Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Законодательные источники

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.05.2013. Год: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 
 

Введение

Законодательные источники - вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью.
История государственной  власти и управления в России, а  следовательно и история российского  законодательства составляют сердцевину многих исторических и современных социальных и политических проблем. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Параллельно накапливайся опыт изучения отдельных законодательных актов - истории их разработки, обсуждения, принятия, публикации.
Комплексно законодательство изучают, пожалуй, лишь правоведы и  историки права, но как источник права. В этом случае именно система выступает  как основа отбора исследуемых источников, систематизации законодательных актов и определения критериев их эволюции.
 

1. Памятники законодательства как исторический источник

Одной  из важнейших  политических функций государства  является право формулировать новые  нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Именно поэтому изучать историю невозможно без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действуют в данном государстве и регулируют отдельные сферы социальных отношений. Политико-юридическая система, которая отражается в законодательстве, является наиболее общей формой социального контроля за поведением человека. С официальным законодательством человек в добуржуазном обществе сталкивался нечасто. Большая часть повседневных отношений средневекового человека с окружающими регулировалась нормами обычного права, попросту говоря, традицией. Нормы обычного права могли рассматриваться в качестве источника письменных правовых норм, которые были призваны регулировать либо отношения между новыми, прежде не существовавшими социальными группами, либо новые отношения, в которые не вступали члены традиционного общества.Роль традиции - обычного права в древней Руси, судя по всему, была особенно велика, поскольку в силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. В какой-то степени роль, эквивалентную римскому праву, на Руси играли правовые нормы, зафиксированные в Библии. При изучении законодательных источников следует помнить, что каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные "стандарты" поведения и поступков. Однако из этого следует, что, пока действует данный закон, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом.
 

2. Памятники светского права

Начальные фазы законотворчества в Древнерусском государстве  практически не отразились в дошедшем до нас комплексе письменных источников. Исключением являются ссылки на статьи некоего Закона Русского, которые встречаются в договорах Руси с греками. На основании сопоставления этих статей с нормами позднейших законодательных памятников (прежде всего с Русской Правдой) пытались реконструировать этот источник. В литературе широко распространено мнение, что Закон Русский представлял запись норм обычного права восточных славян. Считается, что именно Закон Русский лег в основу первых дошедших до нас памятников письменного права Древней Руси, которые принято обобщенно называть Русской Правдой.
Древнейшим из них  является Краткая Правда (20-70-е годы XI в.). Она представляет собой кодекс норм прецедентного права. Всеми  этими нормами, регламентируются отношения  в пределах княжеского (позднее также и боярского) хозяйства, вынесенного за пределы официальной столицы государства. Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. (в составе Новгородской I летописи младшего извода) и 11 списках XVIII-XIX вв. Ее текст помещен в статье 6521 (1016) г.По структуре и источникам, которые вошли в ее состав, Краткую правду принято делить на Правду Ярослава и Правду Ярославичей.
Появление первого памятника  письменного права, вероятно, было вызвано  тем, что именно в княжеском окружении  начали формироваться новые, нетрадиционные социальные отношения, не подпадавшие под обычные нормы. Основой "официального", "необычного" законодательства могли выступать как переработанные древние правовые памятники и традиционные нормы права, так и нормы принципиально новые, заимствованные, скорее всего, из наиболее авторитетного - для князя и его окружения - источника, Священного писания.
Ко второму-третьему десятилетиям ХП в. обычно относится появление  Пространной Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расширенную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). В то же время это "единый памятник, основанный на разнообразных материалах, но единовременно возникший". По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (почему и имеет такое условное название). Пространная Правда чаще всего рассматривается как памятник новгородского гражданского законодательства, хотя количество списков и распространенность в различных юридических сборниках позволяют относить се к общерусскому законодательству. Степень "официальности" Пространной Правды неизвестна.
Наиболее спорным памятником является Сокращенная Правда, сохранившаяся  в двух списках XVII в. Обычно ее датируют концом XV в. В дошедшем виде Сокращенная  Правда появилась, вероятно, в Пермской земле, после присоединения ее к Московскому княжеству. Большинство исследователей видят в этом памятнике простое сокращение текста Пространной Правды (что отразилось в его общепринятом названии).
Несмотря на традиционную характеристику Русской Правды как единого памятника, более корректно рассмотрение Краткой, Пространной и Сокращенной Правд как самостоятельных источников, связанных между собой. Изучение этих древнейших русских юридических памятников независимо от сборников, в составе которых дошли их тексты, вряд ли можно (с источниковедческой точки зрения) считать верным методическим приемом.
 

3. Законодательные памятники XIV-XV веков

После Русской Правды наиболее полным и разносторонним кодексом русского права является Псковская Судная грамота. Она сохранилась в двух независимых друг от друга списках XVI в. - Воронцовском, включающем весь текст грамоты, и Синодальном, содержащем только последние двенадцать статей
Происхождение Псковской  Судной грамоты до сих пор вызывает споры. По одной из наиболее аргументированных гипотез, первая редакция грамоты, которая была составлена в 1397 г. (дата сохранилась в тексте заголовка), представляла собой свод псковских пошлин, дополненный выписками из наиболее древнего законодательного памятника Пскова - грамоты Александра Невского. Впоследствии этот текст неоднократно редактировался. Дошедшие до нас списки передают уже третью редакцию, которую относят ко второй половине XV в. (после 1462 г.). Все три редакции - непосредственное отражение сложного процесса кодификации действующего права северо-западного вечевого города: от самых ранних этапов складывания этого права до последних десятилетий его существования.
Новгородская судная грамота известна в одном списке 70-х годов XV в. Сборник, в составе которого она дошла, был подготовлен в середине XV в. Кроме Судной грамоты в него вошел Коростынский договор 1471 г, (между Новгородом и великим князем московским), который ссылается на нее. Соответственно создана Новгородская судная грамота не позднее 1471 г. Текст грамоты появился около 1385 г, и затем неоднократно редактировался. Источником Новгородской судной грамоты послужила Русская Правда, Ряд статей сближает Новгородскую и Псковскую судные грамоты. Впоследствии некоторые нормы этих памятников использовались при выработке общерусского законодательства.

3. Законодательные памятники конца XV-XVII веков

Политическое объединение  русских земель вокруг Москвы породило новые отношения не только между  властью и обществом, но также  между центром и территориями, входившими в состав Московской Руси. Поэтому важную роль в становлении законодательства молодого единого государства на начальном этапе играли уставные грамоты, содержавшие распоряжения верховной власти относительно организации местного управления (наместничьи, губные, таможенные). Известны 16 таких грамот. Их содержание значительно разнообразнее содержания других актов, выходивших из великокняжеской канцелярии. Имея форму актов, они выполняли несколько функций, в том числе и законодательную. В них часто формулировались нормы материального, гражданского и уголовного права. Кроме того, они фиксировали новые нормы отношений государства и его отдельных территорий, создавая тем самым прецеденты для решения подобных вопросов в дальнейшем. Наиболее интересны две самые ранние уставные грамоты такого рода - Двинская и Белозерская.
Двинская уставная грамота (последние годы XIV в.). Полагают, что она стала результатом переговоров между восставшими двинянами и Москвой, стремившейся присоединить северные земли. Двинскую уставную грамоту можно рассматривать как начальный этап формирования законодательства единого Российского государства.
Белозерскую уставную грамоту 1488 г, часто называют непосредственной предшественницей Судебника 1497 г. Основное внимание в ней уделено регламентации деятельности органов административного управления, соотношению функций местных властей и великокняжеских наместников, а также разделению юрисдикции между местным наместничьим судом и центральным - великокняжеским.
Первым опытом кодификации общерусских правовых норм стал Судебник 1497 г. Его принятие составило целую эпоху в истории русского законодательства. История его происхождения, источники, место в жизни Московской Руси XV - первой половины XVI в. пока изучены неудовлетворительно. Между тем значение этого юридического кодекса выходит далеко за рамки истории правовой мысли древней Руси, поскольку в Западной Европе того времени подобного свода законодательных норм не существовало. Судя по записи, сохранившейся в тексте самого Судебника, он был составлен в 1497 г. Однако многие исследователи полагают, что работа над ним продолжалась и позже, а сам кодекс начал практически использоваться только после восхождения на престол в 1498 г, великого князя Дмитрия Ивановича.Точно установлено, что источниками для первого Судебника послужили Русская Правда (к ней восходят 25 из 68 статей), Псковская судная (с ней связаны 9 статей Судебника) и уставные грамоты (10 статей).
По составу Судебник принято делить на три части:
    постановления о центральном суде
    постановления о местном суде
    постановления по материальному гражданскому и уголовному праву.
Судебник 1497 г. на протяжении почти всего XV в. являлся памятником действующего права. В последующие  годы он постоянно дорабатывался. Судебник Василия III, так называемый Царский Судебник 1550 г., и так называемый Судебник Федора Иоанновича в значительной степени были новым изданием Судебника 1497 г., исправленным и дополненным.
Судебник 1550 г. в подлиннике не сохранился. Известно 40 списков Судебника, в том числе 13 - XVI в. В 1551 г. Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя. В отличие от уже рассмотренных законодательных памятников многие списки Царского Судебника имеют оглавление, предшествующее основному тексту. Обычно указываются 99 или 100 статей.
Вместе с тем требовали  разрешения новые социальные противоречия, которые, накопившись, привели к  городским восстаниям середины XVI в. В этих условиях правительство Ивана  Грозного серьезное внимание уделило  составлению нового Судебника.
В статьях нового Судебника  получили развитие намеченные еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации  управления и судопроизводства в  государстве. Положения Судебника 1550 г. получили свое развитие в разнообразных  указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях.
Важнейшим законодательным  источником является Соборное Уложение 1649 г. Обстоятельства, этапы и детали его появления известны по многочисленным русским и зарубежным источникам. Соборное Уложение 1649 г. было завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства. Этим определяется его значение как исторического источника. Оно дает важную информацию по социально-экономической и политической истории России 17 в.
Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. Во второй половине XVII - начале XIX в. оно  обросло множеством дополнений, уточнений, изменений.
 

4. Памятники древнерусского канонического права

Под каноническим правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви), Каноническое право православной церкви отличается от канонического права церкви западно-римской, католической. В последнее входят нормы, кодифицированные и средние века в свод церковных правил под названием "Corpus juris canonici". В него вошли не только правила древней церкви, но и папские декреты, извлечения из римского права, законов франкских королей и других источников.

4.1 Каноны св. Апостолов

Так называется совокупность норм, регулирующих церковные отношения, которые создавались на основании апостольского предания в первые три века христианства. Эти правила затрагивали все стороны церковной жизни, касаясь жизни клира, мирян и церковного управления, Апостольские правила являются каноническими для всех христианских церквей. Каноном св. Апостолов пользовались как местные, так и вселенские соборы, не раз цитировавшие их в своих постановлениях. В связи с этим нормы соборного канона могут иногда дословно совпадать с апостольским каноном, хотя чаще в постановлениях вселенских и поместных соборов встречаются косвенные указания на апостольские правила. Всего насчитывают 85 канонов, или правил, св. Апостолов.

4.2. Каноны вселенских соборов

Вселенскими соборами обыкновенно  называют собрания епископов всех поместных церквей. Вселенские соборы созываются в исключительных случаях для решения важных церковных вопросов. Содержание постановлений первых соборов указывает на то, что обычно они созывались для решения вопросов веры, разногласиями в которых порождались еретические течения. Кроме того, на вселенских соборах вырабатывались общие нормы церковной дисциплины. Было семь вселенских соборов.
    Никейский собор
    Вторым был 1-й Константинопольский (387 г.) собор.
    Третий - Ефесский собор, состоялся в 431 г.
    Пятым был II Константинопольский собор (553 г.).
    Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора - Ш Константинопольский (680 г.) и так называемый Трулльский (691 г.).
    Наконец, седьмым называется II Никейский собор (787 г.),

4.3. Каноны поместных соборов

Менее важные вопросы  церковной жизни решались на поместных  соборах. Каноны поместных соборов - это постановления собрания епископов  какой-нибудь митрополии. Правовые решения  поместных соборов считались  обязательными для местности, епископами которой они были приняты. Поскольку устройство церквей не отличается разнообразием, постановления одной территории часто соответствовали постановлениям других местностей.
Известно десять поместных  соборов, которые приняли правила, считавшиеся общеобязательными  для православной церкви:
    Анкирский (314 г,).
    Неокесарийский (315 г.).
    Гангрский (около 340 г.).
    Антиохийский (341 г.).
    Сардикийский (344 г.).
    Лаодикийский (конец IV в.).
    Так называемый Карфагенский (419 г.),
    Константинопольский (394 г.).
    Константинопольский (861 г.)
    Константинопольский (879 г.).
К канонам поместных  соборов относятся решения церковных  соборов, прошедших на Руси. Развернутый  источниковедческий анализ их материалов не проводился. Преимущественно постановления  русских соборов изучали историки Русской православной церкви и специалисты в области церковного права. Возможно, поэтому постановления русских поместных соборов редко используются в исторических исследованиях. Чаще других историки обращаются к решениям Стоглавого собора 1551 г.
Источником, наиболее полно отразившим представления об идеологических основах и самом строе русской церкви XVI в., является Стоглав - сборник постановлений поместного собора 1551 г.
Стоглав (памятник содержал 100 глав, отсюда и его название) продолжил  древнерусскую традицию "вопрошаний". Он совместил признаки канона поместных соборов и канона святых отцов. Стоглав написан в виде ответов высших иерархов церкви на царские вопросы о церковном "строении". Таким образом, Стоглав представлял собой определенный компромисс между светской и духовной властями. Ценность этого законодательного акта, действовавшего на протяжении целого столетия, определяется тем, что он показывает не только механизмы взаимодействия церкви и государства, но и многие стороны повседневной жизни древнерусского общества, нашедшие слабое отражение в других исторических источниках.

4.4. Каноны отцов церкви

Под таким названием  подразумеваются правила, написанные наиболее авторитетными епископами в виде посланий-ответов па вопросы  других пастырей. Формально эти послания могли рассматриваться в качестве закона, только если были приняты большинством епископов. Многие из этих правил впоследствии были утверждены Трулльским собором. К подобным посланиям относятся следующие:
    Дионисия Александрийского (ум. в 264 г.) -;
    Петра Александрийского (ум. в 311 г.),;
    Григория Неокесарийского (ум. в 272 г.),;
    Св. Афанасия Александрийского (326-371 гг.),;
    Св. Василия Великого (370-378 гг.),;
    Св. Григория Нисского (372-394 гг.) к Литию, епископу мелитинскому - об епитимье.
    Св. Григория Богослова (370-390 гг.) и св. Анфилохия (394 г.)
    Тимофея, александрийского архиепископа
    Феофила, александрийского архиепископа (395-413 гг.),;
10)Св. Кирилла, александрийского  архиепископа (ум. в 444г.),;
11)Геннадия, константинопольского  патриарха (ум. в 471 г.), к папе Льву I и восточным епископам, а также Тарасия, константинопольского патриарха, к папе Адриану.
К XVI в. на Руси бытовало не менее сотни таких произведений, возникших на отечественной почве. Часть из них имела вполне официальный характер, поскольку исходила от высших иерархов. Другие святоотеческие правила были рекомендательными, зачастую анонимными. К числу наиболее популярных в древней Руси относятся, видимо, канонические ответы митрополита русского Иоанна II, перевод которых с греческого сохранился в списках Кормчих книг XIV-XVII вв., и так называемое Кириково вопроша-ние, содержащее ответы новгородского епископа Нифонта (1130-1156 гг.) и других иерархов на вопросы Кирика, Ильи  и некоего Саввы. Содержание памятников затрагивает проблемы семейно-брачных отношений, вопросы, связанные с народным восприятием христианства, соблюдением горожанами христианских норм поведения и морали.
 

5. Юридические сборники

С XI в. основным типом  сводов памятников христианского и  византийского церковного права на Руси был сборник, который позднее, в ХШ в., получил название Кормчей книги. Кормчие книги - в основном переводы и переработки - известны в очень большом количестве списков (до 180), относящихся в первую очередь к XV-XVI вв. Но встречаются списки как более ранние (ХП в.), так и более поздние (XVIII-XIX вв.). География распространения кормчих чрезвычайно широка: они переписывались и редактировались в Северо-Восточной (Владимир, Москва, Суздаль, Рязань и др.) и Северо-Западной (Новгород, Псков) Руси, в западных (Полоцк), юго-западных и южных (Владимир-Волынский, Львов, Киев и др.) русских землях. Среди кормчих наиболее важную роль играли так называемые Сборники 14 титулов. На их материалах, известных на Руси с XI в., основывались все кормчие книги XIV-XVI вв., создававшиеся в Русском централизованном государстве и Великом княжестве Литовском. Правовое и каноническое содержание кормчих книг является для них основным, и вначале оно было определяющим. Однако в процессе бытования как в Византии, так и, особенно, на Руси наряду с правилами и установлениями они включили многие церковно-полемические, хронологические, календарные, экзегетические сочинения, словари и другие памятники.
Значительно позднее кормчей, не ранее конца ХШ в., сформировался другой древнерусский сборник подобного рода - Мерило Праведное. Он сохранился всего в пяти списках XIV-XVI вв., имеющих идентичный состав. В состав Мерила Праведного вошло большое количество как русских, так и переводных (в основном византийских) законодательных памятников, а также правовые нормы, заимствованные из библейских текстов (например, "Избрание от закона Богом данного").
Под названием Правосудие митрополичье известен памятник, помещенный в "Цветнике" (сборник слов и  поучений) XVI в. Не вполне ясно, когда был создан этот законодательный источник. Одни исследователи считают его памятником, возникшим не ранее XIV в. Статьи, включенные в него, затрагивают вопросы, традиционно относившиеся к юрисдикции церковных судов. Среди источников Митрополичьего правосудия были церковный устав Ярослава, Пространная Русская Правда, а также некоторые другие памятники законодательства. По своей терминологии Митрополичье правосудие близко к московским памятникам типа Судебников.
 

6. Законодательные источники нового времени

Законодательные источники  относятся к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода. Однако законодательство нового времени приобретает ряд новых черт. Поскольку свойства законодательства нового времени определяются в России на протяжении XVIII в,, этому периоду уделяется преимущественное внимание. Активизация законотворчества ведет к противоречию, особо остро ощущавшемуся в XVIII в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура, - между абсолютистской государственной властью и стремлением к детальной регламентации жизни общества и частной жизни подданных.
Надо рассмотреть историю «каждого памятника в отдельности», указав «причины издания памятника - мотивы и цели, руководившие законодателем при издании памятника; элементы, легшие в основание памятника, или его источники; редакцию памятника, т. е. как он составлен, в какое время, при участии каких лиц, учреждений и вообще органов законодательной власти; дальнейшую судьбу памятника - силу и действие его в последующие эпохи развития; наконец, научную обработку и литературу памятника». Определенное внимание законодательству как источнику при изучении истории русского права уделял Н.П. Загоскин. Законодательные источники он относил к «памятникам государственного и юридического быта». Сюда же он включал архивные материалы и их публикации, «Архив Государственного Совета», «Доклады и приговоры Правительствующего Сената», акты фамильных архивов и пр. Но из законодательных актов рассматриваемого нами периода автор упоминает лишь Полное собрание законов Российской империи, отмечая его неполноту. В целом анализу законодательных памятников, как и других источников, историки уделяли мало внимания, используя источники прежде всего в выборочно-иллюстративных целях, что особенно заметно при описании истории XVIII-XIX вв.
Начало нового этапа  в истории русского законодательства, а точнее, в истории русского права  и законодательства как его источника  большинство авторов связывают  с изменением соотношения обычая и закона как источников права и относят изменение этого соотношения либо к середине XVII в. (после Соборного уложения 1649 г.), либо к началу XVIII в. (период преобразований Петра I).
В конце 1710-х годов  Петр I, по-видимому, считал, что имеющаяся  законодательная база, в основе которой по-прежнему лежало Соборное уложение 1649 г. Основным законодательным актом, утверждавшим приоритет закона как источника права, стал именной указ от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских, о невершении дел против регламентов, о невыписывании в доклад, что уже напечатано, и о имении сего указа во всех судных местах на столе, под опасением штрафа». С 1720-х годов правительство начало прилагать существенные усилия для восполнения этих пробелов. Такой способ восполнения пробелов в законодательстве активизировался в правление Екатерины
Внимания достоин и  тот факт, что именно при быстрой  смене временных правителей Российской империи, в условиях крайней нестабильности верховной власти один за другим издавались законодательные акты, подтверждавшие необходимость руководствоваться ранее принятыми законодательными нормами. В этом, несомненно, проявилась стабилизирующая роль законодательства при смене правлений.
В XIX в. попытки провести кодификацию сначала воплотились  в создании Свода законов Российской империи. Свод был издан в результате деятельности II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1832 г. и вступал в действие с 1 января 1835 г. Хронологически они охватывали период от начала XVIII в. до 1 января 1832 г.

Разновидности законодательных актов

Поскольку для рассматриваемого периода, особенно для XVIII в., задача разграничения  законов и иных нормативных актов  принципиально неразрешима, целесообразно  сосредоточить усилия на выяснении  юридической роли, характера и масштабов действия отдельных разновидностей законодательных актов.
Полного собрания законов  Российской империи в «Табели  о числе уставов, учреждений, наказов, жалованных грамот, указов и трактатов, состоявшихся со времени Уложения, с 29 Января 1649 по 1 Января 1832 года» группируют разновидности законодательных актов следующим образом:
    уложения, уставы, учреждения и наказы;
    жалованные грамоты;
    манифесты и указы;
    трактаты.
В целом в историографии  проблема анализа разновидностей законодательных актов не решена. Во-первых, разновидностей законодательных актов было гораздо больше, чем упоминается в историографии. Во-вторых, вопрос об иерархии разновидностей должен решаться на достаточно репрезентативном материале путем сопоставления правовых норм, фиксируемых в законодательных актах разных разновидностей.
Выделим наиболее существенные разновидности законодательных  актов, сложившиеся в XVIII в.
Манифесты- законодательные акты, провозглашавшие вступление на престол нового императора, сообщавшие о рождениях, браках и кончинах лиц императорской фамилии, а также о наиболее существенных реформах (Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1762 г., Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г.). Манифесты издавались при объявлении войны, заключении мира и при стихийных бедствиях (например, во время эпидемии чумы).
Указы- наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов.
Уставы - специальные законодательные акты, регулирующие какую-либо сферу деятельности (Новоторговый устав 1667 г., Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав благочиния
Регламенты и учреждения - законодательные акты учредительного характера, определявшие организацию, состав, компетенцию и регулирующие деятельность государственных учреждений (Регламент главного магистрата 1721 г., Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).
Фактически разновидностей законодательных актов было гораздо  больше, и их соотношение постоянно - от правления к правлению - менялось.
Свод законов упорядочивал номенклатуру разновидностей законодательных  актов. Для того чтобы понять, насколько  в Своде законов удалось упорядочить  номенклатуру разновидностей законодательных  актов, сравним структуру законодательства по разновидностям за первые месяцы правлений императоров XIX в.
Увеличение количества законодательных актов, разновидностей законодательных актов, расширение сферы законодательного регулирования  не только обусловливают наиболее заметные свойства корпуса законодательных источников нового времени, но и порождают множество проблем при его системном исследовании.
 

Заключение

При изучении законодательных  источников следует помнить, что  каждая правовая норма и закон  в целом формулируют желательные "стандарты" поведения и поступков. Однако из этого следует, что, пока действует данный закон, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом. В то же время законы несколько запаздывают относительно самих причин, породивших необходимость формулирования новых правил отношений людей между собой, а также между членами данного сообщества и государством.
Кроме того, нельзя забывать, что, по крайней мере, до середины XVII в. на Руси ни один закон никогда  полностью не выполнялся. Одной из важнейших причин такого положения было отсутствие со стороны государства возможности контролировать выполнение закона не только па местах, по и в столице. Соответствующих структур аппарата власти  просто не было. Все это задает определенную специфику в изучении законодательных источников и использовании информации, полученной из них в историческом построении.Определенные сложности в изучении ранних законодательных исто
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.