Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ
 
 

РЕФЕРАТ

 
по дисциплине
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
 
«Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие»

 
 
 
 
 
Специальность: 0621 – Управление персоналом
                                                      0610 – Государственное и муниципальное
                                                                  управление
 
 
 
 
 
Работу выполнил:
 
Смирнов Сергей Александрович
 
Группа №                        .
 
Преподаватель:
 
Петрищенко Наталья  Михайловна
 
 
Москва
2012 г.

Содержание:

 
§ 1 Возникновение Теории предельной полезности
 
§ 2 Сущность Теории предельной полезности
 
§ 3 Развитие Теории предельной полезности
Революция в теории стоимости
Австрийская школа
Теория К.Менгера
Теория Е. Бем-Баверка
Парадокс Смита
Ценность и предельная полезность
Стоимость – общественное явление
Закон убывающей предельной полезности
Предельная полезность
Кривые безразличия
 
Заключение
 
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§ 1 Возникновение  Теории предельной полезности
 
Явная неспособность новой исторической школы с её крайним эмпиризмом и националистической ориентацией  противопоставить марксизму общую  теоретическую систему привела  к появлению и распространению в 70-90-х годах 19 в. другого крупного направления вульгарной политэкономии – маржинализма. Его родоначальники – К.Менгер в Австрии, У.С.Джевонс в Великобритании, Л.Вальрас в Швейцарии и Франции – видели свою первоочерёдную задачу в создании концепции, в корне отличной от трудовой теории стоимости, надеясь тем самым выбить почву из-под марксистской политэкономии и одновременно заложить фундамент собственной доктрины. Трудовой теории была противопоставлена теория полезности, согласно которой величина меновой стоимости выводится из интенсивности потребности. Не новая сама по себе (у её истоков стояли мыслители 18 в. такие, как Э.Кондильяк и Ф.Галиани) теория полезности была усовершенствована с помощью предельного анализа (marginal analysis), который и дал название новому направлению буржуазной политэкономии.
Предельный анализ впоследствии применялся при построении других ключевых маржиналистских теорий – издержек производства распределения, общего равновесия и т.д. Однако было бы неверно думать, что приверженность предельным величинам составляет суть маржинализма. Предельный анализ всего лишь инструмент исследования, который использовался многими экономистами до и после 70-х годов 19 в. и, следовательно, ничего не говорит о его существе. Если же рассматривать маржинализм в содержательном плане как особое течение буржуазной политэкономии, то необходимо прежде всего отметить главные методологические принципы, на которых покоятся основные теории К.Менгера, У.Джевонса, Л.Вальраса и их последователей – Е.Бем-Баверка , Ф.Визера, Дж. Б. Кларка, А.Маршалла, В.Парето и др.
§ 2 Сущность Теории предельной полезности.
 
Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей, вообще говоря, безграничны - потребность в  определенном товаре может быть удовлетворена. В пределах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают. Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на то, что их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.
Экономисты выдвинули  теорию, согласно которой определенная потребность может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Как известно, продукт обладает полезностью, если он способен удовлетворять потребности. Следовательно, полезность - это способность удовлетворять потребности. Но нужно разделять понятия "полезность" и "польза". Картина Пикассо может быть бесполезной с практической точки зрения и в тоже время приносить пользу знатокам искусства. Нужно также отметить, что полезность весьма субъективное понятие. Бутылка дешевого портвейна может иметь достаточно большую полезность для бродяги-алкоголика и нулевую или даже отрицательную полезность для председателя местного отделения союза трезвости.
Под предельной полезностью  понимают добавочную полезность, или удовлетворение, извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать (иногда предельная полезность последующих единиц продукции может возрастать). Например, третья банка пива может доставить больше удовольствия, чем первая или вторая. Но, начиная с определенного момента, следует ожидать, что предельная полезность дополнительных единиц продукции начнет падать. Почему? Потому что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться. Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта известно под названием закона убывающей предельной полезности.
Закон убывания предельной полезности наглядно показывает, что  если каждая последующая единица  продукта обладает все меньшей и  меньшей полезностью, то потребитель  станет покупать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения их цены. Потребитель купит, скажем, два гамбургера по цене 1$, но вследствие убывающей предельной полезности дополнительных единиц продукта он предпочтет не покупать больше этого продукта по данной цене, т.к., отдавая деньги, он фактически отказывается от других товаров, т.е. от альтернативных способов получения полезности. Поэтому следующие гамбургеры будут "недостаточно хороши" до тех пор, пока цена не снизится. При отрицательной предельной полезности фирме "Макдональдс" пришлось бы платить клиенту, чтобы заставить его съесть гамбургер. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену, для того чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции. Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона спроса, но и играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Этот вопрос сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую сумму полезности или удовлетворения. Грубо говоря, правило, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребности, заключается "в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность". Это определение носит название правила максимизации полезности. Если потребитель "уравновесит свои предельные полезности" в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в "состоянии равновесия", но в случае изменения потребительских вкусов, дохода или цен на различные товары, он окажется в худшем положении - совокупная полезность понизится - при любом изменении набора приобретаемых товаров. Правило максимизации полезности можно записать в простой алгебраической форме: предельная полезность в расчете на рубль, затраченный на продукт А - это полезность продукта А, деленная на цену продукта А, а предельная полезность в расчете на рубль, затраченный на продукт В - это полезность продукта В, деленная на цену продукта В. Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны:
 
Предельная  полезность тов. А      Предельная полезность тов. В
——————————————— = ———————————————
                Цена А                                              Цена В
 
Таким образом, мы выяснили, что если потребитель будет следовать  правилу максимизации полезности, то он будет находиться в состоянии  равновесия, но любое отклонение от этого правила приведет к уменьшению предельной полезности приобретаемых им товаров.
Теорией предельной полезности для анализа оценки удовлетворения потребностей использовались разные методы и уровни абстракции. На первом этапе  анализа они использовали метод  «робинзонады». Этот метод позволяет проводить исследование в максимально «чистом виде», до принятия во внимание процессов обмена и специфических общественных форм хозяйствования. Затем исследование переходит на другую ступень, в анализ включаются товаропроизводители, вступающие в процесс обмена.
Представители теории предельной полезности выделяли:
1) абстрактную, или  рядовую полезность, т.е. способность  блага удовлетворять какие-либо  потребности людей;
2) конкретную полезность, которая означает субъективную  оценку полезности данного экземпляра этого блага. Это зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребности).
 
§ 3 Развитие Теории предельной полезности.
Революция в теории стоимости
 
Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г.Г.Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а в последней трети 19 века в теории стоимости произошли поистине революционные события. Революцию осуществили англичане Уильям Стэнли Джевонс, Альфред Маршалл, австрийцы Карл Менгер, Фридрих фон Визер и Ойген фон Бем-Баверк, швейцарец Леон Вальрас, американец Джон Бейтс Кларк, швед Кнут Викселль. С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о стоимости – теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции» (marginal – в пер. с англ. – предельный).
Суть маржиналистской  революции заключалась в следующем. Во-первых, в теорию стоимости был  внесен новый принцип оценки благ – на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Во-вторых, был использован принцип предельности, что заключалось в переходе от анализа совокупных средних величин к анализу предельных, т.е. дополнительных величин. В-третьих, переход к анализу последовательных изменений предельных величин открыл дорогу применению в экономической теории математических методов и способствовал прогрессу экономического анализа.
 
Австрийская школа.
 
Главным недостатком Австрийской  школы оказалось то, что при определении стоимости она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданного уровня производства. Товар в их концепции выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действительности относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью.
Представители Австрийской школы  сделали попытку разработать  с позиций субъективно-психологического метода экономического анализа свою концепцию прибыли. С этой целью Е. Бем-Баверк сконструировал такие категории, как «настоящее благо» (например, заработная плата) и «будущее благо» (средства) производства, труд рабочих). Прибыль рассматривалась им как разница между оценкой «настоящих» и «будущих благ», причем «настоящее благо» оценивалось выше, чем «будущее благо». Капиталист авансирует капитал и отказывается будто тем самым от «настоящего блага» во имя «будущего блага», он получает прибыль якобы потому, что должен выжидать, чтобы реализовать благо. Другими словами, прибыль выступает здесь не как результат эксплуатации рабочих капиталистами, а как результат «ожидания капиталиста». В действительности ни ожидание, ни время само по себе не могут быть источником стоимости, создаваемой исключительно трудом рабочих.
Таким образом, Австрийская школа  подчеркивает, что в создании ценности товара принимает участие несколько  равноправных факторов производства: труд, капитал, земля и предпринимательские  способности, а не только труд.
 
Теория  К.Менгера.
 
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку  показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истинным исходным пунктом  исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.

I

II III IV V VI VII VIII IX X
10
                 
9
9
               
8
8
8
             
7
7
7
7
           
6
6
6
6
6
         
5
5
5
5
5
5
       
4
4
4
4
4
4
4
     
3
3
3
3
3
3
3
3
   
2
2
2
2
2
2
2
2
2
 
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0



 
Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже – в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.
Среди основателей австрийской  школы Менгер был первым, кто сформулировал  принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость  однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса.
 
Теория  Е.Бем-Баверка.
 
Наиболее развернутое  изложение теории предельной полезности дал Е. Бем-Баверк. В работе “Основы  теории ценности хозяйственных благ”, используя “законы Госсена”, он стремился доказать, что меновая стоимость, как и потребительская, определяется “предельной полезностью” товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции. Бем-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей. “Цена, - писал он, - от начала до конца является продуктом субъективных определений ценности ”, а “высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами. Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теории цены как равнодействующей субъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой – говорилось о соотношении количества благ с платежеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как видим, претензия Австрийская школа дать монистическое определение источника ценности благ не увенчалась успехом. Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, что бы купить новое пальто.
 
Парадокс  Смита.
 
Новая теория стоимости  учитывала необходимость разграничения  совокупной и предельной полезности благ. Такое разграничение позволило научно объяснить знаменитый «парадокс Смита». Его суть заключается в следующем: если стоимость зависит от полезного эффекта, то почему блага, имеющие в жизни человека наивысший полезный эффект (например, вода, хлеб, не говоря уже о воздухе), ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имеют стоимости, тогда как блага, польза которым точки зрения естественных потребностей индивида, не вполне очевидна (бриллианты и т.п.), имеют очень высокую ценность. Смит не нашел решения этого парадокса и потому апеллировал к затратам. Вслед за ним так же поступили Риккардо, Маркс, Милль и другие.
Маржинализм нашел иное решение «парадокса Смита». Действительно, вода ценится в нормальных условиях значительно ниже бриллиантов, но так  бывает только тогда, когда речь идет об удовлетворении конкретной, не очень острой (в нормальных условиях) потребности с помощью, допустим, одного литра воды, сравнительно с удовлетворением конкретной потребности посредством одного бриллианта. Если же представить себе весь запас пресной воды в мире, противостоящий всему мировому запасу бриллиантов, первый будет иметь бесконечно более высокую ценность, чем последний.
В таком разграничении  совокупной полезности блага (т.е. полезности всего запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его предельной полезности (т.е. полезности последней единицы из этого запаса или из этого доступного количества) – важнейшее концептуальное новшество, привнесенное в теорию стоимости.
 
Ценность  и предельная полезность.
 
Ценность определяется субъективной предельной полезностью  последней единицы имеющегося в  наличии блага. Если благо имеется  в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна  нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).
Изложенное позволяет  сделать вывод: в своем самом  первоначальном виде стоимость есть не что иное, как потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида экономического блага для конкретного индивидуума.
 
Стоимость – общественное явление.
 
Нужно учесть, что, во-первых, блага не падают с неба, а производятся с использованием труда и других ресурсов и, во-вторых, что в развитой хозяйственной системе стоимость носит общественный, а не индивидуальный характер. Происходит рыночное согласование индивидуальных оценок. Выведение общественной предельной полезности блага рынок осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидуумов. Эта равнодействующая складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. При наличии значительного числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен, оказывается заключенной в значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена (каждый из которых приносит на рынок свои собственные субъективные оценки), тем уже эти границы, и, в конечном счете, ряд субъективных ценностей сходится к единой общественной, рыночной ценности блага.
 
Закон убывающей  предельной полезности.
 
Как-то измерить полезность товара и услуги для человека нет  никакой возможности, прежде всего  из-за субъективности оценок полезности. Стоит ли пользоваться таким понятием? Задача определить поведение потребителя заставляет использовать понятие «полезность», которое важно для потребителя (забегая вперед, можно сказать, что в экономической науке найдены такие методы анализа, при которых отпадает необходимость количественного измерения полезности).
Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так, голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для него все меньшую ценность. Скорее всего, он предпочтет другую пищу. Таким образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отметилось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается. Полезность последней (дополнительной) единицы называется предельной (или маржинальной) полезностью, и она уменьшается по мере насыщения потребности. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что чем больше товаров и услуг потреблено в  течение данного периода времени, тем ниже их предельная полезность (т. е. полезность каждой новой дополнительной единицы) при неизменности всех других факторов потребления.
Этот закон ничего не говорит о том, как быстро уменьшается  предельная полезность. Здесь норма  различна: для пищевых товаров  предельная полезность убывает быстро, для других – медленнее. Подобное свойство объясняет парадокс воды и  алмаза. Потребление воды происходит на низком уровне предельной полезности, поскольку воды много, а алмазы редки я потребление находится на относительно высоком уровне предельной полезности. И хотя общая полезность воды очень высока, ее предельная полезность низка.
Закон убывающей предельной полезности объясняет закон спроса, но он содержит в себе «слабое место» - предполагает, что потребители  как-то могут подсчитать «полезность», которую они получают при потреблении  различных товаров и услуг. Поскольку  этого сделать невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя – кривые безразличия.
Этот подход (метод) не требует, чтобы потребитель оценивал полезность каждой отдельной единицы  потребления.
 
Кривые  безразличия.
 
При возможности значительных изменений количеств обоих товаров можно составить множество их комбинаций («наборов»). Все эти комбинации в зависимости от степени предпочтения их потребителем можно разбить на отдельные группы. Комбинации, входящие в одну группу товаров, равнозначны для потребителя, и на графике объединяются единой кривой безразличия (название подчеркивает, что потребитель безразличен к выбору комбинаций, составляющих эту кривую). Зато значение отдельных групп неравноценно для потребителя. Поэтому кривые безразличия, построенные для разных групп товаров, будут иметь различное значение на шкале предпочтений потребителя. В настоящее время преобладает ординалистский подход.
Нахождение равновесия для потребителя у ординалистов так же, как и у кардиналистов, сводится к нахождению максимума полезности, хотя и не в виде абсолютной предельной полезности, а лишь в виде отношений предельных полезностей друг другу, выраженных в форме шкалы предпочтений.
Равновесие потребителя может  быть показано графически с помощью  выше названных кривых безразличия. Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как три товара А и два товара В и т.д.). Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.
Если эти комбинации покажем  графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 1, а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любую точку на ней, то они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U– это лишь одна из бесчисленного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий уровень удовлетворения потребности, то кривая примет иной вид. На рис. 1,а пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В.
Ранее условились, что потребитель  имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар В – 1 руб. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. На рис. 1,б прямая линия KL – это линия возможностей потребления для данного потребителя.
Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 1,в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться только по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М линия возможностей потребления KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара пропорциональна его предельной полезности.

Рис. 1

 
Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую  важнейшую категорию, как избыток  потребителя(потребительская рента). Смысл этой категории заключается  в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду.
Кривая безразличия показывает, что норма замещения одного товара другим, т. е. готовность потребителя  заменить потребление одного товара другим, неодинакова в разных точках кривой (т. е. при различных наборах) и имеет тенденцию уменьшаться. Чем больше товара А потребляет потребитель по отношению к товару В, тем от меньшего количества товара В он готов отказаться в пользу А. Если по каким-то причинам потребитель может увеличить в наборе количество товаров Л и В, то общий уровень его удовлетворения повышается (кривая безразличия сдвигается вправо).
Совокупность кривых безразличия  образует карту кривых безразличия. Чем выше кривая безразличия, тем  выше благосостояние потребителя (рис. 2). В какой точке карты безразличия  находится потребитель, зависит  от относительных цен и его дохода. С точки удовлетворения потребности потребителю безразлично, какой набор (вдоль кривой безразличия) он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А поскольку бюджет потребителя ограничен, то и его выбор получает ограничения. Существует ряд возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей образует бюджетную линию (рис. 3).
 


Рис.2. Карта кривых безразличия.          Рис. 3. Бюджетная линия.
 
Бюджетная линия - все комбинации товаров, которые потребитель способен приобрести гари данном доходе и данных ценах. Бюджетная линия показывает возможный выбор для потребителя.
Таким образом, кривая безразличия  показывает, что потребитель хотел  бы купить, а бюджетная линия показывает, что потребитель может купить. Комбинация кривой безразличия и  бюджетной линии определяет, что  потребитель вероятнее всего купит, поскольку его желания совпадут с его возможностями.
Потребитель достигает равновесия, выбирая такой потребительский  набор на бюджетной линии, который  максимизирует его удовлетворение. Потребитель может расположиться  в любой точке бюджетной линии, но рациональный потребитель - в максимально достижимой точке кривой безразличия, т. е. в точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия. В этой точке достигается равновесие потребителя. В этой точке предельная норма субституция равна отношению цен товаров.
Положение равновесия потребителя  может измениться, если изменяются доход и относительные цены (рис. 4). При изменении дохода и сохранении относительных цен бюд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.