Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Психология группы и классного коллектива

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Практическое  занятие  6. Психология группы и классного  коллектива
 
1. Обсуждение актуальных  теоретических  проблем темы. 
 
1.1. Понятие, признаки и  основные характеристики группы  в социальной психологии. Влияние  группы на индивида. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности. Классификации групп.
1.2. Понятие коллектива  и критерии его определения.  Свойства коллектива и методы  их изучения. Роль коллектива  в воспитании учащихся. Психологическая  защищенность учащегося в классном  коллективе.
1.3. Роль педагога в формировании  и функционировании детского  коллектива. Формирование умений  управления групповой динамикой  классного коллектива.
1.4. Социально-психологический  климат в классе и эффективность  педагогического воздействия. Развитие  умений прогнозирования и регуляции  педагогом социально-психологического  климата в классе.
1.5. Школа как поликультурная  социальная среда. Умение педагога  учитывать различные контексты  (социальные, культурные, национальные  и т.д.), в которых протекают  процессы обучения, воспитания и  социализации.   
1.6. Развитие этнической  и религиозной толерантности  школьников. Технологии формирования  основ толерантного сознания  личности учащегося.
 
1.1. Понятие, признаки  и основные характеристики группы  в социальной психологии. Влияние  группы на индивида. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности. Классификации групп.
Понятие группа в психологической категории введено в XIX в. Группы – большие социальные сообщества.
Проблема групп, в которых  объединяются люди в процессе своей  жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и  социологии. В общественных науках в принципе может иметь место  двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных  ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения  людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле  общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной Деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в  рамках этого (второго) толкования имеет  по преимуществу дело с группами социальная психология.
Для социально-психологического подхода характерен такой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как  бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные  групповые влияния. Это имеет  для Личности 2 важных следствия: с  одной стороны, определяет объективное  место Личности в системе социальной Деятельности, с другой -–сказывается на формировании сознания Личности. Личность оказывается включенной в систему  взглядов, представлений, норм, ценностей  многочисленных групп.
Группа – связка (итал.).
Группообразующие признаки (для любой группы):
      Историчность.
      Общая жизнедеятельность (сходность условий).
      Стабильность существования.
Группы:
      реальные
      лабораторные, естественные
      большие, малые
 
 
 Влияние группы на личность.
1. Социальная ингибиция – подавление психических функций под влиянием группы (снижение чувствительности, объема и концентрации внимания, генерирование оригинальных идей – характеристики точности (качества) психической деятельности).
Социальная фасилитация – усиление психических функций под влиянием группы (увеличение силы мышечного напряжения, продуктивности внимания, долговременной памяти – скоростные (временные) характеристики психической деятельности). Это говорит об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнения и оценок.
Объяснения этих эффектов могут быть разными. Ряд психологов считает, что усиление общего возбуждения  в присутствии других людей прежде всего влияет на доминирующую реакцию человека. Если этой реакцией является активизация, то наблюдается социальная фасилитация, если торможение –ингибиция. Фасилитация / ингибиция усиливаются в ситуации оценки действий индивида окружающими.  
 
2. Коллективизация мышления  состоит в том, что члены  группы, стремясь добиться группового  согласия и сохранить групповую  сплоченность, выбирают мнения, которых  придерживается большинство членов  данной группы.
Ключевой момент: люди не обращают внимания на правильность мышления, так как главная цель – быстрее  достичь группового согласия.
Симптомы коллективизации  мышления:
- иллюзия неуязвимости  и излишний оптимизм,
- безусловная вера в  моральную справедливость принимаемых  решений (линчевание),
- групповая психологическая  защита - регулятивная система психической  стабилизации, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта,  вызванного каким-либо психотравмирующим  воздействием. Механизмы - подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и т.д.,
- рационализация (от лат. rationalis — разумный) – обоснование абсурдного, иррационального импульса рациональными причинами (Фрейд, психологическая защита), 
- стереотипизация (от греч. stereos твердый, прочный и typos форма, образец) – классификация и характеристика социального объекта путем распространения на него характеристик некоего схематичного стандартизированного образа или представления о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенного и обладающего высокой устойчивостью (политическая пропаганда, межнациональные отношения, реклама, «образ врага»), предрассудок – социальная установка, которая выражается в необоснованном отрицательном отношении,
- конформизм (от позднелат. conformis  «подобный», «сообразный») – стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное, некритичное подчинение распространенным взглядам, часто по соображениям личной выгоды». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление (нонконформизм!!)
- самоцензура - умышленное устранение автором из своего произведения частей, которые он полагает, по тем или иным причинам, недопустимым публично демонстрировать. Так как разногласия зачастую дискомфортны, а в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои опасения,
- иллюзия единомыслия,
- давление со стороны  большинства.
Коллективизация мышления опасна тем, что приводит к принятию и  реализации ущербных решений: снижается  общий (групповой интеллект). Наиболее ярко проявляется в авторитарных системах.
Лекарство:
- рассматривать все альтернативные  решения,
- принимать во внимание  все возражения членов группы,
- анализировать решения  с точки зрения их недостатков  и т.д. 
 
3. Групповая поляризация  – явление, в соответствии  с которым групповая дискуссия  приводит не к сближению членов  группы и принятию единого  решения, а, напротив, к разделению  группы на противостоящие половины. В чем-то противоположна коллективизации  мышления, но объединяет их иррациональная  основа.
Информационная теория: во время дискуссии из разнообразной  информации выбирается лишь та, что  соответствует убеждениям, в результате убеждения усиливаются.
Нормативная теория: члены  группы стараются соответствовать  тем, с кем они себя в данный момент идентифицируют, - стремление «понравиться своим».
Выводы:
- в споре не всегда  рождается истина,
- нужно стремиться к  интеллектуальной и эмоциональной  автономности, независимости, а это  обеспечивается при адекватной  самооценке. 
 
4. Конформизм
Склонность к конформному  поведению зависит от:
- сложности задачи,
- компетентности индивида,
- значимости группы,
- наличием поддержки в  группе,
- статуса в группе,
- сплоченности группы,
- индивидуальных особенностей,
- культуры сообщества. 
 
5. Социальные стереотипы
«Встречают по одежке...»
В основе – категоризация, то есть склонность мышления людей  к обобщениям и подведениям многих вещей под единое понятие (категорию).
Экономия ресурсов психики.
чаще всего стереотипизация происходит:
- при дефиците времени  для познания,
- при усталости или  болезни,
- при эмоциональном возбуждении,
- при информационных перегрузках.
Все это характерно для  современной жизни. 
 
6. Каузальная атрибуция  – стремление людей найти объяснение  тому, что происходит с ними  и вокруг них:
- чтобы иметь возможность  управлять происходящим,
- чтобы избавиться от  чувства тревоги,
- чтобы выбрать разумный, рациональный способ действий.
«Локус контроля» как  проявление каузальной атрибуции: интернальная – приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам, экстернальная – приписывание причин поведения внешним, не зависящим от человека обстоятельствам.
Ошибки атрибуции:
- хороший поступок, совершенный  им самим, человек склонен объяснять  собственными достоинствами,
- хороший поступок несимпатичного  человека объясняется внешними  обстоятельствами и наоборот во всех вариантах (идентификация – отражение себя в симпатичном человеке),
- объяснение причин происходящего  зависит от настроя, установки  (находим причины там, где ищем) – исключение субъективности  при правосудии (позиции обвинителя  и защитника)!! 
 
7. Деиндивидуализация (деперсонализация) личности – временная потеря человеком психологических свойств, которые характеризуют его как уникальную личность, но сохранение при этом черт, объединяющих его с окружающими людьми.
Деиндивидуализированные личности более расторможены, менее склонны сдерживать себя, менее других задумываются о последствиях своих действий.
Основа – ощущение безответственности:
- под влиянием взаимного  заражения (я не один это  делал),
- в силу «незаметности»  таких лиц в толпе (в отличие  от лидеров).
Черты деиндивидуализации проявляется под воздействием алкоголя и наркотиков, из чего можно сделать вывод, что это характерно для людей в измененном состоянии психики.
Связано с влиянием на человека толпы (массы людей). 
 
8. Положительное влияние  группы на личность:
- освоение языка,
- формируются позитивные  социальные нормы и ценностные  ориентации,
- источник культуры,
- положительные эмоциональные  подкрепления, необходимые для развития  личности,
- передача знаний и  жизненного опыта.
 
Влияние референтности на личность. 
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Процессы познания личности другого человека и самой себя рассматриваются в отечественной  психологии как две стороны диалектически единого процесса, основывающиеся на тесной внутренней связи между личностью и обществом. Исследуются разные аспекты взаимосвязи самопознания с познанием личностью других людей.
Ряд исследователей рассматривают  вопрос о том, как сформировавшееся у личности знание о себе влияет на понимание ею другой личности.
Изучается также онтогенетически первичное влияние познания другого на самопознание личности. «Решающее влияние на личность оказывает сложившаяся у нее система субъективно-оценочных индивидуально-избирательных отношений с другими людьми. Оптимальные возможности для самопознания возникают в общении человека с теми из них, которых он выделяет как значимых других» [3.С. 30].
Т.К. Комарова и С.В. Кондратьева в своем исследовании «Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности» определяют понятие «эталон» как «совокупность представлений о наиболее ценных качествах личности, своего рода мерка в процессах познания ею других людей и самой себя» [3. С. 31].
Формирование таких ценностей  как качества личности (способности, черты характера и т.п.) имеют  наибольшее значение для формирования всей личности.
Реализация оценивающей  функции эталона, по мнению Т.К. Комаровой  и С.В. Кондратьевой, позволяет индивиду выделить тех людей из круга ближайшего общения, у которых уровень развития значимых качеств выше, чем у него. Сравнивая себя с этими людьми (значимыми другими) в отношении  значимых качеств, индивид в результате сравнения получает своеобразную самооценку. Применение эталона как мерки  в познании субъектом окружающих людей создает возможности для  реализации выделяемой Т.К. Комаровой  и С.В. Кондратьевой мотивационной  функции эталона, когда он выступает  для субъекта как цель саморазвития. Таким образом, значимый другой задает индивиду «зону ближайшего развития».
Итак, отношение референтности возникает как результат восприятия индивидом социального субъекта (другого индивида, группы, общности и т. п.), если их нормы и ценности в определенной степени совпадают, но у субъекта восприятия значимые для него качества менее развиты.
Разрушение референтных отношений происходит в результате либо достижения индивидом того эталона, который был для него целью саморазвития и причиной возникновения отношения референтности, либо разочарования индивида в значимом другом, как следствие ошибки (субъективности) социального восприятия.Посредством достижения одного эталона и одновременно формирования следующего, который будет в дальнейшем достигаться, личность проходит этапы формирования и развития.
1.2. Понятие коллектива  и критерии его определения.  Свойства коллектива и методы  их изучения. Роль коллектива  в воспитании учащихся. Психологическая  защищенность учащегося в классном  коллективе.
 
«Коллектив» (от лат. соllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения»1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.