Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и мировоззрение

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Философия и  мировоззрение.
Что такое мировоззрение и какова его структура.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека»  определил мировоззрение как  «умственное окошко». В своей  статье Соловьев сравнил три таких  «окошка»: экономический материализм  К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека»  Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы говорят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма выходит  на чистый, но уж слишком, до совершенной  пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается  необъятный простор для всяких жизненных  дорог, и если, пускаясь без оглядки  в этот простор, иной попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную, величавую, но безнадежную  пропасть, то ведь такие направления  ни для кого не представляют безусловной  необходимости, и всякий волен выбрать  вон ту верную и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже  издалека сияют средь тумана озаренные  вечным солнцем надземные вершины».
Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет  продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной  доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному  и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места  в нем человека; это жизненная  позиция, познавательная, ценностная и  поведенческая ориентация.
Материя и сознание.Материализм  и идеализм- два основных направления  в философии.
Что такое «монизм» «дуализм»,»плюрализм»?
Монизм (от греч. monos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений  мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего  и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
Дуализм — термин, имеющий несколько  значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение  двух фундаментальных классов вещей  или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Дуализм  -(от лат. dualis – двойственный)
сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов  мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм  иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип  добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа  и дух, душа и тело, мышление и  протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект  и объект, чувственность (т.е. чувственное  познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство  милосердия божьего и др. Различают  религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический  дуализм. Стремясь преодолеть дуализм  в принципе, идеализм обращается к  исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей: особенно сильно это стремление проявляется  в гегелевской диалектике, которая  снимает противоположность в  синтезе. Такую же цель преследуют все  формы монизма (см. также Плюрализм). В теории психосоматики (см. Глубинная  психология) начинается, по-видимому, преодоление  прадуализма: душа – тело.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
Термин "плюрализм" был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад  Лейбница, в первую очередь различных  разновидностей дуализма.
В конце XIX - XX веке плюрализм получил  распространение и развитие как  в андроцентрических философских  конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки  Карла Поппера и, особенно, теоретический  плюрализм его последователя  Пауля Фейерабенда).
Эпистемологический плюрализм  как методологическкий подход в  науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
Политический плюрализм — (от лат. "разные мнения") устройство политической системы государства, при котором  допускается не только существование, но и свободное выражение в  СМИ и свободная конкуренция  в избирательном процессе различных  систем взглядов на будущее государства  и общества, на пути его развития и на саму необходимость такого развития.
Необходимыми, но не достаточными, условиями  для существования политического  плюрализма являются свобода слова  и свобода СМИ, многопартийная система, свободные выборы и парламентаризм.
Религиозный плюрализм — одновременное  существование различных религий.
Философия Древней Индии  и Китая.
Веды (санскр. veda — «знание»), являются изначальным Знанием, переданным человечеству в очень Древние времена, как свод законов и правил для гармоничного проживания и развития. Все последующие Мировые Учения и Религии, стали ответвлением от Древа Знания Вед и в данный момент, являются лишь искаженными попытками постигнуть Целостную Мудрость Мироздания.
О Ведах
Вековая мудрость, записанная на глиняных табличках и папирусах, реально  сохранившихся до наших дней . Давность создания данных артефактов исчисляется  пятью тысячелетиями . Но имеют место  научные подтверждения того, что  в Ведах описываются некоторые  обстоятельства, воочию наблюдать которые  возможно было лишь 15000 лет назад. Все  это время они передавались в  устной форме от учителя к ученику, по цепи ученической преемственности, а пять тысяч лет назад были «записаны в ста тысячах стихов»  великим мудрецом Васудевой.
Записывая, Васудева разделил Веды на четыре части:
Риг-веда — «Веда гимнов»
Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»
Сама-веда — «Веда песнопений»
Атхарва-веда — «Веда заклинаний»
Ведическое знание очень тонко  сочетает в себе основы религии, глубочайшую  философию и практические рекомендации для повседневной жизни, например, затрагивая такие, казалось бы, далекие друг от друга области познания, как правила  личной гигиены, рекомендации по правильному  питанию, здоровому образу жизни, разъяснение структуры построения человеческого сообщества и описание ведической концепции устройства Космоса.
В самих Ведах записано, что ведическое знание абсолютно и безгранично. Принято считать, что основная суть ведического знания изложена «Бхагавад-гите», в которой оно передается устами самого Высшего Абсолюта своему другу  и преданному слуге Арджуне на поле битвы, перед началом великого сражения.
Есть мнение, что Веды не являются продуктом человеческого интеллекта, а были дарованы человечеству Высшим разумом в момент создания вселенной, как инструкция по разумному пользованию  этим миром.
Философия Древней  Греции.
Атомическая теория Демокрита.
Атомистическая теория Левкиппа –  Демокрита была закономерным результатом  развития предшествующей философской  мысли. В атомистической системе  Демокрита можно найти части  основных материалистических систем древней  Греции и древнего востока. Даже важнейшие  принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к  подобному, само понимания физического  мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Однако предпосылками атомистического  учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и  идеи, которые атомисты застали в  свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как  ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося  противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.
 Согласно Демокриту, Вселенная  – это движущаяся материя,  атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя  также реальна, как и бытие.  Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение  приводит к гибели и разрушению  последних. Введение атомистами  понятия пустоты как небытия  имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность  объяснять возникновение и изменение  вещей. Правда у Демокрита бытие  и небытие сосуществовали рядом,  раздельно: атомы были носителями  множественности, пустота же воплощала  единство; в этом была метафизичность  теории. Ее пытался преодолеть  Аристотель, указывая, что мы видим  «одно и то же непрерывное  тело то жидким, то затвердевшим»,  следовательно, изменение качества  — это не только простое  соединение и разъединение. Но  на современном ему уровне  науки он не мог дать этому  должного объяснения, в то время  как Демокрит убедительно доказывал,  что причина этого явления  — в изменении количества междуатомной  пустоты. Понятие пустоты привело  к понятию пространственной бесконечности.  Метафизическая черта древней  атомистики проявилась также  в понимании этой бесконечности  как бесконечного количественного  накапливания или уменьшения, соединения  или разъединения постоянных  «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.
Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно  плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами  зависит консистенция тел. Кроме  признаков элейского бытия атомы  обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного  бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы  еще и потому, что не имеют обычных  чувственных качеств – запаха, цвета,
вкуса и т. п. Сведение строения материи  к элементарным и качественно  однородным физическим единицам, чем  «стихии», «четыре корня» и отчасти  даже «семена» Анаксагора, имело в  истории науки огромное значение. Чем же, однако, различаются между  собой атомы Демокрита? Изучая свидетельства  Феофраста, ученика Аристотеля, чьи  комментарии послужили первоисточником  многих более поздних сообщений  о философии греческих досократиков, включая Демокрита, английский исследователь  Мак Диармид отметил определенное противоречие. В одних местах речь идет только о различии форм атомов, в других — также о различии их порядка и положения. Однако понять нетрудно: порядком и положением (поворотом) могут различаться не единичные  атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Такие группы атомов могут быть расположены  вверх или вниз (положение), а также  в разном порядке (как буквы НА и АН), что и видоизменяет тело, делает его другим. И хотя Демокрит не мог предугадать законов современной  биохимии, но именно из этой науки мы знаем, что, действительно, несходство двух одинаковых по составу органических веществ, например двух полисахаридов, зависит от порядка, в котором  выстроены их молекулы. Огромное разнообразие белковых веществ зависит преимущественно  от порядка расположения в их молекулах  аминокислот, причем число возможных  комбинаций при их сочетаниях практически  бесконечно. Фундаментальные частицы  материи, существования которых  предполагал Демокрит, соединяли  в себе в некоторой мере свойства атома, молекулы, микрочастицы, химического  элемента и некоторых более сложных  соединений. Атомы различались также  величиной, от которой в свою очередь  зависела тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный  вес атомов, которые в зависимости  от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека. С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или «математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов (пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит. Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомы имели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части — точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома — «амера» (бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело, например, невидимый атом, — такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно. Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них —плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура. Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи. О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение—это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой. В своей картине строения материи Демокрит исходил также из принципа, выдвинутого предшествующей философией (сформулированного Мелиссом и повторенного Анаксагором), — принципа сохранения бытия «ничто не возникает из ничего». Он связывал его с вечностью времени и движения, что означало определенное понимание единства материи (атомов) и форм ее существования. И если элейцы считали, что этот принцип относится только к умопостигаемому «истинно сущему», то Демокрит относил его к реальному, объективно существующему миру, природе. Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.
Философия средних веков. Христианство.
Дайте определение понятие «вера».
Ве?ра — признание чего-либо истинным, часто, без предварительной фактической  или логической проверки, единственно  в силу внутреннего, субъективного  непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования  в доказательствах, хотя иногда и  подыскивает их[1].
Вера обусловлена особенностями  психики человека. Безоговорочно  принятые сведения, тексты, явления, события  или собственные представления  и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.[2]
Философия эпохи Возрождения.
Охарактеризуйте  понятие «антропоцентризм».
Антропоцентризм (от антропо... и лат. centrum — центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений  точки зрения телеологии, т. е. приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии А. формулировал древнегреческий философ Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (например, немецкий философ К. Вольф). Некоторые элементы А. как исходной теоретической установки можно усмотреть в экзистенциализме.
Философия Нового времени.
Что такое «деизм» ?
Деизм (от лат. deus — бог), религиозно-философское  воззрение, получившее распространение  в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в  нём какого-либо участия и не вмешивается  в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теизму, в  основе которого лежит представление  о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и  пантеизму, растворяющему бога в  природе, и атеизму, вообще отрицающему  само существование бога. Д. выступил с идеей естественной религии, или  религии разума, которую он противопоставил  религии откровения. Естественная религия, по учениям деистов, является общей  для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных религий, в том числе и христианства.
Немецкая классическая философия. Марксизм
Основные понятия теории познания Канта.
 В основе философских исследований  Канта «критического» периода  лежит проблема познания. В своей  книге «Критика чистого разума»  Кант отстаивает идею агностицизма  – невозможности познания окружающей  действительности. Кант классифицирует  само знание как результат  познавательной деятельности и  выделяет три понятия, характеризующих  знание: апостприорное, априорное  знание и «вещь в себе».
Апостприорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует  в  разуме изначально и не требует ни какого  опытного доказательства.
«Вещь в себе» - одно из центральных  понятий всей философии Канта. «Вещь  в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет  познана разумом.
Тем самым Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающая  по собственным законам. Впервые  не характер, и структура познаваемой  субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный  фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.
В отличие от философов 17 века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники  заблуждений, а напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных  элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня – эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективное знание, согласно учениям Канта, обуславливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке. Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также практическим, в отличие от догматического метода рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым, осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.
Философия жизни.
Философское понятие «иррационализм»
Иррационали?зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции  и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира[1][2]. Иррационализм  предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие  качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационалистические тенденции  в той или иной мере присущи  таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.
Иррационализм в своих многообразных  формах представляет собой философское  мировоззрение, которое постулирует  невозможность познания действительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как  жизнь, психические процессы, история  и т. д.) невыводимы из объективных  причин, то есть неподвластны законам  и закономерностям. Все представления  такого рода ориентируются на внерациональные  формы человеческого познания, которые  в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении  бытия. Но подобные переживания уверенности  зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку»  и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.
 
 
Русская философия 19-н 20 вв.
Суть персонализма
Персонализм -позиция или доктрина, ставящая превыше всех государственных и экономических интересов, превыше всех безличных учреждений фундаментальную ценность человеческой личности. Мы видим, что персонализм – это социальное учение, в основе которого лежит все тот же принцип кантианской морали – умение уважать человеческую личность; он пытается сохранить это уважение, несмотря на сложные условия жизни в современном мире. Через описание социальной жизни персонализм приходит к ценностям христианства и в результате попадает в русло христианского экзистенциализма. Термин «персонализм» применим, например, к философии Шелера: его теория конкретной личности как «центра поступков», как «существования ценности» ведет к синтезу между формализмом кантианской морали и утилитаризмом конкретной морали англосаксонских философов; персонализм мыслит себя одновременно и как сугубо конкретное учение, и как глубоко моральное.
Современная западная философия.
Неопозитивизм, его суть.
Неопозитивизм — одно из распространенных направлений философии 20 в., совр. форма позитивизма. Н. считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с т. зр. Н. не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь “данным”, т. е. непосредственным, опытом или языком. Крайние формы Н., напр. ранний Н. венского кружка, ограничивая “данность” индивидуальными переживаниями, объективно склонялись к субъективному идеализму. Наиболее влиятельной разновидностью Н. явился логический позитивизм. К общей платформе Н. примыкали и англ. философы-аналитики, последователи Мура (Л. С. Стеббинг, Дж. Уисдом и др.). Неопозитивистскими были и философские взгляды ряда представителей логической львовско-варшавской школы (Айдукевич и др.). В 30-х гг. происходит идейное и научно-организационное слияние различных групп и отдельных философов, придерживавшихся неопозитивистских взглядов: австро-нем, логических позитивистов венского кружка (Карнап, Шлик, О. Нейрат и др.) и берлинского “Общества эмпирической философии” (Рейхенбах, К. Гемпель и др.), англ. аналитиков, ряда амер. представителей “философии науки” позитивистско-прагматистского направления (О. Нагель, Ч. Моррис, Бриджмен и др.), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы (Германия) во главе с Г. Шольцем и др. С того времени регулярно созывается ряд международных конгрессов и осуществляется широкая пропаганда идей Н. в печати. Рекламируя себя в качестве “научного эмпиризма”, Н. оказывает в этот период заметное воздействие на различные круги ученых, под его влиянием складывается ряд идеалистических концепций в истолковании открытий совр. науки. В то же время следует отметить положительное значение конкретных результатов исследований по формальной логике и нек-рым вопросам методологии науки, достигнутых как самими неопозитивистами, так и учеными, к-рые не являлись неопозитивистами, но участвовали в организуемых ими конгрессах, дискуссиях и т. д. С конца 30-х гг. осн. центром Н. становятся США, где эта философия была представлена прежде всего логическим эмпиризмом. Начиная с 50-х гг. Н. переживает идейный кризис, связанный с неспособностью решить реальные проблемы научного мировоззрения и методологии науки. Это выражается, в частности, в резкой его критике со стороны таких направлений философии науки на Западе, как постпозитивизм и критический рационализм.
Познание как результат  мыслительной  деятельности человека.
Что такое  познание?
Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «Он познал его как лжеца». В познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. Кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. В познании всегда содержится также узнавание. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. Познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. Внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. В познании субъект  и объект  противостоят друг другу как познающее и познаваемое. Субъект постигает, а объект постигаем. Понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. Явление). Это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. Отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». Объект независим от субъекта. Он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». Наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. Если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. Но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. Бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. Тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. Поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. Смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. Деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. То, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. Прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. За этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «Как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (Н. Гартман). Существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. Область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также Реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. Каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. Но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. С этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. Принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. С др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. Применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. Имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. В соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. Следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. Познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. Однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. Если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. Область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».
Формы чувственного и рационального  познания.
Чувственное познание – это отражение  действительности в чувственных  образах,.
Основные формы чувственного познания:
1. Ощущение - это отражение свойств,  признаков, сторон отдельных материальных  предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и  др.).
2. Восприятие - это целостный образ  предмета, объекта, воздействующего  на органы чувств. Этот образ  возникает в результате одновременной,  взаимосогласованной работы нескольких  органов чувств.
3. Представление - это образы  предметов, восстановленные благодаря  сохранившимся в нашем мозге  следам, но при отсутствии самих  предметов.
 Каковы особенности чувственного  познания? Все чувственное познание  носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают  постольку, поскольку предмет  непосредственно воздействует на  наши органы чувств и нервную  систему. Чувственное познание  – это ворота, через которые  человек устанавливает контакт  с внешним миром. С позиции  диалектического материализма формы  чувственного познания – это  субъективные образы объективного  мира. То есть их содержание  объективно, так как определяется  внешними воздействиями, а не  сознанием субъекта.
 А что значит: «субъективный  образ?». Это значит, что форма  наших ощущений зависит от  того, как устроена наша нервная  система. Мы, например, не воспринимаем  радио и магнитных волн, а некоторые  животные их воспринимают. Орел  зорче человека, видит дальше, но  человек замечает, видит во много  раз больше, чем орел. Собака обладает  более тонким обонянием, но  она не различает и 1/1000 тех  запахов, которые различает человек.  Субъективность образа состоит  в том, что при взаимодействии  двух видов материи ощущение  зависит от того, как оно отражается  в нервной системе человека (воздействие  внешнее преобразуется нервной  системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению  к языку, а не к воде, запах  розы по отношению к обонянию.
 Однако в истории философии  имела место концепция, согласно  которой наши ощущения, восприятия  – это не образы, не копии,  а лишь условные знаки, символы,  иероглифы, не имеющие ничего  общего с вещами и их свойствами. Эта теория была сформулирована  немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.)1, который опирался на  теорию другого немецкого физиолога  (естествоиспытателя) И. Мюллера  (1801-1858 гг.)2. Согласно теории Мюллера  специфика ощущений определяется  не природой предметов и вещей,  а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.
 С позиций диалектического  материализма эта теория представляет  собой уступку агностицизму, ибо  символы, знаки возможны (допустимы)  и по отношению к несуществующим  вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д
 И все-таки, дают ли нам  органы чувств возможность адекватно  отражать действительность? Еще  Людвиг Фейербах отмечал, что  у человека ровно столько органов  чувств, сколько нужно для правильного  познания мира. Если бы наши  чувства не отражали объективный  мир таким, каков он есть, то  человек, как и любое животное  не смог бы биологически приспособиться  к условиям среды, т.е. выжить. Да и само возникновение подобного  сомнения говорит за то, что  мы правильно отражаем действительност
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.