Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральные государственные учреждения Российской империи периода абсолютизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное  бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального  образования
 
Институт  права, социального управления и  безопасности
Кафедра философии  и социологии права
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине «История государственных  учреждений России»
 
на тему: «Центральные государственные учреждения Российской империи периода абсолютизма»
 
 
 
 
 
Работу выполнила:
студент А. Ю. Иванова                                         _____________________(подпись)
ИПСУБ, гр. ЗБ – 034700 - 11
 
 
 
Проверил:
д.и.н., профессор
С. Л. Бехтерев                                                      _____________________(подпись)
 
 
 
Ижевск 2012
Оглавление
    Введение                                                                                                         3
    Глава 1. Российская империя периода абсолютизма                                 5
    Глава 2. Государственные учреждения Российской империи периода абсолютизма:
2.1. Высшие госучреждения                                                                          7
2.2. Центральные  госучреждения                                                                10                                                                       
2.3. Местные госучреждения                                                                       15             
    Заключение                                                                                                    19 
    Список использованной литературы и источников                                  20              
                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
С момента возникновения социальной организации вопрос об управлении стоит как один их наиболее важных. Для успешного функционирования социальной системы большинство ее участников делегирует часть своих полномочий тем представителям, которые могут обеспечить ее реализацию. При этом одним из основных условий подобного положения является гарантия того, что основные потребности других участников системы будут удовлетворены за счет способности управляющих организовать оптимальные формы совместной жизнедеятельности. Именно поэтому изучение способов управления вызывает у социально ориентированного человека постоянный интерес.
Одной из первых полностью оформленных социальных систем стало государство. На уровне государственности связи и взаимодействия между социальными единицами строятся через систему государственных институтов и учреждений, которые создаются силами социальной группы, получившей от большинства населения статус управляющих. В этой связи актуальными становятся вопросы, касающиеся управленческих структур и построений на уровне государственных учреждений.  
Актуальность  изучения истории государственных учреждений России заключается в постижении опыта прошлого, чтобы избежать ненужных ошибок и, в то же время, использовать положительные стороны управленческих и административных технологий.
Предметом исследования является государственное управление в период абсолютизма. В ходе исследования следует проанализировать взаимодействие структурных элементов системы (по вертикали и по горизонтали). Использование определенных методов управления (коллегиальность, единоначалие) определяет характер действующей системы, а также способы и формы взаимодействия элементов. Для формирования целостной картины необходимо рассматривать систему органов управления указанного предмета исследования в совокупности с другими отраслевыми, территориальными и прочими системами. Причем каждая из систем может входить в состав другой в качестве отдельной подсистемы, а также может функционировать и как ее элемент.   Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать основные тенденции развития государственного управления периода абсолютизма. В этой связи важнейшими задачами исследования являются:
    изучение закономерностей и тенденций развития органов управления
    структурирование и изучение основных элементов системы органов управления;
    анализ кадрового состава  чиновничества на всех уровнях системы.  
Но для получения качественных знаний необходимо понять, что же такое Россия периода абсолютизма.  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Россия периода  абсолютизма
Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит  неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17–18 века. В России абсолютизм существовал в 18 – начале 20 веков.  
Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально настроенных групп общества немедленно пресекались.
Неограниченная  власть монарха более других государственных  форм соответствовала политическим и экономическим условиям того времени.
Самый серьёзный вклад в развитие абсолютизма как системы внёс Пётр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала именоваться империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной церкви), и Боярскую думу, которые могли так или иначе противодействовать единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые получила законодательное оформление.
Абсолютная  монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без  промышленного прогресса, строительства мануфактур, развития горнозаводского дела. Пётр I поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот. По заданию императора учёные и сановники занимались картографией, поисками и описанием месторождений полезных ископаемых, изучали водные богатства империи.  
Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии наук, музеев и библиотек. Появились новые для России учреждения социальной помощи: инвалидные дома, госпитали для «зазорных младенцев» (незаконнорождённых и подкидышей), военные госпитали, приюты для русских солдат, вернувшихся из плена, и для «немцев» (как тогда называли помимо самих немцев ещё и шведов, голландцев и некоторых других европейцев). 
Таким образом  государственные учреждения России периода абсолютизма нужно рассматривать в годы правления Петра I.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Государственные учреждения Российской империи периода абсолютизма
2.1. Высшие госучреждения
Изменения в государственном строе России в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, созданием единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п. Обострение классо вой борьбы создавало угрозу для господствующего феодального класса в целом, толкало его на сплочение своих рядов, на укрепление аппарата государства.
Монархия с  Боярской думой, рыхлым и неуклюжим  аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Только абсолютная монархия с бюрократическим государственным аппаратом могла гарантировать господствующему феодальному классу имущественную, личную безопасность и сохранение сословных привилегий, а зарождающемуся классу буржуазии - благоприятные условия для развития торговли и промышленности.
Хотя отдельные  черты абсолютизма проявлялись  с середины XVII в., но только со времени  правления Петра I (1689 - 1725) самодержавная  монархия приобрела характер абсолютной, когда "верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю", который "издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением" .
Боярская дума - высший правительственный орган  Русского государства XV - XVII вв. - к концу XVII в. потеряла свое значение; она не соответствовала неограниченной монархии Петра I. В 90-х годах Боярская дума еще собиралась, но многие основные вопросы внутренней и внешней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя их в "именных" указах. Состав Боярской думы за последнее десятилетие века (1691 - 1700) сократился более чем вдвое (с 182 до 86); особенно значительно уменьшилось в думе число бояр и окольничих. Обычно на заседаниях думы в 1700 - 1701 гг. присутствовало 30 - 40 членов, остальные находились вне Москвы - в посольствах и командировках. На падение значения Боярской думы показывало и то, что во время заграничной поездки Петра I с "великим посольством" в 1697 - 1698 гг. во главе государства и Боярской думы стоял стольник Ф. Ю. Ромодановский.
Вскоре после  возвращения Петра I из-за границы  установилась практика еженедельных приемов  царем отдельных начальников  приказов по пятницам.
В 1699 г. при Боярской думе была учреждена канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств. Во главе этого учреждения, названного Ближней канцелярией, Петр I поставил своего учителя, "патриарха всешутей-шего собора" думного дворянина Никиту Зотова.
Вскоре компетенция  этой канцелярии значительно возросла. В Ближнюю канцелярию стали собираться на заседания члены Боярской думы. Начиная с 1704 г. здесь собирались начальники приказов; эти нерегулярные заседания с начала 1708 г. превратились в постоянные заседания три раза в неделю (по понедельникам, средам, пятницам) - Консилии (или Конзилии) министров (так назывались иногда начальники приказов) - по различным вопросам управления государством: финансовому управлению, надзору за рекрутскими наборами, борьбой с дезертирством рекрутов, следственными делами по злоупотреблениям, полицейским мероприятиям и т. д.
С учреждением  Сената Консилия министров прекратила свое существование, а компетенция  Ближней канцелярии сократилась; ее деятельность ограничилась финансовым контролем. Ближняя канцелярия просуществовала до 1719 г.
Усиление власти царя в начале XVIII в. выразилось в  создании в октябре 1704 г. Кабинета Петра I - учреждения, имевшего в большей  степени, чем Приказ тайных дел, характер личной канцелярии царя по многим вопросам законодательства и управления.
В первые годы существования  Кабинет имел характер военно-походной канцелярии царя, куда поступали полковые табели и другие военные, а также  финансовые документы; здесь же разрабатывались  диспозиции.
С течением времени и, особенно с учреждения губерний компетенция Кабинета возросла. Через кабинет-секретаря Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, обширную переписку по горным и мануфактурным делам.
После создания коллегий компетенция Кабинета несколько сократилась, но он по-прежнему оставался высшим государственным учреждением, личной канцелярией царя по руководству всем государственным аппаратом.
Кабинет недолго  пережил Петра I: он был упразднен  указом 24 мая 1727 г.
Накануне отправления  в Прутский поход Петр I, 22 февраля 1711 г., утвердил указ об учреждении Правительствующего сената, который, видимо, вначале и  предполагался царем как временный  орган ("для отлучек наших"), но вскоре превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение.
Сенат представлял собою  коллегиальный орган, члены которого назначались царем. Из девяти членов Сената только трое были представителями  старинной титулованной знати 
В отсутствие царя Сенат  заменял его. Однако уже в этот период существования царь не разделял своей власти с Сенатом, а контролировал его деятельность. За исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя Сенат играл роль законодательного органа, в остальных случаях он был высшим законосовещательным учреждением.
Деятельность Сената по надзору  за правительственным аппаратом, контролю за доходами и расходами государства, административная, финансовая и судебная деятельность ограничивалась личной властью  царя и законами.
Указом об учреждении Сената в его ведение были переданы дела Разрядного приказа; сам приказ был упразднен, а в составе канцелярии Сената был создан особый разрядный стол, который вел списки служилых людей, устраивал смотры дворян, вел борьбу с уклоняющимся от службы и т. п.
Таким образом, в отличие  от Боярской думы Сенат уже в первые годы стал бюрократическим учреждением  со штатом назначаемых чиновников, делопроизводством и подведомственными  учреждениями.
Позднее в составе Сената после остались президенты лишь четырех коллегий: Иностранной, Военной, Адмиралтейской и временно Берг-коллегии.
Созданный к концу правления  Петра I сложный бюрократический  государственный аппарат абсолютной монархии требовал элементарного надзора. С учреждением коллегий Сенат  был разгружен от множества административных дел; роль Сената как органа надзора значительно возросла. Главную роль в осуществлении этого надзора играл генерал-прокурор, который, действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, выступал как "око царево и стряпчий о делах государственных".
Изменение функций Сената отразилось и на его организационной  структуре. В течение 1722 г. при Сенате были созданы: контора в Москве, а  также должности герольдмейстера  и генерал-рекетмейстера с соответствующими конторами.
В ведении Синода находились чисто церковные дела (истолкование церковных догм, распоряжения о молитвах, церковных службах, утверждение житий святых, мощей, явлений, "чудотворных" икон и т. п.), цензура духовных книг, борьба с ересями и расколом, заведование учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц и т. п. Кроме того, Синод имел и функции духовного суда: судил духовных лиц, а также мирян (последних по некоторым категориям гражданских дел: бракоразводным делам, сомнительным духовным завещаниям, а из уголовных - по вероотступничеству).
Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из представителей высшего духовенства (архиепископов, архимандритов, игуменов, протоиереев): президента, двух вице-президентов, четырех  советников и четырех асессоров. При вступлении в должность члены Синода принесли присягу на верность императору.
2.2 Центральные госучреждения  
В 1699 - 1701 гг. была проведена  реформа центрального управления, заключавшаяся  в объединении ряда приказов, которые  или полностью сливались или  же соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В связи с новыми потребностями страны (главным образом началом Северной войны) возникло несколько новых приказов.
К осени 1699 г. в Русском  государстве насчитывалось 44 приказа, но значительная часть их действовала объединено: так начальнику Посольского приказа подчинялось еще семь приказов (Великой России, Малороссийский, княжества Смоленского, а также Новгородская, Галицкая, Владимирская и Устюжская четверти).
В целом приказы составляли 24 самостоятельных ведомства: каждое из них состояло из одного или нескольких приказов.
В январе 1699 г. купцы и  посадское население всех городов  в финансовом, полицейском и судебном отношении были изъяты из ведомства  воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа - Бурмистерской палаты в Москве; с 1700 г. она получила новое название - ратуша. Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального учреждения выбирались купцами; в городах были созданы подчиненные ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.
Правительство мотивировало создание этого городского сословного, финансового и полицейско-судебного "самоуправления" желанием улучшить деятельность торгово-промышленного  населения (купцов, ремесленников), "чтоб им в разных приказах и от приказных и разных чинов от людей нападков и убытков и разоренья не было". Эта реформа обеспечила более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т. д.) с городского населения.
В 1699 - 1700 гг. произошла значительная реорганизация приказов: объединились или были упразднены одни приказы, созданы другие. Наряду с этим возникали и новые центральные учреждения; иногда они назывались по-старому - приказы (Адмиралтейский, Провиантский, Военных дел, Артиллерийский, Рудокопных дел), иногда же получали новое наименование - канцелярии (Ижорская, Мундирная и т. д.).
Одним из первых мероприятий правительства Петра I по укреплению абсолютной власти была централизация следствия и суда по политическим делам в одном  учреждении - Преображенском приказе. Этот приказ стоял несколько особо от всей системы неустойчивых и подверженных непрерывной реорганизации приказов конца XVII - начала XVIII в.
По делам  политического следствия и суда Преображенский приказ получил распорядительные права в отношении с другими  приказами. Он свободно запрашивал дела из других приказов, сносился без их посредничества с воеводами, поручая им поимку преступников, арест, повальные обыски. Приказ запрещал местным властям проводить самостоятельное следствие по политическим делам.
Преображенский  приказ пережил и Петра I и почти все приказы; он существовал до 1729 г.
Реформа 1718 - 1720 гг. упразднила большинство сохранившихся  приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подготовительный период. Еще в 1715 г. Петр I наметил учреждение некоторых коллегий, сделав помету "о коллегиях к соображению". Перед отъездом за границу 11 декабря 1717 г. Петр I дал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и дано было указание "начать всем президентам с нового года сочинять свои коллегии". Окончательная организация коллегий затянулась в 1718 г, большинство их еще не приступило к делам.
В конце 1718 г. последовал закон о разделении дел между  коллегиями с указанием на необходимость  сочинять каждой коллегии свой регламент.
Открытие коллегий состоялось в 1719 - 1720 гг., а Камер-коллегии даже в 1721 г. Всего за эти годы было создано 11 коллегий: Иностранных (Чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская, Камер- и Штатс-конторы, Ревизион-, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная; на правах коллегии считался и Главный магистрат. 12-я - Духовная коллегия вскоре же после основания была преобразована в высшее правительственное учреждение - Синод, юридически приравненный к Сенату.
Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, более четкой компетенцией; деятельность и делопроизводство коллегий были строго регламентированы законом.
Петр I и его  современники считали, что коллегии имели несравненные преимущества перед приказами; изложение этих преимуществ было дано в "Духовном регламенте", составитель которого считал, что только коллегия, а не одно лицо может выносить правильные решения  и такие решения считались гораздо авторитетнее единоличных.
Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный  аппарат.
"Генеральный  регламент" установил единообразие  устройства всех коллегий. Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания членов) и канцелярии. Полный состав присутствия насчитывал 10 - 11 членов и состоял из президента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асессоров.
В 1722 г. для надзора  за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сената. При коллегиях существовали и фискалы.
Канцелярия  коллегии возглавлялась секретарем. В его ведении находился весь штат канцелярии, в состав которого входили: нотариус, или протоколист, - составитель протоколов заседаний, регистратор - составитель списков входящих и исходящих бумаг, актуариус - хранитель бумаг, а также переводчик и писцы (канцеляристы и копиисты).
Связанные с  решением коллегии телесные наказания  исполнялись здесь же, при коллегии, для того чтобы, как назидательно добавлялось в регламенте, "всяк смотря на то, от таких погрешений и преступлений себя мог охранять".
Большинство коллегий заведовали отдельными отраслями управления, многие коллегии имели и судебные функции; некоторые коллегии (Вотчинная, Главный магистрат) ведали делами отдельных сословий.
Военная коллегия управляла во всех отношениях созданной  Петром I регулярной армией, которая  сложилась в ходе Северной войны. До учреждения Адмиралтейств-коллегий созданным Петром I флотом управлял ряд учреждений: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат и др. Сменившая их Адмиралтейств-коллегия управляла военно-морским флотом во всех отношениях: ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфями, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами, осуществляла подготовку и обучение личного состава военно-морского флота: матросов и офицеров (последних в особой Морской академии); вооружение и снабжение их.
Коллегия иностранных  дел ведала повседневными дипломатическими сношениями с иностранными государствами, вела дипломатическую переписку  с иностранными государствами и  русскими послами за границей, ведала приемом, содержанием и отправлением иностранных послов, дипломатическими и придворными церемониями.
Созданная в  числе других коллегий - Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, которые раньше находились в ведении  многих приказов и канцелярий.
В коллегию поступали  после "ревизии" "генеральные  книги" - итоговые документы ревизии, содержавшие сведения о числе податных душ; второй экземпляр этих книг оставался в губерниях.
Заведовала  коллегия и некоторыми источниками  доходов, как винные подряды и  соляные промыслы, заготовлением  провианта, надзирала за осуществлением натуральных повинностей.
Другая финансовая коллегия, Штатс-контор-коллегия (с 1723 г. Штатс-контора), заведовала государственными расходами. Она собирала сведения о  расходах и на их основаниях составляла "штаты" (сметы) на расходы царя и придворного ведомства, коллегий, армии, местных учреждений, духовенства и т. п.
Ревизион-коллегия наследовала от Ближней канцелярии функцию финансового контроля за расходованием. Этот контроль носил  формальный характер. По окончании  года государственные учреждения и должностные лица, заведовавшие казенными суммами, представляли приходные и расходные книги и финансовые отчеты, а Ревизион-коллегия проводила их проверку. Эту коллегию возглавлял бывший кригс-комиссар и сенатор князь Я. Ф. Долгорукий.
Огромное значение имела Берг-коллегия, заведовавшая горной и металлургической промышленностью - отраслью, пользовавшейся особым попечительством самого Петра I.
Эта коллегия заведовала казенными горными и металлургическими  заводами, а также рудниками, проводила  геологическую разведку на Урале, Олонецком крае и Севере, осуществляла надзор и попечительство за соответствующими отраслями частной промышленности и за иностранными специалистами горного дела.
Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами  и осуществляла попечительство о частных мануфактурах в прочих отраслях промышленности (главным образом легкой).
Надзор и  попечительство над внешней и  внутренней торговлей осуществляла Коммерц-коллегия. В области внешней  торговли она осуществляла строительство  торгового флота, маяков, складов, таможень, ведала торговыми консулами в иностранных государствах, правительственными монополиями на вывоз леса, пеньки, мехов и некоторых других товаров, надзирала за выполнением покровительственного таможенного тарифа 1724 г.
В отличие от других коллегий Юстиц-коллегия являлась судебным и административным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного, Земского, Судных). Она заведовала губернскими и надворными судами и являлась для них апелляционным судом по уголовным и гражданским делам. В ее ведении находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. В существовавшей при Юстиц-коллегии в 1719 - 1740 гг. Крепостной конторе записывались и оформлялись различные крепостные акты на земли и крестьян, о продаже вотчин, купчие, доверенности, духовные завещания и т. п.
Коллегии не охватывали всех отраслей управления; часть их оставалась вне коллежской системы. Это было дворцовое управление, ямское, медицинское, строительное и  другие дела, находившиеся в ведении специальных приказов (Дворцовый, Ямской), канцелярий (Медицинская, от строений) или палат (Оружейная) и др.
2.3. Местные госучреждения 
В условиях усиления классовой  борьбы в начале XVIII в. старая система  местных государственных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления, ведомственной пестротой, неопределенностью функций и компетенции не могли удовлетворять господствующий класс. Неуклюжий и консервативный аппарат воевод и губных старост не мог быстро и решительно бороться с различными проявлениями недовольства масс, взыскивать налоги, осуществлять наборы в армию, проводить предписанные из центра преобразования.
В 1699 г. из ведения  воевод было выделено посадское население. Купечество, ремесленники и мелкие торговцы каждого города получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединявшихся в особое учреждение - бурмистерскую (земскую) избу, во главе которой стоял президент - должность, исправляемая бурмистрами поочередно. Питейными и таможенными сборами ведали особые бурмистры. Бурмистерские избы были независимы от воевод и подчинялись только Бурмистерской палате (ратуше) в Москве.
С учреждением  этих сословных городских органов  в ведении воевод сохранились  немногие отрасли и объекты управления: военное управление, там, где существовали крепости, некоторые полицейские функции - в городах, а вне их - заведование служилыми людьми и крестьянами в отношении суда и сборов. Город и городское население - основной и наиболее прибыльный объект и источник воеводского обогащения - ускользнул из его власти. Компетенция и доходы воевод значительно сократились.
Вслед за воеводами  пало значение и губных старост. В 1702 г. они были упразднены, а их делами приказано было ведать воеводам с товарищами из двух - четырех дворян, выбранных по уездам.
Губернатор  управлял губернией с помощью  канцелярии, где находились дьяки  и подьячие (последние вскоре стали  называться секретарями).
Каждая губерния включала сложившиеся в XVII в. уезды, во главе которых стояли воеводы, переименованные в 1710 г. в комендантов.
Как административно-территориальная  единица губерния продолжала существовать; в Сенате и коллегиях все ведомости, списки и различные сведения составлялись по губерниям, но власть губернатора распространялась только на провинцию губернского города. Основной единицей территориального деления сделалась провинция. Во главе важнейших провинций стояли генерал-губернаторы, губернаторы и вице-губернаторы, а остальных провинций - воеводы.
Вся деятельность суда в следственном процессе оказалась регламентирована закрепленными в законах инструкциями и правилами, не оставлявшими места личному усмотрению судей.
Следственный  процесс базировался на так называемой теории формальных доказательств, возникшей  в западноевропейских абсолютных монархиях, как одно из средств борьбы их с феодальной вольницей и иммунитетами.
Эта теория определяла, что следствие и суд в оценке доказательств должны исходить из заранее  данных и установленных предписаний  закона, содержавших якобы объективные оценки доказательств. Роль судей в процессе сводилась лишь к механическому применению этих формальных правил, не оставлявших места для анализа обстоятельств преступления, оценки доказательств с точки зрения их качества, природы, достоверности и убедительности.
Все доказательства законы того времени подразделяли на "совершенные" и "несовершенные". Самым совершенным из доказательств  признавалось собственное признание  обвиняемого, сделанное в полиции  и суде. В показаниях сторон и  свидетелей решительное предпочтение отдавалось показаниям знатного перед показаниями незнатного, даже если все остальные доказательства противоречили этому.
В 1723 - 1724 гг. была завершена реформа городского сословного управления. Существовавшие в первые годы XVIII в. самостоятельные бурмистерские избы со времени создания губерний превратились в подчиненные губернаторам финансовые канцелярии. В 1718 г. Петр I дал указание восстановить право местного городского сословного управления и "учинить сие на основании рижского и ревельского регламента по городам". Указание царя "всероссийского купечества рассыпанную храмину паки собрать" удалось осуществить только через несколько лет.
Прокурорский  надзор, созданный в 1722 г., имел гораздо  больше прав, но ограничивал свою деятельность надзором за Сенатом и коллегиями и частично за губернским аппаратом (прокуроры при надворных судах). Система фискалов являлась своеобразным продолжением прокуратуры; прокуроры принимали фискальные доносы и давали им ход в надворных судах, коллегиях и Сенате. Прокуроры должны были надзирать за деятельностью фискалов, но и последние могли доносить на прокуроров, замедлявших движение дел по фискальским доносам. Таким образом, обе эти системы надзора взаимно надзирали друг за другом.
Реформы местного управления и суда в 1719 - 1724 гг. явились завершением перестройки государственного аппарата абсолютной монархии. В результате этой перестройки в России установилась система бюрократического государственного аппарата с дворянами-чиновниками, однообразием административно-территориального деления, организационного устройства, делопроизводства и деятельности.
Однообразие организационного устройства и делопроизводства, а  также взаимоотношения государственных  учреждений и должностных лиц  устанавливались и закреплялись регламентами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.