Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа И. П. Павлов влад в педагогику и психологию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Южно-Уральский Государственный Университет
Факультет подготовки сотрудников правоохранительных органов
Кафедра психологии
 
Выполнили:студенты 339 группы
Макаров Д.В ,Абдулин Э.А
 
 
 
 
 
 

И. П. ПАВЛОВ

Вклад в пдагогику и психологию

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание:
1. Введение 2
2. Жизненный путь 5
3. Учение И.П.Павлова о высшей  нервной деятельности. 12
3.1 Типы нервной системы, патология  высшей нервной деятельности 14
3.2 Проблема сна 18
4. Исследования по физиологии  кровообращения 19
5. Исследования по физиологии пищеварения 22
6. Заключение 25
7. Список литературы                                                                                       26              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. В разные периоды своего шестидесятилетнего творчества он охватывал разнообразные области физиологии, оставляя в каждой из них глубокий след. Достаточно отметить его выдающиеся исследования по физиологии сердечно - сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии, за что он первым среди русских ученых и первым из физиологов мира был удостоен Нобелевской премии еще в 1904 г. Но подлинной вершиной его беспримерного научного подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки явилось материалистическое учение о высшей нервной деятельности, созданное главным образом после Великой Октябрьской социалистической революции благодаря исключительному вниманию и всемирной поддержки его исследовательской работы Советским правительством. Знаменательно, что еще в январе 1921 г., в тяжелый для страны и народа период, специальным постановлением Совнаркома РСФСР были созданы самые лучшие условия для научной работы Павлова и его сотрудников.
Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали  его своим членом. Научные заслуги  Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. Голландский физиолог Иордан в одной из своей статей писал, что Ленинград стал своего рода Меккой для физиологов всего мира.
Возвышенные слова о Павлове  говорили также и ученые с мировыми именами Е.Старлинг, А.Роже, Дж. Фултон, Дж. Уотсон, К.Холл, и др.
Исследования Павлова по физиологии сердечно-сосудистой системы, проведенные  им в начальном периоде своей  научной жизни, не имели широкого резонанса в мировой науке. Но уже следующие работы по физиологии пищеварительной системы, основные результаты которых были суммированы в классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», снискали ему мировую славу и были увенчаны в 1904 г. Нобелевской премией.
Но венцом научного творчества Павлова, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки стало материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Исследованию по физиологии условных рефлексов, Павлов посвятил более 35 лет своей жизни. К сожалению, эти исследования, создавшие «истинную физиологию» большого мозга, долгое время практически не вызывали интереса у зарубежных физиологов, они не упоминались в учебниках физиологии и о них ничего не говорилось даже в специальных трудах по физиологии мозга. Более того, известные физиологи Шеррингтон, В.Тренделленбург, Г.Винтерштейн, и др. отнеслись к новому слову в науке враждебно. Лишь некоторые представители Экспериментальной психологии, например  Э.Торндайк, Дж. Уотсон, а позже и К.Лешли, К.Холл и др., заинтересовались результатами работ Павлова  по физиологии условных рефлексов и даже использовали их в собственных экспериментальных и теоретических работах. Отрывочные сведения о мозге были известны многим предшественникам Павлова, но честь создания истиной физиологии принадлежит нашему соотечественнику. Во многих странах мира созданы специальные лаборатории, и даже институты для изучения условных рефлексов. Так в США и Японии организованы отдельные научные общества имени Павлова.
За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место  не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.
Жизненный путь Павлова на протяжении многих лет был тернист, полон  лишений, горьких переживаний, разочарований  и тяжелой борьбы. В мрачные  времена царского режима в России, когда в университетах страны господствовал произвол чиновников, учиться и заниматься научной работой, было чрезвычайно трудно. Особенно не легко приходилось таким людям, как Павлов, - правдивым и честным, с демократическими воззрениями и бунтарским характером. В этом отношением много общего в судьбах Павлова и других выдающихся русских физиологов и биологов - Сеченова, Мечникова, Тимирязева.
Подлинный интернационалист и гуманист, Павлов глубоко осознал самую  жгучую проблему века - проблему мира - и был страстным пропагандистом высоких идеалов дружбы между народами.      
 
2.Жизненный  путь.
Иван Петрович Павлов родился 27 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Семи лет его начали учить грамоте, а в 11 лет, соответственно традициям  духовенства, его отдали в духовное училище. Это последнее представляло собой своеобразную начальную школу, где наряду с главными предметами - катехизисом, ветхим и новым заветом - проходились грамматика, арифметика и древние языки. Окончив духовное училище в 1864 г. по 1-му разряду, т.е. с отличными оценками, Павлов перешел в Рязанскую духовную семинарию.
Годы учебы Павлова в семинарии  совпали с эпохой, оставившей неизгладимый след в истории русской общественной мысли и в истории развития естествознания в России. В это  время - в шестидесятые годы прошлого столетия - передовая интеллигенция и учащаяся молодежь были охвачены революционно-демократическими настроениями. Выразителями этих настроений и властителями дум этой части русского общества тех лет были писатели и философы, революционные демократы и просветители А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев. Будучи убежденными материалистами, они находили опору своим материалистическим воззрениям в естествознании и, в частности в физиологии. Они всемерно пропагандировали необходимость развития науки в стране.
Естествознание в эти годы считалось  символом материализма и передового революционного мировоззрения. Широкому общественному интересу к вопросам науки способствовала начавшаяся в  эти годы деятельность русских естествоиспытателей: И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, братьев А.О. и В.О. Ковалевских и др.
Особенно горячо воспринимала естественную пропаганду учащаяся молодежь. Проблемы физиологи составляли тогда как  бы передний край фронта борьбы материализма с идеализмом. Д.И.Писаревым было написано несколько статей, в которых трактовались вопросы физиологии и, в частности, предисловие к переведенной на русский язык и изданной в 1867 г. книге Гексли «Уроки элементарной физиологии». Характерно для умонастроений эпохи, что героями любимых молодежью романов «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Что делать?» Н.Г.Чернышевского были врачи-физиологи Базаров и Кирсанов. Увлекательные лекции по  физиологии  И.М.Сеченова,  издававшиеся отдельными книгами, и его немеркнущая от времени монография «Рефлексы головного мозга» производили огромное впечатление не только на молодежь, но и на людей старшего поколения.
Вследствие притягательности новых  идей, духовная семинария - учебное  заведение, рассчитанное на подготовку служителей церкви - в те годы, когда в ней учился Павлов, не могла уберечь своих воспитанников от влияния на них умонастроений, характерных для передовых слоев русского общества того времени. Новые веяния, идеи и стремления увлекли многих ее воспитанников.
Все это — все умонастроения эпохи - оказало решающее влияние на формирование мировоззрения молодого Павлова, на его жизненные стремления и интересы.
В эти годы Павлов познакомился с  двумя работами, которые произвели  на него неизгладимое впечатление: монография И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и книга Дж.Льюиса «Физиология обыденной жизни». В результате Павлов решает изменить свой, намеченный отцом, жизненный путь. Не закончив семинарского обучения, за год до окончания этого учебного заведения, Павлов покидает родной город, уезжает в Петербург и поступает в 1870 г. В Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.                  
Годы, когда Павлов учился в петербургском  университете, были периодом расцвета физико-математического факультета. В это время в нем преподавали   ученые, обладавшие огромным научным авторитетом и замечательными лекторскими способностями. В их числе были химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, зоолог М.Н.Богданов, ботаники А.Н.Бекетов и А.С. Фаминцын.
На третьем курсе Иван Петрович решает вопрос о своей специальности. Он избирает основной специальностью физиологию животных и добавочной -химию (в то время студенты в университете намечали для себя две специальности, по которым они должны были получать подготовку). В этот период физиологию в петербургском университете читал талантливый ученый и лектор Илья Фадеевич Цион, блестящий экспериментатор, артистически производивший сложнейшие операции и опыты. Вскоре Павлов совместно со студентом М.Афанасьевым произвел большое исследование по иннервации
поджелудочной железы. За эту работу в 1873 г. совет университета наградил ее авторов золотой медалью.
На основании опытов, выполненных  в этом студенческом исследовании, было сделано два важных вывода:
1. О наличии «секреторных нервов, непосредственно управляющих химической работой панкреатических клеток».
2. О преимуществе для изучения  иннервации поджелудочной железы  постоянной, хронической фистулы,  примененной впервые авторами, перед  временной накладывающейся во  время так называемого острого опыта.
По прошествии 10-12 лет оба эти  вывода были подтверждены И.П.Павловым новыми безупречно доказательными экспериментами. Нельзя не отметить, что результаты опытов Павлова и Афанасьева были принципиально новыми и расходились  с данными, полученными в то время ученым Р.Гейденгайном. Ввиду этого, добиваясь признания своих выводов, Павлов в 1877 г. во время летних каникул предпринял поездку в лабораторию Гейденгайна в Бреславльский университет, где продемонстрировал там свои опыты по иннервации поджелудочной железы.
В 1875 г. Иван Петрович заканчивает  университете и для того, чтобы  получить лучшую подготовку и располагать  большими возможностями работы по избранной  им специальности - физиологии, поступает  в качестве студента на третий курс Медико-хирургической академии - лучшего в стране высшего медицинского учебного заведения. Одновременно Павлов в этой же академии должен был получить должность ассистента физиологии, которую ему предложил профессор Цион, руководивший в это время этой кафедрой. Казалось, что обстоятельства жизни благополучно складываются для молодого ученого, и он сможет избавиться от материальной нужды, которую ему вместе с братом Дмитрием, также студентом - естественником. Приходилось испытывать в университетские годы. Однако ожидания не оправдались. Цион в связи со студенческими волнениями, направленным против него и вызванными его реакционными выступлениями, был вынужден оставить кафедру в академии и прекратить свою научную и профессорскую деятельность.
Назначенный на место Циона новый профессор также предложил Павлову должность ассистента. Однако Павлов отрицательно относился к некоторым поступкам этого профессора и потому по принципиальным соображениям отказался от этой выгодной для него должности.
Через некоторое время Павлов получил должность лаборанта кафедры физиологии, которой руководил профессор К.Н.Устимович в ветеринарном отделении Медико-хирургической академии. Работая здесь в период с 1876 по 1878 год совершенно самостоятельно, не пользуясь ничьим руководством, Иван Петрович выполняет несколько научных работ, и ему вновь, на этот раз уже Медико-хирургической академией, присуждается золотая медаль, которой отмечались лучшие студенческие научные работы. Исследования Павлова в этот период его деятельности были посвящены вопросам пищеварения и кровообращения.
Работы Павлова привлекли внимание С.П.боткина, выдающегося широко образованного  клинициста, который был сторонником  физиологического направления в  клинике. С.П.Боткин стремился связать  клиническую работу своих сотрудников- врачей с экспериментальными исследованиями в области физиологии и фармакологии. Поэтому он решил устроить при своей клинике специальную физиологическую лабораторию и организацию этого дела поручил молодому исследователю - Павлову, который и начал работать в этой лаборатории с 1878г. в должности лаборанта (фактически в качестве руководителя лаборатории).
Так было положено начало длившемуся около 12 лет сотрудничеству физиолога  Павлова с клиницистом-терапевтом Боткиным. Это сотрудничество, имевшее  целью решение вопросов, важных и для физиологии и для клиники, было весьма плодотворным.
Основной задачей лаборатории  при клинике Боткина было обслуживание клинических врачей, которым поручалось изучение в условиях эксперимента над  животными различных вопросов, важных для практической медицины. Многие работы были посвящены исследованию действия на организм. И в первую очередь на сердечно-сосудистую систему, различных лекарственных средств растительного происхождения, которые Боткин считал необходимыми испытать в эксперименте прежде, чем начать их применять в клинической практике. Таким образом, наряду с чисто физиологическими проблемами, много внимания Павлов с сотрудниками уделял вопросам,  относящимся фармакологии.
Разработка теоретических проблем  в этой лаборатории была тесно увязана с задачами медицинской практики. Однако возможности работы были ограничены. Из-за скудного оборудования и плохого помещения лаборатории.
В лаборатории при клинике Боткина  И.П.Павлов продолжал работать и  по окончании Медико-хирургической академии в 1879г., вплоть до получения им профессуры в 1890г. Здесь им была выполнена   диссертация на ученую степень доктора медицины о центробежных нервах сердца, которую Иван Петрович опубликовал и защитил в 1883г. Здесь Павлов доказал наличие нервов, усиливающих и ослабляющих сердечную деятельность.
Сам Боткин не руководил экспериментальными исследованиями и полностью доверил  это дело Павлову.
После защиты диссертации Павлов в 1884г. получил звание приват-доцента  и ему была предоставлена заграничная научная командировка. В этой командировке Павлов находился в течение двух лет (1884-1886) и использовал ее для работы в двух лучших лабораториях того времени: в Бреславле, где работал крупный специалист по физиологии секреторных процессов Р.Гейденгайн, и в Лейпциге, где кафедрой физиологии в университете руководил пользовавшийся огромной популярностью К.Людвиг. В лаборатории Людвига до приезда туда Павлова работали И.М.Сеченов, И.Ф.Цион. В.Ф.Овсянников и др.
К Гейденгайну и Людвигу И.П.Павлов приехал уже зрелым ученым. Эта поездка, однако, была ему нужна для того, чтобы иметь возможность поработать в хорошо оборудованных лабораториях. Отсутствие такой лаборатории у Павлова в Петербурге сказывалось на его работ в то время. Кроме того, одной из целей этой поездки было желание продемонстрировать проведенные им опыты и тем самым убедить видных ученых в правильности его результатов и добиться признания его заключений, которые расходились с общепринятыми тогда представлениями.
По возвращении из этой командировки Иван Петрович совместно с сотрудниками начал исследования в области физиологии пищеварения, интерес к которой у него возник еще в студенческие годы. Работа в этой области ознаменовалась крупными успехами: уже в 1888г. Павлов подтвердил заключение, сделанное им еще в студенческой работе, о наличии секреторных нервов поджелудочной железы, т.е. нервов, вызывающих ее сокоотделение.
В 1889г. Павлов совместно со своей  сотрудницей Е.О.Шумовой-Симановской  провел опыты с мнимым кормлением, показавшие наличие нервного, рефлекторного механизма работы желудочных желез. Это был один из наиболее эффектных и доказательных опытов, которые когда-либо до того производились физиологами. Значение его выходило за пределы того частного вопроса, который решался сего помощью. Опыт «мнимого кормления» ярко продемонстрировал те новые широкие возможности, которые предоставляет физиологии применение хирургической техники. Разработка и использование оперативных приемов исследования - методики операций в так называемых хронических опытах - позволили Павлову вести изучение функций, обычно скрытых от непосредственного наблюдения, и притом на животных, находящихся в относительно нормальном состоянии. Опыт мнимого кормления равно, как и некоторые другие эксперименты Павлова, проведенные на собаках с помощью разработанных им операций, имели значение не только методическое, но и методологическое. Они утверждали принципиально новый подход к изучению физиологических явлений.
Несмотря на крупные научные  достижения и заслуженную известность, которую уже в те годы приобрел Иван Петрович, условия его жизни и работы продолжали оставаться тяжелыми. Материальная нужда стала особенно ощутимой после женитьбы Павлова в 1881г. и рождения сына. И.П.Павлов стойко переносил материальные невзгоды. Большую моральную поддержку ему оказывала его жена Серафима (Сарра) Васильевна, урожденная Карчевская.
В конце 80-х годов Иван Петрович с целью получить более широкие  возможности для научной работы, принял попытки получить заведование  кафедрой физиологии, но потерпел при этом несколько неудач. Так, руководство кафедрой физиологии петербургского университета было поручено не Павлову, а   другому физиологу. Кафедру физиологии в Томском университете, которую предполагал занять Павлов, он также не смог получить на этот раз потому, что министр просвещения Делянов, известный своей реакционностью, назначил вместо Павлова другого кандидата, не имевшего серьезных научных достижений, но зато пользовавшегося поддержкой влиятельных лиц. Не назначение Павлова вызвало протестующие комментарии в печати.
Наконец, в 1890г. И.П.Павлов получил  кафедру, но не физиологии, а фармакологии в военно-медицинской академии. К  руководству этой кафедрой Павлов был  подготовлен своей работой в  лаборатории при клинике Боткина.
В 1895г., когда в Военно-медицинской академии освободилась кафедра физиологии, И.П.Павлов перешел на должность руководителя этой кафедры. Однако его долго не утверждали в звании ординарного профессора, несмотря на наличие для этого всех необходимых показателей. Причиной были тяжелые взаимоотношения, сложившиеся между Павловым и начальником академии -крупным ученым-патологом профессором В.В.Пашутиным - человеком крутого характера, проявлявшим самовластие и необъективное отношение к профессуре академии. Павлов был одним из немногих профессоров, который, будучи несогласным, с действиями начальника академии, по принципиальным соображениям годами вел борьбу с ним, пренебрегая личными неприятностями.
В 90-х годах материальные условия  значительно улучшились. Вскоре после  избрания его на кафедру фармакологии, в 1890г., ему было поручено руководство физиологическим отделом организованного в это время Института экспериментальной медицины. Это дало возможность Павлову значительно расширить объем экспериментальных исследований. Павлов организовал операционную.  При лаборатории  было  построено  помещение  для оперированных животных.
Сосредоточившись на изучении физиологии пищеварения, Павлов в течение нескольких лет буквально преобразовал эту  главу физиологии. Выяснились   основные   условия,   необходимые   для   деятельности пищеварительных желез, скрытых в глубине тела и недоступных непосредственному наблюдению.
Материал по физиологии пищеварения  был обобщен Павловым в «Лекциях о работе главных пищеварительных  желез».
За период первых семи лет (до 1897г.) в лаборатории Павлова было выполнено 15 диссертаций. В дальнейшем, когда исследования Павлова, посвященные физиологии пищеварения, а затем условным рефлексам, приобрели более широкую известность и мировое признание, в его лабораторию со всей России стекались физиологи и врачи различных специальностей для изучения физиологических методов исследования и Павловских операций и для выполнения научных работ. Так начала складываться Павловская научная школа.
За 20лет в лабораториях Павлова  в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии было выполнено и опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе около 90 диссертаций.
В эти же годы Павлов принимал активное участие в работе 'Петербургского общества русских врачей. В 1892г. он был избран действительным членом, а в 1900г. - почетным членом этого общества. На протяжении 13 лет он был товарищем председателя этого общества и в течение 7 лет его председателем.
Начиная с 1900г. Павлов участвовал в  международных конгрессах физиологов, а затем психологов и неврологов. Особенно следует отметить доклад «Экспериментальная психология и психопатологии на животных», здесь впервые Павлов заявил о возможности строго объективного, физиологического анализа явлений, которые до того времени объяснялись только с психологической точки зрения.
В 1904г. Павлову первому из русских  ученых и первому из физиологов была присуждена Нобелевская премия. Он получил ее за исследования по физиологии пищеварения.
В 1901г. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907г. -действительным членом Российской академии наук. В 1912г. он получил почетное звание доктора старинного английского университета в Кембридже.
В начале 90-х годов Павлов приступил  к изучению физиологии высших отделов  центральной нервной системы - коры больших полушарий. Наблюдая, что при различных раздражениях, связанных с пищей, - при виде и запахе ее, звуках, напоминающих о ней, - у животного происходит выделение слюны, секреции желудочного сока и т.д. Физиолог говорил, что причиной секреции в этих случаях является желание пищи, воспоминание о ней, психические переживания животного.
При изыскании Павловым путей научного анализа психических реакций  животного большую роль сыграло  впечатление, которое на него оказал труд Сеченова «рефлексы головного  мозга».
Павлов на протяжении 35 лет изучал рефлекторную функцию головного  мозга.
В последние годы жизни Павлова  его деятельность протекала в  трех учреждениях:   в   разросшемся   физиологическом   отделе   Института экспериментальной медицины, в Физиологическом институте академии наук СССР и на биологической станции в селе Колтуши.
Павловские лаборатории были снабжены превосходным оборудованием.
Систематическое изложение всего  учения об  условных рефлексах Павлов дал в 1926г. в труде «Лекции о  работе больших полушарий головного мозга».
И.П.Павлов дожил до 86 лет. Он умер от воспаления легких 27 февраля 1936 года. Павлов похоронен в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой другого  великого русского ученого - Д.И.Менделеева.
 
3. Учение И.П.Павлова  о высшей нервной деятельности.
 
Исследование функций  головного мозга до Павлова.
 
Физиологические экспериментальные  исследования мозговой коры началось с 70-х г., когда впервые были применены  для этой цели испытанные физиологические  приемы: электрическое раздражение и экстирпация (удаление) отдельных участков коры больших полушарий. Однако применение этих методов имело весьма ограниченное значение для понимания функций коры мозга и протекающих в ней физиологических процессов. Так, устанавливая при раздражении определенных участков коры полушарий появление тех или иных двигательных реакций, исследователь мог только констатировать, что в раздражаемых участках находятся   пункты, участвующие в регуляции двигательных актов животных, т.е. моторные центры. Вопрос же о механизме регуляции движений животного центрами мозговой коры оставался абсолютно неясным. Относительно роли этих центров высказывались только туманные предположения, что они являются психомоторными центрами, деятельность которых связана с психикой и сознанием.
Равным образом мало давали для  понимания функций коры опыты  с полной или частичной ее экстирпацией. В результате подобных операций наблюдаются  различные нарушения поведения  животного и его реакций в  ответ на раздражения. На этом основании  физиолог судил о возможной функциональной роли удаленных участков коры, решал вопрос о локализации центров движения и чувствительности. Полученные при этом данные и выводы из них далеко не всегда были точными вследствие грубой методики. Экстирпации отдельных участков мозга часто сопровождались образованием обширных рубцов в ткани мозга, нарушениями кровообращения и другими последствиями повреждения больших полушарий. Главное же затруднение, которое испытывал исследователь-физиолог   при применении методики экстирпации, это то, что он не имел способов объективно оценивать, что же собака теряет при удалении определенного участка мозга. Физиолог был вынужден для объяснения явлений, происходящих у собаки после удаления коры больших полушарий или ее частей, прибегать к понятиям, заимствованным из психологии человека, и говорить о нарушениях у собаки психических восприятий, ощущений, желаний и т.д.
Такой подход не давал точного понятия  исследуемых явлений.
Павлов указал физиологии общий  метод исследования рефлекторных реакций  высших отделов ЦНС и разработал конкретные методические и технические приемы для их детального анализа.
Условный рефлекс Павлов рассматривал как основной элементарный процесс  деятельности больших полушарий  вместе с тем как наиболее простой  элементарный психический акт.
Все рефлексы Павлов разделил на две  большие группы: рефлексы безусловные  и условные.
Безусловные рефлексы - это реакции  унаследованные, наследственно передающиеся. Осуществляются, как правило, при  участии низших центров ЦНС (центров  спинного мозга, ствола, подкорковых ядер).
Безусловные рефлексы делятся на:
1. Пищевые
2. Оборонительные
3. Ориентировочные
4. Половые
Сопоставление того, что известно о свойствах безусловных рефлексов  инстинктов привело Павлова к  их отождествлению.
Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные реакции. Осуществляются при участии высших отделов ЦНС Они представляют собой элементарную функциональную единицу высшей нервной деятельности. В то время как безусловные рефлексы мало зависят от различных условий , условные рефлексы в гораздо большей степени зависят о условий внешней среды и внутреннего состояния организма. Они легко возникают и исчезают. Условные рефлексы образуются у животного на основе безусловных.
У высших позвоночных животных условные рефлексы являются функцией преимущественно больших полушарий и их коры. У низших же позвоночных условные рефлексы могут быть функцией центров стволовой части мозга.
Для образования условного  рефлекса необходимо, чтобы условный раздражитель один или много раз  сочетался с безусловным.
Согласно представлениям Павлова, для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре больших полушарий головного мозга образовалась временная связь между пунктами, воспринимающими условное раздражение и другими пунктами мозга, воспринимающими безусловное раздражение.
В основе временной связи лежит процесс замыкания, переключения нервного возбуждения с одних участков на другие. В результате этого замыкания вначале безразличный для животного раздражитель становится возбудителем. При этом нервный процесс с той области коры, куда доходит возбуждение, возникшее при действии условного раздражителя переключается на нервные центры, которые направляют возбуждение к рабочему органу.
Таким путем создаются рефлекторные дуги, появляются связи между различными участками мозговой коры.
На базе любого безусловного рефлекса можно образовать условные. Их количество может быть велико.
Условные рефлексы представляют собой  приспособление индивидуума к изменчивым условиям жизни.
Условными раздражителями могут стать  не только индифферентные вначале раздражения, но и такие , которые вызывают сами по себе какую-либо деятельность.
Условные рефлексы можно выработать на основе не только безусловных, но и  условных рефлексах.
Исчезновение образованных ранее  условных рефлексов, прекращение реакции  на различные сигналы возникает в результате процесса торможения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.