Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Советская культура в годы ВОв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение……………………………………………………………………3
Общие условия развития культуры………………………………………3-6
Образование………………………………………………………………..6-7
Наука………………………………………………………………………..7-10
Литература………………………………………………………………....10-12
Киноискусство……………………………………………………………..13-15
Музыка……………………………………………………………………..15-16
Театр………………………………………………………………………..16-17
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………..18
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Культура периода Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. один из ярких феноменов не только истории XX столетия, но и российской культуры в целом. Ее огромная роль в грандиозном военном и духовном противостоянии несомненна. Образовательный, научный, просветительный, художественный, конфессиональный, ментальный и другие уровни культуры исполнили важнейшую роль - сплочение всех сил во имя свободы и независимости страны. Культура пронизывала все сферы бытия, придавала устойчивость развитию общественной жизни, смягчала дестабилизирующее влияние военных, политических, социально-экономических факторов на повседневную жизнь людей, стала подлинным фундаментом духовного и морального единства народа, способствовала сохранению и развитию исторической памяти, усилила процесс взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур и, в конечном итоге, предопределила Великую Победу.
Духовный, научный, интеллектуальный потенциал нации явился важнейшим  источником и фактором военно-экономической, социально-политической и нравственной победы над фашизмом.
Общие условия развития культуры.
Великая Отечественная война  в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится  лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!».
29 июня 1941 года вводится  военное положение. Создаются  необходимые в условиях военного  времени органы власти. Сразу  же начинается перестройка народного  хозяйства на военный лад, которая  завершилась к осени 1942 г. Быстрыми темпами наращивается военное производство, что позволило, в 1943 г. осуществить коренной перелом в войне,  и, в конечном счете, полностью очистить территорию СССР от врага, освободить от оккупации ряд стран, разгромить милитаристическую Японию.
Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей  страны. Советско-германский фронт  отвлекал на себя более 2/3 вооруженных  сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния  страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается  численность рабочих,  трудоспособное население деревни.
Война потребовала от людей  максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и  дети, работавшие  без выходных и отпусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.
В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь.. Не смотря на трудности военного времени, ни одна семья не отказалась принять беженцев. Многочисленные подвиги советских людей на фронтах и в тылу золотыми буквами вписаны в историю нашей многонациональной страны.
В тоже время война обнажила самый страшный порок сложившейся  в СССР командно-административной системы  – абсолютное пренебрежение к  человеку. Трудно однозначно относиться к приказам № 270 (16 августа 1941 г.) и № 227 (28 июля 1942 г. – «Ни шагу назад!»). Первый – объявлял всех, кто оказался в плену, предателями и изменниками, родственники пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны. Второй приказ любое отступление без распоряжения командования объявлял предательством Родины, вводились штрафные батальоны (для командиров и политработников) и штрафные роты (для рядовых и сержантов), создавались заградительные отряды, располагавшиеся за спиной воюющих бойцов. Они имели право расстреливать на месте отступающих. По сути,  у людей отняли право выжить в суровых условиях войны.
Партийные организации несли  ответственность за организацию, морально-политический дух в тылу и на фронте. Они  стали инициаторами и пропагандистами  массовых патриотических движений, социалистического  соревнования. Коммунисты и комсомольцы  считали своей обязанностью быть в самых горячих точках. Массовое вступление в партию или комсомол перед боем, ответственным заданием – не миф, а реальность. Миллионы людей умирали со словами: «За Родину! За Сталина!».
С начала войны еще более  лояльной становится государственная  политика по отношению к церкви, которая активно включилась в  патриотическое движение. В  сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили созвать Архиерейский собор для выбора патриарха, создать Священный синод,  открыть богословские академии и семинарии, издавать религиозную литературу,  организовать работу  свечных заводов.
По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают  из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве  для  связи с церковью создается  Совет   по   делам   Русской   православной   церкви. Впоследствии  были  урегулированы  отношения  государства и с другими религиозными конфессиями.
Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки  и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами  на фронт уходили музыканты и  художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались  с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах  народного ополчения.
Сотни писателей всех республик  СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов,  А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар).   Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.
Правительство всемерно старалось  сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г.  из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые,  писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы,  художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины.
В сложных условиях они  продолжали работать. Все усилия были направлены на  пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти  к врагу. В военные годы несколько  ослабло  идеологическое  давление. Хотя в каждом подразделении в  армии и в тылу ситуацию отслеживали  партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую  идеологию временно затмила тема защиты Отечества.
Образование.
 В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы оказались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.
В прифронтовой полосе и  глубинных районах СССР учебные  здания превратились в призывные  пункты, казармы, госпитали. Учащимся приходилось  нередко заниматься в тесных помещениях, в несколько смен. Но школы и  вузы продолжали работать, причем, даже в тылу врага, в «партизанских  краях» Белоруссии, Украины и западных районов РСФСР.
Был свернут взятый перед  войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила  задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки  вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с государственными экзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в том числе Институт международных отношений.
В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших  братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских  школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на заводах и колхозных полях.
Наука.
Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и  вузов была полностью перестроена  применительно к требованиям  военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию  под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем.
Основные силы советской  науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях  развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских  и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской  ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.
В век господства техники  военные конфликты стали «войной  моторов», приводя к огромных потерям  всех воюющих сторон. Основной акцент в научных исследованиях делался, на разработку новых видов вооружения. Создавались все более совершенные образцы орудий, танков, стрелкового автоматического оружия, бронебойных снарядов, бомб, средств связи, кораблей, самолетов.
Тяжелый танк ИС и средний  танк Т-34 (конструкторы Ж. Котин, А. Морозов и др.) во вторую мировую войну считались самыми совершенными боевыми бронемашинами. На гитлеровцев наводил ужас истребительный огонь советской реактивной артиллерии, установки которой бойцы Красной Армии называли «катюшами». Ведущая роль в налаживании массового производства танков и артиллерии принадлежала Институту электросварки АН УССР во главе с академиком Е.О. Патоном. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод защиты боевых кораблей от мин.
Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов. За эти разработки академику Капице в военное время были присуждены Государственные премии, он дважды награждался орденом Ленина, а в апреле 1945 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Мощь советских вооруженных  сил во многом определила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. В судьбе Андрея Николаевича сплелись высокие и трагические ноты. В 20–30-е годы  коллектив Туполева построил 28 новых самолетов,  а том числе 14 серийных. В октябре 1937 г. Туполев был объявлен вредителем и шпионом. Особый цинизм ситуации заключается в том, что власть предержащие прекрасно понимали цену интеллекту. Было создано особое КБ для осужденных, где трудились многие  замечательные конструкторы, в том числе и С.П. Королев, тоже – «шпион и вредитель».
Восемь  самолетов Туполева участвовало в Великой Отечественной  войне. Ни у кого из конструкторов  не было такого количества боеспособных машин. ТУ–2  был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны. Созданию самолетов  А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано  более 50 оригинальных машин различных  модификаций. На них установлено 78 мировых  рекордов грузоподъемности, дальности  и скорости полета.
В военные годы возрастает роль медицины, основной задачей которой  стало спасение, и возвращение  в строй раненных. «Главным хирургом Красной Армии» называют академика  Н.Н. Бурденко. Предложенный им метод  лечения ранений черепа сульфамидными  препаратами позволил резко снизить  смертность, с 65 до 25%. В целом, свыше 70%  воинов после ранения снова  возвращались на фронт. Медики изыскивали новые способы борьбы с дистрофией (истощением). Впервые в годы войны  удалось избежать эпидемий. Большая  заслуга в решении многих проблем  принадлежит заместителю Народного  комиссара здравоохранения В.В. Парину.
В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению   ядра   урана   во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.
Литература.
Ведущая тема литературы военных  лет – защита Отечества. Страстный  призыв бить «проклятого зверя, вставшего  над Европой и замахнувшегося на твое будущее» звучит в очерках  Л. Леонова «Слава России», А.Н. Толстого «Родина», в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И. Авраменко,  «Бей врага!» В. Инбер.
Литература времен войны  приобретает яркий публицистический характер. Многие произведения часто  создавались «по горячим следам». «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом  свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это  уже читалось в полках и на батареях», – вспоминает поэт А. Сурков.
Героическим воинам, сражавшимся  на берегах Волги, посвятил свою повесть  «Дни и ночи» К. Симонов. Б. Горбатов в романе «Непокоренные» («Семья Тараса») показал сражающихся  рабочих  Донбасса. М. Шолохов в годы войны  опубликовал рассказ «Наука ненависти» и начал писать роман «Они сражались  за Родину». С пламенным поэтическим  «Посланием» к ленинградцам обратился 95-летний казахский акын (поэт) Дж. Джабаев. Радиоглашатаем осажденного города на Неве стала О. Бергольц, автор бессмертных строк «Никто не забыт, ничто не забыто».  Своими стихами поэтесса призывала к мужеству измученных, голодающих граждан, вселяла веру в победу.
Идея единства фронта и  тыла нашла отражение в публицистической повести В. Овечкина «С фронтовым  приветом». М.И. Калинин справедливо  и метко охарактеризовал как  «рукопашную схватку с фашистами» творчество И. Эренбурга, опубликовавшего  за годы войны свыше трех тысяч  статей.
Особое значение в годы лихолетья приобретает исторический роман. Корни патриотизма виделись в историческом прошлом народа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.