Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат История четырёх созывов Государственной Думы в России в начале ХХ века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО  «Тамбовский государственный технический  университет»
 
 
 
кафедра «История и философия»
 
 
 
 
Реферат по дисциплине «История»
на тему:
«История  четырёх созывов Государственной  Думы в России в начале ХХ века»
 
 
 
Выполнила студентка 1 курса
группы БЭК  – 11
 
 
 
 
 
 
 
Тамбов 2012
Содержание
 
Введение________________________________________________3
Глава 1. Государственные думы в России в начале ХХ века
1.1 История появления Государственной  Думы в России_________6
1.2 I Государственная дума_________________________________11
1.3 II Государственная Дума________________________________13
1.4 III Государственная Дума________________________________15
1.5 Деятельность IV Государственной Думы___________________18
Заключение______________________________________________21
Список  литературы________________________________________23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В рамках истории российского парламентаризма  белым пятном для современной  науки остается тема выборов в  Государственную Думу. Выборы в 1 Государственную Думу были первыми общероссийскими выборами: ни у власти, ни у политических партий подобного опыта еще не было.
Первые 2 избирательные кампании проходили  в условиях революции: как поведет  себя избиратель, насколько реально  смогут оценить ситуацию партии, какую  роль возьмет на себя в этом событии  власть и как избранные депутаты смогут отстоять интересы своего избирателя, вот неразрывно связанные между  собой вопросы, ответы на которые  могут дать характеристику российскому  конституционализму.
На пути конституционного строительства  в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.
В Основных законах отмечалось, что  вместе с Думой и Государственным  советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает  силы. Государственный совет был  преобразован в феврале 1906 года, а  в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.
Государственная дума, созданная в  контексте преобразований государственного устройства Российской империи, вызванных  кризисом науки остается тема выборов  в Государственную Думу. Выборы в 1 Государственную Думу были первыми общероссийскими выборами: ни у власти, ни у политических партий подобного опыта еще не было.
Первые 2 избирательные кампании проходили  в условиях революции: как поведет  себя избиратель, насколько реально  смогут оценить ситуацию партии, какую  роль возьмет на себя в этом событии  власть и как 1905 года, неизменно привлекает к себе внимание исследователей. Актуальность генезиса ее политико-правовых основ  усилилась после возрождения  этого представительного органа власти в 1993 году.
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906 - 1917 гг.) имело академический характер. Но когда в стране появилась Государственная дума, это изучение приобрело и большое практическое значение.
Политики, ученые, публицисты совершая экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной: сравнивается их компетенции, делаются попытки извлечь  уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что «работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».
Принятие российской Конституции  и провозглашение Российской Федерации  правовым государством с республиканской  формой правления поставило историко-юридическую  науку перед необходимостью исторического  анализа в такой области, как  становление и развитие системы  государственных органов.
Основная задача исторической науки  заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть  причины тех или иных явлений  в настоящем.
Поэтому в настоящей работе сделана  попытка описать историю появления  и существования Государственной  думы.
Целью исследования является анализ причин генезиса Государственной Думы в начале XX века, исследования процесса эволюции Государственной думы и её исторической роли в судьбе России.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- обозначить социальный состав  и вопросы I Государственной Думы.
- проанализировать деятельность II Государственной Думы.
- дать оценку результатам деятельности III Государственной Думы.
- осветить вопросы IV Государственной  Думы.
- охарактеризовать итоги деятельности  Государственной Думы четырех 
созывов.
Историография. Основные вопросы изучения разработки и осуществления  ленинской концепции первой революции и в связи с этим парламентской тактики большевиков в отношении I и II Государственной думы рассматриваются в монографии О.В. Волобуева и В.А. Муравьева. В целом общие недостатки отечественной историографии советского периода пронизывали содержание трудов всех ученых.
     Некоторое место историографическому  анализу темы отведено в трудах  по истории Думы. В этом отношении  следует отметить монографии  Г.И. Зайчикова, B.C. Дякина.
     В рамках дискуссии  советских ученых о существе  третьеиюньской системы  и  кризисе государства на завершающей   стадии существования монархии  также затрагивались некоторые  важные аспекты истории Думы.
     Зырянов П.Н, Скрипелев Е. на основе материалов, регламентировавших деятельность Думы, стенографических отчетах, мемуарной литературы, показали процесс разработки думских документов, остроту полемики, зарождение парламентской культуры.
     Историография Государственной  думы России затрагивается также  в кандидатских диссертациях  А.В. Островского, Н.Н. Павловой, В.Ю. Зорина и других. Специально  дореволюционной либеральной историографии  I и II Государственной думы посвящена  диссертация О.А. Исхаковой. Некоторое значение для изучения проблемы имеют также труды, посвященные политической истории страны начала XX века. В них обзоры степени изученности рассматриваемой проблемы, как правило, содержат сюжеты, посвященные исследованию Думы, если ее история затрагивает предмет изучения автора.
     В трудах В.И. Герье  содержалась достаточно подробная  характеристика хода избирательной   компании в Думу, процесса подготовки, обсуждения и принятия тех  или  иных законопроектов и  рассмотрения запросов.
     Обобщающей  работой,  охватывающей весь период деятельности  Государственной Думы, стала книга   А.Ф. Смирнова «Государственная  Дума Российской империи 1906-1917 гг. Историко-правовой очерк».
 
1. Государственные думы в России  в начале XX века
1.1 История появления Государственной  Думы в России
 
К народному представительству  люди стремились с далекой древности. В Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации – руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства, но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий».
Попытка поставить страну на конституционный  путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано  открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М. Сперанского. Активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного  марша в 1813 году по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы  политической системы. Активный поиск  конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX века.
История Государственной думы теснейшим  образом связана с историей отечественного избирательного права. Если до 1905 - 1906 гг. мы можем говорить о российском избирательном  праве лишь применительно к органам  местного и сословного управления, то с появлением форм парламентской  демократии становится реальной система  общероссийского представительства.
100 лет назад, в августе 1905 года, император Николай II издал  манифест, провозгласивший создание  в России Государственной Думы  как «законосовещательного представительного  органа». Собственноручно учинив  под этим документом свою подпись,  монарх дал знать всем просвещенным  слоям Российской империи и  всему цивилизованному миру, что он согласен с идеей создания в стране парламента.
В Высочайшем манифесте об учреждении Государственной Думы объявлялось  «всем верным подданным»: «Ныне настало  время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли Русской  к постоянному и деятельному  участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предваряется предварительная  разработка и обсуждение законодательных  предположений и рассмотрение Росписи  государственных доходов и расходов». Это было знаковое событие в политической истории России, ведь после упразднения  Петром I земских соборов страна очень долгое время жила вообще без  общенационального представительного  учреждения.
Николай II не отличался волевым  характером и не придерживался прогрессивных  политико-правовых взглядов. Он решился  встать на путь конституционной реформы  не по зову реформаторства, которого у  него просто не было, а под напором  революционных событий. Царское  правительство не смогло устоять  перед «воспалением страстей и крайними обстоятельствами» и в спешном  порядке разработало правовые акты о создании Государственной Думы. Это стало возможным благодаря  русской революции 1905 года. Одна из газет того времени назвала учреждение Думы «великим даром революции». Этот «дар» предназначался не царю с его  властвующей бюрократией и, разумеется, не народу, а повзрослевшей российской элите. Именно она давно желала заполучить реальные политические права для  участия в управлении государственными делами. Российская элита, которая «была  воспитана на европейском Просвещении, говорила по-французски, получила образование  в немецких университетах и обожествляла английский парламентаризм», хотела играть в российском государстве такую же роль, которую давно играли в своих странах западноевропейские политические элиты.
Само название будущего парламента – «Государственная Дума» - было взято  у М.М. Сперанского. Еще в 1809 году великий реформатор предложил создать  в России стройную и единую по вертикали  и горизонтали представительную систему власти от волостных дум  вплоть до Государственной Думы. Но этому предложению не суждено  было сбыться. Государственная Дума образца августа 1905 года выглядела  «как древо без корней, ибо не имела, в отличие от проекта Сперанского, соответствующих структур в губерниях, уездах, волостях».
В России в начале XX века исполнительная и законодательная власти не обособлялись: император возглавлял правительственную  власть, он же сохранял высшую законодательную  власть. В этом отношении возникновение  совещательных государственных  структур (Государственного Совета, Кабинета Министров, Сената, а потом и Государственной  Думы) означало начало внедрения в  государственную жизнь империи  принципа разделения властей.
Застарелым русским недугом  было «размывание законов». Граница  между законами и подзаконными актами была неопределенной и зависела от административного усмотрения. Лучшие юридические умы России того времени  не могли в условиях отсутствия парламента выработать отличительные признаки между законом и просто повелением императора. В Западной Европе эта  проблема была решена давно и очень  просто: закон - это правовой акт, принимаемый  парламентом. Если в стране нет парламента, то любые повеления и прихоти, исходящие от власти, будут всегда считаться законами.
Историческое значение утвержденных сто лет назад правовых актов  об учреждении и избрании Государственной  Думы заключалось в том, что в систему верховного управления, наряду с единодержавием, была введена новая представительная структура власти, которая опиралась на избрание. Несмотря на свой совещательный характер, Государственная Дума наделялась правом отклонения законопроектов большинством в две трети голосов. А это уже было, пусть и умеренным, но ограничением абсолютной власти монарха в области законодательства.
Это был самый первый шаг к  установлению в России конституционной  монархии. Именно за ним последовало  издание манифеста 17 октября 1905 года, принятие новых более прогрессивных  актов о формировании Государственной  Думы, преобразование Государственного Совета, утверждение новой редакции Основных законов Российской империи.
Восхищенный изданием царского манифеста  об учреждении Государственной Думы, известный русский публицист  А.С.Суворин писал 20 августа 1905 года в «Новом времени»: «Зажглась заря нового дня, когда голос русского народа будет слышен не только во всей России, но и во всем мире. Русский  народ выстрадал этот призыв к  законодательной работе множеством лет своего роста и своей работы в поте лица, в напряжении всех сил, физических и нравственных».
Однако «заря нового дня» светила  недолго. Благодаря революции 1905 года Государственная Дума появилась  на свет, но в результате февральской  революции 1917 года она была упразднена.
 
 
 
1.3 I Государственная дума
 
Событием огромной исторической важности не только в стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы в Зимнем дворце. Оно состоялось в самом  крупном в столице Тронном  зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов  и дипломатических представителей.
Из 448 депутатских мест в Думе 179 принадлежали кадетам, 105 - беспартийным депутатам, 107 - «трудовикам» (фракция  депутатов - крестьян и народнической  интеллигенции). Представители черносотенных  партий в Думу не попали. Крайне «левые»  партии (большевики) бойкотировали  Думу, но Ленин позднее признал  тактику бойкота ошибочной. Председателем  Думы был избран кадет С.А. Муромцев.
I Государственная дума проработала  72 дня. Центральное место в  обсуждениях занял аграрный вопрос, рассматривались два проекта:  кадетский и «трудовиков». Кадеты  предложили из казенных, монастырских, других земель создать «государственный  земельный фонд», помещичьи земли  в основном не трогать, лишь  часть их отдать крестьянам  за выкуп. Трудовики предлагали  всю землю передать в «общенародный  земельный фонд» безвозмездно  и из этого фонда наделять  крестьян землей по уравнительной  трудовой норме. По существу, это  означало национализацию земли,  ликвидацию помещичьего землевладения.  Помещики должны получить некоторую  компенсацию за потерянную землю.  Острые дебаты в Думе по  аграрному вопросу вызвали живейшую  реакцию крестьян. В Думу поступила  масса крестьянских наказов с  требованием радикально решить  крестьянский вопрос — вплоть  до конфискации помещичьих земель. Из правительства стали раздаваться  реплики, дескать, Думу выбирали  для успокоения народа, а она  «разжигает смуту». Правительство  отвергло аграрные проекты Думы. Председатель правительства И.Л. Горемыкин также отказал Думе в праве расширить избирательные права граждан России, упразднить Госсовет, провести политическую амнистию.
Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали, как они  говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии  правительству и потребовала  его отставки. Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать ее заседания.
И хотя депутатов Думы избрали на пятилетний срок, терпения у правительства  хватило только на два месяца. Горемыкин  гарантировал, что страна спокойно отнесется к разгону выборного  учреждения. 9 июля 1906 г. Государственная  дума была распущена под предлогом, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Председателем  Совета министров был назначен П.А. Столыпин. Правящие круги надеялись, что этот сильный и решительный  человек сможет «успокоить» страну. Столыпин энергично взялся за наведение  порядка. В августе 1906 г. в ответ  на взрыв эсерами его дачи на Аптекарском  острове были введены военно-полевые  суды, отправлявшие на виселицу по малейшему  подозрению в причастности к террору. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии. Но царь еще  не отказался от Манифеста 17 октября, поэтому было объявлено о созыве II Государственной думы на основе старого  избирательного закона.
Эпоха I Думы закончилась. Она вошла  в историю как Дума неоправданных  и неоправдавшихся надежд, реальных и мнимых шансов выдержать экзамен на государственную зрелость, способность закрепить в общественном сознании идею парламентаризма.
 
1.4 II Государственная Дума
 
20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась  левее первой. Наметились её попытки  сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на  время деятельности Думы прекращают  свою террористическую деятельность.
Хотя главенствующее положение  в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест. Представительство кадетов сократилось  с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны  также черносотенцы — 30 депутатов.
В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией  о проведении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство  рассмотрело законопроекты о  неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и раньше, центральным был  аграрный вопрос.
Премьер – министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В  соответствии со статьёй 87 Основных законов  правительство провело: Закон о  военно-полевых судах в августе 1906 года (не был представлен на утверждение  Думы, и его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании  было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с  другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в  свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года.
Глава правительства изложил программу  будущих реформ: крестьянское равноправие  и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в  качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога. Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон. Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость «народного гласа». Правительство потребовало отстранить их от заседания.
Основным предметом дебатов  в Думе весной 1907 г. стал вопрос о  принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер  против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения.
Однако, к чести своей, Дума 17 мая 1907 г. проголосовала против «незаконных  действий» полиции. Такое неповиновение  не устраивало правительство. Аппаратом  министерства внутренних дел был  подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано  ложное обвинение.
В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация об участии 55 депутатов  в заговоре против царской семьи. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распущена, а некоторые  члены социал-демократической фракции  арестованы. В тот же день был  издан новый закон, изменивший порядок выборов. Этот акт явился прямым нарушением Манифеста 17 октября, по которому ни один новый закон не мог быть принят без санкции Думы. События 3 июня получили название «третьеиюньского государственного переворота».
Одновременно с роспуском II Государственной  думы было принято новое Положение  о выборах. Общее количество избирателей  сохранялось, однако крестьянское представительство  сокращалось вдвое, значительно  уменьшилось число депутатов  от национальных окраин, а некоторые  регионы были вообще лишены представительства. Акты 3 июня 1907 г. были грубым нарушением Манифеста 17 октября, но не совсем точно  называть их государственным переворотом. Так или иначе, это не было реставрацией старых порядков: сохранились представительные учреждения, избирательные права  не были отменены, допускались деятельность политических партий, оппозиционная  печать, свобода слова.
Главным архитектором «третьеиюньской» политической системы являлся П.А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский  губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.
 
1.5 III Государственная Дума
 
После разгона II Государственной думы в России установился политический режим, получивший название «третьеиюньской  монархии». Дума была сохранена как  видимость конституционного учреждения, но места в ней были перераспределены в пользу помещиков и крупной  буржуазии. 3 июня был издан новый  избирательный закон. Один голос  помещика, дворянина приравнивался  к четырем голосам буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих. Теперь помещики и буржуазия, составлявшие менее одного процента населения, получили более 2/3 мест в Думе.
Выборы, проведённые на основе нового избирательного закона, дали большинство  в Думе “Союзу 17 октября”, консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших  преобразований.
III Государственная дума, самая  «угодная» самодержавию, просуществовала  весь положенный по закону  срок. Ее председателем стал кадет  Хомяков, а с 1910 г. - октябрист  А.И. Гучков. В составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы - 154, правые партии - 140, социал-демократы - 19 мест. По всем важнейшим вопросам правительство ставило Думу перед свершившимся фактом.
За 5 лет Дума утвердила свыше 2 тысяч  законодательных актов. В основном это были незначительные или текущие  законы о сметах, жалованье разным чиновникам и т.п. Занималась Дума и  важными вопросами, поставленными  революцией 1905 - 1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным. Принимаемые  ею законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательностью.
Наиболее существенным оставался  аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем  собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 года, представлявший крестьянам право  по их желанию закрепить свои участки  общинной полевой земли в личную собственность. Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной  думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 года был издан закон  «Об изменении и дополнении некоторых  постановлений о крестьянском землевладении», а 29 мая 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», регулировавшее работу землеустроительных комиссий.
В июне 1912 года издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев  полностью пенсии оплачивали владельцы  предприятий, для выплаты пособий  по болезни учреждались «больничные  кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
Дума по инициативе правительства  принимала законы о введении земского самоуправства в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного  Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию  Столыпина проект был проведён в  порядке статьи 87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской  губернии, а также проект о введении волостных земств.
В июне 1912 года Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местностях». Судебная власть от земских начальников вновь  передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Столыпин и третья Дума «провалились»  в главном, - не успокоили страну, которая совсем приблизилась, подошла  вплотную к революции. Надо иметь  в виду то, что III Дума с самого начала не рассматривалась Столыпиным как  средство, окончательно ликвидирующее  корни революции, - для этого, по его  мнению, нужно было значительно больше времени, чем отпущенные Думе 5 лет.
На первый взгляд III Дума – самая  благополучная из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно «скончались» по указу царя, то III Дума действовала  «от звонка до звонка», - все положенные ей по закону пять лет и сподобилась вызвать не только критические перуны в свой адрес, но и слова одобрения. И все-таки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале. Но трагизм этого обнаружился спустя несколько лет после завершения ее работы: только тогда то небольшое, в пору III Думы, «облачко» обратилось в революционную грозу «семнадцатого года».
 
1.6 Деятельность IV Государственной  Думы
 
В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской  курии за счет кадетов (в рабочей  курии большевики взяли верх над  меньшевиками), октябристы часто терпели  поражение в своей вотчине, I городской  курии.
Выборы в IV Государственную думу практически не изменили расстановку  фракций в Думе. Председателем  был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые  центристы образовали блок, куда входили  кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство  Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной  ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.
Начавшаяся в 1914 г. мировая война  одновременно притушила разгоравшиеся  оппозиционное движение в российском обществе. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.
19 июля открылась сессия IV Государственной  Думы, на которой октябристы и  трудовики сразу же поставили  вопрос о создании ответственного  перед Думой правительства, а  в начале августа кадетская  фракция повела активную работу  по созданию межпартийного блока.  В августе 1915 г. на совещании  членов Государственной Думы  и Государственного совета был  образован Прогрессивный блок, в  который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов  (236 и 422 членов Думы) и три группы  Государственного совета. Председателем  бюро Прогрессивного блока стал  октябрист С.И. Шидловский, а фактическим  руководителем Н.И. Милюков.
Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний  власти, отказ от соглашений с парламентским  большинством на платформе «министерства  доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной  думы после рассмотрения ею военных  законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.
Первая мировая война легла  тяжелым бременем на плечи России. В феврале 1917 г. резко обострилась  обстановка в Петрограде. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.
25 февраля выступления переросли  во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую  Петроград. В ночь на 26 февраля  власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади  была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и  полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.
Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.