Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товарное производство как основа рыночных отношений и взаимообусловленность сферы производства сферы обращения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Самарский Государственный Университет
Институт  финансов, экономики  и управления
Кафедра экономики, финансов и бухгалтерского учета
 
 
 
 
 
 
 
ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ОСНОВА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И  ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ
 
 
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
 
 
 
Выполнила:
Петрова Анна Николаевна
Группа Ф.К.401
Научный руководитель:
доцент,к.э.н.
Гагарин Н.В.
 
 
 
 
г. Самара 1999
 
Содержание
 
     Введение…………………………………………………………………………3
    Товарное производство как основа рыночных отношений…………………..5
    1.1 Эволюция  форм общественного производства…………………………….5
    1.2  Происхождение  товарного производства…………………………………10
    1.3 Характерные  черты товарного производства……………………………...13
    1.4 Характеристика  рыночных отношений в условиях товарного производства………………………………………………………………………..16
2.   Взаимообусловленность  сферы производства сферы обращения…………..21
    2.1 Сфера производства…………………………………………………………21
    2.2 Сфера обращения…………………………………………………………….25
    2.3 Взаимообусловленность сфер………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованных источников и литературы……………...…………..35
Приложение 1: Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов, используемых в курсовой работе»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Содержание данной курсовой работы условно можно разделить  на две части. В первой части раскрывается сущность товарного производства как  основы рыночных отношений. Во второй – взаимообусловленность сферы  производства и сферы обращения.
Жизнь человеческого  общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде в мире, чтобы выжить, человек должен работать, ибо окружающие его вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении  не могут удовлетворить его потребности.
Человек преодолевает опасности  и неудобства своего естественного  обитания, изменяя форму, состояние  и местонахождение объектов природы, занимаясь производством материальных благ.
Производство есть процесс  воздействия человека на вещество природы  в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ, но и возникают новые формы экономических отношений, происходит нравственное совершенствование самого человека.
Система организационно-экономических  отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке называется товарным производством, которое является базисом экономического развития общества. А непосредственно сам процесс продажи невозможен без сфер экономической деятельности.
Целью данной работы является рассмотрение товарного производства как основы рыночных отношений и установление взаимосвязи сфер производства и обращения.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе я буду решенать следующие задачи:
    необходимо рассмотреть эволюцию форм общественного производства;
    установить процесс появления товарного производства;
    дать характеристику основных черт товарного производства;
    проанализировать характеристику рыночных отношений в условиях товарного производства;
    дать определение и характеристики сферы производства;
    рассмотреть сферу обращения;
    выявить взаимоотношения сфер производства и обращения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Товарное  производство как основа рыночных  отношений.
 
1.1 Эволюция  форм общественного производства.
Исторически (это можно  считать доказанным) первым было нетоварное производство (натуральное хозяйство), которое объективно трансформируется в товарное производство и существует вместе с ним. Конечно, товарное производство, базирующееся на разделении труда и развитом институте частной собственности, создает более высокую производительность труда. Здесь не стоит питать каких-то иллюзий. Самое производительное современное производство организовано именно по типу товарного хозяйства (производства). Однако нетоварное производство все-таки сохраняется и достаточно широко, например, в виде семейного (домашнего) хозяйства. Это относится и к современным цивилизациям Востока, и к дачному хозяйству в нашем Отечестве, и к домашней деятельности в развитых странах Запада. Примеры последнего – приготовление пищи, стирка, уборка и т.д.
История развития общества свидетельствует, что на протяжении длительных периодов, охватывающих различные  общественные способы производства, сохраняются некоторые общие  формы экономической жизни. Социальная практика знает три формы общественного производства — натуральную, товарную и непосредственно общественную. В докапиталистических формациях господствовала натуральная форма производства, но уже в период распада первобытного строя зарождается товарная. В современном мире во всех развитых странах товарная форма производства является доминирующей. По мере усиления социальной ориентации рыночного хозяйства получают развитие элементы непосредственно общественной формы. Растет роль товарного производства и в экономической жизни развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, где еще высок уровень натуральной экономики. Все это доказывает, что товарное производство имеет высокую адаптивную способность к разным формам собственности и способам производства.
Натуральное производство. Исторически первым возникло натуральное производство, при котором продукты труда предназначались для внутрихозяйственного потребления. В течение почти 3 млн лет единственной формой общественного производства было натуральное. В процессе распада первобытнообщинного строя возникло товарное производство, но натуральная форма еще долго оставалась господствующей, сочетаясь при этом с товарной. В целом во всех докапиталистических формациях хозяйство в основном было натуральным. Каждая хозяйственная единица была полностью обособлена от остальных как в производстве, так и в потреблении. Уровень потребления субъектов хозяйствования зависел исключительно от уровня производства.
Общественное разделение труда в натуральном хозяйстве  было развито слабо. Несмотря на это, внутри такого хозяйства труд уже мог быть разделен между отдельными людьми и группами людей. К примеру, внутри латифундий имело место разделение труда между рабами, которые исполняли различные виды работ. Но разделения труда между хозяйственными единицами не существовало, был лишь идентичный набор видов работ. Рабовладельческие латифундии или феодальные имения отличались не столько разнообразием видов работ, сколько количеством занятой рабочей силы (рабов и крепостных). Что касается свободных крестьян, то структура их хозяйств была практически одинакова. Крестьяне не только выращивали хлеб, но и изготавливали орудия труда, одежду, обувь и т.д. Конечно, и при натуральном хозяйстве некоторые продукты труда (сено, железо, пряности и т. п.) обменивались на рынке как товары. Но такой обмен играл второстепенную роль.1
Натуральная форма производства существовала в условиях неразвитого  общественного разделения труда  и отвечала тому уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, которые обусловливают ограниченную цель производства и подчиняют его удовлетворению незначительных по объему и однотипных, примитивных по характеру потребностей.
Исторически на смену  натуральному хозяйству пришло, как  известно, товарное производство. Этот тип хозяйства характеризуется тем, что экономические отношения между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда. Поэтому товарное производство считается материальной рыночной основой экономической системы. [7,25]
Причины возникновения  товарного производства. Организационно-хозяйственной основой возникновения товарных отношений является общественное разделение труда, которое означает специализацию производителей на изготовлении отдельных видов продуктов или определенной производственной деятельности. Общественное разделение труда и обмен продуктами — два взаимообусловленных и взаимосвязанных процесса.
В докапиталистических  формациях общественное разделение труда было слабо развито. Выделение  пастушьих племен из массы первобытных  положило начало первому крупному общественному разделению труда, сделало возможным регулярный обмен между общинами. В рабовладельческом обществе произошло второе крупное общественное разделение труда — ремесло отделилось от земледелия, что означало возникновение товарного производства, то есть производства, специально ориентированного на обмен. Развитие обмена обусловило возникновение металлических денег, формирование класса купечества, появление торгового капитала. Это было третье крупное разделение труда, которое предопределило последующее развитие товарного производства.
В XX в. в развитых странах  мира произошло четвертое крупное  разделение труда — отделение  нематериального производства (науки, образования, здравоохранения и  т. п.) от материального. С середины 70-х  гг., то есть с развертыванием информационной революции, началось пятое крупное общественное разделение труда — выделение информационной деятельности и сферы информационных услуг. Но само по себе общественное разделение труда, предполагая наличие обмена продуктами, спонтанно не приводит к появлению товарных отношений. [10,23]
Возникновение товарных отношений наряду с организационно-производственным обособлением специализированных звеньев  общественного разделения труда  обусловлено социально-экономической  обособленностью производителей, которая позволяет им присваивать произведенный продукт, распоряжаться им, быть собственниками, результатом материальных условий производства. Такая обособленность со времени распада первобытного строя становится экономической основой возникновения частной собственности на средства производства как исторически первой формы экономического обособления. Вследствие этого происходит превращение обмена деятельностью и продуктами труда в товарный обмен. Эта обособленность может иметь различный характер, зависящий от господствующего типа собственности. Правомерен вопрос: почему возникает обособленность производителей?
Со стороны непосредственного  содержания труда она обусловливается, прежде всего, его неоднородностью, различной сложностью, неодинаковым функциональным содержанием работы — соотношением творческого и исполнительского компонентов, элементов умственного и физического труда. Различаются и условия труда, в зависимости от которых выделяют труд простой и сложный, во вредных условиях и т. д. Не одинаковы физические и духовные способности людей, их навыки к каждодневной и напряженной работе, поэтому результативность, эффективность труда разных людей различна. Со стороны общественной формы обособленность субъектов производства обусловлена их интересами к присвоению результатов своего (в условиях простого товарного производства) или чужого труда.
В современных условиях признаками проявления экономической  обособленности товаропроизводителей являются: 1) формы и границы присвоения средств и результатов производства; 2) самостоятельное определение объемов производства, установление цен, распределение полученных прибылей и т.д.; 3) независимость в управлении производством и сбытом продукции; 4) самостоятельность в выборе поставщиков сырья, электроэнергии, комплектующих изделий, ответственность за выполнение контрактов, договоров; 5) самофинансирование, экономический риск, самоокупаемость и др. [13,69]
Общественное  разделение труда, проявляется в  трех основных формах: разделение на его  большие роды: земледелие, промышленность — общее, разделение этих родов на виды и подвиды — частное, а разделение труда внутри предприятия — единичное.2 Такая классификация, с одной стороны, отражает историческую последовательность возникновения форм разделения труда, с другой — степень его развития в пределах отдельных национальных экономик.
Непосредственной основой  возникновения и развития товарного  производства и обособления товаропроизводителей является общее и частичное разделение труда. Эти формы создали большие  отделенные друг от друга сферы производства, слияние которых в совокупный общественный воспроизводственный организм в условиях социально-экономической обособленности производителей происходит путем обмена продуктами труда как товарами. Таким образом, обмен произведенными товарами через рынок формирует экономические связи между обособленными товаропроизводителями. Единство процессов экономического обособления и общественного разделения труда состоит в том, что они имеют общую ориентацию на формирование и развитие экономических связей в сфере обмена.
Товарное производство — это такая организация общественного  хозяйства, при которой отдельные  продукты изготавливаются обособленными  производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. [16,319]
 
 
 
1.2 Происхождение  товарного производства
Товарное производство — такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. В связи с этим здесь по-иному, чем в натуральном хозяйстве, решаются главные проблемы экономической организации. Что создавать, как для этого использовать природные ресурсы и для кого предназначаются продукты труда — все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.
Производство товаров зародилось в период разложения первобытнообщинного строя (7-8 тысяч лет тому назад). С тех пор и до настоящего времени оно обслуживает различные социально-экономические устройства. В связи с этим можно выделить общие для всех исторических эпох причины возникновения и характерные черты товарного хозяйства. [12,31]
Производство товаров  появилось, прежде всего, в результате общественного разделения труда, когда качественно дифференцируется трудовая деятельность (обосабливаются и сосуществуют различные ее виды). Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. Поскольку технический прогресс не имеет границ, то не имеет пределов и развитие разделения труда в обществе. В свою очередь, это ведет к улучшению профессиональной подготовки работников и к техническим новшествам.
Другой причиной возникновения  производства товаров является хозяйственное обособление людей на изготовление какого-то продукта. Данное организационно-экономическое отношение существенно дополняет общественное разделение труда. Человек только выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельный вид производственной деятельности. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев, выпускающих иные полезные продукты. В итоге возникает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать через рынок хозяйственные связи.
Хозяйственное обособление  людей тесно связано с формами  собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда товаропроизводитель частный собственник. В меньшей мере оно достигается, если какое-то имущество отдается в аренду временное владение и пользование. Тогда на какой-то период арендатор может владеть и пользоваться чужим имуществом. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.
Производство товаров  не может нормально развиваться  в рамках общей совместной собственности, которая затрудняет хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную предпринимательскую деятельность. Оно полностью парализуется, когда государство становится единственным собственником средств и результатов производства.
В зависимости от степени  развития отношений собственности  и организационно-экономических  отношений образуются два вида товарного  производства. Во-первых, исторически  первым было простое товарное хозяйство  крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. В этом случае из-за сравнительно низкой выработки работников сфера товарного производства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует с натуральным хозяйством, занимающим главные позиции в экономике. Во-вторых, при капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли и продажи становится и рабочая сила людей. Развитое товарное производство быстро прогрессировало в условиях классического капитализма в рамках частнокапиталистического присвоения. В XX в. этому способствовала также собственность акционерных обществ, кооперативов и товариществ. [14,58]
Но, несмотря на различия, у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты. Они однотипны, потому что основаны на частной собственности, их характеризует и конкуренция товаропроизводителей. Простое товарное производство – исходный пункт возникновения и развития капитализма.
Товарное хозяйство  при капитализме расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают  все сферы и функции общественного  хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную "клеточку". Свойственные натуральному хозяйству прямые экономические связи между производством и потреблением: "производство - распределение - потребление" сменяется при капитализме всеобщей опосредованной связью: "производство - обмен - потребление". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Характерные  черты товарного производства
    Товарное    производство       -     такая    система организационно – экономических отношений, при которой   полезные продукты  создаются для их  продажи на  рынке.  Такая  система обладает   следующими    специфическими    признаками,    которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты.
 Товарное производство, просуществовав не одно тысячелетие, воспользовалось далеко не всеми своими историческими возможностями и в настоящее время. Особенность в том, что структура потребностей людей, как и само потребление, довольно динамична. Изменения, происходящие в этих процессах, неизбежно требуют перестройки в структуре товарного производства, а это стимулирует поиск в его рационализации и увеличении эффективности. Каждый из товаропроизводителей должен чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней. В противном случае неизбежно разорение с вытекающими из него отрицательными социально-экономическими последствиями. [7,25]
 Во-первых, производство товаров,  основано  на  общественном разделении  труда,  которое   складывается    между    отдельными хозяйственными  единицами.  Его  развитие  предполагает  прогресс производства: рост квалификации  и умения  работников,  а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд,  позволяют одному человеку выполнять работу нескольких.  Увеличение  выпуска благ на  специализированном  предприятии  создает  возможность  и необходимость обменивать излишнее их количество на большую  массу других полезных вещей.
      А.  Смит на простом примере так объяснил значение разделения труда для подъема благосостояния всех единоличных  собственников:  «Каждый работник  может располагать значительным   количеством продуктов своего труда сверх того количества, которое необходимо для удовлетворения его собственных потребностей; и поскольку все остальные работники находятся точно в таком же  положении,  он оказывается  в  состоянии  обменивать  большое  количество  своих продуктов на большее количество изготавливаемых ими продуктов...»3
       Все сказанное позволяет сделать вывод о  том,  что  товарное хозяйство дает широкий простор  всеобщему  экономическому  закону разделения  труда.  В  соответствии  с  этим  законом   экономика прогрессирует вследствие все большей качественной  дифференциации (расчленения) трудовой деятельности.  В итоге возникает несколько форм разделения труда:  а)  международное  (между  странами);  б) общее (между крупными отраслями народного хозяйства: земледелием, промышленностью и т.д.); в)  особенное  (деление  внутри  крупных отраслей  на  подотрасли,  виды   производства    на    отдельных предприятиях) и г) единичное (внутри предприятий - на  разные  их подразделения).
       Разумеется, единичная дифференциация труда  на  предприятии, связанная с незавершенным изготовлением какой-то  части  готового продукта, не может порождать  товарного  обмена.  Такой  обмен  - следствие других видов разделения труда: международного  (внешняя торговля), а также общего и особенного (внутренняя торговля).
       Во-вторых, товарное  хозяйство  является  открытой  системой организационно-экономических отношений.  Здесь работники  создают полезные продукты не для собственного потребления, а для  продажи их другим людям. весь поток новых вещей выходит, как правило,  за пределы каждой производственной единицы и устремляется  на  рынок для удовлетворения спроса покупателей.
       В-третьих,   товарному    хозяйству    присущи    косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением.  Они развиваются по  формуле:  производство  -  обмен -  потребление.  Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена  на другие изделия (или на деньги) и  лишь  затем  попадает  в  сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен    устанавливаются    экономические    отношения между производителями и потребителями товаров.
         Итак, в конечном счете, можно установить отличительные черты товарного производства:
1. Товарное хозяйство  возникает гораздо позже натурального, ибо для его возникновения  не было необходимых предпосылок — общественного разделения труда и обособления производителей. Развитое же товарное хозяйство утвердилось примерно пять столетий назад.
2. В отличие  от натурального производства  товарное хозяйство имеет мощные  внутренние силы, вызывающие его  непрерывный прогресс. К ним относятся:
а) неуклонное углубление разделения труда; б) связанное с ним совершенствование личных и технических факторов производства; в) увеличение многообразия экономических благ и соответствующее этому возвышение потребностей людей.
3. Товарное хозяйство не совместимо с натуральным по своим коренным признакам: а) открытости (в противовес замкнутости); б) разделению труда (в отличие от универсальности труда); в) рыночному обмену продуктами (в противоположность нерыночному распределению продуктов). 4
Следовательно,  развитие  разделения  труда,  открытость и рыночный характер хозяйственных связей  сняли те  преграды  для прогресса экономики,  на  которые обрекало    ее    натуральное хозяйство.
 
 
 
 
1.4 Характеристика  рыночных отношений в условиях товарного производства.
Рынок есть особая форма  организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практически всех. Существует множество определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне. Некоторые из них:
      рынок – совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;
      рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения;
      рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
При всем многообразии определений  все они уточняют, что рынок  – это система отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения. (Ефимова 59)
Отношения обмена не возникли бы без  общественного разделения труда  и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию экономической  системы в целом. Если производимые продукты и даже возможные их излишки не подлежат обмену или продаже – эволюция экономических отношений, развитие и трансформация их в рыночную систему практически невозможны, т.е. нет и не может быть основы для возникновения рыночных отношений.
В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. А. Смит говорил, что принцип и смысл рыночного обмена гласит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».5
Участники рыночного обмена совершенно не ставят цель содействовать общественной пользе. Они даже не сознают, что способны ей содействовать. Участники обмена продуктами собственного труда имеют в виду лишь свой собственный, индивидуальный интерес, преследуют лишь свою экономическую выгоду. [10,47]
Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов —  продавца и покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен  носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются: 1) свобода продавца и покупателя; 2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.
Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение  рынка как системы. Система считается  возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
Главная особенность рыночных отношений состоит и том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограничивает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он тоже может вступить и сделку. Продавца ограничивает от диктата потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар.
О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.
Таким образом, рынок - система взаимодействия производителей и потребителей, основанная на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен.
Субъектами рыночных отношений  выступают производители, потребители и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей — оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.
Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают  рыночные отношения между продавцами и покупателями.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, среди которых следует выделить: соединение производства и потребления – обеспечение непрерывности общественного производства; регулирование производства и потребления; стимулирование организации современного производства; информационную функцию и санирующую функцию. Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства является важнейшей функцией рынка.
Рынок объединяет обособленных производителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процесса производства.
Рынок также выполняет функцию  регулирования производства и потребления. Через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянные изменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. При превышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его более прибыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременно рост цен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новым изменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они начнут сокращать объем производства данного товара.
Рынку присуща и стимулирующая  функция. Суть ее состоит в том, что  конкуренция заставляет производителей обнов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.