Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Интеграционные процессы в экономике стран бывшего СССР

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГФ УО ФПБ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

 
Факультет экономики и права
 
 
 
 
 
Самостоятельная Управляемая Работа Студента
по дисциплине «Национальная экономика Беларуси»
на тему: «Интеграционные процессы в экономике стран бывшего СССР»
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка гр. 1074
Соколова  А.О.
Проверила:
Сергеенко В.П.
 
Гомель
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3

    Союзное государство Беларуси и России………………………………...5


    Евразийское экономическое сообщество (Беларусия, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан)………………………………………….7


Заключение…………………………………………………………………….10
Список  использованных источников………………………………………...12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В течение пятнадцати последних лет  различные аспекты экономической  эволюции СНГ обсуждались на страницах  печати. Естественно, что мнения ученых, работающих в данной области, имеют  существенные расхождения. Одна из причин состоит в том, что научных  исследований по этому вопросу явно недостаточно, и экономика СНГ  как самостоятельная дисциплина только формируется. К тому же данная проблема излишне политизирована.
Так, сторонники восстановления СССР негативно  оценивают итоги деятельности Содружества  в связи с его, на их взгляд, аморфностью  и недостаточной интегрирующей  ролью, отсутствием реальных надгосударственных институтов. Многие западные ученые и  политики, напротив, считают, что СНГ  восстанавливает "империю", угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным  их вступление в Евросоюз. Эти крайние  позиции сходятся, поскольку их сторонники не видят объективной необходимости  и возможности сотрудничества России с другими независимыми государствами  постсоветского региона, не предполагающей их обязательное объединение в "экономический  союз" и не исключающей участие  стран СНГ в других межгосударственных объединениях.
Но  при образовании какого-либо международного союза на первый план выдвигается, прежде всего, взаимная экономическая выгода каждого его участника. А поодиночке странам СНГ очень сложно выдерживать  конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными  объединениями.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего  сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем  выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе  этническо - религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
    ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
    повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
    увеличение притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран;
    сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения.
В мировой практике сложились следующие  формы региональной интеграции государств:
    зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
    таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
    общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
    единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
    экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
    политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько  ускоренного осуществления интеграционного  процесса на территории СНГ, сколько  поиска качественных “точек соприкосновения”, которые позволят более объективно оценить перспективы развития как  государств-участников, так и СНГ  в целом. Только общими усилиями, направленными  на противостояние негативным мировым  тенденциям, можно повысить конкурентоспособность  национальных экономик и благосостояние проживающих на территории стран-участниц граждан.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Союзное государство Беларуси и России
 
Среди стран СНГ наиболее последовательно  экономическую интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.
Важнейшими  предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей.
Во  времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами.  Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы. В таблице 1 показано, на сколько процентов интегрированы различные комплексы Беларуси и России.
Таблица 1. Интеграция комплексов Беларуси и России.
Название комплекса
% интеграции
Топливно-энергетический
95
Машиностроительный
85
Сельскохозяйственный
65
Строительной индустрии
80

Вывод: И таблицы видно, что наиболее интегрирован топливно-энергетический комплекс. Это связано с тем, что единственным поставщиком ценных углеводородных ресурсов в Беларусь в настоящее время является как раз Россия. Обе стороны заинтересованы в расширении сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе. С этой целью и подготовлена соответствующая союзная программа. Она охватывает все направления взаимодействия в данном секторе экономики: условия поставок и переработки нефти, нефтяных и химических элементов, поставки природного газа, атомную энергетику и т.д.
Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.
Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой - цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.
Создание  общего экономического пространства Союзного государства позволит:
    повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;
    использовать преимущества специализации и кооперирования производств для устойчивого экономического роста;
    обеспечить выход на мировые рынки с новой конкурентоспособной продукцией высокого качества и новейшего технического уровня;
    увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспособного спроса на внутренних рынках;
    обеспечить эффективное использование природных ресурсов;
    скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.
Основные направления, механизмы и мероприятия по углублению
интеграции  и формированию общего экономического пространства определены в Программе экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации и конкретизируются в годовых прогнозах социально-экономического развития Союзного государства.
Важную  роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество. Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:
    участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;
    налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;
    установление сотрудничества между региональными властями двух стран.
Российская Федерация является главным внешнеторговым партнером
Республики Беларусь. И хотя ее доля систематически снижается, в 2009 г. на нее приходилось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта товаров в нашу страну.
Практически не решается вопрос о  создании равных условий субъектам  хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители, а также в части доступа белорусских товаров на российские рынки).

    Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан)


 
Эксперты  Интеграционного Комитета ЕврАзЭС  полагают, что к 2020 году объем транзитных грузопотоков из стран Сообщества в  третьи страны через территорию других государств-членов ЕврАзЭС и обратно  достигнет 300 млн. тонн, что в 6 раз  больше показателей 2000 года. В то время  как транзит из третьих стран  в третьи страны через государства  ЕврАзЭС вырастет в 16 раз по сравнению  с 2000 годом и составит 16 млн. тонн. Не стоит забывать, что главной  целью функционирования ЕврАзЭС  как региональной организации является углубление Таможенного союза, что  подразумевает уменьшение и постепенную  ликвидацию таможенных пошлин за провоз товаров в страны Сообщества, тогда  как транзит внешних грузопотоков, напротив, может стать стабильным источником доходов для государств-членов ЕврАзЭС1.
Товарооборот между государствами-членами  ЕврАзЭС увеличился с 29 млрд. долл. в 2000 году до 123 млрд. долл. в 2008 году, то есть в 4,1 раза. Резкое снижение товарооборота  последовало в 2009 году, что было обусловлено  последствиями мирового финансового кризиса (см. Таблицу 2).
Антикризисной мерой стало создание фонда, в  котором Беларусь может рассчитывать на 21% общего объема средств Антикризисного фонда, Россия - на 37%, Казахстан - на 24%, Армения - на 13%, Кыргызстан - на 3% и Таджикистан - на 2%. Размер Антикризисного фонда  ЕврАзЭС в 2010 году исчисляется $8 млрд. 550 млн. Данный фонд призван аккумулировать инвестиционные ресурсы стран для  модернизации национальных экономик посредством  реализации инновационных проектов.
Таблица 2. Объем взаимной торговли стран ЕврАзЭС в 2009 г.
(млн. долл. США, % к 2008 г.)
Страны
Экспорт, %
Импорт, %
Сальдо
Беларусь
6417,3 (62%)
15065,8 (67%)
-8648,5
Казахстан
3772,4 (56%)
8349,2 (63%)
-4576,8
Кыргызстан
309,3 (61%)
1346,8 (75%)
-1037,5
Россия
24571,9 (67%)
9847,5 (59%)
14724,4
Таджикистан
115,1 (85%)
999,3 (75%)
-884,2
Всего ЕврАзЭС
35186,0 (65%)
35608,6 (64%)
-422,6

Источник: Статистика стран ЕврАзЭС, 2010. С.17.
Как показало исследование, для повышения  эффективности инвестиционного  сотрудничества стран ЕврАзЭС в  настоящее время подготавливает комплекс нормативно-правовых соглашений. В частности, Соглашение об основах  инвестиционной деятельности, Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, Соглашение о согласованных  принципах валютной политики.
Стремление  руководства стран ЕврАзЭС обеспечить переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия в  рамках Сообщества проявилось в принятии Плана действий по формированию к 2010 году Таможенного союза в составе трех его членов - России, Казахстана и Беларуси.
С 1 июля 2010 года Таможенный союз функционирует  в формате трех стран, причем анализ целевой стратегии развития Таможенного союза позволяет сделать вывод, что именно в рамках Таможенного союза государств России, Беларуси и Казахстана формируются предпосылки по созданию реального  экономического союза и уже в 2012 году планируется образование Единого экономического пространства.
Данные  национальных статистических служб  государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП) свидетельствуют, что в январе-сентябре 2012 года в целом сохранилась положительная динамика основных социально-экономических показателей.
В Беларуси объем произведенного ВВП  за 9 месяцев 2012 г. в текущих ценах составил 367,2 трлн. белорусских руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 2,5%.
В Казахстане объем произведенного ВВП  за январь-сентябрь 2012г. По сравнению с январем-сентябрем предыдущего года увеличился на 5,2% и составил, по оценкам, почти 30,0 трлн. тенге.
В России объем произведенного ВВП  за 9 месяцев 2012 г. Увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,8% и составил 44076,9 млрд. руб.
 В целом по ТС и ЕЭП прирост произведенного ВВП за январь-сентябрь 2012г. составил 4,0% по сравнению с январем-сентябрем 2011г.
Таблица 3. Валовой внутренний продукт

и т.д.................


Январь-сентябрь 2012г.
2012г., в процентах к соответствующему  периоду предыдущего года
Справочно: 2011г., в процентах  к соответствующему периоду предыдущего  года
январь-сентябрь
I полугодие
III квартал
январь-сентябрь
I полугодие
III квартал
Беларусь, трлн. белорусских рублей
367,2
102,5
102,9
101,9
107,4
111,2
101,9
Казахстан, трлн. тенге
30,0
105,2
105,6
104,6
107,2
107,0

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.