к народной культуре, с элементами этнической символики, противопоставленными инокультурным явлениям.
Третья, конфликтная, фаза - открытая борьба сторон, воплощающаяся в конфликте несовместимых целей, интересов, ценностей, в соперничестве за ресурсы. Рост межэтнической напряженности порождает групповую реакцию как форму защиты, предполагающую активное противоборство за значимые социальные ценности. Среди них такие ценности, как "народ", "национальная культура", "родина" и др. Эмоциональным ядром массового сознания становится образ врага, в котором конкретизируется угроза. В этой фазе межэтническая напряженность выражается в этнической мобилизации и готовности перейти к практическим действиям, цель которых - перераспределение властных полномочий в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этническую стратификацию общества, повысить этнический статус коренного этноса. Отдельные случаи бытового шовинизма конфликтов сменяются массовыми. Этнические интересы становятся для локальных элит инструментом давления на государственный центр с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.
Четвертая, кризисная, фаза знаменует такую степень созревания конфликта, когда его уже невозможно урегулировать мирными методами и в то же время имеется острая необходимость в его скорейшем разрешении. В кризисной ситуации психическое напряжение достигает максимума по силе и масштабам влиянии. Радикализм сторон и несовместимость позиций, крайняя предвзятость при интерпретации реальных фактов, абсолютизация защиты прав своей этнической группы достигают своего пика. Общий уровень эмоционального возбуждения достигает такой высоты, что эмоции становятся определяющим фактором в действиях этнической группы и иррациональной основой повышенной активности. Иррациональность проявляется в виде глубокой убежденности индивидов и групп в собственной правоте, чувстве чрезмерной собственной значимости, подозрительности, страхе и гневе; противоречащие собственным взглядам факты либо игнорируются, либо объявляются измышлениями противника, а при малейшем противодействии извне возникает стремление отомстить с готовностью к самопожертвованию ради посрамления или гибели врага. Субъективно это переживается как борьба притесняемого с притеснителем, добра со злом. В данной фазе предъявляются либо территориальные претензии, либо требования создания новой национальной государственности. Фаза часто характеризуется вооруженной борьбой сторон.
Суммируя различные аспекты развития этнополитического конфликта, указанные выше, представляется целесообразным выделить динамику данного рода столкновений.
Первая стадия - формирование конфликта. Характеризуется накоплением противоречий между государством, представляющим доминирующий этнос, группами его политической элиты и этническими элитными группами, действующими в сфере государственного, административного управления, культуры, торговли, производства. И занятыми формированием своей массовой базы, разработкой элементов идеологических концепций апологетического характера, обосновывающих этнические требования к государственному центру (примером этой стадии служит большинство российских этнополитических конфликтов современности). Бытовые межэтнические отношения характеризуются появлением факторов межличностной и межгрупповой напряженности, проявляющейся в высказываниях отдельных представителей народов, эпизодических столкновениях между ними (армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха).
Вторая стадия связана либо с появлением у этнической элиты союзников за рубежом, представляющих собой государства или их отдельные оpганизации (внешнеполитические, разведывательные, военные ведомства); диаспоры данного этноса, финансово подпитывающие соответствующие движения, либо с сильным ослаблением самого государственного центра, его способности осуществлять контроль над этническими процессами в стране. Одновременно этнические элиты формируют новые движения, проводят этническую мобилизацию, разрабатывают полностью собственную националистическую идеологию. Из лиц, имеющих навыки ведения вооруженной борьбы, бывших военнослужащих, заключенных, безработной молодежи рекрутируются первые радикально настроенные боевые организации сепаратистов, происходит оформление требований к государственному центру (чеченский конфликт, косовский конфликт между сербами и албанцами). Общины, отдельные семьи и лица, принадлежащие к доминирующему этносу (нации), изгоняются с мест своего постоянного проживания на территории компактного расселения этноса, бросающего вызов государственному центру, происходит гуманитарная катастрофа.
Третья стадия связана с избираемым государственным центром способом урегулирования конфликта, предупреждения его эскалации, перехода в стадию вооруженной борьбы. Это либо путь переговоров, политического решения проблемы, либо попытка силового подавления очага сепаратизма. При первом варианте действий сепаратисты могут прийти к расколу вследствие согласия их менее радикальной части на уступки, предлагаемые центром, и переходом более радикальной части к партизанским или террористическим формам борьбы за суверенитет (корсиканский сепаратизм, конфликт в Северной Ирландии). При втором варианте, если «государственный центр» заинтересован в военном пути решения проблемы и если этническое движение и элита упорны в достижении своих целей, происходит эскалация конфликта, исход которого зависит от соотношения сил сторон,  зарубежной помощи, позиции иностранных государств.
Четвертая стадия - стадия завершения или стагнации конфликта в пользу либо государственного центра, либо этнических элит. Как свидетельствует новейшая история, существует возможность вмешательства великих держав, их союзов во внутренние дела государства, одним из видов которых и является этнополитический конфликт (курдский вопрос в Ираке, боснийский, косовский конфликты). При победе государственного центра возможен возврат этнического населения на прежние места проживания.
 

Заключение

 
 
Таким образом, этнополитический конфликт представляет собой обусловленную политическим, экономическим, социальным, территориальным неравенством этносов отдельную разновидность этнического конфликта. Либо стадию его развития, которая характеризуется столкновением между этносом, с одной стороны, и государством - с другой, по поводу повышения политического статуса данного этноса, предоставления ему права формирования органов государственной власти или получения (завоевания) полного суверенитета. Отличительным признаком этнополитического конфликта является стремление его основных участников - этнических элит и движений - к получению отдельных или всего спектра властных полномочий государства как средства для реализации своих специфических потребностей в различных сферах общественной жизни.
Существует большое количество классификаций, включающих в себя факторы  социальной, экономической и иной природы, изучение которых позволяет  определить сущность этнополитических конфликтов.
Важным значением для определения динамики развития конфликтов обладает выявление причин их возникновения. Наиболее общими причинами являются политические, экономические и социальные предпосылки. Большинство авторов выделяет три - четыре стадии развития конфликтов:
      латентную стадию (стадию потенциального конфликта), когда конфликт ещё не осознан как таковой;
      стадию реального конфликта - конфликт осознаётся и стороны начинают действовать;
      стадия конфликтных действий - открытая борьба сторон.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

 
 
    Большаков А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции. – Москва, 2004. – 372 с.
    Дмитриев А.В. Конфликтология. Москва, 2002. – 316 с.
    Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов / под редакцией Радугина А.А. — Изд. 2-е, доп. — М: Центр, 1999. — 221 с.
    Садохин А.Л. Этнология. М: Мысль, 2004. – 485 с.
    Солдатова Г.У.    Психология межэтнической напряженности. М.,1998. – 243 с.
    Амелин В.В.   Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // http://www.inis.rsu.ru
    Барбашин  М.Ю.   Этнополитические   конфликты   на   Северном   Кавказе: предмет и классификация // http://www.inis.rsu.ru
    Ложкин Г.В.  Зарождение и развитие идей конфликта. // Персонал. – 2001. – №4. – с. 24-28.
    Султыгов А.А. Этнополитический конфликт: определение, причины, динамика // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2004. № 6 – с. 14-35.
    Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис. – 1994. - №2. – с.108-115.
 
 
 
 
 
 
1 Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Поволжская академия госслужбы, 1998 г., стр. 172
2 Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск, 2003)


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.