Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Истории науки и техники"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


С. А. Нефедов
 
Лекции по истории науки  и техники
 
 
Уральский государственный технический  университет
 
 
Содержание
 
 
 
 
 
 
 


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

 
 
Особенность современных теоретических  построений – практически полная автономность истории науки и  истории техники. Теоретическое  осмысление истории техники сейчас только начинается и отстает от аналогичных  процессов в истории науки на 30 лет. Какие-либо серьезные наработки в анализе истории науки и техники как связанного процесса практически отсутствует.
В связи с тем, что история  науки и техники как учебная  дисциплина находится в стадии становления, важно четко и ясно представлять, что знания в данной области позволяют выявить законы и закономерности развития науки и техники в целом. Изучение истории науки и техники позволяет выявить приемы научного познания и научного творческого мышления. Осмысляя данный курс, ученый, специалист переживает всю историю развития науки и техники, формирует свое научное миропонимание, воспитываясь и обучаясь на опыте прошлого.
Цели истории науки и техники: а) обеспечить постоянное повышение качества общекультурного и научно-технического потенциала общества; б) создавать и поддерживать историко-научную и историко-техническую среду как органическую часть всех современных социальных институтов: образования, науки, экономики, и др.; в) служить основной для интеграции естественнонаучной, технической и гуманитарной форм единого по своей природе знания; г) постоянно вводить в научный и культурный оборот новое фактическое и концептуальное историко-научное и историко-техническое знание; д) создавать фактологическую и концептуальную основу для разработки вероятностных моделей различного уровня научно-технического и социального развития общества; с) служить естественным основанием для создания новой концепции нового знания.
Задачи истории науки и техники: а) поиск, систематизация, анализ и обобщение историко-научных и историко-технических фактов; б) расширение источниковой базы для исследований; в) выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития; г) анализ роли и значения науки и техники в культурно-историческом развитии; д) совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа текстов и вещных источников, создание и критика концептуальных моделей описание и объяснение историко-научного и историко-технического знания, расширение практики использования экспериментальной проверки и математического описания исторического знания); е) исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах; ж) рассмотрение вопросов приоритета различных новшеств.
История науки и техники как наука собирает информацию о событиях и творцах истории науки и техники, изучает материальные памятники истории науки и техники; процессы получения, обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях; исследует структуру и содержание научно-технического знания.
Источниковая база истории науки и техники имеет свои особенности. Ими является: а) массивность информационных фондов и их стремительный рост; б) высокий уровень дублирования; г) многоаспектность интерпретации; д) многообразие тем информации; е) низкий уровень формализации источников по истории науки и техники.
Следует различать понятие факт и источник
Факт – это действительное, невымышленное событие, явление, твердо установленное знание, данные опыта, служащие для какого-либо заключения, вывода, проверки предложения.
Исторический источник – это документ, представленный на различных носителях информации, или вещественный предмет, посредством которого осуществляется процесс изучения истории человеческого общества.
Памятник истории науки  и техники –это объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества. Памятники классифицируются: вещественные памятники; письменные памятники; изобразительные памятники; фонопамятники; памятные места.
Источники традиционно классифицируются:
по группам и видам: а) этнографические; б) устные; в) лингвистические; г) фотокиноматериалы; д) вещественные; е) письменные и др.
по месту хранения: а) архивные; б) музейные; в) библиотечные и др.
по степени формализации: а) полностью, б) частично формализованные; в) не поддающиеся формализации.
по времени возникновения: а) древность; б) античность; в) средневековье; г) новое время; д) новейшее время.
Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований, предопределяют большой выбор применяемых методов. Главное требование к исследованиям – научность (объективность).
Методология представляет собой учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Историк науки и техники в своей работе опирается на общие методологические принципы, среди которых выделяются всеобщие, общенаучные и частнонаучные. Общенаучные как правило применяются на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Его функциональными частями являются: накопление информации, проведение разносторонних экспериментов, первичная систематизация, установление эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного познания характеризуется работой по обобщению и раскрытию связей, закономерностей, законов, присущих изучаемым явлениям, объектам. Составными частями этого процесса являются выдвижение гипотез, построение теорий развития, вскрытие закономерностей и законов развития.
К общенаучным методам эмпирического познания относятся научное наблюдение и эксперимент. Где под первым понимается чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, характеризующихся целенаправленностью и активностью. Второе – целенаправленное контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и анализа свойств и связей объекта. В ходе проведения эксперимента его неотъемлемой частью являются измерения – процесс определения количественных и качественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта, явления с помощью специальных устройств, приборов.
 К общенаучным методам теоретического  познания относится: абстрагирование - мысленное отвлечение от каких либо менее значимых свойств, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков; идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования, возможное упрощение или даже наделение объекта несуществующими в чистом виде признаками; формализация – использование специальной символики, описывающей явления, объект его поведение, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и условий; индукция и дедукция – два метода теоретического познания. Индукция как метод основывается на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению вывода на базе частных посылок. На принципах общего индукционного подхода были сформулированы частные: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Дедукция заключается в получении частных выводов на основании знания общих положений.
 Существует ряд общенаучных  методов, применяемых как на  эмпирическом, так и на теоретическом  уровне. Это методы анализа, синтеза, аналогии и моделирования. Под анализом понимается мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Синтез – мысленное или реальное соединение отдельных составных частей и изучение их на уровне объекта. Они совместно используются на различных этапах исследования. Аналогия как метод строится на переносе с одного объекта на другой свойств, явлений, в основе которых лежит подобие, сходства признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование можно рассматривать как метод изучения реального объекта по его модели, имеющей однозначное соответствие свойств оригиналу. Логичным является стремление научного познания к системному подходу, к системной методологии.
 При историко-техническом исследования  используют и частнонаучные методы научного познания: историко-генетический, сравнительный, типологический, структурный, структурно-функциониальный, статистический, методы физического и математического моделирования, количественные и математические, методы естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.
 В последнее время особое  внимание уделяется системному подходу. Это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход реализуется посредством сравнительного анализа (протекания процессов), логического (развития ситуации) и исторического (существования проблем).
 Любое исследование начинается  с поиска источников, отбора и  критического анализа источников. Критический анализ источников проводится в целях выявления подлинности источника, достоверности информации, содержащейся в источнике, обоснования использования источника и содержащейся в нем информации в исследовании.
 При проведении историко-научных  и историко-технических исследований весьма часто встают задачи реконструкции событий, фактов, материальных носителей и др. При этом существует определенная последовательность решения задач: а) постановка четкой задачи реконструкции, б) поиск и первичный отбор источников, в) систематизация источников, г) выявление достоверности источника и содержащейся в нем информации, д) выдвижение гипотезы, е) корректировка и конкретизация задачи.
При этом преследуются следующие задачи: а) восстановление источника, его идентификация; б) моделирование источника  (натуральное, масштабное, полное, частичное), в) символическое, в том числе математическое, моделирование источника, г) логическое конструирование вероятностных моделей исследуемого факта, д) аргументированное обоснование предложенной модели, е) создание научной теории, методов, ж) создание приборов, машин, механизмов, з) постановка научного эксперимента, и) предложение и реализацию технологии, к) натурное моделирование,  л) хронологическое структурирование,  м) установление причинно-следственных связей.
При проведении научной, исследовательской  деятельности ученый сталкивается с  этическими проблемами. Этика науки – дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Она включает две сферы: профессиональную и социальную ответственность ученого. Ученый должен руководствоваться рядом положений: универсализм, всеобщность, не заинтересованность и организованный скептицизм.
Универсализм – ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и др. интересы, а на поиск объективного знания
Всеобщность – результаты и достижения ученого являются достоянием всего общества: ученый не вправе рассматривать их как личную собственность
Незаинтересованность – стремление получить знания путем бескорыстного любопытства и при этом не руководствоваться личной выгодой,
Организованный скептицизм – критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.
Для понимания сущности истории  науки и техники необходимо четко  представлять себе основные понятия. Такие  как история, наука и техника.
История (от греческого – расспрашиваю, исследую, рассказ о прошедшем) имеет множество значений: процесс развития чего-либо; комплекс исторических наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии; наука о развитии какой-либо области природы или знания; действительность в ее развитии и движении; прошлое, сохраняющееся в памяти человечества; рассказ, повествование.
Наука: сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, отдельная отрасль таких знаний, процесс их получения. То, что получает, дает опыт, урок.
Цели науки: описание процессов  действительности, выявление существенных свойств и отношений действительности; систематизация процессов действительности, распределение описанного по классам, подклассам, разделам; объяснение процессов действительности и изложение сущности изучаемых явлений, процессов, объектов; предсказание процессов действительности, построение прогностических моделей процессов развития.
Техника (от греческого – искусная, искусство, мастерство, профессия, уловка, способ) – это совокупность средств человеческой деятельности, созданные для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства; совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства (строительная техника, музыкальная).
В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленный  человечеством в процессе развития общественного производства. Структура  техники определяется его отраслевой принадлежностью.
История науки и техники – это самостоятельная, институционно оформленная отрасль исторической науки, дисциплинарное оформление которой происходит в настоящее время. Она характеризуется следующими положениями: носит междисциплинарный характер, является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической. Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний. Динамично изменяющееся наука, постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами. Она является своеобразным специфическим единым языком междисциплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.
История науки и техники имеет  свою историографию, которая изучает: а) проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники; б) анализ исторических условий, внешних и внутренних факторов, закономерностей этого процесса; в) взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, включая гражданскую историю, историю философии, науковедение и др.; г) формирование и смена историко-научных и историко-технических концепций, школ, направлений; д) анализ методов и конкретных методик историко-научных и историко-технических разработок; е) эволюция структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.
Историки науки и техники  изучают исторические процессы научного познания и технического творчества.
История науки и техники имеет  свою структуру и инфраструктуру, как совокупность основных организационно оформленных структурных единиц, это: исследовательские институты, факультеты и кафедры, общества и фонды, национальные и международные сообщества, музеи и специальные экспозиции, журналы и газеты, компьютерные базы данных, аудиовизуальные материалы, энциклопедии и монографии.
Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным  можно считать использование  общей исторической периодизации
История науки и техники изучает  не только и не столько идеи, а материальное производство. Обычно выделяются четыре главные сферы материального производства: добывающую промышленность, земледелие, обрабатывающая промышленность и транспорт.
Совокупность различных отраслей техники на определенном этапе исторического развития принято называть укладом техники. Технический уклад конкретного исторического периода определяется и ограничивается прежде всего той ступенью технического развития, к которой он относится. Технический уклад конкретного исторического периода определяется и ограничивается прежде всего той ступенью технического развития, к которой он относится. Эти ступени соответствуют трем основным ступеням производства – ремесленной, мануфактурной и машинной.

РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В  ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 
 
ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЯМ В ДРЕВНОСТИ. Для современных людей очевидно, что наука и техника играют в современном обществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика как на занятие простолюдинов, недостойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII в., в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 г. в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей.
НАУКА В НОВОЕ ВРЕМЯ. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства. Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе закона всемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе; Вольтер написал книгу о Ньютоне и посвятил поэму “героям-физикам”, “новым аргонавтам” науки. Философы XVIII в. - Э. Б. Кордильяк, А. В. Тюрго, Ж. А. Кондорсе - воспевали культ Разума и создали “теорию прогресса”. До этого времени никто не знал, что такое “прогресс”. В начале XIX в. «теория прогресса» породила позитивизм – философию науки. Эта философия утверждала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будут открыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества. Действительно, промышленная революция резко изменила жизнь людей. На смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество. Удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одного поколения. Вслед за «индустриальным обществом» родилось «постиндустриальное», а затем «технотронное» общество – и теперь трудно даже представить, куда заведет человечество технический прогресс и что нас ждет в обозримом будущем.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Таким образом, история человечества делится на два неравных периода, первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, также определяется развитием техники.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ. Роль техники в истории человечества изучается в рамках группы социологических теорий, которые носят общее название диффузионизма. Наиболее популярной в диффузионизме считается так называемая «теория культурных кругов». Создателем этой теории является немецкий историк и этнограф Фриц Гребнер, в 1911 г. систематизировавший элементы своего научного подхода в книге «Метод в этнологии». Ф. Гребнер утверждал, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра. Последователи Гребнера полагают, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте в результате великих, фундаментальных открытий. В общем смысле, фундаментальные открытия - это открытия, позволяющие расширить экологическую нишу этноса. Это могут быть открытия в области производства пищи, например, доместикация растений, позволяющая увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Это может быть новое оружие, позволяющее раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами. Используя эти преимущества, этот народ начинает расселяться из мест своего обитания, захватывать и осваивать новые территории. Прежние обитатели этих территорий либо истребляются, либо вытесняются пришельцами, либо подчиняются им и перенимают их культуру. Народы, находящиеся перед фронтом наступления, в свою очередь, стремятся перенять оружие пришельцев – происходит диффузия фундаментальных элементов культуры, они распространяются во все стороны, очерчивая культурный круг, область распространения того или иного фундаментального открытия.
РОЛЬ ОТКРЫТИЙ. Теория культурных кругов в наше время является рабочим инструментом для этнографов и археологов. Она позволяет реконструировать реалии прошлого и находить истоки культурных взаимосвязей. Для историков она представляет метод философского осмысления событий, метод, позволяющий выделить суть происходящего. К примеру, долгое время оставались загадочными причины массовых миграций арийских народов в XVIII-XVI вв. до н. э. – в это время арии заняли часть Индии и Ирана, прорвались на Ближний Восток, и, по мнению некоторых исследователей, достигли Китая. Лишь сравнительно недавно благодаря открытиям российских археологов стало ясным, что первопричиной этой грандиозной волны нашествий было изобретение боевой колесницы – точнее, создание конной запряжки и освоение тактики боевого использования колесниц. Боевая колесница была фундаментальным открытием ариев, а их миграции из Великой Степи – это было распространение культурного круга, археологически фиксируемого как область захоронений с конями и колесницами. Другой пример фундаментального открытия – освоение металлургии железа. Как известно, методы холодной ковки железа были освоены горцами Малой Азии в XIV в. до н. э. – однако это открытие долгое время никак не сказывалось на жизни древневосточных обществ. Лишь в середине VIII в. до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар Ш создал тактику использования железа в военных целях – он создал вооруженный железными мечами «царский полк». Это было фундаментальное открытие, за которым последовала волна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской державы – нового культурного круга, компонентами которого были не только железные мечи и регулярная армия, но и все ассирийские традиции, в том числе и самодержавная власть царей. Ассирийская держава погибла в конце VII в. до н. э. в результате нашествия мидян и скифов. Скифы были первым народом, научившимся стрелять на скаку из лука и передавшим конную тактику мидянам и персам. Появление кавалерии было новым фундаментальным открытием, вызвавшим волну завоеваний, результатом которой было рождение Мировой Персидской державы. Персов сменили македоняне, создавшие македонскую фалангу – новое оружие, против которого оказалась бессильна конница персов. Фаланга воочию продемонстрировала, что такое фундаментальное открытие – до тех пор мало кому известный малочисленный народ внезапно вырвался на арену истории, покорив половину Азии. Завоевания Александра Македонского породили культурный круг, который называют эллинистической цивилизацией – на остриях своих копий македоняне разнесли греческую культуру по всему Ближнему Востоку. В начале II в. до н.э. македонская фаланга была разгромлена римскими легионами. Римляне создали маневренную тактику полевых сражений; это было новое фундаментальное открытие, которое сделало Рим господином Средиземноморья. Победы легионов, в конечном счете, породили новый культурный круг – тот мир, который называли «Рах Pomana».
Таким образом, культурно-историческая школа представляет историю как динамичную картину распространения культурных кругов, порождаемых происходящими в разных странах фундаментальными открытиями. По существу речь идет о технологической интерпретации исторического процесса, о том, что исторические события определяются ни чем иным, как развитием техники и технологии – и в особенности военной техники.
 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 
 
ПЕРВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. По-видимому, первым изобретением человека было создание ручного рубила – заостренной гальки, позволяющей рубить дерево или резать мясо. Рубило было первым примитивным орудием, использование которого выделило человека из мира обезьян-приматов. Несколько позже, примерно 100 тыс. лет назад, человек научился использовать огонь. Он служил не только для приготовления пищи или обогрева, но, в первую очередь, был оружием на охоте. Огонь позволил организовать загонную охоту: размахивая факелами, цепь загонщиков гнала стадо животных к засаде, где прятались охотники с копьями и дубинами. Данные археологии говорят о чрезвычайной эффективности загонной охоты – к примеру, на стоянке в Солютре были найдены кости 10 тыс. лошадей, которых загоняли к крутому обрыву. Загонная охота была главным фактором, определявшим образ жизни людей каменного века: они жили небольшими сплоченными родами. Коллективная охота требовала коллективизма в повседневной жизни; первобытные люди не знали, что такое частная собственность; они жили в одной пещере и питались у одного костра, не производя дележа добычи. Все мужчины рода считались братьями, а все женщины - сестрами. Для своей жизнедеятельности древние люди использовали грубые каменные орудия. Этот период принято называть палеолитом.
НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. Загонная охота, в конечном счете, привела к полному истреблению многих видов крупных животных, например, мамонтов, мастодонтов, шерстистых носорогов. Пытаясь выжить в вечной борьбе за существование, люди совершенствовали методы охоты. Примерно 13 тыс. лет назад был изобретен лук, позволивший охотиться на птиц и мелких животных. В это время была одомашнена собака - люди «заключили союз» с предками собак, шакалами, и стали помогать друг другу на охоте. Появляется гарпун и получает распространение рыболовство; охотники создают первые рыбачьи лодки-долбленки. Наряду с охотой все больше распространяется собирательство; собирательством съедобных растений обычно занимались женщины, в то время как охота была занятием мужчин. Появились костяные и составные орудия труда с применением микролитов. Стала использоваться керамика.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША. Смысл всех технических достижений древнего человека, в конечном счете, сводился к попыткам расширения его экологической ниши. Объем экологической ниши определяется размерами существующих пищевых ресурсов; технические достижения, скажем, освоение рыболовства, приводят к увеличению этих ресурсов, т. е. к расширению экологической ниши. Однако при благоприятных условиях численность населения может удвоиться за 50 лет; за сто лет население может возрасти в 4 раза, за 200 лет - в 16 раз, за 400 лет оно может возрасти в 256 раз! Таким образом, способность человека к размножению такова, что новые ресурсы вскоре оказываются исчерпанными, экологическая ниша заполняется до предела, и снова начинает ощущаться нехватка продовольствия. Люди каменного века почти всегда жили в условиях нехватки продовольствия – т. е. в условиях регулярно повторяющегося голода. Голод приводил к столкновениям между охотничьими родами, и археологи находят многочисленные доказательства этих столкновений, в том числе и раздробленные и выдолбленные кости людей – признаки каннибализма. По свидетельству исследователей, максимальная продолжительность жизни людей каменного века составляла 32 года у мужчин и 25 лет у женщин. Эти цифры говорят о той суровой борьбе за существование, которую приходилось вести древнему человеку.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Усовершенствование методов охоты оказывало существенное влияние на жизнь людей, однако оно не шло в сравнение с теми революционными изменениями, которые произошли в период позднего неолита, в IX-VIII тыс. до н. э. В это время произошла так называемая неолитическая революция - была освоена технология земледелия, люди научились сеять зерновые и собирать урожай. Если прежде для прокормления одного охотника требовалось 20 кв. км охотничьих угодий, то теперь на этой территории могли прокормиться десятки и сотни земледельцев – экологическая ниша расширилась в десятки, в сотни раз! К охотникам, вынужденным постоянно сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался «золотой век» в истории человечества. От времен, последовавших за неолитической революцией, осталось множество легенд о благополучной, сытой жизни.
МАТРИАРХАТ. Характерно, что в общины первых земледельцев возглавляли женщины: женщины прежде занимались собирательством и по-видимому, именно женщины «изобрели» земледелие. По свидетельству этнографов, у многих примитивных народов земледелием занимались женщины, в то время как занятием мужчин остается охота. В силу того, что женщины обеспечивали род пищей, они занимали привилегированное положение – для этого периода характерно было господство матриархата.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Первоначально основным орудием земледельца была палка-копалка или мотыга; в IV тыс. до н. э. был изобретен плуг, в который запрягали волов. Использование плуга требует большой физической силы, и с этого времени пахота стала делом мужчин, теперь кормильцем рода стал мужчина, настало время патриархата. Освоение земледелия было великим фундаментальным открытием, которое привело к резкому расширению экологической ниши и к быстрому увеличению численности земледельцев. Первоначальный очаг земледелия находился на Ближнем Востоке. Уже в VIII тыс. здесь стала ощущаться нехватка земли и началось расселение земледельцев на земли окружающих охотничьих племен – начинается распространение земледельческого культурного круга. В VII тыс. земледельцы появились на Балканах, в VI тыс. в долинах Дуная, Инда и Ганга, а к концу V тыс. - в Испании и Китае. Охотничьи племена, прежние обитатели этих территорий либо истреблялись, либо вытеснялись пришельцами, либо подчинялись им и перенимали их культуру. Из старых районов земледелия выходили все новые и новые миграционные волны. Финикийцы и греки осваивали берега Средиземного моря, индийцы - берега Индокитая. Освоение земледелия надолго обеспечило людей пищей, но вместе с тем породило определенные проблемы. Переход на другую пищу породил болезни и потребовал достаточно длительной адаптации. Затем возникла проблема одежды – ведь раньше охотники одевались в звериные шкуры. Земледельцы стали выращивать растения с длинными волокнами – прежде всего лен; они стали прясть и ткать льняные волокна. Таким образом, появилось прядение и ткачество. Еще одной проблемой было хранение зерна, которое поедалось полчищами мышей. Эта проблема была решена с изобретением керамики. Корзины из прутьев стали обмазывать глиной и обжигать на костре; затем были созданы печи для обжига и гончарный круг. Гончары стали первыми профессиональными ремесленниками, они жили при общинном храме и получали содержание от общины. Весьма важной для земледельцев оказалась проблема жилищ. Охотники постоянно передвигались в поисках добычи и жили в легких шалашах, покрытых звериными шкурами. Земледельцы жили в домах, первые дома строили из необожженных кирпичей; потом кирпич стали обжигать в гончарных печах – но обожженный кирпич был дорог и применялся, в основном для облицовки зданий. В IV тыс. в Месопотамии появилось еще одно новшество – влекомая быками четырехколесная повозка. Еще одним открытием этого времени было создание первых медных орудий. Возможно, первая медь была случайно получена из руды в гончарных печах, но как бы то ни было, это открытие поначалу не оказало заметного влияния на жизнь земледельцев. Медь была редким металлом и поначалу использовалась в качестве украшения. Позже, в III тыс., было обнаружено, что добавка олова позволяет получать более твердую, чем медь, бронзу. Из бронзы стали изготовлять оружие и некоторые важные технические детали, например втулки боевых колесниц – однако бронза была еще дороже меди и ее появление не привело к распространению металлических орудий труда.
ИРРИГАЦИЯ. Освоение мотыжного земледелия было первым этапом изменившей жизнь людей. Вторым этапом неолитической революции стало освоение ирригационного земледелия. При мотыжной технологии обрабатываемая земля быстро истощается, и через два-три года земледельцы вынуждены переходить на новый участок. При наличии ирригации плодородие почвы восстанавливается за счет наносов ила, урожайность остается стабильно высокой и земельные ресурсы используются полностью. О значении ирригационной революции говорят следующие цифры. Плотность населения при охотничьем хозяйстве составляет около 0,05 чел/км2, при мотыжном земледелии – до 10 чел/кв2, при ирригационном земледелии она достигает 100-200 чел/км2. Таким образом, второй этап неолитической революции не уступал по своим масштабам первому этапу.
ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Ирригационная революция стала фактом в IV тыс. до н. э., когда жители Древней Месопотамии, шумеры, научились строить магистральные ирригационные каналы длиной в десятки километров. В это время происходит резкий рост населения, появляются многочисленные поселки, которые разрастаются до размеров городов. В III тыс. ирригационная революция распространяется на долины Нила, Инда, во II тыс. на долины Ганга и Хуанхэ; долины великих рек становятся основными очагами земледельческой цивилизации. Развитие ирригации привело к новому расширению экологической ниши человека – однако мы помним, что численность населения возрастает очень быстро, за четыреста лет оно может возрасти в 250 раз. В III тыс. плотность населения в речных долинах возросла в сотни раз и новая экологическая ниша была заполнена. На Ближнем Востоке началось перенаселение.
АГРАРНОЕ ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ. В период колонизации и изобилия родовые общины не считали нужным менять традиционные принципы коллективного труда: так же, как и охота, обработка земли совершалась совместно на общем поле и урожай делился равномерно между сородичами. Такой порядок землепользования зафиксирован источниками во многих древнейших общинах Азии. Другой традицией, унаследованной земледельцами от охотников, было народное собрание и родовая демократия. Перенаселение проявлялось поначалу редкими голодовками в период больших неурожаев. Община отвечала на него применением ирригации и удобрений. Постепенно стало выявляться, что, в отличие от охоты, коллективный труд в земледелии не дает преимущества перед индивидуальным трудом. “При коллективном труде многие ленятся и имеется возможность неполной отдачи сил,”- говорится в старинном трактате. Наиболее трудолюбивые крестьяне стали требовать выделения участка своей земли и ушли на “хутора”. Первое время крестьянские наделы подлежали систематическому перераспределению.
 ПОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Однако в областях более высокого демографического давления система наделов быстро привела к появлению частной собственности на землю - прежде всего потому, что переделы сдерживали применение удобрений и местной ирригации. Частная собственность появилась в Двуречье примерно 2600 лет до н. э., а в других регионах - по мере того, как давление там достигало соответствующего уровня. В Китае это произошло в VI-VII вв. до н. э., в Индии и в Италии - в середине I тыс. до н. э. Появление частной собственности вызвало распад общины. Семьи и частные дома отделились друг от друга высокими заборами. Началось расслоение общины на богатых и бедных. Разделы участка в многодетных семьях приводили к тому, что наделы не могли прокормить землевладельцев. Крестьяне брали зерно в долг - так появились ростовщичество - и в конце концов теряли свой надел. Безземельные батрачили у кулаков, просили подаяние на дорогах, многие промышляли разбоем. Другая часть безземельных занялась профессиональным ремеслом. Ремесленники собирались вокруг рынков, чтобы менять свои изделия на хлеб, - так появились города и торговля. Рост населения приводил к постепенному заполнению экологической ниши земледельцев, и по мере этого заполнения происходила адаптация человека к новым условиям существования. Результатом этой адаптации и было появление частной собственности, новые семейные отношения, развитие городов, торговли, ремесел, искусств и науки – становление нового общества, которое называют «традиционным обществом» земледельцев. Этот мир был непохож на прежний мир охотничьих общин, и эти перемены были вызваны великим фундаментальным открытием – освоением земледелия

ОСВОЕНИЕ СКОТОВОДСТВА

 
 
 ПОЯВЛЕНИЕ СКОТОВОДСТВА. В настоящее время большинство специалистов считает, что скотоводство появилось в одно время или немного позже, чем земледелие. Имея излишки пищи, земледельцы получили возможность вскармливать детенышей убитых на охоте животных – таким образом, происходило постепенное одомашнивание. В IX-VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке были одомашнены козы и овцы, несколько позже – крупный рогатый скот. Расселяясь на новые территории, земледельческие племена приносили с собой навыки комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства. В IV-III до н. э. земледельческие поселения распространились на обширные пространства Северного Причерноморья и Прикаспия. На этих степных просторах обитали дикие лошади, тарпаны, которые вскоре были приручены населением этих мест.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. В Прикаспии и теперешнем Казахстане лишь немногие земли были доступны для обработки мотыгой, и земледельцы селились на плодородных участках в поймах немногочисленных рек. Однако окружающие степи представляли собой изобильные пастбища, на которых паслись большие стада скота – так что в хозяйстве местного населения явственно преобладало скотоводство. На одном квадратном километре ковыльно-разнотравной степи можно было прикормить 6-7 коней или быков, а для прокормления одной семьи из 5 человек требовалось стадо примерно в 25 голов крупного скота, следовательно, плотность скотоводческого населения в степи могла достигать 1,3 чел./км2.
 ВИДЫ СКОТОВОДСТВА. Плотность скотоводческого населения лишь ненамного превосходит максимальную плотность для охотников и собирателей. Она в 5-10 раз меньше, чем у мотыжных земледельцев и в сотни раз меньше, чем у земледельцев, использующих ирригацию. Экологическая ниша скотоводов очень узка и перенаселение наступает достаточно быстро. Пытаясь ввести в хозяйственный оборот удаленные пастбища, жители степей постепенно перешли к яйлажному скотоводству, при котором основное население оставалось в поселке, а пастухи вместе со стадами уходили на все лето на дальние пастбища. Следующим шагом в этом направлении стало кочевое скотоводство; жители степей стали кочевать вместе со своими стадами.
ИЗОБРЕТЕНИЕ УДИЛ. Толчком к этим быстрым и коренным изменениям, произошедшим в VIII в. до н. э., было новое фундаментальное открытие - создание строгих удил. За созданием строгих удил последовало освоение всадничества: наездничество перестало быть искусством немногих джигитов – оно стало доступно всем, и все мужчины сели на коней. Кочевники Средней Азии обычно зимовали в районах южнее Сыр-Дарьи, а летом перегоняли свои стада за полторы-две тысячи километров на богатые пастбища северного Казахстана (из-за сурового климата эти пастбища не могли использоваться зимой). Кочевание помогло освоить северные степи и горные луга, однако оно потребовало смены образа жизни. Кочевники отказались от растительной пищи, они питались, главным образом, молоком и молочными продуктами. Важнейшими изобретениями кочевников, без которых была невозможной жизнь в степях, стали сыр и войлок. С переходом к кочевому скотоводству резко изменился весь облик степей. Исчезли многочисленные поселки, жизнь теперь проходила в повозках, в постоянном движении людей вместе со стадами от одного пастбища к другому. Женщины и дети ехали в поставленных на колеса кибитках – но были племена, где на коней сели и женщины; Геродот передает, что у савроматов женщины “вместе с мужьями и даже без них верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами”. Археологи свидетельствуют, что в могилы женщин – так же как в могилы мужчин – часто клали уздечку, символ всадника. Образ жизни верхом на лошади заставлял удивляться многих античных историков. Кочевничество позволило освоить новые пастбища, но плотность населения в степи оставалась низкой. Экологическая ниша скотоводов была очень узкой, и голод был постоянным явлением. Китайские хроники пестрят сообщениями о голоде среди кочевников. Арабские писатели сообщают о частом голоде среди татар; имеются сообщения о том, что в годы голода кочевники ели падаль, продавали в рабство своих детей. Недостаток средств существования породил обычай жертвоприношения стариков у массагетов. У некоторых племен было принято умерщвлять вдов, грудных детей убивали и погребали вместе с умершей матерью. В условиях полуголодного существования бедуины Аравии зачастую убивали новорожденных девочек. По имеющимся данным, средняя продолжительность кочевников жизни редко достигала 36-38 лет. Образ жизни кочевников определялся не только ограниченность ресурсов кочевого хозяйства, но и его неустойчивостью. Экологические условия степей были изменчивыми, благоприятные годы сменялись засухами. В среднеазиатских степях снежный буран или гололед случался раз в 7-11 лет и приводил к массовому падежу скота; в иной год гибло больше половины поголовья. Гибель скота означала страшный голод; кочевникам не оставалось ничего иного, как умирать или идти в набег. “У нас ведутся постоянные войны, - говорит скиф Токсарис у Лукиана, - мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ…”. “У этих племен… все люди без различия – воины”, - говорит об арабах Аммиан Марцеллин.
ВОЙНЫ. Кочевники закалялись в борьбе со стихией и в постоянных столкновениях друг с другом. В каждом роду имелся наездник, отличавшийся храбростью и физической силой; постоянно проявляя себя в схватках, он постепенно становился «батыром», «богатырем». Батыры возглавляли роды в сражениях, они были главными героями казахского эпоса. Культ войны находил проявление в поклонении мечу, Геродот сообщает о поклонении мечу у скифов, Аммиан Марцеллин – у алан. В бесконечных сражениях выживали лишь самые сильные и смелые – таким образом, кочевники подвергались естественному отбору, закреплявшему такие качества, как физическая сила, выносливость, агрессивность. Древние и средневековые авторы неоднократно отмечали физическое превосходство кочевников над жителями городов и сел. Войны между кочевыми племенами нередко приводили к объединению Великой Степи и созданию кочевых империй. Единое государство клало конец межплеменным войнам, но не снижало демографического давления в степи. Если раньше в годы «климатического стресса» кочевники шли в набег на соседнее племя, и численность населения снижалась за счет военных потерь, то теперь единственным способом спасения от голода было объединение сил степи и нашествие на земледельческие страны. Таким образом, объединение кочевников порождало волну нашествий.
«Кипчаки – народ  крепкий, сильный, здоровый», - пишет  Ибн Батута. “Они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются корнями трав и полусырым мясом всякого скота”, - говорит Аммиан Марцеллин о гуннах. “Искусно стреляют из лука с лошади, по природе люты, безжалостны…» - пишет китайский историк о тюрках. Как в Китае, так и в мусульманских государствах, жители степей считались лучшими воинами, и из них набирались отборные воинские части. Естественный отбор на силу, ловкость, выносливость дополнялся воспитанием воинских качеств, начиная с раннего детства. «Мальчик, как скоро сможет сидеть верхом на баране, стреляет из лука пташек и зверьков и употребляет их в пищу», - говорит Сымы Цянь о воспитании у гуннов. У монголов и казахов 12-13-летние юноши вместе со своими отцами ходили в набеги. В набегах принимали участие и женщины; у савроматов “девушка не выходит замуж, пока не убьет врага”, свидетельствует Геродот. По данным археологов, пятая часть сарматских могил с оружием хранят останки женщин.
НАБЕГИ. Нашествие приобретало особенно грозный характер, когда в руки кочевников попадало новое оружие. Первым созданным кочевниками Новым Оружием была запряженная парой коней легкая боевая колесница, затем последовало освоение верховой стрельбы из лука, затем были изобретены тяжелый лук, седло и стремя, позволившее использовать саблю. Все эти фундаментальные открытия нарушали военное равновесие между кочевниками и земледельцами – и на земледельческие цивилизации обрушивалась волна нашествий непобедимых и жестоких завоевателей. Завоевание приводило к созданию сословных обществ, в которых основная масса населения, потомки побежденных земледельцев, эксплуатировалась потомками завоевателей. В новом обществе кочевники составляли военное «рыцарское» сословие. Они делили завоеванную страну на «феоды», возводили замки и порабощали крестьян. В эпоху до создания артиллерии нашествия кочевников происходили регулярно с интервалами в одно-два-три столетия. Необходимо также сказать несколько слов об экологическом аспекте жизни кочевого общества. Постоянные войны в степи делали кочевников прирожденными воинами-кавалеристами, сильными, отважными, выносливыми и агрессивными – по своим физическим и психологическим характеристикам, по образу жизни, кочевники были непохожи на крестьян-земледельцев. Эти отличия были следствием обитания в другой экологической нише, следствием адаптации к другим экологическим условиям. По законам биологии обитание в другой экологической нише ведет к формированию видовых различий, таким образом можно предположить, что процесс становления кочевничества являлся также началом выделения нового вида людей (точно также, как земледельцы были новым видом по отношению к охотникам). Таким образом, мы можем наблюдать, как фундаментальное техническое открытие – изобретение суровых удил – привело к столь резким переменам в жизни людей, что можно говорить о формировании нового вида (или подвида) Homo sapiens.

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 
 
МЕСОПОТАМИЯ. Считается, что первой цивилизацией на земле была цивилизация древней Месопотамии. Именно в Месопотамии в IV тыс. до н. э. были построены первые ирригационные каналы. Это была родина ирригационной революции. Ирригация привела к резкому росту численности населения и уже в конце IV тыс. на берегах Тигра и Евфрата появились первые города. Города Месопотамии были храмовыми общинами. Они происходили от родовых общин первых поселенцев. Поначалу общины были маленькими и работы выполнялись сообща на общем поле. Потом община разрослась, и поля были поделены между общинниками, причем часть земли была выделена храму. Сначала храмовые земли обрабатывались сообща общинниками, а затем, когда появились безземельные бедняки, жрецы стали приглашать их в качестве батраков или арендаторов.
ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ. Сложное храмовое хозяйство требовало производить записи и подсчеты; сначала для записей использовались рисунки-идеограммы, затем стилизованные рисунки превратились в иероглифы. Для обозначения глаголов при этом использовали созвучия, например, чтобы передать слово «возвращать», по-шумерски «ги», рисовали значок тростника; тростник по-шумерски – тоже «ги». Позже иероглифы стали использовать для передачи отдельных слогов, из которых составляли слова, – так появилась слоговая письменность. Шумеры и их соседи семиты выдавливали иероглифы на глиняных табличках с помощью тростниковой палочки; иероглифы состояли из нескольких клинообразных черточек - это была так называемая клинопись. Значки клинописи были мало похожи на передаваемые понятия. Вскоре они превратились в условные символы. На рубеже II-I тыс. один из семитских народов финикийцы усовершенствовал клинопись и создал алфавит из 22 букв. От финикийского алфавита произошли греческий и арамейский, от греческого – латинский и славянский, от арамейского – персидский, арабский и индийский. До Китая и Японии алфавит так и не дошел, и народы этих стран до сих пор пользуются иероглифами.
ПЕРВЫЕ НАУКИ. При шумерских храмах существовали писцовые школы. Писцы должны были не только знать письменность, но и уметь подсчитать размер урожая, объем зернохранилища, площадь поля. Храмы занимались торговлей и ростовщичеством, поэтому писцам часто приходилось производить всевозможные вычисления, в том числе вычислять проценты. Уже к концу III тыс. была создана позиционная система счисления для записи чисел – однако она была не десятичной, как в наше время, а шестидесятиричной, причем для обозначения единиц и десятков использовались различные значки. На основе этой системы были составлены таблицы умножения, деления, возведения в степень (писцам с трудом давалось деление больших чисел и они предпочитали заглянуть в таблицу). Наследники шумеров, вавилоняне, умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора», свойства подобных треугольников, умели вычислять объем пирамиды, составляли чертежи полей, рисовали карты – но при этом не всегда соблюдали масштаб.
КАЛЕНДАРЬ. Важной задачей, стоявшей перед жрецами, было создание календаря; календарь был необходим прежде всего для определения времени сельскохозяйственных работ. Вавилонский календарь был лунным, лунный месяц состоял из 29 или 30 дней (период смены лунных фаз равен 29,5 суток); год состоял из 12 месяцев. Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11, дней Новый год смещался и мог попасть на лето или осень; поэтому время от времени вводился дополнительный месяц. Вавилонский календарь был недостаточно точным; намного более точный календарь был создан в III тыс. до н. э. в Египте. Египетский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней, причем в конце года вставлялось 5 дополнительных дней, то есть год насчитывал 365 дней. Этот календарь отличался от современного только отсутствием високосных дней; високосные дни ввел в 46 г. до н. э. Юлий Цезарь. Задача составления календаря была связана с астрономическими наблюдениями; так, было замечено, что разлив Нила всегда происходит в один день, когда над горизонтом появляется звезда Сириус. Египтяне стали записывать положение звезд, объединили их в созвездия и создали первые звездные таблицы. Наблюдая положение звезд на ночном небе, египтяне научились определять время. Астрономия всегда была тесно связана с магией; звездные таблицы служили не только для практических целей, но и для предсказаний. В I тыс. до н. э. в Вавилоне появились первые астрологи.
ЖРЕЦЫ И ПЕРВЫЕ ЗНАНИЯ. Характерно, что хранителями знаний, писцами, астрологами, врачевателями в то время были в основном жрецы. Египетские и вавилонские жрецы держали свои знания в тайне, не допуская в них непосвященных. Отчасти это связано с тем, что в египетских храмах существовали мастерские по имитации золота и серебра. Химические опыты жрецов научили их подделывать благородные металлы. Многие знания жрецов остались тайной для последующих поколений - например, секрет сохранения мумий.
ПЕРВЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Ближний Восток был родиной многих простейших машин и инструментов – тех, что еще в прошлом веке использовались многими сельскими жителями. Это, прежде всего, прялка, ручной ткацкий станок, гончарный круг, колодезный журавль. Появление колодезного журавля в Египте позволило поднимать воду на «высокие поля» и в десять раз увеличило площадь обрабатываемых земель. В I тыс. до н. э. в Вавилонии появились водоподъемное колесо и скользящий по блокам круговой ремень с кожаными ведрами.
АРХИТЕКТУРА. Цивилизацию Вавилонии иногда называют «глиняным царством»: в Месопотамии нет леса и камня, единственный строительный материал – это глина. Из глины строили дома и храмовые башни, (зиккураты), лишь снаружи их облицовывали кирпичом. В Египте храмы и пирамиды строили из камня. Пирамида Хеопса имеет высоту 146 метров и состоит из 2,3 млн. каменных блоков, каждый весом в 2 тонны. Для перевозки этих блоков использовали салазки, под которые подкладывали деревянные катки; на вершину пирамиды блоки поднимали по наклонным плоскостям. От каменоломен к месту строительства блоки доставлялись на огромных барках длиной 60 метров и водоизмещением 1,5 тысячи тонн. По свидетельству Геродота, на строительстве пирамиды Хеопса в порядке трудовой повинности работало 100 тыс. чел., которые сменялись каждые три месяца. Трудовая повинность, которая распространялась на все население, позволяла создавать не только пирамиды, но и огромные ирригационные сооружения; во II тыс. был построен Фаюмский канал, который позволил оросить обширные площади земель в Нижнем Египте.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАЛЛА. Крупнейшим техническим достижением Древнего Востока было освоение плавки металлов. По-видимому, секрет выплавки меди был найден случайно. Затем научились плавить медь в примитивных горнах. Такой горн представлял собой вырытую в земле яму диаметром около 70 см; яма окружалась каменной стенкой с отверстием для дутья. Кузнечный мех делали из козьих шкур и снабжали деревянным соплом. Температура в таком горне достигала 700-800 градусов, что было достаточно для выплавки металла. Первые медные изделия появились на Ближнем Востоке в VI тыс. до н. э; однако медь – сравнительно редкий и мягкий металл; он уступает по твердости кремню. Настоящая техническая революция произошла лишь с освоением металлургии железа, в конце II в. до н. э. По преданию, первыми кователями железа были загадочные халибы, обитавшие в горах Армении. В те времена – да и много позже – печи не давали температуры, достаточной для плавки железа (1530 градусов). Металл получали в ходе сыродутного процесса, в виде крицы – пористого комка с примесью шлака. Халибы придумали способ избавиться от шлака с помощью длительной ковки; в результате получалось твердое малоуглеродистое железо. Железная руда встречается гораздо чаще, чем медная, – поэтому железо стало широко распространенным металлом. Железный наконечник плуга улучшил обработку почвы, железная лопата позволила рыть оросительные каналы. Раньше при подсечно-огневой системе для расчистки нового участка требовались усилия всего рода; теперь с помощью железного топора, пилы, лопаты с этим могла справиться и одна семья. В результате начался распад рода и выделение индивидуальных участков.
ВОЕННОЕ ДЕЛО. Огромные перемены произошли и в военном деле; в VIII в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар Ш создал вооруженный железными мечами «царский полк». Это было фундаментальное открытие, за которым последовала волна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской державы – нового культурного круга. Компонентами которого были не только железные мечи и регулярная армия, но и все ассирийские традиции, в том числе и самодержавная власть царей. История еще раз показала, что жизнь людей определяется техническими открытиями.
Начало «железного века» стало  временем расцвета великой ближневосточной  цивилизации, цивилизации Ассирии  и Вавилона. В VI в. до н. э. был построен 400-километровый канал Паллукат; этот канал позволил оросить обширные пространства пустынных земель. Вавилон превратился в огромный город, население которого достигало 1 млн. человек. Вавилон был знаменит своей «Вавилонской башней», зиккуратом Этеменанки, «висячими садами» и мостом через Тигр; этот мост имел длину 123 метра и покоился на 9 сложенных из кирпича опорах. Тройные стены Вавилона поражали своей мощью – внутренняя стена имела толщину 7 метров.
Город пересекали широкие  проспекты, вавилоняне жили в многоэтажных кирпичных домах. В это время  появились банки и акционерные компании. С точки зрения обыденной жизни этот мир был похож на современное общество. Так же как теперь, в большой моде была «психотерапия» – болезни лечили, в основном, с помощью заклинаний – и заклинания зачастую помогали. Правда были и врачи, лечившие травами, они составляли особую корпорацию, враждовавшую с заклинателями-психотерапевтами, - однако борьба двух врачебных школ закончилась поражением «травников». Как во все времена, коммерсанты-торговцы совершали поездки в дальние страны, большие вязаные из тростника корабли брали на борт сотни пассажиров и плавали в Аравию и в Индию.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ. Мир за пределами Индии оставался неизвестным вавилонянам; они считали, что там, дальше, начинается мировой океан, а за океаном земля смыкается с куполом неба. Всего насчитывалось семь куполов неба, на седьмом небе жили боги; под землей располагалось царство мертвых. Эти представления вавилонян разделяли и окружающие народы – в том числе и евреи; от евреев они попали в Библию. Среди всех народов Ближнего Востока больше всего об окружающем мире знали финикийцы, племя мореплавателей и купцов. Финикийцы строили корабли с килем, шпангоутами и сплошной палубой: такой корабль мог за 70 дней пересечь Средиземное море и выйти в Атлантический океан. Финикийцы достигали берегов Гвинейского залива и Британии; в VI в. до н. э. они совершили плавание вокруг Африки. Финикийцам принадлежат так же два замечательных открытия, стекло и пурпурная краска.
Стекло, по легенде, было открыто случайно, когда корабль, везший селитру, потерпел крушение и моряки разожгли на берегу костер из селитры. Пурпурную краску делали из раковин моллюсков, секрет ее изготовления хранился в тайне; пурпурную одежду носили только цари и жрецы.
Наивысших успехов в области  ткачества в древние времена достигли индийцы. Индия была родиной хлопка, растения которое удивляло чужеземцев. В Европе долгое время считали, что хлопок растет на деревьях. Индийские мастера ткали тончайшие батисты и муслины; батистовую шаль можно было продеть через перстень. Ткани окрашивали соком индиго. Оно сейчас используется для окраски джинсов. В Индии выращивали еще одно замечательное растение – рис. В начале нашей эры индийские крестьяне освоили технологию выращивания заливного риса. Это была довольно сложная технология. Сначала община строила плотину на реке и рыла пруд. От него отводились оросительные канавы. Рисовую рассаду выращивали в специальном питомнике с регулируемым микроклиматом. Затем ее высаживали на затопленные поля. Позднее для борьбы с сорняками на затопленных полях стали разводить карпов. Урожайность заливного риса была вдвое выше, чем урожайность пшеницы, при этом собирали не один, а два-три урожая в год. Это было новое фундаментальное открытие, новая победа человека над природой. Новое фундаментальное открытие повлекло за собой появление нового культурного круга. Индийские колонисты и торговцы принесли заливной рис на берега Индокитая, в Бирму, в Индонезию. Вместе с заливным рисом они принесли свою культуру, свою письменность и свою религию – так что страны Индокитая зачастую называют «Внешней Индией». Вслед за заливным рисом буддизм пришел в Китай и в Японию. Распространение заливного риса означало расширение экологической ниши; на прежней территории могло проживать втрое-вчетверо большее население – в результате Южная и Юго-Восточная Азия превратилась в самый густонаселенный регион нашей планеты.
Китай долгое время оставался  изолированным от остального мира. Китайцы считали, что их страна –  это и есть «Поднебесная», которая  окружена четырьмя морями – Восточным, Южным, Песчаным и Скалистым. Скалистое море – это была горная страна Тибет, а Песчаное море – бескрайняя пустыня Гоби. В 138 г. до н. э. император У-ди послал на разведку в пустыню гвардейского офицера Чжан Цяня. Он был взят в плен гуннами, потом бежал, долго скитался по пустыни, затем перешел горы Тянь-Шань и неожиданно обнаружил другой мир – страну, где как и в Китае были реки, возделанные поля и большие города.
КИТАЙ. Восточная часть Азии отделена от западной части горами и пустынями, поэтому здесь сложилась своя самобытная цивилизация. Китайцы остались незнакомы со многими достижениями Запада - они не знали алфавита, не умели строить каменных зданий, не знали винограда и вина. С другой стороны, в Китае были освоены технологии, долгое время не известные Западу. Китайцы научились ткать шелк, во II в. они изобрели бумагу, а в VI в. – фарфор. Так китайцы открыли для себя внешний мир. Они позаимствовали из этого мира стекло, пряности, искусство строительства каменных зданий. Связующей нитью между двумя мирами стал Великий шелковый путь – по нему совершался обмен достижениями двух цивилизаций. В VI в. по Великому шелковому пути пришли в Константинополь два монаха; по поручению византийского императора Юстиниана они вывезли из Китая личинки тутового шелкопряда, спрятав их в своих посохах. Производство шелка было налажено в Византии, а затем в Персии. В 751 г. арабы в одном из сражений в Средней Азии захватили нескольких китайцев, знавших секрет производства бумаги; после этого бумагу стали выделывать так же и на Ближнем Востоке. Китайцы изобрели так же компас, который попал в Европу тысячу лет спустя, в XIII в. Самым замечательным достижением китайской цивилизации было создание доменных печей и получение чугуна. Печи загружались каменным углем и рудой с высоким содержанием фосфора; дутье осуществлялось мощными мехами с приводом от водяного колеса. Внешне китайские печи представляли собой прямоугольные канавы, выложенные огнеупорным кирпичом; в них помещали тигли с рудой, между тиглями насыпали каменный уголь; такая технология позволяла получать чугун, а также ковкое железо с малым содержанием углерода, т. е. сталь. В XI в. в провинции Хэнань было возведено удивительное сооружение – 13-этажная железная пагода; она была сложена из литых чугунных плит без применения дерева и камня. Секреты получения чугуна и фарфора оставались тайной для европейцев вплоть до начала Нового времени.

НАУКА И ТЕХНИКА В АНТИЧНОМ МИРЕ

 
 
ГРЕЦИЯ. До VII в. до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны. Он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел. Подражая жрецам, Пифагор основал тайное общество философов; его последователи верили в переселение душ и утверждали, что Земля – это шар.
 Греция была малоплодородной  страной, ее население не могло  прокормиться земледелием. Многие занимались рыболовством, другие уезжали в поисках лучшей доли в дальние страны, основывали колонии на берегах Средиземного моря. Изобретением, которое сделало Грецию богатой страной, стало создание триеры – нового типа боевого корабля. Первая триера была построена около 630 г. до н. э. коринфским мастером Аминоклом; это был корабль с тремя рядами весел и экипажем в 170 гребцов и 20-30 воинов. Длина триеры составляла 40-50 метров при ширине 5-7 метров, водоизмещение – около 230 тонн. Большая скорость и маневренность позволяла триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника. Триера была фундаментальным открытием; она позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть всей морской торговлей. Финикийцы, которые до этого были первыми купцами Средиземноморья, пытались противостоять грекам, но их флот был разгромлен греческими триерами. Все морские пути теперь проходили через Пирей и Коринф, огромные прибыли от посреднической торговли обеспечили процветание греческих городов. Прибыли от торговли вкладывались в ремесло, прежде всего в производство керамики; керамические сосуды были универсальной тарой того времени – зерно, вино, масло, все хранилось в амфорах.
Афины стали главным ремесленным центром Средиземноморья, однако у греческих предпринимателей не хватало рабочей силы – тогда они стали покупать рабов. Рабов покупали у варваров, живших по берегам Черного моря, везли в Афины и обучали ремеслу. Они работали в больших ремесленных мастерских, эргастериях. Таким образом, создание триеры породило греческую торговлю и греческое рабовладение. Греческое общество было буржуазным обществом купцов и предпринимателей.
ФИЛОСОФИЯ. В греческих судах  каждый должен был защищать себя сам. На судебных процессах истцы и ответчики изощрялись в ораторском искусстве. Вскоре этому искусству стали учить в частных школах, в которых преподавали мудрецы-«софисты». Признанным главой софистов был Протагор; он утверждал, что «человек есть мера всех вещей» и что истина – это то, что кажется большинству (то есть большинству судей). Ученик Протагора Перикл стал первым политиком, освоившим ораторское искусство. Благодаря этому искусству он 30 лет правил Афинами. От софистов и Протагора пошла вся греческая философия. В значительной степени она сводилась к умозрительным рассуждениям, которые сегодня назвали бы ненаучными. Тем не менее, в рассуждениях философов встречались и рациональные мысли. Сократ первым поставил вопрос об объективности знания. Он подвергал сомнению привычные истины и верования и утверждал, что «я знаю только то, что ничего не знаю». Анаксагор пошел еще дальше – он отрицал существование богов и пытался создать свою картину мира, он утверждал, что тела состоят из мельчайших частичек. Последователь Анаксагора Демокрит назвал эти частички атомами и попробовал применить бесконечно малые величины в математических вычислениях. Он получил формулу для объема конуса. Однако афиняне были возмущены попытками отрицать существование богов, Протагор и Анаксагор были изгнаны из Афин, а Сократ по приговору суда был вынужден испить чашу с ядом. Учеником Сократа был знаменитый философ Платон (427-347). Платон верил в существование души и в переселение душ после смерти. Для истории науки важны не философские искания Платона, а то, что он был основателем социологии, науки об обществе и государстве. Платон предложил проект идеального государства, которым управляет каста философов наподобие египетских жрецов (надо сказать, что Платон бывал в Египте). Опорой философов являются воины, «стражи», похожие на спартанцев, они живут одной общиной и сообща владеют всем имуществом.
Платон утверждал, что его идеальное  государство существовало в Атлантиде, стране расположенной где-то на Западе, на затонувшем впоследствии материке. Более важно, что Платон и его ученик Дион пытались создать идеальное государства в Сиракузах, на Сицилии; этот политический эксперимент привел к гражданской войне и разорению этого города.
АРИСТОТЕЛЬ. Социологические исследования Платона продолжал Аристотель; он написал знаменитый трактат «Политика», этот трактат содержал сравнительный анализ общественного строя большинства известных тогда государств. Аристотель выдвинул ряд положений, принятых современной социологией; он утверждал, в частности, что ведущим фактором общественного развития является рост населения; что перенаселение порождает голод, восстания, гражданские войны и установление «тирании». Цель «тиранов» – установление «справедливости» и равномерный передел земли. Аристотель известен как основатель биологии; он описывал и систематизировал различные виды животных – так же как он описывал и систематизировал государства. Таких исследователей позже стали называть «систематиками». Аристотель был учителем Александра Македонского, знаменитого завоевателя полумира. Македонские завоевания были вызваны новым изобретением в военной сфере – созданием македонской фаланги. Воины Александра имели копья 6-метровой длины и стоявшие сзади клали свои копья на плечи передних. Действия в составе фаланги требовали большой слаженности. Отец Александра Филипп потратил много времени на обучение своих солдат. Македонская фаланга была фундаментальным открытием, это открытие вызвало волну македонских завоеваний и появление нового культурного круга, который историки называют эллинистическим миром.
СОЗДАНИЕ МУСЕЯ. Александр проявлял интерес к наукам и помог Аристотелю создать первое высшее учебное заведение, «Ликей». Он взял с собой в поход  племянника Аристотеля Каллисфена. Каллисфен  и его помощники описывали  природу завоеванных стран, измеряли широту местности, посылали Аристотелю чучела диковинных животных и собранные ими гербарии. После смерти Александра роль покровителя наук взял на себя его друг и полководец Птолемей. При разделе империи Александра Птолемею достался Египет, и он основал в Александрии по образцу Ликея новый научный центр, Мусей. Его здания располагались среди прекрасного парка, там были аудитории для студентов, дома преподавателей, обсерватория, ботанический сад, и замечательная библиотека – в ней насчитывалось 700 тысяч рукописей. Преподаватели Мусея получали царское жалование; среди них были не только философы и механики, но и поэты и восточные мудрецы, переводившие на греческий язык египетские и вавилонские трактаты. Египетский жрец Манефон был автором трактата «Египетские древности», а вавилонский жрец Бероэс написал «Вавилонские древности»; 72 еврейских мудреца перевели на греческий язык Библию.
АСТРОНОМИЯ. Мусей был первым научным  центром, щедро финансируемым государством. Его деятельность показала, что если есть деньги – то будет и наука. По существу, день рождения Мусея и был днем рождения античной науки. Главой Мусея, «библиотекарем», был географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в различных пунктах, вычислить длину меридиана; таким образом, было окончательно доказано, что Земля – это шар. Евклид создал геометрию – ту, которую сейчас проходят в школах. Он положил в основу науки строгие доказательства. Когда Птолемей попросил у него обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для царей нет особых путей в математике». Ученик Евклида Аполлоний Пергский продолжил труды своего учителя и описал свойства эллипса, параболы и гиперболы. В Мусее активно обсуждалась гипотеза Аристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности вокруг Солнца - однако оказалось, что она противоречит наблюдениям ( дело в том, что Земля движется не по кругу, а по эллипсу). В результате ученые Мусея во главе с Клавдием Птолемеем (II в. н.э) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теорией Земля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую. Вместе с этими сферами по сложным эпициклам движется Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» был главным руководством по астрономии вплоть до Нового времени. Клавдий создал всеобщую географию и дал координаты 8 тыс. различных географических пунктов – это «Руководство по географии» использовалось европейцами до времен Колумба.
 НОВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ. Создание  Мусея совпало по времени с  новым переворотом в военном  деле, изобретением военных машин,  баллисты и катапульты. Появление  баллисты изменило тактику морских  сражений. Если раньше главным  оружием триеры был таран, то теперь стали строить огромные корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты. Эти корабли назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов, а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллиста позволила царю Птолемею завоевать господство на морях. Александрия заняла место Афин и стала главным торговым центром Средиземноморья. Из Александрии по каналу можно было попасть в Красное море, и корабли александрийских греков плавали даже к берегам Индии. Символом торгового могущества Александрии стал 130-метровый Фаросский маяк – одно из чудес света, построенное Состратом Книдским по приказу Птолемея II.
ПОЯВЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ НАУКИ. Создание баллисты знаменовало рождение инженерной науки, «механики». Первым великим механиком был знаменитый строитель военных машин Архимед, проживший большую часть жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использование клина, блока, лебедки, винта и рычага. Вместе с корабельным мастером Архием Архимед построил для сиракузского царя Гиерона «Сиракузянку» – огромный корабль-дворец с великолепными залами и бассейнами. Корабль приводили в движение две тысячи гребцов, а на башнях стояли баллисты, бросавшие в противника трехпудовые камни. Тысячи рабочих впряглись в канаты, чтобы спустить корабль на воду, – но не смогли сдвинуть его с места. Тогда Архимед сделал лебедку, с помощью которой царь сдвинул корабль в одиночку. Архимеду приписывается открытие законов гидростатики и изобретение «архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Из других александрийских инженеров получили известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса, и Герон, создавший аэропил – прообраз паровой турбины. В Александрии был изобретен также перегонный куб, который позже стали использовать для получения спирта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РИМА. В III в. до н. э. начинается эпоха римских завоеваний. Возвышение Рима было связано с новым  военным изобретением, созданием  легиона. Новое оружие римлян породило новую волну завоеваний и появление нового культурного круга, который историки называют Рax Romana, «Римский мир». Завоевав Грецию и Египет, римляне переняли как греческую культуру, так и научные достижения Мусея. Главным достижением римлян было создание цемента и бетона. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные сооружения. В качестве наполнителя использовали щебень. Во II в. н. э. в Риме был построен Пантеон, «Храм всех богов» с литым бетонным куполом диаметром 43 метра –позднее это сооружение стало образцом для архитекторов Нового времени. Римляне использовали цемент и бетон при строительстве дорог и мостов. Римские дороги вызывали восхищение у историков последующих эпох. Мост через Дунай, построенный архитектором Аполлодором, был одним из чудес того времени – он имел в длину более километра. Вершиной римского строительного искусства стал храм Святой Софии в Константинополе, построенный Анифимием из Тралл; этот храм имел купол диаметром в 33 метра, установленный на пилонах 23-метровой высоты.
ВИТРУВИЙ. Самым знаменитым ученым и инженером римского времени  был Марк Витрувий, живший в I в. до н.э. По просьбе императора Августа он написал «Десять книг об архитектуре» - обширный труд, рассказывавший о строительном ремесле и о различных машинах, в этом труде содержится первое описание водяной мельницы. В XV в. труд Витрувия стал пособием для архитекторов Нового времени. Витрувий в своей работе использовал труды ученых из Александрийского Мусея, который функционировал до конца IV в. В последние века существования Мусея в нем работали такие знаменитые ученые как Папп и Диофант. В 391 г. Мусей был разрушен во время языческого погрома – христиане обвиняли ученых в поклонении языческим богам.
ХРИСТИАНСТВО претендовало на роль монопольной идеологии. Оно боролось с другими религиями и с другими богами, преследуя всякое инакомыслие. Никто не имел права усомниться в том, что написано в Библии, – а в ней было написано, что Земля лежит посреди Океана и накрыта как шатром, семью куполами неба, что в центре мира находится Иерусалим, а на Востоке, за Индией, расположен рай и там берут начало четыре священные реки: Тигр, Евфрат, Инд и Ганг. Это была древняя картина мира, позаимствованная когда-то из Вавилона, и она никак не совмещалась со античной наукой. В конце концов, отцы церкви согласились принять систему Клавдия Птолемея, потихоньку признали, что наша планета – шар, и перенесли рай за седьмую птолемеевскую сферу, в «жилище блаженных». Однако в дальнейшем, когда церковь утвердилась, она уже не могла пойти на уступки Копернику и Галилею. Церковь подавляла свободомыслие ученых, но причиной гибели античной науки было не всевластие церкви. В III в. н. э. далеко на Востоке появилось новое оружие, которое принесло гибель античной цивилизации.

НАУКА И ТЕХНИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

 
  
ВАРВАРЫ. Катастрофа, погубившая цивилизацию Древнего мира, была вызвана фундаментальным открытием кочевников – изобретением стремени. Стремя сделало всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в который вкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени вызвало страшную волну нашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.
«Смотри, сколь внезапно смерть осенила весь мир, - писал епископ Ориденций. - Те, кто сумели устоять перед силой, пали от голода… В городах и деревнях – повсюду смерть, страдания, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре». Ни голоса в полях, ни свиста пастуха, -  свидетельствует итальянский хронист, поля превратились в кладбища, а дома людей – в логовища диких зверей».
НОРМАННЫ. Господами Европы стали потомки завоевателей, варваров-германцев. Это были тяжеловооруженные всадники-рыцари; они подчинили местных крестьян, обратили одних из них в рабов, а других заставили платить подати. Владение рыцаря называлось феодом, а социальную систему тех времен историки называют феодализмом; таким образом, фундаментальное открытие - изобретение стремени - породило рыцарей и феодализм. После первой волны нашествий, пришедшей из глубин Евразии, пришла вторая волна – на этот раз с моря. Скандинавские норманны создали дракар – мореходное судно с 40-70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным качеством дракара было то, что он мог с одинаковой легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, его можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракару норманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте – там, где хотели. Флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч воинов, которые грабили города и села и уходили, как только противник собирал крупные силы. Дракар позволил норманнам разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладая преимуществом перед рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногих областях, в Нормандии, в Сицилии, в Англии.
ВИЗАНТИЯ. Варварские нашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город, который сумел выстоять в этой буре, это была последняя крепость цивилизации – Константинополь. Варвары, тюрки и арабы, штурмовали Константинополь с моря и суши, но греков спасло изобретение греческого огня – зажигательной смеси, которую выбрасывали на корабли противника с помощью мощных насосов. Константинополь устоял – но страна была разорена, и долгое время грекам было не до наук и искусств. Положение изменилось лишь при императоре Василии I (867-886). Будучи неграмотным крестьянином, Василий с почтением относился к учёным монахам и не жалел золота для возрождения греческой учености. В середине IX в. под началом епископа Льва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа - началось возрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы стали собирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотий составил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Они собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных компиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились с Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Греции сохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства; именно греки учили окрестные народы строить каменные соборы – они построили собор Святого Марка в Венеции и собор Святой Софии в Киеве.
 НАУКА В АРАБСКОМ МИРЕ. В начале VIII в. приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалиме главную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра. Эта мечеть и по сей день остается шедевром архитектуры. Правивший в IX в. халиф Мамун был большим почитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийском Мусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой; здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги. Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весила книга; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя или найденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудами Платона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли «Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определять широту и долготу и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канона врачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положил начало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабские астрономы - их главной задачей было научиться определять, в какой стороне находится Мекка - именно в эту сторону должны были склоняться правоверные при молитве. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известный европейским переводчикам как Алгорисмус - от его имени происходит слово “алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потом попали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однако главным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни и философского камня, который позволял превращать ртуть в золото.
ПРОНИКНОВЕНИЕ ЗНАНИЙ В ЕВРОПУ. Постепенно науки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна сохранялись в монастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушников латинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латынь была единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно было научиться латыни. Сначала надо было выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоить азбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного - счёту, в этом и заключалось тогдашнее образование. Грамотные люди были монахами, их называли клириками, они носили тонзуру и пользовались большим уважением. С давних времён учёные монахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний и составляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магических свойствах чисел и немного - о медицине или географии. В VII в. Исидор Севильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже Беда Достопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.
Император Карл Великий  в подражание древним создал свою Академию – но это был всего  лишь маленький кружок ученых монахов, здесь сочиняли латинские стихи и вели летописи. Из этих летописей видно, что тогдашние грамотеи представляли землю плоской, в виде огромного диска, окружённого океаном. Край земли терялся во мраке и был населён чудными племенами - одноногим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.