Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
 
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
 
 
 
 
 
Работу выполнила:
 
Научный руководитель:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск, 200
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
 
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………………………………………………6 
1.1. Подходы  к изучению проблемы психологической готовности дошкольников к школе в трудах зарубежных и отечественных психологов.……………………………………………………………………….6
      Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе…………12
      Особенности интеллектуального развития старшего дошкольников...17
 
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ…………...23
2.1. Диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………23
2.2. Работа по формированию интеллектуальной готовности детей к школе……………………………………………………………………………..30
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………..........32
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
 
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..37  

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………40
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Дошкольное детство  – один из самых важных  этапов  жизни  ребёнка:  без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического,  личностного  и физического развития в этот период  позволяет  ребёнку  в  кратчайшие  сроки пройти  путь  от  беспомощного  существа  до  человека,   владеющего   всеми основными началами человеческой  культуры. 
     Старший  дошкольный  возраст  непосредственно   предшествует   переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни  –  поступление  в  школу. Поэтому существенное место  в  работе  с  детьми  6-го  и  7-го  года  жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта:  во-первых,  продолжающееся  целенаправленное  развитие   личности   ребёнка   и познавательных психических процессов, лежащих в  основе  успешного  освоения им в будущем собственно учебной программы, во-вторых,  обучение  начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта) [20].
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка  умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т. е. достаточно развитых познавательных процессов. В исследованиях ученых отмечается, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцировано воспринимать, анализировать сложные предметы. Известно, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) [20].
Проблемой интеллектуального развития в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова,  Д.Б. Эльконин и другие.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального  развития. Но для того, чтобы развитие это шло успешно, ребенок должен быть подготовлен, у него должны быть сформированы предпосылки к успешному развитию. В связи с этим проблема интеллектуальной готовности к школе является актуальной для детской психологии.
Цель исследования: изучить уровень интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников.
Гипотеза: целенаправленная коррекционно-развивающая работа влияет на уровень интеллектуальной готовности старшего дошкольника к школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной особенностям интеллектуального развития и его диагностики у старшего дошкольника.
2. Охарактеризовать компоненты интеллектуальной готовности к школе.
3. Путем диагностики выявить уровень интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
4. Подобрать и апробировать формы и методы работы по развитию интеллекта старших дошкольников
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе.
 
Предмет исследования: интеллектуальная готовность детей   к школьному обучению.
Методы  и  методики исследования. Для решения задач исследования на теоретическом уровне использовался анализ психолого-педагогической литературы, на эмпирическом – метод тестов: методика  «Дополнение фраз»; тест «Правая - левая рука»; методика «Назови одним словом»; методика «Четвертый лишний»; методика «Последовательность событий»; методика «Десять слов»
В процессе обработки  результатов тестирования использовались методы количественного и качественного  анализа.
База исследования: Исследование проходило на базе д/у №230.
Практическая  (социальная) значимость полученных результатов.
Результаты диагностики могут  служить основой создания коррекционно-развивающих  программ для детей старшего дошкольного, позволяющих формировать необходимые предпосылки успешного обучения в школе. Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы  в лекциях по интеллектуальной готовности детей к школе, в консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (30 источников), приложение  (8 наименований). Общий объем работы без приложения составляет 39 страницы. В работе содержится      2 таблицы, 1 гистограмма, 2 диаграммы.
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ  ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ  К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
 
1.1. Подходы   к изучению проблемы психологической
готовности  дошкольников к школе в трудах зарубежных и отечественных психологов.
 
В современной возрастной и педагогической психологии употребляются два основных понятия, обозначающие степень подготовленности ребенка к школьному обучению: школьная зрелость и готовность к школе [25].Наблюдение за детьми 6-летнего возраста, начавшими обучение по школьной программе, а также детальный анализ возникающих у них сложностей в адаптации, позволили определить, что многие из них, не смотря на достаточный запас знаний, умений и навыков, не достигают того уровня развития, который позволил бы им успешно обучаться. В связи с этим, в научный словарь было введено новое понятие, отражающее способность ребенка осуществить успешный переход от дошкольного образования к школьному ? школьная зрелость. Под термином «школьная зрелость» стали понимать такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам становится способным посещать школу и учиться в ней [25]. Для психологии эта проблема не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Я. Йирасек, Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел,  и др.).
Школьная зрелость ? многокомпонентное образование, в структуре которого принято выделять следующие: интеллектуальный, эмоциональный и социальный компоненты (по данным Л.А. Венгера, Я.Л. Коломинского, Е.А, Панько, В.В. Холмовской и др.). Достижение школьной зрелости, согласно точке зрения Л. Йирасека, обусловлено рядом генетических и социально- психологических факторов, оказывающих влияние на соматическое и психическое развитие ребенка в течение всего периода его жизни до школы.
В советской психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению проведена  в  трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович (1968); Д.Б. Элькониным (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991) [18;23]. Существует множество подходов к определению психологической готовности к школьному обучению. На современном этапе развития психологии она рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности [13]. Психологическая готовность определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается.
Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической  науки достаточно давно. В 1948 г. А.Н. Леонтьев предложил обозначать этим термином способность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию [15]. Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал способность управлять своим поведением. Она проявляется в возможности подчинения поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, опоре не на наличную ситуацию, а на ее контекстное содержание, понимании позиции взрослого и условного смысла его действий и вопросов. Именно развитие произвольности психических процессов и поведения выводит дошкольника на тот уровень, за которым возможно начало его успешного организованного обучения.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора   прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [12, 14].
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка  к обучению является уровень его  умственного развития. Л.С. Выготский  одним из первых сформулировал мысль  о том, что готовность к школьному  обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению ? значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [18].
Концепции готовности к  школьному обучению как комплексу  качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [24].
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым. [30]. Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
В работах Л.И. Божович (1968) выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование "внутренняя позиция школьника", представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Она считала это новообразование критерием готовности к обучению в школе [5]. В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть  становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».  А.Н.Леонтьев так же считает непосредственно движущей силой  развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции» [11].
Большое внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в  тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах [29]. По мнению Я.Йирасека, А.Керна, С.Штребела, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном (способность ребенка к  дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее), эмоциональном (эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка) и социальном отношениях (способность подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения) [28].
Одни исследователи  выделяют  два  аспекта психологической   готовности  ? личностную  (мотивационную)  и  интеллектуальную  готовность  к  школе.  Другие исследователи считают, что  составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
      мотивационная (личностная),
      интеллектуальная,
      эмоционально-волевая. 
Н.Г. Салмина (1988) в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:
1) произвольность как  одну из предпосылок учебной деятельности;
2) уровень сформированности семиотической функции;
3) личностные характеристики, включающие особенности общения  (умение совместно действовать  для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы  и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как, показатели готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.
В работах Е.Е. Кравцовой (1987,1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности [2].
В качестве показателей  готовности наиболее часто выделяются следующие:
      Общее физическое развитие;
      Овладение достаточным объемом знаний (информированность);
      Сформированность представлений о социальном взаимодействии, развитие некоторых привычек поведения;
      Овладение связной грамматически и фонетически грамотной речью;
      Развитие тонкой моторики руки, кисти, пальцев, необходимой для овладения письмом;
      Сформированность желания учиться, интерес к знаниям и способам их получения.
Таким образом, в качестве основных показателей достижения ребенком готовности к обучению в школе большинство авторов выделяет различные особенности его интеллектуальной деятельности. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса. В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе. В целом на сегодняшний день определилось представление о готовности ребенка к школе как о совокупности его знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для обучения.
 
 
1.2. Интеллектуальная  готовность ребенка к обучению  в школе
 
Долгое время об умственном развитии ребенка судили по количеству накопленных им знаний, по объему его  «умственного инвентаря», который выявляется  в словарном запасе. Некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он лучше развит. Из-за большого объема информации словарь детей быстро пополняется. Но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе [20].
К старшему дошкольному  возрасту, как было отмечен выше, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в то же время переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника [3].
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К  ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность [8;16]
При анализе  психологической  литературы следует отметить, что  интеллектуальная готовность включает в себя:
      ориентировка в окружающем;
      запас знаний;
      развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);
      развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.);
      развитие произвольного внимания [7].
В литературе выделяют определенные компоненты интеллектуального развития ребенка
Уровень развития восприятия
Критерии: целостность, точность, дифференцированность, способность соотносить свойства предмета с заданным эталоном [25].
На развитие восприятие дошкольника влияют игры побуждающие ребят учитывать свойства и отношения предметов. Особую роль в развитии восприятия и представлений ребенка о свойствах и отношениях предметов играют различные дидактические (обучающие) игрушки: матрешки, пирамидки, кубы-вкладки, башенки, "почтовый ящик". Все они дают возможность малышу не просто выполнить задание, а овладеть определенными способами ориентировки в задании. Владение этими способами, в свою очередь, предопределяет успешность его продвижения в познании действительности [20].
Уровень развития памяти
Критерии: объем, темп запоминания и воспроизведения; осмысленность и способность использовать приемы логического запоминания [25].
К 6 годам жизни в  психике ребенка появляется важное новообразование - у него развивается  произвольная память. К произвольному  запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому вид памяти играет наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. У первоклассника появляется большой объем сведений, правил, заданий, большинство из которых вовсе не будут яркими, впечатляющими и интересными. Чтобы они запоминались непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. Этому можно и нужно заранее научиться [20].
Уровень развития мышления
Определяется по степени сформированность наглядно-образного и словесно-логического мышления (уровень развития основных мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классификации, конкретизация) [25].
К концу дошкольного  периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия.
При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту у ребенка должно быть сформировано умение словесно планировать и фиксировать свои действия, необходимые для развития образного мышления. Речь должна быть результатом мысли, а не опережать или подменять ее. Лишь в этом случае слово станет опорой мышления, сделает его более обобщенным и подвижным. Параллельно с наглядно-образным в дошкольном возрасте развивается и логическое мышление. Элементы логического мышления закладываются также и при формировании математических представлений [17;26].
Уровень развития воображения
Критерии: способность создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного восприятия, выносить элементы нового в продуктивных видах деятельности [26].
Развитие этой психической  функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребенка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребенка не участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует в творчестве "для себя", к ней не предъявляются требования реализуемости и продуктивности. Вместе с тем, фантазия имеет большое значение для развития самих действий воображения, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.
Уровень соморегуляции
Критерии: произвольность внимания, устойчивость, объем, распределении, переключаемость [26].
Основой любой интеллектуальной деятельности является внимание. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем  выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения. Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого [23].
Уровень развития речи
Критерии: словарный запас, правильность речи, ее связность, способность адекватно выразить мысль.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что  именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь [20].
Таким образом, интеллектуальная готовность – важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.
    В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности—учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование педагога А. П. Усовой, обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости» [20]. Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях
 
 
      Особенности интеллектуального развития старшего дошкольников
 
 Когда речь идет  об умственном развитии и его  уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. В отличие от этого в понятие "интеллект" входит такой признак: как его почти не изменяющееся на протяжении всей жизни человека постоянство. Уровень умственного (интеллектуального) развития есть величина динамическая, а интеллект, как предполагают некоторые отечественные психологи, сохраняет свое значение постоянным (К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева) [9]. В.В. Зеньковский утверждает, что интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие, так как "интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как обращенная к внешнему миру"[30,42]. Хотя интеллектуальное развитие и не занимает центрального положения в детской психике, нельзя отрицать того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком дальнейшие ступени в его созревании. Вернее сказать, что рост интеллектуального развития не столько является здесь главным фактором, сколько важнейшим симптомом перемен в ребенке. Большой вклад в изучение интеллектуального развития внес Жан Пиаже, создавший Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка [22]. Объектом генетической психологии является изучение происхождения и развития интеллекта. Он исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность.
Традиционно выделяют три  аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это  умение выделять фигуру из фона, способность  концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Интеллект - это общая познавательная способность, способность к познанию. Уровень развития интеллекта проявляется во всех сферах - и в мышлении, и в восприятии, и в памяти, и в речи [19]. В этом возрасте развивается способность действовать в уме путем оперирования образами, схемами, наглядными опорами; развивается умение мысленно создавать наглядные модели.
Дети учатся использовать освоенные способы  решения задач в новых условиях. Развивается конкретно-образное мышление в различных его формах. Оно является условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Чаще используются задания, повышающие уровень развития поисковой, эвристической деятельности, дошкольники учатся принимать и понимать интеллектуальную задачу, не отвлекаясь на ее конкретное содержание.
К концу дошкольного  возраста дети умеют оперировать  знаниями на уровне обобщенных представлений, овладели приемами рассуждений и умозаключений, приемами опосредования для решения мыслительных задач (наглядным моделированием, применением мерок, меток, схем и т. п.) [1;10].
Оценочные критерии уровня сформированности у детей основных компонентов мыслительной деятельности: 1) интерес к заданию; 2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и ее результату; 3) стремление продолжать работу; 4) запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи; 5) овладение иерархией обобщений — усвоение понятий первой, второй и третьей степени обобщенности, а также абстрактных родовых понятий; 6) специфика использования детьми системы доступных понятий; 7) уровень понимания и принятия задания; 8) качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности [4;26].
В соответствии с оценочными критериями можно выделить три уровня овладения общей структурой мыслительной деятельности.
Высокий уровень. Задание сразу вызывает интерес ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется на протяжении всего занятия. Ребенок понимает задачу сразу, не нуждается в повторении и разъяснении. Объема действенных знаний для ее решения достаточно. Все мыслительные операции ребенок совершает правильно и самостоятельно, старается обдумывать решения, все умственные действия осуществляет в определенной последовательности, сам может заметить и исправить ошибки. Ребенок может правильно обосновать свое решение, рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства. Помощь взрослого ему не нужна.
Средний уровень. Ребенок в целом охотно выполняет задания, но иногда просит повторить их. Фонда действенных знаний для решения задач достаточно, мыслительные операции совершает в основном правильно, но ходом выполнения задания может управлять только с помощью взрослого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но исправляет их с помощью взрослого.
Низкий уровень. Ребенок безразличен к содержанию занятий, особенно трудных. Готов все оставить и перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении. Самостоятельно понимает лишь легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, в помощи педагога. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Ответы его чаще всего ситуативны, он не может вычленить главное, обосновать свое решение[2].
В образовательном стандарте  «Дошкольное образование. Готовность к школе» описаны основные возрастные показатели интеллектуального развития:
- Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания  в изобретательной деятельности;
- Воспринимает дифференцированный образ мира, сообщает  о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец;
- В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях;
- При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей;
- Владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развитии монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения;
- Запоминает учебный материал, понимая его содержание;
- Начинает использовать известные и изобретенные им самим  способы запоминания и осознавать их;
- Решает познавательные задачи на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях;
- При решении познавательных задач использует мыслительные действия обобщения, классификации, схематизации, моделирования;
- Проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания;
- Происходит постепенный переход от эгоцентризма к децентризму (способности видеть предметы и явления с разных позиций);
- Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач [27].
Важным итогом интеллектуального  развития старших дошкольников и  показателем их готовности к обучению в школе является овладение знаковыми системами (элементарные счетные операции, переход к оперированию числами и знаками, звуковой анализ слова, слоговое чтение, овладение нотными знаками, понимание символики дорожных знаков), усвоение умственных действий и их включение в мнемическую деятельность (использование умственных действий для более продуктивного осмысленного запоминания) [21].
Таким образом, на основании анализа литературы по данной проблеме нами были выявлены основные показатели характеризующие разные уровни интеллектуального развития дошкольников. Для характеристики этих уровней используются такие показатели, как общая осведомленность, развитие словесно-логического и наглядно-образного  мышления, умения обобщать и классифицировать, а также хорошо развитая память и пространственное воображение.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выводы по первой главе
 
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме интеллектуальной готовности детей к школе можно сделать следующие выводы:
- в работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе. В целом на сегодняшний день определилось представление о готовности ребенка к школе как о совокупности его знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для обучения. Психологи выделяют два основных компонента  психологической готовность к школе:  интеллектуальный и личностный.
- интеллектуальное развитие - это умственный потенциал, развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
- выделяют три уровня развития интеллектуального развития, которые, как правило, характеризуют как высокий, средний и низкий. Для высокого уровня характерно умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитые познавательные процессы, хорошо развитая память, воображение и речь.
- интеллектуальная готовность детей к школьному обучению включает в себя: ориентировку в окружающем, запас знаний, развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты),развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.), развитие произвольного внимания.
 
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
 
2.1. Диагностики  интеллектуальной готовности к школьному обучению
 
Для изучения уровней  умственного развития детей мы использовали методики из диагностической программы, предназначенной для обследования старших дошкольников с целью  выявления уровня сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению. Сюда вошли такие методики, как «Дополнение фраз»; тест «Правая - левая рука», методика «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Последовательность событий»,  «Десять слов» (память) [8].
В исследовании принимала участие   20 детей старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад № 230 города Минска.  Каждому ребенку был присвоен определенный порядковый номер, который сохранялся  на протяжении всего исследования, включая сводную таблицу (Приложение 1).
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе мы провели диагностику интеллектуального развития по вышеперечисленным методикам. На втором этапе активно проводилась  коррекционная работа с детьми, у которых по результатам обследования был средний и низкий уровень развития. На третьем этапе мы повторно провели диагностику умственного развития и проследили, какие изменения произошли в группе, после  целенаправленной  развивающей работы.
 
Методика «Дополнение  фраз»
 
Данная методика была использована нами с целью выявления способности детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Ребятам была дана следующая инструкция: «Мы будем играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем «Если цветочек не поливать, то... продолжай» Можно задать вопрос: «То, что случится?». Далее ребятам было предложено 10 предложение, которые необходимо было закончить. При количественном анализе выполнения задания в группе 7 человек (35%) получили высокий уровень развития и 11 ребят (65%) – средний и 10% - низкий.  При качественном анализе мы определили, что у многих ребят вызывали трудности следующие фразы: «Если песок мокрый, то...» («… вода» - Полина М.; «скоро будет дождь» - Таня Б.) «На деревьях распустились листочки, потому что...» («осень» - Марина Л.). Часто ребята дополняли предложение только одним словом. Но были и те, которые  придумывали развернутую фразу: «Если на деревьях пожелтели листья, то... скоро похолодает, улетят на юг птицы, пойдут дожди, а затем наступит зима» - (Влад О.).
 
Тест «Правая — левая  рука»
Чтобы выявить способность ребенка к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других, нами был использован тест «Правая и левая рука». Психолог и ребенок садились друг против друга. Психолог спрашивал у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просил показать правую (левую) руку у себя (психолога). При правильном выполнении задания психолог умышленно начинал сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении.
В результате количественной обработки теста мы выявили, что 1 ребенок не может определить, где  у него правая – левая рука, 40% ребят могут правильно показать не только у себя правую левую руку, но и у человека сидящего на против. По оценке результатов эти дошкольники получили высокий уровень развития. 65%  правильно выделяют правую и левую руку на себе, но затрудняются определить это у сидящего напротив человека.
Методика «Назови  одним словом»
С  целью выявления уровня сформированности понятий и умения обобщать была использована методика «Назови одним словом» (Приложение 2). Ребятам предлагалось 3 предмета, которые необходимо было назвать одним обобщающим словом (посуда, мебель, одежда, цветы, деревья и т.п.). Всего использовано 14 вариантов из разных областей знаний.
При правильном ответе начислялся 1 балл. Если ответ был ошибочный, то ребенку предлагалось подумать («Неправильно, подумай еще»). При правильном ответе после второй попытки начислялось 0,5 баллов, при неправильном ответе со второй попытки – 0 баллов.
В результате количественного  анализа мы выявили, что из 20 дошкольников группы с высоким уровнем развития оказалось  человек , что составляет - 30%. Эти дошкольники получили 12-14 баллов. Средний уровень отмечается у 11 детей, они получили 8-11 баллов (55%).  С низким уровнем развития в данной группе 3 ребенка, что составляет 15%.
Качественный анализ показал, что в   основном дети допускали ошибки в последних  двух  вариантах: затруднялись назвать одним  словом: «танкисты, пехотинцы, артиллеристы…» и «столяры, маляры, плотники…». Это может говорить о том, что данным понятиям уделяется мало времени в деятельности на занятиях и вне занятий, вследствие чего они редко встречаются в словарном запасе детей. Здесь допускали ошибки как дети со средним (Таня Б., Анна Ж., Слава И.),  так и с высоким уровнем развития (Лера У., Ульяна П.,Никита О., Рома Л.). Наиболее полноценно сформированы знания, касающиеся растений, животных, рыб, птиц, одежды и мебели. Среди детей были  и такие, понимание задания которыми было затруднено. Так, например, у Вани Х.  несформировано умение обобщать. Даже после подсказки ребенок не мог назвать предметы одним словом.
Таким образом, данная методика позволила выявить уровень умения обобщать у детей старшего дошкольного возраста, что является неотъемлемой частью полноценного интеллектуального развития. Результаты исследования отражены в  таблице №1 (Приложение 3).
 
Методика "Четвертый  лишний"
Для исследования способности  к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки была использована методика «Четвертый лишний». При работе одна за другой  карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Была дана следующая  инструкция: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу". С ребенком был разобран пробный вариант. После того, как мы убедились, что ребенок понял задание, ему были предложены все остальные.
Исследование показало, что это задание было наиболее трудным для дошкольников. При  количественном анализе результатов мы выявили, что  в группе высокий уровень у 6 детей (30%), средний - у 12 (60%), низкий - у 2(10%). При качественном анализе мы определили, что среди ребят были те,  у кого возникли затруднения при выполнении задания.  Так, Влад Ц. практически всегда называла наугад и не могла обосновать свой ответ.  Среди признаков, он чаще всего называла внешние качества. Похожие ответы были не только у детей с низким, но  и со средним уровнем развития.  Все это говорит о неразвитости  умения выделять существенные признаки. Дети с высоким уровнем, как правило, выбирали правильные ответы и правильно мотивировали свой выбор. Результаты обследования были занесены в протокол (таблица № 1, Приложение 3).
Таким образом, благодаря  данной методике, мы смогли определить уровень способности детей находить обобщающее понятие для трех предметов, выделять существенный признак.
 
Методика "Последовательность событий"
 Дана методика была  использована с исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению. В качестве экспериментального материала использовались четыре сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.
Испытуемому давалась следующая инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".
Задание состояло из двух частей:
1) выкладывание последовательности  картинок;
2) устный рассказ по  ним.
При количественном анализе  мы выявили, что в группе число  детей, относящихся к высокому и  среднему уровню, распределилось следующим образом: хорошо справились с заданием 5 ребят – 25% (высокий уровень)  Они отличаются умением сложить картинки в нужной последовательности. Далее по ним они составляли рассказ, который, как правило, был логичным, эмоционально окрашенным, содержательным. Некоторые из ребят фантазировали и пытались рассказать, что было до и после изображаемых событий. 70% дошкольников (14 человек) - дети среднего уровня развития не всегда могли точно последовательно сложить картинку. Чаще путали третью и четвертую. Их рассказ обычно состоял из нескольких нераспространенных предложений. Один ребенок Влад Ц. пытался сложить картинки, частично ему это удалось однако составить рассказ не смог, только перечислял нарисованные там объекты.
Отмечались случаи, когда при неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее (Рома Л., Ульяна П.).
 
Методика «10 слов»
 
С целью изучения памяти дошкольников нами была использована методика «10 слов». Давалась следующая инструкция: «Давай поиграем в интересную игру. Я прочитаю тебе  слова, ты внимательно их послушай и запомни, когда я закончу – повтори.  Ребенку зачитывались 10 слов: стол,  картина,  ваза,  слон,  парк,  ноги, рука,  дом,  окно,   ведро.
При количественной обработке результатов мы определили, что 45% ребят имеют высокий уровень развития, то есть они запоминали 4-6 слов, 45% - имеют средний уровень – запоминали3-4 слова, и 1 ребенок (Влад Ц)- не смог воспроизвести более одного слова.
По результатам констатирующего эксперимента, для того, чтобы определить общий уровень интеллектуального развития ребенка нами была составлена таблица (Таблица №1). В процентном соотношении данные были занесены в диаграмму 1.
 
 
 
 
 
Результаты  констатирующего эксперимента.
 
Таблица 1

Фамилия, имя ребенка
«Правая
-левая 
рука»
Ур. Разви-тия

и т.д.................


Ур.
Ур.
Ур.
Ур.
Ур.
Ур.
1
Таня Б.
С
С
С
С
С
С
С
2
Полина К.
С
В
В
В
С
В
В
3
 Полина Н.
Н
С
С
Н
С
Н
С
4
Анна Ж.
С
В
С
С
С
В
С
5
Лера У.
В
В
В
В
В
В
В
6
 Ульяна П.
В
В
В

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.