Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Якутский филиал
 
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Междисциплинарная кафедра
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Региональное  управление и территориальное планирование»
 
РЕГИОН: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ
 
 
 
 
Автор работы:
Студент 2 курса
Группы 111-взЯ
Заочной формы обучения
Шванов Н.А.
Подпись________________
Руководитель работы:
Хван И.С.
Оценка__________________
Подпись________________
 
«____» апреля 2013г.
 
 
 
 
 
 
 
Якутск 2013
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Стр.
Введение           3
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ 4
 
1. Определение понятия «регион» отечественными учеными  4
 
2. Определение  понятия «регион» зарубежными  учеными  8
 
3. Критерии  выделения региона       13
 
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ    18
 
2.1. Научные  методы регионального исследования    18
 
2.2. Развитие региональных исследований в России   21
 
2.3. Региональное  управление               25
 
Заключение          39

Список использованной литературы      40

 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Будущее нашей страны зависит от многих факторов, но главное - сохранение и укрепление целостности Российского государства.
Проблема суверенитета России связана с федерализацией страны. Именно федерализм способствует стремлению административно-территориальных  образований к самостоятельности  и свободному развитию. Однако предоставление регионам широкой самостоятельности, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, расширение поля для полной самореализации в рамках Конституции Российской Федерации, федеративного законодательства не обеспечивают полную гарантию сохранения и целостности Российского государства. Сегодня на первый план выдвигается задача совершенствования региональной политики, которая должна стать магистральным, главенствующим, приоритетным направлением государственной федеральной политики, целостной системы законодательно-правовых актов, учитывающих как стратегические интересы национальной безопасности, так и нужды развития самих регионов.
Переход к устойчивому  развитию Российской Федерации, как это предусмотрено соответствующей Концепцией, будет возможен только тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.
Значительное место  в данной работе отводится рассмотрению важнейших методологических аспектов регионоведения, показаны закономерности функционирования региона, даны соответствующие понятия, принципы, категории, методы региональных исследований.
Разумеется, в относительно небольшой учебной работе трудно со всей полнотой раскрыть все стороны  региона, тем более что региональные системы весьма динамичны, как динамично наше время.
 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
 
1. Определение  понятия «регион» отечественными  учеными
 
Регионоведение рассматривает  регион - субъект Российской Федерации - с самых разных позиций, с учетом различных факторов, влияющих на формирование и функционирование регионального социально-экономического комплекса - природно-ресурсных, исторических, политико-правовых, национальных, демографических, с учетом места и роли региона в межрегиональном и международном разделении труда.
К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние  на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических  преобразований в стране, несомненно, относится и явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления встречает сопротивление Центра. С другой стороны, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) устремился по пути сепаратизма, нарушения конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащими Конституции Российской Федерации.
С учетом исключительной важности действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления, возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии. Сегодня в ходу понятие «экономический федерализм», который рассматривается как «внутренняя система и механизм взаимодействия Российской Федерации с субъектами Федерации, а также самих субъектов друг с другом в сфере экономической деятельности»1.
По утверждению отечественных  регионоведов, сам термин «региональная  наука» ввел в обиход американский экономист У. Изард. Он считал, что  региональная наука шире, чем региональная экономика. По его мнению, наиболее реальна аналогия между региональной наукой и прикладной географией2.
Это вовсе не означает, что региональные экономические  исследования ведутся с недавних времен. Региональная экономика как  составная часть региональной науки  имеет давнюю историю и в России, и за рубежом. Другое дело, что по-настоящему «региональная экономика» получила полноценную «прописку» в послевоенные годы. Разумеется, наиболее активно развивалась региональная наука в федеративных государствах, в странах, располагающих значительными территориями. К числу таких государств, несомненно, относится и Российская Федерация.
Важно определиться с  понятийным инструментарием. И в  первую очередь с понятием «регион».
Дело в том, что и  в нашей, и в зарубежной научной  литературе отсутствует четкость в определении предмета самой региональной науки, что, несомненно, является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом. Например, насчитывается около ста толкований понятий «регион» и «район».
В экономической литературе чаще всего фигурирует два понятия  региона. Причем, довольно часто между  понятиями «регион» и «район»  ставится знак равенства. Отсюда и двойственность в определении понятия «регион». Так, Ф. Кожурин в брошюре «Совершенствование регионального управления» указывает, что, во-первых, под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природноресурсной специализацией... Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношении. Второе понятие - единица административного деления страны: край, область, город».
Известный специалист в  области региональной экономики  Н. Некрасов также рассматривает регион с позиции социально-экономической, не принимая во внимание такую категорию, как «самоуправляемость», т. е. административно-территориальное деление. «Под регионом, - указывает Н. Некрасов, - понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями, а главным образом - характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой»3.
Г Черкашин в книге  «Региональные проблемы социальной политики» считает, что регион - это  социально-территориальная общность, отражающая целостную общественную систему, обладающая административной, хозяйственно-экономической, социально-культурной самостоятельностью, развивающаяся в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях».4. Здесь явно просматривается социальный уклон. Заметим, что подобную точку зрения имеет и Н. Аитов, рассматривая регион не как территориальную, а как социально-экономическую общность, определяемую единством экономической, политической и духовной жизни5.
Г. Черкашин в указанной  работе подчеркивает идентичность понятий  «регион» и «район». Он пишет: «Термины «регион» и «район» мы употребляем  как синонимы».
Л. Коган в «Словаре прикладной социологии» регионом называет «...группу областей, краев, республик, составляющих территориальное и народнохозяйственное целое (Северо-Запад, Западная Сибирь и т. п.).
В более широком и  распространенном в социологии смысле слова «регионом» называют любую самостоятельную в хозяйственно-экономическом и административном отношении территорию, начиная от сельского района и кончая крупными народнохозяйственными территориальными комплексами».6
На взгляд В. Игнатова и В. Бутова, такое расширительное толкование понятия «регион» не имеет четкого научного обоснования, носит слишком «бытовой», если можно так выразиться, характер, фактически игнорирующий методологические корни.7
В. Долятовский считает, что «регион в современном  понимании - это сложный территориально-экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности в связи с внешней средой».
«Регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, - пишут авторы книги «Основы теории регионального воспроизводства», - но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов»8.
Некоторые авторы подразделяют регионы по функциональной роли и  социально-экономическому содержанию на административно-хозяйственные  и производственно-экономические9. К административно-хозяйственным, по их мнению, относятся образования, имеющие собственные государственные органы управления и относительно развитое народное хозяйство. Что касается производственно-экономических регионов, то указанные авторы определяют, что «экономический район (регион) - это не просто территория. Это, прежде всего экономическая категория, одна из форм территориальной организации производительных сил и объект долгосрочного территориального планирования и прогнозирования, разработки генеральных схем размещения и развития производительных сил стран. Это крупная территория с более или менее однородными природными ресурсами, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов со сложившимся хозяйством, производственной и социальной инфраструктурой, достаточно высоким уровнем внутрирегиональных производственно-экономических связей».
Весьма разнообразными и порою противоречивыми являются определения понятия регионов учебной  литературе.
 В учебнике «Система  государственного управления» (автор  А. В. Пикулькин) дано следующее определение: «Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Региональное деление может не совпадать с административно-территориальным и национально-территориальным. Регион может быть в границах субъекта РФ либо объединять территорию нескольких субъектов РФ»10.
В учебниках для Средней  школы под «регионами понимаются как обширные территории, охватывающие континенты, их целостностные части  или страны» (понятие «район» связывают с территориями конкретной страны), так и группировки «из нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства»11.
В Большой Советской  энциклопедии регион определяется как  «крупная индивидуальная территориальная  единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)»12.
 
2. Определение  понятия «регион» зарубежными учеными
 
Как трактуют понятие  «регион» зарубежные ученые-регионоведы.
Признавая существующую путаницу в определении понятий  «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем  капитальном исследовании «Все возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, но которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории».13
В работах американских ученых, впрочем, как и в отечественных  исследованиях, встречаются различные  определения понятия «район».
Так, профессор Гарвардского университета Грае писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы может сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей».14
На запрос подкомитета  по районированию Комитета национальных ресурсов конгресса США были получены от различных научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, следующие ответы:15
- Чикагский университет,  профессор В. Джонс: «Район - это  территория, внутри которой имеется  однородность в одном или нескольких  отношениях».
- Северная Каролина, профессор  Вуфтер: «Район - это территория, в  пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической и социальной структуры».
- Миннесотскии университет,  профессор R Хартсхорн: «Район - это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном и культурном) ландшафте».
Еще один ученый из Чикаго - Р. Платт, что называется, «заземлил» понятие «район»: «Район - это территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования».
На основании этих суждений, а также исходя из собственных взглядов, Комитет по районированию дал такое толкование: «Под районом вообще следует понимать территорию, характеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах)».16
Крупные российские исследователи районов США, такие как Л. Зиман, М. Половицкая, Л. Смирнягин не раз подчеркивали, что при выделении районов США сами американцы обращали внимание на разнообразие физико-географических условий, особенности заселения в разные периоды истории Америки, на традиции, а также экономические и социальные различия. Региональное самосознание американцев - это не только отождествление граждан с определенной территорией, районом, штатом, но и противопоставление себя жителям других регионов, у которых другие привычки и традиции, другой выговор в речи, другие экономические и социальные, а нередко, и иные политико-национальные интересы.
С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время «рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких, как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сферах во все возрастающем числе стран».17
Э. Куклински рассматривает  регионы как составные части  пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. «Регионы, которые - благодаря своей более высокой конкурентоспособности - могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети».
Необходимо подчеркнуть, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию  своих территорий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая. Особенно активизировались «региональные идеи» в Европе. 4 декабря 1996 года более 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 миллионов своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации - стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран, учитывая важность процесса интеграции и регионализации.
Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действия стремится к признанию регионализма не только в Европейском Союзе, но и за его пределами.
В Декларации, как указывает  М. Столяров, записано, что понятие  «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства».18
В 1995 г. в Москве организована Международная Академия регионального  развития и сотрудничества (МАРС). Она  создана с целью объединения  и координации усилий ученых, практиков  государственного и муниципального управления, представителей деловых кругов разных стран для содействия устойчивому развитию регионов и разностороннему взаимовыгодному региональному сотрудничеству. Основными задачами МАРС являются:
- проведение фундаментальных  и прикладных научных исследований для регионов на основе международной кооперации и координации научной деятельности;
- осуществление научного, информационного и правового  обеспечения деятельности в области  управления, политики, экономики на  уровне отдельных регионов, а также отношений регионов между собой;
- организация и осуществление  разработки и экспертизы региональных  проектов и программ;
- подготовка и переподготовка  специалистов по проблемам регионального  развития и регионального сотрудничества.19
В конце 1997 года вышла в свет коллективная работа ученых Уральского отделения РАН, посвященная социально-экономическим проблемам формирования рыночных отношений в крупном городе. В ней значительное место было отведено методологическим аспектам региональной политики. Определяя объекты региональной политики, авторы, в частности, отмечают, что регионы - это «территориальные части страны, отличающиеся друг от друга природными и социально-экономическими условиями».20
Значительный интерес  представляет работа И. Арженовского «Региональный рынок: воспроизведенный процесс», выпущенная в Нижнем Новгороде в 1997 г.
Термин «регион» он определяет как «выделившуюся в процессе общественного (территориального) разделения труда часть территории страны, которая  характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач».21 Иными словами, речь идет о субъекте Федерации. Правда, автор этой формулировки нередко вступает в противоречие с самим собой. Так, на с.19 он рассматривает «регион» как крупную территорию, специфическую по типу сложившихся производственных структур, социальной общности населения, природно-ресурсной базы территорию. «В условиях России, - подчеркивает он, - эта территория в большинстве случаев соответствует объединению нескольких субъектов Федерации и тождественна понятию экономический район». И тут же вновь констатирует, что ряд областей, краев и республик России подпадают «под все перечисленные признаки региона...». Суммируя свои взгляды, Арженовский в конце концов приходит к определенному итогу: «мы понимаем под регионом... края, области, республики в составе РФ и в дальнейшем термин будет использоваться именно в данном значении».
Авторы широко известного учебного пособия «Региональная  экономика» (под редакцией проф. Т. Морозовой), рассматривая основные принципы районирования России в современный период, выделяют три главных звена (таксонические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена - республики, области, края и низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.22 При этом они рассматривают район как « специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство и доставку продукции тому или иному потребителю будут наименьшими.
 
3. Критерии  выделения региона
 
Существует множество  подходов к определению понятия "регион" (географический, природно-климатический, культурно-этнический, экономический, военно- политический, исторический и т.д.). При этом их границы, как правило, не совпадают друг с другом. Различными авторами предпринимаются попытки объединить их в единое понятие. Но наиболее на наш взгляд продуктивный подход - деятельностный, рассматривающий регионообразующие характеристики в зависимости от изучаемых процессов и видов деятельности. С экономической точки зрения под регионом следовало бы понимать образование, основу которого составляет территориально-производственный комплекс, способный обеспечить его целостность и относительно самостоятельное развитие. Но, во-первых, реально существовавшее межрегиональное разделение труда было основано на производственно-технологических и административно- мобилизационных, но не экономических принципах. Сами регионы в существующих административно-территориальных границах представлены в основном монопрофильным производством, являясь практически территориально-производственными узлами некогда единого народнохозяйственного комплекса "страны-фабрики". Т.е. классическая экономическая и административно-территорильная регионализация не совпадают. В то же время социально-культурная инфраструктура практически полностью сформировалась в соответствии с административно-территориальным устройством региона. Во-вторых, в новых экономических условиях с тенденцией углубления именно технологического межтерриториального разделения труда региону понадобится не комплексность и замкнутость регионального производства, а поиск более экономически выгодной специализации и кооперации. Ускоряющиеся темпы смены видов производств потребуют постоянной территориально-отраслевой перестройки и изменения экономического регионального рисунка.
В последнее время  все большее число специалистов в области региональной науки  и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации. На этом настаивают президенты республик Татарстан, Адыгея, Кабардино-Балкария и др.
Подводя итог вышесказанному, примем за основу следующую структуру социально-экономического и территориально-административного деления России, предложенную В. Игнатовым и В.Бутовым23:
1. Экономические зоны - Европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток, с выделением определенных подзон, как предлагают некоторые ученые.
2. Экономические районы, имея в виду уже сложившиеся экономические районы, типа Северный Кавказ, Урал, Поволжье и т. д. Всего по экономическому районированию в России выделяется 11 экономических районов.
Экономические районы (нередко  их именуют экономико-географическими) - это крупномасштабные территории Российской Федерации, располагающие однородными (сходными) природно-климатическими условиями, полезными ископаемыми, трудовыми ресурсами, производственным и научным потенциалом, специализацией и кооперацией производства, экономическими связями между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, определенным местом во внутрироссийском и международном разделении труда.
3. Регион - территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.
Целостность региона  означает вполне рациональное использование  природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирептональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни.
Комплексность хозяйства  региона означает в первую очередь  сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь  между элементами хозяйства, когда  эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
«Показателем комплексности регионального хозяйства, - указывает И. Арженовский, могут быть продукция внутрирегионального производства, потребляемая в регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения, степень использования региональных ресурсов... Комплексность и целостность служат предпосылкой относительного обособления регионов в рамках народного хозяйства страны. Оно проявляется в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией, на этой основе образуется относительная самостоятельность»24.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
    индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли и удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
    индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
    общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов)25.
Как уже отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, которая непосредственно  связана с административно-территориальным  делением Российской Федерации. И здесь  важно подчеркнуть, что управляемости  в определенной степени способствует целостность региона, т.к. административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов и т.д. Административно-территориальные органы должны обеспечивать также многообразные связи - торговые, финансовые, социальные, экологические, производственные, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Выделим еще несколько понятий, которые часто фигурируют в экономической  литературе, посвященной региональным проблемам. В ряде публикаций используется такой термин, как «национально-территориальное  устройство». В нем в качестве одного из критериев членения территории выступает национальный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания национально-территориальным образованиям элементов государственности.
Непосредственно с регионом связано и другие понятие - «территориальная организация общества». По Э. Алаеву  в широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся:  территориального разделения труда;  размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношения общества и окружающей среды; проблемы региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.
Можно отметить и такое  понятие, как «региональное разделение труда» - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.
Каждая наука, каждое научное направление развивается  в неразрывной связи с практическими  потребностями и запросами общества. Теория региональной науки, методы размещения и территориального развития тесно переплетаются с практическими задачами регионального планирования и прогнозирования, управления, формирования регионального хозяйственного рынка, функционирования социальной среды.
Факторами, оказывающими существенное влияние на развитие и размещение производительных сил региона - субъекта Федерации, являются:
- природно-ресурсный  потенциал (количество и виды  природных ресурсов, их геологические  характеристики, условия добычи, использования  и т. д.);
- демографические (в первую очередь численность и структура населения, трудовые ресурсы и др.); - социальная инфраструктура;
- экологические (уровень  рационального природопользования, экологизация экономики и др.);
- технико-экономические  (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции, и др.);
- экономические (оценка  экономико-географического положения,  транспортное положение, стоимость  основных фондов, показатели ВВП,  эффективность производства и  др.);
- технологические (уровень существующих технологий, влияние НТР на возможный уровень техники и технологии).
Все регионы можно  объединить в шесть основных типов. Все шесть типов регионов представлены преимущественно традиционными  отраслями:
I тип - представляют  пять Российских регионов, лицо которых определяется топливно-энергетическим комплексом с его долей (28 - 75%).
II тип - объединяет  восемь регионов, в которых преимущественное  распространение получил металлургический  комплекс (32 - 63%).
III тип - семь регионов, ориентирующихся на лесохимическое производство (30 - 42%).
IV тип - к нему принадлежат  регионы РФ, где основной упор  делается на развитие отраслей  машиностроения и металлообработки. Это наиболее многочисленная  группа: сюда входят 29 российских  территорий (26 - 56%). При невысоком технико- экономическом уровне отечественного машиностроения именно его следует рассматривать, как преимущественную специализацию российской промышленности.
V тип - включает 9 регионов, в которых структурной доминантой  выступает легкая промышленность (25 79%).
VI тип - определяется  наибольшим удельным весом пищевой  промышленности (27-78%). Таких регионов  девятнадцать.
 
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1. Научные методы регионального исследования
 
В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных  методов, важнейшими из которых являются:
- Системный анализ. Этот  метод опирается на принцип  поэтапности (постановка цели, определение  задач, формулировка научной гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей); это метод научного познания, который позволяет изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи, их взаимодействие.
- Метод систематизации. Он связан с разделением изучаемых явлений (исходя из целей исследования) и избранными критериями на совокупности, характеризуемые определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах, как классификация, типология, концентрация и др.
- Балансовый метод, который характеризуется  становлением отраслевых и региональных  балансов.
- Метод экономико-географического  исследования, который в свою  очередь подразделяется на три  составные части: 
    региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии);
    отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе);
    местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения, изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).
- Картографический метод.  Этот метод позволяет наглядно представлять особенности размещения.
- Метод экономико-математического  моделирования (моделирование территориальных  пропорций развития экономики  региона, моделирование по отраслям  хозяйства региона, моделирование  формирования хозяйственных комплексов региона).
Метод экономико-математического  моделирования с учетом современных  электронных средств позволяет  с минимальными затратами труда  и времени обрабатывать огромный и весьма разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. И что особенно важно - выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.
По оценкам американского  ученого Н. Гликмана, исследовавшего региональные системы США, в частности  Филадельфийский регион, одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы.26
Такая модель была сформулирована Г. Хойтом в 30-е годы и, по мнению Н. Гликмана, была использована за 40 лет в более  чем 100 отдельных региональных исследованиях. «Исследования экономической базы, - подчеркивает в своей работе американский ученый, - используются в нескольких направлениях. Во-первых, данные, собранные для изучения экономической базы, сами по себе несут полезную информацию, например, показывают источники занятости и дохода, а также слабые места в экономике региона. Во-вторых, модели экономической базы очень часто используются как средство прогнозирования деловой активности».
- Метод таксонирования. Это процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны - равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки, к примеру административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, то в данном случае можно употребить понятие «регионализация».
- Вариантный метод размещения  производительных сил региона.  Этот метод чаще всего используется  при разработке схем размещения  производства по территории региона  на первых этапах планирования  и прогнозирования. Он предусматривает  рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам;
- Методы социологических  исследований. Они разнообразны: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контентанализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т. д.
Важное место в региональных исследованиях занимают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижений относительно равной степени удовлетворения потребностей населения всех регионов Российской Федерации. А уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.
Таким образом, изучение региональных социально-экономических  систем опирается на довольно широкий  круг методов и способов, которыми активно пользовались и пользуются регионоведы.
 
2.2. Развитие  региональных исследований в  России
 
Отметим, что интерес к региональным исследованиям сегодня повсеместно  весьма велик. Региональным проблемам  посвящены сотни научных публикаций, десятки крупных монографий, значительное число докторских и кандидатских диссертаций. Ежегодно в России и за рубежом проходят крупные научные конференции, симпозиумы, семинары, в повестке дня которых региональные проблемы.
Первые региональные исследования в России были, несомненно, связаны с проблемами районирования, с делением огромной территории Российской империи на административные единицы. Долгое время именно административно-территориальное устройство нашего государства являлось основой экономического районирования.
Фактически до Петра I в России существовало значительное разнообразие административно-территориальных  единиц - уделы, княжества, воеводства, станы, округа и т. д.
Выделение этих территориальных единиц крупнейший российский историограф  Н. М. Карамзин отмечал еще задолго до создания централизованного Российского государства. «Ярослав разделил государство на четыре области, - писал он, - ... в течение времени каждая из одних разделилась еще на особенные уделы». Петр I в 1708 г. разделил Россию на 8 крупных губерний, которые в свою очередь делились на уезды. Уже после смерти Петра между губерниями и уездами (как промежуточное звено) появились провинции. При Екатерине II за счет разукрупнения число губерний вначале увеличилось до 40, а затем до 68.27
Значительные административно-территориальные  преобразования происходили в годы советской власти. Были ликвидированы  старые административно-территориальные  единицы - губернии, уезды, волости, наместничества и др.
Вплоть до начала 90-х  годов политико-административное деление СССР выглядело так: 15 союзных республик, в составе которых существовало 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных (национальных) округов; свыше 130 областей и краев.
В состав Российской Федерации  входили 16 автономных республик, 6 краев, в составе которых находилось 5 автономных областей и 2 автономных округа, 49 областей (в составе 7 областей было 8 автономных округов). Особый статус управления имели Москва и Ленинград.
Естественно, на всем этапе  административно-территориального деления дореволюционной России находились ученые, исследовавшие не только правовые, но и экономико-социальные особенности территориального деления. Среди ученых, занимавшихся региональными (разумеется, не в узком понимании, а как часть экономического комплекса России) исследованиями, были такие крупные ученые и государственные деятели, как П. П. Семенов-Тян-Шанский, А. И. Скворцов, А. Н. Челинцев, С. Ю. Витте, В. И. Вернадский и др.
Первым крупным общероссийским научным центром по региональным исследованиям стала Комиссия по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданная академиком В. И. Вернадским в 1915 году.
В 20-е годы началась разработка таких важных проектов, как «Урало-Кузнецкий  комбинат», «Большая Волга», «Большой Донбасс».
В числе первых регионоведов, наряду с другими исследователями, был Н. Н. Колосовский.  Районирование, по Колосовскому, - это раскрытие  процесса формирования пространственных экономических систем; цель изучения этих систем - достижение максимальной эффективности территориальной организации производительных сил страны.
Научные проблемы учения об экономическом районировании  Колосовский делил на 4 группы:
- Теоретические. Речь идет о научных основах и закономерностях экономического районирования.
- Исторические. Изучение истории экономического районирования и развития научной мысли в России.
- Методические. Разработка и систематика научной методики (приемов и способов) исследования районирования.
- Прикладные. Использование теории экономического районирования на практике28.
Территория страны была разделена на 21 экономический район. Стали создаваться специализированные научные коллективы, входившие в  систему Госплана СССР и Российской Федерации, Академии наук, центральных  и региональных вузов. С 1930 года головной организацией по прикладным исследованиям региональной науки является Совет по изучению производительных сил - СОПС (сейчас это СОПС и ЭС РАН и Минэкономики РФ).
В рамках Российской Федерации  такой головной организацией стал ЦЭНИИ (Центральный экономический научно-исследовательский институт) при Госплане России.
В 1938-1940 годах Госплан  СССР разработал новую сетку экономических  районов (их стало 13). Стали составляться и утверждаться государственные  пятилетние планы развития народного  хозяйства. Такие планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.
Практически с начала 60-х годов научные общественные и региональные исследования многочисленных научных и проектных учреждений и организаций концентрировались  на разработке основного прогнозного документа страны - «Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР». А в 70-е годы параллельно с разработкой «Генеральной схемы» стала разрабатываться «Комплексная программа научно-технического прогресса». В разработке «Генеральной схемы» участвовало около 500 институтов и лабораторий, эта программа была рассчитана на 10-15 лет и имела конкретные показатели. Что касается «Комплексной программы», то, по мнению ее авторов, она носила стратегический характер и была рассчитана до 2010 года. В числе важных программных документов была также «Генеральная схема расселения СССР».
В 1970-1980-е годы активно  велись и региональные экономические  исследования. Вспомним такие программы, как «Развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса», освоения БАМа, формирования Тимано-Печерского, Канско-Ачинского ТПК. Накануне перестройки в СССР работало около 50 различных научных учреждений и организаций, специально занимавшихся региональными исследованиями.
С развитием рыночного  хозяйства в России заметно возрос интерес к региональной науке не только в Центре, в традиционных научных организациях, занимающихся региональными исследованиями, но и непосредственно на местах, в регионах. Об этом наглядно свидетельствуют многочисленные научные публикации, посвященные региональным проблемам и региональной политике.
 
 
 
 
2. 3. Региональное  управление
 
Представление о регионах часто и обоснованно увязывается  с экономическим районированием, территориями с особыми климатическими условиями и национальным составом населения, территориями нового освоения и депрессивными староосвоенными, экономическими зонами, экологически неблагоприятными зонами и др.
Концентрация и дисперсия производительных сил всегда ведут к неравномерному размещению хозяйства и населения  по территории государства, что способствует возникновению такого явления, как регионализм. Под регионализмом следует понимать различные формы социально-культурной, политико-правовой, хозяйственно-экономической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющей себя в идеях, настроениях, действиях, направленных на сохранение самобытности отдельного региона или повышение его статуса в системе единого государства-нации.29
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.