ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Интеграционные процессы в экономике стран бывшего СССР |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 03.05.2013.
Год: 2012.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
ГФ УО ФПБ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«МИТСО»
Факультет экономики и права
Самостоятельная
Управляемая Работа Студента
по дисциплине
«Национальная экономика Беларуси»
на тему:
«Интеграционные процессы в экономике
стран бывшего СССР»
Выполнила:
студентка
гр. 1074
Соколова
А.О.
Проверила:
Сергеенко
В.П.
Гомель
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Союзное государство Беларуси и России………………………………...5
Евразийское экономическое сообщество (Беларусия, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан)………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….10
Список
использованных источников………………………………………...12
Введение
В
течение пятнадцати последних лет
различные аспекты экономической
эволюции СНГ обсуждались на страницах
печати. Естественно, что мнения ученых,
работающих в данной области, имеют
существенные расхождения. Одна из причин
состоит в том, что научных
исследований по этому вопросу явно
недостаточно, и экономика СНГ
как самостоятельная дисциплина
только формируется. К тому же данная
проблема излишне политизирована.
Так,
сторонники восстановления СССР негативно
оценивают итоги деятельности Содружества
в связи с его, на их взгляд, аморфностью
и недостаточной интегрирующей
ролью, отсутствием реальных надгосударственных
институтов. Многие западные ученые и
политики, напротив, считают, что СНГ
восстанавливает "империю", угрожает
независимости новых суверенных
государств и делает невозможным
их вступление в Евросоюз. Эти крайние
позиции сходятся, поскольку их сторонники
не видят объективной необходимости
и возможности сотрудничества России
с другими независимыми государствами
постсоветского региона, не предполагающей
их обязательное объединение в "экономический
союз" и не исключающей участие
стран СНГ в других межгосударственных
объединениях.
Но
при образовании какого-либо международного
союза на первый план выдвигается, прежде
всего, взаимная экономическая выгода
каждого его участника. А поодиночке
странам СНГ очень сложно выдерживать
конкуренцию с ведущими мировыми
финансовыми центрами и региональными
объединениями.
Основой
интеграционного процесса являются
совпадение интересов и выгоды многостороннего
сотрудничества государств-участников.
Интеграция тем эффективнее, чем
выше уровни социально-экономического
развития государств и чем ближе
этническо - религиозные и социокультурные
менталитеты народов объединяющихся стран.
Эффективная экономическая интеграция
имеет следствием:
ускорение темпов взаимной
торговли, экономического роста и сокращение
трансакционных издержек;
повышение конкурентоспособности
товаров, фирм и национальных экономик,
рост инновационного потенциала в результате
усиления конкуренции на внутренних рынках
государств;
увеличение притока иностранных
инвестиций, как из стран-участниц интеграционного
объединения, так и из третьих стран;
сглаживание межстрановых
различий в уровне и качестве жизни населения.
В
мировой практике сложились следующие
формы региональной интеграции государств:
зона свободной торговли, в
рамках которой устанавливается свободный
от торговых ограничений режим торговли
товарами между странами-участницами;
при этом каждая страна имеет собственный
таможенный тариф в отношении третьих
стран;
таможенный союз: наряду с
функционированием зоны свободной торговли
устанавливается единый таможенный тариф
и проводится общая внешнеторговая политика
в отношении третьих стран;
общий рынок: таможенный союз
дополняется согласованной экономической
и научно-технической политикой; для координации
экономической политики создаются межгосударственные
или наднациональные институты, которым
передается часть национального суверенитета
государств;
единый внутренний рынок: обеспечивается
свободное передвижение не только товаров,
но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется
национальное законодательство государств-членов;
усиливаются наднациональные органы контроля
и управления;
экономический и валютный
союз: создается единое экономическое,
валютно-финансовое, правовое и информационное
пространство при обязательном соблюдении
межгосударственных договоров;
политический союз: осуществляется
переход стран-участниц к общей внешней
политике, политике безопасности, вводится
единое гражданство, усиливается сотрудничество
в правосудии и внутренних делах.
Сегодня
наиболее остро стоит вопрос не столько
ускоренного осуществления интеграционного
процесса на территории СНГ, сколько
поиска качественных “точек соприкосновения”,
которые позволят более объективно
оценить перспективы развития как
государств-участников, так и СНГ
в целом. Только общими усилиями, направленными
на противостояние негативным мировым
тенденциям, можно повысить конкурентоспособность
национальных экономик и благосостояние
проживающих на территории стран-участниц
граждан.
Союзное государство Беларуси и России
Среди
стран СНГ наиболее последовательно
экономическую интеграцию осуществляют
Республика Беларусь и Российская Федерация,
подписавшие в апреле 1996 г. Договор об
образовании Сообщества Беларуси и России,
а год спустя — Договор об образовании
Союза Беларуси и России, который подтверждал
и развивал положения предыдущего документа
с целью достижения действенной интеграции
в экономической и других сферах общественной
жизни.
Важнейшими
предпосылками экономического взаимодействия
Беларуси и России являются территориальное
разделение труда и сложившаяся в течение
многих десятилетий в рамках бывшего СССР
специализация и кооперация экономических
связей.
Во
времена СССР Беларусь и Российская
Федерация были важнейшими экономическими
партнерами. Российская и белорусская
экономики как были, так и остаются взаимодополняющими.
Более 8 тыс. белорусских и российских
предприятий сегодня связаны взаимными
поставками продукции. Например, МАЗ свыше
половины комплектующих для производства
автомобилей получает из России и более
60 % готовой продукции продает в российские
регионы. В таблице 1 показано, на сколько
процентов интегрированы различные комплексы
Беларуси и России.
Таблица 1.
Интеграция комплексов Беларуси и России.
Название комплекса
|
% интеграции
|
Топливно-энергетический
|
95
|
Машиностроительный
|
85
|
Сельскохозяйственный
|
65
|
Строительной индустрии
|
80
|
Вывод:
И таблицы видно, что наиболее интегрирован
топливно-энергетический комплекс. Это
связано с тем, что единственным поставщиком
ценных углеводородных ресурсов в Беларусь
в настоящее время является как раз Россия.
Обе стороны заинтересованы в расширении
сотрудничества в топливно-энергетическом
комплексе. С этой целью и подготовлена
соответствующая союзная программа. Она
охватывает все направления взаимодействия
в данном секторе экономики: условия поставок
и переработки нефти, нефтяных и химических
элементов, поставки природного газа,
атомную энергетику и т.д.
Договор
о создании Союзного государства Республики
Беларусь и Российской Федерации ратифицирован
парламентами обеих стран и в январе 2000
г. вступил в силу.
Главной
целью экономической интеграции Беларуси
и России является реализация общих для
обоих государств стратегических и текущих
интересов в решении проблемы повышения
уровня жизни народа на основе эффективного
использования преимуществ межгосударственного
разделения труда, специализации и кооперирования
производства, создания благоприятных
условий для возобновления экономического
роста. Достижение этой - цели предполагает
проведение согласованной политики в
области структурной перестройки экономики,
гармонизацию и единую направленность
экономических реформ, осуществление
единой политики в области государственного
регулирования социально-экономических
процессов, внешнеэкономической деятельности,
а также согласованной социальной политики.
Создание
общего экономического пространства Союзного
государства позволит:
повысить эффективность функционирования
реального сектора экономики обеих стран
на основе роста конкурентоспособности
товаропроизводителей;
использовать преимущества
специализации и кооперирования производств
для устойчивого экономического роста;
обеспечить выход на мировые
рынки с новой конкурентоспособной продукцией
высокого качества и новейшего технического
уровня;
увеличить выпуск продукции
с учетом роста платежеспособного спроса
на внутренних рынках;
обеспечить эффективное использование
природных ресурсов;
скоординировать социально-экономическую,
научно-техническую и экологическую политику
обоих государств с целью устойчивого
роста экономики, повышения уровня и качества
жизни народов.
Основные направления, механизмы и
мероприятия по углублению
интеграции
и формированию общего экономического
пространства определены в Программе
экономического сотрудничества Республики
Беларусь и Российской Федерации и конкретизируются
в годовых прогнозах социально-экономического
развития Союзного государства.
Важную
роль в экономической интеграции
Беларуси и России играет региональное
сотрудничество. Взаимодействие Республики
Беларусь с российскими регионами в настоящее
время осуществляется преимущественно
по трем основным направлениям:
участие представителей местных
органов власти в формировании общегосударственных
программ межрегионального сотрудничества;
налаживание прямых связей
субъектов хозяйствования Республики
Беларусь с предприятиями и организациями
Российской Федерации;
установление сотрудничества
между региональными властями двух стран.
Российская Федерация является
главным внешнеторговым партнером
Республики Беларусь. И хотя ее
доля систематически снижается, в 2009 г.
на нее приходилось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского
экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта
товаров в нашу страну.
Практически не решается вопрос о
создании равных условий субъектам
хозяйствования в рамках Союзного государства,
предусмотренного соответствующим соглашением,
подписанным президентами двух стран
еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители,
а также в части доступа белорусских товаров
на российские рынки).
Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан)
Эксперты
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС
полагают, что к 2020 году объем транзитных
грузопотоков из стран Сообщества в
третьи страны через территорию других
государств-членов ЕврАзЭС и обратно
достигнет 300 млн. тонн, что в 6 раз
больше показателей 2000 года. В то время
как транзит из третьих стран
в третьи страны через государства
ЕврАзЭС вырастет в 16 раз по сравнению
с 2000 годом и составит 16 млн. тонн.
Не стоит забывать, что главной
целью функционирования ЕврАзЭС
как региональной организации является
углубление Таможенного союза, что
подразумевает уменьшение и постепенную
ликвидацию таможенных пошлин за провоз
товаров в страны Сообщества, тогда
как транзит внешних грузопотоков,
напротив, может стать стабильным
источником доходов для государств-членов
ЕврАзЭС1.
Товарооборот между государствами-членами
ЕврАзЭС увеличился с 29 млрд. долл. в
2000 году до 123 млрд. долл. в 2008 году, то есть
в 4,1 раза. Резкое снижение товарооборота
последовало в 2009 году, что было обусловлено
последствиями мирового финансового
кризиса (см. Таблицу 2).
Антикризисной
мерой стало создание фонда, в
котором Беларусь может рассчитывать
на 21% общего объема средств Антикризисного
фонда, Россия - на 37%, Казахстан - на 24%,
Армения - на 13%, Кыргызстан - на 3% и Таджикистан
- на 2%. Размер Антикризисного фонда
ЕврАзЭС в 2010 году исчисляется $8 млрд.
550 млн. Данный фонд призван аккумулировать
инвестиционные ресурсы стран для
модернизации национальных экономик посредством
реализации инновационных проектов.
Таблица 2. Объем взаимной
торговли стран ЕврАзЭС в 2009 г.
(млн. долл.
США, % к 2008 г.)
Страны
|
Экспорт, %
|
Импорт, %
|
Сальдо
|
Беларусь
|
6417,3 (62%)
|
15065,8 (67%)
|
-8648,5
|
Казахстан
|
3772,4 (56%)
|
8349,2 (63%)
|
-4576,8
|
Кыргызстан
|
309,3 (61%)
|
1346,8 (75%)
|
-1037,5
|
Россия
|
24571,9 (67%)
|
9847,5 (59%)
|
14724,4
|
Таджикистан
|
115,1 (85%)
|
999,3 (75%)
|
-884,2
|
Всего ЕврАзЭС
|
35186,0 (65%)
|
35608,6 (64%)
|
-422,6
|
Источник:
Статистика стран ЕврАзЭС, 2010. С.17.
Как
показало исследование, для повышения
эффективности инвестиционного
сотрудничества стран ЕврАзЭС в
настоящее время подготавливает
комплекс нормативно-правовых соглашений.
В частности, Соглашение об основах
инвестиционной деятельности, Соглашение
о создании условий на финансовых
рынках для обеспечения свободного
движения капитала, Соглашение о согласованных
принципах валютной политики.
Стремление
руководства стран ЕврАзЭС обеспечить
переход к более высокому уровню
интеграционного взаимодействия в
рамках Сообщества проявилось в принятии
Плана действий по формированию к 2010 году
Таможенного союза в составе трех его
членов - России, Казахстана и Беларуси.
С
1 июля 2010 года Таможенный союз функционирует
в формате трех стран, причем анализ
целевой стратегии развития Таможенного
союза позволяет сделать вывод, что именно
в рамках Таможенного союза государств
России, Беларуси и Казахстана формируются
предпосылки по созданию реального
экономического союза и уже в 2012 году планируется
образование Единого экономического пространства.
Данные
национальных статистических служб
государств – членов Таможенного союза
и Единого экономического пространства
(ТС и ЕЭП) свидетельствуют, что в январе-сентябре
2012 года в целом сохранилась положительная
динамика основных социально-экономических
показателей.
В
Беларуси объем произведенного ВВП
за 9 месяцев 2012 г. в текущих ценах составил
367,2 трлн. белорусских руб. и увеличился
по сравнению с аналогичным периодом 2011
г. на 2,5%.
В
Казахстане объем произведенного ВВП
за январь-сентябрь 2012г. По сравнению с
январем-сентябрем предыдущего года увеличился
на 5,2% и составил, по оценкам, почти 30,0
трлн. тенге.
В
России объем произведенного ВВП
за 9 месяцев 2012 г. Увеличился по сравнению
с аналогичным периодом предыдущего года
на 3,8% и составил 44076,9 млрд. руб.
В целом по ТС и ЕЭП прирост произведенного
ВВП за
январь-сентябрь 2012г. составил 4,0% по сравнению
с январем-сентябрем 2011г.
Таблица 3. Валовой внутренний продукт
Январь-сентябрь 2012г.
|
2012г., в процентах к соответствующему
периоду предыдущего года
|
Справочно: 2011г., в процентах
к соответствующему периоду предыдущего
года
|
январь-сентябрь
|
I полугодие
|
III квартал
|
январь-сентябрь
|
I полугодие
|
III квартал
|
Беларусь, трлн. белорусских рублей
|
367,2
|
102,5
|
102,9
|
101,9
|
107,4
|
111,2
|
101,9
|
Казахстан, трлн. тенге
|
30,0
|
105,2
|
105,6
|
104,6
|
107,2
|
107,0
| и т.д.................
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|
|