ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Натурфилософия |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 03.05.2013.
Год: 2013.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Улан-Баторский филиал федерального
государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования
«Российский
экономический университет имени
Г.В. Плеханова»
Реферат
По дисциплине:
«Концепции современного естествознания»
На тему:
«Натурфилософия»
Выполнил студент
3 курса
Очной формы обучения
Направления «Концепции современного
естествознания»
Шагдуров П.А.
Научный руководитель:
Жамбаева
У.Б.
Монголия,
2013
Содержание
Введение
1.Представители натурфилософии
2.Николай Кузанский
3.Теория Николая Коперника
4.Натурфилософия Джордано Бруно
5.Механическая картина мира Галилео
Галилея
6.Список используемой литературы
Введение
XV и XVI столетия были временем
больших перемен в экономике,
политической и культурной жизни
европейских стран. Бурный рост
городов и развитие ремесел,
а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли,
вовлекавший в свою орбиту
все более отдаленные районы
постепенное размещение главных
торговых путей из Средиземноморья
к северу, завершившееся после
падения Византии и великих
географических открытий конца
XV и начала XVI века, преобразили
облик средневековой Европы.
Почти повсеместно теперь выдвигаются
на первый план города. Некогда
могущественнейшие силы средневекового
мира - империя и папство - переживал
глубокий кризис. В XVI столетии
распадавшаяся Священная Римская
империя германской нации
стала ареной двух первых антифеодальных
революций - Великой крестьянской
войны в Германии и Нидерландского
восстания. Переходный характер
эпохи, происходящий во всех
областях жизни, процесс освобождения
от средневековых пут и вместе
с тем еще неразвитость становящихся
капиталистических отношений, не
могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и
эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества
сопровождались широким обновлением
культуры - расцветом естественных
и точных наук, литературы
на национальных языках и, в
особенности, философии. Зародившись
в городах Италии это
обновление захватило затем и другие европейские
страны. Появление книгопечатания открыло
невиданные возможности для распространения
литературных и научных произведений,
а более регулярное и тесное общение между
странами способствовало повсеместному
проникновению новых научных течений,
развитию радикально новых взглядов на
мир, на проблемы философии.
Цель: ознакомиться
с натурфилософией в эпоху
Возрождения.
Задачи: познакомиться
с общей характеристикой эпохи
Возрождения, гуманистической мыслью
и представителями философии
данного времени. Изучить натурфилософии
и труды представителей натурфилософии
в эпоху Возрождения.
.
1.Представители натурфилософии
2.Николай Кузанский
Жизнь и труды
Родился
в семье виноградаря и рыбака.
О детстве Николая Кузанского
достоверных сведений мало. Убежав
из родного дома, нашел прибежище
у графа Теодориха фон Мандершайда,
который, став его покровителем, отдал
жаждущего знаний подростка в
школу в Девентере (Нидерланды). Здесь
юный Николай изучал теологию, философию,
латинский и греческий языки.
Учился в Гейдельбергском, Падуанском,
Кельнском университетах, где познакомился
с античной философией, углубил свои
знания по средневековой философии
и приобрел основательные знания
по естествознанию, математике, медицине,
астрономии и географии.
В
1423 стал доктором канонического права.
В 1426, приняв сан священника, поступил
секретарем к папскому легату в Германии,
кардиналу Орсини. Стал священником,
потом настоятелем церкви в Кобленце.
В 1433 участвовал в Базельском соборе. Поступил
на службу в папскую курию и совершил поездку
в Византию для переговоров об объединении
с Православной церковью. Во время поездки
познакомился с неоплатоником Плифоном. Был близок с итальянскими
гуманистами Лоренцо Валлой, Поджо Браччолини
и другими.
В
1440 выходит его первая и самая
известная философская книга
«Об ученом незнании». В 1442-45 Николай
Кузанский пишет небольшие сочинения:
«О сокрытом боге», «Об искании бога»,
«О даре Отца светов», «О становлении».
В
1448 получает сан кардинала. В 1450 —
епископ Бриксена (Тироль) и одновременно
папский легат в Германии. В
этом же году был опубликован цикл
«Книги простеца»: «Простец о мудрости»,
«Простец об уме», «Простец об опытах с
весами». В 1458 возвращается в Рим, став
генеральным викарием. В последние
годы жизни написал следующие
труды: «О берилле», «О не ином», «Об
охоте за мудростью», «Об игре в
шар», «О видении бога» и другие.
Умер в Италии.
Возрожденческая трактовка
диалектики и принцип совпадения противоположностей.
Николай
Кузанский, как и большинство
философов его времени, ориентировался
на традицию неоплатонизма. Однако
при этом он переосмыслил учение
неоплатоников, начиная с центрального
для них понятия единого.
У Платона и неоплатоников, как
мы знаем, единое характеризуется
через противоположность «иному»,
не единому. Эта характеристика восходит
к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим
единое многому, предел
- беспредельному. Кузанский,
разделяющий принципы христианского
монизма, отвергает античный
дуализм и заявляет, что «единому
ничто не противоположно». А отсюда
он делает характерный вывод: «единое
есть все» - формула, звучащая пантеистически
и прямо предваряющая пантеизм Джордано
Бруно.
3.Теория
Николая Коперника
Через
всю яркую жизнь Коперника, начиная
со студенческих лет в Кракове
и до последних дней, проходит основная
нить - великое дело утверждения
новой системы мира, призванной заместить
в корне неправильную геоцентрическую
систему Птолемея.
Первый
набросок своей теории Коперник изложил
в работе, которая известна под
русским названием, как “Малый комментарий
Николая Коперника относительно
установленных им гипотез о небесных
движениях”. Эта книга не была опубликована
при жизни автора. В “Малом комментарии”
после краткого предисловия, завершающегося
упоминанием о теории концентрических
сфер Евдекса и Каллиппа, а также
теории Птолемея, Николай Коперник
указывает на недостатки этих теорий,
вынуждающих его предложить свою
теорию.
Эта
новая теория исходит из следующих
требований:
Не существует
единого центра для всех небесных орбит
или сфер.
Центр Земли является не центром
мира, а лишь центром тяготения и лунной
орбиты.
Все сферы движутся вокруг
Солнца, как вокруг своего центра, вследствие
чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от Земли
до Солнца к высоте небесной тверди ( то
есть к расстоянию до сферы неподвижных
звезд) меньше отношения радиуса Земли
к расстоянию от нее до Солнца, причем,
расстояние от Земли до Солнца ничтожно
мало по сравнению с высотой небесной
тверди.
Всякое движение, замечаемое
у небесной тверди, связано не с каким-либо
движением самой тверди, а с движением
Земли. Земля же, вместе с окружающими
ее стихиями (воздухом и водой) совершает
в течение суток полный оборот вокруг
своих неизменных полюсов, в то время,
как твердь небесная и расположенное на
ней небо, остаются неподвижными.
То, что кажется нам движением
Солнца, на самом деле связано с движениями
Земли и нашей сферы, вместе с которой
мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая
другая планета. Таким образом, Земля обладает
более чем одним движением.
Кажущиеся
прямые и попятные движения планет, обусловлены
не их движениями, а движением Земли. Следовательно,
одного лишь движения самой Земли достаточно
для объяснения многих кажущихся неравномерностей
на небе.
В
этих семи тезисах четко намечены
контуры будущей гелиоцентрической
системы, сущность которой заключается
в том, что Земля одновременно
движется и вокруг своей оси и
вокруг Солнца.
Формулируя
тезисы своей теории, Николай Коперник
пользуется понятиями астрономии начала
16 века. Так, в его тезисах речь
идет о движении сфер, а не о движении
планет. Ибо движение планет объяснялось
тогда движением сфер, каждая из
которых соответствовала определенной
планете. Пятый тезис следует
понимать как, что сфера неподвижных
звезд не участвует в движении
планетных сфер, а остается неподвижной.
А в последнем тезисе речь идет
о петлях описываемых планетами
на небе вследствие движения Земли
вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось
достаточно принять допущение о том, что
мы наблюдаем за планетами с движущейся
Земли, плоскость орбиты которой, почти
совпадает с плоскостями орбит других
планет. Такое допущение существенно упрощало
объяснение петлеобразного движения планет
по сравнению со сложной системой эпициклов
и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно
важным был и четвертый тезис: никто до
Коперника, а большинство астрономов и
после его смерти, не смели приписывать
Вселенной столь огромные размеры.
Сформулировав
7 положений своей теории, Коперник
переходит к описанию последовательности
расположения небесных сфер (планет). Затем
Коперник останавливается на том, почему
годовое движение Солнца на небе следует
объяснять лишь движением Земли.
Заканчивается
“Малый комментарий” следующим утверждением
:”Таким образом всего тридцати четырех
кругов достаточно для объяснения устройства
Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник
необычайно гордился своим открытием,
ибо видел в нем наиболее гармоничное
решение проблемы, сохранявшее принцип,
в силу которого все движения планет можно
интерпретировать как сложения движений
по окружности.
4.Натурфилософия Джордано Бруно.
Впечатляющие и глубокие результаты
натурфилософия Возрождения получила
в творчестве итальянского философа,
ученого и поэта Джордано Бруно
(1548-1600). Жизнь этого горячего, искреннего
и бескомпромиссного поборника
истины стала предметом многочисленных
философских осмыслений и художественных
изображений. Родившись в местечке
Нола (недалеко от Неаполя, отсюда его
самоименование — Ноланец), в семье
мелкого дворянина, он еще юношей
стал монахом доминиканского монастыря.
Богословское образование оказалось
бессильным перед идеями гуманизма,
философии и науки, почерпнутыми
Бруно в личных контактах и
в книгах богатой монастырской библиотеки.
Конфликт с начальством закончился
бегством Бруно из монастыря. Начались
годы скитаний молодого философа по городам
Италии, затем Франции. Лекции в университетах
Тулузы и Парижа сопровождались диспутами
с носителями схоластической рутины
и конфликтами с ними. Примерно
то же самое происходило и в Англии (в Лондоне
и Оксфорде). Контакты же с гуманистами
и учеными, напротив, были .весьма плодотворными.
Бруно — плодовитый писатель. В 1584-1585 гг.
в Лондоне он опубликовал шесть диалогов
на итальянском языке, где изложил систему
своего мировоззрения. Важнейшие из них
для истории философии — «О причине, начале
и едином» и «О бесконечности, вселенной
и мирах». Едкое сатирическое изображение
схоластического педантизма и богословской
учености в некоторых из этих диалогов
стало одной из главных причин отъезда
Бруно из Англии. Вскоре уже из Франции
Бруно перебирается в Германию. Он читает
лекции в университетах Виттенберга и
других городов империи. К концу 1590 г. философ
завершает новый цикл своих работ — «О
безмерном и неисчислимых», «О монаде,
числе и фигуре», «О тройном наименьшем
и мере» (напечатаны во Франкфурте в 1591
г.). Все эти сочинения — латинские поэмы,
содержащие, однако, и прозаические тексты.
(Мы назвали отнюдь не все произведения
Бруно, имеющие значительное философское
содержание.) Приезд Бруно в Венецию (он
рассчитывал получить кафедру математики
в знаменитом Падуанском университете)
оказался роковым. Философ был предательски
выдан местной инквизиции в мае 1952 г., а
примерно через год по требованию римской
инквизиции и самого папы он оказался
в ее застенках. Несколько лет инквизиторы
Добивались у Бруно отречения от его "еретических"
философских идей. Раскаяние спасло бы
ему жизнь. Но Бруно проявил бескомпромиссность,
не отрекся ни от одной из своих идей. Инквизиционное
судилище приговорило его к сожжению на
костре. Источники донесли до нас гордые
слова изможденного и измученного философа:
"Быть может, вы с большим страхом произносите
этот приговор, чем я его выслушиваю!"
Максимальное
сближение Бога и природы у
Бруно имело для его натурфилософской
доктрины другое важнейшее следствие,
которое можно назвать реабилитацией
материи. Для Ноланца материя есть не что
иное, как "божественное бытие в вещах"(essere
divino nelle cose), которое означает тесное объединение
материи и формы") отрицание самостоятельности
последней, многократно усиленное в схоластической
философии, признававшей вопреки Аристотелю
множество форм, не связанных с материей.
Наиболее общий вывод, сформулированный
в этом контексте Ноланцем, состоял в том,
что он объявлял материю тем началом, которое
"все производит из собственного лона"
(proprio e gremio). Источником форм, всего бесконечного
качественного многообразия бытия оказывается
в этом контексте уже не Бог, а материя.
Ho на реабилитации материи Бруно не останавливается.
Трактовка
природы в произведениях Бруно
почти всегда органистическая —
чувственные и интеллектуальные
свойства микрокосма переносятся на
всю природу. Важнейший результат
такой аналогии — гилозоистическое
и панпсихическое истолкование всего
и всякого бытия. "Мир одушевлен
вместе со всеми его членами",
а душа — "ближайшая формирующая
причина, внутренняя сила, свойственная
всякой вещи". Вместе с тем она
выступает и в качестве всеобъемлющей
духовной субстанции — платоновско-неоплатонической
мировой души, к понятию которой
многократно обращались многие средневековые,
чаще всего, неортодоксальные философы,
и которая стала одним из главных
онтологическо-гносеологических понятий
ренессансной философии. В столь
важном произведении Бруно, как диалог
«О причине, начале и едином», понятие
самого Бога фактически подменяется
понятием мировой души. Такого люда
подмена во многом объясняется тем,
что важнейшим атрибутом мировой
души признается некий "всеобщий ум",
универсальный интеллект. Правда, Ноланец
говорит о трех разновидностях интеллекта
— божественном, мировом и множестве
частных, но решающую роль приписывает
именно мировому - центральному, связующему
звену этой платоновской триады. Телеологическая
трактовка бытия у Бруно тесно
связана и с не раз отмечавшимся
нами сближением природы и искусства
у ряда ренессансных философов. Гармония
и красота природы, невозможные без уяснения
ее целесообразности в большом и малом,
могут быть объяснены, согласно Ноланцу,
лишь тем, что всеобщий ум выступает как
'^тот художественный интеллект, который
изнутри семенной материи сплачивает
кости, протягивает хрящи, выдалбливает
артерии, вздувает поры, сплетает фибры,
разветвляет нервы и со столь великим
мастерством располагает целое". Природа
полна бессознательного творчества (что
утверждал и Аристотель), и человеческое
— только уподобление ей.
5.Механистическая картина мира Галилео
Галилея.
Основоположником
экспериментально-математического
метода исследования природы был
великий итальянский ученый
Галилео Галилей (1564- 1642). Леонардо да
Винчи дал лишь наброски такого
метода изучения природы, Галилей
же оставил развернутое
изложение этого метода и
сформулировал важнейшие принципы
механического мира.
Галилей
родился в семье обедневшего
дворянина в городе Пизе (недалеко
от Флоренции). Убедившись в бесплодии
схоластической
учености
он углубился в математические науки.
Став в дальнейшем профессором
математики Падуанского
университета, ученый развернул
активную научно-исследовательскую
деятельность, особенно в области
механики и астрономии. Для торжества
теории Коперника и идей, высказанных
Джордано Бруно, а следовательно, и для и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|