Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика обслуживания в Смарт Отелях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
 
В условиях современного рынка для организации бизнеса  сферы услуг требуется подход, ориентированный на удовлетворение конкретных потребностей конкретного потребителя. Учёт индивидуальных требований, обеспечение соответствия точным требованиям клиента, приспособление качества продукта к его индивидуальным потребностям сегодня положены в основы стратегии многих компаний, в полной мере осознавших новые рыночные реалии, которые несёт глобализация и научно-технический прогресс.
Для достижения этого  состояния бизнеса компании недостаточно обладать такими качествами, как гибкость и адаптивность, представляется, что сегодня подход к эффективному управлению гостиничным бизнесом должен также учитывать разнообразные и постоянно меняющиеся потребности клиентов, удовлетворение которых возможно лишь путем «приспособления» каждого рабочего места не только к потребностям клиента, но и к потребностям самого работника. Такого рода задача вряд ли может быть решена в «гостинцах-заводах», где высокий масштаб производства, призванный обеспечить «объёмы», будет выступать в виде весьма значительного препятствия к персонификации рабочего места.
В наибольшей степени  условия для клиентонаправленности  и персонификации гостиничного бизнеса объективно существует в малых отелях, где обеспечивается предоставление для клиента базовых услуг (проживание, питание) на уровне отелей высшей категории, при сокращённом перечне некоторых дополнительных, в связи, с чем эта категория попадает в ценовую нишу «3-4 звезды», не конкурируя с типичными отелями среднего ценового сегмента.
Камерность атмосферы  малого высококлассного отеля, в  некоторой степени моделирующая, но не возводящая в культ домашнюю обстановку, является основой для стратегического дистанцирования бизнеса малого отеля, как от высшего, так и среднего ценовых сегментов и образования своей собственной ниши, которая в России пока еще практически не заполнена при наличии значительного спроса на подобный гостиничный продукт.
По-видимому, развитие этой перспективной формы гостиничного бизнеса, несмотря на очевидные стратегические выводы, сдерживается именно необходимостью индивидуализации всех аспектов деятельности отеля, включая маркетинг, финансы, операционное управление и управление персоналом.
Тем не менее, к настоящему времени уже накоплен достаточный отечественный опыт создания малых высококлассных отелей и управления ими. Однако, этот опыт не может быть достаточно легко тиражирован, поскольку он представляет собой, как правило, набор частных решений, базирующихся на неких общих принципах организации малого отельного бизнеса.
Цель работы – рассмотреть  проблемы развития Смарт Отелей (малых отелей), характеризовать обслуживание в них и на основе предложенных путей решения проблем выявить перспективы их развития.
Актуальность  данной работы обуславливается необходимостью поиска лучших управленческих решений, совершенствования управления в сфере обслуживания. Рассмотрение факторов, влияющих на качество гостиничных услуг, направлено на повышение уровня обслуживания и эффективности производства гостиничных услуг. Развитие рыночных отношений формирует появление новых задач, что вызывает необходимость совершенствования управления. Важно понимание руководителей отелей необходимости постоянно улучшать управление качеством обслуживания, уделять внимание его расширению, реконструкции помещений, внедрению новейших технологий.         
Совершенно очевидно, что данная отрасль заслуживает более пристального внимания со стороны властей, но, хотя малые отели в последнее время становятся объектом различных маркетинговых исследований, многие проблемы этой категории гостиничной индустрии остаются нерешёнными. Это создает ситуацию, отнюдь не способствующую развитию и процветанию отрасли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Международный характер современного туристского рынка.
 
       Туризм в конце XX – начале XXI вв. стал полностью международным и интернациональным, чему способствовали два взаимообусловленных фактора: с одной стороны, чтобы получить большую выгоду, увеличить доходность туристского предприятия, фирмы расширяют географию путешествий по всему миру; но с другой стороны, чтобы быть рентабельным, туристский бизнес должен инвестироваться на международном уровне.
      Наглядным примером взаимообусловленности этих двух факторов может служить круизный бизнес. Круизы совершаются по морям и океанам, т. е. между странами, являясь, по сути, международными поездками. География круизных туров постоянно расширяется (Аляска, Филиппины, Малайзия, районы Тихого океана и т. д.). Но в то же время, чтобы преуспеть в этом виде бизнеса, компания должна твёрдо стоять на международной арене туристского рынка и иметь развитую материальную базу в различных странах и регионах. Например, крупные круизные туроператоры
«P & O» и «Роял  Кариббеан» являются именно такими компаниями («Роял Кариббеан» даже владеет одним из островов в Карибском море, используя его для круизных остановок).
     Такие же примеры можно привести и сфере гостиничных корпораций, и в агентско-операторском бизнесе: «Холидей Инн», «Нур-туристик» и т. д.
Регионально туризм развивается неравномерно, и чаще всего выделяются следующие туристские регионы: Европа, Америка, Восточная Азия и район Тихого океана, Африка, Ближний Восток, Южная Азия. Нельзя дать четкий ответ о непропорциональности разделения мира на регионы; неравные территории данных районов не позволяют проводить сравнительную характеристику, так как просто невозможно сопоставить по ресурсам и развитию столь разные части света. Сравнить можно только развитие туристского движения. Например, в последние десять лет прирост туристских прибылей и рост туризма неизменно и с большим успехом показывают регионы Ближнего Востока и Южной Азии. При своей сравнительно небольшой территории у них довольно серьёзные объёмы туристского обслуживания, что вызывает немалый интерес специалистов по туризму, маркетологов и предпринимателей.
    Исторически сложилось так, что туристская индустрия зародилась в Европе, которая и сегодня является одним из наиболее посещаемых регионов. Кроме исторических предпосылок этому способствует также и то, что социально-экономические условия развития Европы намного лучше, чем в странах других регионов. Кроме того, надо помнить, что массовое развитие туризма возможно только тогда, когда общество достигает определенного уровня социально-экономического развития техники и технологий, так и уровня жизни населения.
    В настоящее время другие туристские регионы развиваются тоже достаточно активно и показывают высокие темпы увеличения туристского потока.
    Согласно статистическим данным Всемирной туристской организации на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный рост объёмов международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3-4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы.
    В целом развитие и рост туризма в мире в конце XX и начале XXI вв. можно признать устойчивым.
  В последние годы наблюдается интенсивный рост туризма в таких регионах, как Африка, Ближний Восток, Восточная Азия и Тихоокеанский регион, при довольно низких темпах прироста в Европе, но при этом ей все же удаётся сохранять за собой первенство по количеству посетителей .
  Такая тенденция развития туризма создает объективные условия для так называемой межрегиональной конкуренции, которая с каждым годом становится всё заметнее: появляются новые курорты с завышенными стандартами обслуживания, что заставляет старые туристские регионы совершенствовать и свое качество обслуживания, а также искать новые качественные пути конкурентной борьбы. Таким образом, появляются новые курорты, а стандарты обслуживания постоянно повышаются.
    В целях привлечения дополнительных туристских потоков каждый туристский регион старается создать для туристов наилучшие условия отдыха и путешествий, чтобы туристы чувствовали себя, «как дома». Немаловажную роль здесь играет доступность информации о туристском продукте как в различных средствах масс-медиа, так непосредственно и в местах отдыха и путешествий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Современные тенденции развития индустрии гостеприимства.
 
     Прежде чем подойти к рассмотрению тенденций развития гостиничной индустрии и перейти к основной теме данной работы, необходимо всё-таки чётко определить, что же означает термин «предприятие гостеприимства».          Итак, гостиничное предприятие – это база любого туристского продукта. Размещение всегда входит в пакет услуг, какими бы ни были путешествие или отдых. Так уж устроен человек, что раз в сутки он должен отдыхать, должен иметь ночлег в месте пребывания. Эти основные услуги и оказывают гостиничные предприятия разного типа и уровня обслуживания. Поэтому наличие гостиничных предприятий в том или ином регионе, туристском центре значительно влияет на возможности приёма туристов. Кроме того, уровень и стандарты гостиничного обслуживания в значительной степени оказывают влияние на стандарты обслуживания туристов в целом.
     Есть и другое определение гостиницы, более простое для восприятия: гостиница – это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) являются в равной степени услуги размещения и питания.
     К основным тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, оформившимся достаточно чётко только в последние десятилетия можно отнести следующие:
    углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;
    образование международных гостиничных и ресторанных путей;
    развитие сети малых предприятий;
    внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.
    В последнее время наряду с традиционными отелями и ресторанами стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором услуг и блюд, ориентированные на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка.
    Углубление специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важной тенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания. Как и многие другие тенденции, образование гостиничных цепей получило свое развитие в США.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Зарубежный опыт развития гостиничной индустрии.
 
3. 1. Управление гостиничным комплексом в странах Западной Европы.
Гостиничный бизнес в  Западной Европе имеет развитые традиции. С давних времен данный регион с  его многочисленными памятниками культуры представлял интерес для путешественников. Современная система управления гостиничным комплексом является своего рода моделью, образцом для начинающих отельеров и для тех, кто находится в начале пути развития собственного гостиничного бизнеса.
В современной Европе практически не осталось гостиниц, находящихся в государственной  или муниципальной собственности. Чаще всего владельцами гостиниц являются частные лица, которые либо сами занимаются управлением, либо передают свой бизнес в доверительное управление.
Линейная система управления гостиничным комплексом — наиболее старая система, которая присутствует в истории развития гостиничной  индустрии каждого государства. Она сложилась в период развития туризма в Европе и сохранила  черты и традиции тех времен.
Как правило, отели, управляемые по данной системе, имеют небольшую вместимость — не более 50 номеров и небольшую площадь — 300—400 кв. м. Они расположены в непопулярных местах с небольшой посещаемостью туристов или там, где ввиду ограниченности территории и специфичности местности трудно организовать строительство современного отеля (например, гостиничные домики в заповедниках).
Чаще всего управление отелями данного типа — семейный бизнес, передаваемый из поколения в поколение и приносящий небольшой стабильный доход. В таком отеле работает не более 10—15 человек.
Эти отели привлекательны для особых клиентов — для тех, кто хочет отвлечься от суеты  и многолюдности города и за небольшие  деньги почувствовать теплоту домашнего  уюта. Однако здесь отсутствуют современные системы обслуживания туристов, разветвленная инфраструктура развлечений. Современные глобальные туристские организации ценят подобного рода отели за их самобытность и, сотрудничая с ними, не пытаются проводить модернизацию.
Полносервисная система управления гостиничным комплексом, которая успешно развивается в современных условиях, предоставляет туристам полный комплекс туристских услуг. Здесь клиент может не только комфортно отдохнуть, но и получить полноценное, разнообразное питание, организовать культурный отдых, воспользоваться оздоравливающими процедурами и т.п. Именно в такого рода отелях впервые появились ныне самые распространенные системы — модули для резервирования. Службы «ресепшн» (обслуживание туристов) и «billing» (приема заказов) давно уже стали привычными в работе современных отелей.
Основные характеристики данной системы организации гостиничного бизнеса:
- масштабность — отели  строятся для размещения большого  числа туристов (не менее 200);
- расположение в местах  высокой посещаемости туристами — благоприятных природно-климатических зонах и городах, насыщенных памятниками истории и культуры;
- разветвленная инфраструктура  обслуживания — наличие развитой  транспортной системы, торговой  системы, обеспеченность гостиницами;
- многочисленный персонал;
- весь комплекс туристских услуг;
- соответствие современным стандартам  обслуживания туристов.
Данная система, достаточно гибкая и приспособленная для модернизации, является базовой для процесса интеграции в более масштабную систему туристского обслуживания (отели привлекательны в инвестиционном плане для мировых лидеров туристского бизнеса, и многие из них подвергаются процедурам объединения и франчайзинга).1
Один из вариантов реорганизации  данной системы гостиничного бизнеса  — система «организуй—продавай—управляй». Её появление обусловлено необходимостью отелей выживать в условиях жёсткой конкуренции, когда не хватает средств для модернизации и развития. В такой ситуации функционирующий отель продаётся новому хозяину с правом управления прежними владельцами. В результате отель получает необходимые для развития инвестиции, а управляет им тот, кто лучше всех знает специфику, проблемы и в то же время заинтересован в его модернизации. Через такого рода процедуру прошли многие отели Западной Европы, и сегодня они являются лидерами мирового гостиничного бизнеса.
В корпорации «Мариотт» удачно применяют схему «берем кредит—строим отель—продаём отель инвестору—заключаем долгосрочный контракт на управление отелем». В 1973 г. корпорация «Мариотт Корпорэйшн» подписала первый контракт на управление, а с 1978 г. методично распродавала свои отели, ориентируясь исключительно на их управление. Сейчас «Мариотт» владеет лишь одним отелем из каждой сотни, входящей в корпорацию. В 1980 г. началась работа над новой концепцией развития гостиничного комплекса Courtyard by Marriott, которая уже через 2 года перевернула представления о том, какими должны быть экономичные отели для бизнес-путешественников.
3.2 Системы градации.
Развитие полносервисной системы организации гостиничного комплекса спровоцировало появление системы градации отелей, предназначенной для идентификации качества обслуживания туристов. Организации, регламентирующие деятельность гостиниц, присваивают категорию гостиницам, гостевым и фермерским домикам, тщательно проинспектировав их качество, которое подтверждается в ходе ежегодных проверок.  Отели, получившие высокую оценку, гарантируют высокое качество обслуживания, современный дизайн. Например, Совет по туризму Уэллса использует следующую систему градации:      
    исключительные условия проживания;
    превосходные условия проживания;
3. очень хорошие условия проживания;
4. хорошие условия проживания, соответствующие хорошему качеству.
 При этом фермы предлагают гостевые дома или проживание типа. В&В (Bed & Breakfast) — «ночлег и завтрак».
Приведённая система градации используется в современной системе организации гостиничного комплекса. Для нее характерны:
- масштабность — возможность  одновременно обслуживать большое  число туристов;
- разветвлённость — включает целые туристские комплексы, иногда распространяется на территории разных стран;
- наличие полного комплекса  туристских услуг;
- универсальность —  гостиницы приспособлены под  требования туристов с разным  уровнем платежеспособности и  разной целевой ориентацией путешествия;
- гибкость — структура  управления легко поддается изменению  и модернизации;
- соответствие требованиям  рынка — оборудование и уровень  обслуживания соответствуют европейским  стандартам качества обслуживания  туристов, подтверждены сертификатами и другими документами;
- использование современных  технологий обслуживания, которые  позволяют контролировать и оптимизировать  большинство гостиничных операций, тем самым повышая и качество  обслуживания, и рентабельность  гостиницы.
Структура управления в западноевропейских отелях стандартная:
- general administrator или director — является юридическим представителем  отеля, осуществляет контроль  за работой персонала, занимается  стратегическим планированием, заключает  договоры о сотрудничестве с туристскими посредниками, осуществляет прием персонала на работу и др.;
- администратор —  второе лицо в отеле: координирует  деятельность персонала, представляет отчёты о работе персонала, исполняет обязанности general administrator в его отсутствие, занимается организацией корпоративных праздников и мероприятий, руководит другими службами отеля;
- accounter (экономист) —  занимается оформлением финансово-экономических  операций и представляет отчёты в контролирующие органы;
- менеджеры — возглавляют управление среднего уровня разных направлений, например службу по управлению персоналом, службу маркетинга, службу культурно-развлекательного обслуживания, техническую службу, ресторан (служба гостиничного питания) и т.п.;
- исполнители — те, кто непосредственно занимается обслуживанием туристов (швейцары, портье, горничные, аниматоры, метрдотели, повара, официанты и т.п.).
В связи с развитием  индустрии туризма и выявлением новых потребностей клиентов стали  появляться новые туристские профессии  — менеджер по работе с VIP-клиентами, специалист по национальной культуре и др.
Кадровой работе в  отелях Западной Европы уделяется особое внимание. Это проявляется в процедуре  отбора и обучения кадров. Развитая система наставничества и различные  обучающие программы позволяют новичку быстро адаптироваться к новым для него условиям и получить необходимые знания и навыки. Программа Pathways to Independence предоставляет возможность работникам низкой квалификации бесплатно обучаться для перехода на должности с почасовой оплатой.
Руководство отелей осознаёт важность человеческого ресурса и не жалеет средств для привлечения высококвалифицированных кадров. Основными критериями при определении кандидата на вакантную должность являются его опыт, профессиональные знания и рекомендации.
В виду развитости туризма требования к персоналу постоянно ужесточаются. Например, во многих отелях условием работы в отеле является знание не менее трёх языков, умение оказывать первую медицинскую помощь, коммуникабельность. В то же время некорректное отношение к клиентам, грубость и безразличие наказываются лишением материального вознаграждения и даже увольнением.
Помимо стабильной оплаты труда с целью мотивации используются различные надбавки или бонусы, приуроченные к Дню туриста, Дню отеля, дню  рождения президента отеля, отмечающие особые заслуги персонала и др.
В отелях стараются стимулировать работников. Например, приехавшим из других городов и стран предоставляются места проживания, создаются условия для развития карьеры, оплачивается дополнительная (по системе добровольного медицинского страхования) медицинская страховка, даётся скидка на получение туристских услуг и др.
Работать в отеле  сегодня престижно, о чём и говорит тот факт, что специальности «менеджер по туризму» и «гостиничный администратор» становятся все более популярными среди абитуриентов во всех странах.
Угроза терроризма внесла свои коррективы в организацию работы отелей: усилены общие меры безопасности, установлено новое специальное  оборудование (например, видеокамеры), обязательным подразделением отеля стала служба безопасности.
Стратегический менеджмент современных отелей существенно  изменился: теперь он во многом ориентируется  на интересы и запросы бизнес-клиентов (которые составляют примерно 60 % общего числа гостей), тем более что они, как правило, оказываются одновременно и наиболее требовательными, и платёжеспособными. Бизнес-гость не только нуждается в услугах, связанных с высокими технологиями, таких, как доступ к Интернету, но и полагает, что обслуживание в отеле (от бронирования номера до процедуры check out) будет происходить чётко и быстро.
По мнению специалистов, более половины средств от оборота  отелей будут составлять доходы, полученные от приёма бизнесменов, причем средняя стоимость номера в гостинице по будням окажется выше, чем в выходные дни.
Основным показателем  принадлежности отеля к бизнес-классу является наличие конференц-залов  и специально оборудованных помещений  для ведения переговоров. Примером может служить опыт Финляндии, где  бизнес-туризм наиболее развит (например, хельсинкская гостиница «Гесперия» располагает 11 конференц-залами).
Максимальный спрос  на номера в бизнес-отелях приходится на сроки проведения международных  выставок, конгрессов, крупных спортивных мероприятий. В остальное время  в целях привлечения гостей бизнес-класса каждый отель должен разрабатывать и продвигать специальные программы, в которые входят проживание, аренда конференц-залов, кофе-брейки и прочие сопутствующие деловому туру мероприятия.
Благодаря стабилизации политической и экономической обстановки в России отечественные отели стали объектом внимания западно-европейских инвесторов, что открывает перспективы для привлечения инвестиций в развитие российских отелей. Кроме того, на туристском рынке появляется все больше российских клиентов и многие отели в Западной Европе, формируя пакет предоставляемых услуг, учитывают особенности российского туриста и соответствующим образом модернизируют систему управления гостиничным комплексом.
 
 
3.3.Управление гостиничным комплексом в странах Восточной Европы.
Исторически в Восточной  Европе сложилась традиционная модель управления гостиницами. Владельцем гостиницы, как правило, был представитель  высокого сословия или состоятельный  мещанин. Каждый отель ориентировался на ту или иную группу туристов, однако приоритет отдавался строительству гостиниц для высокопоставленных особ, дворян, что повлияло на число роскошных особняков, возведенных в городах Восточной Европы. Несмотря на то, что прошло много десятилетий, эти здания по-прежнему поражают своей красотой и архитектурным совершенством.
Однако события последних  лет негативно сказались на экономическом  положении некоторых восточноевропейских  стран и, конечно, на состоянии гостиничного комплекса, например военные действия в Югославии привели к разрушению старейших отелей, славившихся своими убранством и традициями.
Развитие восточноевропейского гостиничного комплекса происходило  под воздействием следующих факторов:
- принадлежности к тому или иному политическому лагерю — страны, поддерживавшие политику СССР, соответственно перенимали советские традиции управления гостиницами, страны западной ориентации копировали модели управления гостиницами США и Великобритании;
- стабильности политической  обстановки — страны, не подвергавшиеся  массированному политическому воздействию, имели больше шансов для развития гостиничного бизнеса, чем те, которые подверглись политической агрессии;
- уровня экономического  развития и экономического роста  — эти факторы являются важнейшими  для развития любого бизнеса  в любой стране;
- традиций, моделей управления  гостиничным комплексом, которые  сложились со времени возникновения услуги размещения на данной территории;
- культуры народов,  населяющих государства Восточной  Европы;
- географического положения,  которое формирует предпосылки для развития данной отрасли вообще. Находясь между Западом и Россией, Восточная Европа впитывает в себя черты управления обеих сторон.
Стандартная модель управления гостиницами в данном регионе  характеризуется следующими чертами:
- преобладанием частной формы собственности на объект управления — гостиницу или гостиничный комплекс;
- ориентацией не на  природно-климатические и географические  преимущества территории, а на  культурно-исторические достопримечательности;
- индивидуальным подходом  к каждому туристу;
- традиционностью используемых  методов управления;
- сочетанием высоких  технологий обслуживания и самобытности  гостиниц.
Можно сказать, что управление гостиничным комплексом в странах  Восточной Европы находится в  стадии развития и характеризуется неопределённостью черт новой модели управления.
Процесс поиска клиентов для гостиниц осуществляется по традиционной схеме: гостиница заключает договоры с турфирмами, зарекомендовавшими себя на туристском рынке, заявляет о числе  мест в гостинице и условиях проживания и ждет поступления заказов.
Одним из перспективных направлений развития гостиничного комплекса стран Восточной Европы является активное использование франчайзинга.
Франчайзинг для гостиничного комплекса — это не только способ конкурировать на рынке гостиничных  услуг, но и возможность привлечения инвестиций для развития.
На институциональном  уровне систему франчайзинга представляет и Европейская федерация франчайзинга — некоммерческая международная  ассоциация, основанная в 1972 г., которая:
    содействует развитию франчайзинга в Европе;
    представляет интересы франчайзинга в международных организациях (Европейской комиссии, Европейском парламенте и т.д.);
    представляет и продвигает европейский франчайзинг и его членов на международной арене;
    осуществляет обмен информацией и документацией между национальными ассоциациями франчайзинга стран Европы и других континентов.
Несмотря на очевидные  преимущества, рынок франчайзинга в  странах Центральной и Восточной  Европы пока ограничен. Как важная составляющая прямых иностранных инвестиций франчайзинг ещё недостаточно понятен местным и центральным властям, также как и местному деловому миру. Отсутствует адекватная законодательная основа развития франчайзинга, нет его чёткого юридического определения (кроме Румынии, где действует специальный закон). Коммерческое и налоговое законодательства, затрагивающие аспекты франчайзинга, допускают разночтения, налоговые инструкции крайне усложнены, постоянно меняются.
Иностранным франчайзерам трудно найти местных бизнесменов, обладающих достаточным капиталом, чтобы погасить франчайзинговую плату, финансировать начальные инвестиции, и одновременно необходимыми знаниями для ведения подобного бизнеса.
Ещё один отрицательный момент — ограниченный доступ к кредитам. Банковская и кредитная системы стран переходного периода не спешили принять концепцию франчайзинга, что осложнило процесс получения кредитов. В ряде стран (Румынии, Чешской Республике) процентные ставки высоки (более 15%).
Кроме того, высока степень  риска из-за политических и макроэкономических проблем. Существует и ряд других барьеров:
- недостаток статистических  данных, информации относительно  деловых возможностей. В управлении  гостиничным комплексом практически  не используются международные  информационные системы, в том числе Интернет, поиск информации об услугах гостиниц и её распространение ограничены. Как результат — небольшой поток туристов, искаженная информация о качестве предоставляемых услуг;
- сложные отношения  с местной администрацией и  другими органами власти, которые  основаны на взаимном непонимании. Отсутствие опыта франчайзинга, а также инициативность, например, американских компаний, желающих установить подобного рода отношения, вселяют в местные власти опасение по поводу засилья американского бизнеса;
- медленное внедрение  западного опыта и методов работы в экономику переходного периода из-за отсутствия практического и теоретического ознакомления управляющих гостиниц и местных властей с условиями франчайзинга и успешностью его применения в других странах;
- лингвистические барьеры, обусловленные  тем, что в странах Восточной  Европы население разговаривает  на различных языках и диалектах, что создаёт затруднения при оформлении договоров франчайзинга, сопровождении туристов и обучении персонала отелей.
Несмотря на наличие факторов, замедляющих процесс франчайзинга, в Восточной Европе на рынке франчайзинга регистрируется сильная конкуренция между американскими и западноевропейскими франчайзерами. Иностранных инвесторов привлекают квалифицированная рабочая сила, относительно низкие затраты на рекламу и заработную плату, разумные цены на недвижимость и рост рыночного спроса.
Объединение гостиниц в корпорации и гостиничные сети вызвано необходимостью выживания в условиях жёсткой конкуренции. Владельцы отелей в Восточной Европе, высоко оценивая прибыльность данного бизнеса и перспективы его развития, столкнулись с проблемой нехватки финансовых средств для модернизации своих отелей и строительства новых. Объединение гостиниц в гостиничные комплексы на долевом участии их собственников позволит аккумулировать финансовые средства для развития бизнеса, уменьшит риск потери капитала, позволит сэкономить на управленческих и кадровых ресурсах.
Использование современных технологий позволяет сочетать высокий уровень  технологичности оборудования отеля с его традиционным оформлением и сохранением культурных атрибутов. Более того, появление в гостиницах новых, пользующихся успехом на Западе развлекательных и спортивных комплексов даёт надежду на увеличение притока туристов.
Использование ресурсов Интернета — составляющая успешности современного гостиничного бизнеса. В настоящее время далеко не каждый отель в странах Восточной Европы имеет свой сайт в Интернете. Создание собственного сайта — это предоставление новой услуги не только потенциальным гостям, но и потенциальным партнёрам, услуги виртуальной демонстрации возможностей предприятия. Наличие грамотно построенного сайта улучшит взаимодействие отеля с турагентствами, так как указанные на сайте цены, предназначенные для частных клиентов, выше тех, которые отель предлагает турагентствам. Таким образом, потенциальный клиент, посмотрев сайт, увидит либо цену, которую ему предложило турагентство, либо более высокую, т.е. поймёт, что он выигрывает, заказывая номер через турагентство.
Помимо этого, весьма перспективна организация на сайте Интернет-резервирования номеров или онлайнового бронирования. Сегодня число прямых резервирований (т.е. таких, когда турист вышел непосредственно на сайт отеля, а не воспользовался для этого каким-либо известным порталом) пока невелико (например, 20 клиентов в месяц в крупном отеле). Но услуга становится всё более популярной. Онлайновое бронирование пользуется большой популярностью среди иностранцев, планирующих посещение стран Восточной Европы, так как на Западе эта услуга стала привычной, в то время как россияне относятся к таким услугам с большой степенью осторожности.
Организация питания туристов (рестораны) — преимущество отелей Восточной Европы. Как правило, профессиональное мастерство и квалификация персонала соответствуют ресторану высшей категории. Высокое качество блюд достигается за счёт специализации выполнения производственных процессов и разнообразия, а быстрота обслуживания — за счёт чёткого составления меню (например, комплексного меню, меню шведского стола или европейских завтраков), рассчитанного на обслуживание туристов.
Эстетическому оформлению зала ресторана  в Восточной Европе уделяют особое внимание, поскольку, как известно, атмосфера, создаваемая рестораном, оказывает немедленное воздействие на посетителей. Интерьер, мебель, сервировка стола создают уют, спокойствие. Рестораны в гостиницах Восточной Европы оформляются особенно изящно, зачастую в национальных традициях — с использованием предметов старины, атрибутов национальной культуры и т.п.
Подбор персонала также имеет определённые особенности. Строгая процедура подбора персонала обеспечивает высокий уровень его соответствия заявленным требованиям. В первую очередь это относится к официантам, барменам, метрдотелям. Процесс обучения персонала обязательно включает наставничество, когда профессионалы, знатоки традиций обучают молодых специалистов. В то же время в обучении персонала восточноевропейских отелей отсутствует элемент воспитания инициативы, характерной для современного подхода к обслуживанию.
4. Организация и специфика деятельности малых отелей
(Смарт Отелей).
 
      Предпосылки появления и развития малых отелей и их особенности.
Smart-умный, смышлённый.2
Смарт Отель — это компактный гостиничный комплекс, оборудованный по последнему слову техники, предоставляющий гостям проживание в номерах повышенной комфортности.3 Однако, Смарт Отель практикует комплексный подход к гостиничному сервису, который выражается в широком ассортименте дополнительных предложений, повышающих удобство пребывания в любом городе. Собственный конференц-зал, сауна, автостоянка, услуги по стирке и химчистке одежды, размещение домашних животных — подобный набор приоритетов безусловно повышает конкурентоспособность отеля и влияет на окончательный выбор клиента.
Количественный рост гостиничных цепей, их слияние и объединение создают ошибочное мнение о снижении многообразия предложения и отдыха. Однако на практике наблюдается обратная тенденция: распространение цепей (из-за некоторой обезличенности, стандартизированности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что и готовит почву для развития малых независимых отелей, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно такие отели специалисты считали прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные, построенные в сельском стиле и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана ( предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малого отеля является основным инструментом рыночной политики.
    Как показывает практика, малые отели в своем большинстве – это независимые отели, находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления и использовании чужого знака обслуживания не влечёт за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
     За последние несколько лет малые отели стали лидером специализированных программ и маркетинговых исследований. Что же это за категория отелей и с чем связана их популярность? На сегодняшний день не существует строго определённых международных или национальных норм, классифицирующих средства размещения по их объему. На практике принято деление отелей на четыре большие категории:
-малые отели(до 150 номеров);
- средние (от 151 до 300 номеров);
- крупные (от 301 до 600 номеров);
- отели-гиганты (свыше 600 номеров).
     Надо заметить, что в зависимости от страны цифры в скобках могут существенно различаться. Европа с её тесными границами и скромными размерами являет разительный контраст с гигантоманией США, где никого не удивят отели на несколько тысяч номеров, теснящиеся на побережье Майами, во Флориде или в Лас-Вегасе.
    Европейский малый отель имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как его американский аналог на 150 номеров тоже считается совсем небольшим заведением.
    В этом отношении Россия находится ближе к Европе, хотя и наша страна переболела гигантоманией в ярко выраженной форме. Сейчас в России малым считается отель вместимостью от 10 до 100 номеров. В общей массе функционирующих на сегодняшний день отелей малые занимают очень скромное место: в Москве на их долю приходится чуть более 4%. Массовый туризм, диктовавший правила игры в сфере гостинично-туристских услуг, оставил множество «родимых пятен», и однотипность гостиничного продукта – одно из них.
  Но интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса проявляется не только в России. Определяется он изменениями в поведении основных потребителей гостиничных услуг, которыми, как известно, являются туристы. Малые отели легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома»4, что не исключает привнесения в быт гостей национального колорита. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в том числе и в России. Таким образом, появление малых отелей – ответ на возникший у туристов спрос на малые формы и домашний уют.
   В Москве о малых отелях заговорили в начале 90-х годов. В это время на столичный рынок вышли такие отели как «Паллада» и «Вешняки», на 24 и 19 номеров соответственно.
    Основные клиенты  малых отелей – бизнесмены среднего класса, пребывание которых в Москве не требует обстановки престижных международных цепей. Как правило, эти клиенты нуждаются в умеренном комфорте, хорошей еде, чистоте и безопасности, и все это они находят в малых отелях. К этому добавляются приемлемые цены и особая обстановка уюта, которую трудно создать в гостиничных гигантах. Малые отели имеют еще одно преимущество перед крупными отелями: они максимально приближают туристов к объектам показа, поскольку их легче внедрить в историческую среду города.
      Однако, имея небольшую вместимость, отели, соответственно, имеет невысокие объёмы продаж. Кроме того, в структуре оборота такого отеля существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объёме закупок ему трудно добиваться оптимальных цен на моющие средства, на услуги прачечной и т.д.
      Большие трудности возникают у малых отелей в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным. Таким образом, малому отелю трудно увеличивать эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны под давлением конкуренции он не может увеличивать цену на проживание. Для сокращения переменных расходов малый отель имеет только один путь – объединение с себе подобными с тем, чтобы осуществлять оптовые закупки по приемлемым ценам, проводить совместные рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета.
     Другой способ решения проблем малых отелей – это, как ни странно, увеличение их вместимости. Оптимальным количеством номеров для московского отеля будет, пожалуй, верхняя граница, устанавливаемая для данных средств размещения, то есть примерно 80-90 номеров.Таким образом, сегмент рынка малых отелей не очень устойчив, несмотря на то, что определённая часть турпотока предпочитает его всем остальным. В таких условиях развитие малых форм предпринимательства, к которым смело можно отнести малые отели, требует направленной поддержки со стороны органов центрального или местного управления.
4. 2. Малые отели: обзор основных факторов развития.
Современный туризм, а  он немыслим без развитого гостиничного хозяйства, является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтедобывающей и перерабатывающими отраслями экономико-хозяйственного комплекса. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Таким образом, ставка на развитие туризма, а вместе с ним и предприятий гостиничной сферы, выгодна любому региону страны.
Отель — это предприятие, созданное для предоставления широким слоям населения основных (предоставление во временное пользование номерного фонда), дополнительных платных (услуги предприятий питания, проката, лечебной диагностики и т. п.) и бесплатных (вызов врача скорой помощи, предоставление кипятка, ниток, иголок и т. п.) услуг в соответствии с действующим законодательством5. Таким образом, гостиничное предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, поставляющий свой продукт (услуги) рынку услуг на основе свободно складывающегося спроса на эти услуги со стороны их потребителей (пользователей).
Основная услуга, или  услуга размещения, рассматривается  в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается гостиничной клиентурой посредством обменных сделок, не подразумевающих владение, а только доступ к нему и его использование в определённое время и в определённом месте.
Каждый отель содержит комплекс, систему помещений и служб, которые обеспечивают приём и размещение клиентуры (а туристов особенно), их питание, организацию досуга и бытовое обслуживание. Поэтому, говоря об отеле, мы чаще всего имеем в виду, что речь идет о комплексе, в состав которого входят жилые и служебные помещения, системы инженерного обеспечения, а также территория, прилегающая к зданиям и сооружениям. Все строения комплекса организуются таким образом, чтобы легче было обслуживать клиентуру (потребителей услуг), предоставлять им разнообразные услуги высокого качества. Достичь этого невозможно без обученного и всесторонне подготовленного обслуживающего персонала, подобранного согласно нормативам, разработанным отелем.
Согласно действующему гражданскому законодательству гостиничное предприятие признаётся юридическим лицом только после государственной регистрации в установленном порядке и должно обладать определенными присущими ему признаками, без которых оно не может не только быть признано юридическим лицом, но и заниматься производственной деятельностью, а именно:
- иметь в своей собственности,  хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество;
- отвечать своим имуществом  по обязательствам, которые возникают  у предприятия во взаимоотношениях  с кредиторами, в том числе  и при неисполнении обязательств перед бюджетом;
- выступать в производственно-хозяйственной  деятельности в процессе оказания  гостиничных услуг от своего  имени, т. е. заключать все  виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями гостиничного продукта, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и т. п.), с гражданами и иными юридическими и физическими лицами;
- быть истцом, предъявлять  виновной стороне иски, а также  быть ответчиком в суде (арбитражном суде) при невыполнении обязательств в соответствии с действующим законодательством и договорами;
- иметь самостоятельный  баланс или смету, правильно вести учёт затрат на производство и реализацию услуг, своевременно предоставлять государственным органам отчетность;
- иметь своё наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Согласно ГК РФ с 1 января 1995 года могут создаваться (образовываться) юридические лица как коммерческие организации только в следующих  организационно-правовых формах:
- государственные предприятия;
- муниципальные унитарные  предприятия;
- индивидуальные (семейные) частные предприятия;
- производственные кооперативы;
- полные товарищества;
- смешанные товарищества;
- товарищества с ограниченной  ответственностью;
- акционерные общества  открытого (закрытого) типа.
Хотя малые отели являются предметом многочисленных исследований, их статус до сих пор остаётся неопределённым. Во-первых, нет единого мнения по поводу того, что такое малый отель, во-вторых, по материально-техническому обеспечению, номенклатуре услуг и качеству обслуживания малый отель очень часто не "вписывается" в классификацию отелей. Например, малый отель на 15 номеров в отдельно стоящем небольшом здании, даже полностью удовлетворяя всем требованиям для отеля уровня четырёх звезд по техническому оснащению и комфорту, никогда не будет официально классифицирован на четыре звезды, если в нём нет парикмахерской, бизнес-центра и зала для культурных мероприятий (которые вряд ли нужны его 15 клиентам). А отели, расположенные на одном этаже в многоэтажном здании вообще не предусмотрены Государственным стандартом, поскольку одним из обязательных требований по техническому оборудованию отеля является наличие гостевого лифта.
Интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса проявляется не только в России
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.