Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Конфликты в системе «учитель-ученик»

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Конфликты в системе «учитель-ученик»
Что такое конфликт?
 
          Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.  
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты  приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Причины конфликта
Причин возникновения  школьных конфликтов множество. При  этом необходимо учитывать и степень воспитанности ученика на момент конфликта, и его интеллектуальный уровень, и характер взаимоотношений в группе, и степень организованности группы, и общественное мнение, и психологический климат, сложившийся в школе, и единство требований педагогов, и стиль руководства педагога, и многое другое.
Одной из важных причин конфликтов в школе является отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой – другое, третий – вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему ЭТО нужно выполнять у одного педагога и не обязательно – у другого. Почему у одного учителя всегда нужно на уроке вставать при появлении преподавателя, а у другого – необязательно, у одного надо отвечать, выходя к доске, а у другого – можно с места, причем даже развалившись за партой.
Другой причиной конфликтных ситуаций является слишком большое количество требований. Они буквально обрушиваются на ребенка, он не успевает их выполнять, в результате – нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Вследствие большого количества требований в них запутывается и сам педагог, применяя их эпизодически, что нервирует ребенка. Как же это так: сегодня нельзя, а вчера было можно. Вчера не требовали, а сегодня требуют.
Причиной конфликта  может стать и несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом. Требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства. Классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу.
К конфликту  может привести и то, что преподаватель  или классный руководитель не замечают и игнорируют моральные и деловые качества ученика. Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство и пытаясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание педагога.
Конфликт возможен и из-за расхождения в оценке ученика классом и учителем. В глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, а в глазах класса – благородным разбойником, честным и правдивым.
Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами, также является причиной конфликта. К конфликту ведет и неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние ученика.
  Конфликты в школе отличаются от обычного конфликта тем, что субъекты конфликта не равны по уровню развития. Педагог – это человек, обладающий большим жизненным опытом, он способен правильно осмыслить ситуацию. Ребёнок же имеет небольшой жизненный опыт, его поведение импульсивно, ещё слабо развита способность к анализу. Именно вся ответственность конфликта лежит на педагоге. И здесь от педагога зависит очень многое поскольку он должен суметь разрешить конфликт.
Разрешение  конфликта
Разрешение  конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию, по устранению причин конфликта
Для того чтобы  успешно разрешить конфликт, учителю  необходимо грамотно охарактеризовать сложившуюся ситуацию. Эта характеристика включает:
·  описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);
·  что предшествовало возникновению ситуации;
·  какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
·  ситуация глазами ученика и учителя;
·  личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
·  что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
·  основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
·  варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;
·  выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу
Пример:
«Конфликт произошел между мной — учительницей рисования, только пришедшей в школу  после окончания художественного  училища, и учеником VII класса. Этот класс все учителя не любили: там были собраны самые трудные ученики... Я же была полна энтузиазма, тщательно готовилась к каждому уроку. На очередной урок я подобрала красивый натюрморт — вазу и яблоко, подробно объяснила, как надо строить рисунок. Когда все ученики приступили к работе, стала ходить от парты к парте и помогать ребятам в работе.
И вдруг слышу  за спинойпохихикивание, оборачиваюсь и обомлела: на последней парте стоит кирзовый сапожище, а за партой сидит верзила-второгодник и ухмыляется. Я смотрю на него в замешательстве и не знаю, что делать. Первым желанием было отругать ученика, но я сдержалась. А ученик только и ждал скандала. Он привык к этому. Подошла к нему, улыбаясь, спросила, как его зовут (я еще не всех знала по имени). Затем, обратившись к нему по имени, спросила, собирается ли он рисовать сапог вместо поставленного мной натюрморта. Сказала, что расстояние между натурой и рисующим слишком близкое, принесла стул, поставила сапог на стул, села рядом и стала объяснять поэтапное построение изображения сапога. Помню, даже нашла в нем цилиндрическое тело. А ученику (его звали Гришей) сказала, чтобы он сам постарался закончить рисунок: хорошо заштриховать и решить рисунок тонально. Гриша просидел весь урок в дырявом носке, но с рисунком справился. В конце урока я тихо сказала ему, чтобы он скорее надевал сапог, пока никто не заметил дырки. В конце урока я обычно разбирала рисунок каждого. Гришин рисунок я похвалила и назначила Гришу своим помощником. С тех пор мы с ним подружились. А в классе теперь всегда была спокойная рабочая обстановка. Если кто-то из учеников нарушал дисциплину, я делала вид, что очень занята с другим учеником, и просила Гришу подойти к нарушителю и напомнить, что идет урок. Стоило Грише только приподняться, как тот тут же стихал.
Этот сапог  я запомнила на всю жизнь. А  из этого случая вывела для себя несколько правил: что бы ни случилось, не выгонять ученика из класса и не обращаться к администрации (это собственная слабость); решать все спокойно и по возможности с улыбкой; помогать трудным детям почувствовать, что они тоже достойны уважения, поддержать в них чувство собственного достоинства».
Проанализируем  структуру данного конфликта. Его  участниками (оппонентами) являются, с одной стороны — трудный ученик, с другой стороны — молодая учительница рисования. В чем состоит конфликтная ситуация, обусловившая данный конфликт? Прежде всего — в недостатках предшествующего воспитания ученика Гриши, а главное, в том, что он — второгодник, трудный ученик. Ведь двоечник не только тот, кто занимает низшую ступеньку в пятибалльной шкале, измеряющей уровень учебных успехов. Эта шкала всегда имеет социальный подтекст. Она определяет требования к ученику со стороны общества, школы, учителя, родителей и его неспособность (в отличие от других) удовлетворить эти требования. Это неизбежно ставит его на последнее место. Он оказывается худшим в глазах других, но не желает быть таким в собственных глазах.
Ребенок пытается отстоять собственное достоинство, и именно это стремление вызывает его отрицательное отношение к учению: повышенную эффективность, стремление уйти от оценочных ситуаций. Неудовлетворенность Гриши во взаимоотношениях с учителями привела к тому, что он невольно и от нового учителя ожидал соответствующего отношения к себе как к плохому ученику, второгоднику. Считая, что в общении с учителем на деловом уровне («ученик — учитель») он не может рассчитывать на уважительное отношение к себе, Гриша стремился перевести это общение на личностный уровень, где он, видимо, уже не раз чувствовал себя сильнее учителей (по словам учительницы, Гриша привык к скандалам, а ведь «скандал» — это всегда проявление слабости со стороны педагога).
Объектом  конфликта здесь является норма  поведения ученика — его обязанность  соблюдать дисциплину на уроке. Однако конфликта не произошло. Поняв, чем вызвано конфликтное поведение ученика Гриши, учительница преодолевает конфликт, не дав ему развиться. Обращение к административным мерам, конечно, быстро восстановило бы дисциплину, но не разрешило бы конфликта, так как лишний раз подчеркнуло бы, что Гриша — плохой, недисциплинированный ученик, т.е. вернуло бы его как раз к тем отношениям, от которых он стремился уйти. Приняв «игру» Гриши, учительница дала ему понять, что не собирается выяснять с ним, кто сильнее, и не стремится насильно подчинить его себе. Она продемонстрировала заинтересованность и уважение к его — пусть глупому, но его — поведению, показав, что готова к общению на равных, чего в конечном счете и хотел ученик, скорее всего, не осознавая этого.
Погасив конфликт в самой начальной стадии, учительница поняла, что одноразовым  воздействием конфликтную ситуацию исчерпать не удастся. Она дала Грише  ответственное поручение (быть ее помощником), которое позволило ему укрепить веру в себя, поднять свой авторитет в глазах уважаемого взрослого и одноклассников. Таким образом, учительнице удалось не только предотвратить развитие конфликта, но и использовать его в коррекционных целях.1
 
 
Естественно, что  реальные ситуации из жизни школы, собственного опыта учителей могут не вписываться в рамки предложенной схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.
 
 
Знание содержания и особенностей потребностей ребенка в разные возрастные периоды позволяет предложить приемлемые способы их удовлетворения.
При разрешении конфликтов учителя считают наказание  одним из основных средств воздействия. Они полагают, что благодаря этому  поступок больше не повторится, что это устрашит ученика. Но необходимо подумать о том, какой след переживаний остается в душе ребенка после его наказания: раскаяние, злоба, страх, агрессия, обида, вина…. В некоторых случаях вместо наказания уместнее найти компромисс между учителем и учеником. В случае если компромисс найти не удается и учитель принимает решение о наказании ученика, учитель должен следовать наставлению А.С. Макаренко, который писал: «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях»
Рекомендации  учителю по профилактике  конфликтов.
    Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
    Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
    Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют  отрицательные  функции:
- оказывают   разрушающее  влияние  на  здоровье  того,  кто  конфликтует; 
-ухудшает качество мышления; 
- по закону эмоционального заражения  вызывают  ответную  неприязнь  у  партнёра по    общению.
4.      Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учеников.
Перевоспитание  и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
5.Оценивая результаты  учебы  и  поведения  школьника, всегда  сначала  обращайте внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика.
Опора на положительное в обучениии воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и  школьниками. 
6.  Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других . 
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими  представляют  собой  не только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший  человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием  
предмета.
8.По своему  социально – психологическому  статусу вы всегда выше любого ученика
 
Заключение
Конфликты и  конфликтные ситуации в системе образования с участием несовершеннолетних довольно многочисленны. В тоже время, многие из них поддаются урегулированию без ущерба учебно-образовательному процессу, хотя и в течение длительного периода.
Подводя итоги  сказанному, необходимо отметить, что каждый конфликт носит неповторимый, индивидуальный характер. Поэтому определение существа конфликта важно для нахождения средств эффективного
поведения , которые  в целом и составляют условия  конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником, а единство и общность мотивов и целей в системе отношений «учитель-ученик» становиться залогом сохранения и утверждения норм поведения конструктивного взаимодействия.
Педагогам следует помнить, что учащиеся в большинстве своем хотят видеть в них не просто человека, обладающего властью, распоряжающегося наказаниями и поощрениями, обладающего авторитетными знаниями в определенной области, но и человека, которому можно подражать. Стиль взаимодействия педагога с учащимися часто служит примером для воспроизводства подобного отношения со сверстниками. Именно поэтому учитель, который ориентирован на искренний интерес к личности учащегося, его чувствам и переживаниям быстрее и легче вступит в контакт с ним и поможет найти выход из конфликта, конфликтной ситуации, устраивающий все заинтересованные стороны.
 


Используемая  литература
    Анцупов А. Л. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов. М.: Народное образование, 1995.
    И. М. Вереникина .Психологическая консультация //Преодоление  возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками  в школе. М., 1985.
    Слепцова С.А. Условия конструктивного разрешения конфликта между учителем и учеником. //Вопросы психологии. 2009. №5
    Гришин Н.В. Психология конфликта. М. 2008.
    http://festival.1september.ru/articles/566498/ Вильданова Валентина Аркадьевна. Конфликтные ситуации.
 
1 И.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.