Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исторический материал на уроках математики как средство развития познавательного интереса у младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и  психологии
Кафедра начального образования
 
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Методика преподавания математики»
НА ТЕМУ:
«Исторический материал на уроках математики как средство развития познавательного интереса у младших школьников»
 
 
 
 
 
                                                                                                           Зав. кафедрой:
                                                                                     д.п.н., проф. Яковлева Е.В
Научный руководитель:
Ст.преп., Лашкова Г.Н.
Выполнила:
студентка группы 4ПФ- 51
Богачева Я.С.                                            
 
 
 
 
Череповец, 2012-2013 уч.год
Оглавление
 
Введение…………………………………………………………………3-7 
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала
1.1. Развитие познавательного интереса в разные исторические времена………………………………………………………………………8-17
1.2. Особенности использования исторического материала в процессе изучения математики в начальной школе…………………………………17-23
Выводы по 1главе……………………………………………………24-25
Глава  2. Проект опытно-экспериментальной работы  по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала
2.1. Выявление уровня развития  познавательного интереса у младших  школьников…………………………………………………………………26-31
2.2. Проект экспериментальной  работы по  развитию познавательного  интереса у младших школьников  на уроках математики с использованием  исторического материала…………………………………………………31-33
Выводы по  2 главе………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………...35-37
Список литературы…………………………………………………38-40
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели образования, одна из которых ориентирована  на развитие личности школьника, его  творческих способностей  интереса к учению, формированию желания и  умения учиться [37].
Одним из учебных предметов, призванным обеспечить выполнение намеченной цели является математика, которая по праву занимает важное место в системе начального образования: она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. В современный период математика имеет отвлеченный, абстрактный характер. В процессе обучения школьники оперируют такими понятиями как число, мера, пространственные формы, которые зачастую оторваны от жизни. В таком случае перед учителем стоит задача: связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека. С этой целью рекомендуется знакомить детей с некоторыми сведениями из истории математики, показывать отдельные явления в их динамике, изменении.
Крутецкий В. А. полагает, что математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, а исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать одностороннему развитию математических способностей [13, с.9].
Как  считает В. Ф. Ефимов, включение историко-познавательных сведений в процессе обучения решает следующие методологические и педагогике задачи:
      Способствует установлению диалектической взаимосвязи между историей края, страны, человечества и историей развития математики;
      Раскрывает причинно-следственные связи, закономерности исторического процесса;
      Углубляет, расширяет, конкретизирует знания по учебному предмету;
      Активизирует познавательный интерес обучающихся и приобщает к самостоятельному добыванию знаний [9, с. 108 ].
 Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что введение  элементов истории математики  в доступной форме положительно  сказывается на развитии обучающихся,  приобщает к чтению дополнительной  литературы, способствует углублению  понимания изучаемого фактического  материала расширению кругозора  младших школьников и повышению  их общей культуры, что приводит  к развитию познавательного интереса.
Руководствуясь подходами  С. Рубинштейна, К. Д. Ушинского можно  заключить, что познавательный интерес - один из важнейших для учителя  мотивов учения младших школьников. Под влиянием познавательного интереса обучения протекает более продуктивно  для учащихся разных возможностей и  способностей.
С точки зрения Б.М. Бим-Бада, интерес - это форма проявления познавательной способности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и, тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности [19, с. 108].
Аналогичной точки зрения придерживался и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе [8, с.156].
Научные исследования Крутецкого В. А., Конаржевского И. А., доказывают необходимость и возможность развития познавательного интереса у обучающихся.
Таким. образом, познавательный интерес является основой учебной деятельности, которая базируется на конкретном содержании. Одним из составляющих аспектов содержания начального курса математики является исторический, который определяется как обязательный на разных этапах обучения младших школьников. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся, включает их в поиск новых способов решения интересных исторических задач.
Однако в методике преподавания математики возможности исторических сведений еще недостаточно исследованы  и реализованы в практике обучения. Таким образом, становится актуальной проблема такого использования элементов  истории математики в школьный курс, которое не только позволили бы учащимся повысить математическую подготовку, творческие способности и интерес к изучаемому предмету, но и создавало бы условия «внутренней историчности» математического знания, обеспечивало бы включенность в его «человеческий контекст».
В настоящее время в  реальном педагогическом процессе не полностью и не в системе реализуются  методы и приемы работы, которые  позволили бы развивать познавательный интерес у обучающихся через использование исторического материала.
С учетом выявленных противоречий и недостаточной освещенностью вопросов определена проблема исследования, сформулированная следующим образом - каково влияние использования исторического материала на развитие познавательного интереса у обучающихся в начальной школе.
Решение данной проблемы стало целью нашего исследования.
Объект исследования - развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования рашались следующие задачи:
      Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью обоснования сущности понятия «познавательный интерес»;
      Выявить современные подходы к развитию познавательного интереса у обучающихся;
      Теоретически обосновать особенности использования исторического материала  на уроках математики в начальной школе;
      Разработать критерии и показатели, выявить уровни развития познавательного интереса у младших школьников;
      Разработать проект реализации  педагогических условий развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала;
      Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
      систематическом использовании на разных этапах урока небольших по объему материала исторического содержания, ориентированного на практическую деятельность школьников и отражающего основные пути развития математики как науки;
      самостоятельном участии школьников в подборе исторических сведений связанных с темой урока.
 
Методы исследования:
1. Теоретические:
   - изучение и анализ  философской, психологической, педагогической  и методической литературы.
2. Эмпирические:
   - тестирование;
   - педагогическое  наблюдение;
   - обобщение результатов  и интерпретация данных.
База исследования: МОУ СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов 3 «Б» класс.
Структура работы: работа состоит из оглавления; введения, где определен методологический аппарат; из первой главы, где рассматриваются теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала; второй главы, где рассматриваются выявление уровней развития познавательного интереса у младших школьников и проект экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала; выводы по каждой главе; заключения; списка литературы и приложений.
 
 
 
 
 
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития познавательного  интереса у младших школьников на уроках математики с использованием исторического материала
      Развитие познавательного интереса в разные исторические времена
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема развития интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе обучающихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес - это сложное  психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес - это единство познавательных, эмоциональных и волевых сфер психики человека. Сложностью и значимостью этого явления можно объяснить, что категория интереса рассматривается в философии, социологии, психологии, физиологии, педагогике, частных методиках. В каждой из этих областей наук проблеме интереса посвящено большое число работ.
Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интерес человек выражает идеологию, взгляды, настроения, эмоциональные реакции. Под сильным влиянием интересов находиться предметная деятельность людей. Словом, интерес имеет огромное значение в развитии общества. Проблема интереса нашла свое отражение в исследованиях высшей нервной деятельности человека. И.П. Павлов доказал, что физиологической основой возникновения интереса является ориентировочный исследовательский рефлекс - рефлекс «Что такое?».
Проблеме формирования интереса уделял внимание Я.А. Коменский. В «Великой дидактике» он советовал «всеми возможными способами воспламенять в детях  горячее стремление к знанию» [10, с. 139]. Огромную роль интересу придавал Ж.Ж. Руссо: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко» [14, с. 127].
Видное место проблема интереса заняла в педагогической системе  И. Герберта. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению.
 Исследуя проблему  интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием. По его мнению, развитие многостороннего непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения [17].
В России в контексте своей  педагогической теории проблему интереса рассматривал  К.Д. Ушинский. В своей  теории он психологически обосновал  интерес в обучении. Особое место  занимает начальное обучение, требующее  побуждения ребенка к активной мысленной  работе. Занимательность, связанная  с реальными предметами, наглядный  материал, близкий опыту ребенка, - драгоценнейшие  достоинства первоначального обучения.
Л.Н. Толстой при всей противоречивости его взглядов обогатил теорию интереса обращением к индивидуальности духовного мира ребенка, к созданию условий для ее самораскрытия, самовыражения [6].
С марксистских позиций рассматривала  проблемы интереса Н.К. Круп- [12, с. 120].
В послереволюционный период проблему формирования интереса к учению исследовали JI. С. Рубинштейн, В.А.Крутецкий, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина. Из общей проблемы интереса был выделен «познавательный интерес» (Г. И. Щукина и др.). Исследовались разные стороны и подходы к решению проблемы познавательных интересов. Л. С. Рубинштейн и др. познавательный интерес связывали с удовлетворением потребности в знаниях. По их мнению, интерес возникает на основе потребностей, но В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и другие, указывают, что под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится более продуктивной.
Сила познавательного  интереса состоит в том, что, являясь  глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус...» [1, с. 14].
Рядом с развитием познавательного  интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др.
Под влиянием познавательного  интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Для более полного и  глубокого осознания сущности развития познавательного интереса необходимо выяснить современные подходы к  его развитию у обучающихся.
Проблема развития познавательного  интереса играет важную роль и на современном  этапе развития общества.
Д Б. Эльконин, В В. Давыдов доказали, что познавательные интересы не возникают только в деятельности. Познавательный интерес является мотивом,  стимулом умственной деятельности, а Г.И. Щукина считает, что не только  умственной, но всякой деятельности: «интерес - важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности,  и предметов, и явлений окружающей действительности» [3,1, с.84].  Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще.  Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка  познавательного интереса Г.И. Щукиной. По её мнению, «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и к  самому процессу овладения знаниями» [31, с. 54]. Таким образом, познавательный процесс это глубокая направленность личности и устойчивый мотив  учения.  Он создает наиболее благоприятные  условия для формирования развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Психологическая структура  познавательного интереса - сплав  эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые  составляют единое взаимосвязанное  целое. Волевое начало сопряжено  с инициативной самостоятельностью добывания знании. Ядро познавательного интереса мыслительные процессы. В нем мысль ищет выход из затруднительного положения.  Она не имеет созерцательного характера, она активна, устремлена на решение познавательных задач, слита с волевыми процессами. В интересе сплетены мысль, воля, эмоции. Они его основа.
В психологии принято различать  эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают ситуативно в процессе деятельности и угасают с ее окончанием. Такой интерес ограничен отдельными вспышками как ответ на какую-нибудь особо эмоциональную ситуацию обучения (фильм, впечатлительный рассказ, опыт). Этот интерес требует постоянного подкрепления извне. В структуре личности он не оставляет особого следа.
Глубокий и устойчивый интерес  проявляется в одном из трех направлений:
    в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету;
    в наличии все более значительных успехов;
    в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в дополнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета;
    в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешное выполнение [40]
Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы:  
-     положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности;
- личный пример учителя, его высокая научно-теоретическая и психолого- педагогическая подготовка;
    осознание личной значимости приобретенных знаний;
    осознание общественной значимости приобретенных знаний;
    стремление познать всевозможные связи и отношения реального мира [40].
Однако, при отсутствии благоприятных  условий в школе интерес, особенно неустойчивый, может угасать.
Познавательный интерес в своем развитии, как указывают Щукина Г.И. и Гилев Д.К., проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу [31, с. 97].
Под любопытством принято  понимать самую элементарную стадию ориентировки  связанную с новизной предмета, который может и не иметь  значения для человека. На стадии любопытства  ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного  предмета, той или иной области  знаний. На этой стадии развития интереса и учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Любопытство  связано больше с эмоциональной  реакцией на новизну.
Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени  развития познавательного интереса детям свойственны эмоции удивления, радости познания. Уже в восьми-девяти летнем возрасте у ребенка появляется направленность на учебные предметы, связанная со стремлением узнать больше, чем дается на уроке. Любознательность становится устойчивой чертой характера и представляет большую ценность для развития личности. Для любознательности характерно познание более глубоких связей и отношений, существующих в мире. Она проявляется в форме общего интереса ко всему, с кем приходится сталкиваться ребенку.
В дальнейшем на этой основе складываются дифференцированные познавательные и научно-теоретические интересы, характеризующиеся стремлением разрешить всевозможные проблемные вопросы в теории или на практике.
Познавательные и научно-теоретические  интересы являются завершающей стадией  развития конкретного интереса школьника. На этой стадии наиболее полно проявляется свойство интереса - быть побудительной силой деятельности. Объективно это проявляется в увлеченности человека делом, потребности к углублению и творческому применению знаний, постоянное их совершенствование [31, с. 97].
В младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьется до потребности. Но установлено, что уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются нравственные и познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Выше сказанное позволяет говорить о многосторонности интересов детей 7- 10 лет.
Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства учителя, от его методической подготовленности. В соответствии со спецификой предмета методические приемы, возбуждающие интерес, активную показательную деятельность, специфичны. Но вместе с тем, есть и общие педагогические условия. По мнению Г.И. Щукиной, формированию познавательных интересов способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся и отношения, складывающиеся в учебном процессе между его участниками (ученики – ученики; ученики - учитель [31, с. 196]. Хотя эти условия выделены для старшеклассников, с нашей точки зрения, они являются определяющими и для младшего школьного возраста.
Для понимания условий  формирования познавательных интересов  важны также положения о тесной связи интереса с умственной деятельностью, с такими ее процессами как анализ и синтез; о необходимости специально организованного педагогического воздействия на умственную познавательную деятельность, а через нее и на интересы.
В развернутом виде педагогические условия формирования познавательных интересов можно представить  так:
- максимальная опора на  активную мыслительную деятельность;
- обеспечение формирования  познавательных интересов и личности  в целом;
- эмоциональная атмосфера  обучения, положительный эмоциональный  тонус;
- благоприятное общение  [36].
Познавательный интерес  у учеников не возникает при шаблонном  изложении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть общие черты, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:
- целенаправленность в  воспитании познавательных интересов;
- понимание, что забота  о многогранных интересах, об  отношении ребенка к своему  делу - важнейшая составная часть  работы учителя;
- использование богатств  системы знаний, их полноты, глубины;
- понимание, что у каждого  ребенка можно развить интерес  к тем или иным знаниям;
- внимание к успехам  каждого ученика, что поддерживает  в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная  с преодолением трудностей, является  важным стимулом поддержания  и укрепления познавательного  интереса [32, с. 76].
Изучением наличия у детей  познавательного интереса, степени  развитости его характеристик уделялось  внимание в исследованиях Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Анализ работ  названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки познавательного интереса:
    вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации;
    поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности самостоятельности;
    умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;
    повышенный интерес к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями;
    учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из различных источников;
    эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. [31, с. 203].
В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим  элементом является волевое усилие, самым характерным в нем - самостоятельное  добавление знаний.
Беляева Н. А. и Архипов  А.Д. считают показателем познавательного  интереса и  регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая  отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные  ходы достижения цели [36].
Таким образом, познавательный интерес рассматривается как  один из важнейших мотивов учения на современном этапе развития общества многими психологами и педагогами. Познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами  познавательной деятельности. Главным  в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с  активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.  Познавательный интерес является образованием, формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный  интерес  возможно формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.
Познавательный интерес  психологи и педагоги изучают  с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей  проблемы воспитания и развития. Сегодня  проблема интереса всё шире исследуется  в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески  работающим учителям успешно формировать  и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни через использование исторического материала на уроках математики.
      Особенности использования исторического материала в процессе изучения математики в начальной школе
 
Любая наука, математика в особенности, применяет знания, накопленные в предшествующие эпохи. Не усвоив этих знаний, ребенок не поймет, что они развиваются, совершенствуются и получают новое качество.
Необходимо в процессе обучения привлекать сведения о состоянии  математики как науки и как  предмета из разных исторических эпох. Интеграция содержания математики и  истории, в процессе которой все  математические понятия рассматриваются  в их историческом контексте, будет  иметь важное образовательное значение. С помощью истории воссоздаётся богатство фактического содержания математики, освещается возникновение  математических методов, понятий, теорий; выясняются особенности развития математики у разных народов в определённые исторические периоды. Учащиеся осознают вклад, который внесли в математику великие ученые прошлого.
Школьники не чувствуют себя потерянными в мире математических понятий, а ощущают сопричастность всем процессам, происходившим в  обществе, учатся быть его полноправными  членами. Подготовка к урокам, на которых  есть возможность использовать исторический материал может строиться по следующему плану:
- Определение места использования  исторического материала при  изучении темы;
- Установление связи исторического  материала с элементами данной  темы;
- Определение места использования  исторического материала в уроке;
- Выбор наиболее результативных, эффективных средств использования  исторического материала;
- Продумывание возможностей дальнейшего использования отобранного исторического материала на уроках или внеклассной работе [23, с. 42].
Для того чтобы работа по внедрению исторического материала в уроки математики была более продуктивной учителю необходимо начинать работу с первого класса и проводить ее систематически; заранее определить объём сведений сообщаемых на уроке, использовать материалы из истории математики в определенных «рамках».
Объём материала должен определяться, исходя из следующих соображений:
а) связь данного материала с материалом урока;
б) время, отводимое на сведения;
в) уровень подготовки учащихся
г) возраст учащихся [38].
При отборе исторического  материала необходимо руководствоваться  программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения развития математики как науки. При  изложении исторического материала  должны быть учтены возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготовка. Исторический материал нужно не пересказывать, а умело вплетать в программный  материал и использовать его в  воспитательных и образовательных  целях. Объем излагаемого исторического  материала, который используется на уроках, не должен быть по своему объему большим,  чтобы не превращать уроки  математики в уроки истории. Необходимо помнить основную цель его использования: исторический подход должен способствовать повышению познавательного интереса к математике, более глубокому ее пониманию.
Исторический материал может  быть использован на любом этапе  урока. Иногда эти сведения полезно  дать перед объяснением некого материала, иногда органически связать его  с отдельными вопросами темы урока, а иногда как обобщение или  итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут  лучше мотивировать  важность новой  темы и нового раздела, что вызовет  интерес учащихся к их изучению [34].
Эффективность использования  исторических сведений во многом зависит от их содержания. Содержание этих сведений может быть различным. Здесь нужно учесть возрастные особенности учащихся, подготовку учащихся к восприятию данного материала, образовательную и воспитательную ценность материала.
Если сформулировать основные требования к содержанию исторического материала на уроке, то они будут выглядеть следующим образом:
а) научно - выверенная правильность;
б) соответствие уровню знаний учащихся и их возрасту;
в) помощь учителя при усвоении программного материала [35].
Наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа учеников, занимательная форма, исторические экскурсы, справки, старинные математические игры, решение исторических задач, таблиц, рисунков. Это можно делать, привлекая доступный энциклопедический материал, раскрывая значение новых слов, предлагая интересную информацию, выстраивать задания и упражнения.
Используемые учителем методические приемы зависят от специфики исторического  материала, от целей и задач, которые  ставит учитель при подаче этого  материала. Среди них особое место  занимает рассказ учителя, который для сообщений отдельных важных историческ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.